Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
(Ст. 27. 1. КоАП РФ)

Эта памятка - для тех, кто оказался задержанным сотрудниками милиции не за совершение преступлений, а за административные правонарушения. Если Вы оказались в подобной ситуации, забудьте про сериалы и боевики и вспомните про законы. Забейте на советы бывалых циников, что «закон, что дышло» и что «в ментовке правды нет». Делайте только то, что предписано законом и настаивайте на его соблюдении со стороны правоохранителей.

Если считаете, что Вас задержали необоснованно и превысили полномочия, пишите жалобы вышестоящему начальству и в прокуратуру.

Не реагируют - пишите Уполномоченному по правам человека.

Применили силу с последствиями для здоровья - пройдите медицинское освидетельствование в Бюро судебно-медицинской экспертизы (в г. Самаре по адресу ул. Тухачевского, 51).

Не клеймите произвол «вообще» и будьте конкретны, излагая факты нарушений. Унижению личности и беззаконию можно противопоставить только доказательность и последовательность действий.

Информация, изложенная в нашей памятке, поможет вам сориентироваться на первых порах в случаях возбуждения административного производства и административного задержания, осознать свое реальное правовое положение и научиться с достоинством отстаивать (а не «качать») свои права при встрече со стражами порядка.

Даже совершенное гражданином правонарушение не является основанием нарушением его прав со стороны сотрудников полиции

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

ГПК РФ - Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

Какие действия могут привести к возбуждению дела об административном правонарушении и что за это грозит?

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Штраф от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток. (Ст. 20. 1. КоАП РФ).

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток. (Ст. 20. 1. КоАП РФ)

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

Штраф от пятисот до одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики. (Ст. 20. 3. КоАП РФ).

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Штрафы от ста до полутора тысяч рублей. (Ст. 20. 20. КоАП РФ).

Появление в общественных местах (на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте, физкультурно-оздоровительных комплексах) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Штраф от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток. (Ст. 20. 21. КоАП РФ).

Что является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении?

Непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; (Ст. 28. 1. ч. 1 п. 1 КоАП РФ).

Поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщение в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; (Ст.28. 1. ч.1 п. 2, 3 КоАП РФ).

Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. (Ст.28. 1. ч. 1 п. 4 КоАП РФ).

Каким документом оформляется факт совершенного административного правонарушения?

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также, если за совершение правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа. (Ст. 28. 6. ч. 1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. (Ст. 28. 1. ч.4 п. 3 КоАП РФ).

Что должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении?

В протоколе об административном правонарушении указываются:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. (Ст. 28. 2. ч. 3 КоАП РФ).

Какие должностные лица уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях?

Должностные лица ОВД (полиции);

Должностные лица органа управления внутренних войск МВД Российской Федерации;

Должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

Должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

Должностные лица ведомственной охраны;

Должностные лица органов, уполномоченных осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и другие должностные лица в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативно правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, а также должностными лицами органов местной власти, уполномоченные на то Законом Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». (Ст. 28. 3. КоАП РФ).

В каких случаях производится задержание?

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении. (Ст. 27. 1. ч. 1 КоАП РФ).

В каких случаях задержание недопустимо?

Не допускается задержание гражданина, если имеется реальная возможность установить его личность и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении на месте его совершения.

Задержание не может быть применено и при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. (Ст. 28. 6. ч. 1 КоАП РФ).

Что делать, если сотрудник полиции просит Вас пройти с ним в отделение?

Нужно выяснить причину и основания такой просьбы, уточнить, в чем именно Вас подозревают.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. (Ст. 5. Закона РФ «О милиции»).

Может ли задержанный поставить в известность родственников и знакомых о своем задержании?

Можно позвонить родственникам, знакомым и лицам, которые могут выступить вашими защитниками, а также сообщить им фамилию, имя, отчество, должность и № удостоверения милиционера, задержавшего Вас милиционера, номер отделения милиции и адрес, по которому Вы находитесь в данный момент.

Сотрудники полиции обязаны сообщить задержанным эти данные.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. (Ст. 27. 3. ч. 3 КоАП РФ).

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. (Ст. 27 .3 . ч. 4 КоАП РФ).

Какими документами оформляется задержание?

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. (Ст. 27. 4. ч. 1 КоАП РФ).

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. (Ст. 27. 3. ч. 5 КоАП РФ).

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (Ст. 27. 4. ч. 2 КоАП РФ).

На какой срок может быть произведено административное задержание?

Срок административного задержания не должен превышать три часа (Ст. 27. 5. ч. 1 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. (Ст. 27. 5. ч. 3 КоАП РФ)

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. (Ст. 27. 5. ч. 4 КоАП РФ).

Где должны содержатся задержанные за совершение административных правонарушений?

Задержанные лица должны содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов (камерах для административно задержанных), либо в специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. (Ст. 27. 6. ч. 1 КоАП РФ).

Может ли быть лицо, задержанное за совершение административного правонарушения, подвергнуто личному обыску?

Задержанные лица могут быть подвергнуты личному досмотру. Осматриваются вещи, находящихся при них. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (Ст. 27. 7. ч. 3 КоАП РФ). Понятые не должны быть сотрудниками милиции!

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. (Ст. 27. 7. ч. 4 КоАП РФ).

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. (Ст. 27. 9. ч. 3 КоАП РФ).

О личном досмотре, досмотре вещей находящихся при физическом лице и транспортных средств составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. (Ст. 27. 7. ч. 6 КоАП РФ).

Должны ли сниматься отпечатки пальцев у лиц, задержанных за совершение административного правонарушения?

Регистрируя лиц, задержанных за совершение административного правонарушения, снимать у них отпечатки пальцев (дактилоскопировать), фотографировать и снимать на видео сотрудники милиции не имеют права.

Эти действия производятся только в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении при невозможности установления их личности (п. 15 ст. 11. Закона РФ «О милиции»).

В иных случаях дактилоскопирование проводится только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме (ст. 5 Закона РФ «О милиции»).

Можно ли обжаловать действия должностных лиц по административному задержанию?

При несогласии лица с применением к нему такой меры, как задержание, оно вправе обжаловать данное процессуальное действие в прокуратуру.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
Но если у задержанного лица сотрудниками милиции изъяты документы или личные вещи (не относящиеся к предметам правонарушения или к оружию), истребована денежная сумма, по отношению к ним применено физическое насилие, то в прокуратуру нужно писать не жалобу, а заявление о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий, либо самоуправства, либо вымогательства взятки. (Ст. ст. 286, 330, 290 УК РФ).

В каких случаях могут возбуждаться дела по ст. 19. 3. КоАп РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции»?

Эта статья касается только законных распоряжений и требований сотрудников милиции. Требование сотрудников милиции необходимо выполнять во избежание быть привлеченным по ч. 1 ст. 19. 3. КоАП РФ.

За это правонарушение предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест сроком до 15 суток.

Если их требования незаконны, Вы не обязаны их выполнять. Более того, незаконные распоряжения и требования сотрудников милиции необходимо обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Каким органом выносится решение по делу об административном правонарушении?

Решения по делам об административных правонарушениях выносятся мировыми судьями и районными судами (в зависимости от характера правонарушения)

Какими правами обладают лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении?

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ и ГПК РФ. (Ст. 25. 1. ч.1 КоАП РФ, ст. 35 ГПК РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и при этом от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. (Ст. 25. 1. ч. 2 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. (Ст. 25. 1. ч.3 КоАП РФ).

В течение какого срока должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении?

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. (Ст. 29. 6. ч. 1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. (Ст. 29. 6. ч. 4 КоАП РФ).

Каким документом оформляются результаты рассмотрения дела об административном правонарушении?

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление суда, так и уполномоченных должностных лиц и органов о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. (Ст. 29. 9. ч. 1 КоАП РФ).

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. (Ст. 29. 10. ч.1. п. 11 КоАП РФ).

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. (Ст. 29. 10. ч.2 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. (Ст. 29. 11. ч. 1 КоАП РФ).

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. (Ст. 29. 11 ч.2 КоАП РФ).

Может ли быть обжаловано постановления по делу об административном правонарушении?

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

Постановление, вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

Постановление, вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

Постановление, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

Постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях - в районный суд по месту рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. (Ст. 30. 1. КоАП РФ).

Образцы жалоб и заявлений в связи с неправомерными действиями должностных лиц в ходе производства по делам об административных правонарушениях

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

КОМУ: ____________________

(Указать орган прокуратуры и его адрес)

(указать вышестоящие органы прокуратуры, куда направлены копии)

На основании вышеизложенного, а также в порядке ст. 10 Закона РФ «О Прокуратуре РФ»

2. Принять предусмотренные законом меры прокурорского воздействия и отменить вынесенное в отношении меня решение о привлечении к административной ответственности в виде официального предупреждения (денежного штрафа) по ст. 19.15 КоАП РФ (если оно выносилось);

4. Привлечь к установленной законом и нормативным документами МВД ответственности виновных в допущенных нарушениях должностных лиц органов милиции;

Приложения:

1. Копия Протокола об административном нарушении №__ от ___ ______200_г. - 1 экз.;

2. Квитанция о взыскании штрафа №______ от ___ _________200_г. на сумму (цифрами и прописью) рублей (цифрами) копеек - 1 экз.;

3. Справка медицинского освидетельствования из травмопункта городской больницы №___ от ___ _________200_г. (если такое было).

(дата оформления жалобы)

(личная подпись заявителя)

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ

КОМУ: ____________________

(Указать орган УВД и его адрес)

Копии: ________________________________

(указать вышестоящие органы УВД, куда направлены копии)

От: ___________________________________

(Фамилия, имя, отчество заявителя полностью)

проживающего по адресу____________

(индекс, адрес по месту жительства заявителя)

на неправомерные действия сотрудников полиции

«___» ______ 200_ года в____часов___минут в районе (указать место действия) я был остановлен сотрудником(ами) милиции отдела внутренних дел (указать наименование отдела внутренних дел или службы, если они известны) для проверки документов.

При этом сотрудник(и) милиции представились (не представились) (далее изложить суть произошедшего с указанием званий, фамилий и инициалов, нагрудных номеров, номеров машин, наличие и адреса свидетелей, если они были и есть, обмен репликами, характер поведения (грубость), действия (бездействия) сотрудников милиции, перемещения, мотивировку действий милиции, если она была, результат задержания и проверки документов, в том числе перечисление составленных и выданных (не выданных) документов (протоколов, квитанций), потерянное время и другие осложнения в связи с задержкой на общение с милицией).

Я считаю, что действия указанных выше сотрудников милиции в отношении меня были неправомерными и грубо нарушили мои конституционные права, в том числе мое право на свободу передвижения, право на свободу и личную неприкосновенность (если вам угрожали применением силы или применили силу и спец. средства, подвергли «доставлению» и (или) «административному задержанию», то есть поместили в «обезьянник»), указанные действия сотрудников милиции умалили мое личное достоинство, причинили мне моральный и физический (если он был) вред.

На основании вышеизложенного ПРОШУ:

1. Провести проверку по всем обстоятельствам, изложенным в настоящей жалобе (Заявлении);

2. Отменить вынесенное в отношении меня решение о привлечении к административной ответственности в виде официального предупреждения (денежного штрафа) по ст. 19.15. КоАП (если оно выносилось);

3. Возвратить незаконно взысканные с меня в виде штрафа денежные средства в сумме 100 (сто) рублей 00 копеек (если штраф был взыскан);

4. Привлечь к установленной законом и нормативным документами МВД ответственности виновных в допущенных нарушениях сотрудников милиции;

5. Проинформировать меня в установленные законом сроки о результатах проведенной проверки и принятых мерах по наказанию виновных с указанием или представлением копий распорядительных документов УВД или иных органов, подтверждающих привлечение виновных к ответственности.

Приложения:

1. Протокол об административном нарушении № _____ от ___ ______200_г. - 1 экз.;

2. Квитанция о взыскании штрафа №______ от ___ _______200_г. на сумму (цифрами и прописью) рублей (цифрами) копеек - 1 экз.;

3. Справка медицинского освидетельствования из травмпункта городской больницы №_____ от ___ ________200__г. (если такое было).

4. Можно приложить копии любых иных документов (билетов, и т. п.), которые по вашему мнению подтверждают или конкретизируют обстоятельства вашей жалобы.

200___г.

(дата оформления жалобы)

Фамилия И.О.

(личная подпись заявителя)

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ В СУД

КОМУ:________________________________

(Указать название районного (городского) суда)

на постановление по делу об административном правонарушении

Постановлением (указать наименование административного органа или должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление) от ____ ________200__г. на меня наложено административное взыскание в виде _____________ за (основания наложения административного взыскания (берется из текста постановления)).

Указанное постановление было вынесено по следующим обстоятельствам: (Далее изложить обстоятельства дела. Или сослаться на копию заявления в органы Прокуратуры или УВД, если они были туда направлены, сделать ссылку на то, что копия жалобы прилагается и приложить копию к жалобе в суд).

200_г. в __часов __минут в районе (указать место действия) я был остановлен сотрудником(ами) милиции отдела внутренних дел (указать наименование отдела внутренних дел или службы, если они известны) для проверки документов.

При этом сотрудник(и) милиции представились (не представились) (далее изложить суть произошедшего с указанием званий, фамилий и инициалов, нагрудных номеров, номеров машин, наличие и адреса свидетелей, если они были и есть, обмен репликами, характер поведения (грубость), действия (бездействия) сотрудников милиции, перемещения, мотивировку действий милиции, если она была, результат задержания и проверки документов, в том числе перечисление составленных и выданных (не выданных) документов (протоколов, квитанций), потерянное время и другие осложнения в связи с задержкой на общение с милицией).

Считаю наложенное на меня взыскание необоснованным, так как действия указанных выше сотрудников милиции в отношении меня были неправомерными и грубо нарушили мои конституционные права, в том числе мое право на свободу передвижения, право на свободу и личную неприкосновенность (если вам угрожали применением силы или применили силу и спец. средства, подвергли «доставлению» и (или) «административному задержанию», то есть поместили в «обезьянник»), указанные действия сотрудников милиции умалили мое личное достоинство, причинили мне моральный и физический (если он был) вред.

На основании вышеизложенного, а также в порядке ст. 236-239 ГПК РСФСР

1. Отменить (изменить) Постановление (реквизиты обжалуемого постановления - наименование органа или должностного лица, вынесшего его и дату его вынесения) о привлечении меня к административной ответственности в виде официального предупреждения (денежного штрафа) по ст. 19.15д КоАП (если оно выносилось);

2. Возвратить незаконно взысканные с меня в виде штрафа денежные средства в сумме 100 (сто) рублей 00 копеек (если штраф был взыскан);

Приложения:

1. Копия настоящей жалобы - 2 экз.;

2. Копия постановления административного органа о наложении взыскания - 1 экз;

3. Протокол об административном нарушении № ______ от ___ ______200_г. - 1 экз.;

4. Квитанция о взыскании штрафа №______ от __ ________200_г. на сумму (цифрами и прописью) рублей (цифрами) копеек - 1 экз.

200___г.

(дата оформления жалобы)

Фамилия И.О.

(личная подпись заявителя)

Адреса органов власти, уполномоченных на восстановление нарушенных прав граждан, в том числе при незаконном административном производстве и задержании:

ГУ МВД России по Самарской области:

443068, г. Самара, ул. Соколова, 34

ОРЧ СБ ГУ МВД Росии по Самарской области:

443001, г. Самара, ул. Никитинская, 73 «а»

Прокуратура Самарской области:

443010, г. Самара, ул. Чапаевская, 151

Уполномоченный по правам человека в Самарской области:

443100, г. Самара, ул. Маяковского, 20

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 901);

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4192);

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763; Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 901; Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4289);

5) (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700)

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 29 апреля 2006 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 18, ст. 1907);

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях (пункт 8 введен Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса (пункт 9 введен Федеральным законом от 29 апреля 2006 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 18, ст. 1907);

10) судебные приставы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8-1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда) (пункт 10 введен Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2385; в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4845; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 410-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7352; Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362; Федерального закона от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3082; Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 141-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4330).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4-1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу (часть 4-1 введена Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5281).

4-2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия (часть 4-2 введена Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3416).

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Статья 27.3. Административное задержание

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.07.2002

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 04.05.2018 10.11.2017 20.07.2016 15.07.2016 20.03.2015 15.11.2014 04.02.2014 10.08.2012 09.06.2012 01.01.2012 08.12.2011 26.07.2011 01.03.2011 01.01.2011 18.11.2010 07.08.2010 01.02.2008 16.04.2007 01.01.2007 19.06.2006 15.05.2006 22.03.2005 01.07.2003 01.07.2002

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

  • 1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьёй 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьёй 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • 2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • 4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • 5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
  • 6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;
  • 7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 , 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 8) утратил силу;
  • 9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.27 настоящего Кодекса;
  • 10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);
  • 11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьёй 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.


1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 92-ФЗ)

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

5) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 78-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 30.10.2017 N 309-ФЗ)

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 235-ФЗ)

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу;

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к статье 27.3 КОАП РФ

1. Под задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, не связанное с применением наказания и выражающееся в содержании его в специально отведенном для этого помещении в течение времени, установленного законом.

Помимо административного, еще одним основным видом задержания является уголовно-процессуальное задержание, которое применяется на основаниях и в порядке, которые закреплены нормами УПК РФ, в отношении лиц, совершивших преступления.

2. Основанием применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение физическим лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, установление всех признаков состава правонарушения при этом не требуется.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования Конституции РФ и международного законодательства. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда (см. п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова").

Вместе с тем административное задержание может быть применено только в исключительных случаях, т.к. затрагивает честь и достоинство лица, ограничивает его свободу. Исключительность предполагает, что без использования этой принудительной меры невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, личность лица, его совершившего, обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Так, административное задержание применяется, если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность, и отказывается сообщить сведения о себе, игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения, совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

Административное задержание не допускается, если существует возможность пресечения правонарушения другими способами (нарушитель позитивно реагирует на требование должностного лица о прекращении правонарушения и другие его распоряжения), установления на месте личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, а также в случаях назначения административного наказания без составления протокола.

3. Началом срока административного задержания следует считать составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном задержании и помещение лица в специальное охраняемое помещение. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и протокола об административном задержании) дело об административном правонарушении считается возбужденным. В связи с этим задержанное лицо приобретает права (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы) и обязанности (соблюдать установленные правила содержания в комнатах для задержанных). При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

4. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РФ предоставляет административно задержанному лицу право требовать от соответствующих должностных лиц уведомления об административном задержании не только родственников и администрации по месту учебы (работы), но и защитника. Невыполнение просьбы задержанного о предоставлении защитника является нарушением его конституционного права на защиту, в результате которого дальнейшее производство по делу приобретает незаконный характер.

В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, - доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

5. Особый порядок административного задержания предусмотрен для несовершеннолетних: об их задержании в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители; задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Законодатель установил также обязанность должностных лиц, осуществивших административное задержание специальных субъектов (лиц, в силу статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности - военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и др. (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) и членов общественных наблюдательных комиссий, незамедлительно уведомить о факте их задержания соответствующих лиц (орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу и секретаря Общественной палаты РФ и общественную наблюдательную комиссию соответственно).

6. Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

Так, компетенция сотрудников органов внутренних дел (полиции) по административному задержанию определена Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию", полномочия должностных лиц таможенных органов - Приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".

8. Законодательством РФ установлен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ);

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи");

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ);

Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ);

Судьи (ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) и др.

В случае доставления таких лиц, если их личность не могла быть установлена до доставления, они подлежат немедленному освобождению.

9. Административное задержание как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от административного ареста - меры административного наказания, которая назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15, а в исключительных случаях - до 30 суток (статья 3.9 КоАП РФ).

Помимо административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством предусмотрены иные меры административно-правового принуждения, содержание и порядок применения которых сходны с административным задержанием. В отличие от указанной меры они носят предупредительный характер, могут применяться и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. К их числу относится, например, задержание граждан, нарушивших режим комендантского часа в условиях чрезвычайного положения. Указанные лица задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ