Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Охрана здоровья граждан является одной из важнейших функций государства. Управление здравоохранением осуществляется как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к ведению высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан относится:

Установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения;

Принятие и изменение федеральных законов в области здравоохранения и контроль за их исполнением;

Разработка и утверждение Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, базовой программы обязательного медицинского страхования и установление тарифов взносов на обязательное медицинское страхование;

Защита прав и свобод человека в области охраны здоровья;

Охрана семьи, отцовства, материнства и детства;

Определение доли расходов на здравоохранение при формировании государственного бюджета;

Управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

Установление структуры и порядка деятельности федеральных органов управления государственной системой здравоохранения;

Координация деятельности органов государственной власти и управления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы, и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории страны;

Разработка и реализация мер, направленных на спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях;

Обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности с проведением сертификации лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов;

сильнодействующих и ядовитых средств; изделий медицинского назначения;

Разработка федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников;

Координация и финансирование научных исследований в области охраны здоровья граждан;

Установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением;

Установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

Установление порядка производства медицинской экспертизы;

Установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

Установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

Международное сотрудничество в области здравоохранения. Отдельные вышеуказанные полномочия в вопросах охраны здоровья

граждан, отнесенные к ведению Российской Федерации, могут быть переданы республикам в составе Российской Федерации, автономным областям, автономным округам, краям, областям, городам федерального значения - Москве и Санкт-Петербургу, в порядке, установленном Федеральным договором о разграничении предметов ведения и полномочий.

Необходимо отметить, что полномочия в области охраны здоровья граждан четко распределены между высшими органами государственной власти и управления в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).

Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимая законы и утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, а также утверждают государственный бюджет с определением доли расходов на здравоохранение.

Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан.

Правительство Российской Федерации осуществляет федеральную государственную политику в области здравоохранения и финансирует федеральные программы.

Центральным отраслевым органом руководства здравоохранением в составе правительства является Министерство здравоохранения Российской Федерации, возглавляемое Министром здравоохранения, организационная структура и штатное расписание Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждается соответствующим Постановлением правительства.

Существенную роль в управлении здравоохранением страны выполняет Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации, в состав которой входит Министр здравоохранения, его заместители и другие руководящие работники здравоохранения.

Среди основных функций Министерства здравоохранения необходимо указать следующие:

Разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, базовой программы обязательного медицинского страхования;

Разработка программ подготовки медицинских и фармацевтических работников;

Разработка и реализация мер по спасению жизни людей в чрезвычайных ситуациях;

Развитие материально-технической базы здравоохранения;

Координация и финансирование научных исследований;

Разработка порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

Разработка и утверждение стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением;

Сертификация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

Разработка единой системы статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения;

Международное сотрудничество в области здравоохранения.

В подчинении у Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Министерства здравоохранения республик, входящих в состав российской Федерации, комитеты по здравоохранению автономных округов, автономной области, краев и областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

В городах управление здравоохранением осуществляется городскими и районными комитетами по здравоохранению. В сельской местности функции районных отделов здравоохранения, ликвидированных в 50-е годы, выполняют центральные районные больницы.

Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение: так, Министерство здравоохранения республики, входящей в состав Российской Федерации с одной стороны по общим вопросам подчинено соответствующему правительству, а по вопросам здравоохранения - Министерству здравоохранения Российской Федерации. Территориальные органы управления здравоохранением также, с одной стороны, подчинены соответствующим административным органам управления, а по отраслевым вопросам вышестоящим органам управления здравоохранения.

В связи с переориентацией управления здравоохранения с преимущественно отраслевого на преимущественно территориальное управление происходит перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления здравоохранением, которым свойственны следующие функции:

Обеспечение доступности населению гарантированной базовой программой обязательного медицинского страхования объема медико-социальной помощи;

Развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории;

Контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной практикой;

Гигиеническое обучение и воспитание населения.

Если на уровне высших органов государственной власти и управления осуществляется стратегическое управление, то на уровне муниципальных органов управления здравоохранением - тактическое руководство здравоохранением.

Оперативное управление осуществляется на уровне медицинских учреждений и объединений. Эффективность деятельности здравоохранения в значительной мере зависит от оптимального соотношения централизованного руководства и самостоятельности медицинских учреждений и объединений.

Для повышения управляемости системой здравоохранения в 2000-2001гг. в федеральных округах Российской Федерации созданы координационные советы по здравоохранению (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Органы и структуры управления здравоохранением на уровне федеральных округов РФ.

Основные задачи и функции представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах определены приказом МЗ РФ от 30.06.2000 г. №239.

Обязанности представителя МЗ РФ возлагаются на одного из руководителей федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву России и находящихся в соответствующем федеральном округе, по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации соответствующего округа.

Основными задачами представителя МЗ РФ являются:

Содействие координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления здравоохранением, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, центров государственного санитарно-противоэпидемического надзора, федеральных учреждений здравоохранения, медицинских ассоциаций по реализации мероприятий в области здравоохранения;

Участие в осуществлении контроля за реализацией федеральных законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, приказов и указаний Министра здравоохранения Российской Федерации в соответствующем федеральном округе по вопросам развития здравоохранения;

Обеспечение методической помощью руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в соответствующем федеральном округе.

Для реализации единой государственной политики на территории РФ в области охраны здоровья населения, совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью приказом МЗ РФ от 02.11.2000 №388 закреплена курация заместителей министра здравоохранения по каждому округу.

2. Менеджмент как отрасль науки и практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения

Успех управленческой деятельности в здравоохранении во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней по основным разделам менеджмента, грамотного использования опыта управления накопленного человечеством, научно обоснованного подхода к решению проблем учреждения.

В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций:

1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

В соответствии с общими функциями управления в настоящее время менеджмент делится на три составных части: производственный менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент.

Развитие менеджмента как отрасли науки и практической деятельности является эволюционным процессом. Изучение основных этапов его развития, анализ особенностей различных школ управления представляет не только исторический интерес. Принципы управления, основные положения теории управления, разработанные представителями разных школ и направлений много лет назад, и в настоящее время находят широкое применение в практике и позволяют повысить эффективность управленческой деятельности.

Несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений менеджмента принято выделять четыре основные сложившиеся школы (Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., 1997):

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).

2. Административная или классическая школа (1920-1950 гг.).

3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.).

4. Математическая школа управления (с 50-х годов).

Школа научного управления. Возникновение научного управления связано прежде всего с теориями управления Ф.У.Тейлора (1856-1915 гг.) - президента Американского общества инженеров-механиков.

Основные положения теории Тейлора изложены в работе «Принципы и методы научного управления» (1911). Суть своей теории Ф.Тейлор объяснял так: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ее ограничения; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые по сути, послужили исходными принципами для последующего развития менеджмента:

Разработка формальной структуры организации;

Рациональная организация труда;

Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего и разграничение исполнительных и управленческих функций.

Ф.Тейлор впервые поставил под сомнение существующую в то время «линейную» структуру управления, при которой рабочий получал указания от одного непосредственного начальника и заменил ее функциональной, при которой рабочий стал получать указания от нескольких узкоспециализированных руководителей.

Идеи функционального управления были прогрессивными для своего времени. И хотя впоследствии выявились недостатки функциональной структуры, связанные с отсутствием единоначалия, возврата к системе линейной структуры не произошло, а подчинение функциональных руководителей одному начальнику способствовало формированию новой структуры - линейно-функциональной структуры организации.

Административная или классическая школа управления. Развитие административной школы происходило по двум основным направлениям - рационализация производства и исследование проблем управления. Основной задачей этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых в любой организации должна привести к успеху. Практически все представители этой школы (Г.Эмерсон, А.Файоль, М.Вебер, Г.Форд) пытались по своему сформулировать основные принципы успешного управления.

Внимательное рассмотрение принципов управления, разработанных еще в начале века, убеждает в том, что и в современной организации независимо от ее размеров и численности работающих эти принципы являются основой управленческой деятельности, создают устойчивость организации во времени и пространстве.

Так, Г.Эмерсон в своем труде «Двенадцать принципов производительности» впервые вводит понятие эффективности, как максимально выгодного соотношения между совокупными затратами и экономическими результатами.

Основные принципы управления, сформулированные Г.Эмерсоном, и в настоящее время не утратили своей актуальности:

1. Точно поставленные идеалы и цели.

2. Здравый смысл.

3. Компетентная консультация (компетентный совет может быть только коллегиальным).

4. Дисциплина в коллективе.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление.

8. Нормы и расписания, позволяющие измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.

9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.

10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности, при которых достигаются наилучшие результаты.

11. Письменные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Большое внимание разработке управленческих принципов уделял и генеральный директор горнодобывающей и металлургической промышленности Анри Файоль (1847-1925), которым были выделены 6 основных управленческих функций: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная.

Внедрение научных принципов управления позволило на практике реализовать власть менеджера над исполнителями. Однако уже в 20-30-е годы жесткая централизация управления и регламентирование управленческой деятельности стали определенным тормозом в развитии организаций, и следствием этого стало развитие школы человеческих отношений.

Школа человеческих отношений. Основоположником школы человеческих отношений является Элтон Мейо (1880-1949) Представители этой школы впервые стали рассматривать каждую организацию как социальную систему и исходили из того, что эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Основным выводом исследований Мейо является следующий: если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что должно приводить к увеличению производительности.

Определенный вклад в развитие школы человеческих отношений внес и Дуглас Мак-Грегор, выдвинувший тезис о том, что каждый руководитель в отношениях с подчиненными опирается на теоретические предпосылки, порождающие убежденность в том, что его поведение вызывает со стороны подчиненных определенную реакцию, которую можно предвидеть. По мнению Д.Мак-Грегора, группировка этих предпосылок может послужить основой теорий условно названных: X, У.

Согласно теории X рядовой индивид имеет врожденную неприязнь к труду и старается от него уклониться. С этим связана убежденность многих руководителей в том, что их основная задача состоит в преодолении естественной склонности подчиненных уклоняться от работы. Рядовой индивид любит, чтобы им управляли, он нечестолюбив и прежде всего стремится к спокойствию. Таким образом, для управления подчиненными большое значение имеет угроза взыскания. Из теории X вытекает признание необходимости очень жесткой формализации организационной структуры, централизации принятия решений.

Согласно теории У труд является естественной потребностью человека. Поэтому теория У предполагает меньшую степень формализации, децентрализацию управления, значительную самостоятельность исполнителей, поощрение инициативы. В теории У основной упор делается на поощрения.

Математическая школа управления (с 1950 г.) возникла в 40-е годы и ее принципы широко использовались в управлении войсками в период второй мировой войны. В последующие годы, благодаря ведущим представителям этой школы (Н.Акоффу, С.Биру, Д.Форрестеру и др.) зарубежные фирмы все чаще стали прибегать и применять количественные методы для решения управленческих проблем.

Основой математической школы является теория исследования операций и моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении.

В соответствии с системным подходом весь окружающий мир представлен бесчисленным множеством динамических систем разной сложности, пребывающих в постоянном взаимодействии. В свою очередь, ситуационный подход к управлению предполагает, что внутреннее построение систем есть ответ на воздействия внешней среды.

Остановимся на основных понятиях, раскрывающих суть системного и ситуационного подходов.

Система - это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Существует множество классификаций систем. Все системы можно разделить: по происхождению, по специфике содержания, по объективности существования, по степени связи с окружающей средой, по зависимости от времени, по обусловленности действия, по месту в иерархии систем.

И здравоохранение в целом, и медицинское страхование, и любое лечебно-профилактическое учреждение представляют собой большие социально-экономические системы (БС), которые характеризуются определенными классификационными признаками. Это материальные, искусственные, открытые, динамические, вероятностные системы.

Исходя из позиций системного анализа, в процессе управления можно выделить две системы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Субъект управления для вышестоящего уровня иерархической (имеющей разные уровни) системы становится объектом управления. В свою очередь, объект управления для нижестоящего уровня становится субъектом управления. Например, Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга по отношению к районному отделу здравоохранения является субъектом, а по отношению к Министерству здравоохранения РФ объектом управления. Большие системы, таким образом, могут быть представлены совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках БС базовые элементарные функции. При определении целей организации, построении ее структуры и анализа деятельности менеджер должен владеть методами системного анализа, которые условно можно разделить на две большие группы.

2. По цели: декомпозиции, композиции, упрощения систем, оценки структурной адекватности, оценки взаимодействия элементов, оценки устойчивости системы во времени и пространстве.

Вербальные методы - методы качественного анализа проблемы, процесса, организации, в основе которого лежат методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Вербальные методы являются составной частью любого исследования.

Графические методы - методы наглядного, изображения вербального описания системы с помощью которого можно лучше представить ее структуру, функции и цели. Одним из таких методов является метод построения «дерева», когда необходимо какую-то категорию разделить на составные части с последующим делением на более мелкие элементы. Наиболее часто строят «дерево целей». При этом происходит декомпозиция главной цели на подцели 1-го яруса, которые делятся на подцели 2-го яруса и т.д.

Так, основным направлением реформирования стационарной помощи является реструктуризация коечного фонда и сокращение числа коек (подцели 2-го яруса). Сокращение коечного фонда, в свою очередь, осуществляется в условиях развития стационарозамещающих технологий в поликлиниках (дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, стационаров на дому); увеличения объема и качества амбулаторно-поликлинической помощи, развертывания консультативно-диагностических центров (поддели 3-го яруса). Реструктуризация коечного фонда требует постановки подцелей 3-го яруса, в том числе дифференциацию коечного фонда по степени интенсивности лечения и ухода и приведение структуры коечного фонда в полное соответствие с потребностями населения в различных видах стационарной помощи (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Реструктуризация коечного фонда.

Математические методы используются для математического описания (моделирования) изучаемой проблемы или объекта.

Экспертные методы дают возможность обобщать и использовать полученные оценки для решения различных проблем. Причем, экспертные оценки могут быть стандартизованными, то есть производиться на основании установленных стандартов и нестандартизованными, основанными на опыте и знаниях эксперта. Естественно, что нестандартизованные отличаются большей степенью субъективности. В условиях обязательного медицинского страхования экспертные методы получают широкое применение при проведении ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи.

Методы декомпозиции представляют собой разложение целого на части. При этом можно уточнить взаимодействие частных проблем, их зависимость друг от друга. Декомпозиция системы, ее целей и функций может быть выполнена и по вертикали, и по горизонтали. Большое значение метод декомпозиции имеет при решении следующих проблем здравоохранения:

Проведение медико-санитарного зонирования города;

Разукрупнение медицинских учреждений;

Разграничение функций и полномочий между различными иерархическими уровнями управления.

Метод композиции направлен на составление (интеграцию) целого из отдельных частей. Важное значение этот метод имеет при реорганизации различных служб, укрупнении учреждений. При этом необходимо определить параметры создаваемых систем, дать научно обоснованный прогноз последствий такого укрупнения.

Метод упрощения систем используется для уменьшения степени сложности системы. Упрощением называют эквивалентные преобразования сложной системы в более простую. Основными методами упрощения систем являются:

Метод редукции (элиминирования), который предполагает исключение подсистем, элементов и их связей;

Метод свертывания, связанный с реорганизацией структуры, пересмотром взаимоотношений между подсистемами и элементами систем.

Метод оценки структурной адекватности позволяет оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные параметры, подсистемы и элементы, их цели. Для оценки структурной адекватности используются различные по содержанию методы (графические, экспертные, математические). Так, среди графических методов чаще всего используют сравнение деревьев кронами для выяснения степени адекватности целей и ресурсов, целей и методов решения и т.д. Использование данного метода позволяет избежать серьезных ошибок, как при формировании новых систем (например, при формировании системы обязательного медицинского страхования), так и при реформировании функционирующих систем (при реорганизации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи; скорой и неотложной медицинской помощи). Например, переход к общеврачебной практике затруднен в связи с отсутствием необходимых кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.

Методы оценки взаимодействия структурных частей позволяют анализировать связи между подсистемами, помогают выяснить степень дублирования полномочий, решать вопросы перераспределения функций и ресурсов. Так, изучение деятельности отделений общеврачебной практики и подразделений, оказывающих амбулаторную специализированную помощь, свидетельствует не только о том, что механизм взаимодействия между ними недостаточно отработан, но и о том, что целый ряд функций врачей общей практики и врачей-специалистов нередко дублируется в связи с отсутствием четкого различия полномочий между ними.

Методы оценки устойчивости системы во времени и в пространстве с учетом внутренней структуры и влияния факторов внешней среды. Устойчивость системы во времени изучается в трех аспектах:

1) в историческом;

2) на данный момент времени;

3) на перспективу.

В первом случае используется историко-генетический анализ, во втором - диагностический и, наконец, в третьем случае - концептуальный анализ (концептуальное моделирование). Наряду с системным подходом современные модели управления: используют и ситуационный подход, основанный на том, что главные предпосылки успеха организации лежат не внутри, а вне ее. Эффективность деятельности организации зависит от того, насколько удачно она вписывается во внешнюю среду. Так, финансовое положение стационаров в настоящее время определяется, прежде всего тем, насколько его коечный фонд соответствует потребностям населения в разных видах стационарной помощи, которые претерпели существенное изменение и в связи с изменением демографической ситуации, и в связи с развитием стационарозамещающих технологий. Таким образом, ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы есть ответ на воздействия внешней среды.

Внешняя среда организации

Практически до 50-х годов представителями различных школ менеджмента анализировались в основном внутренние факторы организации. И лишь во второй половине XX века стало уделяться внимание факторам внешней среды, которые условно можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия.

Таблица 8.1

Факторы внешней среды

Факторы прямого воздействия Факторы косвенного воздействия
1. Поставщики: а) поставщики материалов, энергии, оборудования, медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания и т.д.; б) поставщики капитала, финансовых услуг (страховые медицинские организации, банки, органы управления здравоохранением, частные лица); в) трудовые ресурсы. 2. Законы и государственные органы. 3. Потребители (пациенты). 4. Конкуренты (другие ЛПУ). 5. Собственники (особенно при акционировании ЛПУ). 1. Экономическое окружение (уровень развития и состояния экономики страны и данного региона). 2. Политическое окружение (политическая стабильность). 3. Технологическое окружение. 4. Социально- культурное окружение. 5. Международное окружение.

Одним из наиболее распространенных методов анализа внешней среды в зарубежных странах является СВОТ (CWOT) - анализ, предполагающий анализировать следующие факторы:

Мощь (capacity) организации по отношению к внешней среде;

Слабость (weakness) по отношению к внешней среде;

Возможности (opportunity), проистекающие из внешней среды;

Угрозы (treat), проистекающие из внешней среды.

При этом ставятся задачи по развитию ЛПУ, по использованию его мощи и уменьшению его слабости с тем, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.

16375 0

Вопросами управления здравоохранением занимаются как органы исполнительной, так и законодательной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе — Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, а именно:
. демографической политики;
. санитарно-эпидемиологического благополучия;
. организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;
. медицинской помощи, медицинской реабилитации, курортного дела;
. фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
. медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
. социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
. разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной);
. организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, проведения медико-социальной экспертизы;
. профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников и др.

МЗиСР РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством Российской Федерации.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.

Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

В муниципальных образованиях функцию руководства здравоохранением исполняют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения |городские и районные комитеты (отделы) здравоохранения.

Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны — органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой — Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится органам местного самоуправления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Программы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.

Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.

О.П. Щепин, В.А. Медик

  • 51. Основные методы и принципы планирования здравоохранения. Виды и структура плана, функция врачебной должности и больничной койки.
  • 52. Основные методы социально-гигиенического исследования. Этапы статистического исследования.
  • 53. Основные принципы оказания медицинской помощи в рф.
  • 54. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению. Роль участкового врача-терапевта в системе охраны здоровья населения, основные виды его деятельности.
  • 56. Особенности оказания специализированной помощи сельскому населению.
  • 57. Относительные величины: понятие, характеристика, виды. Графическое изображение статистических показателей.
  • 58. План и программа статистического исследования. Виды статистического наблюдения.
  • 58. План и программа статистического исследования. Виды статистического наблюдения.
  • 59. Планирование здравоохранения в современных условиях. Показатели территориального плана развития здравоохранения.
  • 60. Показатели естественного движения населения в рф. Врачебная регистрация и анализ причин смерти.
  • 61. Показатели здоровья населения, их оценка.
  • 62. Поликлиника: структура, задачи, функции. Основные показатели деятельности.
  • 63. Порядок назначения и выплаты пособий по социальному страхованию (в случае производственной травмы, проф заболевания, на погребение).
  • 64. Порядок динамического наблюдения за беременными.
  • 65. Профилактическое направление здравоохранения в рф.
  • 66 Рождаемость: методы изучения и основные данные, ее уровней по рф и другим государствам, социально- гигиенические аспекты рождаемости.
  • 67. Управление здравоохранением в рф. Органы управления здравоохранением и их функции.
  • 68. Санитарное законодательство, его роль в деятельности врача.
  • 69Сердечно - сосудистые заболевания как социально- гигиеническая проблема. Организация кардиологической помощи населению.
  • 70.Система подготовки и переподготовки кадров в рф. Пути совершенствования подготовки мед кадров и условия труда работников здравоохранения в современных условиях. Аттестация мед кадров.
  • 71. Смертность населения и методика ее изучения. Динамика возрастной смертности, её причины. Средняя продолжительность предстоящей жизни населения.
  • 73. Социально-значимые болезни. Методы борьбы с ними.
  • 74. Система охраны материнства и детства в рф, основные учреждения.
  • 75. Социальное страхование, понятия, виды. Роль органов здравоохранения и врачей в социальном обеспечении населения.
  • 76. Специализированная мед.Помощь и перспективы ее развития. Диспансеры, отделения и кабинеты, нии.
  • 77. Среднеквадратическое отклонение, его вычисление. Сигмальные зоны и их оценки. Разнообразие признака как свойство статистической совокупности.
  • 79. Средняя продолжительность предстоящей жизни.(сппж)
  • 80. Статика и динамика населения, методы изучения, основные данные по рф и странам мира. Значение этих данных для здравоохранения.
  • 82. Стили и методы управления.
  • 83. Стойка утрата трудоспособности.
  • 84. Структура и управление городской больницей. Основные качественные показатели деятельности стационара городской больницы. Противоэпидемические мероприятия проводимые в данном учреждении.
  • 85. Субъекты медицинского страхования, их характеристики. Полис омс. Программа государственных гарантий.
  • 86. Теоретические основы и организационные принципы здравоохранения в рф.
  • 87. Травматизм как социально-гигиеническая проблема. Система лечебно – профилактических учреждений и мероприятия по борьбе с травматизмом.
  • 88. Участково - территориальный принцип медицинского обслуживания населения. График работы участковых врачей. Диспансерный метод работы участкового врача и основные показатели оценки деятельности.
  • Этапы диспансеризации:
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию.
  • А) показатели объема диспансеризации
  • Учет корешков бланков листков нетрудоспособности
  • Учет испорченных, утерянных или похищенных бланков
  • Отчетность по бланкам листков временной нетрудоспособности
  • 90. Правила выдачи и оформления листков нетрудоспособности по уходу за ребенком, больным членом семьи, ребенком- инвалидом.
  • 91. Правила выдачи лн при производственной травме, протезировании не по месту жительства.
  • 3 Уровня:
  • 94. Экономика здравоохранения. Медицинская, экономическая и социальная эффективность.
  • 95. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. Уровни и функции вк.
  • 96. Современные подходы к управлению системой здравоохранения.
  • 67. Управление здравоохранением в рф. Органы управления здравоохранением и их функции.

    Имеется 3 системы здравоохранения в РФ: муниципальная, частная, государственная. Выделяют 3 уровня управления здравоохранением:

      государственный

      региональный

    Центральный уровень

    Единой политики в области здравоохранения нет. Основная проблема - малая часть финансирования от ВНП (3-4%). Структура, компетенция и полномочия МЗРФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002г. Согласно указу президента РФ от 9 марта 2004 года функции МЗ РФ переданы вновь созданному Министерству Здравоохранения и социального развития. Основные функции Минздрава РФ:

      разработка основных направлений государственной политик в области ОЗ

      мониторинг, анализ, оценка состояния здоровья населения РФ

      разработка и реализация целевых программ

      координационные мероприятия в подготовке медицинских кадров

      стандартизация и сертификация в области здравоохранения

    Региональный уровень

    Здравоохранением субъекта РФ руководит областной департамент здравоохранения. Функции:

      разработка и реализация совместно с заинтересованными органами областных программ в области здравоохранения

      организует медицинскую профилактику, медицинскую помощь и экспертизу

      охрана семьи, материнства и детства

      подготовка и повышение квалификации медицинских кадров

      охрана труда и обеспечение социальных гарантий работников здравоохранения

      организация медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

    В соответствии с функциями областной департамент работает с основными документами:

      соглашение между администрацией области, МЗ и федеральным фондом о разграничении обязанностей и полномочий

      территориальная программа госгарантии бесплатной МП

      координационный совет по здравоохранению

    Местный уровень

    Горздравотделы

    Функции местных органов управления здравоохранением:

      проведение аналитической работы по изучению здоровья населения и оказанию медицинской помощи

      определение приоритетов развития отрасли, разработка и реализация программ

      организация работы и координация действий в области здравоохранения

      контроль качества услуг в подведомственных ЛПУ

      организация экстренной медицинской помощи при ЧС и проведение специальных мероприятий

      организация медицинской профилактики и медицинской экспертизы

      охрана труда работников муниципальных ЛПУ

      регуляция финансовой политики ЛПУ

      работа с обращениями граждан

    Принципы управления - это основные правила и совокупные требования законов, которые должны соблюдаться при принятии решений в процессе управления

    1. Принцип целенаправленности является главным в управлении, т.к. прежде чем приступить к управлению, необходимо поставить цель.

    Цель – это достижение идеального (желаемого, возможного и необходимого) состояния управляемой системы с помощью определенных средств.

    2. Принцип правовой защищенности : соблюдение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения является проявлением правовой культуры руководителя и гарантией успеха в достижении намеченных целей. Ведь управленческая деятельность в условиях рыночной экономики всегда сопряжена с определенным риском.

    3. Принцип непрерывности в оптимизации системы управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и расширять его функциональные возможности, при этом устаревшие или негативные процессы нивелируются, а, следовательно, эффективность системы повышается.

    4. Принцип достаточности централизации и децентрализации управления . Централизация и децентрализация власти – два взаимно противоположных процесса, постоянно находящихся в динамическом противоборстве. Централизация преимущественна при решении стратегических задач или в случаях чрезвычайных ситуаций. Децентрализация оправдана на низших управленческих уровнях, где принимаются тактические решения, не противоречащие стратегической концепции.

    С этим принципом связано понятие норма управляемости руководителя , отражающее оптимальное количество связей между руководителем и подчиненными.

    Французский исследователь В. Грейкунас обосновал эту зависимость формулой:

    К = n ,

    где n – число подчиненных; К – количество взаимосвязей.

    Например , если у руководителя в непосредственном подчинении находится 5 исполнителей, то его количество взаимосвязей (вопросов к нему) в течение рабочего дня будет примерно 100 и так далее по возрастающей: К = 5 = 5 =5 = 100.

    4 подчиненных – 44 обращения

    5. Принцип единоначалия подразумевает предоставление руководителю широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы.

    6. Принцип делегирования полномочий : передача руководителем части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. В результате руководитель может освободиться от ряда текущих дел, для решения более сложных задач, а подчиненные могут повысить свою квалификацию и проявить разумную инициативу. Но, по-прежнему, - контроль!

    Процесс управления – это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Выделяют несколько современных подходов к управлению.

    1. Процессный подход . Управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются управленческими функциями .

    Функции процесса управления – планирование, организация, контроль, мотивация и т.д.

    Все перечисленные 4 функции требуют связующих функций : принятия решения, координацию и обмен информацией.

    2. Системный подход подразумевает, что окружающий мир представлен множеством динамических систем разной сложности, пребывающих в постоянном взаимодействии.

    Система это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, т.е. системы.

    Здравоохранение в целом, и медицинское страхование, и любое ЛПУ, представляют собой большие социально-экономические системы с определенными классификационными признаками: материальные, искусственные, открытые, динамические, вероятностные системы.

    3. Ситуационный подход предполагает, что внутреннее построение систем есть ответ на воздействия из внешней среды. Поэтому главные предпосылки успеха организации лежат не внутри, а вне ее. Организация - это группа людей с осознанными общими целями. Выделяют внутренние и внешние переменные организации.

    Внутренние переменные организации - ситуационные факторы внутри организации, созданные в результате управленческих решений и влияющих на функционирование системы: цели, структура, задачи, технологии - средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги, кадры

    Внешние переменные организации – это факторы косвенного или прямого воздействия, изменяют деятельность организации. Факторы прямого воздействия. Поставщики: поставщики материалов, энергии, оборудования, медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания и т.д.; поставщики капитала, финансовых услуг (страховые медицинские компании, банки, органы управления здравоохранением, частные лица); поставщики трудовых ресурсов. Далее это законы и государственные органы, потребители (пациенты), конкуренты (другие ЛПУ), собственники (особенно при акционировании ЛПУ). Факторы косвенного воздействия . Экономическое окружении: уровень развития и состояния экономики страны и данного региона;политическое окружение (политическая стабильность; технологическое, социально-культурное и международное окружение.

    Социально-культурная сфера государственного управления целиком совпадает с соответствующей сферой жизни личности, при этом задачами управления являются, прежде всего, заботы о физической жизни человека (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение), а также, в не меньшей степени, и о его духовной жизни (образование, наука, культура). В соответствии с указанными задачами и построен материал настоящей главы.

    Здравоохранение имеет целью сохранение и укрепление здоровья людей посредством лечебной,профилактической и иных видов деятельности медицинскихучреждений, которые в совокупности и составляют отрасль в материальном значении этого термина. Физическая культура, спорт, туризм, наряду со здравоохранением, направлены на всестороннее развитие человека, утверждение здорового образажизни. Как отрасль, здравоохранение имеет всеохватывающий масштаб, подобно другие отраслям социальной сферы. В основу размещения учреждений здравоохранения положен территориальный принцип в целяхудобства для населения. Он дополнен отраслевым принципом - ряд ведомств имеют свои медицинскиекомплексы – системы Министерства обороны, МВД, ФСБ, некоторыетранспортные отрасли. Наряду с лечебной и профилактической работой система здравоохранения осуществляет государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор в масштабе страны, а также дает разрешения на использование лечебных препаратов.

    Здравоохранение представляет собой непроизводственную отрасль, поэтому основа его финансирования – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные, хотя самофинансирование посредством оказания платных медицинских услуг населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранениемтакже имеет определенное значение. С позиции конституционного разграничения полномочий – это отрасль совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 ч. 1 пп. «е» и «ж» - общие вопросы физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения).

    Здравоохранение как объект государственного управления и, следовательно, административно-правового регулирования, представляет собой комплексную отрасль сохватом таких изначально самостоятельных первичных отраслей, как труд, защита прав потребителей, социальное обеспечение (развитие): есть общее законодательство о здравоохранении, законодательные акты по его направлениям (отдельным задачам) –Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 27 декабря 2009 г.), Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», федеральные законы от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2008 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и, наконец, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда, защиты прав потребителей, социального обеспечения.



    К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан. В государственную систему здравоохранения входят также находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

    Кмуниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

    Вчастную систему здравоохранения входят также лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.

    В целях осуществления указанных функций Минздравсоцразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Самостоятельным направлением деятельности государственной системы здравоохранения является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора .

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

    Контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

    Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    Меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

    Контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

    Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

    Разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

    Статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

    Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

    Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют:

    руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также:

    руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации;

    главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;

    главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации;

    главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации;

    главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний;

    главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;

    главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации;

    главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

    главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации;

    главный государственный санитарный врач Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

    главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства.

    Главный государственный санитарный врач Российской Федерации координирует деятельность всех указанных главных государственных санитарных врачей.

    Издаваемые главным государственным санитарным врачом Российской Федерации правовые акты по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями, входящими в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Рассмотрим систему органов управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации на примере Омской области. Возглавляет указанную систему Министерство здравоохранения Омской области, взаимодействующее с Департаментом здравоохранения администрации г. Омска. В структуре последнего образованы и действуют отделы здравоохранения по административным округам г. Омска. В сельских районах области сохранились центральные районные больницы, функционирующие во главе с их администрациями.

    Основным звеном здравоохранения являются лечебно-профилактические учреждения: больницы, госпитали, поликлиники, санатории, профилактории и т.д. Управление лечебно-профилактическим учреждением осуществляет главный врач –административный руководитель, издающий приказы и распоряжения. Он отвечает за административно-хозяйственный блок вопросов, ремонт, строительство; рассматривает жалобы. Заместитель главного врача по лечебной части (или начмед- начальник медицинской части) помимо организации лечебной помощи отвечает за обеспечение лечебно-профилактического учреждения медикаментами и питанием. Непосредственно лечебная помощь оказывается в структурных подразделениях – отделениях лечебно-профилактических учреждений во главе с заведующими.

    К основным методам государственного управления, используемым на уровне субъектов Российской Федерации, относятся лицензирование, осуществляемое лицензионной комиссией, аттестация (как лечебно-профилактическое учреждения, так и персонал аттестуются один раз в пять лет), сертификация (медицинскому персоналу выдаются сертификаты – по медицинским специальностям, удостоверения – по категориям), аккредитация лечебно-профилактических учреждений при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

    Права граждан в области охраны здоровья подробно прописаны в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Обучающимся в образовательных учреждениях системы МВД России следует обратить внимание на нормы закона, непосредственно обращенные к сотрудникам органов внутренних дел. Прежде всего это относится к обязанности оказания первой помощи (ст. 19.1.). Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

    Примерные программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

    Неоказание либо неквалифицированное оказание такой помощи влечет установленную законом ответственность и, кроме того, негативным образом сказывается на взаимоотношениях общества и полиции.

    В Основах законодательства об охране здоровья граждан закреплены права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (ст. 29). Указанные лица имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом. Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта данных лиц, не допускаются.

    Деятельность органов государственного управления в сфере здравоохранения строится на основе единых принципов, реализация которых обеспечивает охрану здоровья граждан. Организация управления здравоохранением исходит из гибкого сочетания начал централизации в решении вопросов, общих для всей отрасли, и децентрализации, предполагающей учет местных условий и особенностей медицинского обслуживания населения.

    Рассматривая вопросы охраны здоровья населения, нельзя обойти вниманием физическую культуру и спорт , поскольку эти сферы тесно взаимосвязаны друг с другом.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ