Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Участниками контрактной системы являются государственные и муниципальные заказчики , уполномоченный орган по размещению заказа, специализированная организация, эксперт или экспертная организация комиссии по размещению заказа и участники закупок.

Структура состава участников закупочного процесса представлена на рисунке 1 и представляет собой достаточно сложную схему функционального взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций. Рассмотрим каждого из участников закупочного процесса более подробно.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно:

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в 44-ФЗ.

К государственным и муниципальным заказчикам относят:

-государственные органы (в том числе органы государственной власти) всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Система органов государственной власти включает два уровня - федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, относятся: на федеральном уровне - Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, органы прокуратуры РФ; на региональном уровне - контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и т.д.

-органы управления государственными внебюджетными фондами, которые подразделяются на федеральный уровень, к которому относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также региональный уровень, к которому относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

- муниципальные органы определены ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

- казенные учреждения включены с 1 января 2011 г. вместо указания на бюджетные учреждения Законом 2010 г. N 83-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Согласно этому закону государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств.

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным закономот 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном 44-ФЗ, в следующих случаях:

Закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности;

Государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений.

Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.

Специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных выше функций от имени заказчика.

Специализированная организация не может быть участником закупки, в рамках которой эта организация осуществляет функции.

Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

К проведению экспертизы не могут быть допущены :

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик прямо и/или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

Комиссии по осуществлению закупок создаются заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц , прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на базе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ)

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ)

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются положения о договоре поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525)

Помимо ГК РФ, отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативных актов. Исключая выше сказанное, сохраняют силу отдельные положения Федерального закона от 13 марта 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному или муниципальному заказчику (далее — заказчику) либо указанным им получателям без заключения каких-либо договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

При этом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим контрактом может предусматриваться прикрепление заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд будут заказчик и поставщик (исполнитель)

Исходя из ст. 4 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При ϶ᴛᴏм государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

На основании ст. 6 указанного Закона заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на базе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При ϶ᴛᴏм создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта — заказчиком.

Поставщиками (исполнителями) будут организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных или муниципальных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный или муниципальный заказ к исполнению.

Особенностью предмета данной разновидности купли-продажи будет цель приобретения товаров — удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Заключение государственного (муниципального) контракта и договора поставки для государственных (муниципальных) нужд

Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на базе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ Причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта будет обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно исключительно в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, кᴏᴛᴏᴩые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

Размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т.ч. аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах)

В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Та сторона, кᴏᴛᴏᴩая получила проект, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. При наличии разногласий по условиям контракта в ϶ᴛᴏт же срок должен быть составлен протокол разногласий. Последний вместе с подписанным контрактом либо уведомление об отказе от его заключения направляется другой стороне.

Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть их и принять меры по согласованию последних с другой стороной и известить ее о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение кᴏᴛᴏᴩого будет обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

В случае если контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В случаях, когда сторона, для кᴏᴛᴏᴩой заключение контракта будет обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении ϶ᴛᴏй стороны заключить контракт.

Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) Такое извещение будет основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципапьных нужд.

При этом поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в ϶ᴛᴏт же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, кᴏᴛᴏᴩая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ) В ϶ᴛᴏм случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о ϲʙᴏем согласии принять и оплатить товары.

В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по ϲʙᴏему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка кᴏᴛᴏᴩых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. В случае если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ)

Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на базе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта будут результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ)

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в т.ч. органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
  • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
  • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
  • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
  • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве государственного или муниципального заказчика ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно могут выступать:

  • по государственному контракту — государственные органы (в т.ч. органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ)

В качестве заказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки:
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ)

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ)

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном контракте, однако муниципальный контракт упоминается гораздо реже. Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику. Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным контрактом является государственное учреждение, а в соответствии с муниципальным - муниципальное. Тем не менее отличительные черты не ограничиваются столь банальным образом. Именно поэтому в данной статье рассматриваются государственные и муниципальные контракты, закупки, им соответствующие, а также многие другие вопросы, которым целесообразно уделить внимание.

Муниципальные и государственные контракты

Федеральный закон РФ под номером 94 обеспечивает регулирование отношений по поводу размещения заказов, связанных с поставкой товарной продукции, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Помимо этого, закон регулирует исполнение государственного, муниципального контракта; единый порядок в отношении размещения заказов; организацию прозрачности и гласности при этом. Предотвращение коррупции и злоупотреблений в области размещения заказов также предусматривается представленным законодательным актом.

Важно отметить, что потребности, свойственные муниципальным образованиям, муниципальным заказчикам в услугах, товарной продукции и работах, которые необходимы для решения вопросов местного значения так или иначе обеспечиваются за счет денежных средств из источников финансирования внебюджетного уровня, а также местных бюджетов. Как выяснилось, контракт для государственных и муниципальных нужд - это не одно и то же. Так, соответствующие нужды наделены следующими отличиями:

  • Нужды государства обеспечиваются по расходным обязательствам России и расходным обязательствам субъектов страны за счет денежных средств бюджетов последних, а также федерального бюджета. Обеспечение же потребностей в товарной продукции, работах и услугах производится из источников финансирования внебюджетной природы.
  • Исполнение муниципального контракта связано с нуждами, обеспечиваемыми за счет денежных средств бюджетов местного уровня непосредственно по расходным потребностям муниципальных формирований в товарной продукции, работах и услугах, в которых есть необходимость для устранения проблем местного значения и реализации отдельных полномочий государства, которые передаются органам местного самоуправления посредством всех федеральных законодательных актов и, помимо этого, законов субъектов РФ.

Как выяснилось, различия между государственными и муниципальными органами - налицо.

Муниципальные заказчики

Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики - органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.

Исключение в данном случае составляет заключение муниципального контракта на поставку товарной продукции, выполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных нужд. При этом контракт, так или иначе, утверждается посредством подписи муниципального заказчика. Важно отметить, что порядок взаимодействия государственного уполномоченного органа и муниципальных заказчиков организуется в процессе принятия решения по поводу формирования данного уполномоченного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что особенности, свойственные размещению заказов на поставку ценностей материальной природы в резерв государства или государственного заказа оборонного характера, могут быть установлены посредством иных федеральных законов.

Законодательная основа

Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.

На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.

Именно поэтому, прежде чем обратиться к тому или иному заказчику, необходимо изучить муниципальный законодательный акт, который предусматривает порядок реализации муниципального заказа. Важно отметить, что этот правовой акт должен быть утвержден в совершенно любом муниципальном формировании. Помимо того, он обязателен к публикации для всеобщего обозрения.

Размещение заказов

Характеризующее муниципальный контракт выполнение заказа, как правило, предусматривает существенные объемы реализации работ, поставок товарной продукции, а также оказания услуг. Данные условия, так или иначе, предполагают серьезный доход исполнителю муниципального контракта.

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 ФЗ N 44-ФЗ).

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с:

  • оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
  • закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно ФЗ N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
  • закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;
  • назначением органом дознания, органом предварительного следствия, судом;
  • привлечением адвоката к оказанию гражданам ;
  • закупкой товаров, работ, услуг участковыми и территориальными избирательными комиссиями.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ N 44-ФЗ бюджетные учреждения часть своих закупок осуществляют на основании контрактов, заключаемых в соответствии с данным законом.

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 2 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случае закупки за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ), а также в случае, если государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случаях, если закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций, и когда закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

На указанные выше юридические лица при осуществлении ими закупок за счет бюджетных инвестиций распространяются положения ФЗ N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии России, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Государственный или муниципальный заказчик: Видео



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ