Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Статья 35. Представительный орган муниципального образования

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа , внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом

4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района , и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ часть 10 статьи 35 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

Информация об изменениях:

Часть 10 дополнена пунктом 11 с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ статья 35 настоящего Федерального закона дополнена частью 11.1

11.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

19. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений, внутригородских районов обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением других депутатов.

Представительная власть рассматривается как комплекс полномочий, которые делегируются народом либо его частью выборным лицам. Они объединяются в специальном учреждении на конкретный срок. Представительная власть – это также совокупность институтов, уполномоченных населением. Рассмотрим далее ее структуру, основные направления деятельности, особенности формирования.

Общие сведения

При парламентской форме государственного управления представительный орган наделяется широкими полномочиями. В его компетенцию входит в том числе назначение президента. Глава государства не располагает при этом реальной властью.

Президентская форма правления предполагает независимое избрание парламента и первого лица страны. Глава государства вправе распустить парламент.

Представительный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание. В него входят Госдума и Совет Федерации. Существуют также муниципальные и региональные законодательные (представительные) органы.

Федеральный уровень

Госдума, как представительный орган ФС, формируется по итогам выборов. Они проводятся раз в 5 лет. В Госдуме присутствует 450 народных избранников. Половина из них выбирается напрямую в один тур голосованием по одномандатным округам. Оставшаяся часть формируется политическими объединениями, которые смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В Совет Федерации включается по 2 представителя от каждого региона - по одному от исполнительного и законодательного органов. Кроме них в СФ присутствуют лица, назначаемые Президентом. Их количество - не больше 10% от общего числа членов.

Направления деятельности Госдумы

Она наделяется полномочиями в соответствии с конституционными положениями. Этот представительный орган:

  1. Дает согласие Президенту на назначение высшего должностного лица (Председателя) Правительства.
  2. Объявляет амнистию.
  3. Заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его работы, в том числе по вопросам, которые были поставлены перед ним Госдумой.
  4. Назначает и освобождает от должностей председателей Счетной палаты и ЦБ, а также уполномоченного РФ по правам человека.
  5. Решает вопрос о доверии Правительству.
  6. Выдвигает обвинения против Президента для снятия его с должности.

Принятие федеральных нормативных актов осуществляется большинством от общего количества депутатов, если другое не установлено в Конституции.

В полномочия этого органа включено:

  1. Утверждение границ территорий регионов страны.
  2. Решение о возможности использовать ВС России за пределами государства.
  3. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного либо военного положения.
  4. Назначение на должности судей КС, ВС, Генпрокурора и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов.
  5. Снятие с поста Президента.
  6. Назначение выборов главы страны.

В обязательном порядке Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой, по вопросам:


Региональный уровень

Образование представительных органов в субъектах осуществляется на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Продолжительность их полномочий – 4 года. Численность региональных институтов колеблется от 27 до 130 человек. Порядок создания и количественный состав региональных парламентов определяются в конституциях и иных правовых актах.

Работа региональных институтов

Компетенция представительных органов в субъектах складывается из следующих групп полномочий: конституционное, социально-культурное и экономическое строительство, внешние отношения. В первом направлении работают республиканские представительные структуры. Они утверждают конституции, изменяют и дополняют их, контролируют порядок исполнения принятых положений. Кроме этого, в компетенцию региональных парламентов входит решение вопросов, касающихся проведения референдумов, назначения выборов глав субъектов и депутатов, утверждения структуры исполнительных органов.

В сфере социально-культурного и экономического развития принимаются перспективные планы, программы, бюджеты. В краях, областях, городах федерального значения представительные органы именуются законодательными собраниями, думами и пр. Они формируются на основе тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.

Продолжительность полномочий выбранных депутатов – не больше 5 лет. В их компетенцию включаются:


В полномочия региональных органов входит также установление внешних связей, ратификация и денонсирование международных соглашений и договоров.

Муниципальная система

В качестве одного из способов прямого волеизъявления населения выступает местное самоуправление. Оно осуществляется в МО – сельских и городских поселениях, объединенных общей территорией, городах или их частях. Орган местного самоуправления обладает определенной степенью самостоятельности. Он сам решает вопросы территориального значения, осуществляют распоряжение, владение и использование муниципальной собственности.

Общие полномочия муниципальных институтов

Орган местного самоуправления решает вопросы, связанные с:

Представительные органы самоуправления

В качестве них выступают выборные структуры, имеющие право выражать интересы населения, от его имени принимать различные решения. Каждый депутат представительного органа избирается гражданами, проживающими на территории МО, равным, тайным, всеобщим и прямым голосованием в соответствии с нормативными актами федерального и регионального значения. Структура считается сформированной, если было выбрано не меньше 2/3 от установленного количества членов. Количественный состав и полномочия представительного органа определяются в уставе МО.

Исключительная компетенция

Местные представительные органы принимают решения коллегиально. К исключительной компетенции институтов относят:

  1. Принятие и изменение устава МО.
  2. Утверждение бюджета и отчета о его выполнении.
  3. Установление, отмена и изменение территориальных сборов и налогов в соответствии с НК.
  4. Принятие программ и планов по развитию МО, утверждение отчетов об их реализации.
  5. Установление порядка управления, распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью.
  6. Определение правил принятия решений о формировании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, расположенных на территории МО, расчете тарифов на их услуги.
  7. Установление порядка участия в объединениях межмуниципального сотрудничества.
  8. Определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы местных органов.
  9. Контроль над исполнением уполномоченными структурами и их должностными лицами своих обязанностей в сфере решения вопросов территориального значения.

Другие направления работы представительных органов определяются в федеральном законодательстве и прочими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним.

Заключение

Конституция РФ устанавливает разделение власти на 3 ветви. Каждая из них является относительно самостоятельным направлением деятельности уполномоченных структур, формирующих их. Вместе с этим работа институтов всех ветвей осуществляется при постоянном взаимодействии. В соответствии с конституционными положениями, основным носителем власти выступает народ. Он осуществляет ее реализацию различными способами. В частности, волеизъявление населения выражается через выборные представительные органы.

Нормативными актами закрепляется три их уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Наибольшей самостоятельностью пользуются местные законодательные структуры. В их полномочия входит решение территориальных вопросов, а также проблем, не относящихся к компетенции региональных и федеральных институтов.

Считается, что местные органы наиболее приближены к населению. Они принимают решения с учетом ситуации, складывающейся на территории конкретного МО. Местные институты не отчитываются перед федеральными. Однако все нормативные акты, которые принимаются на муниципальном уровне, должны соответствовать Конституции и ФЗ. Формирование представительных органов федерального, местного, регионального значения осуществляется путем выборов. Полномочия структур ограничиваются конкретными сроками.

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган местного самоуправления занимает особое место в системе органов местного самоуправления. Это связано с тем, что решение важнейших вопросов местного значения (например, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и т.д.) федеральным законодательством отнесено к исключительной компетенции именно представительного органа местного самоуправления.

Также считается, что представительный орган местного самоуправления (как и следует из его названия) в наиболее полной мере отражает волю населения муниципального образования. В определенном разделении власти, которое имеет место на местном уровне, он является органом представительной и нормотворческой власти.

Отметим, что Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. закреплял понятие представительного органа местного самоуправления. Федеральный закон же 2003 г. не закрепляет такового. Некоторые ученые-муниципалисты, например, И.В. Выдрин, используют определение Федерального закона 1995 г.:

представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

В.В. Пылин несколько расширяет это определение с использованием положений избирательного законодательства. По его мнению,

это выборный орган, состоящий из депутатов, избираемых избирателями на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования

(это определение не во всех случаях применимо к представительному органу муниципального района). С.Г. Соловьев дает иное определение (исходя, в том числе, из положений гражданского законодательства)

это выборное муниципально-властное учреждение, представляющее интересы местного населения, состоящее из депутатов, наделенное определенной компетенцией и реализующее представительскую, нормотворческую и контрольную функции в системе местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Определенным образом различается порядок формирования представительных органов поселении и представительных органов муниципальных районов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Он не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

В качестве примера представительного органа поселения приведем Ставропольскую городскую Думу. В соответствии с п. 3 ст. 32 Устава г. Ставрополя в состав Ставропольской городской Думы входят 50 депутатов Ставропольской городской Думы, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок ее полномочий - 5 лет.

Представительный орган муниципального района формируется одним из следующих двух способов:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей. Этот порядок применяется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в этом порядке оформляется решением представительного органа поселения, расположенного в границах муниципального района. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может наступить ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем прямых выборов;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района. Этот порядок формирования применяется, если не установлен предыдущий порядок формирования.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

В Ставропольском крае по этому вопросу принят Закон от 22 июля 2004 г. № 60-кз «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края». В нем специально отмечается, что он принят с учетом инициативы представительных органов местного самоуправления поселений, поддержанной представительными органами местного самоуправления более чем 2/3 поселений каждого района Ставропольского края.

Формирование советов муниципальных районов путем проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании осуществляется в порядке, установленном Федеральным и краевым законодательством. Порядок формирования советов муниципальных районов последующих созывов определяется уставами муниципальных районов.

Например, совет Апанасенковского муниципального района Ставропольского края в соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава Апанасенковского муниципального района состоит из глав всех поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по два депутата от каждого поселения.

Применение данной процедуры формирования представительного органа муниципального района оказалось довольно проблематичным и получило неоднозначную оценку как среди правоприменителей, так и среди ученых.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Например, Ставропольская городская Дума состоит из 50 депутатов.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Например, общая численность депутатов совета Апанасенковского муниципального района Ставропольского края - 33 человека.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Так, например, численный состав муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве - 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, как уже отмечалось, находится решение ряда важнейших вопросов, закрепленных в ч. 10 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г., например:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Например, в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 33 Устава г. Ставрополя Ставропольская городская Дума присваивает звание «Почетный гражданин города Ставрополя».

Нормативный правовой акт. принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. При этом глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт.

принятый представительным органом муниципального образования (см. п. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г.).

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Гак, например, Ставропольская городская Дума избирает из своего состава председателя.

Регламент Ставропольской городской Думы 1 Регламент Ставропольский городской Думы (ред. от 22 февраля 2006 г.). Текст документа опубликован не был //СПС «Консультант Плюс». определяет общий порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Думы, включающий в себя вопросы подготовки и проведения заседаний Думы, осуществления нормотворческой деятельности, работы в Думе ее депутатов, органов Думы.

Основной формой работы Ставропольской городской Думы являются ее заседания. Заседания Думы могут быть очередными и внеочередными. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы не реже одного раза в два месяца. Примерные сроки их проведения и вопросы, вносимые на рассмотрение, определяются перспективными и текущими планами работы Думы и постоянных комиссий.

Внеочередные заседания Думы созываются ее председателем по своей инициативе, по предложению главы города или по требованию не менее половины от общего числа депутатов.

Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует большинство от избранного числа депутатов. Депутаты Думы обязаны присутствовать на ее заседаниях. При невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя Думы.

Совещания депутатов проводятся с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемых для внесения в повестку дня очередных заседаний Думы.

Депутатские слушания являются одной из форм работы Думы и ее органов, используемой в целях публичного обсуждения, всестороннего и полного изучения вопросов, требующих нормативного правового регулирования либо связанных с выполнением принятых Думой нормативно-правовых актов.

Статья 29 Устава г. Ставрополя описывает структуру Ставропольской городской Думы. В соответствии с ней Ставропольская городская Дума самостоятельно определяет свою структуру. При этом из состава депутатов Ставропольской городской Думы на срок их полномочий избираются:

  1. председатель и заместитель (заместители - сейчас их 2) председателя Ставропольской городской Думы;
  2. комитеты Ставропольской городской Думы.

Положение этих субъектов муниципального права конкретизируется в Регламенте Ставропольской городской Думы. В нем указывается, что постоянные комиссии Думы:

  • осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к ведению Думы, проводят депутатские слушания;
  • осуществляют контрольные функции в рамках своих полномочий;
  • дают заключения и предложения по вопросам финансирования по направлениям, относящимся к сфере их ведения;
  • решают вопросы организации своей деятельности;
  • рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

Предусмотрено создание следующих постоянных комиссий:

  • мандатная и по вопросам депутатской этики;
  • по бюджету, финансам, налогам, сборам и банкам;
  • по экономике и инвестициям;
  • по собственности;
  • по законности и местному самоуправлению;
  • по социальным вопросам;
  • по вопросам городского хозяйства;
  • контрольная комиссия.

Также в Ставропольской городской Думе могут создаваться:

  1. депутатские объединения (в составе не менее 3 человек);
  2. временные комиссии и иные рабочие органы.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения работы Ставропольской городской Думы, оказания помощи депутатам, комитетам Ставропольской городской Думы и другим созданным Ставропольской городской Думой органам образуется аппарат Ставропольской городской Думы.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (т.е. в порядке муниципально-правовой ответственности). Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены досрочно:

  1. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;
  2. в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  3. в случае преобразования муниципального образования.
  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.

    Представительный ОМС – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

    Наличие представительного органа обязательно в МО. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

    Структура определяется населением самостоятельно:

    Руководящие органы представительного органа.

    Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии: постоянные и временные)

    Объединения депутатов (фракции, депутатские группы)

    Аппарат представительного органа.

    Руководящие органы:

    Председатель - им может быть избранный на заседании представительного органа депутат, либо глава муниципального образования, если уставом предусмотрено что он по должности входит в представительный орган и является его председателем.

    Председатель и его заместители работают в составе представительного органа на освобожденной основе и получают вознаграждение на основе местного бюджета. Представительный орган может иметь в своем составе не более 10% депутатов работающих на освобожденной основе.

    Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численный их состав определяется Уставом МО. Численность представительного органа зависит от:

    Размеров МО

    Исторических, религиозных, национальных и иных традиций

    Объёма работы представительного органа и т.д.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    Срок полномочий представительного органа не более 5-и лет. Как правило, 4 года. Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

    Порядок формирования представительного органа: общее и особенное. Основания досрочного прекращения.

    Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО. Наличие представительного органа обязательно в МО.

    Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

    2 способа формирования:

    1) Формируется из глав поселений , входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений , избираемых представительными органами поселений из своего состава.

    Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение 1 года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений , входящих в состав муниципального района.

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

    Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет . В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

    Досрочное прекращение полномочий:

    1) Если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят НПА, противоречащий КРФ, ФЗ, основным и текущим законам субъектов, а так же уставу МО

    2) В случае принятия решения о самороспуске в порядке, установленном уставом муниципального образования

    3) Вступление в силу решения суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов в представительном органе.

    4) Преобразование муниципального образования.

    Компетенция представительного органа: понятие, виды. Порядок ее осуществления

    Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО.

    Компетенция определяется: видом МО и характером вопросом местного значения.

    Исключительной компетенция – входят вопросы, которые могут быть решены только представительным органом на его заседаниях:

    1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

    4) принятие планов и программ развития муниципального образования

    5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий

    7) контроль за исполнением ОМС и ДЛ местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

    8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Полномочия общего характера – могут осуществляться как самим представительным органом, так и исполнительными органами на основе принципа разграничения полномочий:

    1) утверждение структуры местной администрации

    2) создание контрольного органа

    3) формирование избирательной комиссии муниципального образования;

    4) назначение муниципальных выборов и местных референдумов;

    7) осуществление финансового контроля;

    8) установление порядка предоставления муниципальных гарантий, порядка предоставления бюджетных кредитов из бюджета МО;

    Порядок деятельности представительного органа. Виды принимаемых актов.

    Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются сессии или заседания. Они могут быть:

      Очередными - порядок созыва и проведения устанавливается его регламентом.

      Внеочередными – по мере необходимости, по письменному предложению его председателя, одной из постоянных комиссий, 1/3 депутатов, по письменному предложению главы МО.

      Открытыми

      Закрытыми. Порядок проведения закрытых заседаний предусматривается регламентом представительного органа

    Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей депутатов - кворумом .

    В начале каждого заседания утверждается его повестка .

    Основной функцией представительного органа является нормотворческая, поскольку все свои полномочия он реализует в форме правовых актов.

    Вопросы, касающиеся наименования актов, порядка их принятия, определяются уставом.

    Екатеринбургская гордума принимает:

      Решения - акты, принятые по общеобязательным вопросам.

      Постановления - по вопросам формирования постоянных и временных органов думы, признания полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам думы и иным вопросам внутренней организации деятельности умы.

    Решения думы направляются на подпись главы думы не позднее 5-дневного срока со дня их принятия.

    Решения, принятые думой, могут быть возвращены главой города для повторного рассмотрения. Если решения принимаются повторно, то глава города подписывает решение либо обращается в суд.

    Постоянные комиссии представительного органа МО.

    Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комиссии.

    Постоянные комиссии в рамках своих направлений обычно:

      осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа

      разрабатывают проекты решений и иных правовых актов;

      организуют проведение депутатских слушаний;

      содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

    В екатеринбургской городской думе в обязательном порядке создаются следующие постоянные комиссии:

    1. По бюджету и экономической политике

    2. По местному самоуправлению, связям с общественностью и сми

    3. По социальной политике

    4. По городскому хозяйству и муниципальной собственности

    5. По правоохранительной деятельности и вопросам военнослужащих. Предметы ведения:

      Взаимодействие думы с ОВД, судом, прокуратурой

      Программы и нормативные акты, направленные на укрепление правопорядка и

    Борьбу с преступностью

      Контроль за выполнением нормативных актов по вопросам призыва на военную

    Численный состав комиссии не менее трех депутатов . Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комиссий. Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета комиссии.

    Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комиссия может создавать рабочие группы с привлечением научных учреждений, специалистов и ученых.

    Комиссии вправе запрашивать у ОГВ и ОМС, иных организаций, ДЛ материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

    "

    Особенности формирования представительного органа муниципального образования

    М.В. Коростелева, к.ю.н, Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»

    Население муниципального образования традиционно рассматривается как один из основных субъектов местного самоуправления . Вместе с тем анализ содержания Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и практики реализации его положений позволяет сделать вывод о том, что подавляющая часть вопросов местного значения решается через органы местного самоуправления . С.А. Авакьян отмечает в связи с этим необходимость не абсолютизировать понятие «самоуправление» применительно к местному уровню власти и не формировать у населения иллюзию того, что местное самоуправление осуществляется им исключительно непосредственно .

    Закон определяет органы местного самоуправления как избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Следовательно, в структуре органов, формируемых на муниципальном уровне, ведущая роль принадлежит представительным .

    Хотя под представительными органами подразумевают прежде всего коллегиальные формирования, избираемые народом , на муниципальном уровне органы, имеющие статус представительных согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3, не всегда формируются путём избрания входящих в их состав депутатов непосредственно населением муниципального образования. Так, в муниципальных районах депу-

    татский корпус представительных органов может как избираться на муниципальных выборах на основе прямого избирательного права, так и формироваться путём делегирования и состоять из глав поселений, входящих в состав данного района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

    Тем не менее в подавляющем большинстве муниципальных районов, сформированных в субъектах Российской Федерации, представительные органы формируются путём прямых выборов.

    Конкретные избирательные системы, применение которых возможно при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, равно как и порядок их применения, в соответствии с положениями федерального законодательства закрепляются в законе субъекта Российской Федерации. С учётом этого в уставе муниципального образования и определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

    Необходимо отметить, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации также возможность конкретизировать условия применения определённой избирательной системы в муниципальных образованиях в зависимости от вида муниципального образования, от численности избирателей, зарегистрированных на его территории, и других обстоятельств, среди которых можно выделить формируемый на муниципальных выборах орган местного самоуправления. Но при нормативном регулировании данного вопроса в региональном законодательстве необходимо

    Первое положение касается сельских и городских поселений, численность населения в которых менее 3 тыс. чел., а также тех сельских, городских поселений, городских округов, в составе представительного органа которых менее 15 депутатов. В таких муниципальных образованиях выборы депутатов представительных органов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Т.е. применение при их проведении пропорциональной избирательной системы не разрешено. Запрет применять при малом числе депутатов представительного органа правил пропорциональную избирательную систему для распределения мандатов вызван реальной опасностью искажения результатов голосования вследствие нерепрезентативности волеизъявления избирателей по причине потери электоральных голосов или их фактической передачи между списками кандидатов .

    Второе положение касается тех муниципальных образований, в избираемом на муниципальных выборах представительном органе которых правила пропорциональной избирательной системы применяются для распределения лишь части депутатских мандатов. В указанном случае распределению между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями) подлежат не менее десяти депутатских мандатов.

    Следует отметить, что ранее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 содержал императивное положение об обязательном применении пропорциональной избирательной системы для формирования представительных органов определённых муниципальных образований. В нём предписывалось не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределять между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

    Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» это положение было исключено. В пояснительной записке к его проекту отмечено, что он внесён в целях вовлечения в активную политическую жизнь муниципального образования его реальных представителей, пользующихся широкой поддержкой местного населения, доказавших на деле свой статус эффективного лидера и вследствие этого способных получить широкую поддержку местного электората при проведении выборов по мажоритарной

    избирательной системе. Кроме того, внесённые изменения, как полагают их авторы, закономерно должны стимулировать политические партии в лице их региональных отделений повышать эффективность проводимых избирательных кампаний, поскольку теперь и от индивидуального вклада каждого в общий результат зависит в конечном итоге общее представительство.

    Поэтому в настоящее время, как уже отмечено, условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от вида муниципального образования, от численности избирателей, зарегистрированных на его территории, и других обстоятельств могут быть определены региональным законодателем. В законодательстве субъектов, входящих в Южный федеральный округ, данный вопрос регулируется следующим образом.

    Согласно ст. 13 Закона Волгоградской области от 6 декабря 2006 г. № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», депутаты представительных органов муниципальных районов в Волгоградской области по общему правилу избираются по смешанной избирательной системе . При этом уставом муниципального района для проведения выборов в представительный орган может быть закреплена и иная избирательная система (из предусмотренных областным законом для избрания депутатов представительного органа муниципального образования). Депутаты представительных органов городских поселений (в том числе и городских округов) избираются по общему правилу по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с образованием одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. В сельских поселениях Волгоградской области депутаты представительных органов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с образованием многомандатных избирательных округов. Как и в случае с муниципальными районами, уставом поселения (городского округа) для избрания депутатов представительного органа может быть установлена и любая иная избирательная система из предусмотренных областным законом. И только выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3 тыс. человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Как уже отмечалось, такое императивное требование к их проведению установлено федеральным законодателем.

    В областном законе Ростовской области от 8 августа 2011 г. № 645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» закреплено,

    что выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам или по смешанной избирательной системе по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу . При использовании смешанной избирательной системы распределению между муниципальными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов. Выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью менее 20 депутатов проводятся по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам.

    Закон Республики Калмыкии от 22 сентября 2009 г. № 124-ГУ-З (ред. от 20.12.2013) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкии» условия и порядок применения видов избирательных систем регламентирует в ст. 3 . Согласно её положениям уставом сельского поселения может быть установлено, что депутаты представительного органа этого муниципального образования избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с образованием одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Уставом сельского поселения с численностью 3000 чел., равно как с численностью депутатов представительного органа 15 депутатов и более, может также быть установлено, что выборы депутатов представительного органа проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования, и одномандатным избирательным округам (т.е. по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе), причём не менее 10 депутатских мандатов должны быть распределены между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

    Для проведения выборов депутатов представительного органа городского поселения уставом может быть установлена или пропорциональная, или смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Хотя если численность жителей городского поселения менее 3000 чел., либо если в представительном органе городского поселения менее 15 депутатов, то уставом данных муниципальных образований может быть определено, что выборы депутатов представительного органа проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с образованием одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.

    В уставах муниципальных районов и городских округов для проведения выборов депутатов представительного органа может быть предусмотрена или пропорциональная, или смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система. При применении смешанной избирательной системы не менее половины депутатских мандатов должны быть распределены между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

    Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, привели региональные законы о выборах в органы местного самоуправления в соответствие с изменившимися положениями федерального законодательства. Но в них, как правило, устанавливают только виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований. Что же касается порядка их применения, то муниципальные образования жёстко не обязывают применять ту или иную избирательную систему. В нормах законов субъектов Российской Федерации содержатся, как правило, лишь рекомендации муниципальным образованиям различных типов по применению избирательной системы для избрания депутатов представительного органа.

    Литература

    1. Чиркин В.Е. Публичная власть. М., 2005. 175 с.

    2. Бабичев И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М., 2000. 208 с.

    3. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004. 352 с.

    4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чикильдина А.Ю. Правоведение / под ред. А.Я. Рыженкова. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2014. 374 с.

    5. Проблемы законодательства в области местного самоуправления: матер. парламентских слушаний в Государственной Думе 19 января 2001 г. М.: Издание Государственной Думы, 2001.

    6. Фимиогли Е.С. Система представительных органов местного самоуправления и порядок правового регулирования их формирования // Право и жизнь. 2008. № 123 (6).

    7. Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М., 2008. 240 с.

    8. Постановление Конституционного суда РФ от 07.07.2011 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 29. Ст. 4557.

    9. О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области. Закон Волгоградской области от 6 декабря 2006 г. № 1373-ОД // Волгоградская правда. 2006. № 233 (14 декабря).

    10. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области. Областной закон Ростовской области от 8 августа 2011 года № 645-ЗС (ред. от 16.12.2013) // Наше время. 2011. № 315-324 (17 августа).

    11. О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкии. Закон Республики Калмыкии от 22 сентября 2009 года № 124-1У-З (ред. от 20.12.2013) // Хальмг унн. 2009. № 171 (23 сентября).



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ