Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конституционно правовые отношения.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений . Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

· Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

· Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

· Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

· Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

· Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

· Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

· Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения . В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера . В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные . Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные .

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт .

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия . Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

Принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;

Составление списков избирателей;

Включение в списки данного гражданина;

Наступление срока, установленного для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Субъекты конституционно-правовых

Отношений Российской Федерации.

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

- народ;

- государство;

- субъекты Федерации;

- депутаты;

- коренные малочисленные народы;

- население;

- муниципальное образование;

-

-

- избирательные комиссии;

- собрания избирателей и др.

Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края, области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного государственно-территориального или национально-территориального образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской Федерации.

Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы. Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. С этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты, определяющие и обеспечивающие права данной общности.

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального значения;

- автономная область;

- атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.

Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульную национальность союзной республики. В соответствии с конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на самоопределение.

В современном российском конституционном праве в связи с отказом от конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-территориальными образованиями-республиками в составе России нация в этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта конституционно-правовых отношений.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ) Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их

2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации ими являются:

- Федеральное Собрание;

- Правительство;

- Конституционный Суд;

- Высший Арбитражный Суд;

- Городская Дума;

- Местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5. Должностные лица.

Субъектами конституционного права являются:

- Президент РФ;

- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

- Председатель Правительства РФ;

- Председатель конституционного Суда РФ;

- Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7.Политические партии, иные общественные объединения.

Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правового отношения – это субъект конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права – это возможный участник такого правоотношения. Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами. В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

- Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67). На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России. Предметы материального мира (материальные ценности). Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

- каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.21);

- достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды. В общей теории права отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований, которые характерны и для конституционного права. Ограничимся только их напоминанием. Это: регулятивные и охранительные, абсолютные и относительные, общие и конкретные.

Исходя из критерия времени, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде – это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена. Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их частников.

Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям – это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Например, смерть депутата – событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные – аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые Конституцией, и неправомерные – нарушающие конституционные предписания. Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий – юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают – инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

Заключение:

Как отмечалось выше, назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

· Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

· Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализация таких видов норм как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п. порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Эти правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении право обязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальный отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во первых - в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Таким образом, юридический факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Так возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридиче­ская литература ", 1993 г.

Издательство: Юристъ, 1999г.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М. 1996 г.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

    федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

    субъектов Федерации;

    государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

    Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

курсовая работа

по конституционному праву

на тему: «конституционно-правовые отношения»

Пенза 2010

введение

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды

2. Субъекты конституционно-правовых отношений

3. Объекты конституционно-правовых отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, конституционно-правовые отношения - разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений.

1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России.

2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.

3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят.

Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.

Ко второй группе относится субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус.

К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства.

Следующая группа субъектов конституционного права очень часто объединяется одним термином «физические лица». Хотя этот термин скорее относится к гражданскому праву, но он иногда употребляется и в конституционном праве, и под ним в конституционном праве понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Эта категория субъектов не так уж часто вступает в конституционно-правовые отношения, и эти случаи достаточно легко назвать.

Под объектами конституционно-правовых отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.

Подводя итог, можно сделать вывод, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

библиография

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009.- № 4.- Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ.- 1994.- № 32.- Ст. 3301.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: ГОРОДЕЦ, 2007.

4. Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энцикл. словарь.- Москва: Норма, 2006.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2006.

6. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- Москва: Проспект: ТК Велби, 2008.

7. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебное пособие.- Москва: Проспект: ТК Велби, 2007.

8. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.- Москва: Высшее образование, 2008.

9. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций.- ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2006.

10. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова.- Москва: Проспект, 2007.

11. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Малько.- М.: Изд-во Норма, 2000.

12. Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Лазарев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2004.

13. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов.- Москва: Книжный мир, 2006.

14. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт, 2007.

15. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.-Ростов н/Д: МарТ, 2003.

16. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. доп.- М.: Юристъ, 2003.

18. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права.- 2003.- № 6.- С. 62.

19. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право.- 2002.- № 6.- С. 22.

20. Карпов Н.Н. Актуальные проблемы гармонизации конституционно-правовых отношений между государством и гражданином // Юстиция.- 2008.- № 3.- С. 83.

Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами, конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами ведущей отрасли права.

Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как политический характер и массовость. Конституционные отношения, целями которых выступают социально-экономические и ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.

Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).

Конституционным отношениям присущи как общие черты, свойственные всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность), - но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общественных отношений.

Объектом конституционных отношений выступает материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения данные субъекты. Это власть, суверенитет, свобода и достоинство личности. Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти. Можно утверждать, что конституционные отношения определяются во многом характером властеотношений, т. е. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых иных отношений.

1.4. Субъекты конституционного права

Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Эти отношения порождаются нормами ведущей отрасли права - общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.

К физическим лицам (индивидам) относятся: 1)

граждане (подданные); 2)

иностранцы (иностранные граждане); 3)

лица с двойным или множественным гражданством (би- патриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны; 4)

лица без гражданства (апатриды).

Типичный пример - граждане, осуществляющие избирательное право или право на референдум либо обращающиеся в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Иностранные граждане или лица без гражданства вступают в конституционные отношения при обращении в суд за судебной защитой, в компетентный орган государственной власти - с заявлением о предоставлении гражданства или статуса беженца.

В ряде стран особо выделяются такие категории физических лиц, как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, т. е. лица со специальной правоспособностью.

Реальный объем прав и обязанностей физических лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории.

К государственным образованиям относятся: 1)

государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности); 2)

составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Типичный пример - участие данных государственных образований в конституционных отношениях при проведении крупных административно-политических и правовых реформ, направленных на федерализацию или централизацию государственности.

Органы государства: 1)

центральные (общенациональные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.); 2)

региональные органы, органы государственной власти субъектов федерации; 3)

государственные органы местного управления.

Отчетливо выраженный конституционный характер

отношения между главой государства и парламентом в следующих распространенных случаях: 1)

при созыве заседания представительного (законодательного) органа государственной власти; 2)

при формировании правительства; 3)

при отставке правительства в целом или его отдельных членов; 4)

при роспуске представительного органа.

К негосударственным объединениям относятся: 1)

общности людей - народ, нации и иные этнические группы, население региона, автономии, административно-территориальных единиц и муниципальных образований; 2)

органы местного самоуправления и управления; 3)

ассоциации граждан и коллективы публичного характера.

В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные для других стран. Так, в недалеком прошлом в ряде афро-азиатских государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.

Еще по теме 1.3. Конституционно-правовые отношения:

  1. § 1. Индивидуальный предприниматель- субъект конституционно-правовых отношений
  2. 2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений
  3. § 2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений
  4. Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)
  5. $ 2. Виды конституционных обязанностей в системе элементов конституционно-правового статуса индивидуального предпринимателя
  6. § 2. Имущественные и неимущественные отношения в конституционном праве
  7. Глава III. Конституционные обязанности в динамике конституционно-правового статуса индивидуального предпринимателя
  8. § 1. Конституционные обязанности - регулятор динамичного развития конституционно-правового статуса индивидуального предпринимателя

Максимова Е.А.

Филиал ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" (НИУ) г. Снежинска, Россия

Назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем (Федеральный Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.):

1. Они отличаются своим содержанием: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права .

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений .

3. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права , содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства , государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция , федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Чтобы лучше понимать природу конституционно-правовых отношений, надо разобраться, что из себя представляет само понятие «правоотношение».

Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством. Ещё Дернбург, в 1871–1880 гг. издавший свой фундаментальный трехтомный труд «Lehrbuch des preussischen Privatrechts und der Privatrechtsnormen des Reichs», в котором вводил термин «правоотношение», писал: «что это очень неточный термин, плохо характеризующий то, что у него в голове, но на данный момент не может придумать ничего лучше» . Сейчас правоотношению дается четкое определение.

Своеобразие предмета конституционного права , многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Также как и нормы конституционного права, конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. Конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

2. Правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

3. Правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения.

4. Постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением оно прекращается.

5. Материальные и процессуальные. Во-первых - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во-вторых - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт .

Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего. Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства . В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты , органы государственной власти , избирательные комиссии , собрания избирателей и др.

В некоторых странах ученые относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация - скорее субъект международного права .

В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

Конституционно-правовые отношения рассматриваются так же и на международном уровне, например монография профессора Дайси о государственном праве Англии не имела аналогов в европейской юридической литературе того времени. В ней проведен глубокий анализ правовой природы конституционных соглашений, их места в законодательной системе. Профессор Дайси дает характеристику правовых основ английской конституции и особенностей их применения. Содержание Великой Хартии, Актов единения и других документов излагается так, чтобы показать общую картину развития тех или иных положений права. В книге рассматриваются базовые права гражданского общества : свободы слова, собраний, личности и др. Одна из главных мыслей автора заключается в том, что государство должно осуществлять правовой порядок . Два основных раздела книги - «Верховенство парламента» и «Господство права». В первой части изучается деятельность высших органов государственной власти - парламента и короля, во второй - отношения между государством и личностью, то есть гражданские права . Профессор Дайси подробно показывает, что в Англии верховенство принадлежит именно парламенту. В третьей части книги уделено внимание тем факторам, которые придают конституционному соглашению силу закона. Автор подчеркивает первостепенную роль конституционных соглашений как гарантов учета интересов и воли народа в правовой сфере .

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное

отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием

которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и другие рассматриваемые правовые отношения. Имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. М.: Издательство «Юридиче­ская литература», 1993 г.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, Издательство: Юристъ, 1999г. – 250 с.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., 1996 г.

4. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031

5. «Lehrbuch des preussischen Privatrechts und der Privatrechtsnormen des Reichs» (5-е изд. 1894–1897 гг.) / Erster Band. Dritte, neu bearbeitete Auflage. – Halle a. – 125 с.

6. Виноградов П.Г., Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской Конституции. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1905. – 681с.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ