Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Закон о государственной судебно-экспертной деятельности определяет принципы организации, правовую основу и основные направления экспертной деятельности в Российской Федерации относительно административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Судебная экспертиза есть процессуальное действие, которое включает в себя проведение отдельных исследований и дачи определенного заключения экспертом по вопросам, которые требуют специальных знаний в определенной сфере. Стоит отметить, что производство экспертиз судебного характера в отношении отдельных видов судопроизводства регулируются иными соответствующими процессуальными законами РФ.

Как и закон об оценочной деятельности , закон об экспертной деятельности многоструктурен, он содержит преамбулу и 6 глав, которые в свою очередь подразделяются на 43 статьи. Схожую структуру имеет закон о регистрации граждан РФ и другие нормативно-правовые акты. Глава 1 закона определяет его общие положения, статьи 1-8 дают определение понятию государственная судебно-экспертная деятельность, ее задачи, принципы и правовые основы, также регламентируют форму соблюдения законности при осуществлении подобной деятельности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц, раскрывает понятия независимой экспертизы и объективности, всесторонности и полноты исследований. Статья 9 фиксирует основные понятия, применимые в сфере этой деятельности: медицинский и психиатрический стационар, судебно-психиатрический экспертный стационар, судопроизводство, руководитель соответствующего учреждения, судебная экспертиза, заключением эксперта, образцы для сравнительного исследования, повреждение объекта исследования. Статьи 10-13 перечисляют объекты исследований, дают определения государственным судебно – экспертным учреждениям, судебным экспертам и фиксируют профессиональные и квалификационные требования, которые предъявляются к эксперту при осуществлении деятельности.

Статьями 14-18 главы 2 закона об экспертной деятельности регулируются права и обязанности руководителей и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения, в том числе определяются ограничения при организации и производстве судебной экспертизы. Посредством статей главы 3 осуществляется производство судебной экспертизы в соответствующем учреждении. Статья 19 обозначает основания производства судебной экспертизы, статья 20 регулирует производство дополнительной и повторной экспертизы, статья 21 – производство комиссионной судебной экспертизы. Статьи 22-25 регламентируют порядок создания и осуществления своей деятельности комиссиями экспертов одной или разных специальностей, присутствие участников процесса при производстве экспертизы и форму заключения экспертов или комиссий, в том числе его содержание.

Особенности производства судебной экспертизы в отношении живых лиц описаны в статьях 26-36 главы 4. Так, статьями установлено производство экспертизы в данной сфере, условия и место производства, добровольная и принудительная форма производства, основания и порядок помещения лица в стационар, и сроки пребывания там, а также еще ряд важных юридических аспектов в этой сфере.

Организационное, информационное, научно-техническое и финансовое обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих экспертную деятельность, регулируют статьи 37-40 главы 5 закона об экспертной деятельности в РФ. Глава 6 является заключительным положением: статья 41 регламентирует распространения норм данного закона на деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами; статья 42 – осуществляет приведение нормативных правовых актов в соответствие с законом, статья 43 – определяет сроки вступления настоящего документа в законную силу.

Скачать закон об экспертной деятельности

Статья 3 №73-ФЗ от 31.05.2001.Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Комментарий к ст.3 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (автор комментария Смушкин А.Б.)

1. Комментируемая статья определяет источники правового регулирования государственной судебно-экспертной деятельности.

2. В первую очередь к правовым основам экспертной деятельности Закон относит Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции). Верховный Суд РФ в абз. 2 ч. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31.10.1995 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” установил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

– когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

– когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.

К нормам Конституции РФ, затрагивающим вопросы государственной судебно-экспертной деятельности, относятся некоторые нормы, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации. Так, ч. 1 ст. 19 Конституции определяет, что все равны перед законом и судом. Статья 21 фиксирует, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 23 указывает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статьи 45 и 46 Конституции закрепляют государственную и судебную защиту прав и свобод человека. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституция содержит и иные нормы, косвенно связанные с государственной судебно-экспертной деятельностью.

3. Безусловно, рассматриваемые правоотношения непосредственно регулирует и комментируемый Закон. Закон содержит 43 статьи, объединенные в 6 глав. Закон определяет:

– понятие, содержание, принципы и задачи государственной судебно-экспертной деятельности;
– статус государственных судебно-экспертных учреждений и государственных судебных экспертов;
– профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственным судебным экспертам;
– права и обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и государственного судебного эксперта;
– порядок организации и непосредственного производства государственной судебной экспертизы;
– финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

Отдельная глава закрепляет особенности производства судебной экспертизы в отношении живых лиц.
Закон отличает хороший уровень законотворческой техники. С момента его принятия изменения в комментируемый Закон вносились всего три раза.

4. Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности является и ряд кодифицированных нормативных актов:

– Гражданский процессуальный кодекс РФ;
– Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
– Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
– Налоговый кодекс РФ.

К сожалению, соответствующие изменения в комментируемый Закон, прекращающие использование в качестве источника правового регулирования, нормативные акты, действие которых давно прекратилось, были внесены только в 2007 г. Федеральным законом “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Практически 5 лет комментируемый Закон ссылался на морально, социально и политически устаревшие нормативные акты советской эпохи. Подобную ситуацию можно отнести только к несовершенству законодательной техники, когда при принятии новых нормативных актов не вносятся изменения в акты, которые ссылаются на законодательство, прекращающее свое действие.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в ст. 3 настоящего Федерального закона были внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г. В список кодифицированных нормативных актов был добавлен еще один важный акт – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ подробно регламентирует вопросы участия эксперта в гражданском судопроизводстве.

Основания назначения экспертизы установлены в ч. 1 ст. 79 ГПК РФ: возникновение в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла. Экспертизу назначает суд. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

ГПК РФ также определяет обязанности и права эксперта:

– принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов;
– дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу;
– явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.

В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.

Эксперт обеспечивает сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и возвращает их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение.

Эксперт не вправе:

– самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы;
– вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
– разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право:

– знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
– просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования;
– задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям;
– ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертов.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право:

– просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту;
– заявлять отвод эксперту;
– формулировать вопросы для эксперта;
– знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами;
– знакомиться с заключением эксперта;
– ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

О назначении экспертизы судья выносит определение. Содержание определения регламентировано ст. 80 ГПК РФ. Эксперт, получив определение о назначении экспертизы, предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и приступает к проведению необходимых исследований. При необходимости к проведению экспертизы могут быть привлечены несколько экспертов. Если требуется проведение значительного объема исследований в одной области знаний, назначается комиссионная экспертиза. В случае необходимости проведения одновременных исследований в различных областях знаний прибегают к комплексной экспертизе.

При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований, либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании.

Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

По результатам исследований выносится письменное заключение.

Эксперт, не согласный с выводами остальных участников комиссионной экспертизы, формулирует собственное заключение. К комплексной экспертизе законодатель подходит несколько иначе, и участвующий в ней, но не согласный с выводами других экспертов подписывает только свою исследовательскую часть заключения. Экспертное заключение содержит описание произведенных исследований, выводы эксперта и ответы на поставленные вопросы.

Эксперт при необходимости может быть вызван в суд и допрошен в судебном заседании. Также могут быть назначены дополнительная или повторная экспертизы. Дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта. Ее проведение может быть поручено тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 87 ГПК РФ). В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам (ч. 2 ст. 87 ГПК РФ).

Схожая регламентация вопросов государственной судебно-экспертной деятельности содержится и в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

6. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ вопросам статуса эксперта, назначения и производства экспертизы также уделено существенное внимание.

Статья 57 УПК РФ определяет правовой статус, права и обязанности эксперта, ответственность, а также порядок его вызова. В ст. 195 УПК РФ предусмотрен порядок назначения экспертизы. Согласно ст. 196 УПК РФ, назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

– причины смерти;
– характер и степень вреда, причиненного здоровью;
– психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
– психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
– возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта (ст. 197 УПК РФ).

УПК РФ также регламентирует:

– права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы;
– порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы;
– порядок назначения и проведения дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной экспертиз;
– порядок получения образцов для сравнительного исследования;
– основания помещения в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы;
– содержание заключения эксперта.

Следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству лиц, указанных в ч. 1 ст. 206 УПК, допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Допрос эксперта до представления им заключения не допускается.

Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы.

Протокол допроса эксперта составляется в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, которым разъясняется при этом право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы.

Если судебная экспертиза производилась по ходатайству потерпевшего либо в отношении потерпевшего и (или) свидетеля, то им также предъявляется заключение эксперта.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет, что в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

– явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
– дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе:

– знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
– с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
– указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:


– фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
– вопросы, поставленные перед экспертом;
– перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации – это новейший нормативный акт, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Одним из видов доказательств, согласно данному нормативному акту, является заключение эксперта.

Экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу. Статья 49 Кодекса содержит права, обязанности и ответственность эксперта, в основных чертах сходные с регламентацией правового статуса эксперта в уголовном судопроизводстве. Статьи 77 – 83 Кодекса посвящены назначению и производству экспертиз в рамках административного судопроизводства, а также таким видам экспертиз, как комиссионная и комплексная. Экспертиза, согласно Кодексу, может проводиться работниками как государственного судебно-экспертного учреждения, так и негосударственными экспертами, если суд назначил производство именно им по своей инициативе или по инициативе участника процесса.

8. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” для определения необходимости проведения экспертизы при производстве таможенного контроля отсылает нас к Таможенному кодексу Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза таможенная экспертиза представляет собой организацию и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Назначается она в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. По общему правилу таможенная экспертиза проводится таможенными экспертами, и лишь в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами она может быть проведена в иных уполномоченных организациях. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Установлены также конкретные сроки проведения экспертизы. Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

9. В Налоговом кодексе РФ назначению и производству экспертизы посвящена ст. 95.

Спецификой регулирования экспертной деятельности в указанном акте является дополнительное основание привлечения эксперта: в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

В постановлении указываются:

– основания для назначения экспертизы;
– фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;
– вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

– заявить отвод эксперту;
– просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
– представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
– присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
– знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

10. Основным актом в области охраны здоровья граждан в настоящее время является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, принятый в целях замены Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г.

Данный Федеральный закон особое внимание в рассматриваемой сфере уделяет группе медицинских экспертиз. При этом под медицинской экспертизой закон понимает проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В рамках рассматриваемой группы экспертиз Федеральный закон называет:

1) экспертизу временной нетрудоспособности;

2) медико-социальную экспертизу;

3) военно-врачебную экспертизу;

4) судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы;

5) экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией;

6) экспертизу качества медицинской помощи.

Каждый вид экспертизы имеет свои объекты и цели. Так, экспертиза временной нетрудоспособности граждан проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Цели медико-социальной экспертизы – определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Военно-врачебная экспертиза предназначена:

1) для определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.

Согласно ст. 63 рассматриваемого Федерального закона экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.

Один из востребованных в последнее время видов медицинских экспертиз – экспертиза качества медицинской помощи – проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

11. Прямо указанными в комментируемой статье нормативными актами не ограничивается круг правовых основ экспертной деятельности.

Отдельные нормы, регулирующие правоотношения в области осуществления государственной судебно-экспертной деятельности, содержат и иные федеральные законы. Так, Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” затрагивает вопросы проведения принудительного психиатрического освидетельствования, помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке и ряд других смежных вопросов. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” рассматривает вопросы использования наркотических средств в экспертной деятельности.

12. Некоторые вопросы экспертной деятельности затрагиваются также международными нормативными актами и двусторонними договорами и соглашениями.

При рассмотрении международных нормативных актов следует учитывать порядок вступления их в силу для Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 судам следует учитывать, что вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации, Бюллетене международных договоров, “Российской газете”, газете “Российские вести”. Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в Сборниках международных договоров СССР.

Международные договоры государств – участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”.

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 11 “О порядке опубликования международных договоров РФ”). И только после опубликования ратифицированные международные соглашения Российской Федерации являются обязательными для применения.

Среди международных нормативных актов в первую очередь хотелось бы отметить Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.). Конвенция содержит нормы, регламентирующие проведение допроса и обеспечение явки экспертов в суд, запрос иной правовой помощи. Подобная нормативная регламентация содержится и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).

13. Важное место среди правовых основ судебно-экспертной деятельности занимают подзаконные нормативные акты, принимаемые по отдельным вопросам федеральными органами исполнительной власти.

К числу наиболее важных подзаконных актов можно отнести:

– Приказ МЧС РФ от 9 июня 2006 г. N 351 “Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы на право самостоятельного производства судебных экспертиз”;
– Приказ Минюста России от 31 марта 2014 N 49 “Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации”;
– Приказ МЧС РФ от 19 августа 2005 г. N 640 “Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы”;
– Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511 “Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”;
– Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 г. N 370 “Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений”;

– Приказ МВД России от 9 января 2013 г. N 2 “Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России” (вместе с Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положением о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации);

– Приказ Минюста России от 27 декабря 2012 г. N 237 “Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России”;

– Приказ Минюста РФ от 12 июля 2007 г. N 142 “Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации”;
– Приказ Госстандарта РФ от 15 января 2003 г. N 11 “Об организации работ по производству судебной экспертизы по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях в области стандартизации, обеспечения единства измерений и подтверждения соответствия (сертификации)”;
– Приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 346 “Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации”;
– Приказ Минюста РФ от 17 января 1995 г. N 19-01-7-95 “Об учреждениях судебной экспертизы системы Министерства юстиции Российской Федерации”;
– Приказ Минюста РФ от 7 декабря 1994 г. N 19-01-165-94 “О номенклатуре должностей и квалификационных характеристиках работников судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации”;
25 Ноября 2013

Сегодня 20 ноября 2013 года проект федерального закона №306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который уже прошел правовую экспертизу, с незначительными замечаниями, рассмотрен и принят в первом чтении Государственной Думой. Определено, что поправки к указанному законопроекту должны быть направлены в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в тридцатидневный срок. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поручено доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

Согласно ст.13 последнего варианта законопроекта, негосударственными судебно-экспертными организациями являются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность, осуществляемая в соответствии с установленными требованиями к производству судебной экспертизы. В штате негосударственной судебно-экспертной организации должно состоять не менее одного работника, квалификация которого должна быть подтверждена сертификатом компетентности и для которого данное место работы является основным.

Комитет ГосударственнойДумы

по гражданскому, уголовному,

арбитражному и процессуальному

законодательству


По поручению Совета Государственной Думы

Заключение

по проекту федерального закона № 306504-6

«О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»,

внесенному

(первое чтение)

По проекту названного федерального закона замечаний концептуального характера не имеется.

Вместе с тем отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении. Так, из текста законопроекта не ясно, должны ли лица, выступающие в качестве иных судебных экспертов (пункт 3 статьи 15 проекта), входить в штат каких-либо негосударственных судебно-экспертных организаций, или же экспертиза может быть непосредственно поручена лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование. В последнем случае возложение на таких экспертов предусмотренной пунктом 1 статьи 21 проекта обязанностипринять к производству судебную экспертизу, тем более порученную руководителем судебно-экспертной организации (подразделения), полагаем некорректным.

Согласно проекту предусмотренные статьями 19 и 20 обязанности и права руководителя судебно-экспертной организации (подразделения) распространяются на руководителей как государственных, так и негосударственных судебно-экспертных организаций. Между тем, под негосударственными экспертными организациями проект предлагает понимать некоммерческие организации (пункт 2 статьи 13 проекта). Однако следует учитывать, что некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с принятыми уставами, а статус руководителя таких организаций закреплен в соответствующих учредительных документах. Не случайно в статье 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности», которая распространяет ряд положений указанного федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, не упоминаются статьи 14 и 15, посвященные правам и обязанностям руководителя экспертной организации.

В пункте 2 части 1 статьи 19 проекта установлена обязанность руководителя судебно-экспертной организации разъяснять эксперту или комиссии экспертов их права, обязанности и ответственность. Вместе с тем в соответствии с частью второй статьи 199 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) такая обязанность не распространяется на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

Согласно статье 28 проекта при производстве судебной экспертизы могут присутствовать участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. В этой связи отмечаем, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях возможность присутствия при производстве судебной экспертизы лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, вообще не предусматривается.

Законопроект не содержит положений, определяющих, в каких случаях органы или лица, имеющие право назначать судебную экспертизу, могут обращаться в негосударственные экспертные организации или к иным судебным экспертам. При этом в отношении производства экспертизы в государственных судебно-экспертных организациях проектом предусматриваются определенные основания, при наличии которых экспертиза может быть произведена в государственной судебно-экспертной организации, обслуживающей другие территории (пункт 6 статьи 13 проекта).Между тем, производство судебной экспертизы в негосударственных судебных организациях, осуществляемое на договорной основе, безусловно, связано со значительным расходом бюджетных средств.

Также обращаем внимание, что термин «негосударственная судебно-экспертная организация» не используется в законодательстве Российской Федерации, в том числе, в процессуальных законодательных актах Российской Федерации, устанавливающих порядок того или иного вида судопроизводства. Так, например УПК РФ под термином «экспертное учреждение» понимает как государственное судебно-экспертное учреждение, так и иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 60 статьи 5 УПК РФ). По существу аналогичное содержание вкладывает в это понятие арбитражное процессуальное законодательство Российской Федерации (далее – АПК РФ) и гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 20 декабря 2006 года № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями. Что касается проведения экспертизы в рамках гражданского процесса, она может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо конкретным экспертом или экспертами. При этом под негосударственным экспертным учреждениям, согласно «Обзору судебной практике по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года), понимаютсякоммерческие и некоммерческие организации.

Таким образом, процессуальное законодательство Российской Федерации по существу не ограничивает содержание указанного термина в зависимости от того, является ли организация (учреждение) коммерческой или некоммерческой.

Кроме того, в дополнительном обсуждении нуждается обоснованность наименования негосударственных экспертных организаций «судебно-экспертными». Полагаем, что термин «судебно-экспертные» правомерно использовать в отношении государственных организаций, специально созданных для осуществления экспертной деятельности в том или ином виде судопроизводства.

Принятие рассматриваемого законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации, в частности в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

Юридико-техническая правка передана в Комитет в рабочем порядке

Исполняющий обязанности начальника управленияМ.В.Деменков


З А К ЛЮ Ч Е Н И Е

Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

по проекту федеральногозакона № 306504-6

«

внесен Правительством Российской Федерации

В настоящее время правовое регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ). Данный федеральный закон не предусматривает квалификационных требований к негосударственным судебным экспертам. Вместе с тем, негосударственная судебно-экспертная деятельность получила широкое распространение в Российской Федерации, поэтому целесообразность ее законодательного регулирования и унификация с существующей параллельно системой государственных судебных экспертов не вызывает сомнений.

Представленным законопроектом вводится механизм сертификации компетентности судебных экспертов. Обязательная сертификация предусмотрена только для государственных экспертов. Для негосударственных субъектов такая оценка их компетентности является добровольной. При этом законопроектом предусматривается ведение Минюстом РФ Государственного реестра судебных экспертов, в который будут включаться только те эксперты, которые получили соответствующий сертификат компетентности. Среди новелл законопроекта, необходимо отметить введение механизма валидации (оценки пригодности использования методических материалов) и сертификацию научно-методического обеспечения экспертной деятельности.

С учетом изложенного, Комитет полагает, что концепция законопроекта заслуживает поддержки. Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Значительное количество негосударственных экспертных организаций действуют сегодня в виде коммерческих организаций. В законопроекте предлагается установить, что негосударственная экспертная организация может быть создана только в виде некоммерческой организации, при том что никакого переходного периода для вступления в силу этой нормы не предусмотрено. Такая новелла может вызвать определенные сложности в хозяйственном обороте. С учетом этого, указанные положения законопроекта рекомендуется дополнительно проработать.

Хотя законопроект включает в сферу применения судебных экспертиз и конституционное судопроизводство, в ст. 5 законопроекта предусмотрено проведение экспертизы только по делам, рассматриваемымКонституционным Судом РФ, при том, что конституционное судопроизводство включает в себя также и производство в конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

В отличие от действующего федерального закона, законопроектом не предусмотрено функционирование судебно-экспертных организаций органов государственной власти субъектов РФ. Законопроектом предусмотрено, что правом создавать государственные экспертные организации наделяются федеральные органы государственной власти. В пояснительной записке к законопроекту в качестве органа, обладающего правом создавать экспертные организации, указывается Следственный комитет РФ. Однако в силу Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет является федеральным государственным органом, не относящимся ни к одной ветви власти. В связи с этим целесообразно расширить формулировку п. 1 ст. 13 законопроекта.

Предлагается установить, что в штате негосударственной судебно-экспертной организации должно состоять не менее одного работника, квалификация которого должна быть подтверждена сертификатом компетентности и для которого данное место работы является основным. Данная мера в качестве реального контроля за экспертной деятельностью нуждается в дополнительном обсуждении.

Дополнительного обсуждения требует предусмотренное ст. 14 законопроекта к руководителю судебно-экспертной организации требование о прохождении им обучения в области судебной экспертизы, учитывая что предлагаемый законопроектом перечень его полномочий не требует специальной квалификации. Не согласованным с установленными в главе 2 законопроекта полномочиями руководителя представляется указание в п. 2 ст. 27 законопроекта, что производство комплексной экспертизы возлагается на руководителя организации, более верным являлось бы указание на организацию производства экспертизы.

С учетом установленного порядка проводимых специальных исследований (например, в сфере оценочной деятельности) следует исключить возможную неопределенность правового регулирования при производстве соответствующих экспертиз (например, по определению стоимости имущества). Положения законопроекта не будут распространяться на производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, которые будут регулироваться Федеральным законом №73-ФЗ. Следует проработать вопрос о возможности распространении на такие виды экспертиз общих положений законопроекта, во избежание различий в правовом статусе экспертов при проведении разных экспертиз, в том числе при проведении медицинских и психиатрических экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях (УПК РФ и ГПК РФ допускают такую возможность).

Из содержания ст. 35 законопроекта следует, что к производству судебной экспертизы может быть привлечен иностранный гражданин, обладающий специальными знаниями. При этом не вполне понятно, каким именно образом такой гражданин участвует в производстве экспертизы, каков его правовой статус, принимая во внимание, что в качестве судебного эксперта может выступать только гражданин РФ.

Законопроект содержит большое количество новых определений. В процессуальном законодательстве (например, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ) используется понятие «судебно-экспертное учреждение», поэтому требует уточнения понятие «государственная судебно-экспертная организация», предложенное в ст. 13 законопроекта. Также нуждаются в дополнительном соотнесении понятия «сертификация компетентности» и «экспертная специальность». По мнению Комитета, в дополнительной регламентации нуждается разделение понятий «валидация» и «сертификация» применительно к методическим материалам, во избежание смешения этих понятий. С учетом предлагаемой ст. 10, согласно которой методические материалы применяются, если в отношении них произведена валидация и (или) сертификация, в дополнительном обсуждении нуждается предусмотренная п.4 ст. 10 законопроекта возможность применять методические материалы, не прошедшие вышеуказанные процедуры при условии указания в заключении эксперта научного обоснования возможности их применения.

В законопроекте не указаны основания для прекращения сертификата компетентности, в то же время п. 3 ст. 16 законопроекта предусматривает, что лицо не может быть судебным экспертом в течение трех лет с даты прекращения действия сертификата. Представляется, что соответствующие основания хотя бы в общем виде должны закрепляться в законе. Принятие данного законопроекта потребует согласования с действующими процессуальными кодексами (в части положений по видам экспертиз и т.п.).

Однако изложенные замечания не влияют на общую концепцию законопроекта и могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению вовтором чтении.С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона №306504 -6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Председатель КомитетаП.В. Крашенинников


Направляем проект федерального закона №306504 -6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и предлагаем включить его в проект порядка работы Государственной Думы на 20 ноября 2013 года для рассмотрения в первом чтении.

Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.

Законопроект прошел правовую экспертизу и подготовлен к рассмотрению в первом чтении.

Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД ___ ноября 2013 года.

Приложения: нал. в 1 экз.

Председатель Комитета П.В. Крашенинников



Р Е Ш Е Н И Е

О проекте федерального закона № 306504-6 « О судебно-экспертной деятельности вРоссийской Федерации»

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности вРоссийской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательствур е ш и л:

1. Рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтениипроект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности вРоссийской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.

2. Утвердить заключение на указанный законопроект (прилагается).

3. Предложить Совету Государственной Думы включить указанный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в первом чтении на 20 ноября 2013 года.

4. Предложить Совету Государственной Думы определить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы В.В. Пинского.

5. Направить настоящее Решение, текст законопроекта и материалы к нему в Совет Государственной Думы.

П.В. Крашенинников




Проект


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 306504-6
«О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляе т:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» , внесенный Правительством Российской Федерации .

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации,Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации



На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

Время и место производства судебной экспертизы;

Основания производства судебной экспертизы;

Сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

Сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

Предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

Вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

Объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

Сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

Оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.


Судебная практика по статье 25 ФЗ от 31.05.2001 № 73-ФЗ

    Решение от 16 августа 2018 г. по делу № А45-20029/2017

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    Кадастровым номером 54:35:051080:29 как основание для выкупа земельного участка в собственность. Актом от 26.05.2017 № 819426(т. 1 л.д. 22- 25 ) осмотра земельного участка, составленным отделом муниципального земельного контроля управления по земельным ресурсам мэрии города Новосибирска, установлено, что земельный участок огорожен, доступ ограничен; земельный участок спланирован, имеет твердое...

    Решение № 2-448/2018 2-448/2018~М-239/2018 2-92/2018 М-239/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 2-448/2018

    Элистинский городской суд (Республика Калмыкия) - Гражданские и административные

    Адрес>. После чего ФИО66 и ФИО67 сообщили о месте нахождения Шивавова А.М. и Хамутаева З.Д. сотрудникам полиции. показаниями обвиняемого Исингиреева И.М. от 25 . 04.2016г. (т.5 л.д. 156-169), из которых следует, что он предоставил разыскиваемым за убийство сотрудника полиции Шихавову А.М. и Хамутаеву З.Д. для...

    Решение № 2-407/2018 2-5712/2017 от 18 июля 2018 г. по делу № 2-407/2018

    Советский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    При производстве экспертизы, хромотограммы красящих веществ содержатся в материалах учетного дела экспертного учреждения и могут быть предоставлены по отдельному запросу суда. В соответствии со ст. 25 ФЗ РФ «О государственной экспертной деятельности РФ» и методикой диагностического исследования документов все данные полученные в результате исследования в расшифрованном виде были отражены в исследовательской части заключения. ...

    Решение № 2-3988/2017 2-45/2018 2-45/2018(2-3988/2017;)~М-3085/2017 М-3085/2017 от 18 июля 2018 г. по делу № 2-3988/2017

    Октябрьский районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) - Гражданские и административные

    Заседании поддержала доводы и требования иска, пояснив, что заключение проведенной по делу судебной экспертизы, по мнению истца, составлено с нарушение действующего законодательства, в частности ст. 25 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», в связи с чем просила исключить данное заключение из числа доказательств по данному делу как недопустимое. Ответчик Семенов В.Д. ...

    Решение № 2-688/2018 2-688/2018 ~ М-594/2018 М-594/2018 от 6 июня 2018 г. по делу № 2-688/2018

    Лысьвенский городской суд (Пермский край) - Гражданские и административные

    На основании решения Межведомственной аттестационной комиссии от 08.01.2015. Как видно из экспертного заключения, при его составлении эксперт-техник ФИО8 руководствовался Федеральным законом от 25 . 04.2002 № 40-ФЗ, Положением Банка России от 19.09.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», ...

Статья 1 Федерального закона №73 о государственной судебно-экспертной деятельности в РФ определяет государственную судебно-экспертную деятельность как деятельность, осуществляемую в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоящую в организации и производстве судебной экспертизы по конкретным судебным делам.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Заключение эксперта - один из источников доказательства . Судебный эксперт в результате проведенного исследования устанавливает обстоятельства, факты, подлежащие установлению по делу, причем основное требование, предъявляемое к заключению эксперта - его достоверность . За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность.

Задачи государственной судебно-экспертной деятельности

Основная задача сформулирована в статье 2 федерального закона №73 и определяется как оказание содействия судам, судьям, органам дознания, дознавателям, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

В соответствии с процессуальным законодательством , заключение эксперта - один из видов доказательства.

Принцип свободы доказательства - ни одно доказательство не имеет преимущества перед другим.

На каждого участника процессуальных действий возлагается определенный круг обязанностей и прав. Государственное судебно-экспертное учреждение в лице его руководителя обеспечивает организацию и производство экспертизы во вверенном ему учреждении, то есть поручает ее производство конкретному эксперту в определенной области знаний или комиссии экспертов, а также осуществляет контроль за качеством и сроками ее производства.

Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Под принципами судебно-экспертной деятельности понимаются основополагающие начала, отражающие концептуальные взгляды общества в лице его законодательных и правоприменительных органов на сущность, цели и задачи содействия правоохранительным органам путем организации и производства судебной экспертизы. Эти принципы сформировались в процессе практической экспертной деятельности и нашли законодательное закрепление в статье 4 .

Российская государственная судебно-экспертная деятельность основывается на следующих принципах:

1. Законность.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, свободу личности, неприкосновенность достоинства личности, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, также прав и свобод человека и гражданина.

3. Независимость эксперта.

Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

4. Объективность, всесторонность и полнота исследований.

Этот принцип обязывает эксперта проводить исследования объективно, на строго научной основе в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ