Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто-янно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо-роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет су-веренное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под-писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос-становлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором.

Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, не-зависимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни-тельные гарантии его обеспечения.

Нейтралитет во время войны - это юридическое положение государства, которое должно, согласно международному праву, занимать позицию полного неучастия в воине. Именно в таком плане высказываются известные ученые-международники, інапример, Е.

А. Коровин 120 и Г. Бриггс121.

В преамбуле Гаванской конвенции 1928 г. о нейтралитете- во время морской войны также говорится: «Нейтралитет является правовым состоянием государства, которое не принимает участия в военных действиях, и... такое состояние создает известные права и налагает обязанность беспристрастности...» 122. Действительно, нейтралитет как юридическое положение государства порождает широкий круг прав и обязанностей в отношениях между ним и воюющими странами. Эти права и обязанности, вытекающие из нейтралитета, естественно, отличаются от основных прав и обязанностей государств как субъектов международного права. В частности, одним из основных суверенных прав государства является право на" нейтралитет. Государство, осуществляя право на нейтралитет, приобретает определенные права и несет обязанности, установленные международными соглашениями. Осуществление права государства на нейтралитет возможно при наличии воюющих сторон.

Нельзя согласиться с мнением американского юриста Френсиса Лоу-Би"ра о том, что нейтралитет есть раз -и навсегда определенное отношение государства к специфическому.конфликту. Он пишет: «Государство А является нейтральным к конфликту X между государствами В и -С, если и только если А не стремится воздействовать на исход X»123. Такая схема лишает нейтральные государства возможности побудить воюющие страны к примирению, -применить экономические санкции против агрессора, так как она запрещает (воздействовать на исход конфликта. Ясно, что эта схема надумана. Международное право, например, поощряет посредническую деятельность нейтрального государства, ведущую к установлению мира, т. е. поощряет определенное воздействие на исход военного конфликта.

Каковы же права и обязанности государств, вытекающие из их позиции нейтралитета в войне между другими державами? На наш взгляд, можно выделить следующую группу прав нейтральных государств: 1) нейтральное государство

имеет право на укрепление своей армии и строительство оборонных сооружений, а также право на нейтрализацию, и демилитаризацию части своей территории; 2) оно вправе требовать от воюющих соблюдения неприкосновенности его граждан, территории, имущества; 3) оно имеет.право дать вооруженный отпор или применить иные методы воздействия в отношении государства, нарушившего его нейтралитет; 4) может заключать с воюющими международные соглашения невоенного характера; 5) имеет право на торговлю, за исклю чением "Военной контрабанды, со всеми воюющими; 6) имеет право на переговоры с воюющими, на примирение воюющих сторон, используя целый ряд выработанных международным правом способов; 7) оно может принимать на своей территории войска воюющих, бежавших военнопленных с условием их интернирования, а также разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон без войск и военных припасов; 8) нейтральное государство, исходя из гуманных побуждений, может взять на себя заботу о защите жертв войны; 9) оно может взять на себя заботу о сохранении дипломатического и консульского имущества одного из воюющих по его просьбе; 10) имеет право вступить в войну на стороне жертвы агрессии при условии, что у него нет договорных обязательств не участвовать в войне. Состояние нейтралитета этим самым прекращается; 11) имеет право на поставку военного снаряжения другому нейтральному государству, а также на заключение с ним военных соглашений; 12) имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему воюющими; 13) нейтральное государство имеет право участвовать после окончания войны в международной организации по обеспечению коллективной безопасности.

Из обязанностей нейтрального государства следует выделить основную - обязанность полного неучастия в войне. Это выражается в том, что нейтральное государство обязано не допускать, например, военных действий на своей территории, проход через свою территорию войск или обозов с припасами воюющих, снабжения воюющих оружием. Оно обязано запретить воюющим устраивать на своей территории станции беспроволочного телеграфа и другие средства сообщения для связи с силами воюющих государств, а также запрещать воюющим пользоваться подобными сооружениями, которые установлены на нейтральной территории для военных целей еще до войны. Нейтральное государство обязано запрещать воюющим создавать в своих водах базы для морских операций против противника. Оно обязано не допускать формирования на своей территории военных отрядов и открытия учреждений для вербовки войск в пользу воюющих. Оно обязано интернировать попавшие на его территорию войска воюющих и заботиться об их содержании.

Нейтральное государство должно принимать ограничительные и запретительные меры к обеим враждующим.сторонам одинаково, на равных основаниях. В связи с этим американский юрист Фенвик справедливо подчеркивает трудность положения нейтрального государства, так как даже малейшее с его стороны пренебрежение своими обязанностями не может не сработать в пользу одного из воюющих. С другой стороны, нейтральное государство не может отказаться от 86 своих прав, вытекающих из состояния нейтралитета. Это послужило бы интересам одного из воюющих и нарушило бы принцип беспристрастия.

Правам и обязанностям нейтрального государства должны соответствовать определенные права и обязанности воюющих. Некоторые юристы, например, финский ученый Кастрен, видят в этом компромисс интересов воюющих и нейтральных. По нашему мнению, современное международное право должно исходить из полного соответствия прав и обязанностей воюющих и нейтральных, неуклонного соблюдения правил нейтралитета воюющими. «Осуществление одними субъектами международного права своих прав должно сопровождаться неукоснительным уважением и соблюдением ими прав других» 2®. Природа прав и обязанностей нейтрального государства не должна служить нарушению его суверенитета. Несомненно, что во время войны ограничиваются интересы нейтрального государства, хотя оно и поддерживает мирные отношения со всеми воюющими. Но они не должны быть беспредельными. Ограничения касаются лишь тех моментов, которые могут содействовать втягиванию нейтрального государства в войну. Они. не должны распространяться на те сферы деятельности государства, которые носят исключительно мирный или гуманный характер.

Ограничения интересов нейтрального государства должны гарантировать его неучастие в войне, а не нарушать его нейтралитет. Но они распространяются Tie только на "нейтральные государства, но и на воюющие. Юридические ограничения воюющих есть правовая гарантия того, что нейтральное государство останется вне войны при условии соблюдения им своих обязанностей.

Объем ограничений интересов нейтрального и воюющих государств существенно влияет на объем их прав и обязанностей. Права и обязанности нейтрального и воюющих государств связаны с юридической фиксацией их взаимных ограничений. Следовательно, недопустимо, чтобы нейтральные государства имели меньше прав, чем воюющие, а воюющие имели меньше обязательств, чем нейтральные. Определенный круг соответствующих прав и обязанностей нейтральных и воюющих закреплен в международных соглашениях, в частности в пятой и тринадцатой Гаагских конвенциях 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны124.

Пятая Гаагская конвенция 1907 г., содержащая правила нейтралитета, в сухопутной войне, закрепляет основное положение о том, что территория нейтральных держав неприкосновенна. Нейтральная держава карает действия воюющих, противные нейтралитету, лишь тогда, когда они совершены в пределах ее собственной территории. Согласно ст. 10 конвенции нейтральное государство имеет право на самооборону. Это не рассматривается как враждебное действие. Конвенция далее запрещает воюющим пересекать территорию нейтральных государств, устанавливать на ней средства связи, а также формировать войска и открывать вербовочные пункты. Однако.нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане по своей инициативе поступают в армию одного из воюющих. Специальный раздел пятой Гаагской конвенции посвящен воюющим, «водворенным» в нейтральном государстве, а также раненым. Здесь содержится обязанность нейтрального государства интернировать армию воюющего государства, попавшую на его территорию, и содержать ее в специальных местах, по возможности далеко от театра войны. Бежавшие военнопленные должны оставаться на территории нейтрального государства на свободе. Ст. 14 этой конвенции разрешает нейтральному государству давать согласие на проход по его территории обозов с ранеными п больными воюющих сторон при условии, если вместе с ними не перевозятся войска и боеприпасы. Нейтральное государство не должно допускать, чтобы доставленные таким образом раненые и больные снова могли принять участие в военных действиях.

Пятая Гаагская конвенция о нейтралитете в сухопутной войне дает, далее, определение нейтральных лиц как граждан государства, не принимающих участия в войне. Она определяет условия, при которых нейтральное лицо не может ссылаться на свой нейтралитет, если оно совершает враждебные действия по отношению" к воюющему или совершает действия в пользу воюющего. Такими действиями может явиться добровольное поступление на службу в армию одного из воюющих. Ст. 28 пятой Гаагской конвенции перечисляет некоторые услуги нейтральных лиц воюющим, не считающиеся нарушением нейтралитета. В последней главе этой конвенции регулируется вопрос о подвижном составе железных дорог. Последний, если он происходит с территории нейтрального государства и может быть опознан, подлежит реквизиции пли использованию воюющими только в случае крайней необходимости. После использования воюющая сторона должна отослать подвижной состав нейтральному государ ству. То же самое может сделать нейтральная держава в отношении подвижного состава воюющих государств. Обе стороны выплачивают друг другу за использование состава вознаграждение.

Ст. 54 пятой Гаагской конвенции запрещает воюющим государствам захватывать и уничтожать подводные кабели, соединяющие нейтральную территорию с оккупированной территорией. В случае уничтожения кабеля воюющий возмещает убытки125.

Права и обязанности нейтральных государств в морской войне устанавливаются тринадцатой Гаагской конвенцией 1907 г. Согласно конвенции, воюющие не должны допускать в нейтральных водах действий, которые нарушили бы нейтралитет морской державы. Недопустимым является, например, захват судов в нейтральных водах или их досмотр военными кораблями воюющих государств. Если захват все же произведен, то нейтральное государство обязано добиться, чтобы приз был отпущен вместе с его экипажем, а экипаж взятого судна воюющего государства подвергается водворению. Разумеется, нейтральное государство осуществляет названные меры, если приз находится в пределах его юрисдикции.

Воюющие не могут создавать, далее, в нейтральных водах базы для боевых действий против противника, а также свои средства сообщения. Может сложиться ситуация, когда военное судно воюющего, несмотря на предупреждение нейтрального государства, не уходит из порта, в котором не имеет права оставаться. В этом случае нейтральная держава имеет право задержать воюющее судно вместе с его офицерами и экипажем на все время войны. В нейтральных портах военные корабли воюющих государств не могут увеличивать свои военные запасы, вооружение, пополнять экипаж.

В отношении нахождения их в территориальных водах нейтрального государства действует правило 24 часов126. В свою очередь нейтральная держава не имеет права передавать воюющим военные корабли и боеприпасы. Она должна препятствовать снаряжению, вооружению и выходу из-под ее юрисдикции судов, предназначенных для военных действий воюющих. Различные ограничения, устанавливаемые нейтральным государством относительно допуска в нейтральные воды, должны применяться к воюющим сторонам одинаково.

Наконец, статья 23 тринадцатой Гаагской конвенции 1907 г. регулирует вопросы конвоирования приза127.

Многие государства также подписали Лондонскую декларацию о праве морской войны от 26 февраля 1909 г., затрагивавшую ряд вопросов военного нейтралитета, но она не была ратифицирована. Однако нормы, закрепленные декларацией, сейчас стали общепризнанными. Эти нормы, как уже говорилось, регулируют вопросы блокады во время войны, военной контрабанды, услуг воюющему, уничтожения нейтральных призов, перемены флага, сопротивления осмотру и т. д.128 В частности, действует правило о том, что возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительной или предполагаемой его осведомленностью о блокаде, а его захват разрешается* только в районе действия военных судов, которые осуществляют фактическую блокаду. Нейтральное судно, перевозящее контрабанду. конфискуется вместе с грузом. Кроме того, оно конфискуется также, если совершает плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, которые входят в состав вооруженных сил неприятеля, или для передачи сведений в интересах неприятеля. Оно конфискуется и в случае перевозки военного?отряда, одного или нескольких лиц воюющей стороны, которые во время плавания прямо содействуют военным действиям и об этом известно капитану, собственнику судна или лицу, зафрахтовавшему корабль! Наконец, нейтральный корабль конфискуется, если: 1) принимает прямое участие в военных действиях; 2) находится под властью специального представителя правительства воюющей стороны; 3) зафрахтован целиком неприятельским правительством.

Международные соглашения, регулируя нейтралитет государств в сухопутной и морской войне, не устанавливают пра вил нейтралитета во время воздушной войны129. Правда, в некоторых д-оговорах, "специально не регулирующих положение нейтральных государств, есть отдельные статьи, связанные с нейтралитетом в воздушной войне130. В целом же следует сказать, что относительно нейтралитета государств в воздушной войне должны действовать общие правила нейтралитета. Несомненно, что воздушные границы нейтрального государства являются неприкосновенными, так как воздушное пространство"- это часть территории государства. Враждебные акты воюющих в воздушном пространстве нейтрального государства недопустимы. С другой стороны, война не затрагивает права нейтрального государства осуществлять воздушные полеты. Члены экипажа нейтрального судна, попавшие на территорию воюющего государства, не должны задерживаться, а воздушное судно не подлежит конфискации. Но нейтральное государство не должно передавать летательных военных аппаратов и боеприпасов воюющим, а также должно препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению летательных аппаратов, если есть подозрение, что они предназначаются для содействия военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Нейтральное государство не до.лжно разрешать воюющим устраивать на своей территории аэродромы, станции радиосвязи для корректировки полетов и т. д. Оно не должно разрешать военным воздушным судам воюющих государств транзитный перелет над своей сухопутной и водной территорией. Нейтральное государство не должно также разрешать заход в его территориальные воды гидросамолетов и авианосцев воюющих. В случае же захода они должны быть задержаны, а экипаж интернирован. Здесь анало гия с правилами морской войны ие применима, так как это противоречило бы общему положению о том, что военные самолеты воюющих государств не должны появляться на нейтральной территории. Что касается гражданских воздушных судов воюющих, то их полеты в пределах территории нейтрального государства зависят от усмотрения последнего.

Воюющие не имеют права не только использовать воздушное пространство нейтральной державы для полетов авиации и ведения военных действий, но и посылать артиллерийские снаряды и ракеты в сторону противника через территорию нейтрального государства.

В случае покушения на нейтралитет - нарушения воздушного пространства нейтрального государства самолетами воюющих оно имеет право на самооборону, т. е. применение вооруженной силы. Если нейтральное государство узнало о начале военных действий, а на его территории в это время имелись военные самолеты воюющего государства, то им должно быть указано время, в течение которого они -обязаны покинуть территорию страны. Возможно задержание военных самолетов воюющих и интернирование их экипажа в случае неумышленного пересечения воздушной границы нейтрального государства, например, аварии. Подлежат интернированию самолеты воюющих и их экипаж независимо от того, вынужденно или добровольно перелетели они на нейтральную территорию.

Недопустимо также нападение воздушных сил воюющих на гражданские самолеты нейтральных государств над открытым морем.

В условиях современного развития военной техники, отсутствия договора о нейтрализации космоса возникает опасность нарушения нейтралитета государств воюющими со стороны космического пространства. Это пространство, как известно, не находится под суверенитетом государств. Но если воюющие нарушат неприкосновенность сухопутной, морской или воздушной территории нейтрального государства военными действиями из космоса, то такие действия нужно рассматривать как нарушение нейтралитета. Причем не имеет значения, произошло ли это нарушение случайно, вследствие могучей разрушительной силы примененного воюющими оружия или в силу других причин. Исходя из права на самооборону, нейтральное государство может оказать в таком случае сопротивление агрессору. Неспособность же нейтрального государства защитить себя от военного нападения из космического пространства не должна вести к изменению прав и обязательств нейтрального государства вообще131. Интересы мира во всем мире требуют, чтобы космическое пространство использовалось только в мирных целях. Шаг к этому уже сделан. Как известно, московским договором от 5 августа 1963 г. запрещены испытания ядерного оружия под водой, в воздушном и космическом пространстве.

Резолюция 1884 (XVIII), принятая 17 октября 1963 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ‘приветствует решение СССР и США не размещать в космосе объекты с ядерным оружием и призывает все государства «воздержаться от вывода на орбиту вокруг земли каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения...» 132. Это подтверждено и в открытом для подписания договоре об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Тем самым государства взяли на себя обязательство в отношении ядерной демилитаризации космоса.

Правила нейтралитета во время сухопутной, морской или воздушной войны исходят из принципа беспристрастия нейтрального государства. Но это беспристрастие нельзя понимать в том смысле, что нейтральная сторона должна быть беспристрастной морально. В частности, неправ русский юрист Л. Камаровский, который требовал, чтобы печать нейтрального государства «сохраняла беспристрастное отношение к воюющим» 133.

Психологическая война, по мнению известного американского специалиста по ведению подрывной пропаганды Поля Лайибарджера, уже со времени первой мировой войны «из случайного оружия превратилась в один из главных военных инструментов»134. Империалистические страны взаимно стремились использовать идеологические органы нейтральных государств в своих интересах 135. С другой стороны, некоторые нейтральные государства пытались заниматься контролем печати, радио и т. п., чтобы добиться их беспристрастия. В этом отношении интересно положение прессы Швейцарии во время второй мировой войны. Накануне войны германские газеты писали, что критика нацистской Германии в швейцарских газетах и предоставление убежища противникам нацистского режима несовместимы с политикой швейцарского нейтралитета. Германия предложила Швейцарии заключить договор о прессе, по которому последняя брала бы на себя обязательство регулировать печать. Швейцария отказалась от такого предложения. Но отдел генерального штаба Швейцарии, занимающийся прессой и радио, 6 января 1940 г. установил для публикации материалов некоторые общие принципы: публикуемая информация не должна иметь одностороннего характера; было запрещено давать советы воюющим, предсказывать успехи, поражения одной из сторон38. Подобные правила деятельности прессы были направлены на то, чтобы утвердить принцип беспристрастия печати. Но международное право не налагает обязанности на граждан и органы нейтрального государства сохранять «идеологический нейтралитет». Следует отличать правовое положение нейтрального государства от идеологических, моральных позиций его общественных организаций, печати. Эти органы могут выражать своп симпатии или антипатии к одной из воюющих сторон. Например, правомерно моральное сочувствие нейтрального государства народам стран, вынужденных участвовать в несправедливой империалистической войне. В. И. Ленин говорил: «Ставши нейтральной страной, Российская Советская республика пользуется обращением к ней президента Вильсона, чтобы выразить всем народам, гибнущим и страдающим от ужасов империалистической войны, свое горячее сочувствие...»39.

Демократическому духу международного права противоречит использование идеологических органов нейтрального государства той воюющей стороной, которая является агрессором, или запрещение высказываний против агрессора. Нейтральное государство должно препятствовать пропагандистской деятельности агрессора, если он использует для этого территорию или органы данного государства.

Таким образом, международиоправовой обязанности нейтрального государства соблюдать беспристрастие в моральном плане не существует.

В связи с тем, что империалистические державы не оставляют попыток вести агрессивные войны, и так как ведутся справедливые национально-освободительные войны, международные соглашения о правилах военного нейтралитета не потеряли своего значения. С точки зрения международного права они являются действительными.

Выполнение правил нейтралитета способствует созданию мирных зон во время войны. Существование нейтральных го-, сударств ограничивает театр войны, т.о есть создаются определенные зоны, свободные от военных действий. Чем больше нейтральных государств в конкретной войне, тем обширнее мирные зоны. Этим самым нейтральные государства оказывают положительное влияние на воюющих, побуждают к заключению мира. «Нейтральные более всего заинтересованы в том, чтобы война была локализована (ограничена площадью своего проявления) и возможно кратковременна, - писал известный русский юрист Л. Камаровский, - поэтому усилия их должны направляться к устранению всего, что может питать или поддерживать войну» 136.

Правила нейтралитета дают юридическую возможность нейтральным государствам защищать свои права и интересы, а также связать действия воюющих определенными правовыми рамками. Они дают основание для предъявления агрессору после окончания войны справедливых требований о возмещении ущерба и наказания его за нарушения нейтралитета.

Еще по теме § 2. Основные права и обязанности нейтральных государств:

  1. § 2. Права и обязанности постоянно нейтрального государства
  2. § 4. Вопрос о совместимости обязательств постоянно нейтрального государства с обязанностями члена ООН
  3. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  4. 5.5. Правосубъектность постоянно нейтральных государств
  5. 12. Какие основные права и обязанности работодателя закреплены в ТК?
  6. 11. Какие основные права и обязанности работника предусматривает ТК?
  7. § 2. Права и обязанности в контексте юридико-антропологического анализа отношений человека и государства
  8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ
  9. 11.5. Основные права и обязанности работников и работодателей

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в ка­ких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь та­кое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничест­ва между государствами. Таким образом, постоянный нейтра­литет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является за­ключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наде­ляемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто­янно-нейтральное государство должно соблюдать правила ней­тралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной вой­не (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвен­ция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не мо­жет допускать использования своей территории, включая воз­душное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указан­ного права является выбор государством способов установле­ния статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполага­ет, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних ак­тов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Авст­рия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под­писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос­становлении независимой и демократической Австрии, в кото­ром союзные в ходе Второй мировой войны великие держа­вы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным Договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать созда­ния военных опорных пунктов чужих государств на своей тер­ритории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегу­лированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единст­во и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной цело­стности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Дру­гие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным госу­дарством и отказывается от участия в каких-либо военных сою­зах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте ино­странных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержа­ние указанных документов и закрепляется положение, согласно

§ 5. Признание государств

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркмени­стана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международ­ного права - государство - может обладать статусом постоянно­го нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоян­но-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоян­но-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфлик­тах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблю­дения международных обязательств, создает тем самым для го­сударств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Признание государств

Признание государства непосредственно связано с его меж­дународной правосубъектностью.

Признание как правовой институт включает главным обра­зом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересо­ванных государств и резолюциями международных организа­ций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила во­прос о признании государств и правительств в список тем, под­лежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.

В науке сложились определенные суждения о значении при­знания для нового государства, а в международной практике - различные правовые решения, отражающие ту или иную док­трину признания.

Исторически сложились две теории признания - деклара­тивная и конститутивная.

Декларативная теория исходила из того, что государство яв­ляется субъектом международного права с момента своего воз­никновения. Признание не наделяет государство международ­ной правосубъектностью, а лишь констатирует такую право-

Глава 3. Субъекты международного права

субъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила междуна­родную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невоз­можности реализовать свои основные права и обязанности, ус­тановить стабильные межгосударственные отношения. Призна­ние, таким образом, «конституировало» государство как субъ­ект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших госу­дарств.

Из данной концепции исходил Парижский конгресс 1856 г., утверждая зависимость выхода государства на международную арену от согласия ведущих держав. Именно таким путем Тур­ция на этом конгрессе была «допущена» к сотрудничеству с ев­ропейскими странами. Хорошо известна сложная история при­знания РСФСР и затем СССР, затянувшаяся на долгие годы. После образования в 1949 г. КНР западные государства, прежде всего США, много лет отказывали ей в признании.

Взгляды отечественных юристов-международников в совре­менный период базируются на представлении о том, что при­знание нового государства является актом большой политиче­ской важности. Оно дает возможность новому государству эф­фективно реализовать свою международную правосубъектность. И непризнанное государство имеет возможность осуществлять свою правосубъектность, участвовать в многосторонних конфе­ренциях, договорах, международных организациях. Так, уста­навливая норму о том, что членом ООН может быть только го­сударство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его приня­тие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом между­народного права с момента своего возникновения.

Не создавая государства как субъект международного права, признание констатирует наличие юридического факта, связан-

§ 5. Признание государств

ного с появлением нового государства. Признание позволяет государству наиболее полно пользоваться своими основными правами и нести основные обязанности, участвовать в создании и обеспечении международно-правовых норм. Признание осу­ществляется в рамках принципов международного права. В ча­стности, принцип сотрудничества требует от вновь возникшего и уже существующих государств развития стабильных отноше­ний, что невозможно без признания.

Практика государств выработала различные объемы призна­ния. В связи с этим существуют две формы признания: юриди­ческая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатически­ми представительствами, т. е. установление стабильных поли­тических отношений. Практика государств выработала опреде­ленные способы оформления полного юридического призна­ния. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Воз­можно и подразумеваемое признание. Де-факто как особая юридическая форма признания является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отно­шений.

От юридического, официального признания следует отли­чать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляет­ся в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вари­антом фактического признания считается признание ad hoc (ра­зовое, на данный случай).

Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независи­мости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государ­ства».

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании прави-

Глава 3. Субъекты международного права

тельства, то это означает и признание государства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о призна­нии нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это обусловлено приходом к власти правительства не­конституционным путем. Данная ситуация породила ряд юри­дических доктрин. Так, в 1907 г. министр иностранных дел Эк­вадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. Принципиально иной характер имела доктрина министра иностранных дел Мексики Эстрады, провозглашенная в 1930 г. и устанавливав­шая, что в подобных ситуациях иностранные государства не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей государств при пришедшем к власти правительстве.

В современных условиях признание правительств, пришед­ших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический полити­ческий режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Проблема признания может возникать применительно к на­ционально-освободительному движению в лице его органов, а также в отношении воюющей стороны.

Национально-освободительное движение основано на реа­лизации права народа (нации) на самоопределение. Народ, бо­рющийся за свою государственность, является субъектом меж­дународного права. В ходе этой борьбы он создает органы, вы­ступающие от его имени. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правосубъ­ектности. Это облегчает реализацию права на получение помо­щи как от государств, так и от международных организаций и на осуществление других основных прав. Примерами такого рода были признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа, а также Народной организации Юго-Западной Африки в качестве представителя народа Намибии (до завоевания неза­висимости).

Признание органов сопротивления получило широкое рас­пространение со стороны государств антигитлеровской коали­ции в годы Второй мировой войны. Признание органов сопро­тивления, которые создавались на территории государств, вре­менно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни орга­ны власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмигра­ции (французский Комитет национального освобождения, че­хословацкий Национальный комитет и др.), а другие - на ок­купированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.

Правопреемство государств

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому. По­мимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство - сложный международно-правовой ин­ститут, нормы которого длительное время имели обычно-пра­вовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении догово­ров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов. Эти конвенции оп­ределяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствую­щие территориальные изменения сами по себе не рассматрива­ются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государ­ства-субъекта к другому государству - субъекту международно-

Глава 3. Субъекты международного права

го права. Положительной чертой названных конвенций являет­ся указание в их текстах на то, что правопреемство осуществля­ется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые вопло­щены в Уставе ООН.

В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отноше­ния какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с между­народными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенно­го субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю на­ходящуюся под его суверенитетом или правомерно перешед­шую под его суверенитет территорию. Публичная власть госу­дарства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласу­ется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляю­щие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку ука­занные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство го­сударств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к друго­му происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового госу­дарства на месте колониального владения государства-метропо­лии; разделения одного государства на несколько новых госу­дарств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.

Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения но­вых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

§ 6. Правопреемство государств

Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего ре­шать путем соглашения заинтересованных государств, приня­тия соответствующего акта международной организацией, вы­несения решения международным судебным органом. Так, по­сле распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судь­бу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН за­нималась вопросом о международной личности Израиля и Ин­дии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федера­ции возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.

Существует несколько объектов правопреемства, в круг ко­торых в первую очередь включаются права и обязанности, вы­текающие из международных договоров государства-предшест­венника, государственная собственность, государственные ар­хивы, долги.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику. По этому поводу в науке ме­ждународного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII-XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует между­народную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождествен­ности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в на­следство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продол­жало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяю­щим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущ­ности доктрина континуитета, обосновывая идентичность пра­восубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

Глава 3. Субъекты международного права

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наи­большее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет междуна­родной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью дру­гого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государ­ство начинает свои договорные связи «с чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике право­преемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значе­ние имеет суверенная воля государства-преемника, определяю­щего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам междуна­родного права, наносить ущерб остальным государствам и на­родам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.

Правопреемство в отношении международных договоров. В пе­риод Великой французской революции XVIII в. после сверже­ния монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существо­вавшие между бывшим французским правительством и госу­дарствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.

В 1917-1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда догово­ров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принци­пу самоопределения наций». Но многие договоры царской Рос­сии сохранили свое действие, например соглашения по вопро­сам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почто­вая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров 1978 г. установила общее правило, согласно ко­торому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-

§ 6. Правопреемство государств

лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве уста­новить свой статус в качестве участника любого многосторон­него договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объек­том правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уве­домления о правопреемстве может принять участие в многосто­роннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреем­ства, если в момент его правопреемства государство-предшест­венник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отно­шении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний дого­вор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, при­нять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписа­ло само, и тем самым оно может стать договаривающимся госу­дарством или участником этого договора». Подписание госу­дарством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным об­разом, рассматривается как выражение его намерения распро­странить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответ­ственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового незави­симого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в перего­ворах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся госу­дарств, «новое независимое государство может стать договари­вающимся государством или участником этого договора только

Глава 3. Субъекты международного права

при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоя­тельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязатель­ство, которое имеет для него силу в соответствии с междуна­родным правом независимо от договора.

Государства, возникшие в результате освобождения их наро­дов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из москов­ского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 авгу­ста 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей от­ветственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присое­динился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые го­сударства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отноше­нии которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров устанавливает также условия преемства обяза­тельств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе меж­ду новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразивши­ми такую договоренность» (ст. 24).

Примером закрепления правопреемства на основе «явствен­ной договоренности» новых государств в отношении опреде­ленных международных договоров прекратившего свое сущест­вование субъекта - СССР - может служить содержание Про­токола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомо­бильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся

§ 6. Правопреемство государств

Стороны согласились сохранить действующий порядок осуще­ствления международных перевозок, установленный ранее за­ключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других согла­шений в области автомобильного транспорта, участником кото­рых являлся СССР».

В случае объединения двух или нескольких государств в од­но государство любой договор, находившийся в силе в отноше­нии любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник ли­бо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что приме­нение этого договора в отношении государства-преемника бы­ло бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).

Когда же часть или части территории государства отделяют­ся и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшествен­ник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государст­ва-предшественника, продолжает находиться в силе в отноше­нии каждого образованного таким образом государства-преем­ника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, ко­торая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).

Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государст­венных архивов и государственных долгов государственная соб­ственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства госу­дарств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обуслов­лено заинтересованными сторонами или не решено соответст­вующими международными органами. Государство-предшест­венник принимает все меры по предотвращению ущерба или

Глава 3. Субъекты международного права

уничтожения государственной собственности, которая перехо­дит к государству-преемнику. Когда государство-преемник яв­ляется новым независимым государством, недвижимая государ­ственная собственность государства-предшественника, находя­щаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с х его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшествен­ников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделен­ных частях территории образуются два или несколько госу­дарств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на тер­ритории которого она находится; Ь) недвижимая государствен­ная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преем­никам в справедливых долях; с) движимая государственная соб­ственность государства-предшественника, связанная с его дея­тельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преем­никам в справедливых долях» (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от госу­дарства-предшественника к государству-преемнику регулирует­ся соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопре­емства, переходит к государству-преемнику. Движимая собст­венность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).

Правопреемство в отношении государственных архивов. Госу­дарственные архивы являются частью государственного имуще­ства. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-

§ 6. Правопреемство государств

сударственных архивов во многом близки правилам, установ­ленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государст­ву. Та часть государственных архивов государства-предшествен­ника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой террито­рии, переходит к новому независимому государству (ст. 28).

Когда государство разделяется и прекращает свое существо­вание и на бывшей его территории образуются два или не­сколько государств-преемников, если последние не договори­лись иначе, часть государственных архивов государства-пред­шественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Особым правовым статусом обладают государства, не участвующие в войнах и не оказывающих содействия воюющим сторонам. Такие государства подразделяются на постоянно нейтральные и нейтральные в конкретной войне.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну .

В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз. Выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.

Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса осуществляется несколькими способами:

1)Статус постоянного нейтралитета закрепляется национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств (признанный нейтралитет). В ст. 18 Конституции РБ говорится, что РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

2) Заключение заинтересованными государствами соот­вет­ствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности. В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообороны.



В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан. Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией. Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подписавшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным договором. В отличие от Швейцарии нейтралитет не гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет. независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.



Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться, таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

3) Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о нейтралитете государства. Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоянном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г. В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно которому признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней политики.

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета.

Нейтралитет государства в войне - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в происходящей войне и не оказывать помощи и содействия воюющим сторонам.

Права и обязанности нейтрального государства закреплены двумя Гаагскими конвенциями 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (пятая конвенция) и о нейтралитете в морской войне (тринадцатая конвенция).

Территория нейтрального государства не может использоваться для провода войск и транспорта воюющими странами; с этой территории нельзя осуществлять военные действия; нельзя размещать радиопередающие устройства воюющих стран. Нейтральное государство обязано не предоставлять свою территорию для формирования военных подразделений и создания военных баз воюющих сторон, не передавать им боеприпасы, военную технику и любые виды вооружений; задерживать и интернировать корабли и военные летательные аппараты воюющих, если они не покинули их порт по истечению льготного времени; препятствовать и не разрешать воюющим задерживать в своем территориальном море суда третьих государств; препятствовать тому, чтобы по выздоровлении раненые могли снова участвовать в военных действиях и др. Нейтральное государство вправе отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить указанный статус; предоставлять свою территорию для перевозки и содержания жертв войны; оказывать посредничество в переговорах воюющих; предоставлять убежище войскам, кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием и др.

Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;

не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).

Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:

1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.

Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.

По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ