Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В начале года по 223-ФЗ был заключен договор с единственным поставщиком на вывоз мусора. В конце июля этот поставщик, никого не поставив в известность, не передав свои обязанности никакой другой организации, прекращает свою работу. Как мы можем расторгнуть договор в одностороннем порядке?

Ответ

Вы вправе расторгнуть договор следующими способами:

  1. в одностороннем порядке, если такое право Заказчика установлено в договоре;
  2. в судебном порядке.

При расторжении договора в одностороннем порядке Заказчик направляет в адрес исполнителя письмо, которое должно содержать сведения о договоре, который планируется расторгнуть, причину расторжения, соответствующие правовые нормы.

После направления такого уведомления договор автоматически расторгается.

Если контракт расторгается по инициативе заказчика в судебном порядке, то сведения о поставщике передаются в РНП.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Вправе ли заказчик по Закону № 223-ФЗ расторгнуть договор в одностороннем порядке?

Да, вправе.

Закон № 223-ФЗ основан на положениях гражданского законодательства. Согласно ст. 310 ГК РФ в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств и менять условия нельзя, за исключением предусмотренных законом случаев.

Такие действия также можно предпринимать в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Однако Законом № 223-ФЗ не регламентирован порядок расторжения договоров. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе принять положение, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров.

Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке условие и возможность одностороннего расторжения договора. Основания для одностороннего аннулирования должны обязательно иметь соотнесение с положениями Гражданского кодекса РФ (письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482).

Как включить участника в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

В реестре недобросовестных поставщиков, или РНП, ФАС размещает сведения об участниках закупок, которые уклонились от заключения договора, а также о контрагентах, которые существенно нарушили условия сделки, и заказчик расторг договор по решению суда. Информацию в антимонопольный орган направляют заказчики. Такой порядок предусмотрен статьей 5Закона № 223-ФЗ.

Правительство РФ утвердило перечень сведений, которые включают в реестр, и Правила, по которым вносят информацию в РНП, в постановлении от 22 ноября 2012 года № 1211, далее – Постановление № 1211.

Какой поставщик недобросовестный

В РНП попадет:

  • участник, который уклонится от заключения контракта: своевременно не подпишет договор или не предоставит заказчику обеспечение исполнения договора;
  • контрагент, который грубо нарушит условия контракта, и заказчик через суд расторгнет договор.

Условия прописаны в части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ и в пункте 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211.

Ситуация: поставщик нарушил срок поставки и готов заплатить неустойку. Включать ли его в реестр недобросовестных поставщиков

Нет. Документы о том, что включаете подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, отправляйте в ФАС, если через суд расторгнете договор. Такой вывод следует из части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ.

Какие сведения направлять в ФАС

Если победитель не подписал договор или контракт расторгли по решению суда, отправьте в ФАС обращение включить подрядчика в РНП. Об этом сказано в пунктах 2, 3, 4Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211. Сроки, в которые отправите обращение, определяйте в зависимости от причины, по которой подрядчика включат в РНП. Кроме того, от причины зависит список документов и информации, которую заказчик направит в ФАС России.

Причина направления сведений в РНП Информация и документы для ФАС Срок подачи документов
Победитель закупки не заключил контракт
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • другие документы, которыми подтвердите, что победитель отказался заключать договор
30 календарных дней с даты, когда заказчик заключит договор со вторым участником

Второй участник закупки не заключил контракт

(если победитель отказался подписывать договор)

  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата, когда закупку признали несостоявшейся, так как участник уклонился от заключения договора;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • копия протокола, на основании которого заключаете договор со вторым участником;
  • другие документы, которыми подтвердите, что второй участник отказался заключать договор
Единственный участник закупки не заключил контракт
  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата, когда подвели итоги закупки;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • копия протокола, на основании которого заключаете договор с победителем закупки;
  • иные документы, которыми подтвердите отказ от заключения договора победителя закупок
30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора
Контракт расторгли по решению суда
  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата заключения договора, который подрядчик не исполнил или исполнил некачественно, реквизиты документа, которым это подтвердите;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • дата расторжения договора;
  • основания, на которых расторгли договор;
  • реквизиты решения суда;
  • копия решения суда
10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу

Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство РФ приняло решение не размещать сведения о закупке в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, укажите только:

  • наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Документы направьте в ФАС в бумажном или электронном виде. Приложите сопроводительное письмо, которое подпишет уполномоченный сотрудник. Если отправляете документы по электронной почте, подпишите документ ЭЦП. В сопроводительном письме укажите перечень документов, который направляете в ФАС, и документ, которым подтвердите полномочия сотрудника действовать от имени заказчика. Такой порядок установлен в пункте 5 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Внимание: контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы, который не направит сведения о недобросовестных поставщиках в ФАС России, заплатит штраф – 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В какие сроки ФАС включит информацию в РНП

ФАС проверит сведения, которые предоставил заказчик, и в течение трех рабочих дней включит информацию о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Через два года антимонопольная служба исключит сведения из реестра. РНП ведут в ЕИС в открытом доступе.

Если заказчик не представит какие-либо сведения о недобросовестном участнике закупки, ФАС приостановит рассмотрение обращения. В течение трех рабочих дней специалисты антимонопольной службы направят заказчику уведомление о том, что нет необходимых сведений, чтобы создать реестровую запись. Недостающие сведения направьте в ФАС в течение трех рабочих дней со дня, когда получите уведомление.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Ситуация: вправе ли заказчик предусмотреть свой реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик имеет право вести свой реестр недобросовестных поставщиков. Закон № 223-ФЗ этого не запрещает.

В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) не устанавливает строгих требований относительно изменения и расторжения заключенных договоров.

Вместе с тем, в Законе № 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке.

Согласно гражданскому законодательству существует три способа расторжения заключенного договора:

По соглашению сторон

В одностороннем порядке

По решению суда.

Рассмотрим указанные способы более подробно.

Расторжение договора по соглашению сторон

Расторжение договора по соглашению сторон, пожалуй, самый предпочтительный способ расторжения договора согласно Закону № 223-ФЗ.

Особого порядка для расторжения договора, заключенного по результатам закупок, проведенных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, по взаимному соглашению не существует. Соглашение о расторжении договора оформляется в письменном виде. С момента подписания обеими сторонами этого соглашения, заключенный договор теряет свою законную силу. При этом сведения о поставщике при расторжении договора по соглашению сторон не попадают в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), что, несомненно, выгодно для самого поставщика. Таким образом, предполагается разумным в случае возникновения каких-либо разногласий предпринимать усилия для их разрешения в договорном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке

В заключенном договоре должна быть установлена возможность его одностороннего расторжения, а также случаи, при которых это допустимо. Как правило, это происходит при существенном нарушении одной из сторон условий договора.

Случаи, при которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ). Причиной этому служит существенное нарушение одной из сторон условий договора, например, условия о надлежащем качестве поставляемого товара либо условия об оплате выполненных работ, а также если поставщик неоднократно (то есть, более 1-го раза) нарушил сроки поставки товаров. Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Следует отметить, что данная норма об одностороннем расторжении договора полностью соответствует норме, предусмотренной ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Следует отметить, что в случае расторжения договора по инициативе заказчика, сведения о поставщике передаются в РНП.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи.

Уведомление об одностороннем расторжении договора должно содержать следующие сведения:

Сведения о расторгаемом договоре: его наименование, дату, номер;

Наименование и реквизиты сторон, которые были указаны в договоре по итогам закупки;

Намерение расторгнуть контракт;

Момент, с которого договор считается прекращенным, - дата подписания соглашения либо иная дата (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

На практике возникает ситуация, когда у заказчика потребность в закупаемом товаре пропала (например, списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки), а к исполнению договора еще не приступили. Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством. При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Возникает вопрос: может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?

По общему правилу согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон (п. 2 ст. 450, ст. 451, ст. 450.1 ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, статьи 416, 417 ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.

В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора.

Как уже говорилось, непосредственно Закон № 223-ФЗ не предусматривает право на одностороннее расторжение договора и при разрешении данного вопроса следует обращаться к нормам ГК РФ.

Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки и договора возмездного оказания услуг. Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков.

Например, между сторонами заключен договор хранения с протоколом разногласий и дополнительным соглашением.

Ответчик уведомил истца о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с изменениями, внесенными Закона № 223-ФЗ.

Данный отказ является незаконным по следующим основаниям. Согласно п.1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором не предусмотрена возможность расторжения договора в одностороннем порядке. Закон № 223-ФЗ, на который ссылался ответчик в своем письме, не предоставляет ответчику права на одностороннее расторжение договора. Действующее гражданское законодательство не допускает возможность одностороннего отказа от договора хранения.

Расторжение контракта в судебном порядке

В случае, если не удается достигнуть соглашения, договор можно расторгнуть в судебном порядке. Естественно, для этого должны иметь место быть существенные нарушения условий договора. Перед обращением в суд должен быть соблюден претензионный порядок.

Судебное расторжение контракта также невыгодно для поставщика, поскольку в данном случае сведения о нем передаются в РНП. В данном случае у поставщика имеется возможность оспорить решение о внесении себя в РНП в судебном порядке.

Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.

Например, в одном из релевантных дел ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением к УФАС об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в РНП в соответствии с закупочной документации в случае если победитель запроса котировок, в срок, предусмотренный документацией, не представил Заказчику подписанный договор на условиях, указанных в поданной участником заявке и в извещении о проведении запроса котировок, а также обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, победитель признается уклонившимся от заключения договора.

Заказчиком в закупочной документации был установлен порядок заключения договора с победителем Закупки. ОО подписало договор на ЭТП без предоставления расчета стоимости работ, являющегося неотъемлемой частью договора.

Учитывая изложенное, ООО нарушил требования закупочной документации, регламентирующих порядок и условия заключения договора. Одновременно, ООО не представило объективного обоснования несовершения и невозможности совершения вышеуказанных действий. Исходя из вышесказанного, суд в удовлетворении требования ООО об оспаривании заключения о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков отказал 1 .

Особенности изменения договора, заключенного согласно закону № 223-ФЗ

Изменение условий договора, заключенного в рамках Закона № 223-ФЗ по соглашению сторон допускается также нормами ГК РФ, а именно ст. 450 ГК РФ. При этом вносимые изменения не должны противоречить существующему законодательству и Положению о закупках. Изменить можно такие условия договора, как цена контракта, срок исполнения контракта, порядок исполнения, реквизиты сторон, объем товаров или услуг.

Не рекомендуется вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

При этом, следует отметить, что положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Согласно части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения.

Изменение договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.

Так, участник аукциона обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному унитарному предприятию и обществу - победителю аукциона - о признании недействительным дополнительного соглашения к договору на поставку топочного мазута.

Судами было установлено, что на основании дополнительного соглашения многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции), нарушает требования пункта 8 статьи 448 ГК РФ о недопущении изменения договора, которое влияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах 2 .

Таким образом, процедура изменения и расторжения договора не регламентируется Законом № 223-ФЗ и поэтому в подобных случаях следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Самым быстрым и выгодным для сторон является расторжение договора по соглашению сторон. Особенно это выгодно для поставщика, ведь при других вариантах расторжения договора, он попадает в РНП, что, несомненно, негативно сказывается на его репутации.

Таким образом, заказчики, заключая договор по Закону № 223-ФЗ, вправе устанавливать свои правила в положении о закупке. При этом рекомендуется определять правила расторжения и изменения договоров достаточно подробно для того, чтобы спорных ситуаций по данному поводу возникало как можно меньше.

Младший юрист Юридической фирмы « BRACE »

Ольга Гусева

________________________

1 Решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-64692/17-147-572 от 15.08.2017.

2 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

С чего все началось

Наш заказчик, далее поставщик, выиграл госконтракт. В процессе подписания выяснилось, что ответственное лицо за подписание госконтракта косвенно имет свой интерес в исполнении контракта, а именно последние 3 года ее супруг самостоятельно исполнял контракт.

Несмотря на то, что последние два года. данную закупку выигрывали иные подрядные организации, ответственное лицо, создавало условия исполнения госконтракта, усложняющие работу. Таким образом вынуждая, уйти исполнителя, или брать на субподрят на невыгодных условиях организацию, принадлежавшую супругу.

С нашим поставщиком сложилась аналогичная ситуация. На встрече с заказчиком поставщика начали "кошмарить" драконовскими условиями исполения контракта, предлагая расторгнуть контракт по соглашению сторон по инициативе исполнителя .

Предложили написать в адрес заказчика письмо, предложенный заказчиком шаблон письма прилагаю.

Эту ситуацию мы попросили прокомментировать юриста, специализирующегося по 44-ФЗ и 223-ФЗ Выскварка Н.Н.

Все чаще в нашей практике, стали появляться случаи, когда наши клиенты (участники торгов) ввиду невнимательной оценки всех условий и требований заказчика к выполняемой работе (товару, услуге), на стадии заключения контракта, как победители закупки, либо на стадии непосредственно уже после подписания, сталкивались с ситуацией, что контракт заключать (исполнять) не выгодно (не рентабельно, либо нет сил и средств для его выполнения, либо имеются иные трудности в его последующем исполнении). В связи с этим, они связывались с Заказчиком и просили пояснить, каким образом можно выйти из ситуации, то есть можно ли не заключать контракт ввиду ошибочного понимания предмета контракта (требований технического задания, иных условий контракта), либо можно ли расторгнуть фактически заключенный, но абсолютно невыгодный для исполнителя (подрядчика, поставщика) контракт.

Практика показывает, что Заказчики (не официально) в некоторых случаях рекомендовали либо не заключать контракт, либо, по уже заключенному контракту, направлять в адрес Заказчика официальное письмо о невозможности выполнения контракта, с указанием причин такового, и предложением расторгнуть контракт.

В данной статье, предостерегу от совершения некоторых ошибок, которые совершают победитель торгов, исполнители (подрядчики, поставщики) по контрактам, а также о действиях, которые следует совершить.

Нужно четко понимать, что стадия участия в закупке, которая завершается заключением контракта и стадия исполнения контракта, это абсолютно разные стадии, как с правой точки зрения, так и возможности (не возможности) использования тех или иных действий. От понимания стадии (участие или исполнение) зависит вариант действий, которые может и должна предпринять организация.

Что важно знать победителю закупки на стадии заключения контракта?

Отказ от заключения контракта, лицом, признанным победителем торгов, Федеральным законом от 05.04.2013 (далее – Закон о контрактной системе) не предусмотрен. Это важно понимать, учитывая, что не подписание контракта, в порядке, предусмотренном ст. 83.2 указанного закона, будет свидетельствовать об уклонении победителя от заключения контракта и являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), равно как и не предоставление обеспечения по контракту (предоставление ненадлежащего обеспечения).

Внесение в РНП достаточно жесткая мера ответственности, т.к. лишает возможности участия в госзакупках на период 2 лет не только само юрлицо, но и всех учредителей данной организации, руководители исполнительных органов организации. Соответственно, даже если и будет открыто новое юрлицо, в случае если его учредителем, либо руководителем будет лицо, ранее связанное с включенный в РНП организацией, участвовать в закупке новое юрлицо не сможет.

Таким образом, даже если Заказчик устно говорит о возможности не заключения контракта, то нужно четко понимать, что потом этот же самый Заказчик обязан подать сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта в РНП. В данном случае это не право Заказчика, а прямая обязанность в силу ст.104 Закона о контрактной системе. Поэтому обратиться в УФАС обязательно, даже не сомневайтесь.

Вывод: внимательно изучайте требования Заказчика к предмету контракта, оценивайте реальную возможность исполнения обязательств по контракту, т.к. после определения победителя, отказ от заключения контракта не возможен в силу закона.

Что важно знать победителю закупки, заключившему контракт, непосредственно на стадии исполнения контракта?

В силу положений ст.450 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, контракт может быть расторгнут:

  • - по решению суда (в случае, если спор вынесен в суд);
  • - по соглашению сторон (обоюдное согласие сторон, путем заключения соглашения);
  • - в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.

Если в первыми двумя способами расторжения все в принципе ясно, то на третьем способе хотелось бы остановиться подробнее.

Во-первых, нужно понимать, что право на односторонний отказ от контракта, в силу ст.95 Закона о контрактной системе, есть не только у Заказчика, но и у Исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, важно соблюсти процедуру одностороннего отказа, т.к. только в этом случае, контракт будет считается расторгнутым.

Во-вторых, в силу ч.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

  • - при существенном нарушении договора другой стороной;
  • - в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На стадии исполнения контракта, Заказчик обязан направить внесения для включения в РНП, в случае расторжения с исполнителем (подрядчиком, поставщиков) контракта в одностороннем порядке. Заказчики очень любят прибегать к такому методу, бывает, что «победил не тот, с кем хотелось бы заключить», бывает, «что не устраивает исполнение контракта», бывает, что сам исполнитель не совсем добросовестный, то есть вариантов много.

Таким образом, на стадии исполнения контракта, для исполнителя крайне важно не давать повод заказчику фиксировать те или иные не соответствия в исполнении контракта, вести грамотную переписку с заказчиком (часто помогает исполнителю в УФАС или суде). В случае, если все же не удается «уйти» от одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то важно сразу же обратиться к профильному юристу, специализирующемуся на спорах в сфере госзакупок, РНП, для проведения работы (в том числе направления заказчику встречного одностороннего отказа исполнения контракта). Есть ряд моментов и процедурных и фактических, которые, при правильном подходе, можно использовать в УФАС для принятия решения о не включении в РНП.

Приведу недавний пример сопровождения спора по не включению в РНП, без названия города и имени моего клиента.

В конце 2018 на территории одного из муниципалитетов Красноярского края, была проведена совместная закупка на поставку творога в детские сады. На территории города два молочных завода. Один там работает десятки лет и все время был единственным участником, поставляя по максимальной цене, молочную продукцию в учреждения образования. Второй появился 3-4 года назад и вышел на рынок, стал участвовать в закупках.

По итогу аукциона, победителем оказался второй завод. В 2019 году, начали поступать заявки от детский садов (всего 36 садиков), соответственно творог, в необходимом количестве готовился поставщиком. Однако представители садов, отказывались принимать творог, т.к. упаковка была не фольгированная (как в спецификации), а в пластиковых контейнерах. То есть, все 36 садиков, по сути исполняли волю управления образования, которое не стесняясь «лоббировало» интересы первого завода, манипулируя детскими садами. По сути самостоятельными заказчиками. Была проведена встреча поставщика с представителями территориального управления образования, на которой представители управления сказали, что либо расторгаем по соглашению сторон и поставщик оплачивает 10% штраф (при сумме закупки 18 млн., штраф соответственно был 1.8 млн.), либо все заказчики направляют односторонние отказы и поставщика вносят в РНП.

Естественно, молодому предприятию риски РНП были не интересны, но и уплата такого штрафа « на ровном месте» также была не приемлема. После обращения за помощью, мы проанализировали процедуру приема-передачи товара, товарные накладные с отказом в приемке и нашли некоторые существенные нарушения допущенные заказчиками. Соответственно подготовили обоснованное решение об одностороннем отказе поставщика от исполнения контрактов, которое развезли в течении пары часов всем 36 детским садам. По итогу, УФАС не включил информацию о поставщике в РНП и угроза выплаты штрафа была также исключена.

Это один из примеров, грамотного анализа ситуации, выработки правой позиции, определения порядка действий и, как следствие, решения ситуации в пользу поставщика.

В заключение хотелось бы тезисно обозначить главные моменты, которые важно помнить:

- ни в коем случае и никогда не верьте заказчику , что бы он не говорил, относитесь критически, ставьте под сомнение, перепроверяя варианты и принимая решения исходя из правового анализа ситуации и рисков для Вас;

- всегда ведите переписку с заказчиком , это очень важно, т.к. сможете подтвердить и обосновать свою позицию в суде или УФАС в случае такой необходимости;

- не доводите ситуацию до крайней точки , привлекайте профильного специалиста, как минимум для бесплатной консультации. Это позволит сэкономить и время, и деньги, и с большей степенью вероятности решить ситуацию в Вашу пользу;

- внимательно изучайте (вникайте) именно в предмет закупки и требования к исполнению , т.к. далее уже идет стадия исполнения и там уже нужно «не вникать», а «исполнять» (делайте все вовремя).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ