Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Депутат Госдумы Евгений Федоров организовал рабочую группу, которая в данный момент занимается сбором различных предложений и проектов по редактированию Конституции страны.

По утверждениям экспертов, действующая Конституция 1993-го года уже не позволяет России найти решения для ряда ключевых проблем и, более того, серьезно ограничивает развитие страны. Поэтому специалисты указывают на тот факт, что в настоящий момент назрела необходимость, как минимум, внесения существенных изменений в Конституцию, как максимум - принятия принципиально нового документа.

Дело в том, что многие вопросы в России не решаются в качественном плане в силу конституционных ограничений для решения этих проблем. Например, предусмотренная конституцией независимость Центрального банка и его отказ от поддержки национальной экономики - в отличие от Центральных банков других стран - приводит к очень большим потерям российского бюджета и экономики, - пояснил Life News единоросс Федоров.

При этом парламентарий подчеркнул, что это лишь один из многих примеров тех проблем, которые остаются нерешенными из-за несовременности конституции.

Есть, конечно, и более глобальные проблемы, например, действующая сейчас Конституция не предусматривает стратегического управления страной. Да и сама политическая система, политические понятия, закрепленные в этом законе, противоречат историческим и культурным особенностям страны, - уверен Федоров.

В данный момент на рассмотрении группы, в состав которой, помимо парламентариев, вошли социологи, политологи, юристы и прочие эксперты, представлен один полный проект новой Конституции России. Его автором стал Степан Сулакшин, генеральный директор Центра проблемного анализа и депутат первых двух созывов нижней палаты парламента.

Новый документ состоит из 240 статей, в то время как действующая Конституция содержит "всего" 137 пунктов. Изменениям в новой версии Главного закона подвергнутся почти все статьи: так или иначе понятия, сдержащиеся в них, будут уточнены и проработаны более подробно, чтобы не носить, как подчеркивает Сулакшин, "сугубо декларативную функцию".

При этом Федоров подчеркивает, что, хотя он готов рассмотреть Конституцию Сулакшина, как наиболее систематизированное из представленных предложений, скорее всего, ее текст будет существенно изменен.

После просмотра всех предложений и изменений, в том числе, после исследования Конституции Сулакшина, мы вместе с экспертами напишем один проработанный до мелочей документ, но это долгая работа, - рассказал Life News Федоров.

По его словам, новый Главный закон страны может быть принят уже в ближайшие 3-4 года послеактивной

Работы по его разработке, к которому в скором времени подключатся и остальные депутаты Госдумы.

Интересно, что один из самых известных оппозиционеров, депутат от фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Гудков, в принципе, поддержал инициативу единоросса, хотя и с некоторыми оговорками.

Конституцию нужно менять, но количество страниц не является показателем качества, потому что можно внести поправки, которые наделят президента дополнительными полномочиями в ущерб парламенту или судебной системе, - считает Гудков-младший. - Я бы предложил переписать Конституцию, существенно ограничив полномочия президента, передав большую их часть в парламент. Я сторонник парламентской республики, но нужно прописать хотя бы смешанную модель.

В целом все предложения эсера по изменению Конституции связаны с наделением парламента большим количеством функций и с изменением порядка выбора представителей власти и госчиновников.

Нам нужна конституция с четко прописанным механизмом разделения властей: независимую судебную, сильную парламентскую. И вообще необходимо прописать модель парламентской демократии в нашей стране. Однозначно сократить сроки полномочий и парламента, и президента: сделать как было, по 4 года, - продолжает рассуждать справедливоросс. - Я бы частично прописал процедуру выборности судей. Добавил бы полномочий парламентариям, точнее более подробно бы их прописал, а то нынешние нормы трактуют как хотят.

В свою очередь, представители фракции КПРФ не удивились стремлению "Единой России" внести измнения в главный закон страны. Коммунисты, хотя и признают в тот факт, что действующая Конституция не идеальна, считают, что партия власти пытается изменить ее в угоду своим интересам.

В идеале

они вообще бы вернули 6-ю статью, в которой бы закрепили то, что именно "Единая Россия" является направляющей силой для государства, - считает зампредседателя комитета Госдумы по конституционному строительству Вадим Соловьев. - Действующая Конституция для нынешнего режима - кость в горле.

Коммунист уверен, что "Единая Россия" идет по пути изменения Главного закона страны, чтобы утвердить свою власть и для того, чтобы принимаемые этой партией ужесточающие законы не входили в противоречие с Конституцией.

Все законопроекты ЕР направлены на ужесточение: это и закон о митингах, и закон о клевете, и другие. И они действительно иногда противоречат Конституции, что недопустимо. Поэтому партия власти инициирует "ползучий конституционный переворот", - считает Соловьев.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что конституция, как рамочный документ государства, должна быть краткой и понятной.

В ней не должны быть подробно прописаны статьи, потому что этим непосредственно занимаются «подконституционные» акты – уголовный, административный и другие кодексы, а также отдельные законопроекты, - пояснил свою позицию политолог. - Смысл конституции в том, что она должна быть базовой и очень простой, минимально изменяемой, она обеспечивает единое правовое поле.

Эксперт отметил, что конкретика в главном законе страны и так есть, в ней четко прописано количество субъектов РФ, функционал органов власти и другие основополагающие пункты.

Собирать политологов и экспертов, чтобы переделать конституцию, с учетом того, что действующий президент не стал ее изменять в свое время, это попытка укрепить позиции действующего депутата, - заявил Абзалов.

Современный мир невозможно представить без государств, имеющих территориальную принадлежность. Большинство стран обладают независимостью, то есть имеют суверенитет. Одним из обязательных атрибутов суверенитета государства, является собственная конституция, в которой он собственно декларативно закрепляется. Но это лишь начало, ибо конституция это фактически, свод основных законов национального образования. В ней, как правило, обозначаются все основные права и свободы граждан страны.

И если уж существует конституция, значит можно говорить о существовании правового государства, где формально существуют иные законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения конституции. Те, в свою очередь, регулируют основные правоотношения между гражданами и государством в лице его органов, а так же отношения между собой и хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами, компаниями и другими), в различных областях человеческой деятельности. Важнейшей частью конституции является установления статуса государства и норм отношения к внешней политики.

Законодательство призванное регулировать подобные отношения принято называть отраслями права. Например, во многих цивилизованных станах существуют законы, регулирующие трудовые отношения между работниками и работодателями. В Росси такие отношения регулируется отраслью называемой, «Трудовое право». И таких отраслей может быть множество: Уголовное, Гражданское, Земельное и т.д. Еще более подробно права и обязанности могут устанавливаться в подзаконных актах (Постановлениях, указах, правилах и т.д.).

Многие люди задаются вопросом, так для чего же нужна это конституция, когда есть вполне конкретные своды законов в той или иной отрасли права. Конституция это основополагающий нормативный акт, содержащий и провозглашающий права и свободы, людей населяющее это государство. Они носят лишь декларативный характер, то есть в ней не объясняется, как и где эти права и свободы будут реализованы. Для этого существуют нижестоящие законы. Их принято делить на: конституционные, федеральные и региональные нормативные акты. При этом четко должна прослеживаться иерархия. Ни один из нижестоящих законов не должен противоречить предыдущему и главному закону - Конституции. Именно поэтому Конституцию большинства стран принято называть основным законом страны.

Она принимается законодательным органом государства, чаще всего путем референдума, где за нее голосуют все граждане станы. С точки зрения светского государства, старейшей конституцией можно назвать конституцию США. В РФ новая конституция была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года.


Мы привыкли не задумываться над такими понятиями как близкая родня, люди которые приходятся для нас родными. В большинстве случаев таковыми являются такие люди, общение с...

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).

От редакции "РН": Доклад директора Центра научно-политической мысли и идеологии профессора С.С.Сулакшина на научно-экспертной сессии "Либеральная конституция России 1993 года: проблема смены ", прошедшей 6 декабря 2013 года.

ЗАЧЕМ НУЖНА КОНСТИТУЦИЯ, ИЛИ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ МЕТОДОЛОГИИ, АНАЛИЗА, ДИАГНОСТИКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Есть два типа Конституций. Первый тип вот в этой колонке, так называемый "юридизированный". Ее предмет ограничивается правами и порядками, административно-государственным, административно-территориальным предписанием. Возникает проблема ценностного умолчания, о котором только что говорилось, и возникают значимые поля умолчания и произвола, которые и приводят к тому, что Конституция не программирует даже самоисполнение.

Но есть второй тип Конституций, который мы называем "жизнеобустраивающим", и он апеллирует не только к государству как к машине и как к институту, он еще занимается вопросами народонаселения, территории и всем шлейфом очень обширного проблемного дерева обеспечения успешности страны.

Конституция — это не просто основной закон, это, как говорят сейчас, "3 в 1". Во-первых, это действительно нормативно-правовой акт, который устанавливает основание, фундамент пирамиды права , юрисдикции и порядка , но это еще и нормативно-политический, ценностный, мобилизующий, манифестационный документ, который кучу людей делает народом, какие-то разбросанные географические пространства делает территорией, делает государством, и делает еще и Родиной для этих людей.

И, наконец, Конституция, — что очень важно, и что игнорируется в либеральном подходе, и неслучайно, — это государственно-управленческий документ, который выстраивает сложнейшую социальную систему с ее иерархией вертикальной и государственной связи, механизмы управления. И вы понимаете, что если этого нет, то возникает слишком большой произвол и риски в развитии.

Это прямая проекция в проблему типа государства, и мы сейчас внутри дискурса относительно либеральной модели государства, как машины для оказания услуг за плату в виде налогов, которые, конечно, нужно оптимизировать по законам бизнеса, минимизировать. И, желательно, вообще свести к исключительной юрисдикции собственника, то есть — клуба бенефициаров, — так мы уже в политологическом словаре это обозначили, — которые неявным образом приватизируют власть и приватизируют государство, соответственно, обслуживают только свои собственные интересы.

Но ведь государство — это еще и ценности, это цели развития, это контроль развития, это обратные связи, оценка обществом дееспособности власти и так далее, кроме того что это машина для услуг.

И возникает удивительное обнаружение в нашей практике. Вы прекрасно уже сейчас акцентируете, что высшей ценностью в Конституции 1993 года объявлена одна-единственная, вот в номинации "высшая ценность" одна-единственная — права и свободы человека.

Но цитата из Президента России Медведева 2010 года, дословная и точная: "Бедный не может быть свободным". Так кому эти права и свободы предназначены в нашей стране? Возникает вот такая инверсия ценностей. Это важнейшая проблема для действующей Конституции, когда замечательные даже номинации прав и свобод превращаются в свою противоположность. Это явление, которое мы квалифицируем как "ценностный реверс", и благие намерения в данном случае ведут вовсе не туда, куда казалось бы, а ведут в совершенно противоположную сторону, что мы и констатируем.

Конституция не может выпадать из глобального мирового человеческого эволюционного тренда, в котором человек и человечество становятся все более "очеловеченным", а не обратным образом "расчеловеченным" и нацеленным на меркантилизм,

нацеленным на материальное удовлетворение и на самые низменные потребности, что программируется в нашей российской действительности действующей Конституцией, самоустранившейся от ценностей, таких как нравственность, таких как "социальная справедливость", таких как "Родина" и "государство" и еще целого ряда важнейших вещей.

И если посмотреть на тоже мегаэволюционный ряд эволюции государства как важнейшего явления социальной природы человечества, то можно увидеть, что от силовых проблем управляемости, права, от материальных проблем распределения, конечно же, человеческое сообщество свою социальную оболочку — государство — нацеливает, ожидает и проектирует, предвосхищает в виде нравственного государства, в котором доминировать начинает духовное, высокое, ценностное, делающее человека человеком.

И на этой исторической траектории Российская Конституция нас заворачивает прямо в противоположную сторону, как я только что иллюстрировал — в сторону социал-дарвинизма.

И эта Конституция не просто тормозит развитие страны, она отбрасывает страну на тупиковый путь развития.

КОНСТИТУЦИЯ КАК АКТ ЖИЗНЕОБУСТРОЙСТВА СТРАНЫ И ЕЕ УСПЕШНОСТИ

Итак, Конституция — это гарант жизнеустройства и успешности страны.

Понятие "успешность" нетривиально и принципиально важно. Оно измеримо, оно формируемо, оно управляемо. Кто — оно? Понятие "успешность". Успешность страны как успешность для каждого из нас — вещь, интуитивно очень хорошо понимаемая.

А если мы посмотрим на вот такой качественный график успешности для нашей страны и на точки нулевой успешности — распада государственности в 1917 году, в 1991 году,

мы понимаем, что существует вызов обустройства страны в промежутке времени ее жизни с точки зрения максимума успешности, формализации этого обстоятельства, увязки его с теми государственно-управленческими формулами, форматом института и механизмами, которые порождает Конституция.

И вызов сегодняшнего момента диагностики Конституции как раз заключается в том, какое направление движения она программирует в нашей стране — в направлении неуспешности или в направлении успешности:

Много раз проверено на общественно-экспертном мнении, на уровне 90-95% такого консенсусного мнения, что страна движется в сторону неуспешности. Почему, и что сделать, чтобы это могло быть изменено? Вывод, который будет сделан в докладе, я его предвосхищаю: Действующая Конституция программирует деградацию и неуспешность страны, ее аварийность. Она должна быть сменена в целом. Конституция, которая может программировать иной путь — к успешности, возможна. Можно не верить такого рода оценкам, но они, повторяю, невкусовые.

Здесь показан индекс успешности с 1980 года по современность на основе статистических данных:

Здесь нет ни одного опросного социологического показателя. Все, что выше единицы, и, в частности, черная кривая — это и есть индекс успешности, это успешное развитие страны. И мы видим, насколько чувствителен и правдив этот показатель. СССР развивался, и развивался успешно, ровно до момента горбачевского предательства. Вот это историческая точка слома хода успешности страны. С точностью до квартала этот индекс показывает с распадом СССР, сменой модели, сменой Конституции через 2 года — переход в другое пространство — пространство неуспешности, в котором мы до сих пор находимся. И последний прогноз на 2013 год показывает, что мы вновь падаем с той же интенсивностью, с которой падали в 2008 году в кризис.

Чтобы поверить окончательно, что это не выдумки и не беллетристика, посмотрим на индекс успешности Китая, США. Вот чувствительность индекса на примере рецессии 2008 года Японии, многих других государств. Дело серьезно:

Коэффициент успешности, который на историческом максимуме СССР был сброшен до порога распада государства благодаря беспрецедентному политическому предательству, на сегодня форматируется собственным устроением нашей страны, а именно ее Конституцией.

И вот здесь вы видите детальную прорисовку траектории последних лет:

Поворот произошел при избрании Медведева Президентом. Но этот тренд идет вниз, и мы понимаем, что порог устойчивости государства уже недалек.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ (УСПЕШНОСТЬ) СТРАНЫ?

Возможно ли формализовать и найти не на основе политического заказа, вкусовых групповых эгоистических соображений формулы построения Конституции, гарантирующей успешность страны? Да, возможно.

Потому что, если Конституция не либеральная, умалчивающая ценностные государственно-управленческие достаточно детализированные форматы, чтобы не допускать произвола вашингтонского обкома (я имею в виду внешнее несуверенное управление страной ), произвола эгоистических интересов групп богатых людей, административно уполномоченных людей на приватизацию и управление страной, то тогда форматы экономического устройства, регионального, гуманитарного, социального, внутриполитического, избирательного, внешнеполитического по этой схеме, как ручейки, стекаясь, обеспечат потенциал успешности нашей страны. И это есть государственно-управленческая задача, такая же, как направлять ракету, например, на Марс.

Вот такие связи совершенно реальные между выбором управленческим, или, точнее, нормативно-правовым госуправленческим и ценностным в Конституции, когда они не умалчиваются, они показывают, что можно получить вот такой максимум успешности страны.

Итак, Конституция — это чертеж страны, это программа ее успешности либо неуспешности. И на пути перехода в логическом и алгоритмическом, от первого к последнему, мы видим обязательное присутствие ценностей как характеристик целеполагания,

требований к национальному законодательству, к государственному управлению, к формированию обратных связей и прямых связей через институт высших ценностей:

Конституция не может быть программой успешности, если она не содержит в себе, в каждой своей статье, нормы и ценности, порождающей цели и программу успешности:

Разве не важны вот эти ценностные целевые полагания? Наша страна, как Родина — ценность для всех нас, наша историческая уникальность, идентичность, нравственность, народосбережение, справедливость, труд, нестяжание, терпимость — но ничего этого в Конституции 1993 года нет, поэтому неудивительно, что и на дворе этого нет.

Конституция 1993 года, как мы сейчас выяснили, запрограммировала одну формулу: "Бедный не может быть свободным". Свободным может быть только богатый. Богатые — это меньшинство населения. Богатые — это транснациональные интересы и позиционирование. Богатые — это уничтожение суверенитета страны. Богатые — это растаскивание природных ресурсов и других богатств страны, все то, о чем очень ярко первый доклад нам повествовал. И это дает нам совершенно конкретный механизм для анализа действующей Конституции и алгоритм для ее обращения, разработки Конституции иного типа.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА

Итак, какие конкретно юридические, государственно-управленческие, манифестационно-политические проблемы имеют место в действующей Конституции? Они перечислены не все, их многие десятки.

Скажу абсолютно обоснованно, что каждая статья Конституции, за редчайшим исключением, содержит в себе некую программу. Эту программу можно обозначить как программу "АнтиРоссия" — снижение геополитических потенциалов страны, направленное к уничтожению ее субъектности на карте мира.

Какую бы позицию мы ни взяли — ценностную умолчания, государственный космополитизм и подавление суверенности, мы видим, что на деле получаем соответствующие результаты: долговая зависимость от мира, зависимость от экспорта и импорта, зависимость от вывода капитала, сворачивание геополитического потенциала России, и научного, и технологического потенциала уже на уровень кондиций даже не просто региональной державы, а ниже малого и среднего государства.

Мы видим, что отсутствие апелляций к цивилизационной идентичности и фактическая русофобия приводят к поразительному эффекту, который мы вынуждены квалифицировать, конечно, сдерживая себя и не употребляя такие формулы как "этнический этноцид" или "русский геноцид". Но то, что мы имеем в стране этноизбирательный демографический кризис по признаку этнической "русскости", и начинается это с цивилизационной, мы видим на статистиках.

Мы видим, что русский народ, который составляет большинство населения, в демографическом отношении самый ущербный в своей собственной стране, которая называется Russia уже многие сотни лет:

Если мы возьмем другие позиции, я надеюсь, вы можете прочитать, например, полное отсутствие правового института политической ответственности государства, государственных должностных лиц, лидеров страны, потому что все, что им приписано, это иметь в ведении вопросы, касающиеся развития страны.

Они не отвечают за результаты развития страны.

И вновь мы имеем право и обязаны посмотреть на результаты развития. Они не отвечают за результаты, они переназначают себя до пенсии, до конца своей жизни. Возникает монополизация власти, возникают гонения на дискурс политической оппозиции. Этого института нет в действующей Конституции, и поэтому неудивительно, что уважение, авторитет нашей страны, ее влиятельность в мире падает, а нелюбовь, неуважение до ненависти системно растет:

Такого рода проблема сопоставлений и результат по каждой из перечисленных проблем и вызовов.

Что касается и асоциальных формул собственности, и устранения государства от социальной справедливости — такого института там нет. Но посмотрите на функцию распределения по доходам России — у нас богатые богатеют, а бедные беднеют.

Посмотрите на то, что Россия меньше любого сопоставимого государства в мире вмешивается в перераспределение добавочной стоимости в стране, поскольку бедный-то не может быть свободным. Свободны только богатые, а им нужно уменьшать и уменьшать долю государственных расходов в ВВП страны. Но если эта доля станет ноль или близка к нулю, то не будет Российского государства. Вот это и есть программа действующей Конституции.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ГЕНЕРИРУЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИЕЙ 1993 ГОДА

Как выйти из этой ловушки, как построить новые конструкты иной Конституции, которая не вытекает из политического оппонирования? Вот нам не нравится Путин, нам не нравятся либералы.

Да, нам свобода нравится гораздо больше, чем им, но мы говорим, что в Конституции, в которой отсутствует обязанность кого бы то ни было обеспечить права и свободы любого человека, эти права обращаются в право денег. А мы требуем, чтобы в Конституции был механизм гарантии права,

и право было бы не правом на право, а правом на реализацию этого права. И это юридически, государственно-управленчески, политически возможно, если иначе относиться к государству — не как к институту, а как к Родине и оболочке жизнеобустройства нашей страны.

Если помнить про уникальные ключи успешности и специфичности: производство, распределение, потребление культуры и жизни в нашей стране, связанной с цивилизационной "русскостью", не только этнической, в чем нас обвиняют, обвиняя националистами, нет, Russian — это цивилизационно русский, это гражданско-российский, но еще Russian — это 80% нас, русских, которые тоже полагают, что про нас не следует забывать:

Это и нравственность — как примат духовных и высоких очеловеченных ценностей:

Свобода, еще раз хочу подчеркнуть, это не возможность купить все, что хочу, как думает Дмитрий Медведев. Это, прежде всего, ограничение самого себя наложением обязанности обеспечивать свободу своего соседа. Это главный принцип социальности, кооперативности социума.

И вульгарное прочтение этой важнейшей категории — это лукавство, которое свободу превращает в рабство для 90%, и в свободу, действительно, "что хочу, то ворочу" для 10%:

Справедливость, реальная демократия, которая на сегодня свелась, опять-таки, к праву денег и административного ресурса. Труд, который сегодня растаптывается, а рента, спекуляция, виртуальная экономика доминируют. К чему это ведет, любому понятно по той жирной черной кривой:

Понятие народного достояния, прежде всего право на ликвидные масштабные природные ресурсы, вопросы защиты от низменных соблазнов, искушений, вопросы нравственной цензуры, вопросы баланса ветвей власти, которые по нынешней Конституции абсолютно реверсированы и превратились в монополию власти:

Вопросы политической ответственности, политической соревновательности института оппозиции и гарантии оппозиции - все эти перечисленные проблемы укладываются для их решения в четкий и жесткий алгоритм.

Но на сегодня начало этого алгоритма в действующей Конституции запрещено, поэтому всего остального просто нет.

НУЖНА ЛИ, МОЖЕТ ЛИ, И БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТА НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ?

Вардан Эрнестович уже показывал — частотное распределение, средний срок жизни Конституции 15-20 лет.

Это обычное нормальное дело. Жизнь меняется, и общество, страны, народы и государства подстраивают свои основные чертежи под новое осмысление реалий.

Вот хронотоп, хронограф российских конституционных уложений:

Мы уже, знаете ли, перезреваем, уже пора уважать закон этого шага обновления Российской Конституции.

И, наконец, если этого не произойдет, если так как сегодня руководство страны настаивает: "Продолжаем идти тем же путем", — то прогноз по многим разным методам говорит о том, что жесточайший кризис стране предстоит, на уровне, вероятно, той же политической трагедии, напряжения, как в 1905-м, 1917-м, 1991-м году, и произойдет это в ближайшие годы. И все это уже далеко не шутка:

ВЫВОДЫ

Итак, вывод: либеральная Конституция 1993 года программирует деградацию и аварийность страны. Она должна быть изменена на системной основе, консенсусной основе, которая, я уверен, в нашем народе и в нашей стране может быть найдена, должна быть заменена полностью, и Россия должна обрести иной облик и иную дорогу в будущее .

Спасибо за внимание.

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ