Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.

Выделяется два основных вида землеустроительных работ, отличающихся содержанием землеустроительной деятельности. Основные виды - межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. К прочим видам землеустройства по содержанию работ относятся:

1. Обследовательские

2. Изыскательские

3. Топографо-геодезические

4. Картографические

5. Проектно-изыскательские (выполняются с целью составления землеустроительной документации)

Виды землеустроительных документов:

1) Общегосударственные, региональные (республиканские) программы использования и охраны земель

2) Схемы землеустройства и технико-экономического обоснования (ТЭО) использования и охраны земель, административно-территориального обоснования

3) Проекты землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных обоснований

4) Проекты землеустройства по организации и установлению границ территории природно-заповедного фонда (ПЗФ) и прочего природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

5) Проекты землеустройства по формированию земель коммунальной собственности территориальных общин и проекты разграничения земель государственной и коммунальной собственности населенных пунктов

6) Проекты землеустройства по отводу земельных участков

7) Проекты землеустройства по созданию новых и упорядочивания существующих землевладений и землепользований

8) Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборотов и упорядочивания угодий

9) Проекты землеустройства по упорядочиванию территории населенных пунктов

10) Рабочие проекты землеустройства по:

Рекультивации нарушенных земель

Землевание малопродуктивных угодий

Защита земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и прочими отходами, радиоактивными и химическими веществами, иссушение с/х земель, повышение плодородия почв.

11) Техническая документация по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности)

12) ТД по землеустройству, по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

13) Специальные тематические карты и атласы, состояния земель и их использования

Состав землеустроительной документации:

1. Текстовые материалы

2. Графические материалы

3. Обязательные приложения. Содержания каждого вида землеустроительных документов оговаривается заданием на разработку документов и регламентируются соответствующими нормативно-техническими документами по вопросам землеустройства

Материалы ДЗЗ - материалы аэрофотосъемки, космической фотосъемки, гравиразведки, магниторазведки и других не контактных способов измерения.

Изыскательные работы связаны с проведением экспериментальных работ (полевых, камеральных). Полевые - включают специальные обследования, почвенно-геохимических, агробиологических, ландшафтных, гидрологических и других. Камеральные - включают изучение имеющихся опубликованных материалов (учебники, статьи, справочники и т.д.), картографических материалов (в аналоговом и цифровом виде), изучение фондовых материалов (документов с разным режимом доступа, хранящиеся в архивах специализированных организации).

Топографо-геодезические и картографические работы, включают производство геодезических измерений на местности с помощью разнообразных геодезических систем измерения, математической обработки (МОГИ), составления итоговых картографических документов (схемы, карты, планы), содержание которых зависит от вида землеустроительной документации.

Картографический документ, отличает от не картографического: проекция, масштаб, система координат…

Проектные работы включают полевые и камеральные работы (в т.ч. обследование, изыскание), топографо-геодезические, картографические работы и работы по составлению юридических документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Результатом выполнения проектных, проектно-изыскательных работ является землеустроительная документация по составлению проекта землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство включает в себя работы по организации, рационального использования и охраны земель на государственном и региональном уровне, путем правильного распределения земель между отраслями хозяйства, предприятиями, организациями, учреждениями.

Включает следующие землеустроительные действия:

1) Образование новых и упорядочивание существующих землепользований, с устранением чересполосицы, вклинивания, дальноземья и других неудобств

2) Уточнение и изменение границ землепользователей и землевладений

3) Отвод и изъятие земельных участков

4) Установление и изменение границ населенных пунктов (города, поселки)

Этим действиям предшествует следующая работа:

1. Подготовительные работы.

Включают в себя изучение земельно-учетных документов; изучение картографических материалов, осуществление, учет пожелание субъектов землеустройства;

2. Полевое обследование объекта межхозяйственного землеустройства.

Желательно обследовать всю территорию и произвести уточнение состава земель по категориям и угодьям, количество и качество земли, в том числе стоимости;

3. Утверждение проекта межхоза, в зависимости от состава работ, с областным Советом народных депутатов, Совмином АРК или Кабинетом Министров Украины;

4. Перенесение проекта в натуру путем выполнения геодезических работ и установки соответствующих межевых знаков;

5. Выдача документов на право пользования землей. Либо оформление новых государственных актов или внесение изменений в существующие государственные акты;

Особенности землеустроительных действий при межхозе:

1. Образование новых и упорядочивание существующих землепользований и землевладений.

При выполнении этих работ учитываются следующие основные показатели:

Размер площади землепользования

Компактность территории

Состав и соотношение земельных угодий

Размер площади землепользования - учитывает специализацию производства или объекта землеустройства организационной и транспортной структуры, с учетом сложившихся производственных отношений.

Компактность территории - обеспечивается такой организацией границ, которая ведет к минимизации затрат на перемещение

Состав и соотношение земельных угодий - осуществляется для организации территории с/х предприятий на основе эколого-экономического обоснования системы севооборотов.

Осуществление работ по образованию новых и упорядочиванию существующих землепользований и землевладений осуществляется только на основе глубокого научного анализа и обоснования производственных измерений, а так же с учетом прогноза последствий, к которым эти изменения могут привести.

2. Изъятие и отвод земель

Отвод земельных участков субъектам земельного процесса, особенно тех участков, которые находятся в пользовании, осуществляется после их изъятия у прежних землепользователей.

Такого рода изъятия осуществляются на основании постановлений Кабинета Министров Украины и исполкомов областных Советов народных депутатов, при этом отвод земельных участков для не с/х нужд осуществляется в 1-ю очередь из земель запаса, из земель не с/х назначения или из с/х угодий худшего качества.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Размер отводимых земельных участков должен быть обоснован и минимален

Максимально сохранено существующее землеустройство и обеспечены условия рационального использования прилегающих земель

Проект отвода должен предусматривать предприятия по охране земель от заболачивания, засоления и прочих неблагоприятных процессов

При отводе земель для предприятий горнодобывающей промышленности обязательно предусматривается расчет возмещения потерь с/х производства в результате нарушения плодородного слоя земли.

Сельскохозяйственные потери не возмещаются в случае:

При отводе земельных участков для строительства мелиоративных систем для орошения и осушения земель с/х назначения

При отводе земельных участков под строительство прудовых и озерных рыбных хозяйств министерства рыбного хозяйства (исключения: пашни, земель под многолетними насаждениями, под культурными пастбищами и сенокосами)

При предоставлении земельных участков во временное пользование, если по условиям отвода эти земли после использования будут приведены в исходное состояние.

Документы, которые прилагаются к проекту землеустройства по отводу и изъятию земельных участков:

1) Материалы предварительного согласованного выбора земельных участков

2) Документы проекта строительства или генерального плана с обозначением очередности застройки, ТЭО строительства и экспликации зданий и сооружений

3) Проектные разработки по рекультивации земель

4) Документы, подтверждающие наличие средств на финансирование работ и оплату убытков и возмещение потерь с/х производства

3. Установление и изменение городской и поселковой черты

Городская черта - условная внешняя граница земель населенных пунктов, ограничивающая их от других земель и определяемая на основе генерального плана или ТЭО развития города, поселка. Определение границы состоит в выносе границы в натуру и юридическом оформлении границ на момент выполнения работ по установлению или изменению границ городской черты.

4. Выдача государственных актов и других документов на право пользования землей

Право субъектов межхозяйственного землеустройства закрепляется государственным актом составленным по единой для всей территории Украины формы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Работы по выдаче государственных актов выполняются в следующей последовательности:

1) Составление и согласование проекта установления границ

2) Перенесение в натуру проекта и оформление протокола с описанием границ

3) Составление кадастрового плана границ землепользований и вычисление площадей

4) Использование и выдача государственных актов

Кадастровый план содержит только контуры земельного участка.

В государственном акте обязательно указывается: наименование и местонахождение землепользователя, площадь земель в гектарах, целевое назначение земель, кадастровый номер.

Порядок составления и выдачи государственных актов регламентируется соответствующими инструкциями органов исполнительной власти.

Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство - это совокупность мероприятий по организации полного рационального и эффективного использования земель в конкретных с/х предприятиях.

Основной целью внутрихозяйственного землеустройства является создание границ конкретного землепользования, территориальной основы для эффективного использования угодий, повышения культуры земледелия, производительного использования техники и рациональной организации труда.

Проектная документация по землеустройству состоит из текстовой части (пояснительная записка, приложения) и графических материалов.

Текст включает в себя следующие разделы:

1) Использование земельного фонда (включает анализ с/х использования земель по видам угодий; мелиорации земель; земель не вовлеченных в с/х оборот; исключение земель из с/х использования)

2) Размещение производственных подразделений, населенных пунктов и производственных центров (с учетом природно-климатических особенностей, демографических показателей, перспектив развития территории)

3) Размещение дорожной сети и других элементов инженерной инфраструктуры (электрические, водопроводные, газопроводные, канализационные сети)

Эти объекты планируются для минимизации затрат, оптимизации использования транспортных средств и удобства выполнения основных функций с/х производства.

4) Организация угодий включает в себя территориальную организацию пашни, многолетних насаждений, культурных пастбищ и других угодий, с учетом сложившейся и проектирующей инфраструктуры, планируемых лесозащитных полос, противоэрозионных и природоохранных мероприятий.

Результатом этой работы является организация эффективного севооборота.

5) Природоохранные мероприятия включают в себя: обоснование и разработку мероприятий по борьбе с эрозией, заболачиванием, засолением, уплотнением почв, загрязнением и прочими неблагоприятными явлениями. Предусматриваются мероприятия по охране водных объектов, объектов рекреационного и природоохранного назначения.

6) Социально - экономические аспекты организации территории: приводится схема расселения и территориального устройства с разработкой мероприятий, направленных на улучшение социально - экономических условий жизни населения.

7) Техника безопасности. Указываются необходимые меры безопасности, при выполнении всех видов предусмотренных проектом работ.

8) Сметно-финансовые расчеты. Обосновываются и рассчитываются объемы и стоимости работ, предусмотренных проектом.

9) Экономическая эффективность проекта. Приводятся показатели, характеризующие экономику предприятия на момент разработки проекта, и рассчитываются эти же показатели на дату завершения проекта, для подтверждения его экономической эффективности.

10) План осуществления проекта. Содержит периоды освоения проекта, сведения об источниках и объемах финансирования каждого этапа. Об исполнителях работ и конкретных сроках их завершения.

Этот раздел служит основанием для контроля выполнения работ.

Графические материалы, сопровождаемые проект землеустройства, являются его неотъемлемой частью. Строятся на основе доброкачественных и актуальных топографических карт, на которые наносится дополнительная нагрузка, соответствующая названию чертежа. В отдельных случаях допускается использование ортофотопланов.

Показываются границы населенных пунктов, границы угодий, объекты транспортной сети и инфраструктур, участки севооборотов, границы участков сторонних землепользователей, объекты рекреационного и природоохранного назначения, охранные зоны, зоны ограничений и обременений, природоохранных мероприятий, чертежи сопровождаются экспликацией земель.

Генеральный план организации территории обычно составляют в масштабе 1:25000, 1:10 000. Есть детальные проектные разработки, составленных на топоосновах масштабом 1:2 000 000, 1:2000.

Уровни проведения землеустройства:

1. Общегосударственный и региональный.

2. Местный.

Общегосударственный и региональный включает в себя:

Разработка землеустроительной документации по определению границы Украины

Установление в натуре государственной границы Украины

Общегосударственные и региональные программы разработки, использования и охраны земель административно-территориальных образований

Разработка проектов землеустройства по установлению границ и организации объектов ПЗФ, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения

Разработка всех видов документации производится обязательно с учетом общественных интересов.

Обязательность информирования населения через СМИ. Включая представителей общественных громад. Разрабатываются предложения по учету мнения территориальных громад при разработке документов.

Землеустройство на местном уровне

Разработка проектов землеустройства по:

Размежеванию земель государственной и коммунальной собственности

По отведению земельных участков

По созданию новых и упорядочиванию существующих землевладений и землепользований

По обеспечению эколого-экономического обоснования севооборотов и упорядочивания угодий

Устройству, упорядочиванию территории населенных пунктов

Рабочие проекты землеустройства

Разработка технической документации по:

1) Установлению границ земельного участка в натуре

2) Составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок

3) Составлению специальных тематических карт и атласов состояния земель и их использования

Осуществление землеустройства на местном уровне осуществляется с учетом интересов государства, территориальных громад, физических и юридических лиц.

землеустройство правовой регулирование фонд

Организация и регулирование землеустройства в Украине

1. Землеустройство является обязательным действием для организации земель всех категорий, независимо от формы собственности, в следующих случаях:

Разработка землеустроительной документации по организации рационального использования и охраны земель

Установление и изменение границ объектов землеустройства, в том числе государственной границы Украины

Предоставление, изъятие, выкуп и отчуждение земельных участков

Установление в натуре границ земель, ограниченных в использовании и отягощенных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты)

Организация новых и упорядочивание существующих объектов землеустройства

Выявление нарушенных земель и земель, находящихся под воздействием негативных процессов, и проведение мероприятий по восстановлению и консервации или рекультивации нарушенных земель, землевание малопродуктивных угодий

Мероприятия, предусмотренные землеустроительной деятельностью являются обязательными для исполнения всеми субъектами землеустройства. Все владельцы и пользователи земель обязаны обеспечить доступ разработчикам землеустроительной документации к своим земельным участкам.

Организация землеустроительной службы (ст. 21 закона «О землеустройстве»)

Организацию и планирование землеустройства на государственном и местном уровне осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Органы исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, закрепленными конституцией Украины, земельным кодексом, Законом Украины «О землеустройстве», и прочими законодательными актами.

Основание для проведения землеустройства:

1) Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению работ по землеустройству

2) Заключение договоров между юридическими и физическими лицами (землевладельцами, землепользователями) и разработчиками землеустроительной документации

3) Особый случай - судебные решения

Права и обязанности заказчиков земельной документации:

1. Устанавливают требования и содержание документации, не противоречащие действующему законодательству

2. Определить сроки исполнения работы

3. Согласовать с разработчиками земельной документации стоимость проводимой работы

4. Осуществлять контроль за исполнением работ, в соответствии с действующим законодательством

5. Быть владельцем землеустроительной документации

Заказчик обязан:

1. Исполнять условия договора

2. Предоставлять необходимую исходную документацию

3. Принять и оплатить выполненную работу

Разработчики землеустроительной документации имеют право на:

2) Выполнение работ на составление землеустроительной документации

3) Право требования индексации стоимости выполненных работ в соответствии с законом

Обязанности:

1) Придерживаться действующего законодательства Украины, в области регулирования земельных отношений

2) Придерживаться государственных стандартов, норм, правил при осуществлении землеустройства

3) Информировать заинтересованных лиц об осуществлении землеустройства

4) Исполнять все условия договора и нести ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством.

Виды землеустройства и землеустроительные действия

Формы землеустройства:

1. Межхозяйственное

2. Внутрихозяйственное

3. Рабочие проекты землеустройства

Виды землеустроительных работ - обследование и изыскание; топографо-геодезические, картографические, проектные и проектно-изыскательские работы, выполняемые с целью составления землеустроительной документации.

Землеустроительные действия - это научные, технические, производственные и управленческие действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по осуществлению землеустройства. Заключаются в научном обосновании размеров землевладений и землепользований, рекомендуемом хозяйственном использовании земель, обосновании ограничений и обременений по использованию земель, предусматривает использование технических средств, от геодезических приборов до программного обеспечения, необходимых для выполнения землеустроительных работ.

Производственная деятельность включает организацию деятельности землеустроительных учреждений по эффективному выполнению землеустройства.

Управленческая составляющая заключается в распределении полномочий, закреплении прав и обязанностей субъектов землеустройства.

Основы земельного кадастра

1. Государственный кадастр - это единая государственная система земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности на землю или права собственности земельными участками и содержат совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику и распределение среди собственников земли землепользователей.

2. Земельный кадастр является основой для ведения всех кадастров, прочих земельных ресурсов

Основное назначение земельного кадастра - это фискальная функция (состояния объектов учета)

Объекты и субъекты земельно-кадастровой деятельности

Объектом земельного кадастра являются земли Украины (раздел 3 Земельного кодекса, ст. 18).

К землям Украины относятся все земли в границах её территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой статус.

Украина за границами её территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответственных государств.

Элементарной единицей земельного кадастра является земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, местоположением и определенными по отношению к нему правами.

Земельные участки классифицируют по целевому использованию (категории земель) и по исторически сложившемуся характеру использования.

Угодья - это участки земли, систематически используемые или пригодные для использования для конкретных целей, отличающихся по природно-историческим признакам.

1. Земли с/х назначения

2. Земли жилой и общественной застройки

3. Земли ПЗФ и прочего природоохранного назначения

4. Земли оздоровительного назначения

5. Земли рекреационного назначения

6. Земли историко-культурного назначения

7. Земли лесного фонда

8. Земли водного фонда

9. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Права на землю (гл. 14 ЗКУ). Содержание права на землю:

Права владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а так же на водные объекты, леса, многолетние насаждения, которые на нем находятся.

Распространяется на пространства, находящиеся над и под поверхностью участка, на высоту и глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и прочих зданий и сооружений.

Субъекты права собственности на землю:

1. Гражданские и юридические лица - являются субъектами права частной собственности на землю

2. Территориальные громады - это субъекты коммунальной собственности на землю. Реализуют свое право собственности посредством органов местного самоуправления.

3. Государство - субъект на право земли государственной собственности реализует свое право через органы государственной власти (исполнительные). Формы собственности: государственная, коммунальная, частная)

Назначение земельного кадастра - это обеспечение необходимой информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, а так же граждан, с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраны земель; экономического обоснования бизнес планов и проектов землеустройства.

Задачи кадастра:

1) Обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках.

2) Использование единой системы пространственных координат (63 года) и системы идентификации земельных участков

3) Внедрение единой системы земельно-кадастровой информации и её достоверности

Составные части государственного земельного кадастра

1. Кадастровое зонирование - это разделение земель на участки по размеру, целевому назначению, по правовому режиму использования. Отличается от прочего географического, почвенного, социально-экономического и других видов зонирования, которые широко используются в земельно-кадастровой деятельности.

2. Съемки - комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

Геодезическое установление границ земельных участков

Согласование границ его смежниками

Восстановление границ участка на местности

Установление частей земельных участков, содержащих ограничения и обременения по использованию землей

Изготовление кадастрового плана.

3. Бонитировка почв (сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, имеющими устойчивый характер и существенно влияющими на урожайность с/х культур, выращиваемых в определенных природно-климатических условиях). Бонитировка осуществляется по 100 бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами.

4. Экономическая оценка земель - это оценка земель как природного ресурса и средства производства в с/х и лесном хозяйстве, и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, которые характеризуют производительность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади. Экономическая оценка выражается в условных кадастровых гектарах или в денежном виде.

5. Денежная оценка земельных участков. Осуществляется на денежной основе. Два вида денежной оценки:

Нормативная

Экспертная

Нормативная используется для определения размера земельного налога, для расчета потерь с/х и не с/х производительности для экономического стимулирования, рационального использования и охраны земель.

Экспертная оценка используется для осуществления гражданско-правовых сделок (согласно с земельными участками)

6. Государственная регистрация земельных участков. Осуществляется в составе государственного реестра земель, состоящего из двух частей:

1) Книга записей регистрации государственных актов и договоров аренды

2) Поземельная книга, содержащая сведения о земельном участке

7. Учет количества и качества земель. Количество характеризует каждый земельный участок по площади и состоянию угодий; учет качества земель содержит сведения, характеризующие земельные угодья по природным и приобретенным свойствам, влияющим на их урожайность.

Землеустройство делят на два вида: межхозяйственное (территориальное) и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное (территориальное) землеустройство - включает в себя все виды работ по перераспределению земель. Главная цель состоит в социальном и экономическом обоснованном перераспределении земель. Основная задача формирование новых рациональных землепользований. Результат установление границ, как предела прав субъектов земельных отношений.

Виды межхозяйственного землеустройства:

Образование, упорядочение и совершенствование землепользований сельскохозяйственных предприятий.

Образование и изменение не сельскохозяйственных предприятий (отвод земель).

Формирование земельных фондов и территории специального назначения.

В основу разделения положены принципы различия в целевом назначении различных категорий земель(земли сельхоз назначения, промышленности и т.д.), а так же значение земли в различных отраслях(главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный базис в обрабатывающей промышленности и прочие).

Эти различия определяют необходимость выделения различным землевладельцам неодинаковых по качеству земель: для сельскохозяйственных целей наиболее плодородных; для не сельскохозяйственных нужд менее ценных по качеству угодий. Учитывая современное содержание межхозяйственного землеустройства его структурное разделение, представляется следующим образом:

Разновидность МХЗ Формы МХЗ
1) Образование и упорядочение землевладений и землепользователей сельскохозяйственных предприятий. образование новых землевладений и землепользований придерживается различной организационно-правовой формы камерческих и не коммерческих организаций, КФХ; упорядочение существующих землевладений и землепользований сельхоз предприятий с устранением неудобств в распашке земель(чересполосицы, вклинивание, вкрапливание)
2) Образование землепользований не сельскохозяйственного значения. 1.За счет земель сельхоз назначения 2.За счет земель населенных пунктов 3.За счет земель промышленности, транспорта, энергетики, информатики, телевидения, радиовещания, обороны и иного не сельскохозяйственного назначения
3) Образование земельных фондов различного целевого назначения. 1.Фонд перераспределения земель 2.Фонд для наделения земельными участками: беженцев, переселенцев, участников военных действий, военнослужащих уволенных в запас. 3.Для предоставления земель казачьим обществам 4.Для продажи на конкурсах и аукционах 5.Прочие земельные фонды
4) Размещение и установление границ территорий с правовым режимом. 1.Особо-охраняемые территории 2.Территории традиционного природопользования 3.В местах проживания малочисленных народов севера и их хозяйственной деятельности 4.Земель включенных в состав охранных, защитных, санитарных, запретных, особоохраняемых объектов промышленности, транспорта, источников водоснабжения, объектов инженерной инфраструктуры 5.Другие территориальных зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования.
5) Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований. 1.Муниципальных образований и сельских округов 2.административных районов, субъектов РФ 3.Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

2) внутрихозяйственное землеустройство представляет собой сложное комплексное организационно-хозяйственное мероприятие по внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного колхоза, совхоза и других землепользований, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью (учебно-опытные хозяйства, дома отдыха, санатории и пр.), с введением экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других угодий (сенокосов, пастбищ, садов и пр.), а также с разработкой мероприятий по борьбе с эрозией почв.

Цель внутрихозяйственного землеустройства - организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.

Таким образом, объектом землеустройства этого вида являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, в том числе и несельскохозяйственных учреждений и организаций, занимающихся сельским хозяйством.

Внутрихозяйственное землеустройство, как правило, является продолжением землеустройства межхозяйственного. В ряде случаев они могут проводиться одновременно, но при этом первоочередному решению подлежат вопросы межхозяйственного землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности).

Межхозяйственное землеустройство тесно связано с размещением производительных сил и с использованием земельных ресурсов страны. Оно включает в себя комплексное изучение земельных фондов, без чего нельзя правильно решить вопрос об их полном и рациональном использовании, и способствует правильному решению вопроса о размещении хозяйств, установлении их размеров, специализации и т.д.

Межхозяйственное землеустройство является основным механизмом формирования рационального землевладения и землепользования, наделения землей юридических и физических лиц (предприятий, учреждений, организаций и граждан). Посредством межхозяйственного землеустройства осуществляются предоставление и изъятие земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При межхозяйственном землеустройстве приходится устанавливать границы различных территориальных зон, определять режим и условия землепользования, ограничения и обременения в использовании земли, отводить земельные участки, а также готовить информацию для земельного налогообложения, купли-продажи земельных участков и включения их в земельный оборот.

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗУ) – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях (организациях), заключающийся в организации территории и производства хозяйств, осуществляемый на основе проекта.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории конкретных сельскохозяйственных предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм (акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, госхозов и т.п.), крестьянских (фермерских) и иных хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Внутрихозяйственное землеустройство для сельскохозяйственных предприятий является продолжением межхозяйственного, и проводят его только после того, как решены все вопросы

последнего.

Внутрихозяйственное землеустройство отличается от межхозяйственного по назначению и содержанию:

1. Оно проводится в рамках отдельных конкретных и притом только сельскохозяйственных предприятий.

2. Внутрихозяйственное землеустройство промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий не проводится.

3. При внутрихозяйственном землеустройстве устраивается каждый земельный участок сельскохозяйственного предприятия, размещаются земельные массивы производственных подразделений, хозяйственные центы, дороги, организуются угодья и севообороты, устраивается их территория.

Рабочий проект при землеустройстве представляет собой комплекс инженерно-технических, экономических и правовых решений и сметно-финансовых расчетов, направленных на осуществление конкретных мероприятий по освоению, улучшению и охране земель, устройству территории сельскохозяйственных угодий, размещению и строительству объектов различного назначения, требующих капитальных вложений.

Организация территории всегда должна полностью соответствовать организации производства и перспективам его развития (бизнес-планам). Она выражается в придании определенных размеров и размещении землевладений, землепользовании, массивов подразделений, хозяйственных участков, угодий и их границ. Землеустройство должно быть экономически эффективным. Организация территории хозяйств разных специализаций, расположенных в разных зонах, различается своими особенностями.

    Землеустройство. виды землеустройства ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных... 36902 / Апрель 7, 2010, полночь

    Правовой режим земель рекреационного назначения Землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. Земли, где осуществляется неорганизационный отдых, не являются землями рекреационного назначения. К землям... 32063 / Март 7, 2011, полночь

    ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Источники земельного российского права внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений, на которые... 27395 / Апрель 1, 2010, полночь

    Покупка дома с земельным участком - тонкости оформления Покупка дома с земельным участком - тонкости оформления Ксения ГурьяноваНа большей части этапов покупка дома вместе с земельным участком, на котором он расположен, практически ничем не отличается от процедуры приобретения любого другого жилья. Покупатель сталкивается все с теми же задачами: ... 26342 / Авг. 8, 2008, полночь

  • Межевание (межевое дело) садового земельного участка. Рано или поздно садоводам, а это, как правило, пожилые люди, приходится столкнуться с процедурой межевания своего участка. Что это такое и как выполнять эту процедуру описано ниже. Вы так же можете разместить заявку на проведение межевых работ, геосъёмки и... 26225 / Май 5, 2009, полночь
  • Земельно-правовые нормы: понятие,виды,особенности ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ,ОСОБЕННОСТИ Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения. 3емельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю СТРУКТУРУ, т. е. составные части, ... 26107 / Апрель 1, 2010, полночь

    Можно ли рубить лес на собственном участке? Срубили елочку под самый корешок…Очень часто на земельных участках, особенно больших по площади, есть часть, которая занята лесом. И каких-либо вопросов по использованию данного леса у собственника не возникает до той поры, пока он не принимает решение активно осваивать принадлежащий... 25946 / Апрель 1, 2011, полночь

    Основания и порядок признания гражданина недееспособным ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ И ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПРИЗНАНИЕ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ Физические лица - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица участвуют в гражданских... 25635 / Апрель 9, 2009, полночь

    Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако, обращаясь... 24818 / Окт. 23, 2008, полночь

    Понятие, задачи и виды мониторинга земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ Мониторинг земель - система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ. Составная... 23090 / Апрель 7, 2010, полночь

    Общая характеристика управления земельными ресурсами ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Управление земельными ресурсами (землями) это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций... 21879 / Июнь 8, 2011, полночь

    Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 19555 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

    Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Государственный кадастровый учет и регистрация прав на земельные участки Федеральная служба земельного кадастра России, Популярное пособие, 2002 г., 22 стр. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект... 19490 / Авг. 8, 2008, полночь

    Топосъёмка земельных участков О топосъемкеТопографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, контуры и рельеф изображаются на плане или карте с помощью условных знаков.Топографическую съемку местности выполняют для получения топографического плана или карты участка местности; объекты местности, ... 19197 / Фев. 25, 2011, полночь

    Конституционные основы земельного права россии КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного... 18772 / Апрель 1, 2010, полночь

    Понятие и виды земельных правоотношений ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Особенности земельных правоотношений: 1) особое содержание и... 18584 / Апрель 1, 2010, полночь

    Инструкция по межеванию земельного участка Отсутствие опыта в подобных мероприятиях порождает у большинства граждан мнение, что производство межевых работ – это трудная, долгая, нервная процедура. На самом деле, - это не так! Инструкция по межеванию земельного участка 1. Как провести межевание? Для того, чтобы провести... 18469 / Май 8, 2010, полночь

    Органы государственного управления земельным фондом управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле – органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной... 17782 / Март 6, 2011, полночь

  • Продал квартиру - заплати налоги 2013 Продал квартиру - заплати налоги! Кто должен платить Налог при продаже квартиры. Согласно статье 220 Налогового Кодекса РФ, при продаже квартиры продавец обязан уплатить налог в размере 13% со всей полученной суммы сверх 1 миллиона рублей. Распространяется этот закон на... 16446 / Фев. 28, 2010, полночь
  • Понятие, задачи и содержание охраны земель ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том... 16340 / Апрель 7, 2010, полночь

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ