Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г . наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ, принимаем Конституцию РФ». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции РФ не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции РФ, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России.


Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

Конституции СССР и РСФСР: исторические условия разработки и принятия, особенности содержания и структуры.

Причинами замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.

Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата.

Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б). Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. . Высшим органом государственной власти Советского союза стал двухпалатный Верховный совет СССР.

Основные черты и юридические свойства конституции. Классификация конституций.

Основные черты конституции характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны.

Основными чертами Конституции РФ можно назвать основополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Эти характеристики в чем-то могут оставаться идеалами, к которым следует стремиться.

Основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, что конституционное регулирование носит обобщающий характер. Ее задачи: во-первых, раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях; во-вторых, использовать для этого минимум норм; в-третьих, в этих нормах ясно и четко отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства.

Данная черта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, но ее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основных законов. Что включить в конституцию, а что нет, - эти вопросы решаются не только с объективных позиций общественно-политического развития соответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституцию готовит и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предмете конституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи) конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественных отношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания или непопадания в круг так называемых конституционных отношений. В результате этого может создаться мнение о том, что только конституционные правоотношения значимы для общества. Но это не так. В ряде случаев конституционные нормы прямо указывают на данное обстоятельство. Именно такой вариант избран в Конституции РФ 1993 г. по отношению к правам и свободам человека и гражданина: в ч. 1 ст. 55 сказано, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человечка и гражданина. Раз так, то свою роль играет и их текущее законодательное регулирование.

Таким образом, основополагающий характер конституции и ее норм следует брать как факт социально-политической ценности, а не как предпосылку «вечности» того или иного реестра общественных отношений только потому, что они попали в конституцию.

Народность - эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.

Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа. Народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития государства.

Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии нового основного закона. При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения. Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности, как принятие ее путем референдума (всенародного голосования), состоявшегося 12 декабря 1993 г.

Реальность как одну из основных черт конституцийсвязывают с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. У граждан следует воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать все нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения. И наоборот, даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных норм, это поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

Стабильность как одна из основных черт конституции - это длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Устойчива формация, - стабильна и конституция; находится формация в стадии создания, переживает переходный период - следует ожидать изменений конституции. Может происходить и более нежелательное явление - конституция останется незыблемой на бумаге, а общественные отношения уйдут дальше, а то и получат основу в актах неконституционного уровня.

Вместе со стабильностью перед конституцией стоит вечная проблема динамизма. Избежать изменений конституции в принципе нельзя, весь мировой опыт показывает, что через это приходится проходить государствам при любых системах. Однако динамическое начало в конституционном регулировании должно содействовать тому, чтобы конституция была не только законом на бумаге, но и актом прямого действия.

Стабильность конституций их создатели нередко пытаются обеспечить усложненным порядком внесения изменений в основной закон. Этот путь был избран и для действующей Конституции РФ 1993. Однако такой вариант для самой стабильности конституции почти ничего не дает.

Если со временем будет очевидно несоответствие основного закона государства, конституция превратится в суперконсервативный документ. Общественное развитие будет задерживаться или пойдет вперед, не обращая внимания на конституцию. Приобретая в данном случае «антиконституционный» характер, оно неизбежно поставит вопрос о соответствии конституции потребностям общества. И каким бы усложненным ни был порядок ее изменения, это неминуемо произойдет.

Юридические свойства конституции - это ее признаки как основного закона государства. От обычных законов конституция отличается следующими признаками:

Конституция - основной закон государства;

Она обладает юридическим верховенством;

Является базой текущего законодательства;

Для нее установлен особый порядок принятия и изменения.

Рассмотрим их подробнее.

Конституция - основной закон государства . Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Конституция - принимаемый народом непосредственно либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу российского государства. В России Конституция - это единый и единственный акт. В науке конституционного (государственного) права основной закон, представленный одним актом, принято называть «писаной кодифицированной конституцией».

В некоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Они называются обычно «конституционными законами». Если официально обозначена роль таких актов как дополнения к конституции, их в совокупности с нею следует рассматривать как единую «писаную конституцию».

Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральных конституционных законов (ФКЗ), мы должны ответить на вопросы: что представляют собой эти законы. Для наглядности укажем на некоторые из них:

1) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);

2) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);

3) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описание и порядок официального использования (ч. 1 ст. 70);

4) о референдуме РФ (п. «в» ст. 84);

5) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);

6) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ст. 56 ч. 1 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия;

7) о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) и др.

С учетом перечня можно видеть лишь один повод для введения категории «федеральных конституционных законов» в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее и стабильнее.

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Нормативные правовые акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано конституцией, они не вправе говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. Нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.

Юридическое верховенствоконституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Конституция РФ делает это следующими методами:

Прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов - о гражданстве (ст. 60), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59), о статусе столицы РФ (ст. 70), об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ст. 77), о порядке выборов Президента РФ (ст. 81) и др.;

Использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются «федеральным законом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ст. 36 ч. 3, закрепляющей право частной собственности на землю, «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» и др.;

Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, согласно ст. 43, посвященной праву граждан на образование, Россия «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Ясно, что для этого понадобится соответствующий нормативный акт;

Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Очевидно, что применение данной нормы без специального закона попросту невозможно.

Завершая рассмотрение данного аспекта, добавим, что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ст. 35 ч. 1 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права. Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию» 4 .

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства 5 .

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть, специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Ещё одной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений 6 .

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях 7 .

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

К характерным чертам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах 8 .

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17) 9 .

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов.

Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5 ст.125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего, подтверждается следующими правовыми аргументами 10 .

В президентской республике президент является главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).

Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства 11 .

И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы построения федеративной организации государства.

Действующая Конституция РФ обладает рядом юридических свойств, которые выделяют ее в ряду иных законов.

  • 1. Учредительный характер Конституции РФ заключается в том, что ее нормами учреждается правовая основа всей общественной жизни, поскольку Конституцией устанавливаются главные правила во взаимоотношениях государства, общества и отдельного человека.
  • 2. Верховенство Конституции РФ выражается в том, что она занимает главенствующее положение во всей иерархически выстроенной системе источников права, действующих в стране.
  • 3. Высшая юридическая сила Конституции РФ означает, что ни один закон, подзаконный акт, а тем более акт применения права не может противоречить нормам Конституции. Таким образом, конституционные нормы обладают особой, высшей обязательностью среди всех действующих норм права. Интересно, что внутри самой Конституции РФ есть такая часть (имеется в виду гл. 1 "Основы конституционного строя"), которая обладает еще более высокой юридической силой, чем остальные положения Конституции. В ч. 2 ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Высшая степень обязательности конституционных норм обеспечивается особым механизмом их защиты, в котором важнейшая роль принадлежит Конституционному Суду РФ и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
  • 4. Конституция РФ является юридической основой действующего российского законодательства. Данное свойство имеет несколько проявлений:
  • 1) в Конституции перечислены виды нормативных правовых актов (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые развивают положения Основного Закона;
  • 2) Конституция установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, указав четко на предмет их регулирования ;
  • 3) в ней определены общеправовые принципы и специальные принципы правового регулирования в разных сферах общественных отношений (например, согласно ч. 1 ст. 54 действует общий правовой принцип: "закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", при регулировании федеративных отношений надо следовать принципам федерализма, установленным ст. 5, а при формировании правового статуса государственных органов – сообразовываться с принципом разделения властей (ст. 10);
  • 4) в Конституции упомянуты отдельные предметы регулирования для федеральных законов (так, в соответствии с ч. 2 ст. 47 федеральным законом должны быть предусмотрены случаи, когда обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей), а также содержатся такие положения, которые побуждают законодателя к изданию соответствующих нормативных актов , из них логически может быть выведена необходимость принятия законов.
  • 5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15). Это означает, что конституционные нормы могут быть реализованы (т.е. использованы, исполнены, соблюдены, применены) непосредственно, не требуют создания разъясняющих и уточняющих их законов в качестве непременного условия реализации. Конечно, законы с таким содержанием могут и должны создаваться, но и в их отсутствие нормы Конституции не будут "спящими". Смысл данного свойства хорошо виден на примере правоприменительной деятельности судов.

Если задуматься над вопросом о том, можно ли суду, в случае если при рассмотрении дела он обнаружит, что подлежащая применению норма закона неконституционна, вместо такой нормы непосредственно использовать подходящую (хотя, возможно, и более общую по содержанию) норму Конституции РФ, то, исходя из принципа прямого действия Конституции, утвердительный ответ, вроде бы, очевиден. Но потребовались решения высших судебных инстанций России, прежде чем суды уверенно пошли по этому пути .

6. Стабильность Конституции РФ, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Совершенно ясно, что тот нормативный правовой акт, который призван служить основой правопорядка в стране, не может слишком часто пересматриваться. Устойчивость правопорядка и стабильность Конституции взаимосвязаны. Поэтому, как правило, конституции изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами. Принято даже в зависимости от порядка изменения подразделять конституции на группы: гибкие, жесткие, особо жесткие. Если же разные части конституции изменяются в особом порядке, то такой вариант принято называть смешанным порядком изменения конституции. Именно последний из упомянутых вариантов сложился в России.

Существует четыре процедуры внесения изменений в Конституцию РФ. Все они получили закрепление в ст. 134– 137 гл. 9 Основного Закона.

Для внесения поправок и пересмотра Конституции РФ общим моментом является перечень субъектов, инициирующих эти две различные процедуры. Он определен в ст. 134 Конституции РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы .

В остальных аспектах указанные процедуры заметно отличаются друг от друга.

  • См. об этом подробнее гл. 4 настоящего пособия.
  • Например, в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Очевидно, что установление стандартов и поддержка форм образования требуют более детального законодательного регулирования.
  • В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" говорилось, что суд нс обращается в Конституционный Суд РФ, если он пришел к убеждению о несоответствии закона Конституции, а делает это лишь тогда, когда у него есть сомнение в такой оценке закона. Это положение вызвало дискуссию среди ученых и практиков. В итоге Конституционный Суд РФ обратился к данному вопросу в своем постановлении от 16.06.1998 № 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации". Было разъяснено, что предусмотренное ч. 4 ст. 125 обращение иных судов с запросами в Конституционный Суд РФ (в случае, когда они столкнулись в конкретном деле с тем, что закон, подлежащий применению, неконституционен) надо рассматривать именно как его обязанность, поскольку законы должны действовать единообразно на всей территории Российской Федерации. Таким образом, окончательную ясность в вопрос о конституционности любого "сомнительного" положения федерального закона должен вносить именно Конституционный Суд РФ.
  • Право законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ принадлежит несколько иному кругу субъектов. Так, в частности, с инициативой внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра не могут выступать отдельные депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Основные черты и юридические свойства Конституции отражают ее особое место в системе права и специфику механизма конституционного регулирования наиболее важных общественных отношений. К числу характерных черт Конституции относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, Конституция как основа системы права.

Легитимность Конституции проявляется в том, что она принимается:

− законно избранным представительным органом государства (Парламент)

− учредительным собранием, специально созданным для принятия Конституции и народом, путем референдума.

Легитимность Конституции связана с ее учредительным характером. В Конституции получает выражение государственная воля народа, а так же закрепляются основы государственной и общественной жизни.

Легитимный характер Конституции Республики Беларусь 1994 года проявился в том, что она была принята Верховным Советом Республики Беларусь. Легитимность изменений в Конституцию Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года проявились в том, что они были приняты на всебелорусском референдуме.

Перспективность Конституции проявляется в том, что закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом, Конституция содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства, вот почему Конституции присущ прогностический характер. Конституция закрепляет цели и задачи государственного, политического и социально – экономического развития общества. Программные положения включены в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направление в экономическом, политическом, социально–культурном развитии в разделе «Основы конституционного строя». В преамбуле Конституции Республики Беларусь провозглашается ответственность за настоящее и будущее Беларуси. Стремление утвердить права и свободы граждан Республики Беларусь, обеспечить гражданские права и свободы граждан Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, устои народовластия и правового государства.

Реальность является весьма важной чертой Конституции. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально – экономическим условиям развития общества и государства можно говорить, о реальности Конституции. Реальность Конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, укрепления режима законности и правопорядка. В отличие от конституций Беларуси советского периода, Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года в значительной мере приближена к действительности.

Преемственность Конституции предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, то есть историко-культурные ценности, государственное устройство, форма правления и т.д. Идея преемственности Конституции Республики Беларусь содержится в её преамбуле: «опираясь на многовековую историю белорусской государственности...». Преемственность закрепляется в сохранении роли Конституции как основного закона государства, обеспечение ее верховенства в системе законодательства, обогащение традиционных институтов. В тоже время каждая новая Конституция отражает качественные сдвиги в экономической, социальной, политической структуре, государственном устройстве и т.д.

Как итоговый документ, Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений сложившихся к моменту ее принятия. Являясь юридическим отражением хода исторического процесса в целом и конкретного этапа развития общества и государства в частности.

Конституция обладая высшей юридической силой, занимает верховенство в правовой системе Республики Беларусь. Верховенство – это приоритетное положение в системе законодательства. Если при рассмотрении конкретного дела суд найдет несоответствие нормативного акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта не конституционным (ст. 112. Конституции Республики Беларусь). Верховенство Конституции требует эффективного механизма её реализации, обеспечение прямого действия норм, традиций, уважительном отношении личности к праву.

Стабильность является одной из наиболее важных свойств Конституция – акт долговременного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права. Стабильность Конституции – основное условие порядка и законности. Укрепление механизма осуществления властных государственных функций, гуманное отношение государства к личности. Вместе с тем, стабильность не означает неизменяемости Конституции, стабильность должна сочетаться с подвижностью, поэтому Конституция периодически приводится в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Благодаря единству стабильности и подвижности Конституция сохраняет реальность. Надо отметить, что для принятия новой Конституции необходимо своеобразное накопление в развитии общественных отношений. Тогда происходит определенное преобразование качества общественных отношений, что составляет объект Конституционного регулирования. Предварительно используется такая форма как апробация новых конституционных отношений на практике с внесением поправок в действующее законодательство.

Гарантией стабильности Конституции Республики Беларусь является порядок ее принятия, изменения и дополнения (8 раздел Конституции Республики Беларусь).

Конституция является основой системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках, устанавливая исходные начала функции всей системы права. При этом Конституция входит в систему каждой отрасли права и законодательства в целом как базовый источник. Система законодательства – формируется на основе Конституции Республики Беларусь. Конституция устанавливает принципы текущего законодательства, если для Конституции характерно закрепление принципов и общих положений, то для текущего законодательства характерна реализация конституционных норм в конкретных правоотношениях.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ