Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им. акад. И.П. Павлова

Кафедра экстремальной медицины

Курс ОМОЧС

на тему: "Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России"

Санкт-Петербург - 2004

Введение

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях. В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России - является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства МЧС:

· Региональные центры.

· Поисково-спасательные службы.

· Центр управления в кризисных ситуациях.

· Центральный аэромобильный спасательный отряд "ЦЕНТРОСПАС".

· Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".

· Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

· Государственное унитарное авиационное предприятие.

· Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля.

· Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф МЧС России.

· Агентство "Эмерком".

· Журнал "Гражданская защита".

· Российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

· Региональные центры.

Поисково-спасательные службы

Основные задачи МЧС:

Координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными службами на территории региона;

Координация ведения гражданской обороны на территории региона;

Координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации региональных чрезвычайных ситуаций;

Осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

Организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организация разработки и реализации региональных программ, систем информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф (за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и территорий;

Организация на территории региона обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также организации финансового и материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории региона.

Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:

Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону; Приволжский - г. Самара; Уральский - г. Екатеринбург; Западно-Сибирский - г. Новосибирск; Восточно-Сибирский - г. Красноярск; Забайкальский - г. Чита; Дальневосточный - г. Хабаровск.

В зависимости от особенностей региона численность региональных центров (включая подразделения обеспечения) изменяется от 200 до 215 человек.

ПСС является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды (ПСО) и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд (РПСО), является базовой для региона ее дислокации.

Основными задачами ПСС являются:

Обеспечение готовности органов управления, ПСО (РПСО) к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организация и проведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы;

Организация и проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди населения;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов, штатных и общественных спасателей;

Организация взаимодействия с органами управления и силами РСЧС;

Осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСС региона и членов их семей;

Создание материально-технической базы для выполнения задач по предназначению.

Базовая служба дополнительно выполняет задачи в интересах региона.

Полный перечень задач, возлагаемый на конкретные поисково-спасательные службы, определяется соответствующими РЦ ГО ЧС, а также постоянно действующими органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах указанных служб.

Центр управления в кризисных ситуациях

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России является органом повседневного управления силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Его основные задачи:

Обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами ликвидации ЧС постоянной готовности;

Информационное обеспечение функционирования системы управления;

Координация работы всех звеньев РСЧС;

Автоматизация управленческой деятельности, программно-техническое и информационное обеспечение деятельности центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Центр состоит из: оперативно-аналитического управления, информационно-технического управления, подразделений обеспечения деятельности Центра.

Основные службы Центра осуществляют круглосуточное дежурство. Основу дежурной службы составляет оперативная дежурная смена Центра во главе со старшим оперативным дежурным МЧС России, которые организуют немедленное реагирование на чрезвычайные ситуации. Оперативная дежурная смена собирает, анализирует и обрабатывает информацию, как в обычном, так и в автоматизированном режиме. Она может одновременно вести сбор информации по 2-3 чрезвычайным ситуациям федерального или регионального уровня.

Функционирование единой информационной сети обеспечивается комплексом средств автоматизации, который позволяет прогнозировать развитие отдельных типов ЧС с помощью предметно ориентированных программ, хранить оперативную и справочную информацию по ЧС и обеспечивать подготовку документов.

Центральный аэромобильный спасательный отряд " ЦЕНТРОСПАС "

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1992 года. Его основное назначение - реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с природными катастрофами и техногенными авариями, оказание помощи людям, сохранение производственного потенциала. Экономическо-правовой статус отряда - государственное учреждение с правом самостоятельной коммерческой деятельности.

Отряд находится в режиме круглосуточного дежурства на базе, расположенной вблизи аэродрома. Необходимая психологическая и физическая подготовка спасателей, владение ими современным специальным оборудованием и снаряжением, позволяют проводить первоочередные поисково-спасательные и аварийные работы в случаях стихийных бедствий: землетрясений, наводнений, оползней, техногенных катастроф, при проведении особо сложных и опасных аварийно-спасательных операций.

Центр по проведению спасательных операций особого риска "ЛИДЕР"

Личный состав Центра постоянно участвует в спасательных и гуманитарных операциях, как на территории России, так и за ее пределами. Спасатели Центра готовы прийти на помощь людям в любых широтах, в самой труднодоступной местности.

Государственное унитарное авиационное предприятие

Задачи ГУАП:

Оперативная доставка спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций;

Эвакуация российских граждан из зарубежных стран;

Поисковые работы и мониторинг.

Специальные виды работ - пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники. В соответствии с задачами, решаемыми российскими спасателями, в ГУАП сформировался парк самолетов и вертолетов, оснащенный специальной связью и предназначенный для перевозки людей из зоны бедствия.

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны

- создание нормативной правовой базы РСЧС и ГО;

Разработка нормативно-методических документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном уровне;

Создание первой очереди международной мониторинговой сети по оценке сейсмического риска;

Разработка карт рисков по видам ЧС и карт.

Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф ЧОС Совета Европы

Основные направления деятельности:

Создание нормативной правовой базы РСЧС и ГО;

Реализация решений совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета РФ по повышению защищенности критически важных объектов РФ;

Разработка нормативных правовых актов и научно-технической продукции в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП;

Разработка нормативно-методичных документов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на региональном уровне;

Создание автоматизированной информационно-справочной системы обеспечения поддержки принятия управленческих решений по вопросам ГО и защиты от ЧС;

Создание и оборудование систем и комплексов мониторинга, наблюдения и контроля;

Проведение научно-экспериментальных работ по диагностике опасности разрушений зданий и сооружений с помощью мобильных диагностических комплексов;

Создание новых информационно-управленческих технологий по цепочке: прогноз ЧС - прогноз последствий - определение эффективных сценариев реагирования, объединенных в единую ГИС;

Создание компьютерного банка данных по оценке природных и техногенных опасностей населению, застройке и инфраструктуре для принятия решения по эффективному международному реагированию на ЧС;

Создание технологий прогнозирования лесопожарной и паводковой опасностей;

Создание первой очереди международной мониторинговой сети по оценке сейсмическсного риска;

Разработка технологий краткосрочного прогнозирования землетрясений;

Разработка карт рисков по видам ЧС.

Состав: министерство чрезвычайная ликвидация задача

1. Управление проблем развития ГО и РСЧС.

2. Управление проблем развития технологий космического мониторинга и поддержки принятия решений в кризисных ситуациях.

3. Управление проблем развития аварийно-спасательных технологий, средств защиты населения и территорий, сертификации АСС и выставочной деятельности.

4. Управление проблем защиты населения и территорий от ЧС.

5. Управление проблем развития информационных технологий, систем управления, связи и оповещения.

6. Управление научно-методического обеспечения.

7. Филиалы института в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Хабаровск, Ростов-на-Дону.

Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля

Основные направления деятельности:

Мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников;

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;

Создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Российской Федерации.

Центр разрабатывает краткосрочные (экстренные предупреждения, ежедневные и декадные прогнозы); среднесрочные (ежемесячные) и долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных, техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий. В целях своевременного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, Центр осуществляет подготовку и доведение прогнозов до руководства Министерства, департаментов и управлений, а также региональных центров и территориальных органов МЧС России в субъектах РФ.

Агентство " Эмерком "

Основные направления деятельности:

Установление и развитие связей с международными и национальными организациями, в том числе с организациями системы ООН, деятельность которых связана с чрезвычайным реагированием, оказанием помощи при чрезвычайных ситуациях и проведением гуманитарных операций;

Реализация российского участия в международных гуманитарных операциях и проведение самостоятельных;

Обеспечение структур РНКЧГР современной спасательной и специальной техникой и средствами, применяемыми в гуманитарных и спасательных операциях и отвечающими требованиям ООН;

Осуществление экспортно-импортных операций в целях обеспечения деятельности МЧС России и его подразделений в чрезвычайных гуманитарных и спасательных операциях.

Журнал " гражданская защита "

Единственное в стране государственное специализированное издание по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера, спасения пострадавших при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, военных конфликтах и террористических актах. Предназначен для информационно-методического обеспечения руководящего состава и специалистов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. После образования МЧС России в журнале приоритетными становятся вопросы готовности органов управления и сил гражданской обороны к борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Сотрудников журнала отличает профессиональный подход в освещении проблем безопасной жизнедеятельности людей в любых критических ситуациях и в повседневной жизни.

Заключение

От качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых ликвидацией последствий ЧС, а также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РФ принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников спасательных подразделений. Для достижения наибольшей эффективности работ на месте ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической поддержки, специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб разных уровней в чрезвычайных условиях. МЧС России имеет достаточно большой опыт работы в самых различных чрезвычайных ситуациях, в том числе уникальный опыт по спасению арктических экспедиций, ликвидации последствий островных и шельфовых землетрясений, крупных затоплений и т.д. Но, как показывает статистика, количество аварий и других ЧС не сокращается. Во многом данное обстоятельство объясняется сложной экономической ситуацией, изношенностью основных производственных и жилищных фондов, коммуникаций. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы ГО и ЧС, усиления всесторонней государственной поддержки служб спасения, наращивания процесса обмена передовым мировым опытом в области организации спасательных и иных неотложных работ.

Список литературы

1. "Гражданская оборона" В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов, Москва, "Высшая школа", 1986.

2. Постановление Совета министров РСФСР от 27 декабря 1990г "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

3. Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 221 "О создании Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР)", председателем которого был назначен С.К. Шойгу.

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 154 от 13 марта 1992 г. "О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда (ЦАМО) с базированием его на аэроузле "Раменское" (г. Жуковский Московской области)".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 "О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров".

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 307 "О создании межведомственной противопаводковой комиссии"

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 26 "О создании национальной комиссии Российской Федерации по проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636 "О создании межведомственной морской координационной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643 "О создании межведомственной комиссии Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами".

10. Указ Президента Российской Федерации № 66 от 10 января 1994 г "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

11. www.mchs.gov.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    реферат , добавлен 13.02.2014

    Основные задачи государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и органы управления РСЧС, режимы ее функционирования. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Виды спасательных служб и их функции.

    презентация , добавлен 14.12.2015

    История образования Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Основные задачи, направления и показатели его деятельности. Оперативный прогноз возможных ЧС на территории РФ. Силы и средства МЧС. Их возможности, действия в мирное и военное время.

    презентация , добавлен 17.03.2015

    История создания Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России, его задачи и организационная структура. Место МЧС в системе органов управления. Функции и режим функционирования Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    презентация , добавлен 19.01.2016

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Задачи МЧС России по ликвидации последствий катастроф.

    презентация , добавлен 16.07.2015

    Органы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные законодательные акты, структура, функции органов ЧС в Республике Казахстан. Предупреждение природных и техногенных ЧС. Меры, принятые для предотвращения, ликвидации ЧС на территории РК.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Организация медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий, железнодорожных и автотранспортных катастроф. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов. Медицинское обеспечение при взрывах.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2009

    Характеристика Калужской области как объекта защиты от чрезвычайных ситуаций. Виды ЧС на территории Калужской области и состав участников их ликвидации. Характеристика обстановки с пожарами. Государственная система управления в области защиты населения.

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в отчетном докладе министра МЧС России С. Шойгу за 1996 год были опубликованы следующие показатели:

  • всего действовало 129 спасательных формирований (отрядов) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;
  • силами спасательных отрядов проведено более 2000 операций, в которых было спасено более 500 человек.

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

  • военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
  • учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
  • формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
  • части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
  • силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
  • воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
  • силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
  • восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
  • аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;
  • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
  • территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
  • подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
  • военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
  • аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;
  • отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

10.2.6. Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

  • руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
  • постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

  • о стихийных бедствиях;
  • о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
  • о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

  • о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
  • об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;
  • о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

  1. Для атмосферного воздуха:
  • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
  • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
  • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
  • в 50 и более раз (без учёта времени);
  • визуальные и органолептические признаки:
  • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
  • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);
  • Для поверхностных вод суши, морских вод:
    • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;
    • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
    • сильный необычный запах от воды водоёма;
    • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
    • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
    • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
    • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;
  • Для почв и земель:
    • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
    • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
    • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
    • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
  • Для радиоактивного загрязнения окружающей среды:
    • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
    • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
    • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые временно допустимые уровни (ВДУ).

    10.3.Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

    Ответ: Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

    · войска гражданской обороны;

    · поисково-спасательную службу МЧС России;

    · Государственную противопожарную службу МЧС России;

    · соединения и воинские части Вооруженных Сил, пред­назначенные для ликвидации последствий катастроф;

    · противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-вос­становительные формирования министерств, ведомств и орга­низаций;

    · учреждения и формирования служб экстренной меди­цинской помощи и другие.

    Максимальная оценка задания 6 баллов:

    · за правильный ответ на задание - 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются

    Задание 3. Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

    Вопрос.Федеральным законом «О гражданской обороне» установ­лены основные задачи гражданской обороны. Перечислите не менее 4-х из них.

    · обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    · эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

    · предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

    · проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим видам маскировки;

    · проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    · первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая

    · оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);

    · борьба с пожарами, возникающими при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий;

    · разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению, химическому, биологическому и друго­му заражению;

    · обеззараживание населения, техники, зданий, террито­рий и проведение других необходимых мероприятий;

    · восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    · срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

    · срочное захоронение трупов в военное время;

    · разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, су-щественно необходимых для устойчи­вого функционирования экономики и выживания населения в военное время;



    · обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

    Максимальная оценка задания 4 балла:

    Задание 4. Одним из самых разрушительных средств ведения войны основанного на использовании внутриядерной энергии, является ядерное оружие. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.

    Вопрос 1. Посмотрите на схему радиоактивного заражения местности и дайте наименование зонам радиоактивного заражения местности по следу облака.


    Вопрос 2. Заполните до конца таблицу, указав поражающие факторы ядерного взрыва по данным характеристикам.

    Максимальная оценка задания 8 баллов:

    · за правильный ответ на первый вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

    · за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

    Задание 5. Опасности военного характера могут возникать не только при применении ядерного оружия, но также химического и бактериологического, которые являются оружием массового уничтожения. С учетом этого, ответьте на следующий вопрос.

    Вопрос. Определите вид оружия массового поражения по описанию его поражающего действия.


    Максимальная оценка задания 2 балла:

    · за правильный ответ на вопрос - 2 балла (по 1 баллу за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

    Задание 6. Защитные инженерные сооружения способны уберечь население от оружия массового поражения и других современных средств нападения.Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

    Вопрос. Определите вид защитного сооружения, напишите наименование составных частей, отмеченных цифрами и дайте краткую характеристику защитных свойств укрытия.

    Ответ:

    Максимальная оценка задания 7 баллов:

    · за правильное определение вида защитного сооружения – 1 балл;

    · за правильное наименование составных частей – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть);

    · за правильную характеристику защитных свойств сооружения – 2 балла;

    Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

    Задание 7. Индивидуальные средства защиты используют не только военные. Они нашли широкое применение в промышленности, их используют пожарные и спасатели. Умение пользоваться ими поможет любому человеку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. С учетом этого, Вам предстоит ответить на ряд вопросов.

    Вопрос 1. Определите по рисунку марку противогаза и перечислите составные части и узлы, отмеченные номерами.


    1. Гражданский противогаз ГП-5: 1 - противогазовая коробка; 2- коробка с незапотевающими пленками; 3- лицевая часть противогаза; 4 - сумка; 5 - клапанная коробка.

    Вопрос 2. Перечислите существенные преимущества противогаза ГП-7 перед другими гражданскими противогазами, а также преимущества модификаций ГП-7В и ГП-7ВМ.

    · уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание;

    · наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание переда­ваемой речи и значительно облегчает пользование средствами связи (телефон, радио);

    · противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем лицевая часть имеет устройство для приема воды;

    · противогаз ГП-7ВМ отличается от противогаза ГП-7В тем, что его маска имеет очковый узел в виде трапециевидных изогнутых стекол, обеспечи­вающих возможность работать с оптическими прибо­рами.

    Максимальная оценка задания 9 баллов:

    · за правильный ответ на первый вопрос - 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

    · за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждое отличие). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

    И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

    Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

    • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
    • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
    • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
    • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

    Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

    • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • принятие решения на проведение АСДНР;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

    • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
    • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
    • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
    • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

    Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

    Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

    На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

    К экстренным мерам защиты населения относятся:

    • оповещение об опасности;
    • использование средств защиты;
    • соблюдение режимов поведения;
    • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
    • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

    Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

    Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


    На третьем этапе
    в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

    • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
    • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
    • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
    • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
    • организация учета и распределения материальной помощи;
    • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

    При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

    Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

    • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
    • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
    • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
    • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
    • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

    Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

    Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

    Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

    В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

    Поисково-спасательная служба (ПСС ) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

    Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

    Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

    Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:

    Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

    Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;

    Оказание пораженным первой помощи;

    Выполнение подрывных и пиротехнических работ;

    Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

    Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей При их эвакуации из районов ЧС;

    Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

    В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

    Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

    За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

    Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

    Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

    Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

    Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

    Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

    В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-7бТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

    Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:

    Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

      Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ