В настоящее время проектирование и создание СМИС регламентируется основными документами в данной области:
ГОСТ 22.1.12-2005 до отмены "Распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р" входил в перечень обязательных, тогда как Изм. №1 - для добровольного применения.
В настоящее время необходимость выполнения требований ГОСТ 22.1.12-2005 по СМИС обусловлена п. 6.4 СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне".
СП 165.1325800.2014 входит в перечень обязательных в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30.03.2015 года № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу с 01.07.2015.
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) это: - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально - опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
ПЕРЕЧЕНЬ
потенциально опасных и технически особо сложных объектов
1. Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).
2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.
3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.
4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.
5. Магистральные газо- нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.
6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.
7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола.
8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.
9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВТ.
10. Морские порты, вокзалы, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.
11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс. человек.
12. Уникальные объекты социально-бытового назначения:
Многофункциональные офисные, торгово-развлекательные комплексы площадью более 25000 кв. м;
Высотные строения свыше 75 м.;
Зрелищные, спортивные сооружения с максимально расчетным пребыванием людей 5 тыс. чел. и более;
Строения:
· с пролетами более 50 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;
· с нерегулярной или комбинированной конструктивной системой в плане и по высоте на общем фундаменте;
· с отклонение центра жесткости и центра тяжести несущей системы от центра фундамента;
· с многоярусной подземной частью, расположенной на глубине более пяти метров;
· использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности или разработки специальных методов расчета.
Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:
инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;
подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
· теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;
· водоснабжение и канализация;
· электроснабжение;
· газоснабжение;
· инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
· лифтовое оборудование;
· система охранной безопасности;
система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).
СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
· нарушения несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявление скрытых дефектов;
· нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды (в том числе утечки), вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;
· нарушения в подаче электроэнергии, вызванные авариями на магистральных кабельных линиях;
· нарушения в подаче газа, вызванные авариями на трубопроводах;
· отказы в работе лифтового оборудования;
· загазованность контролируемых помещений;
· ситуации, связанные с возникновением пожароопасных ситуаций;
· несанкционированное проникновение в жилые и служебные помещения;
· отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
· нарушения технологий очистных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
СМИС должны обеспечивать:
· предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций;
· непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений;
· решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
· получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских;
· автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.);
· повышение оперативности доведения информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;
· оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях;
· документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;
организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.е функции СМИС
В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
· комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);
· многофункциональная кабельная система;
· сеть передачи информации;
· система сбора и обработки информации;
· административная система.
В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо, газо и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.
В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
· кабеленесущие конструкции;
· электрические и слаботочные кабели;
· коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В систему сбора и обработки информации входят:
· серверы ввода-вывода;
· локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
· рабочие станции диспетчеров;
· программный комплекс.
В административную систему входят:
· организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения);
· эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;
· документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.
Эффект от создания систем со СМИС
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных технических и методических документов, рекомендуемых для использования
при создании и эксплуатации СМИС
1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"
Стандарт устанавливает:
Категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС);
- основные требования к построению СМИС;
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
- порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (ЕДДС);
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008
Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций (СМИК) зданий, сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:
Определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений;
- определяет разработку методических разделов проектов по системам мониторинга состояния несущих конструкций зданий, сооружений применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.
3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003
Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.
Методика определяет:
Последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений;
- правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС);
- способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.
В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.
4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003
Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.
Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ; СМИС: построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
Для каких объектов необходимо разрабатывать Структурированную систему мониторинга и управления инженерными системами?
В соответсвии с п. 4.9 ГОСТ Р 22.1.12-2005 (далее ГОСТ на СМИС) с изм. от 01-07-2011
СМИС подлежат обязательной установке на следующих категориях объектов:
- ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов), объекты использования атомной энергии;
- объекты, на которых:
o получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельно установленные законодательством Российской Федерации ;
o осуществляется уничтожение, захоронение химических и других опасных отходов;
o имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
o получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
o ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, включая предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
o используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;
o производят, получают или перерабатывают жидкофазные или твердые продукты, обладающие взрывчатыми свойствами и склонные к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;
- сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- объекты космической инфраструктуры;
- аэропорты и объекты их инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- метрополитены;
- морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
- тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;
- магистральные газо- нефте- и продуктопроводы;
- объекты газораспределительных систем, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ;
- гидротехнические сооружения 1-го, 2-го и 3-го классов;
- крупные промышленные объекты, с численностью занятых людей более 10 тысяч человек;
- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
высота более чем 100 метров;
пролеты более чем 100 метров;
наличие консоли более чем 20 метров;
заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета;
- объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 человек и более: зрелищные, спортивные сооружения многофункциональные офисные и торгово-развлекательные комплексы, объекты здравоохранения, гостиницы;
- объекты жизнеобеспечения: установки, склады, хранилища, гидротехнические и инженерные защитные сооружения, коммуникации, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению, повреждению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод) и как следствие - к чрезвычайной ситуации.
Также следует учесть, что в соответсвии с п. 5.10 ГОСТ на СМИС, СМИС должна разрабатываться в составе раздела (подраздела) проектной документации "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Этапы создания СМИС.
2.1 Обоснование инвестиций. (На этом этапе останавливаться долго не зачем. При его выполнении надо дать Заказчику стоимость создания СМИС в зависимости от вариантов, которые он прорабатывает. Стоимость обычно берется примерная на аналогичные объекты).
2.3 Рабочая документация.
2.4 СМР (строительно-монтажные работы).
2.5 ПНР (пуско-наладочные работы).
2.6 Ввод в эксплуатацию.
Итак начнем...
2.2 Проектная документация
Начинается все, как обычно, со звонка Заказчика и просьбы выставить им коммерческое предложение. Учитывая то, что в России нет Сборника базовых цен (СБЦ) на проектные работы по СМИС, то предлагается либо взять СБЦ на АСУ ТП или по опыту предыдущих работ выставить приемлемую стоимость. Тут тоже есть свои тонкости, например, будут или нет разрабатываться Специальные технические условия (СТУ) на создание СМИС, будут или нет разрабатываться Система мониторинга инженерных конструкций (СМИК) или Система управления в кризисных ситуациях (СУКС), которые по требованию ГОСТ на СМИС обязательно должны в ходить в СМИС объекта?
Стандартная технология разработки СМИС стадии П:
2. Запрос ТУ на подключение СМИС к органам повседневного управления РСЧС или к ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях).
4. Разработка раздела СМИС (вкл, если необходимо СМИК и СУКС).
1. Разработка СТУ (если необходимо).
Пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что специальные технические условия разрабатываются и утверждаются в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. Разработка и согласование специальных технических условий осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36.
Почему я приписал в скобках (если необходимо)? Да, потому что, в ГОСТе на СМИС есть требования к надежности (п. 5.2) и требования к безопасности (п. 5.3). Поэтому нет оснований к обязательной разработке СТУ на создание СМИС. Для чего же может пригодится нам СТУ? Тут легче объяснить на примерах.
Например, нам необходимо разработать СМИС на Нефтеперерабатывающий завод. В этом случае, если имеется достаточный опыт проектирования, можно смело разрабатывать СМИС без СТУ, т.к. все требования ГОСТ на таких масштабных объектах придеться выполнять и СТУ в этом случае выполняется только для подстраховки ваших решений. Но стоить эти СТУ будут около 1 млн. руб. Тут каждый решает сам заказывать их или нет.
Другой пример, нам необходимо разработать СМИС на мост. В этом случае, СТУ может "огородить" Вас от ненужных объемов работ, таких как, разработка СУКС, мониторинг систем вентиляции (как прописано в ГОСТе) и др.
Также полезность СТУ на создание СМИС заключается в том, что разработчик СТУ анализирует всю проектную документацию и сам определяет объекты мониторинга, т.е. те системы которые в соответсвии с ГОСТом должны являться объектами контроля СМИС, а также объемы мониторинга, т.е. тот необходимый перечень сигналов, который в соответствии с п. 4.5. ГОСТ Р 22.1.12-2005 должен обеспечить контроль указанных в этом пункте дестабилизирующих факторов. В дальнейшем при разработке проектной документации Вам самим эту работу уже не нужно будет делать. Однако проблема может возникнуть в том случае, когда разработчик СТУ на создании СМИС необосновано выставит в СТУ требования по разработке необязательных решений. (Например в проекте строительства ж\б трубы вы ставит требование о разработке системы управления в кризисных ситуациях и т.п.).
2. Запрос Технических условий (ТУ) на подключение СМИС объекта к органам повседневного управления РСЧС или к ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях).
Запрос делается в свободной форме на имя начальника Главного управления МЧС России того региона, где располагается объект.
По не подтвержденным данным из ВНИИ ГОЧС, данный запрос напрямую пересылается им и ими же обрабатывается.
Требования ТУ нужно учесть при создании СМИС для того, чтобы на стадии пуско-наладочных работ можно было подключить (сопрячь) СМИС объекта к серверу СМИС в ЦУКС. И получить от них Акт о сопряжении.
3. Разработка Технического задания на проектирование СМИС.
Техническое задание (ТЗ) на проектирование СМИС пишется в соответсвии с ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы.
Тут возможны 2 варианта: есть СТУ или нет.
3.1 Если у Вас разработано СТУ на СМИС:
Тогда в ТЗ на СМИС нужно учесть все требования СТУ (включая выявленные объекты и объемы мониторинга), а также возможно какие то специфические требования самого Заказчика.
3.2 Если СТУ не разрабатывалось:
Тогда необходимо самим, согласовав все решения с Заказчиком, сначала определится с объектами мониторинга, далее с объемами мониторинга и с остальными требованиями, учитывая требования указанные в ГОСТе на СМИС.
4. Разработка раздела СМИС.
В соответсвии с требованиями СТУ на СМИС (или в соответсвии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005, в случаях когда СТУ не разрабатывалось) определяем состав раздела СМИС, т.е. будут ли дополнительно разрабатываться подсистемы СМИК (система мониторинга инженерных конструкций) и СУКС (система управления в кризисных ситуациях).
В соответствии с примерным содержанием тома СМИС приведенным в приложениях к СТУ на СМИС (если СТУ разрабатывалось) необходимо сформировать сам том.
Основными моментами на которые надо обратить внимание при разработке раздела СМИС, по моему практическому опыту, являются:
1. На начальном этапе разработки СМИС на объект необходимо заранее согласовать с Заказчиком место под аппаратную СМИС (желательно выделение отдельного помещения под аппаратную СМИС на первом этаже без окон, площадью от 6 кв.м.).
2. Также в начале разработки раздела СМИС необходимо согласовать с Заказчиком вопросы связанные с персоналом СМИС, т.е. будет ли это отдельный персонал, или функции оператора СМИС и обслуживающего СМИС персонала возложат на штатных сотрудников объекта.
3. Еще одним не мало важным моментом является определение технологии получения информации от объектов мониторинга СМИС, хотя на этапе Проектная документация, обычно, это сложно сделать.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТР |
||
СТАНДАРТ |
22.1.12- |
||
РОССИЙСКОЙ |
|||
ФЕДЕРАЦИИ |
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА
МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ
Общие требования
Издание официальное
Москва 2005
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)], компанией «Экономические Программы» (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС «БАЗИС» (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС «БАЗИС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. № 65-ст
4 Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Общие требования
Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control of building / construction engineering equipment. General requirements
Настоящий стандарт устанавливает:
Категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
Основные требования к построению СМИС;
Перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
Порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);
Порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.
ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов
3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений .
3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов .
3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов .
3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.
жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. 3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т. п.).
|