Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Глава 39. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

4. Юридическое дело.

1. Правоприменительная деятельность как часть техники юриспруденции.

Применение права отличается сложностью, многоаспектностью.

Главное и определяющее в применении права - социально-политический аспект, характеризующий его в качестве важнейшего компонента правового регулирования (I.19.1.). Применение права, рассматриваемое с социально-политической стороны, конкретизированно, по отношению к данному случаю дополняет властность юридических норм своей властностью, обеспечивает реализацию норм права, доведение ее до конца, активно гарантирует, продолжает и завершает в индивидуально-правовом, поднормативном порядке регулирование соответствующих отношений.

На основании социально-политической характеристики раскрывается и другая сторона применения права - его организационный, технико-юридический аспект. С этой стороны применение права выступает в виде правоприменительной деятельности.

Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.

В соответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных, законом установленных формах (I.19.7.). В условиях режима социалистической законности применение права облекается в процедурно-процессуальные формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений.

Значение специально-юридического, технико-юридического аспекта применения права обусловлено тем, что здесь оно выступает в виде такой деятельности, которая относится к технике юриспруденции и потому самым непосредственным образом связана с практической работой юристов. Именно в этой плоскости в специальных юридических науках и в общей теории права сложился комплекс специальных вопросов применения права (о юридическом познании, доказывании, порядке вынесения решения и др.), которые и определяют содержание данного раздела курса.

Рассматривая правоприменительную деятельность как часть техники юриспруденции, нельзя вместе с тем упускать главное и определяющее в применении права - его социально-политический аспект. Отсюда - качественное различие правоприменительной деятельности в эксплуататорском и социалистическом обществах.

В социалистическом обществе правоприменительные органы, осуществляя управленческие, социально-политические функции, выполняют также профилактические, воспитательные задачи. Хотя осуществление такого рода задач и выходит за рамки чисто правоприменительных операций, профилактическая, воспитательная деятельность компетентных органов накладывает отпечаток и на действия по применению юридических норм (например, в предмет доказывания входят существенные обстоятельства, выяснение которых вызывается необходимостью решения профилактических, воспитательных задач).

Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам.

Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление).

Обе стороны интеллектуально-волевого содержания правоприменительной деятельности взаимосвязаны. Познание фактов действительности дает необходимую информацию для принимаемого решения, которое всегда опирается на данные, полученные в результате познания фактов.

2. Юридическое познание. Его особенности при применении права.

Юридическое познание при применении права относится к специальному, т. е. такому, которое осуществляется в рамках практической деятельности и для нее (II.38.4.).

Юридическое познание не ставит своей целью выяснение закономерностей данных явлений, их социально-политической, экономической сущности; в то же время оно не является стихийно-случайным (бытовым), а имеет направленный характер, нацелено на изучение данных фактов, обстоятельств в связи с практическими задачами - применением юридических норм. Таким образом, юридическое познание имеет локальный предмет и сравнительно ограниченные задачи. Кроме того, этот вид познания (прежде всего судебное) характеризуется особыми способами, приемами, формами установления фактов, которые в той или иной мере получают регламентацию в законодательстве.

В социалистическом обществе, не будучи теоретическим (в строгом смысле слова), юридическое познание опирается на данные науки. Руководящее значение здесь, как и вообще в познании объективной действительности, имеет диалектический метод, марксистско-ленинская теория отражения. Использование диалектического метода обеспечивает уяснение содержания юридических норм, исследование и оценку всех полученных фактических данных в их взаимной связи, выделение случайного и необходимого, разграничение существенных и формальных моментов и т. д.

Юридическое познание складывается из двух главных разновидностей: во-первых, из познания правовых предписаний, образующих юридическую основу применения (толкования -11.38. 1–4), и, во-вторых, из познания фактических обстоятельств дела. В своей совокупности они образуют один из общих, сквозных элементов применения права - интеллектуальную сторону его содержания.

Юридическое познание может быть: а) непосредственным и б) опосредствованным.

Непосредственное познание (когда чувственно воспринимаемый объект является предметом прямого познания) в области применения права, в особенности в судебной деятельности, имеет узкое значение. Сюда может быть отнесено, например, установление факта противоправного деяния при наложении административным органом санкции на месте правонарушения, а в судебной деятельности - восприятие судом в процессуальных формах юридических фактов, которые продолжают существовать и в момент рассмотрения данного юридического дела и которые непосредственно познаются судом (например, непосредственное установление судом характера изолированности спорной комнаты, ее положения как проходной).

Определяющая роль в юридическом познании принадлежит опосредствованной деятельности. Так, при установлении фактических обстоятельств дела воспроизведение действительности происходит при помощи других фактических данных-доказательств. И это вполне понятно. Обстоятельства дела, устанавливаемые правоприменительными органами, относятся по большей части к прошлому. Они, как правило, могут быть воспроизведены при помощи определенной информации - отпечатков, следов, оставленных на вещах, и т. д. Опосредствованный характер имеет и юридическое познание правовых норм - толкование: оно осуществляется через словесно-документальную форму, форму юридического выражения воли законодателя (о доказывании см. 11.40.2.).

3. Принцип объективной истины.

Это - выраженное в социалистическом праве требование, согласно которому решение правоприменительного органа должно полно и точно соответствовать объективной действительности.

Надлежащее (правильное) применение юридических норм обеспечивается тогда, когда юридическое познание осуществляется в строгом соответствии с принципом объективной истины. Непосредственным выражением этого принципа в социалистическом обществе является обязанность правоприменительных органов (судов, следственных органов, арбитража и др.) принять все необходимые и доступные меры для всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств дела, прав и обязанностей субъектов, правового значения фактов.

Принцип объективной истины - общий принцип юридического познания. Не только судебные органы по уголовным и гражданским делам, но и все органы, деятельность которых связана с применением права, должны руководствоваться принципом объективной истины в качестве ближайшей цели разрешения юридических дел.

В социалистическом обществе принцип объективной истины, будучи юридическим принципом, с философской стороны обосновывается марксистско-ленинской теорией познания (отражения), в частности философскими положениями о познаваемости мира, о достоверности человеческих знаний, об их объективном характере, независимости ни от человека, ни от человечества. Понятие истины в юридических делах в полной мере соответствует такому общему философскому понятию объективной истины. Она понимается как правильное отражение в нашем сознании обстоятельств дела, включая их юридическое значение. С этой точки зрения вполне целесообразно применение для характеристики истины в юридических делах философского термина «объективная истина».

Предметом истинных суждений при применении юридических норм являются все факты объективной действительности, связанные с юридическим делом. Понятие же объективной действительности охватывает не только сами по себе голые факты, но и их социально-правовое значение (в том числе общественную опасность противоправных деяний). К фактам объективной действительности относятся также самое право, права и обязанности субъектов. Словом, предметом истинных суждений при применении права является все то объективное в наших знаниях, которое составляет интеллектуальную сторону содержания правоприменительной деятельности.

Вместе с тем в предмет объективной истины не входит волевая сторона содержания правоприменительной деятельности. Государственно-волевое решение право-применительного органа основывается на истинных суждениях о фактах объективной действительности, но само по себе оно выражает творчески-организующие (и, следовательно, субъективные) моменты применения права. Это относится, в частности, к волевой стороне решений, направленных на индивидуальное регулирование общественных отношений (например, при определении меры наказания по уголовным делам).

Истина в юридическом деле должна быть полной, точной, действительной, т. е. объективной истиной в самом строгом, философском значении этого слова; знания правоприменительного органа об обстоятельствах дела должны полно и точно соответствовать реальным фактам объективной действительности в их правовом значении.

Вместе с тем следует учитывать два существенных обстоятельства.

Во-первых, в соответствии с особенностями познания, осуществляемого в процессе применения права, объективная истина в юридическом деле носит ограниченный по предмету и содержанию характер. В отличие от теоретического познания здесь не ставится задача выявить все свойства, связи и опосредования фактов, установить объективные закономерности явлений, их социально-политическую, экономическую сущность. В литературе правильно обращено внимание на то, что истина в судебном исследовании с точки зрения содержания устанавливаемых в ней явлений имеет строго определенные, очерченные законом рамки и не является безграничной и всеобъемлющей.

Кроме того, известная ограниченность содержания объективной истины в области права обусловлена действием всей совокупности свойственных данной правовой системе принципов, правовых начал (например, действительный гуманизм социалистического права не допускает использования во имя истины таких средств, как пытка). В некоторых же областях права (в частности, гражданском процессуальном) в соответствии с принципом допустимости доказательств может случиться так, что действительный факт отвергается судом в связи с отсутствием доказательств определенного вида (например, письменных доказательств, удостоверивших факт заключения договора). И хотя в конечном счете, в правосудном, правоприменительком процессе в целом принцип объективной истины торжествует, в данном конкретном случае перед нами все же определенное отступление от рассматриваемого принципа.

Во-вторых, в отдельных случаях возможны отступления от принципа объективной истины в силу определенных внешних и субъективных причин. Решающее здесь- социально-политический строй, характер и строгость требований законности.

Так, в эксплуататорских обществах судебные и другие правоприменительные органы во имя классовых интересов далеко не всегда стремятся доказать объективную истину по делу. В социалистическом обществе принцип объективной истины - основополагающее начало правоприменительной деятельности, выражающее гуманные основы социалистического строя, требования строжайшей социалистической законности.

Но даже в условиях строгой законности возможны случаи, когда отдельные работники правоприменительных органов могут проявить ненадлежащую тщательность при решении юридических дел. Порой отрицательно сказывается на результатах юридической работы то, что в отдельных областях применения права (например, в области административного процесса) еще нет достаточно четкой правовой регламентации, направленной на обеспечение принципа объективной истины. Все это может привести к ошибкам при решении юридических дел, к тому, что объективная истина не будет достигнута.

С учетом этого в советском законодательстве предусматриваются процессуальные гарантии, которые обеспечивают достижение в конечном счете объективной истины по каждому юридическому делу и которые, будучи воплощены в деятельности суда, в значительной степени и объясняют особенности процессуальной формы, необходимость ее обособления от иных юридических процедур. К таким гарантиям относятся, в частности, установление строгой юридической обязанности правоприменительных органов принимать все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела; уголовная ответственность свидетелей за заведомо ложные показания, экспертов - за заведомо ложные заключения и т. д.; институты обжалования и опротестования решений правоприменительных органов, а также пересмотра решений по вновь открывшимся обстоятельствам. В советском законодательстве предусмотрен порядок отвода судей, прокурора и некоторых других участников процесса, если они лично заинтересованы в решении дела.

В литературе, посвященной процессуальному праву, идет спор о природе объективной истины, устанавливаемой по юридическим делам. В самом деле, какова эта истина, если рассматривать ее с позиций общефилософского учения об абсолютной и относительной истинах. Абсолютная? Относительная?

Мнения ученых разделились (многие авторы считают истину в юридических делах абсолютной, но есть и такие авторы, которые склонны считать ее относительной). И это обстоятельство само по себе вынуждает задуматься над тем, не справедливо ли мнение ученых, полагающих, что категории «абсолютная истина» и «относительная истина» неприменимы к истине, устанавливаемой правоприменительными органами (судом).

В самом деле, познание, осуществляемое в процессе правоприменительной деятельности, относится к специальному познанию, имеющему строго определенные, сравнительно ограниченные практические задачи. Категории, же «абсолютная истина» и «относительная истина» выработаны применительно к теоретическому познанию. Они призваны отразить глубину познания объективной действительности, степень проникновения в закономерности явлений на данном этапе развития науки. Причем абсолютная истина - это истина, которая дает всестороннее, исчерпывающее знание окружающего нас мира «сразу, целиком, безусловно, абсолютно».

Авторы, решающие рассматриваемый вопрос по принципу «или-или» (или абсолютная истина, или относительная истина), упускают из поля зрения помимо всего прочего те практические выводы, которые вытекают из отстаиваемых ими концепций. Если признавать истину в юридических делах абсолютной, то это не только противоречит ее характеру («самая простая истина, самым простым, индуктивным путем полученная, всегда неполна, ибо опыт всегда незакончен»), но и лишает какого-либо смысла существование системы обжалования и опротестования юрисдикционных решений, требует от них того, чего они не могут дать да и не должны давать. Вместе с тем если считать истину в юридических делах относительной, то это явно подрывает авторитет юрисдикционных решений, дает основания предположить, что истина в юридических делах может быть неточной, приблизительной.

Видимо, если признать правомерной постановку вопроса об абсолютной и относительной истинах применительно к юридическим делам, то наиболее приемлем вывод, согласно которому истина по юридическим делам представляет собой диалектическое единство абсолютной и относительной истин. Но такого рода вывод, по существу, снимает поставленную выше проблему (не говоря уже о том, что и здесь не учитывается своеобразие познания, осуществляемого в ходе применения права). Как писал Н.Г. Александров, при применении норм права речь идет не о решении философского вопроса о полной познаваемости мира, не о соотношении абсолютной и относительной истин в таком познании, а об объективной истине конкретного жизненного факта, который может и должен быть установлен именно с объективной достоверностью.

Есть еще один вариант использования категории «абсолютная истина» для характеристики юридического познания. Это вариант - признать, что самое понятие «абсолютная истина» имеет два значения: оно может пониматься не только в смысле философском, но и в смысле знания применительно к какому-либо фрагменту действительности, в смысле истины-факта. Но и такой подход снимает указанную выше проблему, ибо абсолютная истина - факт в указанном втором значении есть не что иное, как знание, объективно верно отражающее факты действительности. И ничего больше. Стало быть, и здесь устраняется сама постановка вопроса о соотношении абсолютной и относительной истин, вопроса, который и вызвал к жизни понятие абсолютной истины.

Следует думать, что спор о природе истины в юридических делах имеет в значительной степени искусственный характер. Философские категории, выработанные в отношении теоретического познания, не всегда можно непосредственно распространять на частные случаи человеческой деятельности. С этой точки зрения, как отмечено в литературе, применение категорий абсолютной и относительной истин к результатам судебного познания, как и к частным результатам любого рода познания вообще, не оправдано.

С практической же стороны существенное значение имеет обоснование того, что истина по юридическим делам объективна, что она правильно, объективно верно отражает действительность, т. е. является полной и действительной истиной по делу.

Прав Ю.К. Осипов в том, что в вопросе о характере истины в судебном процессе практически важно не то, является ли она абсолютной или относительной (такая постановка вопроса в данном случае практически вряд ли уместна), а то, что она является объективной истиной, т. е. представляет собой соответствие выводов суда, содержащихся в приговоре или решении, действительности.

4. Юридическое дело.

Для характеристики правоприменительной деятельности в отношении конкретного фрагмента действительности на практике и в советском законодательстве выработано особое понятие юридическое дело.

В соответствии с этим правоприменительная деятельность рассматривается обычно в качестве ведения юридического дела (производства по делу).

Юридическое дело - это жизненный случай, в отношении которого осуществляются правоприменительные действия, т. е. жизненная ситуация, которая не только нуждается в юридическом рассмотрении и, следовательно, уже получила оценку как юридическая, но и фактически стала предметом юридических действий со стороны правоприменительного органа. Под юридическим делом понимается также совокупность документов, фиксирующих факты и действия данного случая.

Как правило, при признании того или иного случая юридическим делом осуществляется его отраслевая привязка, т. е. решается вопрос об отраслевой принадлежности данного случая. Поэтому указание на юридическое дело обычно сопровождается упоминанием о соответствующей материальной отрасли права (законодательства) - уголовное дело, земельное дело, гражданское дело и т. д.

5. Основные стадии применения права.

Это - относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций).

Стадии применения права соответствуют стадиям любой управленческой деятельности. Они охватывают:

1) сбор и оценку информации, 2) принятие решения (команду), 3) обеспечение его реализации. Вместе с тем здесь необходимо учитывать, что применение права представляет собой весьма специфическую, специализированную управленческую деятельность.

Прежде всего применение права - само лишь стадия сложного процесса реализации юридических норм. Его функции обеспечительные, индивидуально-регулятивные. Кстати сказать, поэтому фактические действия по реализации правоприменительного акта уже находятся за сферой применения: они входят в более широкое явление - в общий процесс реализации юридических норм, включаются в его завершающую фазу, состоящую в осуществлении прав и обязанностей субъектов.

Далее. Перед нами - применение права. Компетентный орган не просто принимает решение на основе определенной информации. Основной источник принимаемого решения - юридические нормы, в которых выражены решения общего значения. Поэтому исходным компонентом применения права является не просто познание его фактической основы - установление фактических обстоятельств, но прежде всего познание его юридической основы-действующей системы юридических норм.

Наконец, применение права представляет собой единый процесс. Здесь не всегда удается даже разделить отдельные правоприменительные действия во времени. На практике действия, совершаемые в процессе применения права, «очень близки друг к другу, взаимно переплетаются и обусловливают друг друга». Для того чтобы выбрать и проанализировать норму права, необходимо опираться на определенные факты. Круг же этих фактов может быть правильно установлен только тогда, когда уже известно, что они имеют юридическое значение. И, таким образом, правоприменительные действия представляют собой непрерывный, все более углубляющийся и все более обогащающийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам: на основе анализа норм возникает необходимость более глубоко исследовать фактические обстоятельства; анализ же фактических обстоятельств вынуждает вновь обращаться к нормам, уточнять отдельные юридические вопросы и т. д.

Вместе с тем логически не только возможно, но и необходимо подразделить правоприменительную деятельность на стадии, что позволяет обстоятельнее рассмотреть процесс применения права, подробнее изучить его детали.

Все правоприменительные действия можно подразделить на три основные стадии:

1) установление фактических обстоятельств (установление фактической основы дела). Сюда относятся действия, касающиеся анализа фактов-доказательств, процесса доказывания и др., т. е. информации о фактах;

2) выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела). Эту стадию образуют действия с самими юридическими нормами - нахождение точного текста нормативного акта, проверка его юридической силы, толкование акта и др. К данной стадии примыкают действия, связанные с восполнением пробелов в праве;

3) решение дела, выраженное в акте применения права. Здесь на основе анализа фактов и юридических норм выносится решение по юридическому делу, которое выражается в правоприменительном акте. Решение облекается в определенную форму и практически проводится в жизнь.

Первые две из указанных стадий имеют в значительной степени подготовительный характер. Они выражают главным образом юридическое познание и образуют основу для применения права - фактическую (первая стадия) и юридическую (вторая стадия). Завершается процесс применения решением дела, которое и является, собственно, применением права как таковым.

Весьма интересно, что указанные основные стадии в общем соответствуют структуре правового предписания. Два основных элемента правового предписания (гипотеза, с одной стороны, диспозиция или санкция- с другой) совпадают с двумя стадиями применения права подготовительного характера.

Кроме указанных основных стадий применения права, необходимо указать на дополнительные стадии. Ими являются, например, правовосполнительные действия правоприменительного органа при пробелах в праве.

Некоторые авторы рассматривают действия по исполнению правоприменительного акта в «одном ряду» с указанными выше этапами применения права. Между тем в той мере, в какой исполнение решения правоприменительного органа вообще относится к применению права, оно неотделимо от итоговой, заключительной стадии правоприменительной деятельности - решения дела, выраженного в правоприменительном акте. Особо ярко это проявляется в области правосудия, которое завершается вынесением правоприменительного решения. К тому же дополнительные действия по организации применения права нередко представляют собой особые, самостоятельные акты применения права. В остальном же, как уже отмечалось, исполнение решения является обычной, выходящей за рамки правоприменения, реализацией права, осуществлением субъективного права, исполнением юридических обязанностей.

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам,

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Общая теория права. Том II автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Из книги автора

Глава 9. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО (ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ) 1. Отправные положения.2. Социалистическая революция и право.3. Социалистическое право - право нового, особого, высшего исторического типа.4. Социалистическое право - качественно новая структурная общность (семья правовых

Из книги автора

Глава 17. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Вопросы правового регулирования в марксистско-ленинской общей теории права.2. Правовое воздействие и правовое регулирование.3. Предмет правового регулирования.4. Методы правового регулирования.5. Способы

Из книги автора

Вопрос 298. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение. Общественно опасные последствия – это результат общественно опасных, преступных человеческих действий или бездействия. Этимологический смысл термина «результат»

Из книги автора

§ 2.1. Понятие и основные черты норм права Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Поэтому в ней проявляются многие основные признаки, присущие праву в целом: она выражает волю социальных сил, стоящих у власти, утверждается или санкционируется

Из книги автора

§ 8.5. Понятие современного российского законодательства и его основные черты В настоящее время, к сожалению, отсутствует четкое, широко и единообразно принятое и нормативно закрепленное определение понятия "законодательство", что создает значительные трудности в

Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права. Рассматривая правоприменительную деятельность как часть техники юриспруденции, нельзя вместе с тем упускать главное и определяющее в применении права - его социально-политический аспект. Отсюда - качественное различие правоприменительной деятельности в эксплуататорском и социалистическом обществах.

В социалистическом обществе правоприменительные органы, осуществляя управленческие, социально-политические функции, выполняют также профилактические, воспитательные задачи. Хотя осуществление такого рода задач и выходит за рамки чисто правоприменительных операций, профилактическая, воспитательная деятельность компетентных органов накладывает отпечаток и на действия по применению юридических норм (например, в предмет доказывания входят существенные обстоятельства, выяснение которых вызывается необходимостью решения профилактических, воспитательных задач).

Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам.

Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление).

Это - относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций).

Стадии применения права соответствуют стадиям любой управленческой деятельности. Они охватывают:

1) сбор и оценку информации, 2) принятие решения (команду), 3) обеспечение его реализации. Вместе с тем здесь необходимо учитывать, что применение права представляет собой весьма специфическую, специализированную управленческую деятельность.

Прежде всего применение права - само лишь стадия сложного процесса реализации юридических норм. Его функции обеспечительные, индивидуально-регулятивные. Кстати сказать, поэтому фактические действия по реализации правоприменительного акта уже находятся за сферой применения: они входят в более широкое явление - в общий процесс реализации юридических норм, включаются в его завершающую фазу, состоящую в осуществлении прав и обязанностей субъектов.

Далее. Перед нами - применение права. Компетентный орган не просто принимает решение на основе определенной информации. Основной источник принимаемого решения - юридические нормы, в которых выражены решения общего значения. Поэтому исходным компонентом применения права является не просто познание его фактической основы - установление фактических обстоятельств, но прежде всего познание его юридической основы-действующей системы юридических норм.

Наконец, применение права представляет собой единый процесс. Здесь не всегда удается даже разделить отдельные правоприменительные действия во времени. На практике действия, совершаемые в процессе применения права, "очень близки друг к другу, взаимно переплетаются и обусловливают друг друга". Для того чтобы выбрать и проанализировать норму права, необходимо опираться на определенные факты. Круг же этих фактов может быть правильно установлен только тогда, когда уже известно, что они имеют юридическое значение.

И, таким образом, правоприменительные действия представляют собой непрерывный, все более углубляющийся и все более обогащающийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам: на основе анализа норм возникает необходимость более глубоко исследовать фактические обстоятельства; анализ же фактических обстоятельств вынуждает вновь обращаться к нормам, уточнять отдельные юридические вопросы и т.д.

Вместе с тем логически не только возможно, но и необходимо подразделить правоприменительную деятельность на стадии, что позволяет обстоятельнее рассмотреть процесс применения права, подробнее изучить его детали.

Все правоприменительные действия можно подразделить на три основные стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств (установление фактической основы дела). Сюда относятся действия, касающиеся анализа фактов-доказательств, процесса доказывания и др., т.е. информации о фактах;
  • 2) выбор и анализ норм права (установление юридической основы дела). Эту стадию образуют действия с самими юридическими нормами - нахождение точного текста нормативного акта, проверка его юридической силы, толкование акта и др. К данной стадии примыкают действия, связанные с восполнением пробелов в праве;
  • 3) решение дела, выраженное в акте применения права. Здесь на основе анализа фактов и юридических норм выносится решение по юридическому делу, которое выражается в правоприменительном акте. Решение облекается в определенную форму и практически проводится в жизнь.

Первые две из указанных стадий имеют в значительной степени подготовительный характер. Они выражают главным образом юридическое познание и образуют основу для применения права - фактическую (первая стадия) и юридическую (вторая стадия). Завершается процесс применения решением дела, которое и является, собственно, применением права как таковым.

Весьма интересно, что указанные основные стадии, в общем соответствуют структуре правового предписания. Два основных элемента правового предписания (гипотеза, с одной стороны, диспозиция или санкция- с другой) совпадают с двумя стадиями применения права подготовительного характера.

Кроме указанных основных стадий применения права, необходимо указать на дополнительные стадии. Ими являются, например, правовосполнительные действия правоприменительного органа при пробелах в праве.

Некоторые авторы рассматривают действия по исполнению правоприменительного акта в "одном ряду" с указанными выше этапами применения права. Между тем в той мере, в какой исполнение решения правоприменительного органа вообще относится к применению права, оно неотделимо от итоговой, заключительной стадии правоприменительной деятельности - решения дела, выраженного в правоприменительном акте. Особо ярко это проявляется в области правосудия, которое завершается вынесением правоприменительного решения. К тому же дополнительные действия по организации применения права нередко представляют собой особые, самостоятельные акты применения права. В остальном же, как уже отмечалось, исполнение решения является обычной, выходящей за рамки правоприменения, реализацией права, осуществлением субъективного права, исполнением юридических обязанностей.

Таким образом, правоприменительная деятельность - это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения.

Понятие правоприменения:

Правоприменение – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов и должностных по рассмотрению конкретных юридических дел и принятию властно-распорядительных решений обязательных для непосредственно заинтересованных в рассмотрении дела субъектов.

Реализация права в форме правоприменительной деятельности имеет место в случаях, когда заинтересованный субъект не может удовлетворить собственный позитивный интерес в рамках непосредственных форм реализации права, когда имеет место спорная ситуация требующая принятия объективного решения и, наконец, в случаях когда правоприменение обусловлено правонарушениями и направлено на привлечение к юридической ответственности правонарушителей.

Признаки правоприменительной деятельности:

- осуществляется от имени государства компетентными государственными органами и должностными лицами (органы внутренних дел, таможенные и налоговые органы, суды и т.д.);

Является видом властно-распорядительной деятельности;

Результат правоприменительной деятельности выражается в издании индивидуальных правоприменительных актов (приговоры и решения судов, постановления административных органов и т.д.);

Применение права носит процессуальный характер и осуществляется в рамках установленных законом процедур;

Реализация принятого правоприменительным органом решения обеспечивается государственным принуждением.

Стадии правоприменения:

1. Установление фактических обстоятельств дела. В процессе правоприменительной деятельности должностные лица, ее осуществляющие, занимаются сбором и анализом определенных сведений (фактических обстоятельств), имеющих значение для решения по конкретному юридическому делу. Например, в процессе расследования преступления следователь устанавливает место, время, мотивы, способы совершения преступления.

2. Юридическая квалификация фактических обстоятельств. На данной стадии компетентный орган (должностное лицо) дает правовую оценку (квалификацию) тем фактическим обстоятельствам, которые были собраны на первой стадии. Устанавливается отрасль права, правовой институт и конкретная правовая норма, регулирующая данную жизненную ситуацию. Выбранная правовая норма подвергается анализу (проверяется ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц). Например, следователь квалифицирует противоправное деяние, подобрав конкретную статью (или статьи) УК РФ.

3. Вынесение правоприменительного решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц. На данной стадии вырабатывается и принимается властно-распорядительное решение оформляемое в правоприменительном акте, которое затем объявляется лицам, имевшим отношение к конкретному юридическому делу. Например, суд выносит приговор и оглашает его.

Результатом управленческой нормотворческой деятельнос­ти являются нормы права подзаконного характера, регулирую­щие отношения в сфере управления.

Правоприменительная деятельность органов и должност­ных лиц, осуществляющих исполнительную власть, заключает­ся в действиях субъектов управления по подведению конкретно­го, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. раз­решение на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает в себя: уста­новление фактических обстоятельств дела, выбор, отыскание со­ответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и простран­стве), уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование, принятие по делу решения (индивидуального акта), исполнение акта.

Регулятивная форма правоприменения используется для раз­решения индивидуальных конкретных управленческих дел и воп­росов организационного, хозяйственного, социально-культурно­го, оборонного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан,

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управлен­ческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридичес­кие споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, других субъектов в сфере управления, применяются меры госу­дарственного принуждения к лицам, не выполняющим админи­стративно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности делятся на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельнос­ти используются для решения организационно-штатных вопро­сов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и струк­турными подразделениями внутри самого органа, а также управ­ления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспече­ния выполнения возложенных на орган задач и функций, со­ставляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности пре­допределяется ее юридическими свойствами.

Единственный приемлемый способ выражения правотвор­ческой деятельности - словесный. Результат правотворчества субъектов исполнительной власти - нормативный юридичес­кий акт, который представляет собой официальный акт-доку­мент. Только в своем документально-содержательном ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности - индиви­дуальный письменный акт-документ.

Широко используется и устный способ (устные приказы, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может выражаться и при помощи опреде­ленных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта приме­нения права. Воля субъекта управления может выражаться в жестах сотрудника ГАИ, регулирующего движение транспорта и пешеходов.

К неправовым формам управленческой деятельности отно­сятся формы выражения организационных и материально-тех­нических действий. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления, они также должны соот­ветствовать целям и задачам управления.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опы­та, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке на­учно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Организационные мероприятия осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.

К материально-техническим действиям относят, например, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформ­ление документов и др. Материально-технические действия при­званы обеспечить четкую и эффективную работу субъектов уп­равления. Они облегчают процесс управления, повышают произ­водительность и культуру управленческого труда. По мере ус­ложнения процессов управления значение и объем материаль­но-технических действий увеличиваются.

В целом эффективность управленческой деятельности за­висит от умелого сочетания правовых и неправовых форм этой деятельности. Что же касается реализации исполнительной вла­сти, то она возможна лишь в административно-правовой форме

(за исключением внутриорганизационной деятельности, кото­рая может быть выражена в обеих формах), ибо исполнительная власть не может быть выражена в инструктажах, совещаниях, семинарах и т.д.

Введение

Понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности

Стадии применения права

Правоприменительные акты: виды, отличие от нормативных актов

Применение права в деятельности органов внутренних дел

Заключение

Список использованных источников

ВЕДЕНИЕ

Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свои социальное назначение. Обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений в настоящее время может только государство. При этом используется такая форма реализации норм права как применение норм права, целью которой является удовлетворение потребностей всего общества.

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, в государстве законодатель следует не только собственным, но и республиканским законам, а так же законам всех субъектов республики.

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право и т.д.

Актуальность данной темы определяется проходящим в Беларуси становлением правовой системы, изменением устоев правоприменения и основ доказывания.

Оценивая степень разработанности темы исследования, следует отметить достаточно большой объём научных исследований в данной области юридических знаний. Среди теоретиков, занимающихся изучением особенностей правоприменения, следует отметить Н.С. Вишневского, А.Г. Кучинского, А.В. Горбатка, А.А. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева и ряда других теоретиков.

Методология исследования основана на общенаучных и общетеоретических принципах: объективности, конкретности, всестороннем подходе. При написании работы были использованы такие методы, как историко-юридический, относительно-аналитический, сравнительно-правовой, а также логические (анализ, синтез и др.).

Теоретическое и практическое значение данной курсовой работы заключается в исследовании проблем применения права в Республике Беларусь, попытке проанализировать проблему пробелов в праве и способов их восполнения.

Целью данной работы является изучение такой формы реализации норм права как применение и ее характеристика.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности;

Изучить особенности стадий применения права;

Охарактеризовать особенности актов применения права;

Проанализировать особенности применения норм права в деятельности органов внутренних дел.

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

правовой система правоприменительный акт

Применение права - это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов . Данное определение указывает на два обстоятельства:

Субъектами применения права выступают преимущественно государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане);

Применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно - властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность - существенный отличительный признак применения права.

В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права обеспечивается государственным принуждением, силой государственного аппарата, однако принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.

Применение права происходит в случае, когда реализация юридической нормы требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. При этом применение санкции является исключительной прерогативой государства.

Формой правоприменения может быть принуждение, т.е. основанное на законе насилие над личностью. Например, для предотвращения преступления может непосредственно осуществляться принуждение. При этом соответствующим государственным органом издается правоприменительный акт, в котором и реализуются его властные полномочия .

Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений: реализации права на выдвижение кандидатов в депутаты, участия в референдуме, совершения гражданами односторонних сделок, реализации ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Так, решение, принятое гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет сути дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (избирательной комиссией).

Однако природа властных действий граждан, в отличие от деятельности должностных лиц государства применяющих право, несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий.

Определим отличительные особенности применения права от других видов реализации норм права:

Применение права носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций (эта особенность правоотношения наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло) ;

2. является средством индивидуально-правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования (Н.Н. Вопленко). При этом правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации . С.С. Алексеев утверждает, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям;

3. применение права служит основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении появляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права;

4. деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер . Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела;

Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Однако развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения;

6. применение права имеет четко очерченные законом сферы распространения, т.е. правоприменение может иметь место только в случаях, прямо оговоренных законом. Процедурный порядок правоприменения вводится для того, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел - в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства;

7. правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, а потому применять нормы права не могут;

8. применение права имеет под собой соответствующие юридические основания. Например, когда те или иные юридически значимые действия должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их законности, достоверности и правильности, в силу их особой важности (сделки по купле-продаже недвижимости, выделение земельного участка, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов);

9. правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только республиканского, но и местного уровня ;

Применение права отличается стадийностью, т.е. состоит из ряда последовательных стадий.

Потребность в применении нории права возникает когда:

1. необходимо конкретизировать или удостоверить субъективные права граждан, без чего не может возникнуть правоотношение по поводу реального обладания этими правами (решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

Необходимо удостоверить правомерный характер сделок, иных действий, совершаемых гражданами и их организациями (нотариальное удостоверение акта купли - продажи земельного участка);

Необходимо разрешить спор о праве и устранить препятствие к пользованию правами (такие ситуации возникают в авторском праве, имущественных отношениях);

Необходимо восстановить нарушенное право в результате правонарушения, привлечь правонарушителя к юридической ответственности.

Во всех этих случаях применение права связано с выполнением двух функций:

организации поведения граждан и их объединений по реализации предоставленных им законом прав и возможных обязанностей. Эту функцию можно назвать функцией индивидуального или казуального регулирования;

обеспечение защиты прав и свобод граждан. В этом случае применение права выполняет охранительную, юрисдикционную функцию.

Соответственно выделяют две формы применения права - оперативно-исполнительную и юрисдикционную.

Таким образом, применение права всегда подчинено цели создания правореализующим субъектам благоприятного правового климата, оказанием им содействия, устранения барьеров на пути к достижению фактических целей права.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно судьи сегодня несут ответственность за восполнения пробелов в праве, в связи с чем, появляется еще один изъян в аспекте четкого разделения трех ветвей власти, провозглашенного ст. 10 Конституцией РФ. Другими словами, судья из применителей права превращаются неизбежно в его толкователей и создателей.

В силу своей важности и наличия у субъектов правоприменения властных полномочий правоприменительная деятельность протекает в соответствии с рядом требований. Принципы правоприменения в данном случае выступают как основополагающие идеи, выступающие обязательными ориентирами в сфере реализации права:

законность (по отношению к юридической основе правоприменения);

обоснованность (по отношению к фактической основе дела);

целесообразность (в достижении целей наиболее эффективного воздействия на общественные отношения);

социальная справедливость (направленность на стабилизацию общественных отношений, на обеспечение их гармонии) и др.

Такая ситуация, на мой взгляд, себя может оправдать только при том условии, если судьи будут мотивировать вынесенные решения, должным образом обосновывать их. Усугубляет положение то обстоятельство, что при применении аналогии права судьи должны руководствоваться критериями справедливости и добросовестности, которые являются чисто субъективными, и в свою очередь, гибкими и зыбкими.

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Ученые по-разному подходят к определению стадий процесса применения нрава. Одни из них (А.Б. Венгеров, Н.А. Горбаток, А.С. Пиголкин и др.) указывают на шесть стадий процесса применения норм права, другие (В.В. Лазарев, В.Н. Хропашок, А.Ф. Черданцев и др.) - на три .

Выделяя определенные действия правоприменителей в качестве самостоятельных стадий, одни авторы, таким образом, акцентируют на них внимание, подчеркивают их важность в едином процессе применения права, а другие рассматривают их в комплексе. На практике же все действия но правоприменению теснейшим образом взаимосвязаны и пересекаются. Другими словами, правоприменительный процесс - это сложный, но единый процесс.

Рассмотрим в качестве стадий правоприменительного процесса последовательные действия правоприменителя. Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные стадии применения норм права.

  1. установление и анализ фактических обстоятельств дела;
  2. выбор (отыскивание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам;
  3. проверка подлинности текста правовой нормы;
  4. толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий;
  5. принятие решения по делу, издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  6. реализация принятого акта.

Рассмотрим более подробно содержание каждой из названных стадий.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

Как известно, юридические нормы применяются к конкретным жизненным обстоятельствам, которые и являются той основой, в отношении которой осуществляется правоприменение. Поэтому применение правовых норм предполагает тщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к конкретному факту и имеющих юридическое значение. Такой анализ позволяет дать объективную, всестороннюю и полную оценку конкретному жизненному случаю и в итоге правильно применить норму права. Так, для того чтобы принять решение о назначении пенсии по возрасту, следует установить наличие необходимого трудового стажа, соответствующего возраста у лица, обратившегося за назначением пенсии, размер заработка, из которого она будет исчисляться. Если же совершено преступление, например кража, то прежде чем применять норму и определять меру наказания лицу, ее совершившему, необходимо установить потерпевшего, определить время, место и предмет хищения, все другие обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника, а также все обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, и др.

2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.

Эта стадия заключается в правовой квалификации конкретного жизненного факта, т.е. в решении вопроса о том, на основании какой нормы должен рассматриваться данный случай. Это осуществляется на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сопоставления с содержанием определенной юридической нормы. В результате такого сопоставления решается вопрос о том, подпадает ли данный случай под ее действие. При этом уточняется отраслевая принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами, поскольку нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе .

В правовых нормах не всегда можно предусмотреть все возможные обстоятельства, которые потребуют принятия юридического решения. Поэтому в ходе применения норм права в нем могут быть обнаружены так называемые пробелы в праве.

Пробел в праве - это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права.

Или иначе - это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствуют.

Пробелы бывают:

а) первоначальные;

б) последующие.

Первоначальные пробелы - это пробелы, возникающие в силу ряда причин (недостатки юридической техники, проработки нормативного акта, непоследовательности или медлительности законодателя и т.д.) с момента принятия закона или иных нормативных актов.

Последующие пробелы (или пробелы эволюции) возникают в силу развития общественных отношений, отставания законодательства от этого развития, в результате чего появляются новые отношения, которые законодательство не могло предусмотреть.

Пробелы должны восполняться путем правотворчества.

Однако следует иметь в виду, что суд не может отказать в правосудии, и тогда он сталкивается с проблемой разрешения дела при отсутствии соответствующих норм права.

В данном случае он принимает решение по аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона применяется:

а) при наличии определенной ситуации, требующей вмешательства государственных органов для ее разрешения;

б) если отсутствует правовая норма, прямо предусматривающая такую ситуацию;

в) если имеется правовая норма, предусматривающая сходные, аналогичные факты.

Аналогия права используется тогда, когда нет нормы права регулирующей хотя бы сходные ситуации. В этом случае вопрос решается исходя из общих принципов права, принципов регулирования общественных отношений в той или иной отрасли права.

Следует иметь ввиду, что аналогия права и аналогия закона - явления исключительные.

По аналогии решаются только дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражно-процессуального законодательства .

В уголовных делах и делах об административных нарушениях аналогия не применяется.

3. Проверка подлинности текста правовой нормы.

После выбора необходимой правовой нормы (комплекса норм) правоприменитель обязан убедиться в подлинности ее текста, отсутствии в нем ошибок. Это касается, прежде всего, тех случаев, когда норма содержится в акте, помещенном в неофициальном источнике. Следует выяснить, не изменена ли норма права впоследствии. Чтобы избежать применения неподлинных норм и тем самым нарушения законности, следует пользоваться только официальными текстами нормативных правовых актов. Далее необходимо проверить норму с точки зрения действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц, т.е. уточнить, Действует ли она на момент применения, действовала ли она во время происшедшего случая, распространяется ли ее сила на ту территорию, где рассматривается дело, и на лиц, в отношении которых осуществляется правоприменение.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.

Данная стадия применения правовой нормы заключается в отыскании, выяснении ее точного смысла, содержания. Только на основе верно понятой нормы может быть правильно разрешено дело. Поскольку толкование правовых норм как стадия процесса правоприменения весьма специфично, его целесообразно подробно рассмотреть в отдельном вопросе.

В ходе выбора, отыскания правовых норм, подлежащих применению, и уяснения их смысла нередко обнаруживается, что в отношении конкретного случая действуют несколько (две или более) норм, противоречащих друг другу, т.е. обнаруживается их коллизия. В таких случаях правоприменяющий орган должен руководствоваться нормой, изданной вышестоящим органом. Если же сталкивающиеся нормы изданы одним и тем же органом, то применяется норма, изданная позже.

Если нормы национального законодательства противоречат нормам международного права, то приоритет имеют последние (ст.8 Конституции).

Таковы способы преодоления коллизий, которые должен знать каждый юрист, т.к. это влияет на правильную реализацию норм права.

В любом государстве имеется значительное количество нормативных правовых актов. Поэтому в правоприменительной деятельности возможны и встречаются коллизии (противоречия) между двумя или несколькими нормативными правовыми актами.

Коллизия - это такая ситуация, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по-разному.

У тех, кто реализует эти нормы, возникает проблема, какой же нормативный акт применить.

Основной способ устранения таких противоречий - правотворчество, т.е. путем внесения изменений в нормативный акт или его отмены.

Однако этот путь не всегда бывает приемлем, т.к. правотворчеству не всегда хватает оперативности.

Поэтому, разрешить коллизию могут и сами субъекты реализации норм права, для этого необходимо знать следующие правила:

А) Если противоречивые нормы содержаться в нормативных правовых актах разной юридической силы, то приоритет имеет тот, который обладает высшей.

Б) Если противоречивые нормы содержатся в нормативных актах, обладающих равной юридической силой, то приоритет имеет тот, который принят позднее.

В) Если противоречивые нормы содержатся в нормативных правовых актах равной юридической силы, которые приняты в одно время (день), то для специальных субъектов приоритет имеет специальный нормативный правовой акт по сравнению с общим, т.к. он шире раскрывает существо проблемы.

5. Принятие решения по делу, издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей.

Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющего это решение, является по своей сути заключительной стадией применения норм права. Именно в этой деятельности и проявляется применение права как особая форма его реализации. Все предшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всесторонне обоснованного решения. Вынесение последнего представляет собой связующее звено между соответствующей нормой права и конкретным жизненным случаем. При его помощи действие нормы распространяется на этот случай, и таким путем реализуются права и обязанности конкретных лиц .

6. Реализация принятого акта.

Последней стадией процесса применения норм права следует считать обеспечение реализации принятого акта. Так как бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителей решение по делу не исполняется. Другими словами, сам факт издания акта применения не всегда гарантирует его проведение в жизнь. В связи с этим принципиально важным является осуществление необходимых мер для того, чтобы предписания правоприменительного акта были своевременно исполнены, реализованы в фактической деятельности субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения можно считать завершенным.

Ко всем стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования:

Обоснованности, т.е. в процессе правоприменительной деятельности должны быть выявлены и изучены все факты, относящиеся к делу. В основу решения дела должны быть положены только достоверные, проверенные обстоятельства;

Законности, которое предполагает правильный выбор нормы права, точное установление ее смысла и принятие на этой основе правильного решения. При этом орган, применяющий норму, обязан точно соблюдать установленный процессуальный порядок и действовать в рамках своей компетенции;

Целесообразности, которое означает, что правоприменительные органы, с одной стороны, должны действовать в строгом соответствии с нормами права, поскольку в них заложен наиболее целесообразный вариант действий. С другой стороны, в рамках закона они должны учитывать все обстоятельства конкретного дела и выбирать с учетом этих обстоятельств наиболее оптимальное решение. Принятие под предлогом целесообразности решения, выходящего за пределы применяемой нормы, недопустимо;

Справедливости, согласно которому при оценке того или иного. правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание. Справедливым может оказаться даже освобождение от наказания или, напротив, жестокое возмездие за античеловеческие преступления, например террористические акты. Утверждение о том, что «с общетеоретических позиций правоприменение справедливо, если оно одновременно законно, целесообразно, обоснованно и гуманно», не вызывает сомнения .

Таким образом можно сказать, что процесс применения права (правоприменение) осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в современной научной и учебной юридической литературе, применение права - сложная многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены основные стадии, характеризующие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении конкретного юридического дела.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ: ВИДЫ, ОТЛИЧИЕ ОТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Юридическим итогом деятельности компетентных органов по применению права является правоприменительный акт. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Правоприменительный акт - это правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Данное определение позволяет выделить следующие признаки и особенности правоприменительного акта:

Правоприменительный акт имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства, т.е. содержащиеся в акте конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, а поэтому при необходимости могут быть реализованы принудительным путем. Так, осуществление решений но гражданским делам контролируют судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения МВД Республики Беларусь.

Акт применения нрава - это индивидуальный (персонифицированный) правовой акт, поскольку он адресован конкретным субъектам и указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правоприменительный акт рассчитан на решение конкретного юридического дела, а потому он носит разовый характер.

Правоприменительный акт должен выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Поэтому акт применения права, не соответствующий закону, должен быть отменен.

В связи с тем, что правоприменительные и нормативные правовые акты могут выступать под одинаковым названием, проведем их сравнительную характеристику. Для начала определим их общие признаки (черты):

1. являются правовыми актами и, следовательно, влекут юридические последствия;

2. принимаются и обеспечиваются компетентными, прежде всего государственными, органами ;

Принимаются и реализуются в определенном, юридически установленном процедурно-процессуальном порядке;

Выступают властными по своему характеру документами.

Отличие правоприменительного акта от нормативного правового состоит в следующем:

Акт применения права принимается в результате правоприменительной, а нормативный правовой - правотворческой деятельности;

Правоприменительный акт принимается в отношении определенного субъекта (субъектов) права, в то время как нормативный правовой акт носит неперсонифицированный характер и обладает свойством общеобязательности;

Правоприменительный акт рассчитан на решение конкретного дела, в отличие от нормативного правового акта, устанавливающего общую норму для множества аналогичных случаев;

Правоприменительный акт принимается на основе нормативного правового акта, конкретизируя и реализуя содержащиеся в нем предписания;

Индивидуальные правовые акты не содержат норм права и в силу этого не являются источниками (формой) права.

Правоприменительные акты весьма разнообразны, а потому для их систематизации проводится классификацию по различным основаниям (видам). Так, по субъектам, издающим данные документы, различают правоприменительные акты органов законодательной власти, исполнительной власти, судебных органов, контрольно-надзорных и иных государственных органов, а также правоприменительные акты негосударственных организаций. По времени действия выделяют правоприменительные акты однократного действия (например, протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа) и длящегося действия (например, решение о назначении пенсии, приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы). Во втором случае юридические последствия продолжаются какой-либо определенный или заранее не определенный срок. Правоприменительные акты могут приниматься единоначально или коллегиально.

В зависимости от характера применяемых норм права различают регулятивные и правоохранительные правоприменительные акты. Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Эти документы принимаются на основе регулятивных (запрещающих, обязывающих и управомочивающих) норм права в связи с правомерным поведением людей. Например, приказ ректора о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о начислении пенсии. Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

В зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела различают основные и вспомогательные правоприменительные акты. К первым относятся документы, содержащие завершенное решение юридического дела (приговор, решение суда), ко вторым - акты, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (определение суда о назначении экспертизы, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

В зависимости от предмета правового регулирования правоприменительные акты бывают гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

По способу внешнего выражения выделяют акты в форме документа и в форме действия, которые делятся на словесные (устный приказ начальника, указание постового милиционера) и бессловесные, так называемые конклюдентные, передаваемые жестами (сигнал регулировщика). При этом письменная форма больше соответствует юридической природе правоприменительной деятельности, отражая ее государственно-властный характер.

По форме правоприменительные акты могут выступать в качестве указов, постановлений, распоряжений, приказов, приговоров суда, решений суда.

Акт применения права - официальный документ. Чтобы обладать юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованием закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта; название органа, издавшего акт; место и время его принятия; подписи соответствующих должностных лиц.

Правоприменительные акты являются документами юрисдикционного характера, имеют четкую структуру и содержат следующие элементы:

1. вводную часть, в которой указывается наименование акта (приговор, решение, постановление), место и дата принятия, название органа, издавшего его, по какому делу;

Описательную часть, где излагаются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия;

Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения. Она включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;

4. резолютивную часть, в которой формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, установлении юридического факта и т.д.). В практических целях издаются сборники образцов правоприменительных актов.

Несоблюдение формы издания акта правоприменения может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (до оформления).

В заключение следует отметить, что правоприменительный акт выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. А поэтому не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, грамота, диплом об окончании вуза и др.) .

Так как субъектами, применяющими правовые нормы, являются, прежде всего, органы государства и должностные лица. Они наделены властными полномочиями, выступают от имени государства. Субъектом применения правовой нормы может выступать и общественная организация, например, в тех случаях, когда государство предоставляет ей полномочия принимать правовые решения по конкретным вопросам.

ОВД, осуществляя охрану общественного порядка, реализуют правовые нормы, главным образом, в форме их применения. Организация их работы (подбор кадров, аттестация личного состава, назначение на должность и т.д.) тоже в значительной степени связана с изданием актов применения. Сотрудники ОВД применяют нормы различных отраслей права.

В процессе охраны общественного порядка сотрудники ОВД издают различные по содержанию акты применения:

-предоставляющие гражданам (и другим лицам) определенные права (например, разрешение на приобретение охотничьего оружия);

-устанавливающие обязанности (например, обязанность конкретного гражданина явиться и дать показания в качестве свидетеля);

об административном принуждении, административной ответственности, мерах пресечения в случаях нарушения общественного порядка и др.;

поощрительные (при совершении гражданами, работниками милиции особо полезных для общества поступков по обеспечению общественного порядка (приказы о поощрении).

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности.

В нем можно выделить следующие основные стадии:

1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

Пример: Совершена кража. (ст. 205 УК РБ)

Прежде чем применить норму и определить меру наказания лицу ее совершившему, необходимо установить потерпевшего, определить время, место и предмет хищения, все другие обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность и т.д.

2.Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным, фактическим обстоятельствам.

Пример: Необходимо отыскать соответствующую статью УК. При этом проверяется ее юридическая сила, т.е. не отменена ли данная норма, какие в нее внесены изменения или дополнения, действие ее в пространстве и по кругу лиц и т.д.

3.Установление точного смысла избранной нормы права, т.е. ее толкование.

4.Издание акта применения нормы права.

Пример: Вынесение следователем постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела; решение исполкома о предоставлении жилого помещения и т.д.

5.Исполнение акта применения.

На этой стадии в конечном итоге и происходит реализация нормы права.

Применение норм права, все его стадии служат цели укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем, само правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.

Применение норм права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:

Носит государственно-властный характер (например, деятельность следователя по расследованию уголовного дела);

Индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);

Применение норм права органами внутренних делосуществляется в строго установленном законом порядке.

Другими словами существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов внутренних дел, причем степень детализации порядка правоприменительной деятельности данных органов весьма высокая. Порядок их деятельности регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степень регламентации

правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов и должностных лиц всегда намного меньше, чем у следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий, учреждений организаций в Беларуси, занимающихся вопросами приема и увольнения оформления отпусков, пенсий, пособий и другими вопросами правоприменительной деятельности. Столь высокая степень регламентации правоприменительной деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в их деятельности необходимо последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее исследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности, гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Органы внутренних дел как субъектов правоприменительной деятельности можно охарактеризовать как государственные органы, на которые возлагается выполнение задач уголовного судопроизводства, охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса (раскрытие и расследование преступлений). Сюда относятся: органы дознания, следователь (начальник следственного отдела).

Предварительное следствие в органах внутренних дел производится следователями. Они выполняют функцию расследования, осуществляют возбуждение уголовных дел. В качестве органа предварительного следствия выступает следователь, которым наделен широким кругом полномочий по осуществлению предварительного следствия.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом обязательны для исполнения всеми учреждениями предприятиями, организациями должностными лицами и гражданами.

Органы внутренних дел обеспечивают реализацию, предупреждая и пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенные права, привлекая правонарушителей к ответственности.

В соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» основными задачами ОВД, направленными на обеспечение законности, являются:

защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

оказание помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

На органы внутренних дел могут быть возложены и иные задачи по обеспечению правопорядка.

Граждане обращаются в милицию, прежде всего, за помощью и верят, что помощь им будет оказана. Поэтому выполнение каждым сотрудником своего служебного долга, глубокая заинтересованность в судьбах людей, обеспечение их безопасности - непременное условие успешной деятельности всей милиции.

Для осуществления своих функций органы внутренних дел наделены большими правами. Права, предоставленные законом милиции, обеспечивают ее успешную профессиональную деятельность по охране правопорядка. Права, предоставленные сотрудникам ОВД по службе, не являются их личными правами, не могут быть использованы ими при решении каких-либо бытовых, семейных и иных личных проблем. Всякое использование своего служебного положения в личных, а тем более корыстных целях есть злоупотребление властью, несовместимое со службой в ОВД.

Законные требования сотрудников органов внутренних дел, направленные на обеспечение законности и правопорядка, обязательны для исполнения должностными лицами и иными гражданами. Невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на органы внутренних дел задач, влекут юридическую ответственность, предусмотренную законодательством.

Повседневная деятельность сотрудников ОВД протекает на виду у населения, и авторитет милиции во многом зависит от поведения ее сотрудников при общении с людьми. Не только решительность сотрудника при охране правопорядка, но и спокойная уверенность, корректность и вежливость в обращении с гражданами, образцовый внешний вид и культура речи, способность самокритично оценивать свои промахи и своевременно устранять недостатки - все эти качества создают у граждан уважительное отношение к милиции, способствуют упрочению законности в ее деятельности .

Из выше сказанного можно сказать, что ОВД являются одним из главных субъектов правоприменительной деятельности. Вся деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется нормативно-правовыми актами и законодательством. Вся работа сотрудника является обязанностью реализации этих норм. В противном же случае к сотруднику могут быть применены меры воздействия, будь то административное взыскание или дисциплинарное, что в свою очередь, так же является применением права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые нужно использовать в процессе правового регулирования мер государственно - правового характера, что обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права.

Роль и место правоприменительной деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная цель правоприменительной деятельности - содействие в реализации субъективных прав и юридических обязанностей, а так же осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем, механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе.

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.В. И. Червонюк. Теория государства и права. 2007 год.

2.А. Б. Венгеров. Теория государства и права. 2008 год.

.В. Н. Асташов. Обществознание. 2007 год.

.Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М:. Юристъ, 2004.

.Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ. 2002

.В. Н. Протасов. Теория государства и права: Пособие по подготовке к экзамену. 2007 год.

.В. В. Лазарев и С. В, Липень. Теория государства и права. Учебник для вузов. 2000 год.

.Венгеров А. Б. Тория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 2000.

Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»

Конституция Республики Беларусь

12. Шубадеева М. Ю. Курс лекций по общей теории государства и права.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ