Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ВАРИАНТ - 3

1. Для чего создана РСЧС?:

1.

2.

3.

4.

2. Основные задачи РСЧС:

1.

2.

3.

4.

1. Штаб ГОЧС.

2.

3. Органы управления ГОЧС.

4. МЧС России

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1. На станциях мониторинга;

2. В республиках;

3. В краях;

4. В областях.

1. Коммерческими структурами;

2.

3.

4.

1. Особо охраняемые территории;

2. Профсоюзные организации;

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3. Разрабатывают план действий в ЧС;

4.


1.

2.

3.

1.

2. Комиссия по ЧС;

3. Правительство РФ;

4.

1.

2.

3. Штабом ГО и ЧС.

1. 10 систем;

2. 16 систем;

3. Не делятся на системы;

4. Делит штаб ГО и ЧС.

16. РСЧС предназначена для:

1.

2.

3.

4.

5. Все вышеперечисленные варианты.

4. Нет уровней.

1. Территориальному;

2. Производственному;

3.

4. Единоначалия.

1. МЧС России;

2. Администрация Президента РФ;

3.

4. Правительство РФ.

Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

Бедствий?

1. в 1961 г.;

2. в 1990 г.;

3. в 1994 г.

Какие задачи выполняет РСЧС в режиме повседневной деятельности?

1. Оперативное управление ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ;

2. Подготовку к конкретным ЧС и смягчению их последствий;

3. Наблюдение и контроль за состоянием природной среды и

4. Потенциальноопасных объектов.

На какой режим работы переходит РСЧС при ухудшении радиационной, химической

Или сейсмической обстановки?

1. Повседневной деятельности;

2. Повышенной готовности;

3. Чрезвычайный режим.

Подлежат ли защите от чрезвычайных ситуаций и их последствий иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России?

2. Нет.

24. Что не является источниками радиоактивных излучений?

1. Радиоактивные продукты деления ядерного заряда;

2. Продукты сгорания, образующиеся при взрыве;

3. Радиоактивные вещества не прореагировавшейся части ядерного заряда

4. Химические элементы с неустойчивыми ядрами.

25. Какие не существуют единицы, характеризующие ионизирующие излучения?

1. Рентген;

2. Бэр;

3. Ватт;

1. Кюри.

26. Когда впервые было применено химическое оружие?

27. Что не относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

1. Противогазы;

2. Защитные колпаки;

3. Респираторы;

4. Ватно-марлевые повязки.

28. Что не относится к средствам индивидуальной защиты кожи?

1. Бинты и повязки;

2. Защитные комплекты;

3. Накидки;

4. Резиновые сапоги и перчатки.

Что принято называть вторичными факторами поражения в условиях военных чрезвычайных ситуаций?

1. Травмы и поражения осколками, радиационное и химическое поражение

вследствие прямого воздействия средств поражения;

2. Очаги химического, биологического, радиационного заражения, пожары и

пр., в результате разрушения потенциально опасных объектов,

гидродинамических сооружений и пр.;

3. Нарушение систем водо- и энергоснабжения, медицинской помощи,

разрушения жилищ.

К какому оружию относятся боеприпасы, действия которых основаны на

Использовании внутриядерной энергии?

1. Ядерному;

2. Обычным средствам поражения;

3. Химическому.

Что представляет собой основной поражающий фактор ядерного взрыва?

1. Электромагнитный импульс;

2. Световое излучение;

3. Ударную волну.

При каком значении избыточного давления разрушаются несущие конструкции и

Перекрытия верхних этажей?

1. 10 – 20 кПа;

2. 20 – 30 кПа;

3. 30 – 50 кПа;

4. свыше 50 кПа.

При какой степени разрушения восстановление здания, сооружения возможно после капитального ремонта?

1. Полной;

2. Сильной;

3. Средней;

4. Слабой.

34. Слабая степень разрушения зданий, сооружений наблюдается при воздействии на них ударной волны с избыточным давлением:

1. В 10 – 20 кПа;

2. В 20 – 30 кПа;

3. В 30 – 50 кПа.

При каких значениях избыточного давления разрушаются жилые дома?

1. 50 – 80 кПа;

2. 30 – 40 кПа;

3. 10 – 20 кПа.

36. Граница очага ядерного поражения проходит через точки с избыточным давлением во фронте ударной волны:

1. 10 кПа;

2. 30 кПа;

3. 50 кПа.

Как называется совокупность электрического и магнитного полей, возникающих при ядерном взрыве?

1. Световое излучение;

2. Проникающая радиация;

3. Электромагнитный импульс.

ВАРИАНТ - 3

1. Для чего создана РСЧС?:

1. На случай возникновения массовых беспорядков;

2. Для проведения мероприятий по предупреждению ЧС;

3. Для снижения возможного размера ущерба;

4. Для максимально возможного снижения размеров потерь в случае возникновения ЧС.

2. Основные задачи РСЧС:

1. Учёт всех видов ЧС, признание риска возникновения ЧС, профилактические работы, построение системы правовой основы с обеспечением нормативно-правовой регламентации деятельности.

2. Предупреждение возникновения ЧС, снижение потерь и ущерба от ЧС, ликвидация последствий ЧС.

3. Оповещение о ЧС, защита населения, обеспечение работы предприятий жизнеобеспечения, ликвидация последствий ЧС, обучение населения.

4. Обмен оперативной информацией, организация обучения и стажировки специалистов, предупреждение возникновения ЧС, создание резервных финансовых, продовольственных и т.п. фондов

3. Основным органом управления системы РСЧС является:

1. Штаб ГОЧС.

2. Комиссии по ЧС соответствующего уровня.

3. Органы управления ГОЧС.

4. МЧС России

4. Основными направлениями деятельности РСЧС являются:

1. Прогнозирование возможности возникновения ЧС, разработка мероприятий по ликвидации последствий ЧС, совершенствование технологических систем, контроль за опасными объектами.

2. Планирование и активное проведение предварительных мероприятий по предупреждению ЧС, принятие мер по снижению жертв и ущерба от ЧС, проведение мероприятий по противодействию ЧС, аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

3. Подготовка населения к действиям в ЧС, поддержание в готовности систем управления силами и средствами, планирование аварийно-спасательных работ, мониторинг природной среды.

4. Медицинская помощь и эвакуация пострадавших, захоронение погибших, информационно-консультативное обслуживание граждан, проведение мероприятий по противодействию ЧС

5. Режимы функционирования РСЧС:

1. Режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим ЧС.

2. Режим планирования, режим повышенной деятельности, режим ЧС.

3. Режим повседневной деятельности, режим наблюдения, режим чрезвычайной готовности.

4. Режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим дня?

6. Что представляет собой РСЧС?:

1. Состоит из хорошо законсперированных сотрудников, работающих в тылу противника;

2. Состоит из вооруженных отрядов;

3. Состоит из функциональных подсистем;

4. Состоит из территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Где создаются территориальные подсистемы РСЧС?

1. На станциях мониторинга;

2. В республиках;

3. В краях;

4. В областях.

8. Кем создаются функциональные подсистемы РСЧС?:

1. Коммерческими структурами;

2. Федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами);

3. На базе общественных организаций;

4. На базе крупных промышленных предприятий.

9. Что создается на всех объектах народного хозяйства независимо от форм собственности?:

1. Особо охраняемые территории;

2. Профсоюзные организации;

3. Местные органы самоуправления;

4. Подсистемы РСЧС – комиссии по чрезвычайным ситуациям.

10. За какие вопросы отвечают комиссии по ЧС?:

1. За организацию безопасного производства;

2. За организацию деятельности по вопросам охраны окружающей среды;

3. За организацию деятельности по вопросам ГО;

4. За организацию деятельности в ЧС на объектах народного хозяйства.

11. Что делают для защиты учащихся и персонала в образовательном учреждении?:

1. Разрабатывают план мероприятий на учебный год;

2. Разрабатывают план действий в ЧС;

3. Разрабатывают план действий в ЧС;

4. Планы действий доводятся до сведения постоянного состава работников и старшеклассников.

12. Силы и средства РСЧС подразделяются на:

1. Силы и средства наблюдения и контроля;

2. Силы и средства по ликвидации ЧС;

3. Все вышеперечисленные варианты.

13. Руководящим органом территориальных подсистем является:

1. Орган местного самоуправления;

2. Комиссия по ЧС;

3. Правительство РФ;

4. Штаб ГО и ЧС субъекта федерации.

14. Функциональные подсистемы создаются:

1. Федеральным органом исполнительной власти;

2. Органом местного самоуправления;

3. Штабом ГО и ЧС.

15. Функциональные подсистемы делятся на:

1. 10 систем;

2. 16 систем;

3. Не делятся на системы;

4. Делит штаб ГО и ЧС.

16. РСЧС предназначена для:

1. Для ликвидации ЧС в случае их возникновения;

2. Для предупреждения ЧС в мирное время;

3. Для предупреждения ЧС в военное время;

4. Обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды;

5. Все вышеперечисленные варианты.

17. Из скольких уровней состоит РСЧС:

4. Нет уровней.

18. По какому принципу строится система управления РСЧС:

1. Территориальному;

2. Производственному;

3. Территориально-производственному;

4. Единоначалия.

19. Какой главный орган власти осуществляет общее руководство функционированием РСЧС?

1. МЧС России;

2. Администрация Президента РФ;

3. Верховный главнокомандующий ВС РФ;

4. Правительство РФ.

В каком году было создано Министерство Российской Федерации по делам

История создания РСЧС. Задачи РСЧС. Структура РСЧС. Уровни организации РСЧС. Управление РСЧС. Структура координирующих органов. Структура постоянно действующих органов Органы повседневного управления. Основные задачи органов управления РСЧС. Структура сил и средств РСЧС. Режимы функционирования РСЧС

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В целях совершенствования данной системы Постановлением Правительства от 30.12.2003 года №794 утверждено новое положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.

В настоящее время Единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (единая система РСЧС)- это совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, необходимых сил и средств, обеспечивающих выполнение мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи РСЧС (в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС»)

  • 1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
  • 2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального значения в ЧС.
  • 3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
  • 4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
  • 6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
  • 7. Создание резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
  • 8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 9. Ликвидация ЧС.
  • 10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
  • 11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • 12. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

Единая система строится по территориально производственному принципу, имеет 5 уровней управления:

федеральный;

региональный;

территориальный;

объектовый.

Гражданская оборона, ее предназначение

Принятый в 1998 году Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону, как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи ГО

  • 1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в военное время.
  • 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих в военное время.
  • 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  • 6. Проведение аварийно-спасательных работ.
  • 7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей военного времени.
  • 8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  • 9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий.
  • 10. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших в военное время.
  • 11. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  • 12. Срочное захоронение трупов в военное время.
  • 13. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 14. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура гражданской обороны

Полиция в Российской Федерации

В соответствии с законом «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основные направления деятельности полиции

  • 1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
  • 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
  • 2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Служба скорой медицинской помощи

Скорая медицинская помощь -- система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Скорая медицинская помощь призвана:

  • - оказывать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при переломах, ранениях, вывихах, ожогах, обморожениях, ушибах, сотрясении мозга, утоплениях, отравлениях и т.п.; угрожающих жизни состояниях, таких как, например, потери сознания, нарушение мозгового кровообращения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, кровотечениях всех видов и т. п.; роженицам и гинекологическим больным с признаками угрожающих жизни состояний;
  • - выезжать беспрепятственно к людям, заболевшим или получившим различные травмы на улице, в учреждениях, на предприятиях, в иных общественных местах;
  • - осуществлять перевозку инфекционных, «острых» хирургических и хронических больных;
  • - проводить научно-практическую, методическую и санитарно-просветительскую работу, разрабатывать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и травматизма;
  • - оповещать местные органы правопорядка о, так называемых, криминальных травмах (например, ножевых и огнестрельных ранениях) и местные органы самоуправления и службы экстренного реагирования обо всех чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, автомобильные и техногенные катастрофы и т.п.).

В конце XX - начале XXI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.

Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 г. был принят Федеральный закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.

На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Назовем основные задачи РСЧС:

  • -разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого характера;
  • -осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • -обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • -сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

  • -прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • -создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • -ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • -осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • -реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • -международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления по делам ГОЧС, силы и средства страны для защиты от ЧС.

РСЧС состоит

из территориальных (создаются в субъектах РФ)

и функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами);

она имеет пять уровней:

федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет

координирующие органы,

постоянно действующие органы управления РСЧС,

силы и средства РСЧС,

системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.

Органы управления системы РСЧС:

  • - на федеральном уровне - МЧС России;
  • - на региональном уровне - региональные центры по делам ГОЧП"
  • - на территориальном уровне - министерства, комитеты, главные управления и другие органы управления по делам ГОЧС;
  • - на объектовом уровне - отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.

Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.

В режиме повседневной деятельности:

  • - осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • - планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
  • - совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • - создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • - осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

  • - принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
  • - усиление дежурно-диспетчерской службы;
  • - усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
  • - принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
  • - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС,

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • - организация защиты населения;
  • - выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • - организация ликвидации ЧС;
  • - определение границ зоны ЧС;
  • - организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
  • - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Итак, на этом уроке Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Опасности, признаки, источники формирования опасностей. Классификация опасностей. Детерминизм. Детерминизм опасностей

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму - в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно - следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека):

опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности; недостаточная подготовка руководителей производства по вопросам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

естественные процессы и явления,

техногенная среда,

действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта защиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или информации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные,Глобальные

По степени завершенности процесса воздействия опа

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и природными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, неправильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вредных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибрации; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Все явления и процессы в мире связаны между собой, философский принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь. Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Слово "детерминизм" происходит от латинского determinare - "определять", "отделять". Первые представления о связи между явлениями и событиями основывались на повседневной жизни людей, они нашли выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия и наука XVII и XVIII вв. исходили из того, что мир состоит из изолированных объектов и вещей, Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким траекториям движутся массы вещества. Материя состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой, а время и пространство абсолютны. Вселенная существует как хорошо отлаженная машина, в ней действует строгая необходимость, а явления и вещи связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей, случайно только то, причин чего человек пока не знает. Но поскольку мир рационален, а человек наделен разумом, то в конце концов он может получить полное и исчерпывающее знание о бытии. Такая картина мира сложилась на основе физики Исаака Ньютона и философии Рене Декарта. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Эта форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает, что случайность объективно существует. Один из сторонников такого взгляда на мир философ Бенедикт Спиноза считал, что случайными люди называют явления только по причине недостатка знаний о них. Другой ученый XVII в. Пьер Симон Лаплас утверждал, что если бы человек был осведомлен обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то мог бы однозначно предсказать будущее и абсолютно точно реконструировать пошлое. Такой эффект был назван "демоном Лапласа".

Человек в "часовом механизме Вселенной" был просто одним из винтиков хорошо отлаженной машины, он понимался как природное тело в ряду других тел. Ни наука, ни философия нс могли объяснить его "невещные", духовные проявления и потому просто игнорировали их. По большому счету наука этого времени и не стремилась постичь человека, а в философии появились идеи о том, что наряду с миром природы существует мир свободы, морали и красоты, которым должна "заниматься" религия. В какой-то момент такой тотально объективистский, бесстрастный взгляд философии перестал замечать человека, устранил его из картины мира и заменил "субъектом познания". Следствием механистического детерминизма стал фатализм - учение о всеобщей предопределенности явлений и событий.

Впервые вопросы защиты граждан и территорий во время военных действий или непосредственно после них наше правительство рассмотрело только после завершения Гражданской войны. Главный фактор такого изменения был напрямую связан с активным развитием авиации и увеличением потенциала нанесения ударов на тыл противника. Начиная с 1932 года этими вопросами занимались МПВО, а в 1961 году эту миссию возложили на ГО. Со временем актуальность защиты от военных действий снизилась, но начала увеличиваться угроза влияния негативных техногенных факторов и нестабильности природных сил.

Основные сведения

РСЧС - это единая система государства, занимающаяся предупреждением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного уровня. В ее обязанности входит уберечь население и местности от ЧС техногенного, природного либо же любого другого характера. Система РСЧС является совокупностью органов управления, их сил и средств, а также организаций любого типа, которые занимаются защитой граждан от любых чрезвычайных ситуаций.

Управление

Система управления в РСЧС представляет собой целенаправленную деятельность руководства и органов управления, благодаря которым осуществляется развитие и совершенствование ее деятельности. Основой разделения системы выступает территориально-производственный принцип. Иными словами, она имеет пять уровней:

  1. Федеральный.
  2. Региональный.
  3. Территориальный.
  4. Местный.
  5. Объектовый.

Правительство страны занимается общим руководством работы РСЧС. Уровни влияют на занимается обеспечением функционирования системы и максимальной защитой населения во время любых Координирующие органы управления есть на каждом уровне системы, они постоянно находятся в действии и отвечают за постановку задач и связь, и информационное обеспечение.

Основные задачи федерального уровня

Каковы цели первого уровня системы РСЧС? Это прежде всего:

  • Построение и внедрение единой политики государственного манипулирования предупреждением и ликвидацией ЧС после аварий, катастроф и стихийных бедствий.
  • Координирование федеральных органов относительно разработки проектов и прочих действий, связанных с их деятельностью, кроме того, представление и рассмотрение этих проектов в правительстве.
  • Подготовка предложений, как лучше сформировать систему мер, позволяющих обезопасить все сферы человеческой деятельности и само население, а также территорию страны от ЧС стихийного, аварийного или катастрофического характера.
  • Должна проводиться единая техническая политика, способствующая созданию и развитию сил, а также средств, влияющих на предотвращение либо же ликвидацию ЧС.

  • Определяются основные направления развития, усовершенствования, контролируется функционирование РСЧС.
  • Организовывается разработка проектов технических и научных программ, помогающих предотвращать ситуации, способные навредить населению или территории страны.
  • Деятельность всех органов, относящихся к РСЧС, должна строго координироваться, затрагивая такие моменты, как медицинская защита граждан, социальный и правовой аспект.
  • Определяются основные направления сотрудничества стран для предотвращения возникновения

Задачи исполнительной власти федерального уровня

Цели данного уровня РСЧС - это:

  • Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
  • Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
  • Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.

  • Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
  • Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
  • Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения
  • Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
  • Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.

территориальных органов власти

Как и остальные структурные подразделения организации, территориальные органы власти также должны выполнять определенные задания. Каждый участок подчиняется своим нормам и правилам. Необходимые цели, которых должны достигнуть все организации, относящиеся к РСЧС, - это:

  • Управление деятельностью звеньев и подсистем РСЧС на территории, относящейся к их компетенции.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ.
  • Они должны участвовать в разработке и воплощении мероприятий, сопутствующих предотвращению ЧС, а также минимизации ущерба после таких ситуаций.

  • Обеспечение готовности всех управленческих органов, средств и сил к работе при возникновении ЧС.
  • Создание системы, объединяющей правовые и экономические меры, предупреждающие возможность возникновения ЧС.

Задачи местных органов власти

  • Создание фондов резервного плана, посредством которых будут осуществляться все задачи РСЧС.
  • Координация работы комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории, подведомственной местной власти.
  • Организация взаимосвязи между комиссиями, военными и общественными организациями с представителями предприятий на соседних территориях для обмена данными и совместной работы по предотвращению и ликвидации ЧС.
  • Подготовка и повышение квалификации местного населения и специалистов РСЧС.

Основные задачи объектовых комиссий

  • Осуществление руководства над разработкой и запуском мероприятий, которые предупреждают ЧС, а также максимизация надежности защиты потенциально небезопасных объектов, режимы функционирования РСЧС и работа организаций, если возникает ЧС.
  • Организация работ по созданию и поддержанию локальных систем контроля и оповещения на объектах с потенциальной опасностью возникновения ЧС.

  • Органы управления, силы и средства для ликвидации последствий ситуаций должны находится в полной готовности, кроме того, важно, чтобы персонал смог эвакуироваться с объекта максимально быстро и без потерь.
  • Создание резервов материального и финансового характера для их использования во время ликвидации ЧС.
  • Подготовка руководства сил и персонала к действиям во время ЧС.

Руководство РСЧС

В основном руководящий состав состоит из заместителей руководителей органов власти, местного самоуправления, а также организаций, занимающихся гражданской обороной, предотвращением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного характера. Оперативное, непрерывное управление РСЧС обеспечивается созданием органов повседневного управления на всех уровнях системы. При необходимости создают оперативные группы и штабы.

Они должны быть обеспечены связью, возможностью оповестить других, обрабатывать и передавать необходимые информационные данные. Чтобы управлять системой, используются все возможные средства связи на территории страны, на данный момент создана автоматизированная система оповещения, позволяющая максимально быстро среагировать на возникновение проблемы.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

1. организация оповещения и информирование населения;

2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;

3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

4. оказание гуманитарной помощи;

5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;

§ территориальный - территорию субъектов РФ;

§ местный - территорию района (города, населенного пункта);

§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.


Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

§ координирующие органы;

§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

§ органы повседневного управления;

§ силы и средства;

§ резервы финансовых и материальных ресурсов;

§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

§ Центральный (Москва)

§ Северо-западный(Санкт-Петербург)

§ Южный (Ростов-на-Дону)

§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)

§ Сибирский (Красноярск)

§ Дальневосточный (Хабаровск)

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

§ режим повседневной деятельности

§ режим повышенной готовности

§ режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

· на силы и средства наблюдения и контроля;

· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

· подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

· контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);

· службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

· ветеринарную службу;

· сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

· лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

· службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура системы представлена на схеме 4.1. Она строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из зве­ньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованьях (район, населенный пункт) для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функцио­нирования территориальных подсистем и звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руко­водителями органов исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации и органов местного самоуправления по согласо­ванию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральны­ми органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятель­ности функциональных подсистем РСЧС определяются положе­ниями о них, утверждаемых руководителями соответствующих феде­ральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС для реагиро­вания и ликвидации последствий аварий на РОО утверждается правительством Российской Федерации.

Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к феде­ральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования тер­ритории России по семи регионам. В состав РСЧС входят: Цент­ральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Сама­ра), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охва­тывает территории нескольких субъектов Российской Федера­ции.

К территориальному уровню относятся органы исполнитель­ной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреж­дения, организации.

Схема 4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ