Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вопрос:

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приобрело здание, которое будет сдаваться в аренду. Сейчас устанавливается пожарная сигнализация. Вправе ли она учесть в расходах при УСНО стоимость пожарной сигнализации и дальнейшие затраты на ее обслуживание, затраты на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации, а также другие аналогичные затраты? Какая административная предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности и кто ее несет?

Ответ:

Статьями 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности для граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Руководители организации обязаны в том числе:

    соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

    разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

    проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

    включать в коллективный договор (соглашение) пожарной безопасности;

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров (ст. 24 Федерального закона № 69-ФЗ). К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся в том числе:

    охрана от пожаров организаций на договорной основе;

    закупка и поставка пожарно-технической продукции;

    выполнение проектных, изыскательских работ;

    монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

    ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств.

При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Читайте также

  • Приобретение (зарядка) огнетушителей к пожароопасному сезону
  • Если «упрощенец» заключил концессионное соглашение
  • Организация подарила основное средство другой организации: юридический и налоговой аспект
  • Учет реконструкции арендованных основных средств без компенсации арендодателем
  • Об увеличении балансовой стоимости помещения, о бухучете пожарных систем (систем видеонаблюдения) и разукомплектации ОС в организациях государственного сектора

Исходя из ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

    собственники имущества;

    лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

    лица, в порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

    должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Административная ответственность за нарушение противопожарных норм предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. По общему правилу нарушение требований пожарной безопасности без возникновения пожара и причинения вреда имуществу или здоровью человека влечет наложение административного штрафа:

    на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб.;

    на – от 20 000 до 30 000 руб.;

    на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

Что касается учета затрат на пожарную сигнализацию, ее монтаж и дальнейшее обслуживание, на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации и другие аналогичные затраты, согласно пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении налоговой базы вправе учесть:

    расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

    расходы на услуги по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

    расходы на приобретение услуг пожарной охраны.

Соответственно, организация вправе учесть в расходах при УСНО затраты на пожарную сигнализацию и ее монтаж и дальнейшее обслуживание, на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации и другие аналогичные затраты по данному основанию.

Указанные расходы учитываются при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления организаций ст. 264 НК РФ. При этом все затраты должны быть фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В данном случае необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в целях гл. 26.2 НК РФ в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях поименованной главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Таким образом, затраты «упрощенца» на приобретение и монтаж пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб.): по правилам учета расходов на приобретение основных средств или как расходы на обеспечение пожарной безопасности (Письмо от 16.12.2008 № 03-03-06/4/96).

Порядок списания в расходы стоимости основных средств определен в п. 3 ст. 346.16 и ст. 346.17 НК РФ: объект нужно ввести в эксплуатацию и оплатить. При выполнении данных требований стоимость и монтаж пожарной сигнализации учитываются в расходах равными частями ежеквартально в течение календарного года.

Если же стоимость и установка пожарной сигнализации менее 100 000 руб., то данные затраты можно учесть как расходы на обеспечение пожарной безопасности на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ: учесть в полной сумме в расходах при УСНО после монтажа пожарной сигнализации и фактической оплаты.

Отметим, что налоговые органы рассматривают затраты на приобретение пожарной сигнализации, монтаж и пуско-наладочные работы в едином комплексе. И суды поддерживают налоговиков, относя стоимость пожарной сигнализации вместе с затратами на ее установку и монтаж к основным средствам (Постановление ФАС СЗО от 17.01.2013 по делу № А56-14268/2012). Если организация примет решение учитывать в расходах при УСНО отдельно стоимость пожарной сигнализации и отдельно стоимость работ по ее установке, то нужно готовиться к возможным претензиям со стороны налоговиков.


УСН основные средства должностные лица

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности. В том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты). Об этом сказано в подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на обеспечение пожарной безопасности Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Таким образом, затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете налога на прибыль независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами. Для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Законодательство для подтверждения расходов не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг, но для избежания спорных моментов с ИФНС лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. Отметим что согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы компании также списываются затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии автоматической системы пожаротушения, а также пожарной сигнализации. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поэтому расходы по обслуживанию автоматической системы пожаротушения и пожарной сигнализации необходимо подтвердить актом о выполнении работ. Расходы на оплату услуг по охране имущества Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: - защита жизни и здоровья граждан; - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Аналогично расходам на пожарную безопасность расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете налога на прибыль. В составе таких расходов учитываются также и затраты на оплату услуг вневедомственной охраны (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. N 03-03-04/2/180). Учет затрат на охрану труда Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Согласно статье 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты. Если в штате организации более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 ТК РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию. При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции: - контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда; - организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний; - проводит мероприятия по улучшению условий труда и т.д. Следует отметить, что на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 ТК РФ). Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные "с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы" (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6915/2007(38865-А27-40)). Также к затратам на обеспечение нормальных условий труда можно отнести затраты: - связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты; - на проведение периодических медицинских осмотров; - компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; - связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами; - на приобретение молока и других равноценных продуктов. На практике организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам. Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. N 477. В целом расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/128). Статьями 163, 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда. В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников? По данному вопросу существует несколько мнений. В письме от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. N 02-01-08/46. Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. N 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 НК РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Отметим, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды. Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. N А29-1926/2007. Далее подчеркнем, что статьей 222 ТК РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ в статью 222 ТК РФ. В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий. Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока. Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации. Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованы и документально подтверждены. Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ. С данных выплат также не придется платить и взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 НК РФ). Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда). Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается: - штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев; - исправительными работами на срок до двух лет; - лишением свободы на срок до года.

Услуги по обеспечению пожарной безопасности

Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г.

№ 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

То есть затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете единого налога независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами.

Рестораны, кафе и магазины обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Во-первых, нужна инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. Этот документ определяет места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня. Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

Также правила пожарной безопасности требуют, чтобы на предприятиях, где одновременно на этаже могут находиться более 10 человек (а это как раз магазины и рестораны), была разработана и внедрена система оповещения людей о пожаре. Указанная система должна соответствовать Нормам пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденным приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323. Более того, если в магазине предполагается массовое пребывание людей (более 50 человек), то необходима еще инструкция о действиях персонала при эвакуации людей. И раз в полгода по этой инструкции надо проводить практические тренировки. И еще: если площадь торгового зала менее 200 кв. м и расположен он в цоколе или подвале, то фирма обязана установить пожарную сигнализацию. Если более 200 кв. м понадобится автоматическая система пожаротушения. Об этом сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03), которые утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315.

Также в магазине должны присутствовать огнетушители. Их количество определено в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности.

Все расходы, которые приведены выше, торговые компании и фирмы, оказывающие услуги общественного питания, вправе списать по статье затраты на обеспечение пожарной безопасности. Учтите, что для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Однако для подтверждения расходов законодательство не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг. Однако для избежания трений с налоговиками, лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. 7.8.1.

Услуги по охране имущества

Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1)

защита жизни и здоровья граждан; 2)

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; 3)

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 4)

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Аналогично расходам на пожарную безопасность получаем, что любые расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете единого налога.

Правда, надо сказать, что на местах часто налоговики исключают из таких расходов услуги вневедомственной охраны. Споры по этому вопросу породило постановление Президиума ВАС РФ от 21 октября 2003 г. № 5953/03. В своем вердикте судьи указали, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны за оказанные услуги, признаются целевыми. Из чего фискалы сделали вывод, что средства, перечисленные подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер. Однако чиновники лукавят, поскольку оплата услуг милиционеров не может быть признана целевым финансированием, поскольку не обладает признаками такового.

Магазины и рестораны заключают с отделами вневедомственной охраны обычные гражданско-правовые договоры на оказание услуг, и с бюджетными отношениями это никак не связано. Поэтому суды поддерживают налогоплательщиков в вопросе правомочности учета таких расходов. В качестве примера можно привести постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2006 г. по делу № А65-18349/2005-СА1-29.

Важнейшей компонентой стратегического управления предприятием является его инвестиционная стратегия, формирующая систему финансовых мер для достижения долгосрочных стратегических целей бизнеса. Отсюда возникает объективная необходимость поиска и внедрения в практику новых методов и инструментов разработки инвестиционной стратегии. Новым словом в разработке инвестиционной стратегии становится математическое моделирование.

Формальные математические модели позволяют определить перспективные направления бизнеса, оценить целесообразные объёмы инвестируемых средств, распределить капиталовложения между перспективными направлениями. Источниками финансирования капиталовложений являются прибыль, часть амортизационных отчислений, кредиты. Ежеквартально предприятия обязаны вместе с квартальной бухгалтерской отчетностью представлять справку о движении средств финансирования капиталовложений и других финансовых вложений.

В экономике под капитальными вложениями понимают единовременные вложения на увеличение объема основных средств с целью расширения производства - совокупность экономических ресурсов, направляемых на воспроизводство основных средств. Капиталовложения разделяют на прямые - вложения непосредственно в объект инвестирования и косвенные, сопряженные - вложения в сопряженные с основным объекты, в производственную и социальную инфраструктуру основных объектов инвестирования.

В настоящее время долгосрочное и устойчивое развитие предприятия невозможно без эффективной системы пожарной безопасности. Поэтому инвестиции в пожарную безопасность являются составной частью инвестиционной стратегии предприятия. Начальным этапом формирования инвестиционной стратегии предприятия в области пожарной безопасности является оценка величины ущерба от возможных пожаров при выбранном варианте обеспечения пожарной безопасности.

Одним из таких финансовых вложений есть инвестирование на пожарную безопасность. Увеличивать затраты на пожарную безопасность, с точки зрения собственника, целесообразно до тех пор, пока ожидаемый ущерб от пожаров за период планирования превышает затраты на пожарную безопасность за этот же период. На наш взгляд, как будущих специалистов в области пожарной безопасности, важнейшим условием снижения ущерба от пожаров является выполнение предприятием норм пожарной безопасности. Предприятие будет соответствовать нормам пожарной безопасности, если будут выполнены все требования технического регламента и пожарный риск не превышает допустимых значений. Поэтому собственник имеет право самостоятельно выбирать вариант обеспечения пожарной безопасности. Но важно, чтобы этот вариант обеспечивал нормативные значения показателей пожарного риска для производственных объектов.

Согласно действующему законодательству каждая организация и каждый собственник должны обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. Какие расходы возникают у организации при обеспечении пожарной безопасности? Как они учитываются в налоговом и бухгалтерском учете? Эти вопросы достаточно хорошо на популярном уровне рассмотрены в работе.

Вопросы пожарной безопасности регулируются федеральными законами от 21.12.94 № 69-ФЗ «0 пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила пожарной безопасности);

Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820;

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее - Нормы пожарной безопасности) и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;

приобретение минимального набора средств пожаротушения;

приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;

оборудование офиса курительными комнатами;

противопожарное обучение;

услуги профессиональных пожарных;

страхование риска потерь от пожара и пр.

Инвестирование в пожарную безопасность предприятия, как показано выше, состоит из нескольких этапов. Одним из важнейших этапов, на наш взгляд, являются капитальные затраты на пожарную безопасность. Капитальные затраты представляют собой единовременные затраты, реализуемые на создание новых, реконструкцию и модернизацию (техническое перевооружение) действующих основных фондов. Теоретически определение размера капитальных затрат на пожарную безопасность в рублях определяется следующим порядком:

К=КМК+КАПС+КАУПТ+КАУПТ1+КВВ+КПС+КО

где КМК - стоимость огнезащиты металлических конструкций;

КАПС - стоимость защиты автоматической пожарной сигнализации;

КАУПТ - стоимость установок пожаротушения;

КАУПТ1 - стоимость установок межстеллажного пожаротушения;

КВВ - стоимость устройства внутреннего противопожарного водопровода;

КПС - стоимость противопожарной стены;

КО - стоимость огнетушителей.

Эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности суммируют в денежной форме затраты материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Размеры эксплуатационных расходов в рублях за год определяются следующим образом:

С=САУПТ+САУПТ1+СО+СВВ+САПС+СМК+СПС

Где САУПТ - эксплуатационные расходы на содержание установок пожаротушения склада;

САУПТ1 - эксплуатационные расходы на содержание межстеллажных установок пожаротушения склада;

СО - эксплуатационные расходы на пенные огнетушители;

СВВ - эксплуатационные расходы на содержание внутреннего противопожарного водопровода;

САПС - эксплуатационные расходы на содержание автоматической пожарной сигнализации;

СМК - эксплуатационные расходы на содержание огнезащиты металлических конструкций;

СПС - эксплуатационные расходы на содержание противопожарной стены.

Эксплуатационные расходы на содержание установок пожаротушения склада рассчитываются следующим образом:

САУПТ=СТР+СЭЛ+СТО

где СТР - расходы на текущий ремонт системы АУПТ склада;

СЭЛ - расходы на электроэнергию системы АУПТ склада;

СТО - расходы на техобслуживание системы АУПТ склада.

Расходы на текущий ремонт системы АУПТ склада (СТР) имеют вид:

где НТР - норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт в%.

Расходы на техобслуживание системы АУПТ склада имеют вид:

где ЦТО - цена за единицу обслуживания, руб./м2;

S - защищаемая площадь, м2.

CЭЛ=ЦЭЛ*NЭЛ*ТР

NЭЛ - установленная мощность электроприемников, кВт;

ТР - годовой фонд рабочего времени, час.

Расчет эксплуатационных затрат на содержание АУПТ межстеллажного пространства будет иметь вид:

САУПТ1=СТР1+СЭЛ1+СТО1

где СТР1 - расходы на текущий ремонт системы межстеллажных АУПТ;

СЭЛ1 - расходы на электроэнергию системы межстеллажных АУПТ;

СТО1 - расходы на техническое обслуживание системы межстеллажных АУПТ склада.

Расходы на текущий ремонт системы автоматической установки водяного пожаротушения межстеллажного пространства склада имеют вид:

Расходы на техобслуживание системы АУПТ межстеллажного пространства склада имеют вид:

СТО1=ЦТО1*S1

где ЦТО1 - цена за единицу обслуживания, руб./м2;

S1 - защищаемая площадь, м2.

Расходы на электроэнергию системы АУПТ склада имеют вид:

CЭЛ1=ЦЭЛ*NЭЛ1*ТР1

где ЦЭЛ - стоимость одного кВт*ч электроэнергии, руб.;

NЭЛ1 - установленная мощность электроприемников, кВт;

ТР1 - годовой фонд рабочего времени, час.

Определение размера эксплуатационных расходов на пенные огнетушители имеет вид:

СО=3*СКВ+СГОД+

Где СКВ - расходы на ежеквартальную проверку огнетушителей, руб./кВ;

СГОД - расходы на ежегодную проверку огнетушителей, руб./год;

С5ЛЕТ - расходы на проверку огнетушителей раз в 5 лет, руб./5 лет.

Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей. Ежегодная проверка огнетушителей внешний осмотр огнетушителей, осмотр места их установки и подходов к ним. Не реже одного раза в год огнетушитель должен быть разряжен, его корпус полностью очищается от остатков огнетушащего вещества, после внешнего и внутреннего осмотра корпус, пусковая головка, шланг и запорное устройство испытывается на прочность и герметичность.

Затраты на ежеквартальную проверку огнетушителей следующие:

СКВ=*ОШТ*tКВ

Где ЗПЛ - зароботная плата работника, проводящего данный вид работ, руб.;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце, дни;
  • 8 - количество часов в рабочем дне, час;

ОШТ - количество огнетушителей, подлежащих проверке, шт;

tКВ - время на проверку одного огнетушителя, час.

Затраты на ежегодную проверку огнетушителей равны:

СГОД=*ОШТ*tГОД

Не реже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков огнетушащего вещества, произведен внешний и внутренний осмотр, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства.

Формула расчета затрат на проведение ежегодной проверки огнетушителей (СЛЕТ) будет иметь вид:

СЛЕТ=*ОШТ*TЛЕТ

Где ЗПЛ - заработная плата работника, производящего данный вид работ;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

ОШТ - количество огнетушителей, подлежащих проверке;

t - время на проверку одного огнетушителя, час.

Стоимость работ по испытанию внутреннего противопожарного водопровода, которые должны в соответствии с приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 проводиться два раза в год (весной и осенью) равна:

СВВ=(n*Сисп.ПК+n1+Cосм.ПК)*2

где Сисп.ПК - стоимость испытаний пожарных кранов, руб./исп.;

Сосм.ПК - стоимость осмотра пожарных кранов, руб./исп.;

n - количество подверженных испытанию пожарных кранов, шт.;

n1 - количество подверженных осмотру пожарных кранов, шт.

Годовые эксплуатационные расходы на содержание пожарной автоматики можно определить по формуле:

САПС=СТР+СТО+СЭЛ

где СТР - расходы на текущий ремонт системы автоматической пожарной сигнализации;

СЭЛ - расходы на электроэнергию системы автоматической пожарной сигнализации, которая рассчитывается по формуле (10);

СТО - расходы на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации.

Расходы на текущий ремонт системы автоматической пожарной сигнализации имеют вид:

где КАПС - стоимость оборудования здания склада автоматической пожарной сигнализации;

НТР - норма амортизационных отчислений на текущий ремонт, %.

Затраты на техническое обслуживание стационарных установок пожаротушения будут иметь вид:

НТО - норма амортизационных отчислений на техобслуживание, %.

Формулы расчета эксплуатационных затрат на огнезащиту металлических балок и противопожарную стену соответственно можно высчитать по следующим формулам:

СМ.К.=*Tм.к.

где ЗПЛ - заработная плата работника, производящего данный вид работ;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

Формула расчета затрат на обслуживание противопожарной стены (Сп.с.) будет иметь вид:

Сп.с. = *tм.к.

Где Зп.л.- заработная плата работника, проводящего данный вид работ, руб;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

t м.к.- время на проведение данного вида работ.

Основным параметром пожара, при моделировании возможной обстановки, является площадь пожара, значение которой зависит от ее формы. Площадь пожара (периметр) может быть постоянной или переменной. В инженерных расчетах при прогнозировании обстановки на пожаре площадь пожара определяется как совокупность простейших геометрических фигур (рис. 1 Графической части), делается допущение, что пожарная нагрузка однородная и равномерно размещена по помещениям, значение линейной скорости одинаковое во всех направлениях развития пожара.

Характер развития пожара, его форма является основой для расчета. Форма развития пожара приводится к фигурам правильной геометрической формы. Применительно к объекту исследования и учитывая влияние места возникновения горения, рода горючих материалов, объемно-планирующих решений объекта защиты, характеристики конструкций, а также других факторов площадь пожара в нашем случае будет иметь круговую или угловую форму (см. рис. 2 Графической части).

Время свободного развития пожара для разных предприятий и складов различная. Оно определяется в минутах по формуле:

Св.р=?дс+?след+?в.п.с.

где?св.р - время свободного развития пожара;

  • ?дс - время до сообщения о пожаре;
  • ?сб - время на сборы до выезда;
  • ?след - время следования;
  • ?в.п.с - время введения первого пожарного ствола.

При определении пути пройденного огнем (L) по первому рангу формула будет иметь вид:

L=0,5*Vл*10+Vл*(?св.р-10)

Где Vл - линейная скорость распространения пламени (принимать значение 0,5….1,2м/мин)

При определении пути пройденного огнем (L) по вротору рангу формула будет иметь вид:

L=0,5*Vл*10+Vл*(?св.р-10)+0,5*Vл*?2-?св.р)

где Vл - линейная скорость распространения пламени;

2-?св.р - время локализации пожара.

При определении площади пожара по круговой форме:

Где Ln - путь пройденный огнем, мин.

При определении площади пожара сложной формы (Sn) формулы будут иметь вид:

Формула площади тушения (Sn) при круговой форме пожара будет иметь вид:

Где Sn-площадь пожара, м;

Ln - путь, пройденный огнем, мин.

Формулы площади тушения (Sm) при сложной форме пожара будут иметь вид:

Sm=Sn-П*-(a-10)*b1

Sm=Sn--a1*(b1-hT)-a2*(b2)hT

При определении расхода, требуемого на тушение, формула будет иметь вид:

Где Sm - площадь тушения, м;

Imp - требуемая интенсивность подачи огнетушащих веществ.

При определении количества необходимых стволов Ncтв формула будет иметь вид:

Ncтв=) Q/ qcтв

Где Q- расход, требуемый на тушение, л/с;

Qcтв - расход одного ствола, л/с.

При определении фактического расхода формула будет иметь вид:

Где qств - расход одного ствола, л/с;

Q- расход, требуемый на тушение, л/c.

Основным нормативным документом, позволяющим каждому собственнику или инвестору рассчитать экономическую эффективность противопожарных мероприятий и систем, является МДС 21-3.2001 «Методика и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий к СНиП 2101-97*» . Это методическое пособие было разработано в 2001 году как дальнейшее развитие СНиП 21-01-97* и ГОСТ 12.1.004-91 с целью выбора рациональных конструктивных, объёмно-планировочных и инженерно-технических решений, отвечающих требованиям огнестойкости зданий, предотвращения распространения пожара и обеспечивающих ограничение прямого и косвенного материального ущерба. Исходными данными для разработки пособия явились результаты обобщения проектных решений и обследования строительных объектов в части выполнения и стоимости противопожарных мероприятий, расчётов температурных режимов пожаров, оценки огнестойкости конструкций в условиях реальных пожаров, расчётов вероятностных материальных потерь в зданиях различного назначения, выполняемых в течение последних лет.

Согласно данному нормативному документу, эффективность противопожарного мероприятия определяется на основе сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией принимаемого решения по обеспечению пожарной безопасности.

Притоком денежных средств является получение средств за счёт предотвращения материальных потерь от пожара, рассчитываемых как ожидаемые материальные потери от пожара при выполнении противопожарного мероприятия (проектируемый вариант) и сравнения их с ожидаемыми материальными потерями при его отсутствии (базовый вариант). Оттоком денежных средств являются затраты, связанные с выполнением противопожарного мероприятия.

В качестве замечания отметим, что документ оперирует только материальными потерями, без учёта потерь людских, которые, как мы все понимаем, являются наиболее тяжелыми. Однако, поскольку рассчитать экономические потери от гибели людей невозможно, то и мы оставим их за рамками данной статьи, но помнить о них всё же необходимо.

Критерием экономической эффективности противопожарного мероприятия (совокупности мероприятий) является получаемый от его реализации интегральный экономический эффект (И), учитывающий материальные потери от пожаров, а также капитальные вложения и затраты на выполнение мероприятия. Интегральный экономический эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период, приведённая к начальному интервалу планирования с учётом стоимости финансовых ресурсов во времени, которая определяется нормой дисконта, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если экономический эффект И от использования противопожарного мероприятия положителен, решение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Если при решении будет получено отрицательное значение И, инвестор понесёт убытки, т. е. проект неэффективен.

Выбор наиболее эффективного решения осуществляется на основании условия формулы

Интегральный экономический эффект для постоянной нормы дисконта определяется по формулам.

И=(Rt-Зt)*Дt-К

где Rt - разница между размерами годовых материальных потерь в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Зt - разница между размером эксплуатационных расходов в базовом и планируемом вариантах, руб.;

К - разница между размером капитальных затрат на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Дt - коэффициент дисконтирования;

Мп и Мп - расчетные годовые материальные потери в базовом и планируемом вариантах, руб./год;

Кб и Кп - капитальные вложения на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Сп и Сб - эксплуатационные расходы в базовом и планируемом вариантах в t-м году, руб./год;

t - год оттока и / или притока денежных средств;

Т - расчетный период времени;

В качестве расчетного периода Т принимается либо срок службы здания (оборудования), либо иной, более короткий обоснованный период.

При расчете денежные потоки шага t приводятся к начальному моменту времени через коэффициент дисконтирования.

Для года t коэффициент дисконтирования при постоянной норме дисконта имеет вид:

НД - норма дисконта;

Смысловое значение применения дисконтирования заключается в том, что современные деньги дороже такого количества денег в будущем. Следовательно для соизмерения затрат и выгод во времени требуется их корректировка с целью сопоставимости. Норма дисконта является величиной пошагового изменения стоимостей, например 0,1 т.е. 10% годовых. НД может быть постоянной на определенном периоде времени или переменно по годам (t). В последнее время часто используют постоянную (НД=0,1 или 10%), которую и будем принимать в дальнейшем.

При использовании на объекте первичных средств пожаротушения и отсутствии систем автоматического пожаротушения материальные годовые потери рассчитываются по формуле:

Мп=Мп1+Мп2+Мп3

Где Мп1,Мп2,Мп3 - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе всех средств пожаротушения, определяемое по формулам:

Мп1=*Zm*Fпож(1+k)*p1

Mп2=*(Zm+Zk+ky)*F^пож(1-k)*(1-p1)*p2

Mп2=*(Zm+Zk+ky)* F^^пож(1-k)*

Где - частота возникновения пожара, 1 / год;

Zm - стоимость поврежденного технологического оборудования и оборотных фондов;

Fпож - площадь пожара на время тушения первичными средствами;

Р1,р2 - вероятность тушения пожара первичными и привозными средствами;

ky - коэффициент, учитывающий степень уничтожения конструкций, принимается в зависимости от степени огнестойкости здания и продолжительности пожара. Ориентировочно принимается от 0,05 до 0,95;

Zk - стоимость поврежденных частей здания, руб./м;

F^пож - площадь пожара за время тушения привозными средствами;

F^^пож - площадь пожара при отказе всех средств пожаротушения, м;

k - коэффициент, учитывающий косвенные потери.

При оборудовании объекта средствами автоматического пожаротушения материальные годовые потери от пожара рассчитываются по формуле.

Mп=Мп1+Мп2+Мп3+Мп4

Где Мп1,Мп2,Мп3,Мп4 - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; установками автоматического пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе средств пожаротушения, определяемое по формулам.

Mп1 = *Zm*Fпож(1+k)*p1

Mп2 = * F^пож(1+k)*(1-p)

Mп3=*(Zm+Zk*Ky)* F^пож(1+k)**p2п

Mп4*(Zm+Zk*Ky)* F^^пож(1+k)

Где F^пож - площадь пожара при тушении средствами автоматического пожаротушения, м;

Р3 - вероятность тушения средствами автоматического пожаротушения;

Проведение в компании противопожарных мероприятий без отражения их в учете невозможно. Ведь все хозяйственные операции, совершаемые предприятием, должны быть отражены в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому очень важно правильно отразить расходы на противопожарные мероприятия в бухгалтерском учете.

Установка противопожарных систем - важный элемент пожарной безопасности, в особенности систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Эти системы достаточно дороги и соответствуют требованиям для признания их основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01). Они принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС).

Противопожарные системы и установки

Но не каждая компания сможет сама смонтировать и установить такие сложные технические устройства. Поэтому для выполнения таких работ можно пригласить специализированную компанию. Чтобы повысить эффективность пожарной безопасности, рекомендуется привлечь специализированную фирму и для выбора типа соответствующей системы. В этом случае вознаграждение специализированной организации, выплаченное за консультирование, монтаж и установку систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, включается в их первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Следует отметить, что работы по монтажу и установке противопожарных систем и установок не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (далее – Классификатор), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Срок полезного использования – свыше пяти лет до семи лет включительно. В указанных пределах компания вправе самостоятельно определять срок полезного использования объекта. В течение указанного времени стоимость установленных систем будет переноситься на счета затрат. Амортизация будет учтена в составе расходов по обычным видам деятельности.

Для целей налогового учета дорогостоящие противопожарные системы также являются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиком систем и специализированной организацией, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 1

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» установило систему пожарной сигнализации стоимостью 354 000 руб. (в том числе НДС 18% – 54 000 руб.). Для приобретения и установки системы «Радуга» воспользовалась услугами специализированной организации, заключив договор на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Согласно учетной политике компании амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации установлен 70 месяцев. Фирма не применяет налоговую премию для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете ООО «Радуги» отражены следующие операции.

В ноябре 2010 года:

Дебет 08 Кредит 60 – 354 000 руб. – приобретена система пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 54 000 руб. – выделен НДС со стоимости пожарной сигнализации;

Дебет 08 Кредит 60 –59 000 руб. – учтены услуги специализированной организации;

Дебет 19 Кредит 60 – 9000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг специализированной организации;

Дебет 01 Кредит 08 – 350 000 руб. ((354 000 – 54 000) + (59 000 – 9000)) – введена в эксплуатацию система пожарной сигнализации;

– 63 000 руб.(54 000 + 9000) – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 413 000 руб. (354 000 + 59 000) оплачена система пожарной сигнализации и услуги специализированной организации;

В декабре 2010 года:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 02 – 5900 руб. (413 000 руб. : 70 мес.) – начислена амортизация по пожарной сигнализации.

Указанные операции отражаются ежемесячно в течение периода полезного использования.

Первичные средства пожаротушения

Приобретение первичных средств пожаротушения – необходимая составляющая противопожарных мероприятий. К таким средствам относятся огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь. Как правило, стоимость первичных средств пожаротушения не превышает установленный порог для признания их основными средствами. Поэтому их следует учитывать в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом.

Отдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов Планом счетов не предусмотрено, но предприятие может ввести его самостоятельно, например, 013 «Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью менее 20 000 (40 000, если поправки вступят в силу) рублей».

При вводе первичных средств пожаротушения в эксплуатацию их стоимость включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

В налоговом учете малоценные первичные средства пожаротушения также не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли данные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). В то же время предприятие может учесть затраты на приобретение малоценных первичных средств пожаротушения в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, компания вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ). Поэтому фирме следует отразить в учетной политике порядок отнесения на расходы стоимости первичных средств пожаротушения.

Важно

Хотя законодательством установлена обязанность компании размещать в помещениях первичные средства пожаротушения, особо увлекаться приобретением таких активов не следует. Нормативы необходимого количества первичных средств пожаротушения установлены в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности. Если предприятие пренебрежет этими нормами в большую сторону, то у него могут возникнуть риски в части непринятия излишне понесенных затрат для целей расчета прибыли. Также могут возникнуть проблемы с возмещением НДС, относящегося к превышающим нормы затратам.

Приобретение первичных средств пожаротушения не единственная статья расходов компании. Предприятие обязано содержать их в исправном состоянии и не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона № 69-ФЗ). В частности, огнетушители необходимо постоянно осматривать и передавать на перезарядку в специализированную организацию. Для целей бухгалтерского учета сумма подобных расходов включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете затраты признаются в составе прочих расходов (п. 1 ст. 264 НК РФ) в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). НДС, предъявленный специализированной организацией, принимается к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 2

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» также приобрело два огнетушителя по 3540 руб. каждый, (в том числе НДС 18% – 540 руб.). В этом же месяце огнетушители были переданы в эксплуатацию. В учете «Радуги» были сделаны такие записи:

Дебет 10 Кредит 60 – 7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) – приобретены огнетушители;

Дебет 19 Кредит 60 – 1080 руб.(540 руб. х 2 шт.) – выделен НДС со стоимости огнетушителей;

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 10 – 6000 руб. (7080 – 1080) – стоимость огнетушителей включена в состав расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 013 – 6000 руб. – стоимость огнетушителей отнесена на забалансовый счет.

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 1080 руб.принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 –7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) оплачены огнетушители.

Обслуживание противопожарных систем

Системы и установки должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34 Правил пожарной безопасности). Поэтому они нуждаются в постоянном техническом обслуживании и планово, предупредительном ремонте.

Обслуживанием противопожарных систем могут заниматься специально обученные штатные работники предприятия. В этом случае компания будет нести расходы на зарплату специалистов, а также на необходимые материалы.

Предприятие также может заключить договор со специализированной организацией на обслуживание противопожарных систем (п. 97 Правил пожарной безопасности). Такие работы также не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Расходы по обслуживанию противопожарных систем и установок включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогового учета расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы признаются на основании подписанных актов сдачи-приемки работ. НДС, уплаченный специализированной организации, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 3

Воспользуемся условиями предыдущих примеров. В декабре 2010 года ООО «Радуга» заключило договор со специализированной организацией по обслуживанию системы противопожарной сигнализации. Стоимость услуг – 5900 руб. в месяц, (в том числе НДС 18 % – 900 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Радуга» сделаны записи:

– 5 900 руб. – учтены расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 900 руб.– выделен НДС со стоимости расходов по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 900 руб.принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 5900 руб. оплачены услуги по обслуживанию системы пожарной сигнализации.

Расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации принимаются к учету ежемесячно.

Расходы на обучение пожарно-техническому минимуму

Проведение противопожарного инструктажа на предприятии – обязательная составляющая допуска сотрудника к работе. Причем инструктаж может провести как сам руководитель, так и специально назначенный им специалист. Но надо помнить, что перед тем, как начнется инструктаж работника, сам инструктирующий должен пройти соответствующее обучение (ст. 31 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645). Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей и специалистов организаций проводится в течение месяца после приема на работу. Причем их дальнейшее обучение проводится с периодичностью не реже одного раза в три года. Если же работы связаны с взрывопожароопасным производством, то обучение проводится один раз в год (п. 32 приказа № 645). Обязанность организовать обучение пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя.

Обучение по программам проводится на основании заключенных договоров (п. 37 приказа № 645):

  • в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
  • в учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России;
  • в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
  • в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. К ним, в частности, относятся любые организации, имеющие право на образовательную деятельность на основании лицензии и проводящие обучение мерам пожарной безопасности.

Расходы, направленные на обучение работников, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения затраты на обучение работников пожарно-техническому минимуму учитываются при расчете прибыли как расходы, связанные с обучением персонала (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) или направленные на обеспечение пожарной безопасности (п. 1 ст. 264 НК РФ). Главное — определить порядок учета таких расходов и закрепить его в учетной политике.

Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов (п. 13 приказа № 645). Поэтому предприятию следует закупить соответствующие пособия. И хотя они используются длительное время, учесть их можно в составе материально-производственных запасов. При передаче в эксплуатацию их стоимость будет формировать расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99). Следует отметить, что образовательные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (подп.14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В налоговом учете стоимость наглядных пособий учитывается при расчете прибыли (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). НДС, включенный в их стоимость, принимается к вычету

Пример 4

Воспользуемся условиями предыдущих примеров.В декабре 2010 годаООО «Радуга» назначило ответственным за проведение инструктажа по пожарной безопасности заместителя главного инженера М. И.Степанова. В соответствии с этим Степанов был направлен на обучение пожарно-техническому минимуму. Стоимость обучения 8500 руб. НДС не облагается. В этом же месяце обучение было закончено. Кроме того, «Радуга» приобрела наглядные пособия на общую сумму 4400 руб. (в том числе НДС 400 руб.).

Бухгалтер «Радуги» сделал следующие записи в учете:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60 – 8500 руб. – учтены расходы на обучение;

Дебет 10 Кредит 60 – 4400 руб.– приобретены наглядные пособия;

Дебет 19 Кредит 60 – 400 руб.– выделен НДС со стоимости наглядных пособий;

Дебет 013 – 4000 руб. – стоимость наглядных пособий отнесена на забалансовый счет;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 400 руб. –принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 8500 руб. – оплачено обучение;

Дебет 60 Кредит 51 – 4400 руб. – оплачены наглядные пособия.

О.Е. ЧЕРЕВАДСКАЯ, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ