Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

· в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

· суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

35. Реабилитация.

РЕАБИЛИТАЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Реабилитированным считается лицо, имею–щее в соответствии с УПК право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследова–нием (п. 35 ст. 5 УПК).

Право на реабилитацию имеют (ч. 2 ст. 133 УПК):

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправ–дательный приговор;


2) подсудимый, уголовное преследование в отноше–нии которого прекращено в связи с отказом госу–дарственного (частного) обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый, обвиняемый, осужденный, уголовное преследование в отношении которых прекращено:

– за отсутствием события преступления;

– за отсутствием в деянии состава преступления;

– за отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не ина–че как по его заявлению, за исключением случа–ев, когда такое дело возбуждено на законном ос–новании (ч. 4 ст. 20 УПК);

– ввиду отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого УПК установлена особая процедура уголовного пре–следования (п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК) либо отсутствует согласие соответственно Совета Федерации, Госдумы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей;

– ввиду непричастности подозреваемого или об–виняемого к совершению преступления;

– ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приго–вора по тому же обвинению, либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголов–ного дела по тому же обвинению, либо неотменен-ного постановления дознавателя, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвине–нию либо об отказе в возбуждении уголовного дела; – вследствие отказа Госдумы ФС РФ в даче согла–сия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ; даче согласия на лишение неприкосновенности Пре–зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица. Суд в приговоре, определении, а следователь, до–знаватель в постановлении признают за лицом, в отноше–нии которого прекращено уголовное преследование, пра–во на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возме–щения вреда. Реабилитированный в течение 3 лет (ст. 196 ГК РФ) со дня получения извещения вправе обратиться с требованием об определении размера подлежащих вы–плате денежных сумм (ч. 2 ст. 135 УПК) соответственно в тот орган, который принял решение о реабилитации.

Судья, следователь, дознаватель в течение месяца со дня поступления требования определяет размер ущерба и выносит постановление о производстве выплат.

Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

Нематериальной формой компенсации морального вреда служит принесение прокурором от имени государ–ства официального извинения реабилитированному (ст. 136 УПК), а также обязательное сообщение СМИ о реабилитации лица, если в нем ранее были распрост–ранены сведения об уголовном преследовании. Компен–сация морального вреда в денежной форме осуществля–ется в порядке гражданского судопроизводства.

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Комментарий к Ст. 94 УПК РФ

1. Комментируемая статья, подробно раскрывая основания освобождения задержанного по подозрению в преступлении, прямо не отвечает на вопрос, кто производит такое освобождение. По смыслу пунктов 1 и 2 этой статьи при наличии оснований, в них указанных (неподтверждение подозрения, отсутствие оснований для заключения под стражу), решение об освобождении задержанного принимает тот, в чьем производстве находится уголовное дело (дознаватель, следователь). При наличии основания, предусмотренного пунктом 3, предполагается, что решение о задержании, исправляя ошибку органа расследования, принимает прокурор, осуществляющий надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Истечение 48-часового срока задержания, о котором говорится в части второй комментируемой статьи, влечет немедленное освобождение задержанного также самим должностным лицом, ведущим расследование.

2. Особого комментария заслуживает содержание части третьей данной статьи. Его смысл сводится к тому, что если орган расследования по истечении 48-часового срока задержания не представит начальнику изолятора временного содержания (ИВС) задержанных по подозрению в преступлении никаких процессуальных документов, дающих основания для дальнейшего пребывания гражданина в этом учреждении, то его начальник освобождает задержанного своей властью. Данное правило спорно. Администрация ИВС не является субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, и решение вопросов об освобождении задержанного так же не входит в его компетенцию, как и принятие решения о задержании. Представляется, что все конфликтные вопросы подобного характера должны решаться властью руководителя следственного органа, начальника органа дознания или прокурора.

3. Освобождение задержанного не является реабилитацией подозреваемого, потому что расследование уголовного дела еще не завершено. Однако естественно, что выбывший на несколько часов или суток из общественной жизни находившийся под стражей гражданин должен иметь на руках соответствующие документы, объясняющие его отсутствие на работе или службе. По смыслу пунктов 4 и 5 такими документами являются: а) судебное постановление об отказе в удовлетворении ходатайства органа расследования о применении в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу; б) справка об освобождении. Представляется, что было бы яснее и правильнее, чтобы на руки освобожденному гражданину во всех случаях выдавалась копия уголовно-процессуального документа (постановления) об освобождении с отметкой о времени освобождения.

Освобождение задержанного производится по мотивированному постановлению следователя или дознавателя.

Постановление об освобождении задержанного вправе вынести прокурор (или его заместитель), осуществляющий контроль над деятельностью органа расследования, либо дать письменное указание об освобождении задержанного лицу, производящему дознание, или следователю. Прокурор может освободить подозреваемого по любому делу, расследуемому органом дознания или следователем, в любой момент, если сочтет задержание незаконным или необоснованным. Это положении действует до 8 сентября 2007 г.

Дознаватель или следователь вправе освободить задержанного только по делу, находящемуся в производстве. Причем если задержание произведено органом дознания, а затем дело передано по подследственности следователю, орган дознания не имеет права принять решение об освобождении подозреваемого.

Основания освобождения подозреваемого

В статье 94 УПК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Подозреваемый освобождается, если:

не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

задержание было произведено с нарушением требований УПК;

по истечении 48 часов в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2004. С. 53.

Первое из указанных оснований - неподтверждение подозрения в совершении преступления - появляется в тех случаях, когда до истечения установленного законом срока задержания выясняется, что задержанное лицо не причастно к преступлению или в его действиях нет состава преступления. Установить данные обстоятельства могут следователь или дознаватель. Причем если подозрение в совершении преступления не подтвердилось, то датой основание освобождения как реабилитирующее задержанного должно быть четко отражено в постановлении об освобождении.

В соответствии с указанием МВД РФ следователи обязаны уведомлять администрацию и общественные организации по месту работы, учебы задержанного об освобождении его по реабилитирующим основаниям. Уведомление, направляется немедленно после освобождения.

На основании ст. 53 Конституции РФ «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Указанное требование предопределяет обязанность органа дознания и следователя по просьбе лица, освобожденного по реабилитирующим основаниям, вручать ему копию постановления об освобождении, в получении которой данное лицо расписывается на постановлении. Это является существенной гарантией охраны прав, чести и достоинства личности и диктуется интересами престижа государственного органа, хотя и задержавшего гражданина в соответствии с достаточными основаниями для подозрения, но объективно разобравшегося и восстановившего справедливость.

Освобождение задержанных по указанному основанию осуществляется относительно редко (2% от всего массива изученных уголовных дел, по которым подозреваемые были освобождены).

Наиболее часто применяемое на практике основание освобождения задержанных - отсутствие необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу (63%).

Применение данного основания означает, что даже в том случае, если подозрение подтвердилось, задержанный должен быть освобожден, если появились обстоятельства, позволяющие ограничиться применением меры пресечения, несвязанной с лишением свободы (например, лицо чистосердечно раскаялось в преступлении, установлены смягчающие вину обстоятельства и т.д.).

По данному основанию следует освободить задержанного и тогда, когда отпадают мотивы, которыми руководствовался следователь при принятии решения о задержании. Если опасения, что подозреваемый скроется от расследования или будет препятствовать установлению истины по делу или продолжать заниматься преступной деятельностью отпали, лицо, производящее расследование, обязано освободить задержанного. Кроме указанных обстоятельств, основанием для освобождения может послужить установление в действиях задержанного состава преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы и, следовательно, мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть применена. Однако на первоначальном этапе расследования из-за нехватки доказательственного материала подчас бывает трудно правильно квалифицировать содеянное преступление. Например, квалификация причинения телесного повреждения - определение степени тяжести связано с затратой определенного времени на проведение судебно-медицинской экспертизы. В таких случаях квалифицировать содеянное надлежит по наименее тяжким предполагаемым результатам экспертизы, согласуя их с конкретными обстоятельствами преступления.

В случаях же переквалификации преступления в процессе расследования на менее тяжкое, не предусматривающее наказание в виде лишения свободы, следователь незамедлительно должен освободить подозреваемого на основании отсутствия необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

В период задержания подозреваемого не всегда устанавливаются достаточные основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), но и подозрение не отпадает. Изучение показало, что более 30% решений об освобождении подозреваемых фактически обусловлено именно отсутствием оснований для дальнейшего содержания лица под стражей. И хотя определенные опасения, что задержанный может скрыться или совершить другие действия, остаются, подозреваемого в таких случаях необходимо освободить на основании, предусмотренном Законом, решив вопрос о применении иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы.

В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя или лица, производящего дознание, должно осуществляться либо из-за неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в избрании меры пресечения-заключения под стражу.

Однако на практике имеют место случаи освобождения подозреваемых из-под стражи на основании «отказа прокурора в санкции на арест», «малозначительности преступления», «помещения подозреваемого в больницу для проведения психиатрической экспертизы» и по другим основаниям. Приведенные формулировки оснований освобождения задержанных следует признать не соответствующими требованиям Закона. Нетрудно заметить, что перечисленные основания освобождения в конечном итоге сводятся к одному основанию, а именно, к отсутствию необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

Обращает на себя внимание большой процент постановлений об освобождении задержанных на основании отказа прокурора в согласии на арест. В связи с этим следует иметь в виду, что отказ в санкции на арест есть не что иное, как выраженное мнение прокурора об отсутствии необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Следовательно, в постановлении причину освобождения задержанного следует формулировать так: отказ прокурора в санкции на арест в связи с отсутствием необходимости дальнейшего содержания подозреваемого под стражей, т.е. основание, предусмотренное Законом.

Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания. Как уже отмечалось, задержание подозреваемого не может продолжаться свыше 48 часов с момента его фактического задержания. По общему правилу освобождение задержанного должно производиться по постановлению дознавателя, следователя или (прокурора до 8 сентября 2007 г.)

Однако если в течение указанного срока постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в место содержания не поступило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чем составляется протокол.

Освобождение подозреваемого на основании истечения срока задержания должно применяться только начальником места содержания задержанных (ИВС).

Об освобождении подозреваемого по истечении срока задержания начальник места содержания задержанных обязан направить уведомление не только лицу, в производстве которого находится уголовное дело, но и прокурору. Это необходимо для надлежащего осуществления прокурорского надзора за обоснованностью и законностью действий следователя или органа дознания, применившего задержание. Направление письменного уведомления не исключает возможность устного сообщения об освобождении (непосредственно или по телефону) следователю или лицу, производящему дознание.

Освобождение задержанного в связи с истечением срока задержания не избавляет лицо, производящее расследование, от необходимости принять меры по официальной реабилитации освобожденного, если подозрение не подтвердилось. В этом случае выносится постановление, устанавливающее непричастность освобожденного к преступлению. Постановление, а также копия письменного уведомления приобщаются к уголовному делу, а в случае ходатайства освобожденного постановление о прекращении уголовного преследования выдается освобожденному на руки. Несмотря на то, что с момента освобождения подозреваемого в связи с истечением срока задержания и до выяснения обстоятельств, указывающих на необоснованность подозрения, проходит определенный срок, необходимо, как и в случае освобождения на основании неподтверждения подозрения, письменно уведомить администрацию, общественную организацию по месту работы, учебы лица, подвергавшегося задержанию, о том, что основания для задержания по подозрению в совершении преступления отпали.

Постановление об освобождении задержанного должно отвечать общим требованиям, применяемым к оформлению процессуальных документов.

В вводной части постановления указываются время и место его доставления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление, номер уголовного дела и статьи уголовного закона, предусматривающего состав преступления, по подозрению в совершении которого применялась данная мера процессуального принуждения.

В описательной части постановления излагаются основания, мотивы, дата и время задержания лица (с указанием его фамилии, имени, отчества), основание освобождения задержанного, в соответствии с Законом о порядке кратковременного задержания.

В резолютивной части постановления приводится формулировка самого решения об освобождении конкретного лица.

В случае необходимости администрация места содержания задержанных обеспечивает освобожденных лиц бесплатным проездом к месту жительства; по их просьбе выдает справки о времени пребывания в месте содержания задержанных.

Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об освобождении) о времени его пребывания в месте содержания задержанных осуществляется независимо от основания освобождения подозреваемого. Петрухин И.Л. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. И.Л. Петрухина. - М., 2002.

задержание освобождение подозрение совершение преступление

Задержание подозреваемого - мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

"Иные данные" - фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

Замечание

Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида - это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство . Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию - при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений ».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94 УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

В соответствии с ч.2 ст.22 Конституции РФ лицо не может быть подвергнуто задержанию до судебного решения на срок более 48 часов.

Отсюда вытекает общее правило задержания (ч.2 ст.94 УПК РФ): по истечении 48 часов с момента задержания лицо подлежит освобождению.

Исключения из этого правила составляют случаи:

1) принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) принятие судебного решения об отложении принятия окончательного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении содержания под стражей подозреваемого на срок не более 72 часов (п.3 ч.6 ст.108).

48 - часовой срок задержания подозреваемого исчисляется в соответствии с ч.3 ст.128 УПК РФ с момента фактического задержания (п.15 ст.5 УПК РФ.

Дознаватель с согласия прокурора, а следователь с согласия начальника следственного отдела, вправе ходатайствовать перед судом о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Следует иметь в виду, что фактически для обращения в суд с ходатайством об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу УПК отводит 40 часов, т.к. в соответствии с ч.3 ст.108 такое ходатайство должно поступить в суд за 8 часов до истечения срока задержания, т.е. до истечения 48 часов.

Суд может отложить окончательное принятия решения на срок до 72 часов (ч.7 ст.108 УПК РФ).

Также в ч.1 ст.94 УПК РФ содержится перечень оснований, при наличии одного из которых лицо подлежит освобождению до истечения 48 часов с момента задержания:

Не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

Отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

Задержание было произведено с нарушением требований ст.91 УПК РФ.

В этом случае дознаватель, следователь или прокурор выносят постановление об освобождении подозреваемого.

На начальника места содержания подозреваемого (ИВС) возлагается, предусмотренная ч.3 ст.94 УПК РФ обязанность соблюдать 48 - часовой срок содержания подозреваемого под стражей без судебного решения. Если срок истек, а требуемое судебное решение не поступило, начальник места содержания подозреваемого обязан немедленно его освободить.

Также возлагаются на начальника места содержания подозреваемого обязанность выдать лицу при его освобождении копию процессуального документа о его освобождении, если имеется соответствующее постановление или определение, а также справку, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения (ч.4, 5 ст.94 УПК РФ).

3 Порядок задержания, фиксация хода и результата задержания подозреваемого, уведомление о задержании

Процессуальное оформление задержания производится после того, как подозреваемые фактически задержаны, когда их сопротивление сломлено и они лишены возможности оказать сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

Процессуальное задержание оформляется протоколом задержания (Приложение).

В протоколе указываются дата и место составление его, кем составлен, время и место фактического задержания, сведения о личности задержанного, конкретные основания и мотивы задержания, объяснения подозреваемого по поводу задержания. В нем также делается отметка о том, что подозреваемому разъяснено, в чем он подозревается, а также разъяснены его права, в том числе право на помощь защитника. Протокол подписывается следователем (начальником органа дознания, дознавателем, прокурором) и подозреваемым (ч.2 ст.92 УПК РФ).

Если подозреваемый отказался подписывать протокол, об этом делается отметка (ст.167 УПК РФ). Если в деле участвует защитник, и он присутствует во время составления протокола задержания, он также подписывает протокол.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах, один из которых находится в уголовном деле, второй направляется администрации изолятора временного содержания, третий вручается под расписку подозреваемому (п.1 ч.4 ст.46 УПК РФ).

Прокурору направляется в течении 12 часов с момента задержания письменное уведомление (ч.3 ст.92 УПК РФ).

Личный обыск подозреваемого при задержании производится без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск проводится только лицом одного пола с подозреваемым. Участвует не менее двух понятых того же пола. Возможно участие специалиста (ч.2 ст.ст.92, 93, 184 УПК РФ).

Участников задержания и наблюдения за поведением подозреваемого до задержания целесообразно допросить в качестве свидетелей по делу. Если в ходе задержания применялись фотосъемка, видеозапись, то их результаты осматриваются и приобщаются к материалам уголовного дела.

Сразу же после задержания рекомендуется произвести незамедлительный допрос подозреваемого после задержания, используя фактор внезапности, растерянности, его неготовности к оказанию противодействия органам расследования преступлений (ч.2 ст.46, ч.4 ст.92, 189, 190 УПК РФ).

Защитник допускается к участию в деле с момента фактического задержания подозреваемого, если ранее он в деле не участвовал (п.3 - а ч.3 ст.49 УПК). Если защитник не приглашен подозреваемым, следователь (дознаватель) обязан обеспечить участие защитника по назначению. Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого явка приглашенного им защитника невозможна, то следователь (дознаватель) приглашает защитника по назначению. Протокол задержания в таком случае составляется без участия защитника. Если подозреваемый отказался от назначенного защитника, то допрос подозреваемого может быть произведен без участия защитника, за исключением случаев, когда такое участие обязательно и отказ подозреваемого не имеет процессуального значения (ст.50, п.2 - 7 ч.1 ст.51 УПК).

Свидание с защитником предоставляется подозреваемому после составления протокола задержания, но до допроса, если в этом есть необходимость. Конфиденциальность свидания означает, что оно предоставляется наедине, в условиях, позволяющих вести визуальное наблюдение при невозможности прослушивания. Продолжительность свидания определяется по желанию подозреваемого и защитника, но если свидание продолжается более 2 часов, оно может быть прекращено при условии, что следователь (дознаватель) предварительно, хотя бы во время свидания, уведомил подозреваемого и защитника об ограниченности времени свидания.

Также о задержании происходит уведомление родственников. Необходимо уведомить кого - либо из близких родственников подозреваемого, к которым относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. При отсутствии таковых уведомляется кто - либо из других его родственников, к которым относятся все иные лица, состоящие с ним в родстве (п.4, 37 ст.5 УПК РФ). Уведомляется только один из родственников - названный подозреваемым либо тот, кого следователь (дознаватель) сочтет нужным уведомить (ч.1 ст.96 УПК РФ).

О задержании военнослужащего уведомляется командование воинской части (ч.2 ст.96 УПК РФ).

О задержании иностранца уведомляется соответствующее посольство или консульство. Следователь (дознаватель) уведомляет вышестоящую инстанцию, затем Генеральная прокуратура России связывается с Министерством иностранных дел России, после чего производится уведомление по дипломатическим каналам соответствующего посольства или консульства (ч.3 ст.96 УПК РФ).

О задержании несовершеннолетнего его родители или иные законные представители уведомляются обязательно.

Уведомление производится и прокурора, как и родственников в срок до 12 часов с момента задержания.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ