Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятия «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное право обычно рассматривается юридической наукой в трех аспектах: как отрасль права, существующая в любом государстве и являющаяся ведущей отраслью его правовой системы; как юридическая наука, изучающая одноименную отрасль права, составляющие ее нормы, формирующиеся на их основе конституционноправовые отношения и тенденции их развития; как учебная дисциплина, система знаний, основанная на достижениях науки и отрасли используемых для подготовки специалистов высшей квалификации в области юриспруденции.

Поскольку конституционное право является ведущей отраслью российского права, его нормы являются базовыми как для публичного, так и для частного права, и в этом смысле конституционное право является публичночастным(1).

В Российской Федерации, как и в некоторых зарубежных государствах, наряду с термином «конституционное право» используется другой -- «государственное право». В основном их содержание совпадает(2), хотя имеются различия, в основном по предмету и объему регулируемых отношений.

Так, например, исследователи, изучающие государственное право, акцентируют внимание в первую очередь на том, что государственноправовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства и гражданского общества. В них выражаются прежде всего качественная характеристика государственной организации общества, такие ее начала, как форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества1

Ученые, которые используют понятие «конституционное право», в первую очередь ориентируют предмет исследования на систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право в их представлении является системой правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов2.

Другие авторы, наоборот, не склонны идеализировать доминирование прав и свобод человека в конституционном праве и считают, что положения ст. 2 Конституции Российской Федерации могут оставаться либо лозунгом3, либо попыткой узаконить двойной стандарт. В.И. Якунин считает, что «система двойных стандартов, во всяком случае, на уровне Конституции РФ, должна быть переосмыслена. Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема, являющаяся универсальной для большинства стран мирового сообщества, должна быть дополнена и другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся, спецификой России.

Статья 2 Конституции предлагает неолиберальную трактовку высших государственных ценностей. В предлагаемом ценностном ряду «человек, его права и свободы», как отмечено выше, не нашлось места для самой России. Безусловным является то, что ее независимость должна быть также отнесена к базовым конституционным ценностям, причем приоритетным по отношению к прочим»1. Более того, в ст. 2 Конституции государство рассматривается как техническое или служебное средство для удобства граждан. В действительности же оно выступает как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане -- как взаимозаменяемые винтики. Более того, бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими.

Применительно к России до революции 1917 г. ученые использовали понятие государственное право2, применяя термин конституционное право для иностранных государств, где благодаря ученым англосаксонской правовой семьи эта терминология получила широкое распространение, а государственный строй отличался разделением властей, прямым «народоправством» и народным представительством.

Большинство отечественных дореволюционных государствоведов считали, что предмет государственного права является однородным. Например, Н.М. Коркунов, И. Андреевский, А.Д. Градовский содержание предмета государственного права сводили к отношениям государственного властвования. Хотя А.С. Алексеев, например, считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан3.

Термин государственное право использовался и советской школой, хотя мотивы были другие. Приоритет отдавался «всеохватывающему» государству, коллективу, классу, партии. Человек в этой системе рассматривался как «винтик», «зубчатое колесико», «приводной ремень» (по терминологии тех лет) в системе «всеохватывающего» общества, основанного на классовых ценностях. Кроме того, государственное право было значительно политизировано, советские конституции в большей мере имели ценность идеологического и политического документа, нежели юридического.

Возвращение к понятию конституционного права в России произошло в годы так называемой «перестройки» во второй половине 1980х и в начале 1990х гг., когда во главу угла были поставлены вопросы о правах человека и их защите, о демократизации общества, разделении властей, верховенстве закона, подчинении государства праву, о формах непосредственного волеизъявления народа.

Конечно, нельзя как отождествлять, так и разрывать проблемы конституционные и государственные, тем более их противопоставлять. Разрешить их возможно только в тесном взаимодействии и в органической взаимосвязи. В их сочетании в какойто степени реализуется конституционная идея, закрепленная в норме действующей Конституции России1: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Тем не менее, спор отечественных ученых о содержании названных терминов длится несколько десятилетий (с 70х гг. прошлого века), но до сих пор по данному вопросу нет единого мнения. Сторонники понятия «конституционное право» приводили аргументы в его защиту. Смысл их состоит в том, что еще в советское время учебники по государственному праву соответствовали Конституции СССР, что термин «государственное право» не отражает специфики отрасли, потому что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственного органа может быть отнесено к государственному праву.

Сторонники сохранения наименования отрасли и науки «государственное право» настаивали на том, что дискуссия носит концептуальный характер, определяет содержание и объем предмета правового регулирования отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе. В то же время Н.А. Богданова полагает, что современная тенденция расширения предмета государственноправового регулирования за счет включения в него понятий, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на его ограждение от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли конституционным правом. При этом расширяются границы его регулирования и изучения. Они выходят за рамки традиционного предмета государственного права, смещая акценты в понимании роли государства в цепочке «государство -- общество -- человек». Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное звено между человеком и государством.

Своеобразный компромиссный подход предлагает Е.И. Колюшин, считающий, что по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин «конституционное (государственное) право». Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий1.

В процессе дискуссии ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, поскольку речь фактически шла скорее о споре терминов, а не о содержании отрасли. К тому же аргументы в пользу того, что в России еще не сложился конституционный строй и нет реального приоритета прав и свобод человека, постепенно теряют свое значение в связи с очевидностью современной тенденции к соблюдению прав человека, к экономическим и социальнокультурным переменам в российском обществе, к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней между собой и с системой местного самоуправления. Видимо, поэтому сегодня подавляющее большинство учебников носит название «Конституционное право России», что, по мнению И.А. Конюховой, свидетельствует о трансформации взглядов российской школы государствоведения и более прочном утверждении доктрины конституционализма2. Так же назвал учебник и С.А. Авакьян, подчеркнув при этом, что конституционное и государственное право исходит от государства, и предмет отрасли здесь тождественен. Пределы регулирования отраслью права общественных отношений зависят не от ее названия, а от характера этих отношений и объективной потребности только в установлении их правовых основ либо также и в детальном правовом оформлении3.

1.5. Соотношение государственного права и конституционного права

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии - «государственное право». В дореволюционной России использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным, скорее всего, из-за тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии .

В юридических вузах Российской Федерации преподается курс «Конституционное право». Он базируется на результатах исследований В. Карпико, В. Чернецкого по предмету и системе конституционного права, В. Ф. Котока по конституционно-правовым отношениям, И. Е. Фарбера, В. А. Ржевского, Б. С. Крылова по сущности конституционного права, С. А. Авакьяна, И. П. Ильинского, Л. А. Морозовой, О. Е. Кутафина по теории конституционного регулирования, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, В. И. Фадеева, И. Я. Шеремет по проблемам муниципального права и местного самоуправления.

Сторонники термина «государственное право» считают, что это название более соответствует требованиям исторической преемственности в обозначении отрасли. Но им возражают, ссылаясь на книги дореволюционного и советского периодов, изданные под заголовком «Конституционное право».

Есть и более основательные споры против именования учебной дисциплины конституционным правом. По мнению ученых, в России еще не сложился конституционный строй, нет приоритета человека, его прав и свобод.

На наш взгляд, данное утверждение нуждается в конкретизации, поскольку очевидны тенденции к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней, к соблюдению прав человека, к экономическим и культурным переменам.

Вопрос о разграничении предметов государственного и конституционного права действительно проблемный. Каждая из названных отраслей имеет собственный предмет, объем регулируемых отношений, набор нормативных документов. Однако как в государственном, так и в конституционном праве они имеют единый источник - Конституцию России.

Следует согласиться с утверждением о том, что предмет государственного и конституционного права включает принципы и нормы, регулирующие форму государственной организации, а также формирование, строение и осуществление государственной власти .

Противники термина «конституционное право» мотивировали свою позицию тем, что предлагаемое наименование не является новым, что его широко используют буржуазные государствоведы. В литературе подобный взгляд был подвергнут справедливой критике. При этом совершенно справедливо отмечалось, что термин «государственное право» также взят из буржуазной литературы.

Отдельные авторы объясняли нецелесообразность замены курса «Государственное право» на «Конституционное право» тождественностью государственного права и конституции и необходимостью определения отрасли права спецификой общественных отношений, регулируемых ею, а не характером основного источника права - конституции .

Практически до 1992 г. конституционное право как отрасль права и как самостоятельная юридическая наука не выделялось в общей системе советского законодательства, поэтому и в юридических вузах оно не преподавалось. Были отрасль права, наука и учебная дисциплина под названием «Государственное право СССР и зарубежных стран». Хотя специфика государственного права, в сущности, есть конституционное право, ибо оно рассматривает главным образом основы конституционного строя, которые закрепляются конституцией (основным законом) государства.

Уместно подчеркнуть, что не все юристы-ученые и в прежние годы считали термин «государственное право» удачным. Это подтвердила острая дискуссия по конституционным проблемам, которая развернулась в конце 50-х - начале 60-х гг. В частности, некоторые авторы в качестве компромисса предлагали употреблять двойное наименование «государственное (конституционное) право». И все же со временем в привычное употребление вошел термин «государственное право».

Главная причина, по которой конституционное право не признавалось, состоит в том, что объективно недооценивалось значение самой Конституции для жизни общества, ибо правовое государство фактически не строилось (эта цель даже не провозглашалась до 1988 г.).

Можно высказать ряд соображений в пользу термина «конституционное право»:

    любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась (государственному, гражданскому, трудовому, уголовному праву и т. д.), всегда устанавливается государством, и по этой причине все отрасли права можно назвать «государственными». Но тогда теряется специфика собственно «государственного права»;

    специфика государственного конституционного права существует и состоит в том, что нормы государственного права определяют основы политической и экономической систем общества, основы деятельности государства в области социального развития, закрепляют символы государственного суверенитета - гербы, флаги, гимны и столицы;

    правовую основу демократических преобразований формирования современного гражданского общества и правового государства может представлять лишь Конституция, как Основной Закон государства;

    термин «конституционное право» употребляется в трех значениях: как отрасль права (или отрасль законодательства), как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина. Каждая из этих категорий имеет свою функцию и свой объект.

Наука конституционного права имеет свой предмет изучения. Она представляет собой совокупность (систем) методов, способов, средств познания общественного строя, государственного устройства и основ правового положения граждан . Отрасль права имеет свой предмет регулирования. Посредством конституционно-правовых норм она закрепляет основы конституционного строя. Поскольку эти нормы составляют особую отрасль права, следует признать, что конституционное право является предметом как правоведения, так и государствоведения в целом.

Конституционное право как учебная дисциплина характеризуется следующими признаками.

    Оно является основой всех иных отношений, поскольку именно в нем выражаются основы устройства общества и государства, определяющие содержание всех общественных связей.

    В конституционных отношениях утверждается власть народа, воплощаются в жизнь воля и интересы народа, всех наций и народностей.

    Общественные отношения выражают устройство общества и государства как целостного организма, как единой экономической и политической жизни.

    Отношения, составляющие предмет конституционного права, характеризуются особым кругом субъектов, в число которых входят народ, нации, Российская Федерация, республики, национально-территориальные образования.

    Отличительной чертой этих отношений является особая правовая форма их закрепления. Основные из них регулируются конституциями РФ и республик, а также законами конституционного значения.

Таким образом, «государственное» и «конституционное» право употребляются в наименовании соответствующей отрасли национального права. Выбор названия для рассматриваемой правовой отрасли конкретного государства зависит от ряда факторов: во-первых, от подхода к объему регулирования отрасли; во-вторых, от позиции по вопросу о значимости для характеристики отрасли качественных сторон общественного и государственного строя конкретной страны; в-третьих, от выделения приоритета во взаимосвязи: государство и право; в-четвертых, от исторических и правовых традиций конкретной страны.

Оглавление [Показать]

Термины «конституционное право» и «государственное право»

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении. Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права.

Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве». Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя.

Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «»конституционное» право более объемлюще, чем право «государственное», которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, «конституционное» право ограничено по сравнению с «государственным» в том плане, что «государственное» право включает в себя, например, административное и процессуальное право…».

В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей. В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права». Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.

    Понятие конституционного (государственного) права как ведущей отрасли российского права. Соотношение терминов «конституционное право» и «государственное право».

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Конституционное право России как отрасль права - составная часть национальной правовой системы страны, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей». Найти баланс свободы народа и власти государства - главная задача и смысл конституционного права России. Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны. Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов. Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. После 1917 г. название «государственное права» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

    Своеобразие предмета конституционного (государственного) права как отрасли российского права.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений. Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений: а)охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства); б)устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти). Своеобразие всех этих отношений заключается в следующем: . Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества. Все это обобщается понятием «основы конституционного строя. . Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми. 3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права. 4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом. К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Методы конституционно-правового регулирования.

Методы конституционно-правового регулирования - это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный, или авторитарный, метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения. Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. Этот метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими, например избирательными правами, т. е. имеет свободу выбора поведения.В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным. В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

    Система конституционного права России. Понятие, своеобразие, структура и виды норм конституционного права. Понятие и виды институтов конституционного (государственного) права.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними. Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила по­ведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки право­вых норм, они обладают своей спецификой. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Нормы конституционного права принято классифицировать по следующим основаниям: в зависимости от функциональной роли: регулятивные и охра­нительные; в зависимости от характера воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие; в зависимости от характера регулируемых общественных отно­шений: материальные и процессуальные; по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные; по времени действия: постоянные и временные. Особенностью конституционного права является большое количе­ство декларативных и дефинитивных норм. Нормы конституционного права объединяются в отраслевые инсти­туты. Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты: основы конституционного строя, права и свободы Ч и Г, федеративное устройство, избирательная система, президентская власть, законодательная власть, исполнительная власть, гос. власть в субъектах РФ, судебная власть и прокуратура, местное самоуправление, порядок внесения поправок и пересмотр конституции.

    Понятие, виды и субъекты конституционно-правовых отношений.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают

конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами

правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений - материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:1. Граждане Российской Федерации, 2. Лица без гражданства, 3. Иностранцы и 4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования: 1. Органы местного самоуправления, 2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п., 3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления. Государственные образования: 1. Государство в целом (Российская Федерация), 2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии), 3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.), 4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

    Понятие и виды источников конституционного (государственного) права Российской Федерации.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды. Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования. Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О выборах Президента Российской Федерации» и др. К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации: например. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

    Предмет, методы и система конституционного (государственного) права России как отраслевой юридической науки. Источники конституционного (государственного) права России как отраслевой юридической науки.

Наука конституционного права относится к отраслевым юридиче­ским наукам. Отраслевой она называется потому, что КП является самостоятельной отраслью российского права. Наука конституционного права как раз и изучает эту отрасль, нор­мы которой выступают юридическим источником познания. К предмету науки российского конституционного права относится следующее: сущность, система отрасли российского конституционного пра­ва, -правовые ин­ституты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания. Наука конституционного права России включает в себя следую­щие разделы: исследование соответствующего понятийного аппарата ее источники; фактические отношения, регулируемые нормами конституци­онного права России; практика реализации норм российского конституционного права; история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы. Таким образом, наука конституционного права России - это от­расль правоведения, которая изучает конституционно; учение о Конституции России в ее историческом развитии; сущность, структура, принципы и юридические свойства дейст­вующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституцион­ного строя Российского государства; изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ. Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками науки являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи. Источником научного познания является практика, то есть те процессы, которые происходит в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений.

    Понятие и предмет конституционного (государственного) права России как учебной дисциплины. Источники конституционного (государственного) права России как учебной дисциплины.

Учебные планы юридических высших учебных заведений Российской Федерации предусматривают изучение студентами всех отраслей права, в том числе конституционного права России. Изучение отрасли конституционного права осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации. Система теоретических положений науки, которые по своему объему считаются минимально необходимыми и достаточными для познания студентами сущностных характеристик отрасли и содержания ее институтов, для выработки умения применять на практике нормы отрасли, составляет содержание учебного курса конституционного права России. Универсальным отражением системы и содержания учебного курса является учебник, рекомендованный в таком качестве компетентными государственными органами. Однако с учетом специфических задач подготовки юристов различного профиля содержание и система курса могут претерпевать те или иные изменения, что получает отражение в программе по данному курсу.

    Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность писаной конституции.

Под конституцией в общем понимают основной закон гос-ва, имеющий высшую юр.силу. Этот закон закрепляет основные принципы гос. строя, высшие правовые гарантии прав и свобод Ч и Г, а также структуру и взаимоотношения органов гос. власти и форму правления. Конституция очерчивает круг функций гос-ва, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Под писаной конституцией понимают единый кодифицированный основной закон гос-ва, изложенный в определенной логической системе. Первые писаные конституции появились в 18 веке в США, а затем во Франции и Польше. В большинстве современных развитых стран мира действуют писанные конституции, лишь в Великобритании до сих пор не принят единый основной закон.

    Основания классификаций конституций.

Существуют несколько основных классификаций конституций. По способу принятия конституция может быть утверждена: всенародным голосованием (референдумом); высшим представительным органом (парламентом); специальным органом, уполномоченным на то конституцией или высшим представительным органом (конституционное собрание, уч­редительное собрание и др.); и дарована народу монархом (октроированная конституция). По форме выражения конституция может быть представлена: в виде единого правового документа - консолидированная консти­туция); в виде нескольких правовых документов - неконсолидированная конституция (например, Конституция Швеции, Конституция Фин­ляндии); в виде совокупности нескольких источников права - правовых ак­тов, судебных решений и конституционных обычаев, т. е. часть та­кой конституции не имеет форму писаного источника права. Такие конституции называют неписаными или комбинированными (на­пример, Конституция Великобритании, Конституция Новой Зелан­дии). По способу внесения поправок конституции бывают гибкие и жест­кие. Гибкими считаются конституции, внесение поправок в которые производится в том же порядке, что и принятие обычных законов. Жест­кие - это те конституции, в которые поправки вносятся в более услож­ненном порядке, чем в обычные законы. По соответствию формы и содержания выделяют конституции юридические и фактические. Содержание юридической конституции выражено в конкретном правовом документе под названием конститу­ция. Фактическая - это та конституция, которая представляет собой фактические общественные отношения, сложившиеся под воздействи­ем юридической конституции. Оценка соотношения формы и содержания конституции (юридиче­ской и фактической) обусловливает выделение реальной и фиктивной конституций. Если фактическая конституция соответствует юридиче­ской, то конституцию данного государства называют реальной, если не соответствует, то - фиктивной. Бывает так, что фактическим отноше­ниям соответствует не вся конституции страны, а только ее часть. В за­висимости от того, насколько значима эта часть конституции для всего общественного развития, эту конституцию признают или реальной с учетом фиктивности отдельной части, или полностью фиктивной.

    Основные черты конституционного развития России (СССР) до 1993г.

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия конституционный строй российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г. Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию – республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г. Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик. В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959 г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. Так, в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным,которая впервые занялась разработкой новой Конституции. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созваноКонституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. Выбирая один из этих двух терминов, мы должны применять его ко всем трем аспектам, если хотим избежать терминологической путаницы.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении. Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права. Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве»*. Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле**.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «»конституционное» право более объемлюще, чем право «государственное», которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, «конституционное» право ограничено по сравнению с «государственным» в том плане, что «государственное» право включает в себя, например, административное и процессуальное право…»*.

В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей*. В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права». Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет. Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, рассматриваемую отрасль права мы называем только конституционным правом.

Конституцио́нное пра́во - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Конституция

Ядром конституционного права является конституция - правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина.

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения

Конституционные нормы реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов).

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относятся:

  1. физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);
  2. государство (посредством государственных органов);
  3. субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;
  4. социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы - в социалистических государствах и др.);
  5. общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной кампании).

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов:

  1. политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
  2. государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
  3. избирательное право и избирательная система;
  4. законодательная власть и статус депутатов;
  5. исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
  6. судебная власть и статус судей;
  7. конституционный контроль;
  8. местное управление и самоуправление.

История развития

В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального права - «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима Конституционного права используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

Источники права

Основное место конституционного права в системе отраслей права закрепляется его основным источником - Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права.

Другими источниками конституционного права являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства - (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран - конституционные обычаи, в мусульманских государствах - предписания Корана, Сунны, хадисов и т. д.

В России крупные исследования в области источниковедения производились Ж. И. Овсепян, О. Е. Кутафиным, М. Н. Марченко, Е. В. Колесниковым и др.

Конституционное право как наука

Конституционное право как наука представляет собой совокупность знаний об истории государственного строительства, конституционно-правовых теориях (доктрин). В дореволюционный период видными отечественными государствоведами являлись: В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов,П. И. Новгородцев. В советский период фундаментальный вклад в развитие государственного права внесли: А. Я. Вышинский, Л. Д. Златопольский, К. Д. Коркмасова, С. С. Кравчук, И. Д. Левин, А. И. Лепешкин, П. И. Стучка, И. П. Трайнин и другие. В постсоветской России значительные конституционно-правовые исследования проводились либо проводятся следующими государствоведами: С. А. Авакьяном, Н. С. Бондарем, В. Т. Кабышевым, Л. М. Карапетяном, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафиным, Л. А. Нудненко, В. И. Фадеевым, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркиным, Б. С. Эбзеевым и многими другими.

См. также

  • Активное избирательное право
  • Конституционно-правовой статус человека
  • Правовое государство
  • Социальное государство
  • Конституция
  • Конституционная экономика

Примечания

  1. Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004. - 351 с.

Ссылки

  • Нормативные документы по конституционному праву РФ
  • Электронная библиотека по конституционному праву РФ
  • Конституционное право. B.E. Чиркин. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. - М.: Юристъ, 2001. ISBN 5-7975-0429-4.
  • Лекции по конституционному праву РФ
  • Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1999. - 352 с. ISBN 5-7975-0053-1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реализация принципа народовластия в Российской Федерации. Соотношение понятий «государственное» и «конституционное» право в Российской Федерации

1 . Ре ализация принципа народ овластия в Российской Федерации

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, через выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. С.234. .

В соответствии с Конституцией РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 дек. (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении и в народовластии.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - «демократия» в переводе с древнегреческого).

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С342. .

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С344. .

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону №5_ФКЗ от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 05.07.2004. № 27. Ст. 2710. , референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о помиловании.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 №67_ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 17.06.2002. № 24. Ст. 2253. (ст. 12), на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум.

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах-то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2 . Со отношение понятий «государственное» и «конституционно е» право в Российской Федерации

Вопрос «Конституционное» или «Государственное» был объектом научного спора как в досоветской государственно-правовой литературе, так и в советском государствоведении. Не решен он и сегодня. Данная проблема приобретает характер «вечной». А связано это с различными подходами к объему правового регулирования рассматриваемой отрасли права и с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существующих сторон общественного и государственного строя; также в качестве аргумента приводят такой формальный довод как необходимость отражения в наименовании отрасли названия ее основного источника Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995. № 5. С. 13. .

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

1) эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;

2) термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;

3) понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Сторонники широкого видения предмета государственного права относят к нему не только устройство государства, но и государственное управление, значительно при этом расширяя область государственно-правового регулирования. Такая трактовка отрасли и науки была характерна для немецкой школы государственного права и получила широкое распространение в досоветской России. Следуя этой концепции учебники по русскому государственному праву наряду с разделом о государственном строе (устройстве) России, включали проблемы формы управления, государственного единства, прав подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти (законодательной и правительственной), содержали главы о «подчиненном управлении» (функционировании, формах, элементах административной деятельности, организации центральной и местной администрации) и самоуправлении.

Приверженцы государственного права в советской правовой науке имели все основания отстаивать свою позицию ввиду сложившегося понимания всеохватывающей роли государства в обществе, принятого в науке широкого видения государственной власти, распространяющейся как на высший, так и местный уровень управления и скрепленной единством системы Советов, соединяющих законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность. Кроме того, советская Конституция имела в большей мере ценность идеологического и политического документа, чем высшего правового акта, и не могла стать реально действующим, непосредственно применяемым источником права и тем более дать имя отрасли.

Примечателен анализ западных авторов: «Как правовое основное устройство общежития конституция не ограничивается устройством государственной жизни. Ее регулированием охватываются также основы устройства негосударственной жизни, что особенно очевидно в таких ее гарантиях, которые относятся к браку и семье, собственности, образованию и действиям социальных групп или свободе искусства и науки. Поэтому «конституционное» право, с одной стороны, имеет более широкое поле действия, чем «государственное» право, которое по смыслу слов и по существу обозначает только право государства; с другой стороны, конституционное право более ограниченно, поскольку государственное право может охватывать также право государства, которое нельзя отнести к основному устройству общежития. Эти понятия, следовательно, идентичны лишь отчасти» Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. Е.А. Сидоровой. Под ред. и с вступ. ст. Н.А. Сидорова. М., 1981. С. 112. .

Подобный взгляд можно встретить и у другого немецкого автора - профессора П. Бадуры, который пишет: «Под конституцией государства понимают собранные в одном конституционном законе («конституционной хартии») основополагающие правовые предписания относительно организации и осуществления государственной власти, государственных задач и основных прав. Включенные в конституционный закон правовые предписания образуют конституционное право, которое отличается от прочих норм правопорядка усложненной изменяемостью, связывает публичную власть во всех формах ее проявления и обладает приоритетом по отношению к другим правовым предписаниям, особенно законам» Бадура П. Систематическое расширение Основного закона Федеративной Республики Германии. М.: МГУ, 1996. С.6. .

Современная тенденция российской науки, заключающаяся в расширении предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на ограждение его от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли - Конституционным правом. При этом шире становится сфера его регулирования и изучения, которая выходит за рамки традиционного предмета государственного права, смещаются акцепты в понимании роли современного государства во взаимоотношениях «государство - общество - человек».

Представляются обоснованными суждения профессора Н.В. Витрука Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакъяна. М., 2001. С. 34. , много лет работавшего судьей Конституционного Суда РФ, о том, что предмет и содержание конституционного права в нашей науке неоправданно расширены за счет государственного права, включающего парламентское право, административное (регулятивное) и судебное право, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особенностью конституционного права является широта регулирования общественных отношений. Оно охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую и духовную, в то время как остальные отрасли охватывают своим регулирующим действием лишь отдельные стороны социальных связей. Однако такая широта регулирования не исключает специфичности тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права. Иногда их специфику видят в том, что данные отношения возникают и развиваются в связи с организацией государства в целом, охватывают все стороны его устройства. Соответственно считается, что государство составляет тот единый стержень, вокруг которого складывается целостный комплекс общественных отношений. Именно они подвергаются такому правовому регулированию, результатом которого является создание самостоятельной отрасли права. Те, кто придерживается такой позиции, называют данную отрасль «государственное право». Но подобное наименование не отражает полностью характера регулируемых общественных отношений, оно страдает узостью подхода к процессу регулирования, поскольку исключает из него гражданское общество и исходит из примата государства над личностьюРжевский В. А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 2003. С.278. .

Разумеется, государство как явление общественной жизни входит в сферу конституционного регулирования, поэтому наименование «государственное право» применимо и используется в литературе наряду с наименованием «конституционное право». Но в любом случае государство не может выступать приоритетной категорией, оно связано правом и должно быть рассмотрено с позиции организации общества и первичности статуса человека и гражданина. Это означает, что государство составляет особым образом организованное общество, которое состоит из людей. Следовательно, в основе отношений, которые складываются в сфере государственной организации общества, стоит человек, что и является одним из необходимых условий существования правового государства.

Именно человек со всеми присущими ему качествами и особенностями общественной деятельности, а также коллективы людей (нации, социальные группы, весь многонациональный народ и т.д.) и их объединения (общественные организации, партии, религиозные конфессии, а в конечном итоге - государство в целом) являются участниками тех отношений, которые кристаллизуются в виде особой отрасли. Такие отношения нацелены на осуществление фактической власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности в процессе деятельности людей, их социальных групп и объединений во взаимоотношениях с государством. Подобного рода массовые и наиболее значимые для общества отношения получили названия конституционных отношений, поскольку в них воплощается фактическая конституция общества, выражающая его структуру и характер Впервые концепция конституционных отношений была рассмотрена в работе: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 16-25.. Между фактической и юридической конституциями существует необходимая связь, и суть этой связи в том, что фактическая конституция (соотношение общественных сил) отражается в конституционном праве и регулируется им, т.е. составляет предмет правового регулирования.

Итак, именно предметом регулирования определяется конституционный характер данной отрасли, которая является конституционным правом не столько по своему основному источнику - юридической конституции (это имеет значение как вторичный, дополнительный фактор), сколько по своему предмету, который составляют конституционные отношения (фактическая конституция).

Исходным и важнейшим ориентиром конституционного права признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное опосредующее звено между человеком и государством. Конституционное право складывается и укрепляется в государстве, для которого характерен широкий круг не только провозглашенных, но и гарантированных прав и свобод человека, реальное народное представительство и прямое осуществление народовластия, последовательное проведение принципа разделения властей. Развитие Конституционного права возможно лишь в Конституционном государстве, являющемся реальным воплощением государства правового.

Подобные документы

    Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа. Разновидности власти. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Российской Федерации. Контроль и участие граждан в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука, отрасль права и учебная дисциплина. Развитие науки конституционного права на современном этапе. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации российского конституционного права.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2015

    Понятие отрасли конституционного права как ведущей отрасли правовой системы России. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, обоснование их целесообразности.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2016

    Понятие и сущность конституционного права человека и гражданина на свободу творчества. Гарантии права и структура механизма реализации данного права. Конкретизация базовых норм права на свободу творчества в современном российском законодательстве.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Юридический состав основных форм конституционно-правовых отношений в России. Определение методов и источников государственного права. Общая система конституционного права России как науки.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации. Основные принципы демократии и организации власти. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. Развитие конституционного права в России в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Историческое развитие принципа разделения властей. Изучение содержания принципа разделения властей как важнейшего принципа правового государства и его отражения в Конституции Российской Федерации. Система "сдержек и противовесов" государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Конституционное право как отрасль права. Функции и юридические свойства конституций, способы их принятия. Конституционное регулирование политической системы общества. Референдум как форма народовластия. Понятие избирательной системы, многопартийность.

    шпаргалка , добавлен 15.04.2012

    Понятие и структура конституционного права на судебную защиту, а также его компоненты и соотношение со смежными понятиями. Механизм реализации данного права и его отражение в Конституции Российской Федерации, закономерности обеспечения и защиты.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2016

    Сущность народовластия, формы ее осуществления. Представительные органы государственной власти субъекта РФ. Институты непосредственной демократии. Референдум и выборы. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Правотворческая инициатива граждан.

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право (как отрасль права) – ведущая отрасль российского права, регулирующая и охраняющая совокупность общественных отношений, урегулируемых нормами конституционного права.

Отличительные особенности конституционного права:

Конституционное право – ядро правовой системы государства, что обусловлено его фундаментальностью и её системообразующим характером ;

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (властеотношения и статус личности );

Конституционно-правовое регулирование проникает во все сферы общественных отношений, что обусловлено их универсальным и, при необходимости, восполнительным характером .

Функции конституционного права:

- регулятивная;

- охранительная;

- учредительная;

- определение основ социального и экономического строя государства;

- гарантирование достоинства личности и её гармоничного развития.

Соотношение понятий государственное право, конституционное право и отечественное право

Отечественное право = правовая система государства

Государственное право = конституционное право ИЛИ государственное право – часть конституционного права

Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Предмет конституционного права:

- основы конституционного строя;

- основы правового положения личности;

- территориальная организация государства;

- система государственных органов и органов местного самоуправления.

Метод отрасли права – совокупность приёмов и способов регулирования правоотношений.

Метод конституционного права – совокупность правовых средств (приёмов и способов) воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Метод конституционного права складывается из отдельных элементов следующих методов.

Особенности метода конституционного права:

- приоритет императивного метода воздействия (публичность);

- сочетание общего регулирования (правовой статус человека) и детального регулирования (властеотношения высшего уровня);

- двойное воздействие норм из-за двойного характера регулируемых отношений.

Нормативный правовой акт – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 ).

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:

- учредительный характер;

- большое количество декларативных норм;

- низкое количество санкций;

- большое количество общерегулятивных норм;

- приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей;

- большое количество норм требует отраслевого развития.

Виды конституционно-правовых норм:

1. По территории действия:

- федеральные;

- региональные;

- муниципальные.

2. По методу правового регулирования:

- императивные;

- диспозитивные.

3. По характеру предписания:

- материальные;

- процессуальные.

4. По функциям:

- регулятивные;

- охранительные.

5. Также выделяют:

- дефинитивные;

- нормы-цели;

- нормы-принципы;

- нормы-гарантии;

- коллизионные;

- оперативные (регламентируют время вступления в силу и время прекращения действия норм).

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Субъекты конституционного права:

- общности (народ (для субъекта, наделённого властными полномочиями), население, этносы, территориальные коллективы);

- территориальные единицы (РФ, её субъекты, МО);

- индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностное лицо (наделён властными полномочиями, помимо общегражданского статуса);

- объединения и организации (формализованные – зарегистрированные юридические лица, и неформализованные – не юридические лица);

- органы публичной власти:

Государственные органы

Органы местного самоуправления и муниципальные органы;

Межгосударственные органы.

Объекты конституционного права:

1. Объект как некоторое благо:

- материальные;

- нематериальные.

2. Объект как совокупность действий:

Виды конституционно-правовых отношений:

1. По степени обобщённости правового регулирования:

- общие;

- конкретные.

2. По времени существования:

- срочные;

- бессрочные.

3. По функциям:

- правореализационные;

- охранительные;

4. По юридическому значению:

- материальные;

- процессуальные.

5. По количеству обязанных субъектов:

- абсолютные;

- относительные.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ