Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Экологическая общественность уже который месяц находится в состоянии повышенной активности. Дело в том, что государство решило кардинально изменить систему нормирования воздействия на окружающую среду. Так, в середине прошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

Объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории );

Объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории );

Объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории );

Объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории ).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект). В январе-апреле 2015 г. были проведены публичные слушания, с учетом результатов которых Проект был доработан , прошел независимую антикоррупционную экспертизу и был представлен Правительству на утверждение. Давайте рассмотрим доработанный Проект подробнее.

Для начала отметим, что согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться:

Уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

Уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

Классификация промышленных объектов и производств;

Особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В Проекте критерии базируются на принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I КАТЕГОРИЯ

В соответствии с пояснительной запиской к Проекту к объектам I категории относятся объекты отраслей (части отраслей, производства), которые характеризуются наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды или осуществляют выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные для здоровья населения и состояния окружающей среды химические вещества или их соединения.

Кроме того, на основании Федерального закона № 7-ФЗ в I категорию попадают объекты хозяйственной и иной деятельности, относящиеся к областям применения НДТ. В связи с этим в качестве критериев отнесения объектов к I категории были использованы отрасли (части отрасли, производства), которые в соответствии с перечнем областей применения наилучших доступных технологий, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (далее — Распоряжение № 2674-р), относятся к областям применения НДТ.

При формировании критериев отнесения хозяйствующих субъектов к I категории учитывались виды производственной деятельности с конкретными показателями мощности, на которые распространяется действие Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 15.01.2008 № 2008/1/EC «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» и приложение 1 к Модельному закону «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды» (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением № 31-8 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

В связи с тем, что объекты I категории являются основными загрязнителями окружающей среды, им в Проекте уделено большое внимание (перечень объектов I категории занимает больше половины объема Проекта).

К таким объектам предлагается отнести в первую очередь объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, объекты энергетики, металлургии, предприятия органического и неорганического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, предприятия текстильной, кожевенной, целлюлозно-бумажной, пищевой, свиноводческой и птицеводческой отраслей, мясокомбинаты, предприятия с мощными цехами электролитической и химической обработки сырья, объекты, на которых осуществляется производство оксида магния, работы по обработке поверхностей, предметов и продукции с использованием органических растворителей и др.

Отметим, что в доработанном Проекте была сделана важная оговорка: указанные объекты относятся к I категории при условии наличия в сбросах и выбросах вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду данных объектов веществ 1 и (или) 2 класса опасности . На наш взгляд, сделать такую оговорку было вполне разумным и оправданным шагом, т.к. это существенно снижает количество потенциальных объектов I категории.

Согласно Проекту к объектам I категории не относятся предприятия, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, в которых оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов.

Объекты I категории будут под самым пристальным контролем со стороны государства. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для них предусмотрен особый способ нормирования — получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР):

Извлечение

Статья 31.1 Комплексное экологическое разрешение
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
[…]
10. Комплексное экологическое разрешение содержит:
технологические нормативы;
нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
нормативы допустимых физических воздействий;
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
требования к обращению с отходами производства и потребления;
согласованную программу производственного экологического контроля;
срок действия комплексного экологического разрешения.
[…]
19. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения КЭР . Заявку на получение КЭР необходимо будет подать в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности :

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
(вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
[…]

Кроме того, стационарные источники выброса, расположенные на объектах I категории, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

Кроме всего прочего, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Отметим также, что с 1 января 2018 г. должны вступить в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), согласно которым в ст. 11 будут установлены дополнительные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня (новые пп. 7.5 и 7.6):

Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории , за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подп. 4 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;

Материалы обоснования КЭР , разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подп. 7.5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

II КАТЕГОРИЯ

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. В данный перечень входят в том числе объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории.

КСТАТИ

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» Минпромторг России при участии Минсельхоза России, Росстандарта и Роспотребнадзора в течение 2015-2017 гг. разработает 47 справочников по НДТ для различных областей промышленности.
В этой связи также стоит отметить Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Кроме того, ко II категории относятся объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты по производству силикатного кирпича, объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и др. Обратите внимание, что далеко не для каждой отрасли указаны производственные мощности, исходя из которых производится отнесение объектов к той или иной категории.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для объектов II категории будет введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
[…]
3. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
[…]
7. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Извлечение
из Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
[…]
11. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух .

К слову, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 219-ФЗ, не содержат информации о представлении объектами III категории отчетности о сбросах вредных (загрязняющих) веществ .

На объектах III категории также разрабатывают и утверждают программу ПЭК , осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).

IV КАТЕГОРИЯ

Извлечение
из Проекта
(изначальный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Так, в этом случае к IV категории должны были относиться все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы. Однако при наличии хотя бы одного стационарного источника выбросов, например собственного источника теплоснабжения (проще говоря, бытового газового котла), небольшое офисное предприятие уже нельзя было бы отнести к IV категории. При этом не ясно, в какую категорию попадало бы указанное предприятие, ведь в соответствии с Распоряжением № 2674-р производство тепловой энергии через сжигание топлива относится к области применения НДТ, а значит, предприятие следовало бы отнести к I или II категориям.

Доработанный Проект содержит другие критерии:

Извлечение
из Проекта
(доработанный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся:
5.1 Объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
а) масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
б) обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
в) сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
5.2 Объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива при соответствии данных объектов условиям, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пунктом 5.1 настоящих Критериев.

Таким образом, в указанную категорию попадают все офисные предприятия и объекты социальной и образовательной сферы, отапливаемые собственными маломощными газовыми котлами. Автор статьи уверена, что данный вариант критериев гораздо более логичен и оправдан с точки зрения целей Проекта.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2016)
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
[…]

Статья 65. Государственный экологический надзор
[…]
9. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ

В ходе обсуждения Проекта часто встречались замечания об отсутствии в нем конкретного списка предприятий, относящихся к той или иной категории (хотя бы к I и II как самым опасным). Оппоненты разработчиков Проекта указывали также на то, что используемые критерии довольно расплывчаты и не учитывают многих показателей производства. Таким образом, в одну категорию попадают, например, крупные нефтеперерабатывающие заводы и мини-установки по сжиганию нефтеотходов. Такие общие формулировки дают пространство для различных толкований как со стороны природопользователей, так и со стороны представителей контролирующих органов, что неизбежно приведет к коррупционным проявлениям. Так обстояло дело и с печально известными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» до того момента, как после внесения ряда изменений в нем не были максимально конкретно расписаны объекты отраслей, их производственные мощности и классификация, на основании которых объекту присваивается класс опасности и устанавливается соответствующий размер санитарно-защитной зоны. Отметим, что данный недостаток в доработанном Проекте так и не был устранен.

Кроме того, как мы видим, в критериях отнесения объектов к IV категории (ни в изначальном, ни в доработанном Проекте) не сказано ни слова об отходах. Таким образом, предприятие, не имеющее собственных источников выбросов и сбросов, но образующее в ходе своей деятельности опасные отходы I и II классов, будет относиться к IV категории. С одной стороны, позиция разработчиков Проекта понятна, ведь самый распространенный отход I класса — это отработанные ртутные лампы, которые образуются почти на каждом офисном предприятии. А с другой стороны, на основании ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС, если у них образуются только твердые коммунальные отходы (ТКО) (в данном случае плательщиками будут являться региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению). Поэтому логично было бы включить образование только ТКО как один из критериев отнесения объектов к IV категории.

Cо сточными водами тоже не все неоднозначно. Как быть с поверхностным стоком с территории или с крыши зданий, который есть практически на всех объектах? Считать ли его сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду? Если да, то получается, что формально предприятий IV категории вообще не существует.

Отметим, что в Проекте можно найти еще много нюансов, вызывающих вопросы. Например, объекты разведения сельскохозяйственной птицы и свиней включены в перечень объектов I категории, а объекты разведения крупного рогатого скота — в перечень объектов II категории. Почему? Кроме того, объекты разведения мелкого рогатого скота вообще не упоминаются в Проекте.

Недоумение вызывает отнесение ко II категории аэродромов с длиной основной взлетно-посадочной полосы (ВПП) 2100 м и более. Как разработчик проектов нормативов предельно допустимых выбросов, автор не понимает, причем здесь вообще длина ВПП? Ведь источниками выбросов являются самолеты, которые принадлежат чаще всего не аэродромам, а авиакомпаниям, в то время как аэродрому принадлежат объекты обслуживания техники, хранения горюче-смазочных материалов и заправки, оказания услуг пассажирам. И все эти юридические лица будут отнесены ко II категории? Логичнее было бы включить в данную категорию собственников авиатехники, и не в зависимости от длины ВПП, а на основании данных о пассажиропотоке или количестве вылетов/прилетов самолетов в сутки.

Сразу бросается в глаза незавершенность классификации объектов. Почему-то для одних отраслей производства классификация идет в зависимости от объема производства, а в других — нет. При этом классификация произведена фактически по одному признаку — виду хозяйственной деятельности и отрасли производства, хотя, как уже было отмечено в начале статьи, согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться несколько факторов (в т.ч. уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов).

Отнесение ко II категории всех объектов, относящихся к области применения НДТ, кроме объектов I категории, также представляется спорным, ведь из п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что к области применения НДТ относятся только объекты, оказывающие значительное НВОС , т.е. объекты 1 категории.

После подробного изучения Проекта можно сделать вывод, что данный документ был разработан наспех и не выполняет той масштабной задачи, которая была на него возложена, в полном объеме. Судя по всему, Проект до его принятия больше дорабатываться не будет. Так что, очевидно, в ближайшие годы нас ждет трудный период адаптации к новым требованиям. Будем надеяться, что данный нормативно-правовой акт все-таки доведут до ума в ближайшее время после его принятия и он будет более или менее соответствовать экологическим реалиям. Иначе нас ждут огромная лавина судебных процессов по вопросам отнесения предприятий к нужной категории и не меньшая лавина разъяснительных писем от уполномоченных органов, как это всегда бывает в нашей стране после принятия срочных и недостаточно проработанных документов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.Г. Воронина,
инженер-эколог ООО «Экомет-2»

К.Г. Гейде,

А.М. Шафикова,
главный специалист ООО «Экомет-2»

А.П. Бирюков,
заместитель директора ООО «Эконт»

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), будут предъявляться различные требования в зависимости от категории, отнесение предприятий к той или иной категории окажет существенное влияние на их деятельность в части применения к ним мер государственного регулирования, пропорциональных значимости НВОС. Соответственно, неточности при установлении категорий объектов могут негативно сказаться на предпринимательской и инвестиционной деятельности. Именно поэтому правильная оценка уровней НВОС имеет большое значение.

Ознакомление с прошедшим публичные слушания и подготовленным к утверждению проектом Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект) показало, что предложенная в нем классификация по структуре во многом напоминает санитарную классификацию предприятий, сооружений и других объектов со всеми ее недостатками. В Проекте представлены перечни объектов (по видам деятельности и мощности), которые отнесены к I и II категориям, и указаны критерии отнесения объектов к III и IV категориям. При этом, если в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена возможность установления или изменения (в случаях, если объект отсутствует в классификации или имеет иную, чем принято в классификации, мощность) размеров санитарно-защитных зон по результатам расчетов и измерений, то в Федеральном законе № 7-ФЗ указано, что категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС. Формулировка «при актуализации учетных сведений об объекте» может иметь несколько толкований и требует уточнения.

Формирование классификации объектов по уровню НВОС с помощью перечней объектов, относящихся к разным категориям, как показывает опыт (на примере СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в разных модификациях действуют уже более 10 лет и до сих пор вызывают множество претензий и вопросов у природопользователей), не рационально , т.к. никакие перечни не могут в полной мере учесть особенности всех объектов. Например, малое предприятие по регенерации отработанных масел будет относиться к I категории как объект, на котором производятся нефтепродукты, что вряд ли объективно. К тому же такой подход не исключает коррупционной составляющей при определении категории предприятия.

Таким образом, необходим дополнительный объективный критерий (в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 таким критерием являются результаты расчетов уровней химического и физического воздействия на атмосферный воздух и соответствующих измерений), учитывающий все виды НВОС и позволяющий количественно оценить уровень НВОС и, соответственно, объективно отнести объект к определенной категории. На наш взгляд, таким критерием может быть размер платы за НВОС .

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ НВОС является платным. Расчет платы за НВОС осуществляется с использованием следующих документов:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 24.12.2014; далее — Постановление № 344);

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Указанными нормативно-правовыми актами регулируется порядок расчета платы:

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, в т.ч. через централизованные системы водоотведения;

Размещение отходов производства и потребления.

Размер платы за выбросы и сбросы пропорционален сумме произведений норматива платы и массы каждого загрязняющего вещества в выбросах и сбросах, а размер платы за размещение отходов — сумме произведений норматива платы и массы отходов каждого класса опасности, размещаемых на объектах хранения и захоронения. Норматив платы по определению представляет собой удельную (приведенную к единице массы) экономическую оценку НВОС при выбросах и сбросах загрязняющих веществ и размещении отходов разных классов опасности. По некоторым оценкам, нормативы платы не в полной мере отражают затраты на реабилитацию окружающей среды, однако в целом корреляционная взаимосвязь между нормативами платы и уровнями негативного воздействия прослеживается.

Например, согласно Постановлению № 344 базовый норматив платы за выброс 1 т бенз(а)пирена составляет 2 049 801 руб., а за выброс 1 т диоксида азота — 52 руб.

Таким образом, размер платы за НВОС по сути является критерием, с помощью которого можно оценить уровень НВОС, установить категорию объекта в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ и правильно расставить приоритеты при определении мер государственного регулирования к различным объектам (предприятиям).

Выводы и предложения:

1. Классификация объектов, оказывающих НВОС, представленная в Проекте, не в полной мере объективна и требует уточнения. В Проекте предлагается учесть дополнительный критерий — размер платы за НВОС.

2. В качестве дополнительного критерия, на основании которого осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, целесообразно принять разные уровни платы за НВОС:

Величины А, Б и В предлагается установить с использованием базы данных администратора платежей действующих предприятий и расчетным путем — для проектируемых объектов.

Для объектов, включенных в перечень опасных, технически сложных и уникальных объектов (см. ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), возможно, следует предусмотреть особый порядок отнесения к категориям в зависимости от уровня НВОС.

Предприятия по производству молочной продукции отнесли к объектам 1-2 категориям опасности. Опрос Milknews показал, что не все наши читатели знают что это такое. Впрочем, неудивительно, потому что это относительно новое понятие. Поэтому мы решили написать об этом в очередном выпуске нашей рубрики «Простыми словами».

Что случилось?

Правительство отнесло предприятия молочной промышленности к 1-2 категории опасности, а Минприроды недавно в ответ на запрос Минсельхоза написало, что считает это обоснованным. Ранее молокоперерабатывающие предприятия относились к 3 классу опасности по санитарно-защитным зонам вокруг предприятий, а категорий опасности не было как таковых - это нововведение.

Что такое категории опасности вкратце?

Это дифференциация на четыре категории всех предприятий по силе воздействия на окружающую среду. Чем выше номер категории, тем слабее воздействие. Отсюда отнесение к I-II категории опасности ставит переработку молока в один ряд с химическими производствами, металлургией и мусоропереработкой. Минсельхоз и специалисты с этим не согласны, тем более, что ранее, судя по требованиям к этой отрасли, молокопереработка опасной не считалась. Но об этом .

Кстати, если заметили, мы не используем слово «экология». Некоторые специалисты считают, что правильно говорить «загрязнение окружающей среды». В документах тоже применяется только такое словосочетание.

Как определить к какой категории опасности относится мое предприятие?

Определить в какой именно категории находится ваше предприятия можно (смотрите текст, выделеных желтым).

Зачем нужны категории опасности?

Чтобы лучше регулировать разные по степени загрязнения окружающей среды отрасли. В постановление об этом написано прямо: «Принятые решения позволят дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования».

Хорошо, а теперь расскажите подробно про каждую категорию опасности

Итак, в постановлении правительства есть четыре категории опасности. Предприятия разделяются как по отраслям, так и мощностям производства, что логично, ведь крупный завод может навредить гораздо больше, чем небольшой.

А теперь пройдемся по каждой категории от меньшего «зла» к большому и определим куда относится переработка молока:

II категория
В нее тоже включили предприятия, которые оказывают «умеренное негативное воздействие на окружающую среду», но в этот раз это не услуги и лаборатории, а уже реальные производства. В данном случае перечисляются ядерные установки, добыча и обогащение урановой руды, транспортировка газа про трубопроводом и другое. Молокоперерабатывающие предприятия мощностью менее 200 т в сутки (в среднем за год) отнесли сюда.

I категория
Это самые "грязные" производства. Выбросы этих предприятий содержат опасные для людей вещества и соединения. В этой категории будут химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и другие подобные предприятия. Если ваш завод перерабатывает 200 и более т молока в сутки, то вы в этой категории.

Почему переработка молока попала в самые опасные категории?

Теперь, когда мы знаем что означает каждая категория, понять логику чиновников гораздо проще. Заключается она, судя по структуре категорий, в том, что любое производство опасно. Так как переработка молока - это не услуга и не что-то имеющее социальное значение и даже не лаборатория, то поместить его в IV или III категорию не получается. Отсюда и определение любого производства в две самые опасные категории.

Но мы не опасные! Правда!

Тогда можно действительно поместить вас в IV или III категорию. Вот только для этого в постановлении определены критерии, которые, мы уверены, выполнить смогут только самые изобретательные бизнесмены.

Например, для IV категории нужно, чтобы масса загрязняющих веществ в выбросах в воздух вашего предприятия не была выше 10 тонн в год. При этом в выбросах не должно быть веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. В воду вообще никакие загрязняющие вещества сбрасывать нельзя.

Если достигнуть этого невозможно, то надо производить электроэнергию из газа или пара на вашем предприятии или использовать оборудование исключительно для испытаний или исследований.

Попасть в третью категорию переработчикам молока будет еще сложнее. В документе написано дословно следующее: «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа». Но молочные предприятия уже указаны в первых двух категориях, поэтому этот пункт выполнить невозможно. Однако для особо изощренных есть такая лазейка: можно приобрести и начать эксплуатировать исследовательскую ядерную установку нулевой мощности. Вот тогда у вас будет третья категория. Но вряд ли кто-то на это пойдет, к тому же мы не проверяли можно ли такое покупать частным лицам.

Если вас это успокоит, то вы находитесь в одной компании с садоводами, овощеводами и картофелеводами. Они тоже теперь опасны.

Что-нибудь может поменяться?

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) борется за включение отрасли в IV или III категорию. Аргументы у него в том, что отрасль социально значимая (чиновники Минприроды, которые писали поставновление, судя по всему, так не считают, иначе бы молочники уже находились в IV категории), среди выбросов есть только умеренно опасные вещества из 3 класса опасности. Выбросы 1 класса дают только котельные и их 0,00003% от общего объема.

Кроме того, до сих пор для молокоперерабатывающих предприятий установлен минимальный размер нормативной санитарно-защитной зоны - 100 м (это согласно СанПину), а плата за негативное воздействие на окружающую среду сейчас минимальная (20-30 тыс. рублей).

Вас также обяжют получать комплексное экологическое разрешение, установить «автоматические средства измерения и учета объема и массы выбросов вредных веществ», а также иметь технику для отсылки информации о загрязнении в фонд госмониторинга окружающей среды.

Вы вообще что-нибудь хорошее сказать можете?

Да! Например, мы знаем, что предусмотрено экономическое стимулирование объектов I категории опасности согласно закону №7-ФЗ. На него могут рассчитывать производства, использующие НДТ. Им к ставке платы за негативное воздействие данного предприятия на окружающую среду «будет применяться коэффициент 0», что означает отсутствие платы.

Россия - самая большая по площади страна в мире. Дополнительным бонусом к площади идут огромные природные ресурсы, как возобновляемые, так и не возобновляемые. Долгие годы общество нещадно эксплуатировало природу, практически не занимаясь экологическими проблемами, которые стали приобретать тревожные масштабы. Как итог, на бумаге появились законы, призванные уменьшить негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В этой статье пойдет речь о том, какие меры предпринимает государство для окружающей среды, в частности, будут рассмотрены категории объектов НВОС.

Определение категории объектов, оказывающих НВОС

Для решения задачи охраны окружающей среды необходимо было разделить все предприятия на категории. Это позволило бы определить организации, за которыми нужно более пристально наблюдать надзорным органам. В то же время были бы определены компании, которым такой надзор не требуется. Эти меры позволили бы предприятиям избежать дополнительных издержек, так же снизилась бы нагрузка на надзорные органы. Для такой более четкой структуризации предприятий был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьей 4.2, в которой были определены четыре категории объектов НВОС:

  • к I категории относятся объекты, оказывающие НВОС в значительной степени и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
  • ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • объекты III категории - это объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория.

Для определения категории объекта, оказывающих НВОС, был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В Проекте критерии привязаны к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I категория

К этой категории теперь по закону относятся предприятия, которые оказывают значительное НВОС. Так же к ней относятся организации, которые осуществляют выбросы или сбросы, в которых могут содержаться особо опасные для здоровья населения и окружающей среды вещества.Таким образом, в этой категории находятся предприятия нефтеперерабатывающей отрасли хозяйства (добыча, переработка), металлургические заводы, целлюлозные заводы, химическое производство, производство медицинских препаратов, мясопродуктов, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней.При этом к этой категории не относятся научные предприятия, чьи выбросы или сбросы связаны только с научной деятельностью.

Для того чтобы такие объекты могли продолжать свою деятельность, им необходимо получить комплексное экологическое разрешение. В этом разрешении будут указаны согласованная программа контроля, приведены нормативы допустимых выбросов и сбросов опасных загрязняющих веществ.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться с 1 января 2019 года. До этого момента по-прежнему соблюдать нормы и разрешения на выброс загрязняющих веществ. Это разрешение должны будут получить объекты I, II, III категории.

Кроме того, предприятия I-ой категории должны будут установить автоматические системы измерения выбросов.

Также будут требоваться технологические нормативы для своего предприятия.

Еще одним требованием к объектам I-ой категории является необходимость в разработке и утверждении программы производственного экологического контроля предприятия. Вся документация и данные должны сохраняться для дальнейшего контроля со стороны государства.

II КАТЕГОРИЯ

  • морской и речной порт;
  • аэродромы при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Предприятия этой категории должны будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду. В ней приводится информация о предпринимаемых природоохранных действиях, данные об авариях и инцидентах, повлекших НВОС, данные об образовываемых отходах. Также при необходимости объекты этой категории разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

III КАТЕГОРИЯ

К этой категории относятся предприятия, оказывающие незначительное НВОС, например, эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.

При необходимости эти предприятия также разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды и предоставляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

IV КАТЕГОРИЯ

Объекты, оказывающие минимальное НВОС - IV категория. Эти объекты отвечают следующим требованиям:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают 10 тонн в год, при этом они не должны относиться к I, II классам опасности.
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, за исключением бытовых загрязнителей.
Документ Категория предприятия
I II III IV
Комплексное экологическое решение + + - -
Декларация о воздействии на ОС - + - --
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение + + - -
Отчетность об образовываемых отходах - - + -
Проект по предельно допустимых выбросам и нормативы допустимых сбросов + + - -
Отчетность о выбросах в атмосферу - - + -
Плата за НВОС + + + -
Программа производственного экологического контроля + + + -
Система автоматических средств измерения загрязняющих выбросов и сбросов + - - -
Плановые проверки + + + -

Под объектами НВОС понимаются предприятия, которые в процессе своей работы оказывают какое-либо негативное воздействие на окружающую среду. Это могут быть вредные выбросы в атмосферу, стоки в водоемы или грунтовые воды, а также различные виды отходов.

Требование получить для каждого объекта, чье воздействие на окружающую человека природу является отрицательным, соответствующую категорию НВОС содержится в актуальных на данный момент законодательных актах. Они регулируют сферу, касающуюся защиты окружающей среды. К их числу относятся:

  • принятый в 2014 году ФЗ №219-ФЗ;
  • действующий с 2002 года, но с внесенными в него позднее значительными изменениями, ФЗ №7-ФЗ;
  • Постановление российского Правительства №1029, датированное 28.09.2015 года.

Именно в последнем документе содержатся основные критерии, описывающие присвоение категории НВОС различным объектам.

Порядок присвоения категории НВОС

В соответствии с приведенными выше основными законодательными актами, которые регулируют взаимоотношения субъектов в природоохранной сфере, все объекты, чье воздействие на окружающую среду является негативным, должны до 1.01.2017 года получить категорию НВОС. Кроме того, они также должны быть поставлены на учет и включены в соответствующий реестр объектов НВОС. Основным документом, подтверждающим прохождение предусмотренной законом процедуры, выступает свидетельство о присвоении категории объекту НВОС, имеющее следующий вид:

Процедура постановки объекта НВОС на учет и присвоения ему соответствующей категории предусматривает подачу хозяйствующим субъектом, то есть ИП или юридическим лицом, заявки о постановке на учет. Она должна подаваться не позднее полугода с момента запуска объекта, подпадающего под необходимость категорирования и дальнейшего включения в реестр объектов НВОС.

При этом следует учитывать, что в настоящее время выделяют четыре категории объектов, чье воздействие на окружающую человека природную среду относится к негативным. Главным классифицирующим критерием выступает степень загрязнения: начиная с минимально допустимого воздействия (объекты 4-ой категории) до влияния в значительном размере и масштабе (предприятия 1-ой категории).

Форма и содержание заявки на присвоение категории НВОС

Форма заявки , которую необходимо подавать субъектам хозяйствования для присвоения категории НВОС, утверждена приказом Минприроды №554, выпущенным 23.12.2015 года. Некоторые изменения были внесены более поздним приказом №499 от 27.09.2016 года. Заявка содержит, помимо обязательной информации о заявителе, четыре основных раздела, касающихся:

  • сведений об объекте, которому присваивается категория НВОС;
  • информации о негативном влиянии данного объекта на окружающую природную среду;
  • сведений о полученных ранее различных разрешительных документах (с приложением их копий);
  • планируемой хозяйствующим субъектом программы мероприятий по охране окружающей человека природной среды.

В большинстве случаев предприятие или ИП осуществляют разработку программы экологического контроля (ПЭК), которая становится составной частью оформляемой заявки на присвоение категории НВОС. Ее основная цель - обеспечить выполнение требований природоохранного законодательства путем проведения различных мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.

Кроме того, ПЭК обычно содержит подробные и детальные сведения о видах загрязнения (сбросов, выбросов, отходах и т.д.) объекта НВОС, который получает категорию и ставится на учет. Эта информация помогает разработать наиболее эффективные и комплексные природоохранные программы.

Кроме того, в программе экологического контроля должны присутствовать сведения о лабораториях, с которыми планируется сотрудничество в данной сфере, а также методах и способах забора необходимых проб и осуществления измерений. Помимо указанной информации, ПЭК должна содержать список назначенных ответственных лиц из сотрудников заявителя, в чьи должностные обязанности входит контроль над выполнением запланированных мероприятий.

Оформленная соответствующим образом заявка подается непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или при помощи онлайн систем на его официальном сайте.

Основные этапы присвоения объекту категории НВОС и последующей постановке его на учет приведены на схеме.

Процедура получения свидетельства о присвоении категории объекту НВОС может выполняться хозяйствующим субъектом как самостоятельно, так и с привлечением специализированных юридических организаций. В обоих случаях значительно облегчить процесс подготовки необходимой документации позволяет использование различных вспомогательных программных продуктов, разработанных непосредственно сотрудниками Федеральной службы Росприроднадзора.

Для этого следует зайти в личный кабинет ИП или организации, являющейся природопользователем, по адресу https://lk.fsrpn.ru/ . У большинства предприятий, ранее работавших с Росприроднадзором, существует необходимая для этого учетная запись.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ