Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1

Статья посвящена исследованию междисциплинарной научной категории «землепользование». С позиций географической науки дано определение региональной системе землепользования, рассмотрена ее структура и классификация (виды, типы). Проведен анализ теоретических подходов изучения трансформации системы землепользования. Предложены основные методы, позволяющие выявить особенности механизма трансформации и определить основные направления развития трансформационных процессов.

система землепользования

трансформация

оптимизация

1. Большой российский энциклопедический словарь: энциклопедия. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 1887 с.

2. Земельные ресурсы: географическая концепция изучения / С.Г. Покровский, Г.Д. Мухин, А.Е. Осетров, В.А. Углов // Вестник Моск. университета. Сер. 5. геогр. 2001. № 3. – С. 14-19.

3. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во «Приор», 2002. 80 с.

4. Иванов Ю.Г., Кочуров Б.И. О содержании теории землепользования // Проблемы региональной экологии. – № 3. – 2004. – С. 84-88.

5. Региональное природопользование: методы изучения, оценки, управления / П.Я. Бакланов, П.Ф. Бровко, Т.Ф. Воробьева и др.: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

Изучение трансформационных процессов имеет особую актуальность не только для организации рационального природопользования отдельных регионов России, но и всей страны в целом. Происходящие с начала 1990-х годов кардинальные изменения политического, экономического и социального характера затронули все сферы хозяйствования населения, вызвав структурные изменения, а вместе с тем конфликты и противоречия в территориальных системах природопользования. Существенным изменениям, на наш взгляд, подверглась система землепользования, являющаяся пространственной основой осуществления любой деятельности, в том числе производства сельскохозяйственной продукции. Коренным образом поменялись правовые, экономические, организационно-хозяйственные и экологические условия землепользования, позволяющие говорить о трансформационных процессах в данной области, продолжающихся до сих пор.

В большинстве исследований землепользование рассматривается как сельскохозяйственное использование земельных ресурсов. Намного меньше работ, исследующих систему землепользования как совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории: сельскохозяйственное землепользование, лесохозяйственное, рекреационное, промышленное, селитебное и т.д., в зависимости от целей, для которых используются земельные ресурсы . В таких случаях объективнее проследить основные изменения, происходящие именно в системе землепользования, а не только с позиций сельскохозяйственного производства. Данное направление географических исследований, на наш взгляд, является актуальным и перспективным, поскольку имеет и теоретический, и прикладной аспект, позволяет выявить особенности механизма трансформации, определить основные направления развития трансформационных процессов и на этой основе предложить пути оптимизации системы землепользования конкретного региона.

Цель исследования: выявление теоретико-методических особенностей изучения трансформационных процессов в региональной системе землепользования.

Результаты исследования. Прежде всего, следует дать определения понятиям «землепользование», «система землепользования» и «трансформация».

В Российском энциклопедическом словаре землепользование - это «пользование землей в установленном законом порядке» . Современный Земельный кодекс РФ почти не употребляет понятие «землепользование», заменяя его понятием «отношения по использованию и охране земель» (ст. 1 Земельного Кодекса РФ) .

Ученые категорию «землепользование» трактуют по-разному. Н.Ф. Реймерс определял землепользование как: 1) порядок, условия и формы эксплуатации земель (юрид.); 2) совокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователями (адм.) .

Объект права пользования - земельный участок, используемый для определенных целей и ограниченный на местности. Он характеризуется сочетанием природных условий и особенностей хозяйственной или иной деятельности людей.

Деятельность - порядок, условия и формы эксплуатации земель - совокупность природно-хозяйственных (или чисто хозяйственных) процессов, отличающихся по содержанию и интенсивности проявления.

По определению Ю.Г. Иванова, Б.И. Кочурова пользование землей на основе осознанных общезначимых потребностей, регулируемое законодательными нормами и организованное территориально, составляет процесс землепользования.

Таким образом, землепользование - это процесс использования земельных ресурсов для различных целей (производства сельскохозяйственной продукции, размещения населенных пунктов, промышленных объектов, различных коммуникаций, добычи полезных ископаемых, рекреационных целей и др.), осуществляемый на основе законодательных норм и правил.

При разработке исследовательской концепции мы исходили из теоретических представлений о землепользовании как региональной системе, представляющей собой совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории и включающей четыре основных компонента: экологический, территориальный, экономический и правовой (рис. 1). Экологический компонент определяет круг вопросов, характеризующих связи в системе «человек - земельные ресурсы», а также обусловленных воздействием хозяйственной деятельности на состояние земельных ресурсов (проблемы землепользования). Территориальный компонент отвечает за территориальную организацию землепользования, рациональную организацию территории (землеустройство). Экономика землепользования и земельное право тяготеют к общественной сфере и затрагивают вопросы собственности на землю, регламента (правил) землепользования, кадастровой стоимости земель, арендной платы и др.

Структурная схема региональной системы землепользования

На приведенной схеме региональная система землепользования подразделяется на виды и типы. Вид землепользования определяется природными и социально-экономическими предпосылками и отличается один от другого разными целями использования земельных ресурсов (существуют сельскохозяйственный, лесохозяйственный, промышленный, рекреационный, селитебный и др. виды землепользования). А тип землепользования - категория качественная - определяется экстенсивными и интенсивными факторами. Различают, как правило, экстенсивный и интенсивный типы землепользования.

Основной структурной составляющей региональной системы землепользования являются земельные ресурсы, которые выступают одновременно как территории, на которых осуществляется производственная деятельность (пространственный базис труда), а также как предмет и средство труда, т.е. средство производства в сельском и лесном хозяйстве, рекреационном природопользовании и т.д., поэтому важность их рационального использования для устойчивого развития региона трудно переоценить.

Особую актуальность научное обоснование проблемы оптимизации землепользования приобретает в условиях различных трансформационных процессов в регионах, когда происходит перераспределение и изменение целевого назначения земель. Причиной таких трансформаций может являться реализация крупных инвестиционных проектов: освоение месторождений полезных ископаемых, строительство промышленных предприятий, транспортных путей, туристско-рекреационных комплексов и др. При этом важно определить оптимальный (из всех возможных) вариант использования земельных ресурсов (поскольку перевод угодий из одной категории в другую часто необратим), и сохранить наиболее ценные сельскохозяйственные земли.

Трансформация - это преобразование, количественно-качественные изменения системы землепользования, приводящие к изменению ее структуры, перестройке всех ее компонентов. Можно сказать, что трансформация - это уже свершившийся факт, в то время как трансформационные процессы характеризуют особенности происходящих преобразований.

Исследования, касающиеся проблемы трансформации территориальных систем, можно подразделить на работы, посвященные природным и социально-экономическим системам. В физико-географических исследованиях широко рассматриваются вопросы трансформации ландшафтов, динамики геосистем (Исаченко А.Г., Сочава В.Б., Зейдис И.М., Кружалин В.И., Симонов Ю.Г. и др.). В экономико-географических работах большое внимание уделяется изменениям, произошедшим в территориальной организации общества в постсоветское время (Гранберг А.Г., Дружинин А.Г., Зубаревич Н.В., Колосов В.А., Кузнецова О.В., Нефедова Т.Г., Пилясов А.Н., Стрелецкий В.Н., Трейвиш А.Н. и др.); теоретические вопросы трансформации территориальных социально-экономических систем разрабатываются в меньшей степени (можно отметить работы Бакланова П.Я., Мажар Л.Ю., Шарыгина М.Д. и др.).

Многочисленны исследования в междисциплинарной научной области - природопользовании, и землепользование, как один из его видов, не является исключением. Следует отметить, что трансформация системы землепользования рассматривается учеными - представителями разных наук по-разному: юристами - с позиций земельного права (Боголюбов С.А., Краснова И.О., Крассов О.И. и др.), экономистами - с позиций оценки земли (Варламов А.А., Волков С.Н., Комов Н.В.), историками - развитие и становление земельных отношений (Кауфман А.А., Скляров Л.Ф., Шунков В.И. и др.), представителями аграрной науки - с позиций производства сельскохозяйственной продукции и изменения свойств почв (Бурлакова Л.М., Костычев П.А., Стебут И.А. и др.). В географических исследованиях землепользование, как правило, рассматривается комплексно, территориально и полимасштабно, анализируются современное использование земельных ресурсов, существующие проблемы и предлагаются различные пути рационализации (Зархина Е.С., Зворыкин К.В., Каракин В.П., Красноярова Б.А., Крючков В.Г., Николаев В.А., Покровский С.Г., Ракитников А.Н. и др.).

За рубежом работы, посвященные трансформационным процессам, в том числе в сфере землепользования, активно проводятся в странах Восточной Европы и постсоветских государствах, столкнувшихся с теми же проблемами, что и Россия (I. Bicik, L. Jelecek, P. Mares и др.). В рамках Международного географического союза действует специальная Комиссия по землепользованию и изменению земельного покрова (IGU LUCC commission), одной из главных задач которой является развитие географических исследований в области землепользования на разных уровнях: от локального до глобального.

Изучение трансформационных процессов - сложная и многоаспектная задача, требующая использования разнообразных методических подходов. В географических исследованиях в качестве основного используют общепризнанный системный подход, опирающийся на территориальный и пространственный, позволяющие рассматривать объект исследования как сложное системное образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, развивающихся как единое целое, с учетом территориальной дифференциации.

С позиций системного подхода для изучения трансформационных процессов региональной системы землепользования применимы методы: историко-географический, сравнительно-географический, районирования, картографический, статистический (кластерный анализ) с использованием геоинформационных технологий.

Историко-географический метод позволяет изучить процесс формирования и развития региональной системы землепользования в пространственно-временном масштабе, выявить особенности региональной системы землепользования на разных этапах становления с учетом влияния конкретных условий и факторов.

Метод районирования, как важнейший метод пространственного анализа, позволит дифференцировать территорию региона на районы, различающиеся между собой особенностями трансформации системы землепользования.

Кластерный анализ статистических показателей состояния системы землепользования и сравнительно-географический метод дадут возможность выявить территории в пределах одного региона, где процессы трансформации имеют одинаковый или различный характер.

С помощью картографического метода и ГИС визуализируются качественные и количественные характеристики процесса трансформации региональной системы землепользования, его территориальные особенности.

Использование данного методического аппарата поможет выявить причины и специфику происходящих трансформационных процессов в региональной системе землепользования и предложить основные мероприятия для ее оптимизации.

Заключение

Изучением процессов землепользования, систем землепользования занимаются представители разных наук, что обусловлено положением данной научной категории на стыке общественной и естественной отраслей знания. Особенностями географических исследований являются комплексность и территориальность, а также возможность полимасштабного рассмотрения изучаемых явлений и объектов.

На наш взгляд, региональная система землепользования представляет собой совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории и включает четыре основных компонента: экологический, территориальный, экономический и правовой. Трансформация - это преобразование, количественно-качественные изменения системы землепользования, приводящие к изменению ее структуры, перестройке всех ее компонентов.

Изучение трансформационных процессов региональной системы землепользования является актуальным и перспективным в географических исследованиях, поскольку имеет и теоретический, и прикладной аспект, позволяет выявить особенности механизма трансформации, определить основные направления развития трансформационных процессов и на этой основе предложить пути оптимизации системы землепользования конкретного региона.

Библиографическая ссылка

Шарабарина С.Н. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-4. – С. 361-364;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34612 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Объекты права землепользования. Обладатели права землепользования. Основания возникновения права землепользования. Содержание права землепользования. Право пользования землей – совокупность норм земельного права устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами их права и обязанности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена

Факультет биологии

Реферат

На тему: Землепользование

Выполнила студентка 5 группы 2 курса

Факультета биологии

Заломаева Екатерина

Введение

Глава 1 Правовое регулирование землепользования

1.1 Понятие землепользования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право пользования землей – совокупность норм земельного права, устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами, их права и обязанности.
Это также институт Общей части земельного права, положения которого развиваются в Особенной части, где речь идет об использовании земель разной категории. Данный институт является главным, с точки зрения рационального использования земель.
Институт права землепользования выполняет две основные функции – экономическую и экологическую. Экономическая функция состоит в наиболее полном и эффективном использовании земель с наименьшими материальными затратами. Экологическая функция состоит в бережном отношении к земле, другим природным ресурсам, их восстановлении, воспроизводстве и охране. Когда обе эти функции реализуются, землепользование становится рациональным. То есть рациональное землепользование включает две группы требований: научно-обоснованное эффективное использование земли для достижения определенных целей и обеспечение охраны окружающей среды и её объектов в процессе землепользования. Конкретные требования по рациональному использованию земле устанавливаются применительно к отдельной категории.

Исходя из целевого назначения земель, можно выделить несколько видов землепользования – сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и другие.
Земля сельскохозяйственного землепользования подразделяется на несколько типов: земли, занятые коммуникациями, сельскохозяйственные угодья, внутрихозяйственные дороги, водоемы, растительность, здания и сооружения, необходимые для производства и хранения продукции.
Земли промышленного назначения используются для размещения объектов производственной, промышленной и социальной инфраструктуры, систем коммуникации и транспорта. Не допускается размещение жилых строений. Проекты пользования промышленными землями обычно проходят процедуру оценки воздействия на среду и экологическую экспертизу.
Экономические отношения, возникающие в области землепользования – результат земельной политики. Критерий эффективности земельной политики отражает рост благосостояния общества. Опыт экономически развитых стран показывает, что важное условие для эффективного использования земли – это развитие земельного рынка. Интенсивность же землепользования не должна выходить за разумные рамки, иначе это приведет к ухудшению экологической ситуации, потере ресурсов, снижению ценности земли.

1.1 Понятие землепользования

Землепользование в гражданском и земельном кодексах РФ – это юридическая форма использования земли в целях, как правило, не связанных с сельским хозяйством. Землепользователи имеют в отношении земли значительно меньше прав, чем собственники и землевладельцы.

Землепользование, это пользование землей в установленном законом порядке: временное или целевое .

Самым распространенным видом землепользования сегодня является аренда . Земельные участки могут предоставляться в краткосрочную, в долгосрочную аренду, в соответствии с договором аренды или в аренду с правом выкупа.

Законом предусмотрено право арендатора на субаренду, перенаем, предоставление в безвозмездное пользование, передача арендных прав в залог и использование этих прав в качестве вклада в уставной капитал или паевого взноса.

Еще один вид землепользования – постоянное или бессрочное . На территории городов этим видом землепользования пользуются исключительно государственные и муниципальные учреждения, предприятия и органы власти.

Формой платы за землепользование, как правило, является земельный налог и арендная плата .

1.2 Объекты права землепользования

Объектами права землепользования являются:

Земля как природный объект и природный ресурс

Земельные участки

Части земельных участков

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской федерации подразделяются на следующие категории и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населённых пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.

1.3 Обладатели права землепользования

Правом землепользования обладают:

Граждане

Юридические лица

Российская Федерация и её субъекты

Муниципальные образования,

А также лица, чьи права определяются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами:

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Иностранные юридические лица.

В соответствии с правом на владение землёй различают следующие лица:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

(Согласно ст.5 ЗК РФ)

1.4 Основания возникновения права землепользования

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или не предусмотренным законом, но не противоречащих ему.

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Гражданское законодательство предусматривает также возможность возникновения на основе иных действий граждан и юридических лиц, к которым можно отнести приобретение земельных участков, на основании приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в следующем: лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

Важно отметить, что право на земельный участок возникает не из одного, а из совокупности оснований. Это связано с тем, что для приобретения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация, как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

Одной из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которыми последует возникновение федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю.

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства, конфискации земельного участка, реквизиции земельного участка. В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Также право на землю может возникнуть на основании договора аренды. Аренда – это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

По законам РФ срок договора аренды устанавливается соглашением сторон и фиксируется в договоре. Если же срок в договоре не определён, то такой договор считается заключённым на неопределённый срок. Такой случай позволяет сторонам договора в любое время отказаться от его исполнения, но заранее предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

  • Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон
  • Долгосрочный: 5-49 лет
  • Среднесрочный: 1-5 лет
  • Краткосрочный: до 1 года

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его
уведомления , если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

(согласно ст 22 ЗКРФ)

1.5 Содержание права землепользования

В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

Самостоятельно хозяйствовать на земле;

Использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

Собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

В установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

На компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

Эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

Осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

Своевременно вносить плату за землю;

Не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

Своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

Вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

(согласно ст. 42 ЗК РФ)

Заключение

Проанализировав законодательство Российской федерации, а так же учебную литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Под правом землепользования в объективном смысле понимается институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков;

Объектом права землепользования могут быть земли, находящиеся в государственной собственности, и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели;

Основные права и обязанности землепользователей сформулированы в Земельном кодексе, круг специфических прав и обязанностей установлен многочисленными подзаконными нормативными актами;

Права на земельные участки возникают по основаниям: предоставление земли в пользование ее собственником, владельцем и даже пользователем, переход прав на объекты, непосредственно обслуживаемые земельными участками или имеющие к ним отношение, договор.

Список используемой литературы

1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

3. «Земельное право»: Учебник - Боголюбов С.А., 2008г.

4. «Экологическое право»: Учебное пособие – Н.В. Кузнецова 2000г.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 732 KB

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан составляют организационно-территориальную основу ведения производственной деятельности и природопользования в административном районе.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании заключается в следующем:

Реорганизация существующей системы землевладений и землепользовании в целях образования новых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств;

Устранение недостатков землевладений и землепользовании;

Образование новых землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

Особенно актуально совершенствование организации территории в тех районах, где земельная реформа проводится без единой научно обоснованной программы.

Образование новых землевладений и землепользовании обусловлено реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, выделением земель для крестьянских (фермерских) хозяйств и другими причинами. Источником выделения земель новым предприятиям и хозяйствам служит районный фонд перераспределения земель. За счет излишних земель промышленных отраслей создают, как правило, индивидуальные землевладения и землепользования граждан.

Наиболее частыми причинами образования новых землевладений и землепользовании являются расформирование колхозов и совхозов по долевому принципу с выделением кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличением индивидуальных наделов; преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества открытого или закрытого типа, коллективно-долевые и другие предприятия; объединение (ассоциирование) первичных землевладельцев и землепользователей с созданием самостоятельных предприятий по производственному и сервисному обслуживанию.

Возьмем, к примеру, Ставропольский район Самарской области. Там в 1991 г. имелось 14 колхозов, 8 совхозов и 4 предприятия иных производственных форм (рис. 4). За годы земельной реформы многое в землепользовании района изменилось. Площадь земель сельскохозяйственных предприятий сократилась на 17,9 % за счет передачи ее в ведение сельских и поселковых органов самоуправления, изъятия для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих и огородных кооперативов, усадебного строительства, создания районного фонда перераспределения земель. Колхозы и совхозы изменили свой производственный статус, прошли соответствующую перерегистрацию.

Рис. 4. Сельскохозяйственное землепользование района (фактическое)

В результате Волжский Гипрозем составил новую схему землеустройства района, предусматривающую функционирование 1 колхоза, 15 акционерных обществ открытого и закрытого типов, 2 кооперативов и 4 товариществ с ограниченной ответственностью. Намечаются укрупнение существующих крестьянских (фермерских) хозяйств и организация новых за счет приватизированных земельных долей сельскохозяйственных предприятий и районного фонда перераспределения земель. Численность этих хозяйств возрастет. Пригородное сельскохозяйственное предприятие будет передано в состав города республиканского подчинения. Создается новое народное акционерное общество. При этом районный фонд перераспределения земель сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Сельскохозяйственное землепользование района (по схеме землеустройства).

При разработке предложений по созданию новых землевладений и землепользовании необходимо обеспечить соответствие площадей и качества земель целям и объемам производства, экологическую безопасность производственной деятельности, учитывать требования по удовлетворению социальных нужд населения.

Землевладения и землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств размещают по возможности компактно в местах с развитой инфраструктурой и разнообразным ландшафтом, чтобы создать лучшие условия для ведения производства, использования капитальных вложений и снижения затрат, производственного кооперирования и бытового обслуживания. Коллективным садоводством, огородничеством и животноводством предпочтительнее заниматься на землях с хорошими дорогами, находящихся в непосредственной близости от места жительства граждан.

Процесс совершенствования системы землевладений и землепользовании в административном районе включает последовательное решение следующего комплекса социально-экономических и экологических задач:

1. Уточняют межотраслевое распределение земель, размещение крупных массивов сельскохозяйственных угодий с учетом освоения новых земель и трансформации деградированных; обосновывают целесообразную систему землевладений и землепользовании по формам собственности и хозяйствования.

2. На основе показателей агроэкологического потенциала земель определяют состав и соотношение отраслей растениеводства и животноводства, рассчитывают возможный объем производства сельскохозяйственной продукции, устанавливают экономически оправданные (оптимальные) размеры землевладений и землепользовании.

3. По условиям строительства, водоснабжения, доступности транспорта, ведения приусадебного хозяйства определяют местоположение усадеб предприятий и хозяйств, основные элементы производственной, социальной и природоохранной инфраструктуры. Взаимное размещение землевладений, землепользовании и усадеб хозяйств при необходимости корректируют.

Границы землевладений и землепользовании согласовывают с границами агроэкологических выделов территории, урочищами, элементами организации территории (дорогами, каналами, лесополосами).

4. В зависимости от складывающейся организационно-территориальной структуры района производят размещение объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, производственному и сбытовому обслуживанию предприятий и хозяйств, других объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение.

5. Разрабатывают природоохранные и экологические требования, режимы, ограничения в использовании земельных и других природных ресурсов.

Разделение земель на классы агроэкологической пригодности служит естественно-информационной базой для принятия предварительных решений по структуре земель и сельскохозяйственных культур, экономически эффективному сочетанию отраслей.

В свою очередь, целесообразный в рыночных условиях объем производства при различиях в продуктивности земель определяет приемлемый размер конкретных землевладений и землепользовании или групп.

Результаты расчетов анализируют с экономических позиций. Доходность, прибыльность хозяйства должны быть достаточными для расширенного воспроизводства во вновь образуемом сельскохозяйственном предприятии.

Устранение недостатков землевладений и землепользовании - важнейшая задача совершенствования территориальной организации производства в районе. Ликвидация нерациональности в структуре земельных угодий осуществляется на основе учета агроэкологического качества земель, их межотраслевого перераспределения, изменения специализации производства и размеров хозяйств.

Дальноземелье, чересполосица, вкрапливание, вклинивание преодолевают посредством укрупнения или разукрупнения предприятий и хозяйств, спрямления их внешних границ. Экологически опасное размещение землевладений и землепользований устраняют путем согласования их границ и основных производственных объектов с выделами агроэкологического микрорайонирования.

Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья передают для ведения лесного и водного хозяйства, строительства промышленных предприятий. Наоборот, высокоплодородные земли вовлекают в сельскохозяйственный оборот. Практикуют обмен земельными участками между предприятиями и хозяйствами одной отрасли, аренду земель.

Организация землевладения и землепользования опирается на сложившуюся систему размещения населенных пунктов и производственных центров. Высокоэффективное использование земли возможно только при условии рационального размещения сельского населения. При этом решают следующие вопросы:

Осуществляют ранжирование населенных пунктов по функциональному назначению (усадьбы предприятий, хозяйств, производственных подразделений) и определение их хозяйственной роли на перспективу;

Устанавливают возможность использования имеющихся производственных центров и находящихся в них животноводческих, складских и других построек;

Производят размещение усадеб новых сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств в существующих населенных пунктах или на новом месте.

Современные требования к размещению населенных пунктов и производственных центров предусматривают хозяйственно-целесообразное развитие всех сельских поселений, восстановление утраченных деревень в качестве усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств, малых кооперативов, производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Особое внимание уделяют использованию земель населенных пунктов, переданных в ведение органов местного самоуправления. Определяют местоположение внутрихозяйственных и межхозяйственных пунктов переработки сельскохозяйственной продукции, производственного и рыночного обслуживания.

Применительно к выбранным системам расселения составляют баланс трудовых ресурсов, рассчитывают объемы жилищного, культурно-бытового и производственного строительства. Для производственных центров рассматривают возможность реконструкции, инженерного обустройства, технического и технологического оснащения, обеспечивают соблюдение санитарных и ветеринарных режимов.

Условия хозяйственного и социального развития в сельской местности, уровень использования земли и трудовых ресурсов в значительной мере предопределяются наличием, размещением и состоянием дорожной сети. Поэтому в схемах землеустройства районов намечают мероприятия по строительству и реконструкции дорог и дорожных сооружений, размещению карьеров строительных материалов и специализированных дорож-но-строительных организаций. Наряду с требованиями обеспечения круглогодичной надежной связи населенных пунктов и производственных центров с внутрихозяйственными и внешними объектами ставят задачи более равномерного размещения дорожной сети, экономии земель при дорожном строительстве, совмещения дорог с границами севооборотов и полей, учета агроэкологических особенностей территории, охраны природной среды. Расчеты единовременных и ежегодных затрат на модернизацию и эксплуатацию дорожной сети, а также ожидаемого эффекта выполняют по аналогам и укрупненным нормативам.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании - 5.0 out of 5 based on 1 vote



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ