Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

226 08.03.2019 4 мин.

Система права общественного обеспечения – это научно определенная, объективно присутствующая последовательность связи правовых учреждений и норм общественного снабжения. В общем понятии, это единая отрасль права. Общественное обеспечение (ОО) может быть поделено на 3 части: общая, главная и специальная.

Характерные особенности системы

Определение системы (ОО) осложнено тем, что ни одни законодательные нормы ее не установили. Только один акт предусмотрел ее главные части – Концепция общественного снабжения населения. Но подобная концепция не обладает юридической силой, в результате чего нормотворческие структуры могут выполнять общественное сотрудничество и функционировать в данной отрасли по своему усмотрению.
Для определения и установки системы стоит руководствоваться такими критериями:

  • функциональными,
  • институциональными,
  • субъектными.

Норма отображает общие характерные положения, которые и выступают для характеристики сферы с учетом всех социальных отношений.

На видео-система права социального обеспечения:

Суть классификации норм общественного снабжения (ОС) предусматривает деление на нормы общей и особенной части сферы права (ОО). В группу к общим стоит отнести нормы, которые способны охарактеризовать предмет, способ и задачи отрасли, основываясь на действующее законодательство.

Какие могут быть , подробно указано в данной статье.

Какие могут быть основания и виды систематизации норм административного права, подробно указано в данной

Для особенной части права (ОС) характерно наличие таких норм, которые позволят подробно регулировать размер, условия и порядок выдачи населению разного вида (ОО). Система главной части является очень трудоемкой и сложной. Перед тем как выполнять ее анализ, необходимо понять, что данная сфера обладает в своей структуре не только правовыми институтами, но и подотраслями.

Всё про социальные права человека по конституции, подробно указано в данной

Сегодня подотрасли права (ОО) – это право обязательного общественного страхования и право государственной общественной помощи.

Каждая их описанных структурных частей обладает своей общей частью и принципами. Также все они расположились под влиянием общих норм отдельной сферы права (ОС).
До настоящего времени не понятным является отраслевая присущность правого института, которая заключается в обеспечении студентов стипендией. Подобного рода выплаты являются общественной помощью. Системность в праве (ОС) – это объективное требование к правовому урегулированию, которое отображается в системе права.

На видео-предмет метод и система СО:

Функции системы

Функции права (ОС) представляет собой правовые характеристики, играющие общественное значение в жизни социума. Благодаря им удается воздействовать на поведение населения с целью вступления в силу целей и задач страны в области(ОС) граждан.

Главной функцией права (ОС) выступает регулятивная. Именно она и отображает всю суть и ценность данной сферы права. Функция права социального обеспечения заключается в регулировании социального сотрудничества, которые формируются при индивидуальной форме разделения материальных благ из особо сформированных для этого фондов. При помощи норм общественного снабжения удается определить:

  1. Цель и функции страны в области общественной защиты своих граждан.
  2. Число субъектов, которые обладают правами на создание общественных фондов, при помощи которых и будут происходить выплаты социальной помощи.
  3. Круг участников из имеющегося круга инвалидов, стариков, детей, которые лишились кормильца, а также других лиц, испытывающих нужду в общественной поддержке со стороны своей страны.
  4. Объемы взносов населения, предприятий, организаций и бюджетных средств в общую копилку страховых фондов.
  5. Совокупность различных видов общественного обеспечения, которые предоставляются самым нуждающимся слоям населения.
  6. Обстоятельства предоставления конкретного вида общественного снабжения с учетом круга жизненных ситуаций, к которым стоит отнести болезнь, старость, утрату трудоспособности, инвалидность, безработица.
  7. Сроки и размеры выплаты отдельного типа общественного снабжения.
  8. Гарантии со стороны государства, которые позволяют не усомниться в точном обеспечении общественных прав человека.
  9. Суть негосударственного общественного снабжения отдельных слоев населения.

Роль регулятивного влияния права общественного снабжения состоит в фиксации всех участников общественно-обеспечительного правового сотрудничества, а также в изменении или отмене определенных его элементов. Про такое и что в них входит вы можете почитать в нашей статье.

Всё про источники права социального обеспечения, можно узнать из данной

Существование государственного общественного снабжения возможно только на основании норм права. Физическое лицо способно высказывать свои требования на получение того или ионного вида социального снабжения, который указан в законе. Структура социальной защиты граждан должна обладать таким видом снабжения только на основании закона. Нормы права в данном случае необходимы в качестве оценки действий участников социально-обеспечительного правового сотрудничества, которые формируются на их основе.

Право общественного снабжения на продолжительный срок на территории страны закрепляет возможное и необходимое поведение населения в области общественного снабжения. Для того чтобы они действовали в рамках правого режима используют угрозы государственного принуждения. Таким образом, удается сохранить общественно-обеспечительное правовое сотрудничество на должном уровне. Эти отношения обладают такими качествами, как стабильность, цикличность, прогнозируемость. Под действием жизни социума данные отношения могут изменяться нормами права.

Самым главным свойством общественно-обеспечительных норм остается нормативность. Она предполагает предписания, общие правила поведения, которые характерны для всех, кто включен в область влияния данных норм. В результате этого при помощи утверждения в жизни социума нормативных основ удается в правильном порядке расставить отношения в сфере общества.

Регулятивная роль права общественного снабжения влияет на отношения в общества. Это воздействие состоит в том, что нормы рассматриваемой сферы права определяют права и обязанности участников социально-обеспечительных правоотношений. А это, в свою очередь, является общеобязательным образцом их правомерного поведения.

Благодаря представленным нормам удается более подробно определить условия, согласно которым каждый человек имеет право получить социальные выплаты, знать сроки их получения.

Зная функции и основные положения права общественного обеспечения, становится возможным самостоятельно регулировать свои социальные выплаты. Каждый человек сможет определить свои права и обязанности в области социально-обеспечительных отношений и добиться соблюдения все норм и правил.

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением ее структуры. Каждой конкретной системе присуща своя специфическая структура, определяемая природой составляющих ее компонентов. Нет системы без структуры, которая суть необходимый скелет, внутреннее устройство, закономерная организация субстанциональных, содержательных компонентов системного целого. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2006. - С. 31.

Составляющие структуру компоненты динамичны. Они видоизменяются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура - это одновременно и способ функционирования конкретной системы, и форма, в рамках которой происходят преобразования.

Структурный анализ права означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов, поскольку право занимает ведущее место в системе социального регулирования.

Генезис права показывает, что его становление в качестве целостной системы, охватывающей своим воздействием все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной ступени общественного развития право превратилось в общеобязательный регулятор общественных отношений.

В качестве компонентов системы права выступают: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2009. - С. 24.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.)

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России / Г.Б. Челнокова. - М.: Проспект, 2009. - С. 16.

Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.

Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.

социальное обеспечение защита россия

Система отрасли права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

В юридической литературе общепризнанно, что основными элементами системы правовой отрасли являются правовые институты и их совокупности (под отрасли). Различаются также генеральные институты и субинституты; кроме того, в составе отрасли права выделяются общая и особенная части, состоящие из ряда институтов и под отраслей. В науке разработаны признаки всех этих элементов.

Общая часть права социального обеспечения состоит из правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли. Главным является так называемый основной институт, объединяющий группу общих правовых норм, определяющих предмет отрасли, ее задачи, отраслевые принципы.

В общую часть отрасли входит институт правосубъектности. Его нормы определяют круг участников правоотношений, основы их правового положения. В общей части актов о социальном обеспечении, как правило, содержится указание на субъектный состав. В качестве обязанных субъектов называются органы государства, органы местного самоуправления, организации. Содержание их правосубъектности - предоставление гражданам материального обеспечения и обслуживания при наличии обстоятельств, предусмотренных в гипотезе соответствующей правовой нормы.

Нормы института правосубъектности определяют круг граждан - субъектов правоотношений и их отраслевую правосубъектность, которая детализирует их конституционное право па материальное обеспечение и обслуживание. В них закрепляется положение граждан как управомоченных субъектов, объем предоставленных им прав на различные виды обеспечения, общие начала их поведения в правоотношениях. Детализация положения субъектов правоотношений производится нормами Особенной части отрасли.

Одним из институтов обшей части является институт видов обеспечения и юридических фактов, выполняющих функции оснований возникновения различных правоотношений по социальному обеспечению. Без точного определения круга таких оснований невозможно установить состав предмета отрасли, а следовательно, систему ее особенной части. Данный институт включает в себя нормы, определяющие все случаи, служащие основаниями возникновения правоотношений.

Так, основаниями возникновения пенсионного правоотношения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть. Основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан является длительное осуществление ими определенной профессиональной деятельности. К видам обеспечения относятся пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные, пособия но временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.

Таким образом, общая часть права социального обеспечения включает в себя следующие взаимосвязанные правовые институты: основной, правосубъектности, видов обеспечения и юридических фактов.

Особенная часть права социального обеспечения представляет собой комплекс взаимосвязанных с институтами общей части и между собой подразделений, отражающих состав предмета отрасли. Основанием для их классификации следует считать вид предоставляемого обеспечения.

Первым подразделением особенной части необходимо назвать генеральный институт пенсий. В его недрах происходит цельная и в то же время дифференцированная регламентация значительной группы общественных связей, составляющих один из основных элементов предмета данной отрасли.

Генеральный институт пенсий состоит из предметных институтов, нормы которых регулируют вопросы трудового стажа в пенсионном обеспечении, а также отдельные виды пенсионного обеспечения: пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.

В правовой институт трудового стажа в пенсионном обеспечении входят нормы права о страховом стаже (общем и специальном), общем трудовом стаже, выслуге лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, стаже государственной гражданской службы.

Каждый из предметных институтов имеет свой состав элементов. Так, в правовой институт пенсий по старости входят следующие группы норм: об общих условиях назначения пенсий, о специальных условиях назначения пенсий, об индексации и др.

В составе данного института можно выделить два субинститута: общих норм о назначении пенсии и специальных норм о назначении пенсии.

Правовой институт пенсий по случаю потери кормильца включает нормы об общих условиях, определяющих право на пенсию, о трудовых пенсиях, о пенсиях семьям военнослужащих, о размерах и перерасчете пенсии, об индексации и др.

Правовой институт пенсий за выслугу лет охватывает нормы о круге лиц, имеющих право на пенсию, об условиях возникновения права на пенсию, размерах пенсии, о выплате пенсий, о перерасчете пенсии, об индексации и др.

Последний из институтов пенсионного обеспечения -правовой институт социальных пенсий. Он содержит следующие группы норм: пенсия по старости, условия назначения пенсии, размер пенсии, выплата пенсии; пенсия по инвалидности - условия назначения пенсии, размер пенсии, выплата пенсии; пенсия по случаю потери кормильца - условия назначения пенсии, размер пенсии и выплата пенсии.

Следующим после пенсий видом денежного обеспечения являются пособия. Существует столько правовых институтов пособий, сколько видов пособий предусмотрено действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Отсюда можно выделить следующие правовые институты пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячных пособий на ребенка и др.

За правовыми институтами пособий следует правовой институт компенсационных выплат. Эти выплаты производятся студентам образовательных учреждений высшего и учащимся учреждений среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям, матерям (или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком), неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.

Право социального обеспечения содержит в себе довольно значительный массив правовых норм о медицинской помощи, которые можно считать под отраслью -медицинским правом. Они расположены в Федеральном Законе №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в Законе о медицинском страховании граждан, ряде других актов. Под отрасль имеет несколько правовых институтов. Первый из них - общий институт, содержащий правовые нормы о задачах законодательства об охране здоровья граждан, о праве граждан на медицинскую помощь, об обязанностях органов государства, местного самоуправления, организаций по охране здоровья населения. Затем следуют предметные институты медицинской помощи в государственной, муниципальной, частной системах здравоохранения. Таковыми являются институт первичной медицинской помощи, институт стационарной помощи, институт лекарственной помощи, институт медицинской экспертизы трудоспособности, институт санаторно-курортного лечения и отдыха.

В систему права социального обеспечения входит значительное число правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению гражданам натуральных видов обеспечения и услуг. Указанные виды обеспечения, несмотря па общность субъектов (пенсионеры по возрасту, инвалиды и др.) и натуральный характер, существенно отличаются друг от друга по целевому назначению и содержанию отношений. Так, совершенно разное назначение имеют содержание инвалидов и других пенсионеров в стационарных учреждениях и трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов или их протезирование. Это говорит о том, что здесь мы имеем дело с различными видами обеспечения. Нормы, регулирующие отношения по предоставлению указанных видов обеспечения, обусловливают относительную автономность регулирования каждого из них, что дает основание признать группы норм о предоставлении различных видов натурального обеспечения и услуг правовыми институтами.

Существенным признаком всех этих норм является их комплексный характер. Наряду с нормами права социального обеспечения, возникающие в данной области отношения регулируются нормами административного, трудового, гражданского и иных отраслей права.

Правовой институт обслуживания инвалидов и других пенсионеров в стационарных учреждениях включает в себя группу правовых норм, регулирующих отношения, связанные с пребыванием указанных граждан в учреждениях социальной защиты населения. Он состоит из норм о субъектах обеспечения, юридических фактах как основаниях возникновения правоотношений, о видах обслуживания в период нахождения в стационарных учреждениях социального обслуживания, о правах и обязанностях граждан и администрации этих учреждений.

Правовой институт полустационарного социального обслуживания состоит из норм права о социально-бытовом, медицинском и культурном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов отделениями дневного (ночного) пребывания в центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

В правовой институт срочного социального обслуживания входят правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают при оказании неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальном обеспечении.

Правовой институт подготовки инвалидов к труду и обеспечения их трудоустройства содержит группу юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, а также в связи с профессиональным обучением инвалидов. В рассматриваемый институт входят две группы правовых норм, образующие подинституты подготовки инвалидов к труду и обеспечения их трудоустройства.

Правовой институт обеспечения населения специальными транспортными средствами составляют нормы права, касающиеся условий и порядка предоставления гражданам роликовых (велоколяски, кресла-коляски), а также моторных (мотоколяски и легковые автомобили) специальных средств передвижения.

В правовой институт социальной поддержки входят правовые нормы, которые предусматривают предоставление инвалидам и другим пенсионерам ряда преимуществ. Эти нормы в значительной степени являются материальными, так как устанавливают льготы по медицинской помощи, обеспечению жилыми помещениями, пользованию транспортными средствами, оплате коммунальных услуг и др.

Следующий предметный правовой институт особенной части права социального обеспечения - правовой институт государственной социальной помощи. В него входят правовые нормы, регулирующие условия и порядок предоставления малоимущим гражданам денежных выплат и натуральной помощи.

В систему особенной части права социального обеспечения, кроме предметных, входят специализированные правовые институты - институт юридической ответственности, а также процедурно-процессуальные институты.

Институт юридической ответственности составляют правовые нормы, содержащие санкции за нарушение обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению. Он включает в себя общие нормы об ответственности, а также правила об ответственности различных субъектов: органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обеспечение, и граждан.

Нормы, регулирующие процедурные и процессуальные отношения, образуют три правовых института: установления юридических фактов, правоприменительной деятельности и разрешения споров.

Правовой институт установления юридических фактов включает в себя правовые нормы, регулирующие процедуру деятельности органов государства, местного самоуправления, организаций по выявлению обстоятельств, влияющих на возникновение нрава граждан на различные виды обеспечения. Это нормы об установлении временной нетрудоспособности, групп и причин инвалидности, родства, свойства, трудового стажа и т.д.

Нормы, регулирующие правоприменительную деятельность в области социального обеспечения, составляют группу правовых предписаний, определяющих процедуру осуществления гражданами своих прав на различные виды обеспечения. Сюда входят нормы, которые устанавливают порядок обращения за обеспечением, круг компетентных органов, порядок предоставления обеспечения, права и обязанности граждан и органов, предоставляющих обеспечение.

От системы отрасли права социального обеспечения следует отличать систему законодательства о социальном обеспечении. Если система отрасли права - это внутреннее деление отрасли, соответствующее строению регулируемых ею общественных отношений, то система законодательства -строение источников права, т.е. система нормативных правовых актов.

Система науки права социального обеспечения также отличается от системы отрасли. Под системой науки понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих се содержание. Система науки основывается на системе соответствующей отрасли права. Однако полностью они между собой не совпадают. Система науки шире системы отрасли права, так как наука включает в себя не только исследование норм права и правоотношений, но и ряд иных вопросов (понятие социального обеспечения, его структура и функции, понятие отрасли права, ее источники, история законодательства, зарубежный опыт в области правового регулирования социального обеспечения и др.).

Система общей части науки права социального обеспечения содержит теоретические положения о понятии социального обеспечения, учение о предмете, методе и системе данной отрасли права, о принципах отрасли и ее функциях, истории законодательства о социальном обеспечении, учение об источниках отрасли, о правовых отношениях.

Система особенной части науки права социального обеспечения включает в себя учения об институтах Особенной части отрасли: институтах пенсий, пособий и др.

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, пединституты.
Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).
К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.
Каждый из указанных институтов делится на пединституты. Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

План лекции:

1. Понятие социального обеспечения

2. Предмет права социального обеспечения

3. Метод права социального обеспечения

4. Система права социального обеспечения

Целью изучения данной темы является усвоение комплекса знаний о социальном обеспечении. Общественные отношения, составляющие предмет ПСО. Особенности метода ПСО. Общие положения права социального обеспечения и отдельные институты, их характеристика.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Определить понятие социального обеспечения.

Определить функции социального обеспечения

Рассмотреть предмет ПСО.

Раскрыть основные черты метода ПСО;

Отличить систему социального обеспечения от других смежных отраслей права.

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общество. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано социальной политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, относятся:

1) источники финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставлять за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет Социального фонда Кыргызской Республики через специальные внебюджетные фонды: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда содействия занятости населения, а также средств республиканского бюджета и местных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, по выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои СССР и КР и др. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

3) цель предоставления обеспечения

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, по обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требует от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства и в данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменение в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Кыргызстана должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является и Кыргызстан) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). (см. Законодательство ). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной кыргызской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных положений международных норм. В развитие этого Конституция Кыргызской Республики 1993 г. (см. Законодательство) провозгласила Кыргызстана демократическим государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой законом охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя, из этого определения в системе социального обеспечения КР следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р.И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную . Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.

Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям, в Кыргызстане с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это государственной поддержки института брака и семьи, социальная защита и обслуживание многодетных и малоимущих семей, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты граждан Кыргызской Республики относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

2. Предмет права социального обеспечения

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правила, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих впервые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставший на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидам первой группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты не детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарные, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включает содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях, как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортом), включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида.

Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отвести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои Кыргызской Республики, Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы или Манас, граждане, награжденные медалью «Данк», лица, подвергшиеся воздействию радиации, многодетные и малоимущие семьи).

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли, поскольку включает знания о предмете, методе, принципах правового регулирования, о правоотношениях, истории развития отрасли, путях ее дальнейшего совершенствования и развития; изучает развитие права социального обеспечения в других странах мира и т. др.

3. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

Статья 27 Конституции КР закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении республиканского и местных органов социальной защиты. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих подзаконных нормативных актов местной администрации и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. При этом на республиканском уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях местными органами, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами республиканских финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Законом КР «О государственном пенсионном социальном страховании» от 20 ноября 1997 г.,

Территориальные (область, район) органы социальной защиты за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т. д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.). Во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты -- это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами, либо эти средства становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т. д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных (правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства). Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения -- гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношению (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

5. Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т. д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа -- на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники права социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие социального обеспечения

2. Какие Вы знаете виды социального обеспечения?

3. Каково соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита»?

4. Перечислите основные функции социального обеспечения.

5. Раскройте понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Каков круг общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права?

7. Каковы особенности метода права социального обеспечения?

8. В чем отличие права социального обеспечения от других отраслей права?

9. Какова система права социального обеспечения как отрасли права и как науки? Раскройте структуру общей и особенной частей.

10. Какие существуют источники финансирования в социальном обеспечении?

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные причины создания государственной системы социального обеспечения?

2. В каких статьях Конституции КР закреплено право человека на социальное обеспечение?

3. Как Вы понимаете концепцию “социального государства”?

4. В чем заключается содержание основных функций социального обеспечения?

5. В каких формах осуществляется реализация конституционного права каждого на социальное обеспечение?

6. Какие отличительные признаки государственного социального страхования Вы можете назвать?

8. Каковы особенности государственной социальной помощи?

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Понятие социального обеспечения. Функции социального обеспечения. Социальные обеспечения и социальная защита. Предмет права социального обеспечения. Метод права социального обеспечения. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права. Система права социального обеспечения

Социальный фонд КР. Пенсионный фонд. Фонд социального обеспечения. Фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения.

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Содержание принципов права социального обеспечения. Виды принципов социального обеспечения в Кыргызской Республике.

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Органы, осуществляющие социальное обеспечение. Граждане, имеющие права на социальное обеспечение.

Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению. Объекты правоотношений. Юридические факты по социальному обеспечению. Содержание правоотношений по социальному обеспечению. Пенсионное правоотношение. Правоотношение по обеспечению пособиями, компенсациями и льготами. Правоотношения по предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Понятие и виды процедурных правоотношений. Понятие и виды процессуальных правоотношений

Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Порядок исчисления трудового стажа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ