Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Акт проверки – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт проверки. Для контроля исполнения предписаний, правил, норм или в целях безопасности иногда создают уполномоченную комиссию, которая проверяет обстоятельства или объект.

По итогам работы комиссии составляют и подписывают акт проверки, в который вносят итоги проведенной проверки, если необходимо - указывают нарушения или недостатки, если обнаружены такие, и отдельным пунктом отмечают методы устранения нарушений или рекомендации. Акт проверки в двух экземплярах составляется.

Акты составляются в результате проверок, проводимых муниципальными и государственными органами. Некоторая разновидность актов проверок составляется органами опеки.

  • Акты проверок чиновниками налоговой службы;
  • Акты проверок чиновниками ЦБ кредитных и страховых организаций;
  • Акты проверок надзорными инстанциями предпринимателей.

Подобные проверки могут проводить СЭС, пожарная охрана. Прокурорские работники составляют заключение на основе проверок, проведенных разными органами. Сами прокуроры никогда не составляют акты проверок. Прокурор издает или заключение, или постановление.

Кроме этого, акты результатов проверки составляются комиссиями на предприятиях, организациях, в частности, акты фиксации несчастного случая.

Издается документ на официальном бланке организации, содержит наименование (акт проверки), дату, место и время составления. Целесообразно указать дату начала и окончания проверочного мероприятия.

Основное содержание документа представляет собой указание на ф.и.о. и должности членов комиссии, основание проведения проверки, присутствующие лица, что установлено, выводы комиссии и подписи.

Акт проверки может стать проведением служебной проверки в отношении отдельных работников и привлечении по ее итогам к дисциплинарной ответственности.

Примеры акта проверки

Для акта имеется унифицированная форма, утвержденная нормативными актами и обязательная для применения. Она представлена ниже. Необходимо также иметь в виду, что кроме унифицированных форм актов многие министерства (ведомства) утверждают специальные инструкции, правила о порядке составления актов.

Если необходимо, к акту прилагают копии разных документов - зависимо от наименования проверяемого объекта и типа проверки. Если не предусмотрен законодательством унифицированный бланк акта в конкретном случае, то используют основу бланка.

Образцы Акта проверки:

формате Word, doc)

(в формате Word, doc)

(в формате Word, doc)

В каких случаях составляется Акт по результатам проверки

Формы актов поверки и порядок проведения мероприятий органами государственной власти Вы найдете в ведомственных приказах, а также нормах Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок обжалования таких документов закреплен в приказах (административных регламентах). Рекомендации по составлению административного иска об оспаривании решения органа власти размещены на нашем сайте.

Если требуется составить акт проверки деятельности работника, то необходимо обратиться к нормам Трудового кодекса РФ. Большинство актов в отношении работников составляются в рамках служебных проверок с соблюдением требований ст. 193 ТК РФ. На сайте можно найти образец Акта об отсутствии на рабочем месте, об отказе от подписи, от получения и др.

Учтите также, что акт инвентаризации и акт списания материальных ценностей имеют строго регламентированную законодательством РФ форму (информация о составлении таких документов также есть на сайте). Во всех остальных случаях, когда требуется фиксация факта проведения проверки того или иного обстоятельства, документирование результатов и выводов комиссии, составляйте акт проверки.

Ревизия – это процедура, которая необходима предприятию с целью проверки фактического наличия денежных средств и имущества.

Кроме того, ревизии подвергаются даже долги компании. Поэтому к данному процессу следует подходить очень грамотно и ответственно.

Особенно это касается заполнения итогового документа – ревизионного акта.

Чем отличается ревизия от инвентаризации?

Считается, что ревизия и инвентаризация – это разные процессы, один из которых (ревизия) проводится внезапно, а другой (инвентаризация) – планово.

Однако как может проводиться планово проверка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, в виде пожара или наводнения? А ведь именно в таких случаях назначается инвентаризация, т.е. внезапно и по факту обнаружения неблагоприятных последствий.

Но, тем не менее, это действительно разные процессы. И разница в них заключена не в плановости или во внезапности, а в цели:

  • проводится, чтобы выявить фактический остаток активов компании или ее долгов на определенную дату;
  • ревизия – для того, чтобы выявить правильность соблюдения ответственным лицом требований предприятия по хранению и учету активов, документов и обязательств. Данная проверка проводится в любое время, которое утверждено локальным нормативным актом. А вот для проведения инвентаризации есть свои условия, которые закреплены в законах РФ.

Так, федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в тексте далее – закон №402-ФЗ) в своей статье 11 указывает, что условия проведения инвентаризации утверждаются самой организацией (предпринимателем):

  • все сроки, необходимость (случаи) и порядок проведения проверки;
  • документальное оформление ее результатов;
  • перечень тех объектов (имущества, нематериальных активов, товаров, материалов, денег, долгов и т.д.), которые подлежат инвентаризации.

Исключение составляют случаи проведения обязательной инвентаризации, которые закреплены действующим законодательством РФ. К таким случаям согласно приказу Минфина РФ №34н, утвержденного 29.07.98 г., относятся:

  • передача активов в аренду, при их выкупе или продаже, в случае преобразования муниципального или государственного предприятия унитарного типа;
  • в случае, когда происходит смена лиц, на которых возложена ;
  • при обнаружении фактов злоупотребления сотрудником своего положения, кражи либо порчи имущества;
  • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, причиной которых стали экстремальные условия. Например, при пожарах, наводнениях и иных стихийных бедствиях;
  • при проведении либо компании;
  • перед началом составления бухгалтерской отчетности за год. Исключение составляет то имущество, по которому ревизия была 1 октября года, за который составляется отчет, или позже этой даты, но до 31 декабря этого года;
  • и в иных случаях, которые могут быть дополнительно предусмотрены действующим российским законодательством.

А вот о ревизии в нормативных актах ничего не сказано. Поэтому руководитель компании самостоятельно назначает условия и порядок ее проведения, помня, что ревизия проводится :

  • в том же порядке, что и инвентаризация;
  • также при наличии комиссии.

Единственное, задачей ревизии будет проверка не столько объектов, сколько тех, кто ответственен за сохранность этих объектов. Однако при этом конечная цель и ревизии, и инвентаризации одинакова – это выявление фактического наличия проверяемых активов и долгов, и сопоставление полученных в ходе проверки результатов с данными бухучета, которые содержатся в соответствующих . И выполнить это сравнение возможно только при условии правильного оформления ревизионного (инвентаризационного) акта. Таким образом, ревизию справедливо считать составляющим элементом инвентаризации.

Акт ревизии: что это такое и каким он бывает

Акт ревизии – первичный документ. Необходимость его составления продиктована целью самого процесса проверки – сопоставление и выявление реального количества имущества и обязательств компании. Поэтому ревизионный акт представляет собой , в котором на определенную дату выводится фактический остаток проверяемых объектов.

На его основе:

  • корректируется остаток активов и обязательств в бухучете по соответствующим счетам;
  • ставятся на учет выявленные в ходе проверки излишние активы или долги;
  • признается внереализационный налогооблагаемый доход;
  • или отражаются расходы в виде, например, недостачи, которые уменьшают .

Только при наличии акта ревизии можно отразить все вышеозначенные процессы. Без этого документа признать, например, недостачу и провести ее списание, в том числе и за счет материально-ответственного лица, невозможно.

Исходя из того, что ревизии подвергаются обязательства и имущество компании, ревизионный акт будет иметь свои особенности в зависимости от проверяемого объекта. В связи с этим можно сказать, что:

  • на каждый вид активов существует свой ревизионный акт;
  • либо действует единая форма, которая максимально обезличена по строкам и графам. И конкретика в такую форму вносится с учетом того, какой объект подвергается ревизии.

Таким образом, предприятие может, как самостоятельно разработать форму, так и воспользоваться уже имеющимися образцами актов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Унифицированная или свободная форма. Какой воспользоваться?

Со вступлением в силу в 2012 году закона о бухучете №402-ФЗ требование о работе только с унифицированными формами документов осталось действительным только для тех документов, которые составляются для целей, не регулируемых указанным законом.

В связи с этим у предприятий появилась возможность самостоятельно разрабатывать или продолжать пользоваться прежними бланками.

В основном предприятия оставили старые формы. Действительно, зачем разрабатывать их, когда в них достаточно только внести специфические изменения, отражающие особенности хозяйственной деятельности компании, чтобы эти документы стали удобны?!

Таким образом, закон №402-ФЗ разрешил :

  • пользоваться актами инвентаризации, какие разработаны Госкомстатом РФ и им утверждены в Постановлении №88 от 18.08.98 г. Они отлично подходят и для целей ревизии;
  • либо самостоятельно подготовить их, руководствуясь положениями статьи 9 закона о бухучете.

Согласно данной статье любой первичный документ должен содержать в себе следующие обязательные графы:

  • название самого документа – например, «Акт ревизии»;
  • полная дата его составления, в которую входит не только число и месяц, но и год;
  • название компании, от лица которой составляется документ;
  • содержание той операции или того факта деятельности, который послужил основанием для подготовки документа;
  • денежное и (или) натуральное измерение операции (факта), включая указание единиц, в которых производится измерение;
  • название должности того лица или лиц, которые ответственны и совершили ту операцию, по которой составляется документ, и (или) ответственны за подготовку самого документа;
  • подписи указанных лиц с расшифровкой реквизитов, которые позволяют этих лиц идентифицировать (Ф.И.О, ИНН, и иное).

Еще одним обязательным реквизитом именно для ревизионного акта является основание проведения самой проверки , т.е. в документе необходимо отразить одноименную графу, в которую вписывается приказ (распоряжение или указ) по ревизии.

Разработанная своими силами форма должна быть закреплена в Учетной политике компании (приказом предпринимателя). Это касается и решения о применении старых форм (унифицированных).

Общие правила составления

Для проведения ревизии всегда назначается приказом комиссия , в которую входит председатель и рядовые члены комиссии, а также материально-ответственное лицо, чей участок работы будет проверяться.

Составлять акт будет то лицо, на которое такая обязанность возложена приказом по ревизии . При этом на практике очень часто встречается то, что материально-ответственное лицо параллельно ведет учет результатов проверки.

Подписывается ревизионный акт всеми участниками проверки, по окончании которой он отправляется на сверку в бухгалтерию. По итогам данной проверки в акте делается отметка о наличии или отсутствии разногласий. В случае выявления разницы между ревизионными данными и данными бухгалтерского учета, в самом акте или в виде приложения к нему будет изложено о величине возникшего отклонения и его характер (недостача или излишки). Наличие такого заключения служит основанием для дальнейшего расследования (в случае недостачи) или для последующего признания без расследования факта отклонения (в случае излишек).

Акт ревизии составляется сразу в двух идентичных экземплярах, один из которых передается комиссией, проводившей проверку, в бухгалтерию, а другой остается на руках материально-ответственного лица. При этом все экземпляры документа подписываются всеми участниками проверки.

Номер акта ставится с учетом принятой на предприятии нумерации:

  • либо каждый раз новая нумерация с нового года;
  • или непрерывная с учетом номера последнего ревизионного акта.

Составляется акт от руки. При этом допускается, что отдельные его графы заполняются на компьютере. Датой его составления является дата начала ревизии.

В случае, если ревизия предусматривает не один день проверки , тогда в документе должно быть отражено одновременно:

  • дата составления, которая соответствует началу ревизии;
  • дата начала и окончания ревизии – это указывается, как правило, в отдельной строке.

Кроме того, в зависимости от вида проверяемого актива, содержание акта ревизии будет существенно различаться.

Нюансы составления и содержания

Если проводится проверка наличия денежных средств и документов в , то в акте ревизии находят обязательное отражение следующие факты:

  • указывается дата, на которую выводится остаток денежных средств и денежных документов;
  • дается расписка прямо в тексте или дополнительно к акту (если не предусмотрено его формой) о том, что к моменту начала ревизии все деньги, денежные документы и иные ценности, которые поступили под ответственность кассира, приняты им к учету, а те, которые выбыли – списаны. Кроме того, в расписке указывается, что все кассовые и документы на момент проведения ревизии переданы в бухгалтерию компании. Данная расписка составляется материально-ответственным лицом;
  • указываются в акте также последние №№ приходных и расходных кассовых ордеров;
  • проверке подвергаются не только деньги, но и денежные документы (путевки, проездные билеты и т.д.);
  • всё фактическое количество денег и денежных документов выводится в рублях и копейках по видам указанных ценностей.

Если проводится ревизия товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, запчастей, сырья и т.п. активов), то в акте должны быть обязательно отражены следующие сведения:

  • какие ценности подвергаются проверке – находящиеся в пути; отгруженные; принятые на ответственное хранение, или принадлежащие и фактически находящиеся в компании. Каждый вид этих активов должен оформляться своим, отдельным ревизионным актом. Такое разделение позволяет в точности выявить фактический остаток активов на предприятии;
  • ревизия может затянуться не на один день, поэтому в акте указывается дата ее начала и окончания;
  • материально-ответственное лицо должно перед началом проверки в самом акте или в приложении к нему дать расписку о том, что товарно-материальные активы (по тексту далее – ТМЦ) все оприходованы, а выбывшие – списаны; что все документы, подтверждающие приходно-расходные операции по активам сданы в бухгалтерию;
  • все ТМЦ в акте отражаются с указанием номенклатурных номеров; используемых единиц измерения; с указанием инвентарного номера и заводского (при наличии);
  • обязательно отражается фактическое наличие и общая стоимость остатка активов, включая цену за единицу. Эти стоимостные данные можно получить в бухгалтерии, либо бухгалтерия сама проставит их в акте;
  • итог по ревизии выводится по стоимости, по количеству отраженных в акте порядковых номеров и по количеству фактических единиц активов.

Если проверяется наличие документов , то такая проверка может касаться:

  • документов, которые подлежат уничтожению в связи с истечение их срока хранения;
  • документов, которые сдаются в архив на долговременное хранение, например, по оплате труда сотрудников, и т.д.

Таким образом, на каждый случай проведения проверки составляется свой акт, в котором указывается наименование документов, их номера, период их составления. При наличии серий и иных подобных идентифицирующих показателей в акте указывают и их. При этом в акте обязательно указываются по отдельным строчкам виды проверяемых документов. Например, выставленные и полученные отдельно, отдельно и т.д. Если проверка касается бланков строгой отчетности, то обязательно отражается в акте их учетная стоимость (номинальная).

Проверка достоверности бухгалтерского учета называется аудитом. Она может проводиться:

  • по желанию собственника компании;
  • или обязательно исходя из требований законодательства РФ.

Аудит может быть сплошным или проводиться по отдельным учетным участкам. Его исполнителем является специализированная компания, которая имеет право на основании закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заниматься этой деятельностью. При составлении заключения об аудиторской проверке руководствуются требованиями соответствующих стандартов.

Проверка обычно осуществляется:

  • по текущим долгам – в виде , который, как правило, составляется по окончании каждого квартала или даже раньше;
  • по просроченным долгам проводится более тщательная проверка, которая начинается с выяснения срока задолженности. Необходимость такой проверки обусловлена либо попыткой взыскания через суд долгов, либо их списанием. Для этой цели составляется акт, в котором указываются реквизиты должника, номера документов, подтверждающих его долги, суммы задолженности и сроки оплаты, которые уже прошли. На основании этого акта далее оформляются акты сверки, которые рассылаются должникам.

Сама ревизия проводится и по документам, и по счетам бухгалтерского учета. Это позволяет выявить точную величину задолженности, которая числится по данным компании-кредитора.

При проведении ревизии в магазине акт может составляться:

  • отдельно на товары, которые находятся в торговых залах и в складских помещениях. При этом обязательно указывается место нахождения товаров;
  • либо в акт по соответствующим позициям добавляется количество товаров, которые находятся в торговом зале.

Но удобнее составлять отдельные документы.

Правила и порядок проверки кассы предприятия рассмотрены в следующем видеосюжете:

Многоквартирный дом – это не только место жительства людей, но и место, где они вступают в массу взаимоотношений между собой. Эти правоотношения связаны с обеспечением жилья необходимыми ресурсами, управлением подъездами и дворовыми участками, уборкой территории и т.д. Для нормального осуществления этих задач, жильцы имеют право объединяться в товарищества, более известные в народе, как ТСЖ. Эта организация имеет свою структуру: правление и председателя. Но, чтобы их деятельность не была бесконтрольной, законодатель предусмотрел возможность создания ревизионной комиссии, для проверки деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия и ее правовой статус

Институт проверок деятельности управляющих лиц ТСЖ представляет собой гарантию прав собственников жилья в соответствующем многоквартирном доме, а также его жильцов. По закону, ни одно товарищество не вправе вести деятельность, а точнее существовать без учреждения указанной комиссии.

Ревизионная комиссия ТСЖ не признается органом власти и подчиняется только общему собранию членов товарищества. Она состоит из членов ТСЖ – владельцев жилья и жильцов дома.

Ответственный ревизор избирается общим собранием жильцов.

Кто может быть ревизором в ТСЖ? Основные требования к членам – это совершеннолетие и дееспособность. К тому же нельзя избирать членами указанной комиссии лиц, что уже исполняют иные обязанности в ТСЖ, а также его председателя.

Основными целями от организации и деятельности указанной комиссии являются:

Уставом в перечень обязанностей комиссии возможно включение и иных пунктов, не противоречащих законодательству.

Таким образом, работа ревизионной организации имеет важное значение в жизни товарищества. Поэтому в качестве ревизоров лучше всего выбрать активных членов товарищества, которые могут проявить ответственность и не постесняются на постоянной основе давить на председателя.

Полномочия ревизионной комиссии

Для осуществления целей и задач комиссии, закрепленных в законе и НПА товарищества, ей предоставлен широкий спектр правомочий.

Итак, к компетенции ревизоров относятся:

  • регулярные, очередные и внеочередные ревизии деятельности управляющих лиц товарищества;
  • разработка проекта периодического бюджета товарищества;
  • ведение отчетов.

Как уже говорилось, жильцы сами правомочны определять компетенции ревизоров. Самое главное, чтобы члены проверяющей организации не могли злоупотреблять предоставленными возможностями. Расширенные полномочия ревизионной комиссии необходимо устанавливать, проконсультировавшись с юристом.

Периодичность и основания для внеочередных проверок определяется общим собранием и оформляются как отдельный документ или часть в уставе товарищества.

Также принятое решение об утверждении состава комиссии должен содержат и протокол собрания. Таким же образом определяется и устанавливается бюджет.

По итогам отчетного периода или согласно результатам внеочередной проверки члены ревизионной организации обязаны предоставить жильцам и иным участникам товарищества отчет, в которым отражены все основные моменты, касающиеся бюджета и качества работы ТСЖ.

Положение о ревизионной комиссии

Когда перечень правомочий и порядок ведения работы не отражается в уставе, они оформляются как отдельное положение о ревизионной комиссии. Очень важно грамотно составить его, ведь при наличии или отсутствии той или иной информации, члены проверяющей структуры могут получить возможности злоупотребить своим положением.

Так, положение должно содержать:

  1. Порядок избрания комиссии, срок ее полномочий, состав.
  2. Функции и основные задачи.
  3. Полномочия и обязанности.
  4. Порядок ведения деятельности.
  5. Поводы к проведению ревизий.
  6. Порядок ведения документации.
  7. Порядок предоставления отчетов.
  8. Правила обеспечения сохранности документов.
  9. Условия и порядок роспуска комиссии.

В заключительной части данного положения необходимо включить правила, основания и порядок внесения тех или иных изменений.

Члены комиссии

Кто может быть членом ревизионной комиссии? Как уже говорилось, членом проверяющего органа может являться житель дома и собственники квартир. Однако помимо их, в качестве членов возможно привлечение специалистов со стороны. Такая возможность представлена для обеспечения профессиональной оценки работы ТСЖ.

Привлеченные специалисты имеют право получить вознаграждение за свои труды. Оплата их труда осуществляется за счет товарищества, что должно быть указано в бюджете. Вознаграждение ревизионной комиссии ТСЖ должно оформляться отдельной сметной документацией.

Если среди жильцов есть профессиональные бухгалтера, налоговики и юристы, стоит их привлечь. Если таких нет, то лучше всего обратиться к аудиторской компании при проведении проверок. Это, разумеется, расходы для товарищества. Но это объективная необходимость, позволяющая избежать споров бытового характера между управляющими лицами и членами товарищества собственников жилья.

Права и обязанности

Ревизионная комиссия вправе:

  • требовать документацию деятельности ТСЖ;
  • принимать от управляющих лиц объяснительных;
  • привлекать специалистов;
  • созвать собрание жителей в чрезвычайных ситуациях;
  • обратиться в надзорные органы;
  • требовать надзорные органы привлечь виновных лиц к ответственности.

При этом члены комиссии могут в любое время потребовать предоставления необходимой бухгалтерской документации и текущих договоров. Отказ в предоставлении информации будет правомочен в случаях необходимости сокрытия государственной тайны.

К обязанностям ревизоров относятся:

  • осуществлять проверки в определенные сроки и по запросу жильцов;
  • своевременно предоставлять отчеты по итогам своей работы.

Ревизия деятельности ТСЖ должна осуществляться в течении 30 суток с момента принятия соответствующего решения, а также с момента истечения времени, по окончанию которого должна быть осуществлена очередная проверка.

В целом права и обязанности проверяющего органа подлежат расширению по усмотрению общего собрания жителей. Однако отнесение вопросов, являющихся частью компетенции ТСЖ, к полномочиям ревизоров не допустимо.

Порядок проведения ревизии

Итак, как проверить ТСЖ? Это устанавливается в положении о деятельности комиссии.

Однако законодатель выдвигает определенные требования по предмету проведения работы ревизора, к которым относятся:

  1. Проверка исполнения бюджета ТСЖ.
  2. Правильное оформление и ведение сметной документации.
  3. Проверка открытости деятельности ТСЖ.
  4. Факт соответствия сметной и иной документации действительности.

Общее собрание жильцов вправе возложить на проверяющую организацию осуществление наблюдения и по иным предметам работы ТСЖ.

Порядок осуществления проверки следующий:

  1. Запрос необходимых документов о работе ТСЖ.
  2. Анализ указанной документации с привлечением специалистов.
  3. Изучение вопроса коммунальных услуг, их точности.
  4. Проверка банковского счета товарищества.

Проверку необходимо проводить именно в этом порядке, чтобы получить наиболее правильный анализ деятельности ТСЖ. В конце проводиться заседание, по которому необходимо везти протокол. Для проведения проверки основание иметь не обязательно.

По итогам ревизии составляется акт. Результаты проверки на факт целесообразности расходов ТСЖ не могут быть утверждены без предоставления их общему собранию.

Акт проверки

Акт проверки может быть двух видов:

  • акт текущей проверки;
  • акт ежегодной проверки.

В акте текущей проверки могут быть указаны нарушения, выявленные в ходе проведения очередной или внеочередной ревизии. При этом больше внимания необходимо уделить описанию конкретных нарушений.

А вот акт по итогам годовой проверки должен быть более объемным и содержать следующее:

  1. Полный состав комиссии, в том числе привлеченные специалисты.
  2. Даты проведенных в течении года проверок, а также дата ежегодной проверки.
  3. Данные действующего председателя и членов правления.
  4. Полный перечень проведенных в течении года проверок и их предметная направленность.
  5. Полный перечень обнаруженных в течении года и по его итогам нарушений.
  6. Список мер, принятых по факту каждого нарушения.
  7. Полный отчет о расходе средств товарищества за весь год.
  8. Подписи членов комиссии.

Образец акта можно скачать бесплатно . ↵

Помимо акта по итогам года, проверяющий орган ТСЖ должен предоставить жителям, подробный (качайте по ссылке), который должен содержать следующую информацию:

  1. Отчетный период.
  2. Ответственные лица.
  3. Проведенные заседания.
  4. Расходные сметы жителей.
  5. Источники средств.
  6. Цели расходования средств.
  7. Обнаруженные нарушения.
  8. Итоговые выводы и заключение.

В общем все примерно так, как и продемонстрировано в примере.

И акты проверок и отчетная документация о деятельности ревизионной комиссии в любой момент по требованию жильцов должны быть им предоставлены для ознакомления. Также жильцы вправе требовать протокол заседания по каждому случаю.

Деятельность ревизоров в ТСЖ имеет огромное значение и помогает преждевременно выявить и устранить нарушения и виновных в них лиц. Позволяет не допустить кризиса ТСЖ, как в плане финансовом, так и в плане обеспечения нормального функционирования этой организации.

Ревизия – это процедура, которая необходима предприятию с целью проверки фактического наличия денежных средств и имущества. Кроме того, ревизии подвергаются даже долги компании. Поэтому к данному процессу следует подходить очень грамотно и ответственно. Особенно это касается заполнения итогового документа – ревизионного акта.

Чем отличается ревизия от инвентаризации?

Считается, что ревизия и инвентаризация – это разные процессы, один из которых (ревизия) проводится внезапно, а другой (инвентаризация) – планово.

Однако как может проводиться планово проверка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, в виде пожара или наводнения? А ведь именно в таких случаях назначается инвентаризация, т.е. внезапно и по факту обнаружения неблагоприятных последствий.

Но, тем не менее, это действительно разные процессы. И разница в них заключена не в плановости или во внезапности, а в цели:

Инвентаризация проводится, чтобы выявить фактический остаток активов компании или ее долгов на определенную дату;

Ревизия – для того, чтобы выявить правильность соблюдения ответственным лицом требований предприятия по хранению и учету активов, документов и обязательств. Данная проверка проводится в любое время, которое утверждено локальным нормативным актом. А вот для проведения инвентаризации есть свои условия, которые закреплены в законах РФ.

Так, федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в тексте далее – закон №402-ФЗ) в своей статье 11 указывает, что условия проведения инвентаризации утверждаются самой организацией (предпринимателем):

Все сроки, необходимость (случаи) и порядок проведения проверки;

Документальное оформление ее результатов;

Перечень тех объектов (имущества, нематериальных активов, товаров, материалов, денег, долгов и т.д.), которые подлежат инвентаризации.

Исключение составляют случаи проведения обязательной инвентаризации, которые закреплены действующим законодательством РФ. К таким случаям согласно приказу Минфина РФ №34н, утвержденного 29.07.98 г., относятся:

Передача активов в аренду, при их выкупе или продаже, в случае преобразования муниципального или государственного предприятия унитарного типа;

В случае, когда происходит смена лиц, на которых возложена материальная ответственность;

При обнаружении фактов злоупотребления сотрудником своего положения, кражи либо порчи имущества;

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, причиной которых стали экстремальные условия. Например, при пожарах, наводнениях и иных стихийных бедствиях;

При проведении ликвидации либо реорганизации компании;

Перед началом составления бухгалтерской отчетности за год. Исключение составляет то имущество, по которому ревизия была 1 октября года, за который составляется отчет, или позже этой даты, но до 31 декабря этого года;

И в иных случаях, которые могут быть дополнительно предусмотрены действующим российским законодательством.

А вот о ревизии в нормативных актах ничего не сказано. Поэтому руководитель компании самостоятельно назначает условия и порядок ее проведения, помня, что ревизия проводится:

В том же порядке, что и инвентаризация;

Также при наличии комиссии.

Единственное, задачей ревизии будет проверка не столько объектов, сколько тех, кто ответственен за сохранность этих объектов. Однако при этом конечная цель и ревизии, и инвентаризации одинакова – это выявление фактического наличия проверяемых активов и долгов, и сопоставление полученных в ходе проверки результатов с данными бухучета, которые содержатся в соответствующих регистрах. И выполнить это сравнение возможно только при условии правильного оформления ревизионного (инвентаризационного) акта. Таким образом, ревизию справедливо считать составляющим элементом инвентаризации.

Акт ревизии: что это такое и каким он бывает

Акт ревизии – первичный документ. Необходимость его составления продиктована целью самого процесса проверки – сопоставление и выявление реального количества имущества и обязательств компании. Поэтому ревизионный акт представляет собой первичный документ, в котором на определенную дату выводится фактический остаток проверяемых объектов.

На его основе:

Корректируется остаток активов и обязательств в бухучете по соответствующим счетам;

Ставятся на учет выявленные в ходе проверки излишние активы или долги;

Признается внереализационный налогооблагаемый доход;

Или отражаются расходы в виде, например, недостачи, которые уменьшают налоговую базу.

Только при наличии акта ревизии можно отразить все вышеозначенные процессы. Без этого документа признать, например, недостачу и провести ее списание, в том числе и за счет материально-ответственного лица, невозможно.

Исходя из того, что ревизии подвергаются обязательства и имущество компании, ревизионный акт будет иметь свои особенности в зависимости от проверяемого объекта. В связи с этим можно сказать, что:

На каждый вид активов существует свой ревизионный акт;

Либо действует единая форма, которая максимально обезличена по строкам и графам. И конкретика в такую форму вносится с учетом того, какой объект подвергается ревизии.

Таким образом, предприятие может, как самостоятельно разработать форму, так и воспользоваться уже имеющимися образцами актов.

Унифицированная или свободная форма. Какой воспользоваться?

Со вступлением в силу в 2012 году закона о бухучете №402-ФЗ требование о работе только с унифицированными формами документов осталось действительным только для тех документов, которые составляются для целей, не регулируемых указанным законом.

В связи с этим у предприятий появилась возможность самостоятельно разрабатывать или продолжать пользоваться прежними бланками.

В основном предприятия оставили старые формы. Действительно, зачем разрабатывать их, когда в них достаточно только внести специфические изменения, отражающие особенности хозяйственной деятельности компании, чтобы эти документы стали удобны?!

Таким образом, закон №402-ФЗ разрешил:

Пользоваться актами инвентаризации, какие разработаны Госкомстатом РФ и им утверждены в Постановлении №88 от 18.08.98 г. Они отлично подходят и для целей ревизии;

Либо самостоятельно подготовить их, руководствуясь положениями статьи 9 закона о бухучете.

Согласно данной статье любой первичный документ должен содержать в себе следующие обязательные графы:

Название самого документа – например, «Акт ревизии»;

Полная дата его составления, в которую входит не только число и месяц, но и год;

Название компании, от лица которой составляется документ;

Денежное и (или) натуральное измерение операции (факта), включая указание единиц, в которых производится измерение;

Название должности того лица или лиц, которые ответственны и совершили ту операцию, по которой составляется документ, и (или) ответственны за подготовку самого документа;

Подписи указанных лиц с расшифровкой реквизитов, которые позволяют этих лиц идентифицировать (Ф.И.О, ИНН, и иное).

Еще одним обязательным реквизитом именно для ревизионного акта является основание проведения самой проверки, т.е. в документе необходимо отразить одноименную графу, в которую вписывается приказ (распоряжение или указ) по ревизии.

Разработанная своими силами форма должна быть закреплена в Учетной политике компании (приказом предпринимателя). Это касается и решения о применении старых форм (унифицированных).

Общие правила составления акта

Для проведения ревизии всегда назначается приказом комиссия, в которую входит председатель и рядовые члены комиссии, а также материально-ответственное лицо, чей участок работы будет проверяться.

Составлять акт будет то лицо, на которое такая обязанность возложена приказом по ревизии. При этом на практике очень часто встречается то, что материально-ответственное лицо параллельно ведет учет результатов проверки.

Подписывается ревизионный акт всеми участниками проверки, по окончании которой он отправляется на сверку в бухгалтерию. По итогам данной проверки в акте делается отметка о наличии или отсутствии разногласий. В случае выявления разницы между ревизионными данными и данными бухгалтерского учета, в самом акте или в виде приложения к нему будет изложено о величине возникшего отклонения и его характер (недостача или излишки). Наличие такого заключения служит основанием для дальнейшего расследования (в случае недостачи) или для последующего признания без расследования факта отклонения (в случае излишек).

Акт ревизии составляется сразу в двух идентичных экземплярах, один из которых передается комиссией, проводившей проверку, в бухгалтерию, а другой остается на руках материально-ответственного лица. При этом все экземпляры документа подписываются всеми участниками проверки.

Номер акта ставится с учетом принятой на предприятии нумерации:

Либо каждый раз новая нумерация с нового года;

Или непрерывная с учетом номера последнего ревизионного акта.

Составляется акт от руки. При этом допускается, что отдельные его графы заполняются на компьютере. Датой его составления является дата начала ревизии.

В случае, если ревизия предусматривает не один день проверки, тогда в документе должно быть отражено одновременно:

Дата составления, которая соответствует началу ревизии;

Дата начала и окончания ревизии – это указывается, как правило, в отдельной строке.

Кроме того, в зависимости от вида проверяемого актива, содержание акта ревизии будет существенно различаться.

Нюансы составления и содержания

Если проводится проверка наличия денежных средств и документов в кассе, то в акте ревизии находят обязательное отражение следующие факты:

Указывается дата, на которую выводится остаток денежных средств и денежных документов;

Дается расписка прямо в тексте или дополнительно к акту (если не предусмотрено его формой) о том, что к моменту начала ревизии все деньги, денежные документы и иные ценности, которые поступили под ответственность кассира, приняты им к учету, а те, которые выбыли – списаны. Кроме того, в расписке указывается, что все кассовые расходные и приходные документы на момент проведения ревизии переданы в бухгалтерию компании. Данная расписка составляется материально-ответственным лицом;

Указываются в акте также последние №№ приходных и расходных кассовых ордеров;

Проверке подвергаются не только деньги, но и денежные документы (путевки, проездные билеты и т.д.);

Всё фактическое количество денег и денежных документов выводится в рублях и копейках по видам указанных ценностей.

Если проводится ревизия товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, запчастей, сырья и т.п. активов), то в акте должны быть обязательно отражены следующие сведения:

Какие ценности подвергаются проверке – находящиеся в пути; отгруженные; принятые на ответственное хранение, или принадлежащие и фактически находящиеся в компании. Каждый вид этих активов должен оформляться своим, отдельным ревизионным актом. Такое разделение позволяет в точности выявить фактический остаток активов на предприятии;

Ревизия может затянуться не на один день, поэтому в акте указывается дата ее начала и окончания;

Материально-ответственное лицо должно перед началом проверки в самом акте или в приложении к нему дать расписку о том, что товарно-материальные активы (по тексту далее – ТМЦ) все оприходованы, а выбывшие – списаны; что все документы, подтверждающие приходно-расходные операции по активам сданы в бухгалтерию;

Все ТМЦ в акте отражаются с указанием номенклатурных номеров; используемых единиц измерения; с указанием инвентарного номера и заводского (при наличии);

Обязательно отражается фактическое наличие и общая стоимость остатка активов, включая цену за единицу. Эти стоимостные данные можно получить в бухгалтерии, либо бухгалтерия сама проставит их в акте;

Итог по ревизии выводится по стоимости, по количеству отраженных в акте порядковых номеров и по количеству фактических единиц активов.

Если проверяется наличие документов, то такая проверка может касаться:

Документов, которые подлежат уничтожению в связи с истечение их срока хранения;

Документов, которые сдаются в архив на долговременное хранение, например, по оплате труда сотрудников, и т.д.

Бланков строгой отчетности.

Таким образом, на каждый случай проведения проверки составляется свой акт, в котором указывается наименование документов, их номера, период их составления. При наличии серий и иных подобных идентифицирующих показателей в акте указывают и их. При этом в акте обязательно указываются по отдельным строчкам виды проверяемых документов. Например, выставленные и полученные счета-фактуры отдельно, отдельно накладные и т.д. Если проверка касается бланков строгой отчетности, то обязательно отражается в акте их учетная стоимость (номинальная).

Проверка достоверности бухгалтерского учета называется аудитом. Она может проводиться:

По желанию собственника компании;

Или обязательно исходя из требований законодательства РФ.

Аудит может быть сплошным или проводиться по отдельным учетным участкам. Его исполнителем является специализированная компания, которая имеет право на основании закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заниматься этой деятельностью. При составлении заключения об аудиторской проверке руководствуются требованиями соответствующих стандартов.

Проверка дебиторских задолженностей обычно осуществляется:

По текущим долгам – в виде акта сверки, который, как правило, составляется по окончании каждого квартала или даже раньше;

По просроченным долгам проводится более тщательная проверка, которая начинается с выяснения срока задолженности. Необходимость такой проверки обусловлена либо попыткой взыскания через суд долгов, либо их списанием. Для этой цели составляется акт, в котором указываются реквизиты должника, номера документов, подтверждающих его долги, суммы задолженности и сроки оплаты, которые уже прошли. На основании этого акта далее оформляются акты сверки, которые рассылаются должникам.

Сама ревизия проводится и по документам, и по счетам бухгалтерского учета. Это позволяет выявить точную величину задолженности, которая числится по данным компании-кредитора.

При проведении ревизии в магазине акт может составляться:

Отдельно на товары, которые находятся в торговых залах и в складских помещениях. При этом обязательно указывается место нахождения товаров;

Либо в акт по соответствующим позициям добавляется количество товаров, которые находятся в торговом зале.

Но удобнее составлять отдельные документы.

Образец акта проверки ревизионной комиссии

Акт ревизионной комиссии о проверке организационной, хозяйственной и финансовой деятельности ТСЖ «Колизей» за 2006 год.

Комиссия в составе: Председателя Ревизионной Комиссии (РК) Березовской Л.В. и члена комиссии Чешихина С.Б. провела проверку организационной, хозяйственной и финансовой деятельности Товарищества за период с 01.01.2006 по 31.12.2006г. В данный период руководство деятельностью осуществлялось Председателем правления – Управляющим Товарищества Бычковой Н.Г.

Ревизионная комиссия информирует:

1. Работа по оформлению земельного участка в связи с изменившимися законодательными актами, в настоящее время не завершена по причинам:

А) не выполнено межевание квартала органами местного самоуправления;

Б) необходимо 100% согласие всех собственников.

2. Тепловые узлы учёта потребленных ресурсов установлены и сданы на коммерческий учет. С 01.01.2007г. расчеты с жителями будут осуществляться по фактически выставленным счетам. Ожидается, что это уменьшит платежи собственников по этой статье расходов. На их установку были задействованы денежные средства из фонда на ремонт и восстановление общего имущества. Также из средств этого фонда были оплачены 15 комплектов оборудования для пассажирских лифтов для изготовления на Карачаровском механическом заводе. Один комплект пассажирских лифтов был установлен в 1-ом корпусе.

3. Вопрос о введении в эксплуатацию поквартирных счетчиков прорабатывается. Вопрос не простой, законодательные акты по нему имеют большие недоработки, в ближайшее время решение этого вопроса будет предоставлено собственникам на голосование.

4. «Смета ежемесячных расходов на обеспечение деятельности товарищества и эксплуатацию» на 2006 год была утверждена в сумме 15720 тыс. рублей. Фактическое исполнение сметы составляет 15739 тыс. рублей. Перерасход по смете составил 28 тыс. рублей (включая штрафные санкции).

Сумма денежных средств на расчетном счете на 01.01.2006г. составлял – 8011 тыс. рублей. Остаток задолженности на 01.01.2007г. составляет 1479 тыс. рублей. При этом кредиторская задолженность перед поставщиками услуг на 01.01.2007г составляет 1426 тыс. рублей. Задолженность перед собственниками, имеющими право на дотацию по единственному жилью, составляет 1287 тыс. рублей.

Фактическое наличие денежных средств на расчетном счете в банке и кассе Товарищества на 01.01.2007г. – 4865 тыс. рублей; на депозитных счетах – 8000 тыс. рублей.

5. Необходимо заметить, что предоставленная смета на 2007 год лишь констатирует цифровой информационный материал, без сопроводительного сравнительного анализа (например, по сравнению со сметой на 2006 год), необходимого, на взгляд Ревизионной комиссии в такого рода документах, для понимания собственниками принципов увеличения/уменьшения доходов и расходов. Схема сметы не разъясняет причин увеличения доходов и расходов на 2007 год, поэтому собственники жилья, по нашему мнению, не получат полной информации для утверждения предлагаемой сметы 2007г., тем более при проводимой Правлением заочной (письменной) форме голосования.

6. Бухгалтерская документация (Договора, Акты по их исполнению, Банк, Касса, Отчетность) – ведется постоянно с использованием современного программного обеспечения. Отметим, что большая часть Договоров полуанонимна (зачастую в них отсутствуют номера телефонов, а адреса не соответствуют фактическому местонахождению), поэтому их достоверность не проверена.

7. За истекший 2006 год Правлению ТСЖ «Колизей» во главе с Председателем Правления пришлось решать многие вопросы и проблемы различного хозяйственного профиля, сопровождавшиеся значительными расходами общественных средств. Так с мая по август 2006 года только за работы по благоустройству территории и увеличению парковочных мест было потрачено, по нашим подсчетам, 1070530 рублей (в правлении можно посмотреть протокол К06-г/15 от 17.09.06г.). Трудно судить по документам, насколько оправдан в данном случае такой объем потраченных средств.

8. В условиях рыночной хозяйственно-финансовой деятельности, применительно к ниве ТСЖ, у нас началось проведение письменных опросов жильцов на злободневные, актуальные темы. Безусловно, многоплановая хозяйственная деятельность требует совещательных отношений между Правлением и жильцами по важнейшему вопросу – правильному расходу общественных средств. С этой стороны, письменные опросы, безусловно, могут выполнять положительную роль. Однако в ТСЖ «Колизей» письменные опросы, без особого на то решения очного Общего собрания собственников жилья незаконно, на взгляд Ревизионной комиссии, стали подменять Общее собрание собственников жилья, в соответствии с Уставом ТСЖ.

А) набран кворум голосов по дальнейшему проведению Общих собраний ТСЖ в виде заочного опроса в письменной форме. Затем этот пункт был внесен в Устав ТСЖ в нарушение действующего Устава, поскольку «…внесение изменений в Устав относится к компетенции Общего собрания товарищества собственников жилья» статья 145 Жилищного кодекса РФ.

Б) создана счетная комиссия ТСЖ из 4-х человек, которая на наш взгляд подменила собой Ревизионную комиссию ТСЖ, избранную на очном Общем собрании членов ТСЖ 28 октября 2004 года. Так, при подготовке и проведении письменного опроса Ревизионная комиссия не была приглашена на данное мероприятие и не присутствовала при подсчёте голосов.

9. В настоящее время Правление ТСЖ готовит новую редакцию Устава. Одним из самых известных в Москве специалистов по Управлению многоквартирными домами, публичным комментатором к Жилищному кодексу РФ является Филимонов Сергей Леонидович – зав. кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКХ» Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России. Председатель Ревизионной комиссии Березовская Л.В. посетила семинар и получила экспертные комментарии г-на Филимонова, в частности по поводу проведения Общего собрания ТСЖ в заочной форме:

- «По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Общего собрания, предусмотренным пунктами 15.1.1 – 15.1.14, решения в форме заочного голосования приниматься не могут».

- «Подсчет решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование на Общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, осуществляет инициатор такого собрания совместно с ревизионной комиссией. По результатам подсчета составляется Протокол Общего собрания, который подписывается инициатором собрания и ревизионной комиссией. Если инициатором Общего собрания выступает ревизионная комиссия, то в подсчете решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, обязан принять участие председатель Правления» (см. пункт 8Б данного акта).

Учитывая вышеизложенное, становится ясно, что формулировка Дополнения в Устав ТСЖ от 04.07.2005г. о легитимности проведения и принятия решений заочной формой Общего собрания, - без предварительного одобрения данного решения Общим собранием собственников в очной форме – является незаконной. Как и все прочие решения заочных общих собраний собственников, отнесенные Уставом к компетенции Общего собрания в пунктах 15.1.1 – 15.1.14 Устава.

Уважаемые собственники! Ревизионная комиссия считает, что:

1. необходимо в соответствии с ныне действующим Уставом провести Общее собрание собственников жилья ТСЖ «Колизей», на котором разграничить и установить рамки полномочий его очной и заочной формы. Установить различие между письменным опросом и заочной формой Общего собрания собственников жилья;

2. короткая, но достаточно насыщенная событиями история по выборам и перевыборам в руководящие органы управления ТСЖ дает основание принять следующее решение: раз в два года перед одновременными перевыборами членов Правления, председателя Правления, председателя и членов Ревизионной комиссии, приглашать Ревизионной комиссией аудиторских ревизоров для проведения финансовой проверки, начиная с таковой за 2006 год;

3. впредь не допускать разновременных выборов в органы управления и контроля ТСЖ, как это стало практиковаться у нас в течение 2005-2006гг., а при проведении выборов руководствоваться Уставом ТСЖ;
4. при выдвижении лиц, рекомендуемых в органы управления и контроля ТСЖ более тщательно знакомиться с представленными кандидатурами;

5. необходимо чтобы документы ТСЖ (Устав ТСЖ; протокол Общего собрания об избрании членов Правления и членов Ревизионной комиссии; смета на текущий год; правила пользования помещениями общего имущества; обобщенный состав общего имущества) были доступны всем собственникам ТСЖ. Например, находились у консьержа или на доске объявлений.

Ревизионная комиссия нуждается в обратной связи с собственниками. Мы ждём Ваших отзывов и пожеланий по адресу электронной почты: REVISION@INBOX-RU, по телефону Председателя Ревизионной комиссии 8-916-989-89-24 Березовская Людмила Викторовна, либо Вы можете оставить свои отзывы в письменном виде у консьержа корпус 3, 2 подъезд, с пометкой для Березовской Л.В. квартира 83.

Председатель Ревизионной комиссии Березовская Л.В.

Член Ревизионной комиссии Чешихин С.Б.

    Порядок составления обобщающего итогового документа по результатам ревизии (проверки).

    Организация ревизионной работы на объектах разных организационно-правовых форм и форм собственности:

2.1. Организация контрольно-ревизионной работы в государственных и муниципальных унитарных предприятиях

2.2. Порядок проведения ревизий в кредитных организациях

2.3. Особенности контроля и ревизии хозяйственных операций в торговле и в общественном питании

2.4. Организация контрольно-ревизионной работы в строительных организациях

    ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ИТОГОВОГО ДОКУМЕНТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)

Итоговый документ по результатам проведеннойпроверки или ревизии (акт) должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе ревизии (проверки), или указание на отсутствие таковых, а такжевыводы, рекомендации и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства, порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, других недостатков и замечаний ревизионной комиссии.

В АКТЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ), составленном на бумажном носителе и имеющем сквозную нумерацию страниц, подлежат отражению:

Все выявленные в процессе ревизии (проверки) факты нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

Финансовое состояние организации;

Факторы, условия и финансово-хозяйственные операции (сделки), оказавшие отрицательное воздействие на результаты деятельности или нанесшие ущерб организации или государству, и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам ревизии (проверки).

Подлинник акта ревизии (проверки) должен составлятьсяне менее чем в двух экземплярах ,один из которых остаетсяу контролирующей организации , адругой передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) исполнительного органа проверяемой организации.

Акт ревизии состоит из 3-х частей: вводной, описательной и итоговой (в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ).

Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать общие сведения о проводимой проверке и проверяемой организации:

Полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам; место проведения ревизии; дату акта ревизии; фамилии, имена и отчества и должности лиц, проводивших ревизию; наименование, дату и номер документа (приказа, распоряжения, протокола собрания акционеров (участников) или другого документа) о назначении проверки; указание на вопросы ревизии (проверки), например: «ревизия по вопросам соблюдения законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и соблюдения отчетности» или «ревизия финансово-хозяйственной деятельности» (если ревизия носит комплексный характер и др.); период деятельности организации, за который проведена ревизия; даты начала и окончания ревизии.

Датой начала ревизии считается дата предъявления руководителю исполнительного органа проверяемой организации документа о назначении проверки или решения соответствующего органа (например, совета директоров или наблюдательного совета) на проведение ревизии, адатой окончания – дату подписания акта;

Адрес местонахождения организации; сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

Сведения о методе проведения ревизии по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочной);

Сведения о встречных проверках, о проведении экспертизы, инвентаризации имущества организации, осмотре ее территорий и помещений;

Кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка) и что сделано по устранению недостатков и др.

Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать систематизированное изложение: документально подтвержденных результатов анализа финансового состояния, соответствия законодательству соотношения величины уставного капитала стоимости чистых активов организации; фактов нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, выявленных в ходе ревизии.

Описательная часть имеет разделы, отраженные в программе ревизии: денежные средства, расчетные и кредитные операции, ТМЦ, прибыль и т.д.

В описательной части акта отражаются любые (все) выявленные нарушения и ошибки, недостатки в управлении финансово-хозяйственной деятельностью и замечания.

Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В тексте акта приводится изложение существа нарушений (со ссылкой на конкретные нормы законодательства), допущенных должностными лицами организации, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. Каждое приложение должно быть подписано участниками ревизии (проверки), а также руководителем исполнительного органа (или лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером проверяемой организации.

Итоговая часть акта ревизии (проверки) должна содержать:

Сведения об общих суммах выявленных при проведении ревизии (проверки) ошибок и искажений бухгалтерского учета и составления отчетности по итогам отчетного периода, а также обобщенные сведения о других установленных фактах и нарушениях (в частности, законодательства или других нормативных актов);

Предложения участвующих в проведении ревизии (проверки) лиц по устранению выявленных нарушений. Предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате ревизии нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством или акционерами (участниками) организации в результате их совершения (с приложением расчетов);

Выводы проверяющих о наличии в деяниях должностных лиц организации признаков правонарушений и предложения по привлечению исполнительного органа организации к ответственности за нарушение законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, а также предусмотренные этими нормами меры ответственности).

К акту ревизии (проверки) должны быть приложены:

Решения соответствующего органа организации о проведении ревизии;

Уточненные расчеты по видам и суммам ошибок и искажений в бухгалтерском учете и отчетности, составленные участниками ревизии в связи с выявлением нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эти расчеты должны быть подписаны участниками ревизии, руководителем и главным бухгалтером организации;

Акты инвентаризации имущества организации (если при проверке была проведена инвентаризация);

Материалы встречных проверок;

Заключения экспертов (если они привлекались);

Протоколы опроса должностных лиц, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и др. помещений и т.д.

Акт имеет юридическую силу, должен быть лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

Все записи в акте должны быть бесспорными, точными, неопровержимыми.

В акте не должна даваться правовая и морально – этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц.

Вскрытые факты должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, объяснениями и т.д.

При изъятии документов на месте изъятых должна быть копия с указанием на обороте основания и даты изъятия с подписью ревизора и гл. бухгалтера организации.

Акт ревизии (проверки) должен быть подписан участвовавшими в проверке членами ревизионной комиссии и уполномоченными лицами (например, экспертами), а также руководителем исполнительного органа проверяемой организации и главным бухгалтером организации. Составляется акт в 3-х экземплярах: 1) руководителю организации под роспись с указанием даты вручения; 2) направляется руководителю организации, назначившей ревизию; 3) остается в делах контрольно-ревизионного отдела.

Подписанный акт ревизии вручают руководителю исполнительного органа организации, о чем на последней странице экземпляров акта, оставшихся у ревизионной комиссии, необходимо сделать запись: «Экземпляр акта с ___ (указывается количество приложений) приложениями на ___ (указывается количество листов) получил» за подписью руководителя исполнительного органа организации или лица, получившего акт, с указанием его Ф.И.О., а также даты вручения акта.

В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта ревизии (проверки), членам ревизионной комиссии необходимо составить соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта ревизии.

Акт ревизии может быть направлен руководителю организации по почте или другим способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении у ревизионной комиссии, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или другого способа передачи акта руководителю организации.

В случае отказа руководителя организации от подписания акта членом ревизионной комиссии, возглавляющим проверяющую группу, на последней странице акта производится запись: «Руководитель исполнительного органа (Ф.И.О.) организации от подписи отказался», заверенная подписью указанного члена ревизионной комиссии.

По окончании ревизии (проверки) акт ревизии подлежит регистрации в специальном журнале ревизионной комиссии, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью председателя ревизионной комиссии.

Для ознакомления с актом отводится 5 дней.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, а также с выводами и предложениями ревизионной комиссии руководство исполнительного органа организации вправе в определенный срок со дня получения подписанного участниками ревизии акта ревизии представить в ревизионную комиссию письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом руководитель исполнительного органа организации вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать ревизионной комиссии документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта ревизии (проверки).

По истечение срока, установленного для представления исполнительным органом организации ревизионной комиссии письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение специально установленного срока ревизионная комиссия повторно рассматривает акт ревизии (проверки), документы, свидетельствующие об установленных нарушениях, ошибках и недостатках в деятельности исполнительного органа организации, а также документы и материалы, представленные исполнительным органом организации.

Если возражения и объяснения, представленные руководителем исполнительного органа организации, будут признаны обоснованными, то ревизионная комиссия обязана составить протокол согласования спорных вопросов по акту ревизии, в котором должны быть учтены и сформулированы все спорные вопросы и существо достигнутых соглашений по ним. Протокол, так же как и акт ревизии, подписывается участвовавшими в ревизии членами ревизионной комиссии, руководителем организации и главным бухгалтером проверяемой организации, прилагается к акту ревизии и является его неотъемлемой частью.

По результатам ревизии ревизионная комиссия готовит проект решения общего собрания акционеров (участников). После рассмотрения материалов ревизииобщим собранием акционеров (участников) может быть принято и отражено в протоколе общего собрания акционеров решение:

- о добровольном возмещении (а в случае несогласия – в судебном порядке) нанесенного своими действиями (бездействием) должностными лицами ущерба организации;

- о привлечении к ответственности должностных лиц организации за совершение нарушений законодательства, допущенные ошибки и недостатки в работе.

В таком случае решение должно содержать:

Ф.И.О. ответственных должностных лиц, в отношении которых вынесено решение;

Обстоятельства совершенных должностными лицами исполнительного органа организации нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, ошибок или недостатков, как они установлены проведенной ревизией, документы и другие сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Оценку представленных организацией доказательств, опровергающих факты, выявленные ревизией, или свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих их ответственность;

Ссылки на законодательные и другие нормативно-правовые акты, предоставляющие право выносить решение о привлечении должностных лиц организации к ответственности за совершенные нарушения; суммы средств, подлежащих возмещению организации; указания на статьи нарушенных законов и нормативно-правовых актов, предусматривающие меры ответственности за конкретные нарушения и применяемые меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ