Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Метод убеждения - это влияние на имеющиеся у работника стимулы с использованием логических и психологических приемов с целью преобразования задачи в сознательный обязанность, внутреннюю потребность работника выполнять поручение.

Административное влияние только в том случае может рассчитывать на успех, если он сочетается с методами убеждения, дополняется ними и опирается на них.

Убеждение предназначено обеспечить разумное, полное и точное восприятие сущности задачи, его конечных целей и средств его решение. Оно тесно связано с информацией, пропагандой и агитацией.

Главной задачей убеждение является мобилизация личной активности работника, пробудить его дополнительную внутреннюю энергию.

Для менеджера особенно актуальными являются проблемы искусства убеждения не только в процессе распорядительной деятельности, но и в тех случаях, когда он взаимодействует с другими руководителями как с равными по рангу, так и с высшими. Здесь возникает задача отстаивать собственные позиции или опровергнуть доводы оппонента. И тогда, когда полномочия менеджера уже не действуют, должно использоваться умение убеждать других.

Реализация метода убеждения требует от менеджера знаний многих правил педагогики, психологии, социологии.

Факторами успешного применения методов убеждения является

  • сознание работников, их вера в необходимость решить те или иные проблемы;
  • личное участие менеджера в процессе убеждения;
  • глубокие знания, на которые можно опираться в процессе убеждения;
  • личная убедительность менеджера в том, в чем он собирается убедить других;
  • наличие полной информации по проблеме, которую необходимо решить;
  • знания позиции слушателей по вопросам убеждения и состояние атмосферы доверия к менеджера

В процессе убеждения особая роль принадлежит аргументации и доказательствам. Доказательства бывают логические и психологические, но на практике их трудно разграничить. С одной стороны, логические доказательства подкрепляются приемами, которые влияют на чувства, а с другой стороны, на чувства влияют доказательства, которые по мнению слушателя являются логичными.

Есть два главных пути логического доказательства:

  • вызвать положительное отношение к своей предложения;
  • вызвать негативное отношение к другим точкам зрения. Все логические методы делятся на:
  1. индуктивные;
  2. дедуктивные.

Индукция - это вывод, сделанный от частного к общему, а дедукция наоборот - от общего к частному. Например: "Все эти факты позволяют сделать общий вывод" (Индукция). "В этом случае Вы не выполните задание и как результат..." (Дедукция).

Индукция по правилам логики требует, чтобы факторы, которые положены в основу обобщения, соответствовали действительности и заключения, чтобы их было достаточно, чтобы эти факты были типичными.

Есть доказательства по аналогии - это вывод от частного к частному. Этот прием требует обоснования возможна ли такая аналогия, нет ли здесь существенной разницы между сопоставимые фактами.

Доказательством может быть причинная зависимость: "Себестоимость продукции возросла, потому что выросли цены на материалы".

Дедуктивный путь доказательств предполагает, что есть положения, с которым согласны обе стороны. Например: "Невыполнение задачи недопустимо", и исходя из этого можно строить доказательство: "Предложенный Вами путь приведет к невыполнению задачи, а отсюда...". При дедуктивном доказательствах трудно следить за тем, правильно ли посылки и выходит ли из них данный вывод.

В логических доказательствах нерациональными является обращение к сожаления или симпатий, обращение к традициям или авторитетов, вместо сути вопроса.

Таким образом, логично построены доказательства - это главный прием убеждения.

Психологические доказательства сведены к чувств, желаний, побуждений.

Большую силу имеют психологические доказательства, которые связаны с чувствами личной ответственности, чувства долга, чести, авторитета, престижа, репутации, чувства собственного достоинства.

Существенное значение имеют доказательства, которые призывают слушателей к здравому смыслу, конструктивного подхода в решении проблемы.

Психологические доказательства иногда бывают сильнее логических.

Используя психологические доказательства следует создавать у слушателя такой настрой, который можно будет использовать в процессе убеждения. Здесь важно соблюдать чувство такта.

Не совместимо призвать к чувству долга и одновременно к чувство личной выгоды. Этим можно полностью нейтрализовать оба доказательства, ослабить их.

Надо избегать трафаретных призывов, лозунгов и др. Влиять на эмоции желательно фактами, а не голыми призывами типа "Ваш долг " таин.

Технология убеждения

Многообразие задач, которые надо решать в ходе убеждению, требует использования различных методов убеждения.

1. Использование примеров и образцов.

Убедительным является ссылки на другого менеджера, на чей опыт, если речь идет о фактах, того же является авторитетная оценка фактов - позитивная или негативная, которая усиливает влияние. Необходимо опираться на личный опыт слушателя, на известные ему факты, на опыт знакомых ему людей, организаций.

2. Введение доказательств, которые являются существенными для слушателя.
Например, экономисту нужно обязательно привести данные о

стоимость предметов, а инженеру - о технические данные машин. Усиливает доказательства также заинтересованность слушателя о новых событиях.

3. Стремление к упорядоченности.

Хаотичность часто полностью згублює убедительность даже значительных доказательств. При розмірковуванні можно идти путем исторического или перспективного развития событий. Доказательства размещаются по-разному: в хронологическом порядке, за пространственными признакам, от частного к целому, строить их на сравнениях и сопоставлениях.

4. При изложении нескольких альтернатив альтернатива, что за хищається, должна обсуждаться или выкладываться последней.

Схеме доказательств могут быть: теория и практика, обязанность и выгода, факт и его значение.

5. Многообразие доказательств часто запутывает и ослабляет их.

Надо выделить два-три главных, которые обязательно запомнятся, а другими подкрепляются главные.

6. В разъяснениях и убеждениях менеджера должна быть вступительная и конечная часть.

Во вступительной указывается на важность вопроса для слушателя или для самого менеджера. Это может быть: цитата, яркий факт, удачный пример, юмористическое замечания.

В заключительной части кратко повторяются доказательства и формулируется обязывающий вывод. Есть выводы, которых надо избегать. Например: " Я осознаю, что мне не удалось объяснить все так, как надо было, но все же...", "Учитывая мало времени, я хотел бы еще добавить...".

Выводы должны выражать уверенность о решении задачи. Никогда не надо в выводах просить нечто сделать, если нет уверенности, что это будет выполнено.

7. Стремиться к тому, чтобы вызвать доброжелательное отно ня, а если это не удается, то обнаружить примирний настроение.

Если оппозиция очень сильна, можно изменить стиль доказательств: "Я не хочу, чтобы Вы изменили свою позицию, но мне хотелось бы в подробностях объяснить свою", или " Я не собираюсь навязывать свое мнение, мне надо вместе с Вами обсудить этот вопрос".

Если для выполнения задания от работника требуются большие усилия, то необходимо показать, что это же требуется и от менеджера, который может разделить с им заботы о преодолении трудностей, помогать в ходе выполнения задания.

Очень убедительно действует и такой прием: " Я изначально был против из таких соображений, а теперь изменил позицию в связи с тем...".

8. При обсуждении важно выбрать момент для выкладки сути дела.

Это кульминационный момент, и надо учитывать и анализировать весь процесс убеждения. Но здесь необходима особая четкость изложения. Надо избегать "лобовых" доказательств типа "Вы должны", "Я заставлю" и др. Здесь надо понимать, что слушатель в ходе беседы должен сам прийти к этому выводу, а при успешном убеждении, сам сформулирует его.

9. Если работник согласен с доказательством менеджера, то достаточно
только указать ему направление действий.

Если же не согласен, то надо искать новые пути, новые аргументы. Возможно вносить поправки, заверяя, что Вы уважаете контрдоводы и склонны в том-то и потому-то их учесть. Конечно речь идет не о сущность принципиальных вопросов, когда уступки недопустимы, а о пути объяснения проблемы, пути убеждения. Всегда в поле зрения надо иметь главную цель убеждения и помнить слова философа Сенеки: "Если человек не знает, к какой гавани плывет, никакой ветер не будет попутным".

10. Остерегаться того, чтобы не усиливалось взаимное непонимание.

Это чаще всего приведет к конфликту скрытом или явном.

11. Процедура убеждению должна быть сугубо индивидуальной.

В связи с этим не только доказательств, но и для выбора процедуры убеждению необходимая информация о квалификации работника, его возраст, авторитет и др. Это даст возможность выбрать порядок работы с убеждению, место, время и др.

Если, например, уже видно, что позиция работника неверна, то ход убеждение может быть построено таким образом:

  • острая постановка проблемы перед работником;
  • побуждение работника к оценке проблемы и общего решения;
  • объяснение ошибочности позиции работника;
  • обоснование верной точки зрения с привлечением надежной аргументации и примеров;
  • достижения фазы принятия работником верной позиции и ее развитие.

Но рассчитывать на положительный результат убеждения после одной-двух бесед не всегда возможно. Ведь неверная позиция работника формировалась и закреплялась долгое время и ему не так легко перестроиться. Поэтому иногда важно в ходе беседы просто породить у работника "зерно" сомнения в обоснованности своей позиции и представить мнение о верное решение. Пройдет некоторое время и посеянное "зерно" сойдет.

12. В процессе убеждения надо использовать вспомогательные приемы доказательств.

Ими могут быть:

  • сравнения;
  • примеры;
  • ссылки на авторитет;
  • статистические данные;
  • наглядные пособия.

13. Учитывать факторы на которые обращают внимание. Такими факторами могут быть:

  • внешний вид менеджера;
  • его манеры, позы и жесты;
  • звучность, темп, высота и тембр голоса;
  • произнесения и артикуляция.

Все эти факторы - это одно из существенных качеств искусства менеджера.

Разъяснение - это один из видов информирование работников о порядке выполнения задания. Менеджеру во многих случаях достаточно разъяснить свое распоряжение и ничего дополнительно делать не нужно. Это когда он имеет дело с квалифицированными работниками.

При проведении разъяснения надо учитывать и психологический аспект: разъяснения подчиненный воспринимает как знак уважения и доверия.

Разъяснения могут быть различными по степени детализации:

Разъяснение должно быть чіткім, ясным и не запутывать исполнителя. Но прежде всего нужно четко определить, какая цель ставится при проведении разъяснения. Это определяет и содержание разъяснения, и объем, и его построение.

При разъяснении, как и при убеждении, надо использовать и логические и психологические доказательства.

  • вводная часть;
  • пояснительная часть;
  • мотивационная часть.

Это страхует от угрозы неточной или неполной и неверного толкования и использования распоряжение.

Здесь надо учитывать, что длинные роз"яснювання вызывает больше всего раздражение, если в это время не выполняются более важные дела. Это же надо учитывать и иметь чувство меры и в письменных разъяснениях.

Сегодня будет тема из области психологии, которая, тем не менее, самым прямым образом связана с темой достижения успеха и даже темой заработка: искусство убеждения, психологические методы убеждения людей .

Чтобы добиться успеха во многих сферах своей жизнедеятельности человек должен уметь убеждать других людей в чем-либо. Например, при устройстве на работу ему нужно убедить работодателя, чтобы тот выбрал именно его среди множества других кандидатов, при продвижении по карьерной лестнице – чтобы именно его повысили в должности.

В работе как на кого-то, так и на себя, постоянно приходится убеждать клиентов и партнеров приобретать товары и услуги, сотрудничать именно с вашей компанией. В бизнесе вы должны убедить других в перспективности своей идеи, чтобы люди поверили вам, пошли к вам, пошли за вами, и т.д.

Искусство убеждения однозначно будет необходимо руководителю предприятия, руководителю среднего звена, бизнесмену, но не только. Абсолютно любому человеку не будет лишним знать и применять на практике методы и приемы убеждения людей – это во многом поможет ему в жизни.

Сразу хочу акцентировать внимание на важном моменте: убеждение людей и обман людей – это не одно и тоже , как почему-то думают многие. Убеждать – не значит обманывать! Это значит уметь быть убедительным, уметь расположить к себе человека так, чтобы он вам поверил, но при этом, подчеркиваю, вы должны говорить правду!

Итак, как убеждать людей? Существует великое множество различных психологических техник и приемов убеждения. Сегодня я хочу рассмотреть только одну из них, изложенную профессором психологии Робертом Чалдини в книге “Психология убеждения: 50 доказанных способов быть убедительным”. В этом произведении автор раскрывает десятки действенных методов убеждения людей, но при этом выделяет 6, которые, на его взгляд, являются ключевыми:

– взаимность;

– последовательность;

– симпатия;

1. Взаимность. Человеческая психология большинства людей такова, что “обязывает” их отвечать взаимностью на какие-либо приятные действия по отношению к ним. Например, если кто-то поздравит вас с днем рождения, подарит пусть даже какую-то мелочь – вы уже подсознательно будете считать, что вы теперь тоже должны обязательно его поздравить и что-то подарить.

Искусство убеждения предполагает использование метода взаимности в своих интересах. Окажите клиенту первым какую-то приятную услугу совершенно бесплатно, и он почувствует себя обязанным вам, захочет ответить взаимностью.

Такой метод убеждения активно используется, например, в компаниями по продаже косметики: сначала клиенту дают бесплатные пробники, и тогда ему уже подсознательно хочется сделать покупку.

2. Уникальность. Второй действенный метод убеждения людей заключается в том, чтобы показать им уникальность и эксклюзивность чего-либо. Психологически каждый человек хочет быть уникальным (прежде всего, это касается представительниц прекрасной половины), и этим можно воспользоваться, используя искусство убеждения.

Все, что так или иначе свидетельствует об уникальности и эксклюзивности, всегда будет больше привлекать людей, чем традиционное и привычное.

Этот метод убеждения можно использовать в самых разных интерпретациях. Возьмем, к примеру, ресторан. Посетителей всегда привлекают эксклюзивные блюда от шеф-повара. А если таковых нет – можно сделать уникальный интерьер – и это тоже привлечет посетителей. И даже уникальная униформа обслуживающего персонала, уникальная мебель, уникальная посуда, уникальные музыканты и т.д. – все это психологически будет привлекать клиентов.

3. Авторитет. Очень важный метод убеждения людей. Когда у вас возникает какая-то проблема, какой-то вопрос, который вы сами решить не можете – к кому вы обращаетесь? Правильно, к тому, чье мнение для вас авторитетно, к тому, кого вы считаете экспертом в этой области. И совсем не обязательно при этом, что этот человек действительно эксперт в полном понимании этого слова, но важно, что он эксперт по сравнению с вами.

Этот прием всегда активно используется в искусстве убеждения. Чтобы убедить человека сделать что-либо, необходимо предстать перед ним экспертом в этой области, то есть, знать и уметь больше, чем он сам. Кроме того, свою “экспертность” можно подчеркнуть и какими-то внешними аксессуарами – это тоже всегда действует как психологический метод убеждения.

К примеру, врач в белом халате будет казаться гораздо большим авторитетом, чем врач в простой рубашке и джинсах. А если он еще и фонендоскоп на шею повесит? Однозначно – эксперт! Ну ведь так же?

Этот метод убеждения людей используется в бизнесе повсеместно. К примеру, на стенах кабинета развешиваются всевозможные дипломы, грамоты, награды – все это повышает авторитет компании. В строительных магазинах продавцы часто одеты в рабочие комбинезоны – это сразу делает их экспертами в строительстве в глазах покупателей. И т.д.

Искусство убеждать - это знание и правильное применение методов убеждения и воздействия на человека. Те или иные методы убеждения - это методы воздействия на сознание человека, которые обращены к восприятию его собственной картины мира.

Суть методов убеждения сводится к тому, чтобы во-первых, посредством логических аргументов привести человека к внутреннему согласию с определенными тезисами, а затем на их основе сформировать и закрепить в его сознании новые установки в соответствии с целью.

Убеждение - это мягкое воздействие на человека с целью скорректировать его взгляды и повлиять на дальнейшее поведение. Здесь не подразумевается применение грубых методов насилия или воздействия на психику - это этичный способ влияния.

Использовать методы убеждения следует, опираясь на следующие правила:

 приводимые вами аргументы для убеждения должны соответствовать уровню интеллекта объекта вашего воздействия;
 убеждая в чем-либо, вы должны опираться на документальную базу, известную объекту;
 используйте как конкретные факты, так и общие принципы и идеи;
 аргументы для убеждения должны соответствовать действительности;
 информация, которую вы используете для убеждения, должна вызывать эмоции у объекта воздействия.

Показателем эффективности методов воздействия является убежденность, т. е. полная уверенность в истинности предложенных идей, принципов, понятий, образов. Она позволяет избежать колебаний в принятии решений, занять твердую позицию в оценке событий, фактов, явлений. Убежденность в чем-либо формирует характер поведения человека в определенной ситуации.

Одна из основных характеристик убежденности - ее глубина, которая напрямую связана с жизненным опытом, основами воспитания. Глубокая убежденность крайне устойчива, и одними логическими выводами поколебать ее практически невозможно. Аргументы для убеждения целесообразны в следующих ситуациях:

 когда предоставляемая информация будет восприниматься объектом;
 когда психологическое состояние позволяет соглашаться с предлагаемым мнением - здесь в равной степени важен правильный выбор как объекта, так и методов воздействия;
 когда объект обладает достаточными аналитическими способностями для сопоставления различных точек зрения;
 когда социальный, культурный, национально-религиозный уровень субъекта и объекта воздействия близки, т. к. это оказывает значительное влияние на восприятие аргументации в процессе воздействия;
 когда для применения методов убеждения есть достаточно времени, которое необходимо для неоднократного подтверждения и обдумывания фактов и аргументов.

Методы воздействия включают в себя:

 воздействие источника информации - убеждение будет более эффективным при лояльном отношении людей к источнику, от которого они получают информацию;
 воздействие содержания информации - оно должно быть доказательным (логика, правдоподобие) и убедительным (логическое и эмоциональное воздействие информационного сообщения);
 воздействие ситуации информирования - попытки убедить объект могут быть применены в ходе беседы (прямое убеждение) или через различные акции (косвенное убеждение).

Не последнюю роль играет и правильное применение методов убеждения и принуждения:

1. верная ориентированность;
2. направленность на конкретный объект;
3. ориентированность на интеллектуально-познавательную сферу психики;
4. направленность на побуждение к определенному поведению.

Методы убеждения применяются в следующих целях:

 привлечение к совместному сотрудничеству;
 изменение установок и взглядов человека в необходимом направлении;
 побуждение человека к тому или иному поступку.

Очень важно внимательно относится к настрою человека по отношению к вашим аргументам - явная симпатия, безразличие или отрицание. И попытка грубо навязать свое мнение всегда будет иметь отрицательный результат, т. к. это воспринимается как ограничение свободы выбора.

Любое попытка воздействия на сознание человека - это сочетание методов убеждения и принуждения в разных пропорциях.

Легче убедить тех, кто обладает ярким воображением и больше ориентирован на внешний мир.

Труднее убеждать враждебно настроенных личностей со скрытым стремлением к власти, с готовностью всегда изменить свое мнение под воздействием других субъектов.

Предварительно с человеком следует провести несколько подготовительных встреч, чтобы понять, как мягко и ненавязчиво применить ваши методы убеждения и воздействия.

Организованность совместной деятельности характеризуется актив­ным взаимодействием организатора и организуемых (руководителя и подчиненных). Интенсивность этого взаимодействия, постоянная кон­тактность, единство управленческих ситуаций создают особую психо­логическую канву организаторской работы.

Чувство верности своей группе (организации), причастности к ее делам не возникает само по себе, оно является следствием опыта со­вместной деятельности. Поэтому так важно, чтобы в организации для этого были созданы необходимые условия и, в первую очередь, компе­тентное и этически целесообразное управленческое (организаторское) воздействие руководителя как на отдельного исполнителя, так и на груп­пу в целом.

Это воздействие характеризуется разнообразием методов. И оттого, насколько адекватны выбранные менеджером способы воздействия, зависит результативность его организаторской деятельности в целом.

Диапазон организаторских методов весьма значителен. Остановимся на наиболее важных, таких как методы убеждения, требования, кри­тики, поощрения и наказания.

Метод убеждения

Методы убеждения являются ведущими среди методов организаторс­кого воздействия. Убеждение - это, прежде всего, разъяснение и дока­зательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то проступка.

Слово - великий инструмент человеческого общения и безгранич­ного воздействия на людей. Руководители часто заботятся о содержа­нии словесного воздействия и в то же время беззаботно относятся к его форме, а ведь она очень важна. Когда речь идет о технике словесного убеждения, подразумевается: дикция (четкое произношение звуков), выразительное произношение (в частности, правильное оперирование логическими ударениями), гром­кость (в зависимости от аудитории), умение управлять своими жеста­ми и мимикой, четкая логическая структура речи, наличие пауз, крат­ких перерывов. Следует отметить, что убеждает не только слово, но и дело, поэтому рассчитывать в убеждающем воздействии только на слова, даже правильно и доходчиво сказанные, но не подтвержденные конк­ретными делами, не стоит.

Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди способов орга­низаторского воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование руководителем своей позиции и стремление сделать так, чтобы она стала позицией каждого участника коллективной дея­тельности. Поэтому более внимательно рассмотрим аргументирование как важнейшую основу убеждения.

Способов аргументирования существует множество, но, как и в шах­матах, практика выработала ряд «правильных дебютов». Они могут быть сведены к следующим четырем приемам.

1. Прием снятия напряженности требует установления эмоциональ­ного контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов. Шутка, вовремя и к месту сказанная, также во многом способствует разрядке и созданию позитивной психологической обстановки для об­суждения.

2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увя­зав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом использовать какие-то события, сравнения, личные впечатления, анек­дотический случай или необычный вопрос.

3. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, кото­рые должны рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда исполнитель отличается трезвым взглядом на решаемую проблему.

4. Прием прямого подхода предполагает непосредственный пере­ход к делу без какой-либо преамбулы. Схематично это выглядит сле­дующим образом: кратко сообщаете причины, по которым созывается заседание, и переходите к их обсуждению.

В зарубежной литературе содержатся разного рода правила и реко­мендации, как заставить человека принять вашу точку зрения. С одним из вариантов стоит ознакомиться, поскольку эти рекомендации могут пригодиться в психокоррекционной работе.

Правило первое: убеждать человека в чем-либо - не значит спо­рить с ним. Недоразумения нельзя уладить спором, их можно устра­нить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Правило второе: уважайте мнение других людей, никогда не гово­рите человеку резко, что он не прав, особенно при незнакомых людях, так как в этом случае ему будет трудно согласиться с вами.

Никогда не начинайте с заявления: «Я готов вам доказать». Это равносильно тому, как если бы вы сказали: «Я умнее вас». Это своего рода вызов. Такое обращение настраивает собеседника против вас еще до того, как вы начнете его убеждать.

Если человек высказывает какую-то мысль и вы считаете ее непра­вильной или даже абсолютно уверены в ее ошибочности, тем не менее, лучше обратиться к своему собеседнику со словами: «Я могу ошибать­ся. Давайте разберемся в фактах». Вы никогда не окажетесь в затруд­нительном положении, если будете признавать, что можете ошибаться. Это остановит любой спор и заставит вашего собеседника быть столь же справедливым и откровенным, вынудит его признать, что он тоже может ошибаться.

Правило третье: если вы не правы, то признавайтесь в этом быст­ро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или не­достатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы предполагаете, что кто-то хочет отозваться о вас отрицатель­но, скажите это раньше сами. Этим вы обезоружите оппонента. В не­которых случаях гораздо приятнее признать себя неправым, чем пы­таться защищаться. Признание ошибки, как правило, вызывает снисхождение к тому, кто ее совершил.

Правило четвертое: когда вы хотите убедить человека в правиль­ности вашей точки зрения, ведите разговор в доброжелательном тоне. Не начинайте с вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Гово­рите о том, в чем ваши мнения совпадают.

Правило пятое: старайтесь получить от собеседника утвердитель­ный ответ в самом начале беседы. Если человек сказал: «Нет», - его гордость требует, чтобы он оставался последовательным до конца.

Правило шестое: предоставьте другому человеку право больше го­ворить, а сами старайтесь быть немногословным. Даже наши друзья предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как хва­лимся мы. Большая часть людей, пытаясь добиться того, чтобы чело­век понял их точку зрения, сами много говорят, - это явная ошибка. Дайте возможность другому высказаться, для этого научитесь сами задавать вопросы собеседникам.

Правило седьмое: дайте человеку почувствовать, что идея, кото­рую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам.

Правило восьмое: если хотите убедить людей в чем-либо, старай­тесь смотреть на вещи их глазами. У каждого человека есть причина поступать именно так, а не иначе. Найдите эту скрытую причину, и у вас будет «ключ», вы поймете действия другого.

Правило девятое: отнеситесь с сочувствием к идеям и желаниям другого человека. Сочувствия - вот чего страстно желает каждый.

Правило десятое: чтобы изменить мнение или точку зрения кого-либо, апеллируйте к благородным мотивам. Человек обычно руковод­ствуется двумя мотивами в своих действиях: один - тот, который бла­городно звучит, другой - истинный. Сам человек будет думать об истинной причине. Но все мы, будучи идеалистами в душе, любим го­ворить о благородных побуждениях.

Правило одиннадцатое: используйте принцип наглядности для до­казательства своей правоты. Выразить правду только словами порой бывает недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.

Методически убеждающее воздействие хорошо раскрывают при­емы аргументирования, предложенные югославским психологом Предрагом Мицичем (1984).

Метод убеждения в воспитании -это путь воздействия на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждыйпедагог. Нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, нельзя повторять часто общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг. Но слово болтуна и лицемера сеет недоверие, вызывает разочарование и протесты, рождает конфликты и обиды.

Передовые воспитатели настойчиво работают, овладевая искусством убеждать. Они стараются сделать слово сильным и верным орудием педагогического действия.

Метод убеждения служит для формирования взглядов, которые в сознании воспитуемого, в его тезаурусе раньше не имелись (или не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Диалог - основной путь обмена мыслями с целью убеждения, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с воспитуемыми. Диалог -прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

Успешное использование педагогом диалога возможно при соблюдении следующих условий;

Первое, своевременный выбор роли говорящего или слушающего. Это определяется моментами возникающих ситуации и теми проблемами, которые появляются. Если конкретный обучаемый горит желанием что-то сказать первым - пусть говорит и учитель должен обрести роль терпеливого заинтересованного слушателя. Молодой человек не способен воспринимать слова педагога в тот момент, когда он "перегружен" собственными мыслями и чувствами. Ему надо “разрядиться" - высказаться.

Второе, способность слушать собеседника. От того, как педагог слушает своих питомцев, зависит ход и воспитательная сила диалога. При помощи внимания слушающего разговор может развиваться, а невнимание - вызывает раздражение и обрывает его. Слушающий всем своим видом (позой, жестами, глазами, мимикой) "выставляет оценку" той информации, которую сообщает говорящий. Последнему надо дать выговориться. Нельзя прерывать его словами; "Все ясно, хватит". Это неуважение и его не следует допускать. Когда говорящий закончит свою речь, то можно поинтересоваться, насколько Вы точно поняли его соображения.

Третье, способность придать своим соображениям правильную форму. В педагогике присутствуют две формы высказываний: "Я-сообщение" и "Ты-сообщение" Первое - путь к взаимопониманию, второе - движение в обратном направлении.

Метод убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С его помощью решаются задачи расширения и углубления у воспитуемых мировоззренческих знаний;

В воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры с обучаемыми так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове педагога воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

Информация, преподносящаяся обучаемым при помощи внушения, рассказа, диалога должна быть: а) научной, т.е. объективно излагать факты; б) связанной с практикой; в)убедительной. доступной, яркой по форме изложения;

Воспитательные воздействия надо обращать не только к уму обучаемых. но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

Воспитанников следует учить отстаивать, доказывать истину. справедливость, человеколюбие, миролюбие;

Не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста своих воспитанников;

Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ