Нахождение имущества у учреждений предполагает целый набор возможных видов титулов. Оно может принадлежать организации на праве собственности и быть в оперативном управлении. Возможна и аренда объектов. Распоряжение имуществом учреждения предполагает применение множества правил, зависящих как от характера этой организации, так и от особенностей источника образования прав на объекты.
Базовые правила, определяющие возможности отчуждать вещи или совершать иные сделки с ними определены в ст. 298 ГК.
Действующие правила не предусматривают единства правового режима имущества учреждений. Если источником его образования стала деятельность этой организации, выполняемая в соответствии с требованиями закона и учредительного документа, то оно подлежит учету на специальном балансе.
Распоряжение ими и имуществом, приобретенным за их счет, может осуществлять само учреждение, за редким исключением. При этом, право собственности на указанные объекты будет принадлежать учредителю.
Порядок, действующий в отношении других объектов, зависит от конкретного вида этой организации.
В части закрепленного на оперативном управлении или приобретенного собственником для автономного учреждения имущества действуют иные правила. Они зависят от категории объектов. Если речь идет об обычном имуществе, то возможно даже распоряжение вещами, находящимися в оперативном управлении. Исключением выступает ограничение прав автономного учреждения передавать это имущество в уставный или складочный капитал коммерческих структур.
Оно не имеет права распоряжения недвижимостью и вещами, отнесенными к особо ценным.
Распоряжение имуществом учреждения без полученного от собственника согласия не допускается, если организация является частной.
Если учреждение бюджетное, то оно также не вправе самостоятельно совершать сделки в отношении закрепленного за ним, либо приобретенного на средства собственника, особо ценного движимого имущества. Также установлено правило, предусматривающее одобрение собственником любых сделок с недвижимостью. Кроме того, предусматривается запрет на размещение средств на депозитах.
Наиболее жесткие ограничения действуют в отношении казенного учреждения. Оно не может совершать сделки без согласия собственника в отношении вещей и доходов, полученных из любого источника.
Чтобы сделки с активами учреждений имели законный характер, важно определить круг имущества, относящегося к категории особо ценного.
В случаях с автономными учреждениями, таковыми признаются объекты, без которых деятельность этих организаций станет затруднительной. Базовые критерии отнесения установлены в Постановлении Правительства N 538.
Документ исключает из числа таких объектов все вещи, которые не связаны с основным видом осуществляемой деятельности. Критерии отнесения в отношении федеральных учреждений включают следующее.
Стоимостные критерии носят динамичный характер. Списание этих предметов приводит к тому, что они выпадают из категории особо ценных вещей. Такая процедура осуществляется в соответствии с правилами бухучета. Если произошло списание, а предмет реализован за сумму, попадающую в указанный диапазон, то это не повлечет последствий. Рыночная цена может существенно отличаться от данных бухгалтерских регистров.
Если списание произошло, имущество было реализовано, но проверка выявила нарушение правил учета, сделка окажется под угрозой отмены. По этой причине, приобретателям нужно быть внимательными. Списание, проведенное с нарушениями правил, может обернуться потерями.
Указанные списки формируются совместно органами, ответственными за конкретную сферу деятельности учреждений, и структурами, осуществляющими управление госимуществом. Речь идет о принятии совместных актов.
Примером выступают учреждения, являющиеся СМИ. Приказ Минсвязи и агентства по управлению госимуществом N 138/300 относит к особо ценному имуществу учреждений, являющимся СМИ, предметы компьютерной и оргтехники с балансовой стоимостью более 30 тыс. руб. Аналогичный критерий применен и к используемым программным средствам.
Аналогичный акт в сфере образования устанавливает отнесение к такой категории предметов любой стоимости, применяемых исключительно в образовательных целях. Если речь идет о множестве направлений использования, то балансовая стоимость закрепленного на оперативном управлении имущества должна составлять более 50 тыс. рублей.
Возможны и другие основания, по которым устанавливаются запреты или ограничения. Они должны быть специально предусмотрены нормами законодательства. Как правило, речь идет о вопросах, связанных с участием в коммерческих организациях: как их учреждение, так и принятие других важных решений.
Аренда закрепленного за учреждением имущества
Одним из способов распоряжения выступает аренда. Общие правила совершения таких сделок установлены в ст. 298 ГК. Согласие собственника может потребоваться в зависимости от вида учреждения и типа имущества.
Бывает и ряд особенностей. Примером служит образовательная сфера. Соответствующие учреждения могут передавать в аренду медицинское оборудование. Пользователем последнего может быть медицинское учреждение, в котором проходят обследования как обучающиеся, так и преподавательский состав, а также другие работники. При этом, допускается нахождение имущества у пользователя на безвозмездной основе.
Спросить юриста
Также вам будут полезны следующие статьи
Новая редакция Ст. 298 ГК РФ
1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Юридическая природа права учреждения на доходы. Многие из современных исследователей (Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.) считают, что право учреждения на доходы - это особое вещное право (но в любом случае не право собственности). В то же время Е.А. Сухановым высказывается мнение, что данное право учреждения является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК - это или "суженное" право хозяйственного ведения, или "расширенное" право оперативного управления.
1. В составе имущества, имеющегося у учреждения на праве оперативного управления, выделяется имущество, приобретенное за счет средств, выделенных собственником по смете, и имущество, полученное за счет средств от самостоятельной деятельности учреждения.
Имущество, полученное от собственника или приобретенное за счет полученных от него средств, не может быть предметом отчуждения или иных сделок по распоряжению имуществом, даже если собственник дал на это согласие.
Если собственник считает, что имущество не используется или используется не по назначению, он вправе изъять его и распорядиться им по своему усмотрению. Но санкционировать распоряжение этим имуществом учреждением, равно как и предписывать учреждению определенный порядок распоряжения имуществом, собственник не может.
2. Закон об образовании предусматривает право образовательного учреждения выступить в качестве арендодателя в отношении закрепленного за ним имущества.
3. Имущество, приобретенное за счет средств от самостоятельной деятельности учреждения, поскольку такая деятельность разрешена учредительными документами, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.
Судебная практика признает, что имущественной базой ответственности учреждения по своим обязательствам независимо от того, возникли ли эти обязательства по основаниям, связанным с его основной деятельностью (например, образовательной), или в связи с дополнительной деятельностью, приносящей доходы, является все имущество учреждения, в том числе полученные доходы. И лишь при отсутствии средств возникает субсидиарная ответственность учредителя в порядке ст. 120 ГК.
Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
2. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
3. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;
(см. текст в предыдущей редакции)
1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
10. При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в оперативное управление автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на указанные объекты в случае, если такая регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
11. Основаниями для государственной регистрации права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, являются решения о создании соответствующих автономных учреждений.
Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения
1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Оперативное управление - ограниченное вещное право.
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.
Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).
По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).
Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).
К объектам права оперативного управления относятся:
1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);
2) денежные средства.
1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.
2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:
а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;
б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.
Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;
4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;
5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.
При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Право оперативного управления: подробности для бухгалтера
Является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в... на праве оперативного управления. Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления... объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем... имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, ...
И государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления. Объект концессионного соглашения и иное...
Учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех... учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех... учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления. По мнению автора, наиболее соответствует... договора; лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления; лицо, пользующееся имуществом на основе...
Статье. Право оперативного управления. Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То... имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы... за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться... собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект Постановление...
Которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом... , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким... прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании... , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется... платной деятельности; 5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом. ...
... .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019; ... государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой... вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 ... до даты государственной регистрации права оперативного управления 01 50 000 Передача... свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления: по актуализированной кадастровой стоимости...
Основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н... . 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма...). Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны...) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости...
В части основных средств Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств 4 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... В части материальных запасов Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов 4 105 ...
Имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо... , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом...
Право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право... учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного... НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит...
Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное... движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества... учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения... закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том... имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет...
Автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона... за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ...
Недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? Да, такие объекты... Инструкции № 157н). До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, ...