Функционирование и состояние государства и гражданского общества требуют регламентации в виде документирования, с помощью которого обеспечивается организация и регулирование проведения мероприятий, их отдельных операций, а также общественных отношений в ходе их реализации. Нормативный документ должен быть оформлен в письменном виде, иметь официальный характер и юридическую силу. Для его детализации применяется дополнительная документация, составленная на основании базового нормативно-правового источника в случае, если в его положениях присутствуют пробелы или спорные вопросы, которые можно интерпретировать двояко. Чтобы понять юридическую актуальность документа и возможную сферу его использования, следует уяснить, что такое подзаконный акт, какова иерархия подзаконных актов?
Законы и подзаконные акты
В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.
Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.
Что такое подзаконный акт
Выделяют несколько видов подзаконных актов, каждый из которых классифицируется по иерархии составления базового документов. Они могут являться дополнением к:
Основные параметры подзаконных документов определяются компетенцией издающего их субъекта.
Все документы должны быть составлены и утверждены в соответствии с полномочиями, которыми наделяется издатель. Данный факт свидетельствует о том, что нормативно-правовые источники отличаются юридической силой, местом расположения издающего органа в иерархии государства, а также кругом вопросов общественных отношений, для регулирования которых они издаются. Документ подзаконного характера является разновидностью нормативного акта.
Документация правового характера, относящаяся к категории указов и распоряжений главы государства, обязательна к исполнению на всей территории России. Она должны быть составлена в пределах президентских полномочий, сфера которых предусмотрена конституционными нормами. При помощи указов реализуются элементы правового статуса руководителя. Их издание актуально в ситуациях, когда в правовых источниках присутствуют недоработки, позволяющие двусмысленно оценивать ситуацию.
Некоторые виды указов не относятся к нормативно-правовой категории, поскольку они могут быть приняты по вопросам управления, таких как назначение на должность, присвоение звания или лишение полномочий. Такие указы носят характер правоприменительных актов, которые по характеристикам схожи на распоряжения.
Закон и подзаконный акт. Общая информация
Отличительными признаками президентских указов являются:
Читайте также: Как рассчитывается валовой национальный доход ВНД
Президентские указы классифицируются в зависимости от характера полномочий его издателя. Документы могут быть оформлены не только в пределах собственных возможностей, но и с делегированным участием представителей парламента. Некоторая документация должна быть одобрена и утверждена Федерационным советом.
Распоряжения предназначены для частного назначения. Они не относятся к категории нормативно-правовых актов, поскольку принимаются в экстренных ситуациях, касающихся необходимости организации решения текущих и процедурных вопросов государственного управления. В их компетенции мероприятия по созданию рабочих комиссий и выделению средств из резервных фондов регионам. Документы адресуются узкому кругу исполнителей и относятся к категории правоприменительных актов.
Специализированные нормативные правовые подзаконные акты правительственного уровня регламентируются положениями Конституции, определяющей компетентность правительства и регламентируемую сферу его деятельности в этом направлении.
Документ может охватывать любые сферы, касающиеся правительственных полномочий, возложенных федеральным законодательством и Конституцией. Он может касаться области культуры, экологии, здравоохранения, науки, образования, социального обеспечения, а также реализации внешней и внутренней обороноспособности, борьбе с преступностью и защите прав и свобод граждан. Отдельным разделом рассматриваются вопросы по федеральному бюджету, управлению государственной собственностью и проведению единой денежной и финансовой политики.
Интерпретация подзаконного акта
Ведомственные или федерально-министерские нормативные подзаконные акты, как правило, имеют отраслевое назначение. Их действие распространяется на лиц, осуществляющих деятельность в сфере, которой касается правовой документ. В некоторых ситуациях документация может быть предназначена для регулирования межотраслевых отношений. В таких ситуациях она адресуется нескольким министерствам.
Акты имеют вид инструкций или приказов. Инструкции регулируют функционирование служебной деятельности. Нормативные приказы позволяют структурировать деятельность органов исполнительной власти, а также определить их функции и задачи. Ненормативные приказы относятся к категории правоприменительных документов.
Базовые законы государственных субъектов могут касаться вопросов, относящихся к региональной компетенции или к сфере и порядку взаимодействия с другими регионами.
Они не могут противоречить требованиям федеральных законов и конституции. Юридическая сила документов актуальна только в том регионе, для которого был утвержден акт. Его подзаконная документация может быть оформлена в виде распоряжений, приказов или других актов, которые должны быть изданы уполномоченными представителями власти субъекта.
Конституционные нормы определяют обязательства органов местного самоуправления. Их уполномоченные представители могут самостоятельно решать вопросы местного значения. В их компетенции управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, а также реализация мероприятий по охране общественного порядка. В пределах указанных полномочий они вправе издавать правовую документацию в форме постановлений и распоряжений, актов представительных органов, в том числе и поселковых собраний. Все эти документы могут иметь нормативный или правоприменительный характер.
Законы и подзаконные акты обладают ключевым значением в юридическом сопровождении жизни государства. Они обеспечивают регулирование общественных отношений, защиту интересов граждан.
Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.
Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.
Подзаконные нормативно-правовые акты - письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.
В качестве субъектов, которые могут утверждать их, выступают:
Классификация этих документов имеет особое практическое значение. Разграничение позволяет рационально и четко организовывать деятельность структур власти. Какие бывают подзаконные акты? Видыподзаконные акты виды имеют следующие:
В качестве классификационного критерия выступает юридическая природа. Она подразумевает силу, содержание, сферу действия, порядок оформления и принятия документов. В юридической науке подзаконные нормативно-правовые акты находятся на вторичной позиции. Как правило, они издаются на основании и во исполнение ФЗ. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.
В России используются следующие подзаконные акты:
Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.
Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.
В РФ, согласно Конституции, указы и распоряжения может издавать президент. Между этими документами существует различие. Указ обладает более значимым, широким действием. Распоряжение носит более частный, конкретный характер. Они обычно не считаются нормативными актами. Распоряжения принимаются по различным оперативным вопросам, связанным с государственным управлением. Они могут касаться создания рабочих комиссий, финансирования регионов из резервного фонда и так далее. Вместе с этим указы главы страны также не всегда выступают как подзаконные акты. Они могут приниматься по конкретным вопросам. Например, при назначении на должность либо освобождении от нее, присвоении звания и пр. В таких случаях Указы называют правоприменительными актами.
Нормативные документы, изданные президентом:
Исходя из полномочий президента, указы могут быть:
Эти подзаконные акты издаются на основе и во исполнение конституционных положений, ФЗ, указов президента. Правительство может принимать Постановления и Распоряжения. Первые, как правило, всегда имеют нормативный характер. Реализация Постановлений осуществляется в рамках полномочий и предметов ведения государства и совместного его ведения с регионами РФ. Распоряжения обычно адресованы конкретному кругу исполнителей. Они выступают как правоприменительные акты.
Эти подзаконные акты подчинены постановлениям правительства и обладают чаще всего отраслевым назначением. В некоторых случаях в зависимости от межотраслевой, функциональной направленности ведомства или министерства эти документы могут адресоваться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Они издаются в форме инструкций и приказов. Последние могут быть нормативными или ненормативными. Первые касаются наиболее важных вопросов деятельности федеральных институтов исполнительной власти: их структуры, функций, задач. Ненормативные приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются ключевые аспекты служебной деятельности, а также функциональные обязанности определенных категорий работников. Эти документы отличаются нормативным содержанием.
Главы республик, которые входят в состав России, издают распоряжения и указы. Губернаторы, руководители администраций в автономных округах и областях, краях, городах федерального значения, правительства регионов (если такие существуют) утверждают распоряжения и постановления в рамках своих полномочий. Региональные министерства, департаменты, ведомства и прочие исполнительные институты власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы утверждаются на основании полномочий каждой структуры согласно конституционным положениям и ФЗ, уставам и законам субъектов РФ. Они обладают локальным действием. Их положения распространяются только на территории соответствующего субъекта страны. Указанные акты могут являться как правоприменительными, так и нормативными.
Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:
Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.
К ним относят акты, которые издаются в учреждениях и организациях. Локальные документы призваны регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие, управленческие и прочие отношения, касающиеся назначения конкретного предприятия. В каждой организации или учреждении существует собственный устав, положение либо другой документ учредительного характера, правила внутренней дисциплины и так далее. Действие этих актов обладает правовым значением. В этой связи все эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах. Локальными нормативно-правовыми актами, например, являются:
Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.
Приложение 1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
Общие черты этих актов:
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Подзаконный акт - это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы.
Признаки подзаконного акта:
Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;
Зависимость подзаконных нормативных правовых актов от законов;
В данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;
Им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;
Нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;
Подзаконным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.
Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):
а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:
Акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);
Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);
Акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);
Акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).
б) региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
в) местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);
г) локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).
НПА принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Система НПА – совокупность всех видов НПА:
1) По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
2) Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
3) По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
4) По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Большинство законов закрепляют лишь общие положения в той или иной сфере. Помогают конкретизировать закон так называемые подзаконные акты - сборники норм, которые дополняют основные государственные положения. Какие нормативные акты относятся к подзаконным и какими признаками они обладают? Ответ на этот вопрос будет найден в статье.
Зачастую государственные законы представляют собой сборники очень конкретных норм, которые не позволяют в полной мере понять устройство той или иной сферы. Дабы не возникали юридические дыры и коллизии, законодатели принимают специальные подзаконные акты - постановления, указы, распоряжения и прочие документы. Подобные акты имеют своей целью дополнить основные государственные законы, облегчить их применение и понимание.
Для принятия подзаконного акта необходимо учитывать специфику отдельной общественной сферы. Во внимание стоит также брать интересы людей, особенности территории и многие другие элементы. К подзаконным нормативным актам относятся документы, которые принимаются на базе основных предписаний государственного характера.
Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам? Вот что выделяют специалисты в области права:
Таким образом, рассматриваемая группа нормативных актов обладает большим количеством самых разных признаков и особенностей. Если хотя бы один признак не соответствует документу, то вряд ли придется говорить о нем как о нормативном акте.
Какие нормативные правовые акты относятся к подзаконным? Для начала стоит выделить распоряжения и указы, формируемые и издаваемые российским Президентом.
Указы главы государства издаются в нашем государстве уже много веков. В дореволюционной России высшей юридической силой обладали указы самодержавного монарха. Даже Владимир Даль толкует понятие "указ" как письменный приказ государя.
В настоящее время глава государства также обладает законотворческим правом. Однако право это строго контролируется Конституцией и некоторыми органами власти. Так, президент издает указы в строгом соответствии со статьей 90 основного закона страны. Здесь сказано, что глава государства должен издавать нормативные акты по основным вопросам государственного управления. Президентские постановления делятся на распоряжения и указы. Распоряжением называют документ конкретного назначения, имеющий частный характер. Указ же является более значимым актом, имеющим широкое значение.
Что относится к подзаконным нормативным актам, которые принимаются главой государства? Здесь стоит назвать документы, формируемые по наиболее важным вопросам в сфере управления государством. Например, это создание трудовых комиссий и комитетов, выделение российским регионам финансовых средств из общего бюджета и многое другое.
Далеко не все президентские указы относятся к подзаконным нормативным актам. Существуют так называемые правоприменительные акты, относящиеся к конкретным случаям и явлениям. Здесь стоит назвать, например, акты о присвоении звания или награды, о назначении лица на должность и др.
Все президентские распоряжения и указы обладают рядом важнейших признаков. Здесь стоит назвать, например, содержание юридических норм, общеобязательный характер, регулирование разных общественных сфер и многое другое. Однако основным признаком рассматриваемых актов будет отсутствие противоречий законам федерального типа.
Российская Конституция закрепляет право федерального органа исполнительной власти на реализацию законотворческих полномочий. Данная норма закреплена в статье 114 основного закона государства. Постановления Правительства относятся к подзаконным нормативным актам. Необходима разработка таких постановлений для исполнения российской Конституции, федеральных законов, нормативных указов главы государства и т. д.
Чем отличаются распоряжения от постановлений? Распоряжения издаются для небольшого круга лиц. Они являются, скорее, правоприменительными актами, адресованными узкому кругу исполнителей. Постановления же более нормативны. Их исполнение обязательно для всей Федерации - центра совместно с региональными субъектами.
Как известно, министерства являются частью российского Правительства. Все они осуществляют отдельные функции в той или иной общественной сфере. Акты министерств и ведомств имеют, таким образом, отраслевой характер. Однако зачастую некоторые правительственные группы объединяются в целях создания общего акта. В таких случаях принято говорить о документах межотраслевого характера. Простой пример - акты МВД, Минфина, Минобрнауки и т. д.
Что относится к подзаконным нормативно-правовым актам правительственных ведомств и министерств? В российской законодательной системе это инструкции и приказы. Инструкции призваны регулировать основные формы профессиональной деятельности тех или иных работников, определять их функциональные обязанности. Все инструкции имеют нормативное содержание. Приказы делятся на ненормативные и нормативные. В первом случае речь идет о правоприменительных актах, а во втором - о документах, посвященных наиболее важным вопросам исполнительных органов.
Стоит привести пример подзаконных нормативных актов, относящихся к № 44-ФЗ, Закону "О контрактной системе закупок". Это объемный федеральный закон, который дополняется множеством ведомственных актов. Статья 34 закона, в которой рассказывается про реализацию закупок, регулируется правительственным постановлением "Об определении размеров штрафов заказчиком". Статья 22 про планирование - Постановлением "Об определении цены контракта" и т. д.
В главе 8 российской Конституции указывается возможность местных самоуправленческих органов управлять собственностью муниципального характера. Органы обладают правом на формирование, регистрацию и реализацию местного бюджета, на установку муниципальных налогов и сборов и на многие другие функции.
Во всех представленных случаях самоуправление обязано издавать нормативные или правоприменительные акты. Это могут быть, например:
Инстанции местного самоуправления обладают довольно обширными полномочиями в области благоустройства отдельной территории. Именно поэтому соответствующие подзаконные акты издаются ими довольно часто.
Итак, что же относится к подзаконным нормативным актам Российской Федерации? Здесь все довольно просто: это президентские, правительственные и министерские постановления. А какие существуют акты в российских регионах?
Управленческие, производственные, коммерческие, образовательные, научные и многие другие виды отношений регулируются специальными подзаконными актами. Принимаемые в регионах документы называют также локальными актами. Все они имеют определенное правовое значение, так как устанавливают правила внутреннего распорядка, закрепляют узкие группы общественных отношений и т. д. Простой пример локального подзаконного акта - решение коллегиального органа управления.