Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Тарифы и Нормативы

Процесс лицензирования управляющих компаний завершился в своей активной фазе. По идее, в ходе него отсеялись организации, допускавшие злоупотребления или оказывавшие некачественные услуги. Но, естественно, о полном финансовом и моральном оздоровлении рынка управления МКД, остается только мечтать. Однако есть возможность самостоятельно ограничить возможности УК для злоупотреблений. Для этого нужно контролировать их деятельность.

Запрос тарифов

Самым распространённым способом обманывать жителей домов, находящихся в ведении управляющей организации, является махинация с тарифами и обязательными платежами. Для того чтобы выяснить, не переплачиваете ли вы по квитанции, приходящей вам каждый месяц, нужно запросить в УК перечень и размер тарифов. Отказать вам в предоставлении такой информации не могут.

Если с получением важных данных все же возникли проблемы, необходимо оформить официальный письменный запрос, зарегистрировать его у секретаря УК с проставлением входящего номера. Игнорирование такого запроса для управляющей компании чревато крупными неприятностями.

После того, как вы получили перечень и размеры обязательных платежей, нужно взять свою квитанцию и калькулятор и проверить, не «ошиблись» ли в УК. Структура платежей указана в ст.154 ЖК РФ. Если ошибка обнаружится, следует скооперироваться с соседями и выяснить, нет ли и у них таких же «ошибок». Как правило, от злоупотреблений управляющей компании страдают не отдельные жильцы, а весь дом. Типичный случай - в УК «забыли», что в доме стоит общедомовой прибор учета теплоэнергии и начисляют плату по нормативам так, как будто его нет. Следует знать, что в России далеко не редки случаи, когда жильцы дома, обнаружившие ошибки в начислении сумм платежей, . Зачастую эти суммы превышают сотни тысяч рублей.

Отчет

При составлении договора с УК нужно обязательно указывать периодичность и требования к содержанию отчета о проделанной работе. Там должны указываться такие моменты как услуги по благоустройству территории, обслуживанию общедомового имущества, ремонту и стоимость этих услуг. Также там должны быть сведения об объеме и стоимости закупаемых коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций.

И главное - финансовая деятельность. Бухгалтерская отчетность, сведения о доходах и расходах - обязательные статьи отчета любой УК. Опять же, изучите этот отчет, если возникнут вопросы, не лишним было бы привлечь к его обсуждению соседей с экономическим образованием или даже вынести на домовое собрание. Также требуйте акты выполненных работ, приложение к отчету, платежные поручения. В этих документах могут содержаться интересные нюансы, которых вдруг может не оказаться в красиво составленном отчете. Также вы можете потребовать смету расходов на будущий год.

Получив отчет, нужно его взять и сверить то, что там написано с тем, что есть на самом деле. Например, в отчете может быть указано, что были заменены окна на лестничной клетке, на что была потрачена энная сумма денег. А по факту никто эти окна не менял и рабочих никто из соседей не видел. Проверить нужно все, вплоть до расхода воды на влажную уборку. За непредоставленные услуги УК тоже может понести финансовую ответственность.

Госжилинспекция

Если вы только сейчас осознали, что в договоре с УК у вас не прописана периодичность предоставления отчета, не беда. Согласно п.11 ст.162 Жилищного кодекса, УК должна предоставлять собственникам годовой отчет о своей деятельности в течение первого квартала следующего года. Если вы не планировали проверять финансовую деятельность своей управляющей компании, отчет - хороший повод это сделать. И в том случае, если вы или ваши инициативные соседи с юридическим или экономическим образованием нашли несоответствия, ошибки в тарифах, то следует обратиться с жалобой в Государственную Жилищную Инспекцию. Также перспективным будет обращение в Роспотребнадзор. Кроме того, есть прокуратура и, в конце концов, суд. Прокуратура регулярно возбуждает дела против директоров управляющих компаний, решивших потратить собранные с жильцов деньги на оплату коммунальных услуг на свои нужды. Эти дела возникают, в том числе, и благодаря внимательности жителей. Помните, что после лицензирования управляющих компаний достаточно двух жалоб от жителей, чтобы отстранить УК от управления домом. Так что дело только за инициативностью самих собственников. Но важно и не перегнуть палку. Право на ошибку имеют все, в том числе и управляющие компании. Если эти ошибки не носят системного или преднамеренного характера, то лучше не рисковать со сменой УК. Новая может оказаться ничуть не лучше.

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем. На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно. Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Жильцы в виде контролирующего органа

Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.

Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация. В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос. В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.

Аудиторские проверки

Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.

Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

Первый этап: Сбор информации

Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

Третий этап: Заключительный

На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее — обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

Составление жалобы

До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

Жалоба в жилищную инспекцию

Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

Жалоба в суд

Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

Жалоба в Роспотребнадзор

Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом , когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены.

Куда обратиться с жалобой на качество ЖКУ?

Куда обратиться с жалобой на качество жилищно-коммунальных услуг. На эти вопросы ответит специалист Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

Какие обращения поступают в РЭК Свердловской области?

Количество писем и телефонных звонков о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поступающих в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области за год, исчисляется тысячами. Значительная часть из них - обращения граждан. Одни вопросы имеют самое непосредственное отношение к деятельности Комиссии, другие, по сути, должны быть направлены в иные ведомства, как не входящие в компетенцию РЭК Свердловской области.

Чаще всего жителей волнуют проблемы, связанные с качеством предоставляемых коммунальных услуг, с санитарно-эпидемиологическим состоянием жилого фонда, обоснованностью начисления размера платы за квартиру.

Однако нельзя согласиться с утверждением, что предоставление ответов исполнителями «затягивается».

Действующее законодательство обязывает органы государственной власти предоставлять ответ на любое обращение гражданина в месячный срок. В РЭК Свердловской области это требование соблюдается неукоснительно. Вместе с тем, ни одно министерство и ведомство не наделено правом предоставления официальных разъяснений по вопросам, не входящим в его компетенцию.

Поясните, пожалуйста, по каким же признакам простой гражданин может понять, туда он обратился со своим вопросом или нет?

За официальными разъяснениями правовых актов надлежит обращаться непосредственно в тот орган государственной или муниципальной власти, которым интересующий правовой акт был издан. Так, например, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области может комментировать лишь постановления, принятые Комиссией. По вопросам, не относящимся к ведению Комиссии, мы можем высказать лишь свое частное мнение, но оно не может расцениваться как официальное толкование норм права.

К сожалению, обращения, поступившие в РЭК Свердловской области, часто приходится направлять в адрес инстанций, непосредственно уполномоченных решать тот или иной вопрос. Как вы понимаете, на изучение обозначенной проблемы и все пересылки по ведомственной принадлежности требуется определённое время. Теряется минимум три-четыре дня в результате граждане ждут. С нашей точки зрения, причина заключается в том, что, задавая вопросы органам государственной власти, заявители не всегда четко для себя представляют, куда именно следует обратиться.

Для многих жилищно-коммунальные услуги – понятия неразделимые, и, стало быть, отвечать за них должен кто-то один…

В действительности это не так. Когда речь идёт о предоставляемых предприятиями ЖКХ услугах, нужно понимать, что условно их можно разделить на две категории – жилищные и коммунальные. Что включают в себя коммунальные услуги? Электроснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отоплении. Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилья и общего имущества.

:
[продолжение]
Теперь попробуем определить, в чьём ведении находится решение той или иной проблемы.

Куда обратиться, если речь идёт, например, о плохом техническом состоянии жилищного фонда либо нарушении правил пользования жилыми помещениям? Данные вопросы относятся к компетенции государственной жилищной инспекции.

Одним из наиболее частых вопросов со стороны граждан является вопрос о структуре и правильности начисления платы за содержание жилья.

В соответствии с действующим законодательством утверждение размеров платы гражданам за жилое помещение находится в компетенции собственников жилья (ТСЖ, ЖСК…) либо органов местного самоуправления. Поэтому по вопросам, связанным с оплатой жилищных услуг, гражданам целесообразно обращаться в органы управления ТСЖ, ЖСК, либо в администрацию муниципалитета по месту жительства и т.д.

Вы сомневаетесь в правильности перерасчёта, произведённого, например, за перерывы в подаче горячей воды? Обращайтесь к исполнителю услуг в лице управляющей компании, ТСЖ, жилищного кооператива и т. д.

За какие вопросы отвечает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области?

Мы отвечаем за тарифы и нормативы. Сегодня многие путают понятия «тариф» и «плата за коммунальные услуги». Между тем, разница между ними существенна. Что такое тариф? Это стоимость одной единицы коммунальной услуги – 1 кВтч. электроэнергии, 1 Гкал. тепловой энергии, 1 кубического метра природного газа или воды, 1 килограмма сжиженного газа. Устанавливая эти величины для предприятий ЖКХ, РЭК Свердловской области несёт полную ответственность за экономическую обоснованность каждой из них. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются, как правило, один раз в год, и не подлежат изменению за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Что касается платы за коммунальные услуги, она складывается из двух составляющих – тарифа, умноженного на объём потреблённой услуги, и может меняться каждый месяц.

Таким образом, когда есть претензии к правильности начисления платы за коммунальные услуги за определённый период времени – следует обращаться в органы Роспотребнадзора, так как это опять же вопрос защиты прав потребителей. А вот если предъявляемые к оплате тарифы, не соответствуют величинам, утверждённым в установленном порядке – обращайтесь в РЭК Свердловской области.

Кроме того, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае если на территории муниципалитета этот индекс нарушается, граждане вправе обратиться именно к нам.

А если ответы вышеперечисленных ведомств гражданина всё-таки не устраивают?

Возникшую проблему можно разрешить по усмотрению граждан в органах прокуратуры или суде. После изучения дела и подтверждения фактов нарушения закона прокуратура вправе выдать протест или направить представление в адрес лиц, допустивших то или иное нарушение.

Что касается суда, то по итогам судебного разбирательства с ответчика (например, управляющей компании, ТСЖ, ЖСК и пр.) может быть взыскана денежная сумма, неправомерно начисленная к оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Собственники квартир имеют полное право в соответствии с Жилищным Кодексом проверить деятельность управляющей организации ЖКХ и получить отчет о расходовании получаемых от них денежных средств. Существует простой алгоритм проверки работы таких организаций, применение которого поможет вывести их «на чистую воду».

Первый этап

Начинать следует с детального изучения тарифов, которые указаны в квитанции на квартплату, проверить правильность и обоснованность их начисления. Для этого надо потребовать от УК документы, содержащие перечень и размер обязательных платежей. Отказать в предоставлении таких документов управляющие организации не имеют право. При этом запрос должен быть составлен в письменном виде, и зарегистрирован в качестве входящего письма в управляющей компании. Самый простой способ – занести требование в УК и передать секретарю. При этом с собой нужно иметь копию заявления, на которой секретарь и поставит тот самый входящий номер.

Второй этап

Запросить в УК не только отчет о произведенных работах, но и приложения к нему, потому как, чаще всего, именно в них детально расписаны статьи расходов и потраченные суммы. Целесообразно будет получить от УК смету предстоящих расходов на очередной год, чтобы обсудить эти будущие затраты на ближайшем собрании собственников, и при необходимости внести коррективы. Получение отчета жильцами возможно разными способами: выдача каждому на руки в бумажной форме, размещение на доске объявлений или через интернет-ресурс.

Также не лишним будет затребовать акты выполненных работ, документы по найму сотрудников, обслуживающих конкретный дом, и платежные поручения.

Третий этап

Анализ всех полученных документов. В любом доме среди жильцов найдутся специалисты с экономическим и юридическим образованием. И будет замечательно, если удастся привлечь их к рассмотрению документации УК. Необходимо вспомнить и сопоставить все работы, которые были фактически произведены в отчетный период, и те, которые указаны в бумагах УК. Например, стоит проверить ежедневный расход воды для мытья подъезда, очень часто оказывается, что коммунальщики используют тысячи литров для дома с одним подъездом в пять этажей. Другой пример: в актах указаны существенные суммы на ремонт дверей, окон и закупку механизмов для них (шпингалетов, ручек, петель), а на деле, эти работы либо вообще не осуществлялись, либо далеко не в том объеме, что указаны в отчете УК. Это также касается и текущего ремонта кровли, подвальных помещений, подъезда, обслуживания лифта, который постоянно ломается и подолгу не работает, а жильцы продолжают платить за него, как за комфортный работающий подъемник.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ