Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза

Стационарная экспертиза проводится, когда возникает необходимость в клиническом наблюдении и проведении дополнительных исследований для уточнения степени психических нарушений или установления диагноза. Согласно Инструкции срок стационарного наблюдения не должен превышать 30 дней. Иногда он может продлеваться при условии предоставления в орган, назначивший экспертизу, мотивированного заключения о необходимости увеличения сроков наблюдения. Стационарная СПЭ проводится при необходимости более глубокого обследования подэкспертного, когда оценка психического состояния представляет дифференциально-диагностические сложности; при необходимости выполнения лабораторных исследований; в тех случаях, когда в связи с тяжестью правонарушения требуется длительное время для изучения и анализа материалов дела и сопоставления их с данными клинического наблюдения.

Стационарная СПЭ для лиц, содержащихся под стражей, проводится в психиатрических больницах в специально оборудованных, охраняемых судебно-психиатрических отделениях, причем исключается совместное содержание подследственных и осужденных, а также лиц, привлекаемых к ответственности по одному и тому же делу.

Если обвиняемый не был арестован или был освобожден из-под стражи, его следует помещать в судебно-психиатрические отделения для лиц, не содержащихся под стражей. Такие экспертные отделения существуют во многих региональных психиатрических больницах. В эти отделения могут помещаться потерпевшие (при необходимости их стационарного обследования) и лица, направленные на стационарную экспертизу в связи с гражданским делом.

При отсутствии такого специального экспертного отделения в больнице или диспансере, последние могут быть госпитализированы в общее отделение психиатрической больницы. Для помещения обвиняемого на стационарную экспертизу в отделение для лиц, не содержащихся под стражей, или в общее психиатрическое отделение обязательным условием является санкция прокурора или определение суда.

Потерпевшие, истцы и лица, в отношении которых решается вопрос дееспособности, должны помещаться в общие лечебные психиатрические отделения больниц. Они могут быть госпитализированы для проведения экспертизы с санкции прокурора, определения суда или на добровольных началах.

Во время стационарной экспертизы нецелесообразно разрешать какие-либо действия органов следствия с обследуемым.

Допросы, предъявление каких-либо документов, фотографий и т.д., имеющих отношение к уголовному делу, не допускается, так как это нарушает контакт врачей не только с данным подэкспертным, но и с его соседями по палате и может нежелательно воздействовать на психическое состояние обследуемых.

В работе стационарных комиссий основную работу выполняет курирующий испытуемого врач, который должен не только знакомиться, проанализировать материалы уголовного или гражданского дела, имеющуюся медицинскую документацию, но и осуществлять систематическое наблюдение за испытуемым, его психическим состоянием. При необходимости следует провести лабораторные исследования, осмотр врачами-консультантами различных специальностей.

Следует помнить, что заключения консультантов-специалистов (терапевта, невропатолога, окулиста и других) не имеют экспертного значения, они должны учитываться психиатрами-экспертами в совокупности с другими данными.

Стационарная экспертиза проводится в фиксированные дни, на комиссии присутствуют все ее члены. Освидетельствование испытуемых в условиях стационарной экспертизы проводится тремя врачами-экспертами: председателем комиссии, членом комиссии и врачом-докладчиком.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Чаще всего судебные органы прибегают к помощи судебных психиатров при появлении сомнений в психическом здоровье участника процесса, который может выступать в качестве истца, ответчика, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля либо лица, в отношении которого встает вопрос о его гражданской дееспособности.

Заключение судебно-психиатрической экспертизы подтверждает либо отрицает наличие у подэкспертного психического заболевания, которое могло бы оказать влияние на его поступки в юридически значимый период времени.

Чтобы подозрение на психическое нездоровье было квалифицировано как основание для производства экспертизы, необходимо иметь веские доводы, выясненные в ходе отправления судопроизводства по конкретному делу. Например:

  • наличие факта ранее проводившегося обследования участника процесса подобным специалистом с последовавшим диагнозом психического заболевания;
  • возможное проявление психического недуга, выраженное в неадекватном поведении или явных симптомах болезни;
  • жалобы самого гражданина на болезненные ощущения либо странное восприятие окружающей обстановки.

Нередко обвиняемый проходит процедуру психиатрического обследования лишь потому, что ранее его уже осматривал специалист в связи с совершенно другим делом.

Органы суда либо следствия интересуются не самим фактом предыдущего обследования, а мнением, вынесенным специалистом о наличии либо отсутствии у гражданина душевного расстройства. Это важно, так как неправильная трактовка данного обстоятельства может привести к тому, что к психиатру отрправят абсолютно здоровых психически людей, проходивших экспертизу по старым делам.

Иногда назначение судебно-психиатрической экспертизы обосновывается тем, что человек когда-то травмировал голову. Такой довод может стать аргументом в пользу психиатрического освидетельствования, если полученная травма стала причиной нарушений психики, что должно быть отражено в медицинских документах.

В обязательном порядке , даже при полном отсутствии каких-либо свидетельств болезни, судебно-психиатрическое обследование должно быть проведено в отношении гражданина, обвиняемого в преступном деянии, за совершение которого применяется высшая мера наказания — смертная казнь.

О подготовительном этапе

Любому назначению следственными органами или судебными инстанциями психиатрической экспертизы должна предшествовать большая подготовительная работа. Это, прежде всего, затрагивает материалы, которые будут переданы в распоряжение эксперта.

Важно! Сам эксперт не вправе заниматься самостоятельным сбором информации по делу.

Содержание подготовительного этапа в большей степени зависит от упомянутого в определении основания для проведения экспертизы. Это может быть запрос на предоставление медицинских документов из специализированных психиатрических, наркологических и общесоматических лечебных учреждений, сбор сведений о поведении подэкспертного от лично знавших его граждан. Вся получаемая информация не должна носить спонтанный и бессистемный характер.

Особо пристальное внимание следует уделять отрезку времени, относящемуся к совершению преступления либо юридического поступка, послужившего поводом для возбуждения уголовного или гражданского судопроизводства.

Основным недочетом стадии подготовки материалов для экспертизы, как правило, является их неполнота. Следствием подобной ошибки становятся неоднократные запросы экспертов о предоставлении нужных материалов, что отрицательно сказывается на сроках экспертизы, и в конечном счете затягивает сам судебный процесс.

Определившись с необходимостью назначения экспертизы, следователь или судья должны остановить свой выбор на специалистах в области психиатрии либо конкретном экспертном учреждении для ее проведения.

В основном, судебно-психиатрические исследования проводятся силами психиатров в составе региональной комиссии, обслуживающей данную территорию. При этом участники дела имеют право высказывать свое мнение относительно кандидатур экспертов и экспертного учреждения.

Часто в первую очередь назначают амбулаторное судебно-психиатрическое обследование. Стационарная же экспертиза необходима тогда, когда эксперты убеждены в том, что иначе не смогут ответить на интересующие суд или следствие вопросы.

О назначении экспертизы

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения), оформленного согласно всем требованиям российского процессуального законодательства. В этом юридическом документе должно быть четко и ясно сформулировано задание для экспертов посредством постановки вопросов, исключающих неоднозначное толкование, а также отвечающих нормам закона и научным основам психиатрии.

О сроках

Дата начала амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы определяется временем поступления к экспертам документа о ее назначении и материалов для исследования.
Окончание экспертизы означает направление заключения в адрес назначившего ее органа.

Срок, отведенный на амбулаторное обследование , должен быть не более 20 дней .

Причем этот период не учитывает временные потери, затраченные на предоставление дополнительных материалов, либо связанные с неявкой подэкспертного и т.д.

Начало стационарной экспертизы подразумевает помимо наличия у экспертов всех необходимых документов, доставку самого испытуемого в стационар. Время пребывания в стационаре для испытуемого - примерно месяц.
По окончанию этого времени, он подлежит выписке из медучреждения. В случае необходимости срок может быть продлен.
Окончание стационарной экспертизы также связано с предоставлением экспертами окончательно оформленного и подписанного заключения.

Подавляющее большинство судебно-психиатрических экспертиз в Российской Федерации проводится в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях. Система экспертных учреждений (государственная судебно-психиатрическая экспертная служба) призвана удовлетворить потребность правоохранительных органов страны в проведении необходимого числа судебно-психиатрических экспертиз, обеспечивая при этом качество экспертной работы на современном научном уровне.

Наименование «судебно-психиатрическое экспертное учреждение» несколько условно. В судебной психиатрии не существует самостоятельных учреждений, единственной функцией которых является проведение судебных экспертиз. Даже ведущее судебно-психиатрическое учреждение России - Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского не занимается исключительно судебно-экспертными вопросами. В Центре ведется научно-исследовательская и научно-практическая работа также по другим направлениям судебной психиатрии (например, по проблемам принудительного лечения психически больных, совершивших общественно опасные деяния, по организации психиатрической помощи в местах лишения свободы)*. Этим судебно-психиатрическая служба отличается от иных судебно-экспертных учреждений (СЭУ), действующих в системе Министерства здравоохранения РФ (Бюро судебно-медицинской экспертизы), Министерства юстиции РФ (лаборатории судебной экспертизы) и некоторых других ведомств, организованных только для производства судебных экспертиз и обеспечения судебно-экспертной деятельности.

* Центр им. В.П. Сербского проводит исследования и по проблемам, не имеющим непосредственного отношения к судебной психиатрии: по экологической психиатрии, промышленной психиатрии, организации психиатрической помощи при катастрофах и стихийных бедствиях и др.

В судебной психиатрии функции экспертного учреждения выполняют судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК) и судебно-психиатрические экспертные отделения, организуемые при психиатрических учреждениях общего профиля - психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. Экспертные комиссии и экспертные отделения проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении.

Порядок организации судебно-психиатрических экспертных учреждений определяется ведомственными нормативными актами Минздрава РФ, которые согласовываются в необходимых случаях с федеральными правоохранительными органами и юридическими ведомствами - Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ. В настоящее время на территории России действует немало нормативных актов по организации судебно-психиатрической экспертизы, которые были утверждены еще Министерством здравоохранения СССР по согласованию с общесоюзными правоохранительными органами*.

* Важнейшими среди них являются Инструкция о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР от 27 октября 1970 г. и Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии от 5 декабря 1985 г.

Согласно этим нормативным документам, судебно-психиатрические экспертные комиссии подразделяются на амбулаторные и стационарные. Некоторые СПЭК правомочны проводить как амбулаторные, так и стационарные экспертизы (смешанные комиссии). Персональный состав СПЭК ежегодно утверждается местными органами управления здравоохранением по подчиненности психиатрического учреждения, в котором организована данная экспертная комиссия. Например, состав СПЭК при областной психиатрической больнице утверждается областным департаментом здравоохранения, а состав СПЭК при республиканской (республики в составе РФ) больнице - Министерством здравоохранения этой республики.

Для производства стационарной экспертизы при психиатрических учреждениях, имеющих стационарные СПЭК, открываются специализированные судебно-психиатрические стационарные отделения. Одна их часть предназначена для лиц, содержащихся под стражей («стражные отделения»), другая - для прочих испытуемых («бесстражные отделения»). Первый тип отделений обеспечен условиями для содержания арестованных. В них имеется внешняя охрана, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел; в них действуют правовые ограничения, которые предусмотрены законодательством о заключении под стражу. Пребывание в этих отделениях лиц, не заключенных под стражу, равно как и пребывание арестованных в «бесстражном отделении» запрещено. Направляемые на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу потерпевшие и свидетели по уголовным делам, а также все лица, подвергаемые стационарной психиатрической экспертизе в гражданском судопроизводстве, могут помещаться также в общие (неэкспертные) отделения и палаты того психиатрического учреждения, в котором имеется стационарная СПЭК.

Судебно-психиатрические экспертные комиссии комплектуются наряду с врачами, занимающими должность психиатра-эксперта (штатные эксперты), врачами-психиатрами, такой должности не занимающими (нештатные эксперты). Последние включаются в состав СПЭК распоряжением местного органа здравоохранения. Это означает, что производство судебных экспертиз входит в круг их служебных обязанностей. При производстве конкретных комиссионных экспертиз все эксперты (т.е. как занимающие, так и не занимающие экспертную должность) обладают правами и несут обязанности эксперта, которые предусмотрены процессуальным законодательством, на равных основаниях и без каких-либо изъятий.

Решение об организации или закрытии судебно-психиатрического экспертного учреждения принимается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа). При принятии решения учитываются реальная потребность местных правоохранительных органов в судебно-психиатрических экспертизах, имеющиеся в регионе условия для удовлетворения этой потребности (материальные, кадровые и пр.), а также иные особенности данного региона (например, размеры его территории).

Работа судебно-психиатрических экспертных учреждений организована по зональному (зонально-территориальному) принципу, т.е. экспертное учреждение обслуживает органы предварительного расследования или суды определенной территории. Как правило, это территория того субъекта Российской Федерации, органы управления здравоохранением которого организовали данное экспертное учреждение. Поскольку большую часть субъектов РФ составляют области, такого рода экспертные учреждения получили наименование областных. Экспертные учреждения, проводящие экспертизу по поручению правоохранительных органов не только своей области, но и других областей (преимущественно соседних), именуются межобластными. По принципу межобластных могут функционировать экспертные учреждения города, области, края, республики в составе РФ. Например, стационарное судебно-психиатрическое экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, города Санкт-Петербурга обслуживает кроме правоохранительных органов своего города также органы расследования и суды Ленинградской, Псковской, Мурманской и Новгородской областей.

Перечень территорий, которые обслуживаются межобластными экспертными учреждениями, утверждается Министерством здравоохранения РФ по предварительному согласованию с федеральными правоохранительными органами и с учетом мнения представителей соответствующих территорий.

Следующим звеном в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений выступают региональные центры судебной психиатрии. Региональный центр призван быть не только экспертным, но и научно-методическим учреждением для достаточно обширного региона, включающего, как правило, несколько областей. Например, для Северо-Запада России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Региональные центры создаются на базе крупных психиатрических учреждений, имеющих в своей структуре стационарное экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторную экспертную комиссию и отделение для принудительного лечения. Центры осуществляют методическую и практическую деятельность по вопросам судебно-психиатрической экспертизы, принудительного лечения и профилактики опасных действий лиц с тяжелыми психическими расстройствами.

Региональный центр организуется приказом территориального органа управления здравоохранением по месту своего нахождения. Предварительно решение о создании центра согласовывается с органами управления здравоохранением обслуживаемых им территорий.

Ведущим в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений России является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Центр расположен в Москве и подчинен Министерству здравоохранения РФ. Он осуществляет функции практического экспертного учреждения, проводя первичные экспертизы (прежде всего стационарные экспертизы для Москвы и Московской области, где отсутствуют другие «стражные отделения»), а также наиболее сложные экспертизы для остальных регионов Российской Федерации. Помимо этого, ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского выполняет роль научно-методического центра по основным направлениям судебной психиатрии. В области судебно-психиатрической экспертизы функция научно-методического центра реализуется путем сбора и анализа ежегодных отчетов о деятельности судебно-психиатрических экспертных учреждений страны, координации их работы, рецензирования их экспертных заключений, участия в подготовке нормативно-правовых актов по вопросам судебной психиатрии, подготовки психиатров-экспертов, повышения их квалификации и пр.

Как видим, судебно-психиатрическая экспертная служба неоднородна. Она включает в себя организационно оформленные разновидности, дающие в итоге трехзвенную систему своего построения. Первое звено составляют местные (низовые) экспертные комиссии и экспертные отделения; второе - региональные центры судебной психиатрии; и, наконец, третье - ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Отмеченная неоднородность дает некоторым авторам основания утверждать, будто судебно-психиатрическая служба в Российской Федерации организована по принципу «инстанционности». К этому же выводу приводит некоторых практических работников частое упоминание о Центре им. В.П. Сербского как головном или ведущем судебно-психиатрическом учреждении. Подобные характеристики Центра содержатся и в официальных документах. Однако утверждения о наличии инстанционности в судебной психиатрии неверны и основаны на неправильном толковании самого принципа инстанционности. Организационно оформленная трехзвенность судебно-психиатрической экспертной службы к рассматриваемому принципу отношения не имеет.

Принцип инстанционности в судебной экспертизе отвергается российским процессуальным законодательством. Но он относится не к организации судебно-экспертных учреждений, а к процессу доказывания по уголовным и гражданским делам. В нашем случае - к экспертному заключению как доказательству, оцениваемому следователем, прокурором, судом. Принцип инстанционности, если бы он на самом деле действовал, означал бы примерно следующее. Заключение экспертов одного звена экспертной системы обладает большей доказательственной силой, чем экспертное заключение другого звена. Например, при наличии в деле двух заключений - экспертов регионального центра и членов областной СПЭК - суд (следователь) был вынужден бы признать первое и отвергнуть второе, поскольку региональный центр более высокая инстанция, нежели обычная СПЭК. Что же касается экспертов Центра им. В.П. Сербского, то в условиях реального действия принципа инстанционности их заключения всегда должны были бы считаться окончательными, отменяющими все прочие экспертные заключения с иными экспертными выводами, ибо государственный Центр является головным судебно-психиатрическим учреждением*.

* Необходимо отметить, что в ряде областей юридической деятельности принцип инстанционности правомерен. Так, суд вышестоящей инстанции вправе отменить решение нижестоящего суда. В сфере государственного управления более высокая административная инстанция может в пределах своей компетенции отменять решения подчиненных ей организаций и должностных лиц.

Однако для следственной, судебной и экспертной практики приведенные выше правила обращения с экспертными заключениями категорически неприемлемы из-за их противоречия закону. Заключения экспертов являются одним из доказательств по уголовному или гражданскому делу, о чем прямо говорится в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах (ч. 2 ст. 69 УПК, ч. 2 ст. 49 ГПК). Согласно закрепленному в процессуальном законе принципу свободной оценки доказательств лицами, ведущими судопроизводство, никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, «не имеют заранее установленной силы» (ч. 2 ст. 71 УПК, ч. 2 ст. 56 ГПК).

Поэтому в случаях, когда по одному делу проводилось несколько экспертиз и были получены заключения с несовпадающими между собой выводами, перечисленные выше должностные лица и органы обязаны оценить каждое экспертное заключение по существу, т.е. с точки зрения его научной обоснованности, внутренней непротиворечивости экспертных выводов, их соответствия другим доказательствам и пр. И только по результатам такой оценки суд, (следователь) вправе отвергнуть одни экспертные выводы и признать достоверными другие. Причем отвергнутыми могут оказаться заключения экспертов Центра им. В.П. Сербского и регионального центра судебной психиатрии (верхних звеньев экспертной службы), а обоснованными и правильными признаны выводы областной или городской СПЭК (низового звена системы экспертных учреждений).

Сказанное относится не только к следователю, прокурору или суду в процессе оценки ими экспертных заключений, но и к самим экспертам, к другим участникам судопроизводства. Некоторые из них полагают, что заключение, данное экспертами Центра им. В.П. Сербского, не может быть пересмотрено экспертами других учреждений, и является окончательным. Подобные трактовки принципиально неверны и не основаны на законе.

Государственная судебно-психиатрическая экспертная служба остается по сути единой организационно оформленной и имеющей прочную юридическую базу системой, которая обеспечивает судебно-экспертное обслуживание правоохранительных органов на постоянной основе. Более того, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривают возможность организации судебно-экспертных учреждений медицинского профиля лишь в составе государственной (ст. 12) и муниципальной (ст. 13) систем здравоохранения*.

* Муниципальной системы судебно-психиатрических экспертных учреждений не существует, поскольку они организуются только государственными органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Следовательно, действующее российское законодательство не предусматривает возможности существования негосударственных судебно-экспертных учреждений. На этом основании местные органы управления здравоохранением отказывают частным психиатрическим объединениям (обществам, ассоциациям и пр.) в выдаче лицензий на право производства судебно-психиатрических экспертиз.

Между тем процессуальный закон допускает производство судебных экспертиз как в экспертном учреждении (ст. 187), так и вне его (ст. 189 УПК). Орган, ведущий производство по уголовному или гражданскому делу, вправе поручить экспертизу любому лицу, которое обладает познаниями, достаточными для ответа на экспертные вопросы, независимо от места его работы. Это право следователи и суд используют иногда и для разрешения судебно-психиатрических вопросов, поручая проведение экспертизы врачам-психиатрам, не являющимся сотрудниками судебно-психиатрических экспертных учреждений. Однако следует иметь в виду, что абсолютное большинство судебно-психиатрических экспертиз требует от эксперта помимо знания общепсихиатрических вопросов (диагностики психических расстройств, их лечения и пр.) также вопросов судебно-психиатрических, обладающих немалой спецификой. Для проведения судебно-психиатрических экспертиз врачу общепсихиатрического профиля требуется дополнительная подготовка. Как показывает анализ экспертной практики, качество экспертиз, проводимых врачами-психиатрами, не имеющими такой подготовки, как правило, весьма низкое.

Разумеется нельзя отрицать, что в отдельных случаях психиатр, не являющийся сотрудником судебно-психиатрического экспертного учреждения, может провести экспертизу на надлежащем профессиональном уровне. Это возможно, например, когда врач-психиатр проработал в экспертном учреждении долгие годы и лишь недавно перешел на работу в общепсихиатрическую клинику. Это возможно и тогда, когда экспертные вопросы касаются лишь общепсихиатрической проблематики. Например, при экспертизе по делу о незаконном помещении гражданина в психиатрический стационар (ст. 128 УК) или при экспертизе по гражданским делам, по которым рассматриваются заявления и жалобы граждан о нарушении их прав в процессе оказания психиатрической помощи*.

* Подробнее см. главу 3 настоящего учебника.

При поручении судебно-психиатрической экспертизы психиатру, не являющемуся сотрудником экспертного учреждения, следователь, прокурор, суд обязаны предварительно выяснить его профессиональную компетентность (специальность, стаж работы, наличие специальной экспертной подготовки, врачебную категорию, ученую степень или ученое звание). Вопрос о наличии у такого врача-психиатра познаний, достаточных для проведения экспертных исследований и ответа на экспертные вопросы, необходимо решать самому органу, назначающему экспертизу, причем каждый раз индивидуально. Этот порядок выбора эксперта-психиатра ненадежен и легко может привести сначала к экспертной, а затем и к судебной ошибке. Поэтому к поручению судебно-психиатрической экспертизы психиатрам, не являющимся членами СПЭК или штатными сотрудниками судебно-психиатрических экспертных отделений, нужно подходить с большой осторожностью.

В литературе неоднократно высказывалась мысль о необходимости создания в нашей стране негосударственной судебно-психиатрической системы, альтернативной государственной судебно-экспертной службе. Она включала бы в себя негосударственные экспертные учреждения, а также частных психиатров-экспертов, имеющих лицензию на право производства судебно-психиатрических экспертиз на постоянной (регулярной) основе. Деятельность альтернативных экспертных структур, осуществляемая в рамках закона и в условиях равной и честной конкуренции, в принципе способна повысить общий уровень экспертной работы. Однако для существования полноценной и профессиональной, хорошо подготовленной негосударственной судебно-психиатрической экспертной системы пока отсутствует надлежащая правовая база. Нет еще для этого и удовлетворительных фактических условий (материальных, технических, кадровых).

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом России, если у следствия или суда имеются сомнения в психическом состоянии обвиняемого, то в обязательном порядке назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на основании результатов которой в дальнейшем будет решаться вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.

Судебно-психиатрическая экспертиза является одной из самых сложных видов экспертиз, но и наиболее востребованной. Наши эксперты обладают глубокими познаниями в области психиатрии, поэтому результаты судебно-психиатрической экспертизы отличаются точностью и объективностью.

Главная цель такой экспертизы – дача заключения о психическом здоровье лица, участвующего в уголовном или гражданском процессе. Основными задачами судебно-психиатрической экспертизы является определение вменяемости (невменяемости), дееспособности (недееспособности), возможности отбывать наказание в колонии или в психиатрическом учреждении.

Сроки проведения судебно-психиатрической экспертизы зависят от ее вида, она бывает стационарной, амбулаторной, заочной или посмертной. Стационарная психиатрическая экспертиза проводится в психиатрическом стационаре в медицинском учреждении. Срок стационарного исследования не должен превышать 30 дней. Если после истечения этого срока эксперт приходит к выводу о невозможности дать объективное заключение, то комиссия экспертов выносит решение о продлении времени исследования.

Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза может быть назначена только при наличии рекомендации врача, в случае если невозможно провести амбулаторную экспертизу. Проведение психиатрической экспертизы в стационарных условиях целесообразно, если состояние обследуемого можно выявить только путем длительного наблюдения и для дачи заключения эксперта требуются сложные исследования, которые невозможно провести в амбулаторных условиях или в кабинете следователя.

Сроки судебно-психиатрической экспертизы в амбулаторных условиях не должны превышать 20 дней с момента поступления в экспертное бюро постановления о назначении экспертизы. Для проведения этого вида экспертизы врачам требуются амбулаторная карта и история болезней из психиатрической клиники, где проходил лечение испытуемый. Для всестороннего исследования эксперту нужны документы, характеризующие особенности личности человека. Это может быть характеристика с места работы или протокол допроса потерпевшего и т.п.

Заочная судебно-психиатрическая экспертиза – это скорее исключение, она проводится только при наличии особых обстоятельств. Так, если испытуемый не может присутствовать при проведении экспертизы лично, то экспертиза проводится на основании материалов уголовного или гражданского дела. Причины отсутствия должны быть объективными, например нахождение человека в другой стране.


Посмертная экспертиза проводится группой экспертов на основании материалов дела, а также имеющейся медицинской документации.

Иногда психиатрическая экспертиза может проводиться в кабинете следователя. Такой вид экспертизы позволяет наиболее оперативно разрешить вопрос о вменяемости подозреваемого. Экспертиза в кабинете следователя проводится, обычно, если неадекватное поведение подозреваемого очевидно и требуется, лишь подтверждение эксперта, для признания человека невменяемым. Такая экспертиза занимает по времени несколько часов.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится по определению суда или постановлению следователя, поэтому перед проведением экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за предоставление ложных результатов исследования.

При расследовании и рассмотрении уголовного дела результаты судебно-психиатрической экспертизы являются весом доказательством и учитываются следователем при ведении предварительного следствия. При назначении наказания результаты экспертизы учитываются судом, если экспертизой выявлено психическое расстройство, то суд, скорее всего, назначит принудительные меры медицинского характера в отношении подсудимого.

Результаты судебно-психиатрического освидетельствования эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» оформляют специальным документом – заключением эксперта, которое подписывается всеми врачами проводившими исследование. Если же мнение экспертов нашей организации расходятся, то мы составим отдельное заключение с обоснованным мнением несогласного эксперта, где он подробно изложит свою точку зрения в отношении результатов экспертизы. В акте о результатах экспертизы будут указаны следующие данные: когда, где и кем проводилось исследование; какие материалы были изучены экспертами; кто присутствовал при проведении экспертизы; какие методы исследования были использованы; какие вопросы ставились перед экспертом и даны ли мотивированные ответы на них.

Началом экспертизы следует считать момент поступления в распоряжение экспертов или в экспертное учреждение постановления (определения) о ее назначении и материалов (объектов) для исследования. Экспертизу следует считать оконченной, когда полностью оформленное и подписанное экспертами заключение направляется лицу (органу), по поручению которого она проводилась. На практике окончание экспертизы связывают обычно с моментом вынесения экспертного решения, т.е. временем, когда эксперты определились с выводами и готовы приступить к составлению экспертного заключения. Как правило, это время приходится на день заседания экспертной комиссии. Однако следователь или суд не могут считать экспертизу оконченной, пока у них нет возможности получить письменное экспертное заключение. День заседания комиссии целесообразно именовать датой производства СПЭ, которая проставляется после номера экспертного заключения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 204 УПК "в заключении эксперта указываются... дата, время и место производства судебной экспертизы". Следовательно, помимо даты (число, месяц, год заседания экспертной комиссии) в тексте заключения необходимо указывать также день начала и день окончания СПЭ (время ее производства ).

Нередко на практике загруженность СПЭУ приводит к образованию очереди из лиц, ожидающих экспертизу. Время ожидания ими экспертизы не входит в срок ее производства.

Более подробно вопрос о сроках СПЭ целесообразно рассмотреть по амбулаторной и стационарной экспертизам раздельно.

Срок амбулаторной экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в экспертную комиссию постановления (определения) о ее назначении со всеми необходимыми материалами до дня направления письменного экспертного заключения и материалов дела следователю или в суд . В срок производства амбулаторной экспертизы не включаются затраты времени, связанные с предоставлением дополнительных материалов, несвоевременным прибытием (доставкой) испытуемого, а также иные временны́е издержки, допущенные не по вине экспертов либо экспертного учреждения. Амбулаторная СПЭ складывается из следующих основных элементов: изучение экспертами материалов дела, судебно-психиатрическое освидетельствование испытуемого , составление письменного заключения.

Стационарная СПЭ начинается с момента доставки в экспертное учреждение постановления или определения о ее назначении, материалов уголовного или гражданского дела (для лиц, заключенных под стражу, и личного дела арестованного), а также помещения в стационар испытуемого.

В рамках стационарной экспертизы существует два самостоятельных юридически значимых срока: собственно экспертизы и пребывания испытуемого в стационаре. Их начало совпадает, приходясь на момент стационирования, но оканчиваются они в разное время.

Сроки пребывания лица в психиатрическом стационаре установлены ст. 30 Закона о ГСЭД. Испытуемый может помещаться в стационар на срок до 30 дней. В сложных экспертных случаях, требующих более длительного наблюдения и дополнительных исследований, этот срок по мотивированному ходатайству экспертов может быть продлен еще дважды на 30 дней судьей районного суда по месту нахождения стационара. Общий срок пребывания лица в стационаре в рамках одной СПЭ не может превышать 90 дней.

В связи с этим высказываемое подчас мнение, будто срок нахождения в стационаре равен 30 дням, неверно. Это ведет к другой типичной ошибке, когда указанный срок признается минимально необходимым, менее которого держать испытуемого в стационаре якобы нельзя. Однако это не так. 30-дневный срок следует считать не минимальным, а скорее максимальным для обычного случая (при возможности его продления). В каждом конкретном случае продолжительность стационарного испытания определяется временем, достаточным для проведения всех требуемых исследований. Встречающееся в экспертной практике вынесение экспертного решения до истечения 30 дней, к примеру, на 20-й день от начала стационирования, вполне правомерно, если эксперты сумели уложиться в этот период.

Необходимость пребывания испытуемого в стационаре отпадает, когда эксперты пришли к окончательным выводам. С этого времени испытуемый подлежит выписке, и срок стационирования заканчивается. Но не оканчивается экспертиза, поскольку письменное экспертное заключение еще не готово. На его составление экспертам отводится не более 10 календарных дней .

Если в ходе проведения экспертных исследований была выявлена необходимость представления дополнительных объектов и материалов, то эксперты ходатайствуют об их предоставлении перед субъектом, назначившим СПЭ. Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, экспертные вопросы решаются в той мере, в какой это позволяют имеющиеся в распоряжении экспертов объекты и материалы .

В суде срок СПЭ обусловлен временем, которое требуется эксперту для изучения материалов, выслушивания показаний, относящихся к предмету экспертизы, наблюдения за испытуемым в зале суда и его экспертного освидетельствования в перерыве судебного заседания (в одном из предоставленных для этой цели помещений суда).

Эксперт вправе просить суд об ограничении его присутствия в судебном заседании временем, необходимым для исследований и дачи заключения. Суд выносит соответствующее решение, заслушав по этому поводу мнения участников судебного разбирательства.

Федеральным законом от 28.06.2009 № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 12 июля 2009 г. установлены новые правила, касающиеся сроков производства экспертиз и их оплаты в гражданском процессе. Изменения внесены в ч. 1 ст. 80 и ч. 2 ст. 85 ГПК, а также в ст. 14 и 16 Закона о ГСЭД. Суть их состоит в следующем.

В определении о назначении экспертизы суд указывает теперь не только дату назначения экспертизы, но и дату, не позднее которой экспертное заключение должно быть составлено и направлено в суд. На руководителя СЭУ возлагается обязанность обеспечивать контроль за соблюдением сроков производства экспертиз с учетом дат, установленных судом при их назначении, а сами эксперты не вправе отказаться от производства порученной им экспертизы, ссылаясь на то, что она не оплачена.

В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперты обязаны провести ее и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить свое заключение в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной. Если требование суда относительно срока окончания экспертизы, установленного в судебном определении, не выполнено, и при этом отсутствует мотивированное сообщение эксперта или руководителя СЭУ о невозможности своевременного проведения экспертизы, суд вправе наложить на руководителя или виновного в нарушениях срока эксперта штраф в размере до 5000 руб. (абз. 4 ч. 1 ст. 85 ГПК).

Следовательно, ответственность за неисполнение указаний суда, касающихся сроков экспертизы, наступает лишь тогда, когда эксперты (либо руководитель СЭУ) не сообщили суду, что выполнить экспертное задание в намеченный им срок в силу уважительных причин невозможно. Если же такое извещение было сделано, то ответственность исключается, так что ни руководитель судебно-экспертного учреждения, ни нарушившие сроки эксперты уже не могут быть подвергнуты предусмотренному ст. 85 Кодекса денежному штрафу.

По завершении исследований эксперты составляют письменное заключение или иной документ, предусмотренный законом. Сотрудники СПЭУ передают заключение (иной документ) своему руководителю, который направляет его субъекту, назначившему экспертизу, и возвращает все объекты и материалы. Прочие эксперты представляют составленные ими документы и возвращают объекты и материалы непосредственно следователю (суду).

  • Пункт 13 Положения об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии, утв. Минздравом СССР05.12.1985№06-14/30 и согл.с ВС СССР, Прокуратурой СССР, Минюстом СССР и МВД СССР. Положение не отменено и в настоящее время считается действующим в части, не противоречащей современному российскому законодательству. Действующим является, в частности, п. 13, который определяет сроки амбулаторной СПЭ.
  • С3 РФ. 2009. Ns 26. Ст. 3122.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ