Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

О реституции говорят, когда требуется вернуть имущество или деньги законному владельцу. Что вкладывают в понятие и как применяют инструмент на практике.

Какие нормы о реституции есть в гражданском праве

Реституция (лат. restitutio) – это правовой инструмент, который начали использовать еще в Древнем Риме и применяют в современности. Буквальный перевод означает «возврат, восстановление». В широком смысле речь идет о восстановлении материального положения собственника, которое существовало до того, как его права нарушили. В договорной практике у этого термина более узкое значение. В гражданском праве РФ реституция связана с последствиями .

Также термином пользуются, когда говорят о возврате церковного имущества, которое в своем время изъяли, возврате культурных ценностей и т. д.

О том, в каких случаях следует применять реституцию, говорится в ГК РФ. , если сделку признали недействительной. Закон выделяет два варианта такого возврата:

  1. Непосредственно в виде объектов, которые получила сторона сделки. Это могут быть товары, оборудование, недвижимость, транспорт – в зависимости от сути сделки.
  2. В виде денег. Если участник сделки получил от контрагента сумму, ее нужно вернуть. Если он получил имущество, которое возврату не подлежит, или речь шла об оказании услуги либо выполнении работ, определяют сумму, которой он должен возместить стоимость полученного.

Что такое реституция на практике

По общему правилу вернуть полученное обязаны обе стороны сделки , которую аннулировал суд (ч. 2 ст. 167 ГК РФ). Например, был заключен договор об аренде оборудования, но сделку оспорили в суде и отменили. Один контрагент возвращает оборудование, второй – средства, которые успел получить по договору. Если объект вернуть нельзя, возмещают его стоимость. При необходимости, для оценки имущества привлекают экспертов или отталкиваются от рыночных показателей.

Тем не менее, возврат может быть и односторонним. Такой вариант применяют, когда одна из сторон является добросовестной и:

  • вступила в сделку под влиянием обмана, под угрозой и т. п.;
  • была вынуждена принять ее на кабальных условиях;
  • оказалась стороной сделки, которую , но не несет вины.

В подобных случаях возврат имущества в рамках реституции совершают в одностороннем порядке. Например, в ГК есть правило: если кредитор совершил виновные действия, в результате чего должник не смог выполнить обязательства, кредитор не вправе требовать возврата исполненного (ч. 2 ст. 416 ГК РФ). Путем одностороннего возврата восстанавливают права и положение пострадавшей стороны. Например, его применяют, если недействительной признали сделку о дарении.

В нашей стране, вопросы правового регулирования отношений частной собственности востребованы пока лишь очень немногими и очень богатыми людьми. В советское время нам особо не заморачивали головы подобными отношениями. Собственность была народной и личной, с появлением кооперативов - коллективной. Между тем, в странах с либеральной экономикой «священная корова» частной собственности оберегалась столетиями, а отношения собственности регулируются многочисленными правовыми нормами.

Один из таких правовых институтов - реституция (лат. restitutio) восстановление прав.В международном праве - возмещение ущерба, нанесенного неправомерными действиями субъектов отношений. В гражданском – возвращение состояния до совершения сделки. В случаях невозможности восстановления прав собственника в первоначальном товарном виде, собственность возвращается в стоимостном выражении. Реституция применяется также при рассмотрении споров с недвижимостью, землей, средствами производства, перемещением культурно-исторических ценностей, церковного имущества, компенсации потерь от агрессии и т.д. Это сложный правовой механизм используется вместе с другими отраслями права.

«Restitutio in integrum» восходит к Римскому праву, когда многочисленные грабительские войны вызывали споры по поводу распределения награбленного, вызвали необходимость правового регулирования имущественных отношений. В 19 веке институт реституции находит отражение в мирных договорах (Русско-Турецкая война 1877-78гг, Франко-Прусская война 1870-71). Гаагская конвенция о законах и обычаях войны (1907) доработала эти нормы. Дальнейшее движение реституции по пути к цивилизованной международной правовой норме проходит через итоги первой и второй мировых войн, решений ООН и создание ЕС.

В 1990-е годы вопрос о возврате собственности, изъятой в ходе революций и мировых войн, принимает особую остроту в связи вступлением бывших социалистических стран Восточной Европы в ЕС. Непременным условием вступления в ЕС является наличие нормативно - правовой базы и условий для реституции, чтобы бывшие собственники или их наследники имели право претендовать на передачу им в собственность объектов недвижимости. Прежде всего, речь шла об объектах недвижимости, национализированных в 40-50-х годах.

В Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Словакии и Чехии этот процесс проходил почти одинаково спокойно (здесь сохранились кадастровые записи о прежних владельцах), но, при этом, собственность не возвращалась пособникам нацистов и эмигрантам. В Венгрии было выплачено в виде компенсаций - 450 млн $, в бывшей ГДР около 3 млрд марок. В Румынии реституция проводилась через суды, в том числе Европейский суд по правам человека. Затянулась реституция в Польше. Из 46 млрд долларов, запланированных на удовлетворение 170 тысяч исков, выплачено всего 12,5 млрд$, и то, в виде ценных бумаг, на которые можно получить недвижимость, землю или акции предприятий. Более того Польша до сих пор настаивает на возвращении западных территорий Украины, Белоруссии и Литвы, присоединенных к СССР в 1939 году.

Сложнее обстояло дело в странах, возникших после распада СССР. Здесь предстояло рассмотреть иски(виндикации) о восстановлении прав бывших собственников с 1917 года. В Латвии, Литве, Эстонии были приняты законы о реституции. Законодательство Латвии разрешало возврат имущества всем лицам, независимо от места проживания и гражданства. Собственниками большинства жилых домов оказались граждане Швеции, Финляндии и Дании, которые тут же продали её коммерческим структурам. Арендная плата за жилье оказалась непомерной и людей просто выселяли. Именно так народная артистка СССР Вия Артмане закончила жизнь в неотапливаемом сарае на хуторе в Стренчи. Только после вмешательства правительства, установившего максимальную ставку арендной платы, этот процесс был остановлен. Всего 68% граждан Латвии возвратили домовладения, остальные 15% граждане США, 3% в Австралии, по 2% были гражданами Израиля, Германии и Канады.

Желанная для украинцев евроинтеграция, сулит серьезные проблемы с возвращением собственности бывшим владельцам. Киевской власти не удастся обойти вопрос о реституции при приведении собственного законодательства в соответствие с законодательством Евросоюза. Если этот процесс наберет силу, а соискатели своей недвижимости уже готовят иски, то истерзанной «оранжевыми праздниками непослушания» и разрушительной гражданской войной с собственным населением, экономике «Нэзалежной» явно не справиться. Почти вся недвижимость Западной Украины состоит из экспроприированного имущества тысяч поляков, евреев, немцев, румын и венгров. Львов (до1918 года Лемберг) почти полностью, за исключением новостроек советского периода, был отстроен поляками, евреями и немцами.

Примерно такая же картина в Черновцах, Ивано-Франковске и Тернополе, здесь тоже немало бывшего имущества еврейских, и немецких семей. В целом, евреи, особо пострадавшие в годы второй мировой войны, уже претендуют на Украине на более чем 800 синагог, бывших еврейских школ и больниц, кладбищ. Тысячи украинских националистов осевших в Канаде и США готовят документы для реституции.

Подписав соглашение о политической ассоциации с ЕС 27 июня 2014 года, Украина в соответствии со ст. 2 и 14 обязана соблюдать Конвенцию по правам человека. Высшей судебной инстанцией для Украины в вопросах реституции станет Европейский суд, в который может обратиться, не прибегая к судебному разбирательству в самой Украине, любой бывший собственник. Знает ли об этом неискушенное население Украины, на плечи которого ложиться бремя неоплаченных счетов и возвращения собственности?

Термин "реституция" вызывает в первую очередь ассоциации процессом возвращения бывшим владельцам имущества , незаконно вывезенного после Второй мировой войны.

Однако данный термин (буквально означающий "возвращение к первоначальному состоянию") употребляется и когда речь заходит о требованиях возврата национализированного государством имущества бывшим частным владельцам.

В последние годы, после того как некоторые представители российской власти заявили о возможной приватизации бывших дворцов, особняков, усадеб и других памятников архитектуры, на содержание которых у государства денег нет, возник вопрос о возможном возврате этой собственности прежним хозяевам (вернее, их наследникам), владевшим ею до 1917 года.

Первыми об этом заговорили представители Русской Православной Церкви. Правда, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подчеркивал, что РПЦ претендует не на все земли, здания и прочее имущество, которые были отобраны большевиками, а только на те, которые смогут обрабатывать монастыри, которые необходимы для их жизнедеятельности.

Сложность данного вопроса заключается в том, что зачастую государство и радо бы возвратить РПЦ ее имущество, но у Церкви тоже нет денег на его содержание.

Так, в Ярославской области, где Церкви было передано 280 храмов, но 340 остались в собственности государства - РПЦ просто не смогла их "освоить". Помимо недвижимости, Церковь ставит вопрос и о возврате той собственности, которая находится сейчас в музеях, в первую очередь, икон. Проблема же реституции собственности, принадлежавшей частным лицам до 1917 года, так и остается "замороженной".

В России же до сих пор не принято ни одного закона, регулирующего имущественные отношения, возникшие до 1917 года. Большинство судебных исков прежних собственников проигрывается именно из-за полного отсутствия законодательных оснований для возврата собственности.

Как рассказывал председатель коллегии адвокатов "Князев и партнеры " Андрей Князев на страницах "Новых Известий", тенденция к возвращению и возрождению усадеб никак не подкреплена юридически: "К сожалению или к счастью… Да и вряд ли подобный закон будет принят в ближайшее время. Реституция, то есть возвращение старой собственности, в современной России невозможна. Тем более многие дворяне, пусть они и владели собственностью, но спустя 88 лет доказать свои права на усадьбы не в состоянии. Документы утеряны. В нынешних российских условиях дворяне юридически не имеют никаких льгот при аренде или покупке своего бывшего имущества. При торгах и при оформлении заявки на аренду они выступают наравне с любым другим гражданином Российской Федерации. Другое дело, какое решение примут местные власти. Да и покупателей на развалины усадеб в глухих селах, кроме дворян, наверное, найти трудно. Между тем связываться охранными обязательствами и вкладывать деньги в заведомо неприбыльное мероприятие сейчас способны лишь люди с глубокими нравственными традициями, каковыми и являются представители старой интеллигенции ".

В 2005 году в Санкт-Петербурге в агентстве "Росбалт" прошел круглый стол "Реституция - приглашение к диалогу". В заседании круглого стола приняли участие представители городского комитета по управлению государственным имуществом, депутаты Государственной думы, представители Имперского союза-ордена и приехавшие в Петербург носители древних аристократических фамилий.

Речь шла об особняках, которыми богат Петербург и его пригороды. Например, на Моховой улице стоит один из домов, принадлежавших князьям Оболенским, на набережной Фонтанки и на Преображенской площади - знаменитые особняки, когда-то принадлежавшие князьям Шаховским. Список этот можно продолжать вплоть до Зимнего дворца.

Все участники пресс-конференции, прошедшей в "Росбалте ", сошлись во мнении, что хотя предполагаемая приватизация дореволюционных дворцов и особняков во многом меняет ситуацию, полномасштабная реституция в России сейчас невозможна. Однако они сочли необходимым искать пути признания права наследников бывших владельцев участвовать в решении судеб имущества, которое когда-то принадлежало их предкам.

Напомним, что почти все страны Восточной Европы после крушения социалистической системы приняли законы о денационализации и реституции. При этом, здесь данный процесс оказался не столь сложен из-за меньшего срока давности. В Европе возвращалась недвижимость, национализированная в период 1940-50-х годов, тогда как в России этот срок гораздо больший — с 1917 года.

Были, правда, и на Западе случаи решения вопроса о реституции и через 150 лет. Так произошло, например, в Испании, когда наряду с возвратом собственности, национализированной режимом Франко, решением короля была возвращена и та, что была отнята в в середине XVIII века. Достаточно спокойно процесс реституции прошел в Венгрии, Болгарии, Чехии и Словакии. В этих странах в основном сохранились кадастровые записи о прежних владельцах, и в настоящий момент им передано 96% их бывшего имущества.

Сложнее обстоит дело с реституцией в Польше. Закон о восстановлении прав собственности был принят сеймом в 2001 году, утвержден сенатом, но до сих пор не подписан президентом. Польское общество очень сильно разделено на выступающих за восстановление прав прежних собственников и ставящих во главу угла социальную справедливость.

Кстати, немаловажную роль играет здесь национальный фактор: большой частью имущества в довоенной Польше владели граждане Германии, и многие поляки выступают против возвращения им собственности.

Среди бывших республик СССР законы о реституции были приняты в Литве, Латвии и Эстонии. Однако в двух последних странах в связи с этим возникли весьма существенные проблемы. В результате принятия законов о возврате имущества, национализированного в советское время, его бывшим владельцам большая часть жилых домов в Латвии и Эстонии оказалась в руках шведских, датских и финских граждан, многие из которых решили тут же продать ее коммерческим структурам.

Новоявленные владельцы часто не имели средств на содержание обретенных домов и существенно поднимали арендную плату для жильцов. Вопрос стал настолько острым, что правительство Латвии, например, было вынуждено принять специальное постановление, регулирующее максимальную ставку арендной платы в денационализированных домах, а затем постоянное продлевать срок его действия.

Реституция — это восстановление имущественных прав собственников, их потомков или правопреемников на землю, недвижимое имущество, средства производства, культурные ценности, которые ранее были национализированы, конфискованы, изъяты против воли собственников в собственность государства. Почти все страны Восточной Европы после крушения социалистической системы приняли законы о денационализации и реституции.

В Восточной Европе возвращалась недвижимость, национализированная в 40 - 50-х годах. В силу этого процесс реституции достаточно спокойно прошел в Венгрии, Болгарии, Чехии и Словакии, хотя и здесь были свои ограничения и подводные камни, тогда как на территориях стран, появившихся как черт из табакерки, после саморазвала СССР этот срок гораздо больший - с 1917 года, а значит, и накопившихся проблем гораздо больше. Кого считать главным претендентом на реституцию, помещиков - лишившихся земли в 17-м, кулаков, получивших её тогда же и лишившихся в 30-е годы, поляков - получивших земли в крёсах в 20-е от польского правительства и изгнанных с неё после 39-го Советами и чем больше вопросов - тем меньше ответов. Во всех странах это происходило по - разному, но практически везде сотрудничество с нацистами считалось отягощающим фактором.

В Словакии собственность, конфискованная после 1948 года, не возвращалась пособникам фашистов, а также эмигрантам. Словацкие граждане могли её вернуть в течение срока от 6 месяцев до 3-х лет. Возвращалось имущество церкви и еврейских общин, кроме зданий, занятых учреждениями здравоохранения, культуры, спорта и социальными службами (детдома и др.). До 2004 года существовала возможность возврата конфискованных земель.

В Венгрии сумма компенсации за конфискованное имущество составила около 100 млрд. форинтов (100 форинтов = 0, 45 доллара США, т.е. всего на сумму 450 млн. долларов). Заявителям выдавались так называемые боны, или купоны (без права обмена на деньги), для вложения в приватизируемое государственное имущество, жилье, а также земельные участки. Максимальная сумма компенсации не должна была превышать 5 млн. форинтов.

При реституции в Восточной Германии (бывшей ГДР) в 90-е годы бывшим хозяевам вернули шесть тысяч предприятий. Но многим при этом выплачивалась компенсация, если участок был продан властями третьему лицу, используется в общественно-полезных целях (школы, детсады, дороги, объекты соцкультбыта), занят предприятием или нет возможности изъять его, не причинив ущерба производству, застроен новыми домами в жилом районе или был экспроприирован по решению оккупационных органов в 1945-1949 гг. При стоимости объекта до 10 тыс. марок бывшим собственникам выплачивалось 100%, при стоимости до 100 тыс. марок - 40%, до 500 тыс. марок - 25%, до 1 млн. марок - 20%. Общая сумма реституционного фонда составила около 3 млрд. немецких марок*, к которым позже добавилось 5 млрд. евро из госбюджета. Всего было проведено около 500 тысяч реституций.

В этих государствах в основном сохранились кадастровые записи о прежних владельцах, и в настоящий момент им передано свыше 96% их бывшего имущества. Сложнее обстоит дело с реституцией в Польше. Закон о восстановлении прав собственности был принят сеймом в 2001 году, утвержден сенатом, но до сих пор не подписан президентом. Польское общество очень сильно разделено на выступающих за восстановление прав прежних собственников и его противников. Здесь немаловажную роль играет национальный фактор: большой частью имущества в довоенной Польше владели граждане Германии, и многие поляки выступают против возвращения им собственности. Согласно польскому законодательству, возвращалась собственность, национализированная в 1944-1962 гг., лишь гражданам Польши и лицам, сохранившим польское гражданство до 1999 года. Компенсации предусматривались за имущество, отошедшее в итоге Второй мировой войны к Литве, Белоруссии и Украине. Если возврат в натуре был невозможен, собственники получали ценные бумаги стоимостью 50% рыночной цены недвижимости. Изначально планировалось потратить на реституцию $46 млрд. (поступило 170 тыс. заявлений), однако пока удалось обойтись $12,5 млрд. в виде ценных бумаг, за которые можно было получить землю, недвижимость или акции приватизированных предприятий. В Польше с 90-х годов активно заявил о себе так называемый «кресовый рух». То есть ультрапатриотические организации, которые выступают за возвращение Польше земель Западной Украины, Белоруссии, Литвы, а некоторые из них даже выдвигают лозунги возобновления границ образца 1772 года по Днепру. При поддержке и частичном финансировании государства создан фонд помощи полякам на Востоке. Его представители ведут реестр собственности, которую утратили поляки после 1945 года. Сейм Польши даже создал рабочую группу по вопросам «восточных крёсов». Так упорно в Польше именуют земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Таким образом, Сейм сделал серьезный реверанс в сторону националистических и шовинистических организаций, которые неприкрыто выдвигают территориальные претензии к Украине, Белоруссии и Литве.

Болгария провела лишь реституцию земель, магазинов, домов, мастерских и мелких предприятий. Крупные предприятия остались в руках государства. Но из-за низкой конкурентоспособности болгарской экономики на международном рынке предприятия продолжали субсидироваться государством. После дефолта и 1000% инфляции 96% всей собственности было возвращено прежним владельцам.

В Румынии решения о реституции принимались через суды, включая Европейский суд по правам человека, для которого было достаточно признания собственником в суде любой инстанции. В 2003 году возврат бывшим собственникам имущества был закреплён на уровне закона.

Среди бывших республик СССР законы о реституции были приняты в Литве, Латвии и Эстонии. Однако в двух последних странах в связи с этим возникли весьма существенные проблемы. В результате принятия законов о возврате имущества, национализированного в советское время, его бывшим владельцам большая часть жилых домов в Латвии и Эстонии оказалась в руках шведских, датских и финских граждан, многие из которых решили тут же продать ее коммерческим структурам. Новоявленные владельцы часто не имели средств на содержание обретенных домов и существенно поднимали арендную плату для жильцов. Вопрос стал настолько острым, что правительство Латвии, например, было вынуждено принять специальное постановление, регулирующее максимальную ставку арендной платы в денационализированных домах, а затем постоянное продлевать срок его действия.

На Украине тоже хватает претендентов на возвращение имущества. Вся Западная Украина - сплошь и рядом бывшие владения польской шляхты (очевидно, недаром Польша так яростно лоббирует вступление Украины в ЕС). В результате революции 1917 года, Второй мировой и Великой Отечественной войны Украину вынуждены были покинуть и оставить экспроприированное имущество тысячи поляков, евреев, немцев, русских, румын, венгров и множество других национальностей и народностей. Во Львове не только весь исторический центр города, но и его окрестности, не считая советских новостроек, построенных позднее, принадлежали веками полякам, евреям и немцам. После присоединения Западной Украины к СССР этих «иностранцев» выгоняли из их домов местные «незаможные селяне» из окрестных сёл, уничтожали бандеровцы или ОУНовцы, а после войны депортировали национал - коммунистические власти УССР. «Брошенное» жилье заняли в основном малограмотные галичане - лимитчики из соседних сел, получившие от более культурных соседей ласковое название «рагули», и, немногочисленные, приехавшие по оргнабору для создания и руководства новыми заводами и предприятиями, которых никогда не было в заштатной столице «крёсов» польской Галиции, квалифицированные специалисты из Восточной Украины и России. Так сформировалось его новое щиро - свидомое псевдогородское население. Кроме польских владений, немалая часть старых зданий в Черновцах, Тернополе, Ивано-Франковске - это бывшее имущество еврейских, и немецких семей. К слову, евреи претендуют на Украине более чем на 800 культовых сооружений, кладбищ, бывших еврейских школ и больниц.

Отдельная тема - имущественные требования целых национальных объединений.

Так, еще в 2006 году ряд объединений татар полуострова («Азал-тык», «Койдешлер», «Намус» и «Черкез-Кермен») требовали от Украины проведения реституции имущества, конфискованного у них при выселении из Тавриды в 44-м году. По мнению самих таврических татар, реституции должно подлежать 997 тыс. га земли, а также имущества на 30-40 млрд. долларов. Хотя для Украины это сильно напоминает исторический анекдот о русском баснописце: «Хозяин дома, в котором Крылов нанимал квартиру, составил контракт и принес ему для подписи. В этом контракте, между прочим, было написано, чтоб он, Крылов, был осторожен с огнем, а буде, чего Боже сохрани, дом сгорит по его неосторожности, то он обязан тотчас заплатить стоимость дома, именно 60 000 руб. ассигнациями. Крылов подписал контракт и к сумме 60 000 прибавил еще два нуля, что составило 6 000 000 руб. ассигнациями. «Возьмите,— сказал Крылов, отдавая контракт хозяину.— Я на все пункты согласен, но, для того чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 руб. ассигнациями поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы». Памятуя, что при раскладе 40.000.000.000 долларов на каждое ры…простите, на нос достанется в среднем 160.000 зелёных, если же перевести на самую лучшую валюту усих времён и народов, то получится на каждого татарина, включая новорожденных младенцев по 1.280.000 гривен. Неплохо, если учитывать, что эти деньги должны выплачивать или русские Тавриды, тогда получается, что 9/10 населения должны каждый (тоже включая грудного младенца) отдать по 16.000 американских рубликов, или 128.000 грн с каждого «непринесённого ветром», или же (если согласятся выплачивать и галицаи) каждый гражданин Украины выплатит дань возвращенцам из солнечного Узбекистана примерно до 1000 доллАров, а что, ….почему бы нет! Правда, хотелось бы, чтобы онную сумму наскребли сторонники Тягнибока и его эмиссара от «Своло…Свободы» в Тавриде, некоего Леонова, особливо трепетно любЯщие татар (кто девочку ужинает, тот её и танцует).

При том, что на Западе были случаи решения вопроса о реституции и через 150 лет. Так произошло, например, в Испании, когда наряду с возвратом собственности, национализированной режимом Франко, решением короля была возвращена и та, что была отнята в середине XVIII века, а, значит, согласно праву и прецеденту, аналогичные требования могут предъявить все, чьи предки владели собственностью на территории Тавриды когда - то. Вообще меня радует стремление к демократии и справедливости «братьев наших меньших», если судить, что всего пахотной земли на полуострове 1264,6 тыс. га, а требуют всего - то 1000 тыс. га для 1/10 населения, всё - таки оставляя чуть больше четверти для остальных 9/10, то это уже не совсем плохо, могли потребовать просто прикрепить «непринесённых ветром» ко всей земле как спартанцы илотов Лаконики. Демократия-с для «коренных» и право работать для ИХ пользы остальных - понаехавших, почти по коту Матроскину… Для сравнения требований наших соседей по «ордену планеты Земля», бывшей ГДР (примерно 18 млн. человек) и Венгрии (примерно 10,3 млн. человек) надо посмотреть суммы и сравнить, это я предоставляю читателям… комментарии оставьте при себе. Я тоже воздержусь…

Евг. Попов

*1 евро = 1,95583 немецкой марки (на момент перехода на евро),

** Земельные угодья, составляющие
экологическую сеть Автономной Республики Крым

Площади угодий

% от общей площади
АРК

Сенокосы и пастбища

Лесные земли и другие покрытые лесом площади - всего

в том числе:

покрытые лесом земли лесного фонда

не покрытые лесной растительностью

под защитными лесными насаждениями

под кустарниками

Болота природоохранного назначения

Открытые земли без растительного покрова
или с незначительным растительным покровом

Воды - всего

в том числе:

природные водные объекты

искусственные водные объекты

ВСЕГО

Земельные ресурсы Автономной Республики Крым.

Земельный фонд Автономной Республики Крым по состоянию на 01.01.2010. составляет 2608,1 тыс. га, из них 1798,9 тыс. га, или 69 % составляют сельскохозяйственные угодья, что свидетельствует о высоком уровне сельскохозяйственной освоенности земель.

В структуре сельскохозяйственных угодий:

1264,6 тыс. га (70 %) - пашня,

12,6 тыс. га (0,7 %) - залежи;

80,6 тыс. га (4,5 %) - многолетние насаждения;

2,0 тыс. га (0,1%) - сенокосы;

439,1 тыс. га (24,7 %) - пастбища.

Площадь земельного фонда в расчете на 1 жителя республики составляет 1,24 га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 0,85 га, из них пашни - 0,6 га. По Украине в целом эти показатели составляют соответственно 1,21 га, 0,84 га и 0,66 га. При реституции земель и домов, причем на южном побережье, где сторонники Меджлиса особенно усиленно добиваются участков в частную собственность «коренных», потребуется выселить почти всё проживающее там сегодня население, ведь как было указано выше, они требуют возвращения 997 тыс. га земли, что составит 3,98 га площади земельного фонда на одного человека при упомянутой численности 250 тысяч.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ