Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Уголовное процессуальное производство.

В1.

Уголовное судопроизводство – это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Уг. процесс - это протекающая в установленном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора, суда, а так же других участников процесса по расследованию и рассмотрению уголовных дел, посредством которой обеспечивается достижение назначения (задач) уг. судопроизводства. Там, где говорится о задачах и принципах уг. процесса, законодатель ставит знак равенства между понятиями уг. процесса и уг. судопроизводства, дабы выделить значимость судебного производства в уг. процессе, поскольку обвиняемого можно признать виновным от имени гос-ва и подвергнуть его наказанию можно только по судебному решению, вступившему в законную силу.

Соотношение уг. процесса и правосудия: с одной стороны понятие уг. процесса шире, чем понятие правосудия, т. к. это составная часть уг. процесса. С другой стороны понятие правосудия шире, т. к. правосудие осуществляется не только по уг. делам, а есть арбитражное, по гражданским делам, административное, по конституционным делам.

Задачи (назначение) уг. судопроизводства определяются в ст. 6 УПК:

1) Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

2) Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Ведущая роль в осуществлении уг-процессуальной деятельности отводится гос. органам и должностным лицам. Уг. процесс - это вид публичной деятельности. В эту деятельность вовлекаются решением гос. органов и должностных лиц граждане, иные должностные лица. Уг-процессуальная деятельность - это система действий, осуществляемых различными субъектами. При осущесвлении этих действий участники уг. процесса вступают между собой в процессуальные правоотношения. Т. о. - это система действий, реализуемых в форме уг-процессуальных правоотношений. Вне уг-процессуальных правоотношений нет уг. процесса как деятельности. Для уг-процессуальной деятельности характерно уголовно-процессуальная форма (это порядок осуществления уг-процессуальной деятельности в соответствии с предписаниями уг-процессуального закона).

Всего 8 стадий:

    Возбуждение уг. дела.

    Предварительное расследование.

    Стадии подготовки и назначения суд. заседания.

    Центральная стадия уг. процесса - судебное разбирательство

    Проверка законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу (имеет 2 формы: апелляционное производство (только на решения мировых судей) и кассационное производство).

    Вступление приговора в законную силу.

    Производство в порядке надзора.

    Возобновление производства в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

В2.

Уголовно-проц. право в системе российского права: уголовный процесс и регулирующее его уголовно-процессуальное право взаимодействуют с другими отраслями права и соответствующими субъектами регулируемых ими правовых отношений.

Наиболее разносторонними и глубокими являются связи уголовно-процессуального права как с регулируемой им практической деятельности с Конституцией Российской Федерации и с конституционным правом. Конституция провозгласила принцип разделения властей при самостоятельности каждой; определила, что сфера действия уголовно-процессуального закона регулируется только федеральным законом; установила иерархию законов; сформулировала основные принципы уголовного судопроизводства; определила судебную систему и федеральные суды в стране. Наконец, Конституцией РФ чётко обозначены права и свободы человека и гражданина; установлены основные составляющие правовой системы, верховенство и прямое действие Конституции.

Близким к уголовно-процессуальному праву является уголовное право. В полном объёме нормы уголовного права может применить только суд; предпосылки, основания и условия применения норм УК РФ обеспечиваются уголовно-процессуальной деятельностью. Установить уголовно-правовое отношение и применить меры уголовной ответственности можно лишь в рамках уголовно-процессуальных отношений. Применить нормы уголовного права можно лишь одновременно с применением норм уголовно-процессуального права, причём сделать это вправе лишь субъекты уголовно-процессуальных отношений. Таким образом, без уголовного процесса уголовное право превращается в фикцию; без уголовного права существование уголовного процесса беспредметно и бессмысленно. Тесно взаимодействующим с уголовно-процессуальным правом является законодательство о судебной системе, судоустройстве и судебной власти. Суды как единственные носители судебной власти - обязательные субъекты процесса, без которых уголовный процесс не может существовать и теряет смысл, так как уголовное судопроизводство - это важнейший канал осуществления судебной власти по уголовным делам. Для уголовного процесса и уголовно-процессуального права далеко не безразлично, как организуется судебная система в стране; какие суды являются федеральными, какие - судами субъектов Российской Федерации; каким образом формируются суды и судебные составы; как определяется компетенция различных звеньев судов общей юрисдикции.

Гражданское процессуальное право также взаимодействует с уголовно-процессуальным правом. Связь отношений, регулируемых указанными отраслями права, имеет свои истоки, в частности в том, что их порождают в ряде случаев одни и те же юридические факты (совершение уголовно-наказуемых деяний). Причинение преступлением вреда порождает право потерпевшего на возмещение имущественного ущерба или компенсацию морального вреда. При этом законом допускается возможность предъявления исковых требований как в уголовном процессе, так и в порядке гражданского судопроизводства.

В3.

Наука уголовного процесса - это отрасль юридической науки, изучающая общественные отношения, возникающие в связи с судопроизводством по уголовному делу. Она сосредоточивает своё внимание на выявлении закономерностей правового регулирования уголовного судопроизводства, определении путей его дальнейшего совершенствования. Взгляды и идеи, развиваемые в науке уголовного процесса, направлены на обеспечение деятельности органов дознания, предварительного следствия, суда, прокуратуры и адвокатуры в целях надлежащего исполнения предусмотренных законом прав и обязанностей всех органов и лиц, участвующих в производстве по уголовному делу. Уголовно-процессуальная наука развивается вместе с законодательством и практикой его применения, оказывая, в свою очередь, влияние на их совершенствование путем разработки наиболее актуальных проблем. В настоящее время сложность состоит в том, что в течение всего советского периода (20 - 80-е гг. XX в.) в основу отечественной юридической науки было положено марксистское учение о государстве и праве, которое в действительности являлось лишь научной гипотезой, одной из возможных теорий общественного развития, которая после Октябрьской революции как в нашей стране, так и за рубежом не подтвердилась. Именно эта теория пришедшими к власти после 1917 г. эпигонами насильственно насаждалась в юридической науке, которая оказалась выразителем и носителем ленинско-сталинской идеологии, выполняя функции теоретического оправдания тоталитарного коммунистического режима, режима произвола и беззакония. Особую отрицательную роль в этом деле в 20 - 50-х гг. XX в. играла наука уголовного процесса. В настоящее время у юридической науки имеется возможность свободно и всесторонне оценить объективную реальность с позиции здравого смысла, опираясь на отечественный исторический опыт, включая опыт советского периода, если проблемы права исследовались без «идеологической подкладки». Большое значение в этой оценке принадлежит и мировому опыту, связанному с использованием либеральных нравственных ценностей, в основе которых лежат справедливость и интересы человеческой личности, её права и свободы. Исходя из этих общих положений, науку уголовного процесса можно определить как совокупность правовых взглядов, представлений и идей, раскрывающих с позиции здравого смысла и на основе либеральных нравственных ценностей, признанных мировым сообществом, основные положения и сущность уголовного судопроизводства как формы применения уголовного закона в целях охраны общественных отношений, складывающихся на основе правовых норм. Для более полной характеристики науки уголовного процесса большое значение имеет выяснение её предмета и методов. Эти категории позволяют определить пределы научных исследований и способы их осуществления. Уголовно-процессуальная наука изучает закономерности развития уголовного процесса, разрабатывает некоторые положения (принципы) уголовного судопроизводства, процессуальные формы и средства собирания доказательств и их оценки, формулирует понятия процессуальных институтов и гарантий, права и обязанности участников процесса, теоретически осмысливает практику применения уголовно-процессуального законодательства, формирует предложения по её совершенствованию. Это одна сторона её предмета. Другая сторона включает уголовно-процессуальное право, процессуальную деятельность правоохранительных органов и возникающие в ходе этой деятельности уголовно-процессуальные отношения. Обе стороны предмета науки уголовно-процессуального права необходимо рассматривать в единстве и в неразрывном взаимодействии.

Уголовное судопроизводство складывается из деятельности различных субъектов. Каждый из них в соответствии со своими задачами действует в определенном направлении. Такие направления уголовно-процессуальной деятельности, обусловленные ролью и назначением ее субъектов, называют уголовно-процессуальными функциями. УПК выделяет три основных направления (функции) УСП: уголовное преследование и обвинение, защита, разрешение дела. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения с целью изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления. Составной частью функции уголовного преследования является обвинение, т.е. утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, предусмотренном УПК. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение осуществляются в публичном, частно-публичном и частном порядке. Подавляющее большинство преступлений относятся к делам с публичной формой обвинения. Уголовное преследование по ним осуществляется прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем при участии потерпевшего (но без учета его волеизъявления о необходимости производства по делу).Дела о преступлениях частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего(его законного представителя и представителя) и подлежат прекращению за примирением с обвиняемым. Обвинениепо таким делам поддерживается частным обвинителем.Дела о преступлениях частно-публичногообвинения возбуждаются не иначе как по заявлениюпотерпевшего, но не подлежат прекращению за его примирением с обвиняемым.Такие дела могут быть возбуждены и без заявления потерпевшего прокурором или следователем и дознавателем с согласия прокурора, если лицо в силу своего зависимого состояния или по иным причинам не может самостоятельно защитить свои права. Функция защиты от обвинения осуществляется подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, гражданским ответчиком и его представителем и выражается в их действиях, направленных на опровержение подозрения или обвинения, на выявление обстоятельств, смягчающих их ответственность.Функция разрешения дела (или осуществления правосудия) осуществляется только судом. Только суд вправе признать лицо виновным и назначить ему уголовное наказание. Основное содержание этой функции состоит в непосредственном исследовании доказательств, представленных сторонами, и разрешении дела по существу. Уголовно-процессуальные функции разделяют сферы деятельности субъектов уголовного процесса. Каждый субъект процесса может выполнять только одну функцию. Такое положение является основой построения процессасостязательного типа.

Уголовно-процессуальные правоотношения.

Уголовно-процессуальные отношения можно определить как общественные отношения, регламентируемые нормами уголовно-процессуального права, возникающие, развивающиеся и прекращаемые в ходе производства по уголовному делу.

Основанием для возникновения названных общественных связей является наличие юридического факта, получающего юридическую форму в результате деятельности должностных лиц правоохранительных органов и иных субъектов уголовно-процессуальных отношений, которым закон предоставляет определенные правомочия и на которых возлагает известные обязанности.

Одновременность применения норм уголовного и уголовно-процессуального права - особенность формирования уголовно-процессуальных правоотношений. Они складываются и проявляются вовне при осуществлении деятельности по установлению (привлечению) участников уголовного судопроизводства; обеспечению их процессуальных прав и соблюдению обязанностей; в процессе принятия процессуальных решений;

Поэтому уголовно-процессуальные отношения - результат регулирования правом фактического поведения граждан и должностных лиц правоохранительных органов при производстве по уголовному делу.

При этом один субъект процесса может реализовать свои права только вступая в непосредственные отношения с другим субъектом, на которого возлагаются соответствующие обязанности. Анализ содержания сущности уголовно-процессуальных правоотношений позволяет выделить следующие признаки этого института: 1) эти отношения могут существовать только в виде действий, происходящих в правовой форме; 2) они выполняют служебные функции по отношению к уголовно-правовым материальным отношениям; 3) применяются в ходе реализации как процессуального, так и материального (уголовного) права; 4) отличаются сочетанием двустороннего характера субъектов отношений с многосторонностью.

Уголовно-процессуальная форма. Деятельность всех участников уголовного судопроизводства детально регламентируется уголовно-процессуальным законом, который устанавливает определенную процессуальную форму совершения и закрепления (фиксации) этих действий.

Процессуальная форма – это закрепленная уголовно-процессуальным правом структура всего уголовного процесса и отдельных его стадий, последовательность и порядок совершения процессуальных действий и закрепления их в правовых актах.

Процессуальная форма обусловлена назначением уголовного процесса и подчиняется его принципам. Она призвана обеспечивать, во-первых, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а во-вторых – защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Это находит свое выражение в точном установлении в законе порядка деятельности государственных органов, осуществляющих производство по делу, в предоставлении заинтересованным лицам права участвовать в процессуальной деятельности, в установлении процессуальных гарантий соблюдения прав и охраны законных интересов участвующих в деле лиц.

Форму в уголовном процессе ни в коем случае нельзя смешивать, отождествлять с формализмом. Формализм – это бездушное, бюрократическое отношение к рассматриваемому делу, игнорирование существа дела и интересов лиц, которых данное дело касается, это неправильное по существу разрешение дела, прикрываемое ссылками на формальные основания. Формализм означает искажение процессуального закона, а не следование ему. В отличие от формализма, строгое и неуклонное соблюдение процессуальной формы есть необходимая гарантия правосудия.

Гарантии уголовного процесса существуют как система, т.е. нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, что, в тоже время, не препятствует вычленению из этой системы той или иной ее части для проведения более детального рассмотрения или исследования. При осуществлении судопроизводства, в какой-то конкретной ситуации внешне может проявляться действие всего лишь одной гарантии, например, права субъекта уголовного процесса на обжалование решения должностного лица. Но ее реализация невозможна без взаимосвязи с другими гарантиями процесса (принципами, обязанностями должностных лиц и др.). Поэтому отдельные гарантии могут рассматриваться только в статике. В динамике они существуют лишь как система и только система гарантий может обеспечить соблюдение прав и законных интересов личности и достижение целей уголовного судопроизводства.

В систему уголовно-процессуальных гарантий входят следующие: а) принципы правосудия, б) процессуальные нормы, закрепляющие права и обязанности участников судопроизводства, в) процессуальная форма правосудия по уголовным делам, г) деятельность участников судопроизводства, д) система проверки законности и обоснованности процессуальных действий и решений(2).

Уголовно-процессуальные гарантии. Процессуальные гарантии – это система правовых средств, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и выполнение назначения уголовного судопроизводства.

Проблема правовых гарантий – одна из важнейших в юридической науке. Причем важно ее исследовать не только в аспекте единства интересов личности и интересов правосудия, но и с учетом конфликтных ситуаций между ними.

К числу уголовно-процессуальных гарантий обычно относят следующие.

Процессуальные нормы, поскольку они закрепляют такую систему правовых средств, которые обеспечивают охрану прав и законных интересов личности, а также установление истины и правильное разрешение дела.

Обязанности и права участников процесса. Так, гарантиями права следователя принимать решения о производстве следственных действий (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК), в частности, допроса свидетеля служит обязанность лица, вызываемого на допрос, явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки (ч. 3 ст. 188 УПК). Право обвиняемого знать, в чем он обвиняется (п. 1 ч. 4 ст. 47 УПК), гарантируется установлением обязанности следователя вынести мотивированное постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК), объявить ему это постановление, разъяснить существо предъявленного обвинения, права обвиняемого и удостоверить факт выполнения этих действий (ст. 172 УПК).

В отличие от ряда других отраслей права, источниками уголовно-процессуального кодекса являются только законы. Никакие иные нормативные акты не могут регулировать уголовно- процессуальные отношения. Вопросы уголовно- процессуального права могут регулировать только федеральные законы. Субъекты Федерации принимать уголовно-процессуальные законы не вправе.

Вторым по значению источником уголовно- процессуального права, является Уголовно- процессуальный кодекс РФ – основной законодательный акт, комплексно регламентирующий уголовно- процессуальные отношения.

Нормативные указы президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 К. РФ)

В силу ч.3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы,а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на не опубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы человека и гражданина.

Уголовно-процессуальный закон является источником уголовно-процессуального права, единственной внешней формой его выражения. Он устанавливает порядок УСП,единый и обязательный по всем УД, для всех судов и органов прокуратуры и предварительного расследования (ст. 1 УПК). Внутренним содержанием уголовно-процессуального закона являются нормы уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный закон регулирует общественные отношения в области УСП, т.е. отношения государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, между собой и с другими участниками процесса, их взаимное поведение, состоящее в определенных действиях или в воздержании от запрещенных законом действий. Тем самым уголовно-процессуальный закон создает правовые основы уголовно-процессуальной деятельности, направленной на защиту прав и законных интересовличности.Основные элементы механизма правового регулирования, созданного уголовно-процессуальным законом, состоят в том, что он: 1) ставит перед органами предваритель-ного расследования, прокурором и судом определенные задачи; 2) формулирует принципы их деятельности; 3) предоставляет им необходимые полномочия; 4) указывает основания, при наличии которых эти полномочия могут быть реализованы; 5) устанавливает порядок производства процессуальных действий; 6) определяет права и обязанности участников процесса. Подвергая процессуальную деятельность тщательной правовой регламентации, уголовно-процессуальный закон вместе с тем оставляет место для выбора наиболее целесообразных правовых средств решения возникающих задач, для применения различных тактических приемов проведения тех или иных действий.Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие уголовно-процессуального закона во времени. При производстве по УД применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время проведения соответствующих следственного, судебного, иного процессуального действий или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4).Действие уголовно-процессуального закона в пространстве. Производство по УД на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. Правила осуществления уголовно-процессуальной деятельности, предусмотренные УПК, применяются также при производстве по УД о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов РФ под ее флагом, если названное судно приписано к порту РФ (ст. 2 УПК). Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц. Производство по УД о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК. Процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РФ в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по их просьбе или с их согласия.Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел РФ (ст. 3 УПК).

Базой уголовно-процессуального законодательства, как и любой иной отрасли российского законодательства, является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. В Основном Законе сформулированы основы организации и деятельности суда, прокуратуры, закреплены важнейшие принципы осуществления уголовно-процессуальной деятельности.Специальным кодифицированным уголовно-процессуальным законом является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 г. УПК в основном введен в действие с 1 июля 2002 г., и окончательно с 1 января 2004 г. Именно он определяет порядок уголовного судопроизводства на территории РФВ систему уголовно-процессуального законодательства включается также ряд иных федеральных законов, которыерегламентируют устройство и компетенцию судов, статус судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, принципы организации, права и обязанности адвокатов и т.д. Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные нормы международного права и между-народные договоры, заключенные РФ, в том числе регламентирующие права человека в сфере УСП. Поэтому они также относятся к системе действующего уголовно-процессуального законодательства. Если этими нормами или международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены УПК, применяются правила международного договора (ст. 1 УПК). Кроме того, в систему уголовно-процессуального законодательства должны быть включены решения Конституционного Суда РФ, обязательные на всей территории страны, для всех органов власти, местного самоуправления и граждан. Решение Конституционного Суда РФ о признании закона не соответствующим Конституции исключает его из правовых оснований для решений других судов.

Особое место в уголовном судопроизводстве занимают толкования правовых норм,содержащихся в решениях Верховного Суда РФ. Если судебное толкование содер-жится в решении (приговоре, определении, постановлении) по результатам рассмотрения конкретного дела, то всегда является не нормативным, а казуальным, юридически обязательным только в отношении лиц, участвовавших в деле и в пределах решения суда. Другими словами, такое толкование дается лишь в интересах рассматриваемого дела. Приговоры, определения и постановления Верховного Суда формально не обязательны для нижестоящих судов, однако, будучи опубликованными, имея высокий профессиональный уровень, они служат ориентиром для судебной практики,порой приближаясь по своему фактическому значению к судебным прецедентам. Сложнее вопрос о юридическом статусе разъяснений, которые Верховный Суд РФ вправе давать по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ; п. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Росийской Федерации»). Долгоевремя считалось, что Пленум Верховного Суда РФ дает руководящие указания, обязательные для всех судов, в силу чего содержавшиеся в них разъяснения закона были, посуществу, его легальным толкованием (т.е. исходящим от органа, особо уполномоченного законом давать разъяснения по тем или иным правовым вопросам). При этомне принималось во внимание, что дача судам обязательных руководящих разъясне-ний несовместима с принципом независимости судей и подчинения их не ведомствен-ным разъяснениям, а только закону. Конституция РФ 1993 г. исправила этот недостаток. В статье 126 Конституции РФ говорится о даче Верховным Судом разъясненийпо вопросам судебной практики, однако уже без указания на их руководящий характер.Поэтому разъяснения правовых норм, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда, не могут в настоящее время рассматриваться как легальное толкованиев собственном смысле этого слова. Они - официальное судебное толкование, однакоособого рода, так как, во-первых, даются не в интересах какого-либо конкретногодела, а в интересах закона, а во-вторых, в силу принципа независимости судей, приосуществлении правосудия формально имеют для судов лишь моральное ориентирующее значение. Вот почему было бы неправомерно требовать от судов, чтобы они ссылались в своих решениях не только на закон, но также и на постановления ПленумаВерховного Суда. Вместе с тем практическая роль разъяснений правовых норм, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, распространяется далеко за рамки формально-юридических дефиниций. Так же как и решения Верховного Суда РФ по конкретным делам, такие разъяснения воспринимаются нижестоящими судами как руководство к действию, ибо именно Верховный Суд РФ является высшей инстанцией страны для судов общей юрисдикции и, осуществляя свои полномочияпо пересмотру уголовных дел в кассационном и надзорном порядке, безусловноспособен заставить уважать свою точку зрения по вопросам правового толкова-ния. Поэтому если не строго юридически, то фактически толкования закона Верхов-ным Судом продолжают играть роль руководящих разъяснений для всей судебнойи следственной практики.Генеральный прокурор Российской Федерации издает обязательные для работников органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, в том числе относящиеся к производству предварительного следствия следователями прокуратуры, поддержанию прокурорами государственного обвинения в судах и т.д. Естественно, что в ряде этих документов содержатся обязательные для прокурорских работников разъяснения и по поводу содержания и применения норм права, не в последнюю очередь - уголовно-процессуального. Такимобразом, толкование правовых норм, содержащееся в этих актах, может рассматриваться как разновидность легального, так как оно в силу закона обязательно для прокурорских работников. Однако фактически значение его гораздо шире. Посколькуименно прокуроры осуществляют надзор за расследованием уголовных дел и вправедавать обязательные указания следователям и органам дознания (ч. 2 ст. 37 УПК),толкование правовых норм Генеральной прокуратурой на практике воспринимаетсяорганами предварительного расследования, независимо от их ведомственной принадлежности, как обязательное.

Регулирует работу прокуратуры, суда, следственных органов по возбуждению и расследованию криминальных дел.

Нормы УПП регулируют взаимодействия между людьми или группами в отрасли судопроизводства, а также которые возникают между органами государства, должностными лицами и гражданами государства.

Уголовно процессуальное законодательство имеет цель защитить права и интересы организаций и граждан, которые пострадали от различных преступлений, а также личность от незаконного обвинения, ограничения её прав или осуждения.

Процессуальная деятельность представляет собой совокупность процессов обвинения, защиты и судопроизводства, функции которых отделены друг от друга, то есть, возложены на разные лица. Таким образом, данная деятельность основана на равноправии сторон. Этот принцип сохраняется на всех начиная с предварительного расследования и заканчивая судебным разбирательством.

Таким образом, уголовно процессуальное право рассматривает деятельность органов следователя, прокурора, суда и иных участников уголовного производства, которая включает проведение предварительного расследования, рассмотрение дела в суде, вынесение приговора и его исполнение, а также пересмотр решений для возможности защиты прав и интересов лиц с целью исключения незаконного ограничения их свободы. Все данные мероприятия направлены на обеспечение использования должным образом.

В задачи УПП, закреплённые в Конституции, входят: защита прав граждан методом быстрого расследования преступных деяний, опасных действий невменяемых, рациональное использование закона, притягивание к ответственности виновных лиц.

Все данные задачи возлагаются государством на должностные лица, которые имеют соответствующие полномочия для осуществления исследования уголовных дел.

Уголовно процессуальное право реализует свои задачи по установленной Кодексом процедуре. Так, при наличии поводов для возбуждения криминальных дел проводится соответствующая работа, после чего все материалы отдаются в суд для принятия решения.

Помимо в УПД принимают участие лица, которые вовлекаются в деятельность по делу в том или ином порядке. В этом случае закон обязывает их совершать определённые действия. Производство этих действий связано с совершением органами и участниками процесса своих обязанностей и прав. Таким образом, они наделены уголовно - процессуальными правоотношениями.

Не смотря на то, что каждое государство имеет свои законы, в том числе и уголовно процессуальное право, все они подчиняются определённым принципам:

1. Открытие уголовного дела зависит от обвинителя, при наделён правом его оспаривать в судебном порядке.

2. Суд является органом, выполняющим дело по производству, а предварительное расследование производится следователем.

Стадии УП представляют собою совокупность действий, которые объединяются общими задачами и выводами, которые завершаются принятием решений соответствующими органами.

Таким образом, предмет уголовно процессуального права рассматривает деятельность суда, органов дознания и прокуратуры, а также отношения с гражданами, принимающими участие в уголовном процессе и которые сопутствуют данной деятельности.

Лекция 2. Уголовно-процессуальное право 1 страница

1. Уголовно-процессуальное право, его источники и производство по уголовным делам.

2. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Уголовно-процессуальная норма, ее толкование и применение. Особенности уголовно-процессуальных отношений.

1. Уголовно-процессуальное право является одной из отраслей российского права. Она относится к отраслям публичного права и регулирует отношения между государством, обществом и личностью, возникающие в деятельности по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. По своему содержанию эта отрасль представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм (систему норм), согласованность между которыми предопределяется их соответствием социальной и юридической природе уголовного процесса. Эти нормы описывают производство по уголовным делам. Оно ведется в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, основывается на положениях общего характера (принципы, процессуальный статус, доказывание, принуждение, ходатайства и жалобы, сроки, издержки и реабилитация невиновных) (часть первая УПК РФ), подразделяется на досудебное производство (часть вторая УПК РФ) и судебное производство (часть третья УПК РФ). Досудебное производство состоит из деятельности по возбуждению уголовного дела (раздел VII УПК РФ) и предварительного расследования (раздел VIII УПК РФ). Судебное производство – из производства в суде первой инстанции (с особенностями рассмотрения уголовных дел при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, у мирового судьи и с участием присяжных заседателей) (раздел IX-XII УПК РФ), производства в суде второй инстанции (раздел XIII УПК РФ), исполнения приговора (раздел XIV УПК РФ), пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу (раздел XV УПК РФ), производства по отдельным категориям уголовных дел и производства в отношении отдельных категорий лиц (часть четвертая УПК РФ). Кроме того, нормы уголовно-процессуального права описывают порядок международного сотрудничества (часть пятая УПК РФ), в части шестой УПК содержатся бланки процессуальных документов.

Порядок производства по уголовным делам обязателен для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных субъектов, вовлеченных в него или принимающих участие в нем (ст. 1-4 УПК РФ).

Уголовно-процессуальное право внешне выражено (закреплено) в целом ряде законодательных источников. Принято считать, что к ним относятся международные правовые акты (общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры), Конституция РФ, федеральные конституционные законы, УПК РФ, другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты (А.И. Александров, Т.В. Трубникова, Ю.К. Якимович и др.).

Наряду с законодательством некоторые авторы (А.Д. Прошляков и др.) значение ненормативных источников права придают решениям Европейского Суда по правам человека, постановлениям и определениям Конституционного Суда, Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и указаниям Генерального прокурора РФ. Другие, хотя и не придают, (Л,Б. Алексеева и др.) но подчеркивают важность для уголовно-процессуального регулирования.

Используя знания теории права Вам необходимо проанализировав указанные выше подходы обосновать вывод о том, что следует рассматривать в качестве источника уголовно-процессуального права.

Основным законодательным источником уголовно-процессуального права является УПК РФ, действующий с 1 июля 2002 года. Он считается основным потому, что содержит большинство норм, которые систематизированы путем кодификации и детально регламентируют производство по уголовному делу.

УПК РФ относится к числу федеральных законов и, следовательно, по своей юридической силе равен другим федеральным законам. В то же время в сфере регулирования отношений, возникающих в ходе деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, УПК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами, но лишь в пределах конституционно-правового смысла соответствующих процессуальных норм (ч. 1, 2 ст. 7 УПК РФ). Иначе говоря, в случае возникновения коллизии между УПК РФ и другим федеральным законом может быть применен другой закон, если это конституционно оправдано (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года № 13-П; Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 года № 439-О). Проанализируйте эти решения Конституционного Суда, выявите и оцените их правовое основание.

Высшими по своей значимости и силе законодательными источниками уголовно-процессуального права являются международно-правовые акты и Конституция РФ.

Международно-правовые акты (общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры) рассматриваются в качестве неотъемлемой части российского уголовно-процессуального законодательства, по отношению к которому носят приоритетный характер (ч. 3 ст. 1 УПК РФ, ст. 15 Конституции РФ), но только в том случае если они подписаны государством и ратифицированы. В практическом отношении наиболее важным актом является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году). Она непосредственно применима только в интерпретации Европейского Суда по правам человека, чьи решения являются обязательными для применения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года).

Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам (ст. 15). Она имеет прямое действие и содержит в себе нормы-принципы, идеи, гарантии (например, осуществление правосудия только судом – ст. 118), имеющие непосредственное регулятивное значение для уголовно-процессуальной деятельности. УПК РФ (как и другие законы) основан на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ), конкретизирует ее и не должен вступать с ней в противоречие. Гарантом этого выступают Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Первый из них осуществляет конституционный контроль за соответствием уголовно-процессуального законодательства Основному закону страны, нередко придавая новый смысл действующим процессуальным нормам. Второй – обеспечивает единство практики применения этих норм путем толкования и разъяснения их содержания для разрешения конкретных правовых вопросов по уголовным делам. Акцентируем Ваше внимание на полномочиях, которыми обладает Верховный Суд РФ. Дает ли их анализ основание для утверждения, что его решения являются источниками уголовно-процессуального права?

К уголовно-процессуальной сфере относится ряд федеральных конституционных и федеральных законов (ФКЗ и ФЗ). В их числе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года и некоторые другие законы.

Выше указывалось, что к числу источников уголовно-процессуального права отдельные авторы склонны относить подзаконные нормативные акты также, где, как они считают, содержатся нормы, направленные на регулирование процессуальных вопросов. Примером таких актов может служить Инструкция о порядке осуществления привода, утвержденная приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года, Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 года. Исходя из понимания сути уголовного процесса, можно ли подобного рода нормы относить к источникам уголовно-процессуального права?

Ряд авторов своеобразным источником уголовно-процессуального права считают указания Генерального прокурора РФ. Утверждая это, с одной стороны подчеркивается, что они имеют ведомственную нормативную природу и подобно иным подзаконным нормативным актам помогают решать отдельные процессуальные вопросы. С другой стороны, в них содержится толкование уголовно-процессуального закона, связанное с необходимостью обеспечения единства его применения в РФ (например, указание Генерального прокурора России от 13 марта 1997 года № 10/15 «О порядке прекращения по истечении сроков давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления»). Насколько приведенные аргументы убедительны, позволяют ли они указания Генерального прокурора отнести к источникам уголовно-процессуального права?

2. Механизм уголовно-процессуального регулирования складывается из ряда элементов: правовых норм, процессуальных актов (решений), процессуальных отношений и процессуальных действий (Л.Б. Алексеева и др.). Эти элементы взаимосвязаны и образуют систему правового воздействия, направленного на упорядочение отношений между определенными субъектами в ходе уголовного судопроизводства. Осуществление правового воздействия гарантируется возможностью применения или реальным применением процессуального принуждения (правоограничения), а также поощрением правомерного поведения.

Уголовно-процессуальные нормы – это правила поведения, в соответствии с которыми субъекты используют свои субъективные права, исполняют возложенные на них юридические обязанности, реализуют предоставленные им правомочия.

По сфере воздействия нормы уголовно-процессуального права могут быть общими и специальными. Общие нормы распространяются на все судопроизводство в целом. Это нормы-принципы, нормы доказательственного права, нормы, регламентирующие применение мер процессуального принуждения и др. К ним относятся, например, положения об уважении чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ), охране прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ) и др. Специальные нормы более конкретны, они распространяются только на определенный круг отношений. Например, положения ст. 46 УПК РФ определяют статус подозреваемого, положения ст. 66 УПК РФ – порядок отвода прокурора.

По характеру и содержанию правового воздействия процессуальные нормы могут быть запрещающими, дозволяющими, обязывающими. Так, например, норма-запрет содержится в ст. 63 УПК РФ: судье недопустимо повторно участвовать в рассмотрении уголовного дела. Норма-дозволение - в ст. 197 УПК РФ: следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы. Обязывающая норма – в ст. 172 УПК РФ: обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.

Нарушение правовых запретов и правовых обязываний влечет за собой негативные последствия, выражающиеся в тех или иных правоограничениях. К примеру, игнорирование потерпевшим, возложенной на него обязанности являться по вызову дознавателя, следователя и в суд (п. 1 ч. 5 ст. 42 УПК РФ), имеет своим последствием такое ограничение его свободы как привод (ч. 6 ст. 42 УПК РФ).

Для того чтобы перевести норму права в план деятельности, необходимо принять процессуальное решение. В уголовном процессе решение следует понимать как акт властного волеизъявления должностного лица органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленный на достижение целей судопроизводства (Л.Б. Алексеева, П.А. Лупинская и др.) и отвечающий требованиям законности, обоснованности и справедливости (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). Принятие процессуальных решений обеспечивает возникновение, изменение и прекращение процессуальных отношений.

Уголовно-процессуальные отношения – это урегулированные нормами уголовно-процессуального права конкретные отношения между субъектами-носителями процессуальных прав и обязанностей (В.П. Божьев). Следовательно, это такие отношения, которые имеют нормативную основу, правовую форму выражения и особый круг субъектов. Специфика этих отношений состоит в том, что они носят властный характер. Вступление в них и развитие всегда предполагает осуществление властных полномочий, без которых невозможно установление объективного уголовного правового отношения.

Уголовно-процессуальные отношения реализуются посредством процессуальных действий. Эти действия в ряде случаев могут осуществляться самостоятельно в рамках так называемых двухсторонних отношений между гражданами (М.С. Строгович и др.). Однако самостоятельность действий не означает самостоятельности отношений (Л.Б. Алексеева). Процессуальному субъективному праву гражданина, обращенному посредством действия к другому гражданину, всегда корреспондирует юридическая обязанность конкретного должностного лица содействовать воплощению данного права в жизнь (ст. 11 УПК РФ). Следовательно, и в этих случаях обязательным субъектом отношений является орган государства.

Итак, механизм уголовно-процессуального регулирования представляет собой систему властного нормативно-правового воздействия на отношения между определенным законом кругом носителей процессуальных прав и обязанностей путем принятия процессуальных решений и осуществления процессуальных действий.

Изучение материала данной лекции используйте для проверки правильности своего решения о природе российского уголовного процесса.

Контрольные вопросы:

· Каково соотношение понятий «уголовно-процессуальное право» и «производство по уголовному делу»?

· По каким критериям (основаниям) можно классифицировать источники уголовно-процессуального права?

· Выделение каких источников уголовно-процессуального права имеет практическое значение и почему?

· Можно ли рассматривать производство по уголовному делу (уголовно-процессуальную деятельность) в качестве предмета уголовно-процессуального правового регулирования?

· Как соотносятся публично-правовой и диспозитивно-правовой способы правового регулирования в уголовном процессе? Какой способ является ведущим и почему?

· Каким образом способы правового регулирования отражается в элементах механизма правового регулирования?

Лекция 3. Уголовно-процессуальный порядок и его дифференциация

1. Стадии уголовного процесса и уголовно-процессуальные производства.

2. Классификация уголовно-процессуальных производств. Упрощенные и усложненные производства по уголовным делам. Основные, дополнительные производства и производства с особым предметом правового регулирования в уголовном процессе.

1. В юридической литературе принято делить уголовный процесс на стадии, образующие систему взаимосвязанных между собой и последовательно осуществляемых элементов уголовно-процессуальной деятельности (М.С. Строгович, А.И. Александров, Ю.К. Якимович). Каждый из них обладает определенным набором признаков, позволяющих рассматривать стадии в качестве относительно самостоятельных, устойчивых структурных элементов уголовно-процессуальной деятельности. В этом своем качестве система стадий представляет собой структуру уголовного судопроизводства или общий порядок процессуальной деятельности.

Обычно к признакам стадии относят такие признаки как наличие специфических целей, особого состава субъектов-носителей прав и обязанностей и особенностей правовых отношений между ними, а также фиксированное начало и окончание, которое обычно оформляется итоговым процессуальным решением (А.И. Александров, Ю.К. Якимович).

Руководствуясь названными критериями, обычно принято выделять в уголовном процессе следующие стадии:

– возбуждение уголовного дела;

– предварительное расследование;

– подготовка к судебному заседанию или назначение дела к слушанию;

судебное разбирательство;

– производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);

– исполнение приговора;

– надзорное производство.

В рамках возбуждения уголовного дела решается задача установления оснований для начала производства по уголовному делу. Субъектами данной стадии, имеющими полноценный статус, являются лишь должностные лица органов, ведущих уголовный процесс. Здесь нет и быть не может подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, свидетелей и т.п. В то же время в круг субъектов стадии входят такие, которые отсутствуют в других стадиях (например, заявитель). Причем эти лица либо вообще не имеют статуса (например, лицо, опрашиваемое в порядке проверки поступившего сообщения о преступлении), либо их статус существенного ограничен. В данной связи в не меньшей степени ограничены и властные прерогативы органов государства, способы проверки сообщения о совершенном преступлении в основном носят не процессуальный характер Постановление о возбуждении уголовного дела как итоговый процессуальный акт содержит описание версии совершения преступления (в том числе конкретным лицом), обоснованное материалами соответствующей проверки, большинство из которых не могут рассматриваться в качестве доказательств. Все эти особенности позволяют отдельным авторам утверждать, что деятельность при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не носит процессуального характера и в силу этого не может рассматриваться как стадия уголовного процесса (Л.М. Володина и др.). Сформируйте свое обоснованное суждение по этому вопросу.

Стадия предварительного расследования решает задачи исключения всех возможных версий, кроме – виновности или невиновности конкретного человека в совершении преступления, привлечения виновного в качестве обвиняемого, обеспечения ему полноценной защиты и выявления его отношения к содеянному для решения вопроса о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или направлении его в суд.

Круг субъектов этой стадии четко очерчен законом, их процессуальный статус ясно определен. Более того, большинство субъектов уголовно-процессуальных отношений появляется (наделяется статусом) именно в этой стадии и в дальнейшем продолжает свою деятельность в других стадиях уголовного процесса. Речь идет о прокуроре, потерпевшем, обвиняемом, гражданском истце, гражданском ответчике, защитнике, представителях и законных представителях, а также свидетелях, понятых, переводчиках и специалистах и экспертах. Ряд субъектов существует только в данной стадии. Имеются в виду подозреваемый, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник органа дознания и дознаватель.

Предварительное расследование осуществляется в условиях тайного и письменного производства. Процессуальные отношения, возникающие в нем, характеризуются высокой степенью концентрации власти в руках органов уголовного преследования и отсутствием фактического равенства между стороной обвинения (имеющей преимущества) и стороной защиты. Лишь в какой-то мере отсутствие равенства процессуальных возможностей сглаживается надзорной деятельностью прокуратуры и контролем суда.

Обвинение как результат расследования уголовного дела формулируется в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении (обвинительном акте) – процессуальных документах, подводящих итог данной стадии и создающих правовую возможность перехода в судебные стадии на основании подтвержденного доказательствами достоверного вывода о виновности обвиняемого в совершении инкриминируемого ему деяния. Обвинительный вывод носит предварительный характер, определяет пределы судебной деятельности, но не предопределяет судебное решение.

Стадия подготовки к судебному заседанию и назначения дела к слушанию решает задачи определения наличия необходимых условий для успешного судебного разбирательства и выравнивания процессуальных возможностей сторон.

Основные субъекты этой стадии – основные участники процесса и суд. Участники обладают равными процессуальными возможностями и подчинены юридическому централизму суда. Отношения между ними характеризуются одноранговостью и опосредуются преимущественно организационно-распорядительной деятельностью суда, осуществляемой, как правило, единолично.

Главный итоговый документ – постановление о назначении судебного заседания, создающее юридическую предпосылку для рассмотрения дела по существу. Однако при наличии к тому оснований суд может прекратить уголовное дело или возвратить дело прокурору для устранения непреодолимых препятствий правосудию.

Судебное разбирательство – центральная стадия процесса. Задача суда – разрешить уголовное дело по существу.

В этой стадии принимают участие (или могут быть) почти все субъекты уголовно-процессуальных отношений. Участники активны, самостоятельны и равны в исследовании доказательств и отстаивании своих интересов друг перед другом и судом. Их процессуальные отношения характеризуются одноранговостью и гарантируются судом, несущим ответственность за ход и исход уголовного дела.

Правосудие составляет основное содержание данной стадии и осуществляется в условиях гласности, устности и непосредственности путем использования судом в отношении участников судебного разбирательства своих властных организационно-распорядительных, контрольных и следственных полномочий.

Итоговый процессуальный акт данной стадии – обвинительный или оправдательный приговор. Он провозглашается именем государства и означает окончательное (хот и не безусловное) признание обвиняемого (подсудимого) виновным или невиновным в совершении инкриминируемого ему деяния. Приговор имеет высшую юридическую силу, обязателен для всех и может быть оспорен (обжалован) только в установленном законом судебном порядке.

Производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство) – контрольная судебная стадия. Ее задача – проверка не вступивших в законную силу решений, принятых судом первой инстанции. Основные субъекты – равные стороны, от волеизъявления которых (подачи жалоб и представлений) зависит возникновение юридической обязанности вышестоящего (апелляционного или кассационного) суда рассмотреть ранее состоявшееся решение нижестоящего суда первой инстанции.

Апелляционный суд действует в условиях очень близких к общим условиям судебного разбирательства. Кассационный суд по кругу субъектов, характеру и содержанию процессуальных отношений серьезно отличается от нижестоящего суда, что связано, главным образом с ограничением возможности непосредственно исследовать доказательства.

Апелляционное производство и кассационное производство завершаются принятием решений, в которых вышестоящие суды соглашаются или не соглашаются с законностью, обоснованностью и справедливостью результатов деятельности нижестоящих судов (путем исправления судебных ошибок либо направления уголовного дела на тот этап судебной деятельности, где они были допущены, в целях исправления).

К деятельности, осуществляемой при исполнении приговора нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что эта деятельность осуществляется в рамках стадии уголовного процесса, другие – что к этому моменту цели уголовно процессуальной деятельности достигнуты, и исполнение приговора происходит за рамками процесса. Краткое описание этой деятельности должно позволить Вам определиться в этом вопросе.

В рамках исполнения приговора решаются задача обеспечения вступления судебных решений в законную силу и обращения их к исполнению, задача реабилитации невиновных, а также задача определения необходимости продления, изменения или прекращения исправительного воздействия.

Эта деятельность не имеет сложного субъектного состава и сложной структуры процессуальных отношений. Специфическими субъектами этих отношений являются осужденные, учреждения и органы исполнения наказания, их представители, родственники осужденного.

Решение первой задачи не оформляется каким-либо актом. Другие задачи разрешаются по постановлению суда.

Надзорное производство определяется задачей пересмотра вышестоящими судами вступивших в законную силу решений нижестоящих судов. Содержательно и по форме оно сходно с производством в суде второй инстанции. Существенно эти стадии различаются лишь в том, что возникновение апелляционного и кассационного производства является результатом волеизъявления сторон (отношения порождаются фактом обжалования), а возникновение надзорного производства – результатом волеизъявления суда (отношения связаны, но не порождаются фактом обжалования).

Перечисленные выше стадии, взятые в совокупности, образуют, так называемое основное или обычное производство по уголовному делу (Ю.К. Якимович).

2. В зависимости от круга субъектов, степени структурированности их отношений, детализации процедур, количества этапов и стадий, а также тяжести совершенного преступления принято (по отношению к обычному производству) выделять упрощенные и усложненные производства (Ю.К. Якимович). Наряду с этим в литературе выделяют еще сокращенные и ускоренные производства (С.С. Цыганенко).

Ярким примером упрощенного производства служит производство по делам частного обвинения, где возбуждение уголовного дела практически сводится к волеизъявлению пострадавшего (частного обвинителя), а стадия предварительного расследования либо отсутствует вообще, либо сводится к оказанию помощи частному обвинителю органами дознания. Не менее ярким примером усложненного производства является производство в суде присяжных, судебное разбирательство в котором по своему субъектному составу, структуре процессуальных отношений, процедурам, количеству этапов существенно сложнее рассмотрения дел в порядке обычного производства.

В зависимости от круга и характера решаемых вопросов предметно различаются (по отношению к основному производству) дополнительные и особые производства (Ю.К. Якимович).

Предмет основного производства нормативно задан целями установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ) и выражен в вопросах, подлежащих разрешению при постановлении приговора (ст. 299 УПК РФ). Эти вопросы в дополнительном производстве не ставятся, а в особом производстве - вообще не решаются (хотя частично фактически совпадают).

Примером дополнительного производства может служить производство, связанное c исполнением приговора (исполнительное производство - глава 47 УПК РФ). Предметом рассмотрения здесь являются вопросы, которые могут возникнуть только после и в связи с разрешением вопросов основного производства. Речь идет о замене наказания в случаях злостного уклонения от его отбывания, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и т.п. (ст. 397 УПК РФ).

Особым производством может быть названо производство по применению принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК РФ). Особым оно является потому, что указанные меры применяются к лицу, которое не обвиняется в совершении преступления. Это лицо не субъект преступления. Следовательно, вопросы, разрешаемые в данном производстве, не относятся ни к основному, ни к дополнительному производству.

Получив информацию по выделяемым видам производств сформулируйте критерии их выделения.

Контрольные вопросы:

· Каково соотношение понятий «стадия уголовного процесса» и «уголовно-процессуальное производство»?

· На какие этапы делит законодатель уголовный процесс?

· Существуют ли различия (и какие) между этапами уголовного процесса, выделенными законодателем, и стадиями уголовного процесса, выделенными учеными?

· Каково практическое значение деления уголовного процесса на стадии?

· Какие классификации уголовно-процессуальных производств существуют в науке, и чем они отличаются друг от друга?

Раздел 2. Принципы уголовного процесса.

Лекционных часов – 14. Самостоятельная работа – 14 часов.

Лекция 4. Определение принципов уголовного процесса

1. Понятие и значение принципов уголовного процесса, их ценностно-правовое содержание, нормативно-правовое закрепление и практическое значение.

2. Соотношение принципов уголовного процесса с правами и свободами человека и гражданина. Уголовно-процессуальные принципы и процессуальная власть. Принципы уголовного судопроизводства и процессуальный порядок. Принципы уголовного процесса и доказывание по уголовным делам.

3. Вопрос о системе принципов уголовного процесса, их классификация.

В юридической литературе под принципами уголовного процесса понимают основные, руководящие, исходные положения, определяющие:

– построение уголовного судопроизводства, систему его процессуальных форм, стадий, институтов и отношений (М.С. Строгович, М.А. Чельцов, И.В. Тыричев);

– сущность производства по уголовным делам (Т.Н. Добровольская, И.Ф. Демидов);

– порядок организации и деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда (В.З. Лукашевич);

– назначение уголовного судопроизводства и его построение (П.А. Лупинская);

– формирование системы уголовно-процессуального права (А.В. Гриненко).

Не смотря на видимые различия приведенных выше взглядов различных ученых, их подходы к пониманию принципов уголовного процесса близки. Все они сходны в том, что принципы, так или иначе, определяют (выражают) содержание и/или форму уголовного процесса. Тем не менее, понятие принципа, сложившееся в науке, требует некоторых уточнений.

Нужно иметь в виду, что в общефилософском смысле принцип представляет собой основополагающее положение, которое имеет значение предпосылки к действию. Это своего рода руководство, направляющее волю отдельных субъектов деятельности, или закон (в широком смысле) для всех и каждого. Он определяет условия, в которых эти субъекты осуществляют свою целенаправленную деятельность. При переходе с философского уровня на уровень конкретной деятельности следует заметить, что для нее принцип это требование к субъектам деятельности, реализация которого гарантирует достижение целей стоящих перед деятелем. Впервые такое понимание принципа было введено в уголовно-процессуальную науку Н.Н. Полянским, а позднее развито и обосновано В.Т. Томиным. А теперь сравните указанные подходы к определению принципа уголовного процесса и дайте ответ на вопрос о том, какое из них соответствует сущности российского уголовного процесса.

Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих производство по уголовным делам. Предметом уголовно-процессуального права являются те общественные отношения, которые возникают в процессе рассмотрения и разрешения уголовного дела. Методом уголовно-процессуального права является процессуальное регулирование определенных отношений,так как уголовно-процессуальное право является процедурным правом. Уголовный процесс как отрасль права является составной частью системы российского права .

Наука уголовного процесса (отрасль знания) призвана изучать соответствующее законодательство, практикy его применения, формирующуюся на этой базе доктрину, исторический опыт и опыт других государств в данной области. На основе такого изучения вырабатываются рекомендации по совершенствованию уголовного судопроизводства и преподавания соответствующих учебных дисциплин.

Уголовный процесс взаимодействует со многими отраслями права и соответствующими им науками.

Наиболее разносторонними и глубокими являются связи уголовно-процессуального права с конституционным правом . Конституция определила, что сфера действия уголовно-процессуального закона регулируется только федеральным законом; установила иерархию законов (ст. 71, 76); сформулировала основные принципы уголовного судопроизводства (ст. 19, 21-26, 45-50, 1 18-123 и др.); определила судебную систему и федеральные суды в стране (ст. 125 127 и др.). Наконец, Конституцией РФ четко обозначены права и свободы человека и гражданина (гл. 2); установлены основные составляющие правовой системы , верховенство и прямое действие Конституции (ст. 15).

Близким к уголовно-процессуальному правуявляется уголовное право . Установить уголовно-правовое отношение и применить меры уголовной ответственности можно лишь в рамках уголовно-процессуальных отношений. Применить нормы уголовного права можно лишь одновременно с применением норм уголовно-процессуального права, причем сделать это вправе лишь субъекты уголовно- процессуальных отношений.

Несомненна связь уголовно-процессуального права с уголовно-исполнительным правом. Нормы УПК регулируют также порядок назначения и изменения судом режима содержания осужденного, обращения приговора к исполнению, предусматривают порядок и условия исполнения и отбывания наказаний .

Гражданское право также взаимодействует с уголовно-процессуальным правом. Причинение преступлением вреда порождает право потерпевшего на возмещение имущественного ущерба или компенсацию морального вреда . При этом законом допускается возможность предъявления исковых требований как в уголовном процессе, так и в порядке гражданского судопроизводства.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ