Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конституционные уставные суды субъектов РФ - это связующее звено между федеральными и местными органами судебной власти. Полномочия, функции и обязанности должностных лиц схожи со всеми представителями данной ветви власти, однако существуют кардинальные различия, о которых далее и пойдёт речь.

Нормативное регулирование: общая характеристика судебной деятельности

Простому обывателю малопонятны такие выражения, как «уставный судья», «конституционный суд республики» и так далее. Лица, которые сталкивались с изучением данной тематики в теории и на практике, смогут идентифицировать вышеназванные понятия, однако большинство населения страны не представляет, о чём идёт речь.

В Конституции России норма, прямо указывающая на возможность создания конституционных уставных судов субъектов РФ, отсутствует. При этом законодатель в ст. 10 и 77 того же нормативного акта предоставляет возможность власти создавать суды субъектов, наделяемых конституционными полномочиями. В ст. 27 ФЗ «О судебной системе» данная норма была конкретизирована.

Развитие института региональных судов

В настоящее время конституционные уставные суды субъектов РФ сформированы в большей части регионов российского государства.

56 субъектов могут похвастаться собственными конституциями и уставами, то есть высшими законами региона. В свою очередь, 22 территориальных образования приняли законы, определяющие и закрепляющие деятельность сформированных органов. И только в 18 субъектах в настоящее время действуют решения конституционных уставных судов субъектов РФ. Среди первых последователей развития региональной судебной системы: республика Адыгея, Санкт-Петербург, Дагестан, Свердловская область и так далее.

За время функционирования данных судебных органов было вынесено огромное количество решений, определений и постановлений, в том числе и тех, которые признавали региональные акты незаконными или недействительными.

Взаимосвязь с судебной ветвью власти: цели, задачи, особенности

Региональный и городской суд в той или иной мере взаимодействуют как со звеньями мирового уровня, так и с федеральной системой.

Уставные суды призваны решать единые задачи, связанные с приведением законодательства в идеальное состояние. Деятельность данных органов направлена на укрепление законности, а также на защиту государственной и общественной жизни. Более того, конституционные уставные суды субъектов выполняют важнейшую надзорную функцию, которая выступает двигателем профилактики правонарушений в различных сферах жизни социума, - функцию судебного контроля.

Несмотря на промежуточное положение судебной системы, рассматриваемые органы обладают самостоятельностью, которой их наделил законодатель. Ни один орган, даже вышестоящий, не может отменить акты уставных судов, в том числе и Конституционный суд России. Несмотря на действующую норму, в некоторых регионах предусмотрена возможность пересмотра решений на федеральном уровне. Такую особенность предусматривает уставный суд Москвы.

Подобные решения законодателя обусловлены исключительной компетенцией каждого органа. Так, городской суд выносит решения, основываясь исключительно на Уставе или Конституции соответствующего субъекта, не принимая во внимание действие иных нормативных актов.

Формирование конституционных судов регионального уровня

Нормативным регулятором сложнейшего процесса формирования судов выступает ч. 4 ст. 13 ФЗ «О судебной системе». Данная норма закрепляет полномочия председателей судов, их заместителей, а также иных должностных лиц, участвующих в отправлении правосудия. Немалое значение в определении правового статуса судей играют иные нормативные законные и подзаконные акты.

Как показывает опыт многих регионов, судьи конституционного суда субъекта РФ избираются на заседаниях высших Исключением из общего правила является республика Дагестан, где должностные лица назначаются Народным Собранием.

Кандидатуры на должность: общая характеристика

В избрании высших должностных лиц регионального судебного органа участвуют все ветви власти. Так, в некоторых территориальных округах кандидатуры вносятся на рассмотрение парламентом либо иным органом законодательной власти. В иных же субъектах, например в Коми, предложение о назначении на должность конституционного судьи вносится самим президентом (главой субъекта).

Детальная регламентация процесса назначения на должность отсутствует. Однако некоторые нормативные акты всё же определяют порядок и сроки рассмотрения кандидатов уставных судей. В некоторых регионах, например в Кабардино-Балкарии, указывается на необходимость проведения предварительных слушаний и обсуждений личности постоянными комиссиями законодательных органов власти. В других субъектах делается акцент на проведение голосования в установленные сроки, например, в Дагестане - не позднее 2 месяцев.

Условия назначения на должность

Сложность правовой регламентации процесса формирования судов субъектов заключается в том, что данная процедура проводится в соответствии с местным законодательством. На федеральном уровне невозможно установить единую процедуру назначения на должность, так как каждый из народов отражает в своём законодательстве особенности исторического и культурного развития, значительно отличающиеся друг от друга.

В общем виде процедура назначения на должность выглядит следующим образом:

  1. Из числа представленных кандидатов путём тайного голосования избирается тот, который, по мнению большинства, идеально подходит на должность.
  2. Избранным считается то лицо, за которое проголосовало относительное большинство. Процентное соотношение значения не имеет.

Единый срок замещения должности также отсутствует. В Бурятии и Карелии он не ограничен, а в Дагестане определяется десятилетним сроком замещения должности, в Адыгее определён 12 годами.

Председатели судов избираются на должность, как правило, из общего числа судей, отличается лишь способ проведения данной процедуры. Главенствующий может назначаться как путём голосования самих судей (Свердловский уставный суд), так и путём вмешательства регионального парламента в данный процесс.

О компетенции, полномочиях

Непосредственное значение при уставных судей всё так же оговорено в ФЗ «О судебной системе», а именно в ст. 27. Данная норма определяет предмет ведения судебных органов регионального уровня. Так, конституционные судьи уполномочены на решение вопросов, касающихся соответствия любых нормативных актов конституции или уставу субъекта. Другим направлением деятельности является толкование главного закона субъекта.

Наравне с вышеизложенным конституционные уставные суды субъектов могут наделяться дополнительными полномочиями, например:


Судебное производство: общие положения

Процедура конституционного производства не особо отличается в различных территориальных образованиях. Так, первичным этапом является наличие поводов и оснований для начала процедурной деятельности. Далее судьями и иными должностными лицами проверяются основания, которые могут послужить поводом для приостановления или прекращения судопроизводства.

Особое значение отводится материальной части судопроизводства: разъяснению правового статуса участникам процесса, определению сроков рассмотрения заявления, разрешения вопроса, установлению процедурных правил, регламентирующих порядок обращения в суд и так далее. Как правило, совпадает с федеральными судебными органами. Ярким примером типичной процедуры является уставный суд Санкт-Петербурга.

Дополнительное право обращения

Во многих регионах установлено право особого обращения для следующих категорий должностных лиц:

  1. Народные депутаты.
  2. Прокуроры.
  3. Общественные организации республиканского уровня.
  4. Постоянные комиссии парламента субъекта.
  5. Члены представительного органа.
  6. Представители органов МСУ.
  7. Политические партии республики.

Наделение вышеназванных должностных лиц особыми правами необходимо с целью защиты прав и свобод не одного человека, а больших масс людей.

Неотвратимость судебных актов

Любая судебная деятельность ограничена соответствующим предметом ведения. Однако из любых правил есть исключения. Например, в Якутии судья обладает полномочиями определения законности не только оспариваемого нормативного акта, но и всех тех документов, которые на нём основаны либо дублируют его положения. Некоторые из судей обладают правом толкования вынесенных решений, постановлений, определений.

Большинство регионов определяют запрет обжалования вынесенных судебных решений. При этом табу распространяется как на высшие органы судебной власти, в том числе и Конституционный суд, так и на органы иной юрисдикции и компетенции.

Права и компетенции уставных судей

Правовой статус региональных судей складывается из общих правомочий, обязанностей и компетенции, которая определяется федеральным и региональным законодательством. Так, уставные судьи выполняют следующие функции:

  1. Проверяют судебную практику в сравнении с Конституцией или Уставом, принятыми в конкретном регионе.
  2. Занимаются разрешением дел, касающихся конституционных норм, нарушающих права и свободы граждан. Разумеется, данные полномочия распространяются исключительно на территории конкретного субъекта.
  3. Обосновывают нормы Конституции региона.
  4. Принимают участие в отставке главы субъекта.
  5. Обладают приоритетным правом обращения к правительственным органам.
  6. Лица, осуществляющие конституционное правосудие, обладают правом законодательной инициативы.
  7. Определяют судьбы политических партий, если их деятельность противоречит главным законам субъекта.

На данном этапе полномочия конституционных судей региона не ограничиваются. Каждый субъект индивидуален и определяет правовой статус суда в зависимости от национального и культурного исторического развития. В любом случае образование вышеназванных органов в каждом регионе - мощный толчок на пути к становлению гражданского общества и правового государства.

Конституционный (уставный) суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

Субъектом Российской Федерации может создаваться кон­ституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов со­ответствия законов субъекта Российской Федерации, норма­тивных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Рос­сийской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением зако­нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

Уставные Суды состоят из судей, назначаемых на должность Думой.

Срок полномочий судьи - 12 лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) области иных областных законов, нормативных правовых актов Губернатора, Правительства области, областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований. Кроме того, Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава области, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дает заключение о соответствии Уставу области вопроса, выносимого на областной референдум. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Уставный Суд. Обращение направляется в Уставный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям Закона «Об Уставном Суде». Правом на обращение в Уставный Суд обладают Губернатор области, областная Дума, Правительство области, каждый депутат областной Думы, прокурор области, уполномоченный по правам человека в области, избирательная комиссия области, ассоциация муниципальных образований области, областной суд, арбитражный суд области, нотариальная палата, органы местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан. При обращении в Уставный Суд граждан об обжаловании нормативных правовых актов, изданных органом государственной власти, органом местного самоуправления, в указанном обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом права нарушены обжалуемым нормативным правовым актом.

Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является важным элементом их статуса и обусловлен правовой природой конституционной юстиции. Конституционные (уставные) суды обеспечивают непосредственное действие конституций (уставов) субъектов Федерации, защиту прав и свобод граждан главным образом путем разрешения конституционно-правовых споров, возникающих на региональном уровне. Поэтому порядок образования этих судов отличается спецификой. С одной стороны, он призван гарантировать профессионализм и авторитетность состава конституционных (уставных) судов, способность лиц, назначаемых на должности судей, квалифицированным образом осуществлять соответствующую юрисдикционную деятельность. С другой стороны, данный порядок должен обеспечивать независимость конституционных (уставных) судов и их судей, принятие органами конституционного правосудия сбалансированных решений, адекватно воспринимаемых всеми органами государственной власти и обществом в целом.

к полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела:

о соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ;

о толковании конституции (устава) субъекта РФ.

45 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения в Тверской области .

Закон Тверской области от 31 мая 2001 г. N 149-ОЗ-2 "О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области

Мировые судьи Тверской области

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положенийФедерального закона"О мировых судьях в Российской Федерации".

В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2011) "О статусе судей в Российской Федерации"(далее – Закон РФ) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. (статья 4 Закона РФ).

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. (статья 4.1. Закона РФ).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. (статья 5 Закона РФ)

. Порядок наделения мировых судей полномочиями

1. Назначение на должность мирового судьи осуществляется Законодательным Собранием Тверской области.

Представление председателя Тверского областного суда, основанное на положительном решении квалификационной коллегии судей Тверской области (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством), и документы, указанные в настоящем пункте, направляются Губернатору Тверской области.

Губернатор Тверской области вносит в Законодательное Собрание Тверской области представление о назначении данного гражданина на должность мирового судьи.

К представлению Губернатора Тверской области прилагаются:

заключение квалификационной коллегии судей Тверской области о рекомендации кандидата на должность мирового судьи конкретного судебного участка и представление председателя Тверского областного суда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством);

заявление кандидата о представлении его к назначению на должность мирового судьи конкретного судебного участка на имя Губернатора Тверской области;

документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

заверенная копия удостоверения о сдаче квалификационного экзамена (для кандидатов, которые должны сдавать такой экзамен).

2. Утратил силу.

3. Законодательное Собрание Тверской области в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Тверской области принимает решение о назначении либо об отказе в назначении на должность мирового судьи.

4. Повторное рассмотрение Законодательным Собранием Тверской области кандидатуры на должность мирового судьи осуществляется по истечении одного года со дня принятия решения об отказе в назначении на должность мирового судьи.

Присяга мирового судьи

1. Мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть".

2. Присяга приносится мировым судьей перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Тверской области на конференции (собрании) судей Тверской области.

  • 4. Концепция судебной реформы 1991г. И её реализация.
  • 5. О разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Лекция 2. Судебная власть: понятие, признаки.
  • 1. Понятие судебной власти
  • 2. Признаки судебной власти
  • Лекция 3. Функции судебной власти.
  • Лекция 4. Судьи – носители судебной власти. Определение. Требования, предъявляемые к судье. Единство статуса судей.
  • 1. Единство статуса судей
  • 2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4. Требования, предъявляемые к судье
  • Лекция 5.Судьи - носители судебной власти: независимость, неприкосновенность, несменяемость. Меры поощрения и ответственности судей.
  • 1. Принцип недопустимости вмешательства в судебную деятельность.
  • 2. Специальные принципы судебной власти – конституционно-правовая основа её деятельности. Принципы независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи.
  • 3. Судопроизводство в судах осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон
  • 4. Судейская дисциплина и ответственность
  • Лекция 6.Принципы организации и деятельности судебной власти.
  • 1. Принцип самостоятельности судебной власти
  • 2. Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти
  • 3. Принцип финансирования судебной деятельности
  • 4. Принцип организационной обособленности (автономности) системы судебных учреждений и осуществления правосудия только судом
  • 5. Принцип верховенства и прямого действия Конституции рф (принцип конституционности) в организации деятельности судебной власти.
  • 6. Принцип федерализма и единства судебной власти России
  • 7. Принцип публичности судебной власти
  • 8. Принципы национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия
  • 9. Принцип универсальности судебной власти
  • Лекция 7. Судебная система: определение, принципы, построения, судебные инстанции.
  • Лекция 8. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Лекция 9. Система судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации.
  • Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  • Районные суды
  • Военные суды
  • Лекция 10. Арбитражные суды
  • Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.
  • 1. Конституционные (уставные) суды.
  • 2. Мировые судьи
  • Лекция 12. Акты судебной власти и другие акты государства
  • Виды судебных актов Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве
  • Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве.
  • Судебные акты в уголовном судопроизводстве.
  • Лекция 13. Исполнение актов судебной власти
  • Исполнение актов Конституционного Суда рф.
  • Исполнение актов судебной власти по гражданским делам.
  • Исполнение актов судебной власти по уголовным делам.
  • Лекция 14. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества
  • 1. Съезд судей Российской Федерации
  • 2. Конференции судей субъектов Российской Федерации
  • 3. Советы судей
  • 4. Квалификационные коллегии судей
  • Лекция 15. Судебный департамент при Верховном Суде рф – орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества
  • Лекция 16. Судейская этика.
  • Тема №2. Акты судебной власти и делопроизводство в суде
  • Тема №3. Исполнение актов судебной власти
  • Тема №4. Действующая судебная система Российской Федерации
  • Тема №5. Конституционные принципы деятельности судебной власти
  • Тема № 7. Суд присяжных
  • Сведения о ппс
  • Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.

    1. Конституционные (уставные) суды.

    Конституционные (уставные) суды – это новое явление в государственном строительстве России. Конституционные суды создаются в автономных республиках, уставные – в областях, краях, автономной области, автономных округах, городах Москва и Санкт-Петербург, так как основным законом в республике является её Конституция, а областях, краях и т.п. – устав определённого субъекта Федерации.

    Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей по своей природе самостоятельны, действуют каждый на своём правовом поле и независимы друг от друга.

    Весьма существенным при этом являются два момента.

    Во-первых, это судебные органы и органы власти единого государства, единой ветви власти – судебной. Различия между ними лишь в том, что один из них – Конституционный Суд РФ – является федеральным конституционным судом, т.е. общегосударственным, общероссийским органом, а конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей – это судебные органы отдельных составных частей нашего федеративного государства, его субъектов.

    Во-вторых, это органы судебного конституционного контроля, по своим задачам, целям и направленности деятельности, по своей юридической природе призванные обеспечивать соответствие всего массива нормативных актов основным законам как Федерации в целом, так и её отдельных составных частей – государственно правовых образований внутри Федерации, т.е. субъектов Федерации. 1

    С полной уверенностью можно сказать, что все конституционные (уставные) суды между собой имеют много общего, хотя общих утверждённых законом основ или образцовой (примерной) модели такого суда не имеется, имеются и различия, которые по сути проявляются только по предоставленным судам полномочиям и размерам территории, на которую распространяется юрисдикция конкретного конституционного (уставного) суда.

    Социальная ценность конституционных судов как специализированных органов правовой защиты конституций, прежде всего в том, что они являются элементом механизма «разделения властей». Поэтому учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации способствует быстрым темпам формирования демократического правового государства. Напротив, отсутствие конституционных (уставных) судов значительно тормозит процессы становления демократических форм организации государственной власти в республиках и регионах России. 2

    По состоянию на начало 2006 г. фактически функционирует пятнадцать таких судов. В конституциях (уставах) более половины субъектов Российской Федерации заявили о намерении их создать. Процесс учреждения конституционных (уставных) судов может быть охарактеризован как вялотекущий и небеспроблемный. Проблема вытекает, как полагает Ж.И. Овсепян не из природы такого института как конституционное правосудие, а является следствием недостаточно эффективно урегулированного в определенном субъекте Российской Федерации порядка формирования этого специализированного суда и молодости практики конституционного (уставного) судопроизводства в Российской Федерации. 3 Вместе с тем, отсутствие в большинстве субъектов органов региональной конституционной юстиции приводит к неравенству в содержании конституционного права граждан на судебную защиту.

    Однако учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является актуальным как с точки зрения субъектов, так и Российской Федерации в целом, поскольку они работают продуктивно, прямо или косвенно выступают хранителями общефедеральных конституционных норм.

    Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются органами конституционного (уставного) судебного контроля на территории субъекта Федерации. В форме конституционного судопроизводства они осуществляют судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

    Местом постоянного пребывания Конституционного (уставного) суда является столица республики или административный центр субъекта Федерации. На здании, занимаемом конституционным (уставным) судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг субъекта Федерации.

    Конституционные (уставные) суды предназначены для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления их конституциям (уставам), а также для толкования конституций (уставов) субъектов РФ.

    Судьёй конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть российский гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий высшее юридическое образование.

    Законодательством субъектов Федерации предусматриваются и некоторые дополнительные требования к кандидатам на должности Конституционных (уставных) судов: безупречная репутация, высокая квалификация в области права и т.д.

    Срок полномочий судей устанавливается законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Численный состав судов также предусматривается региональным законодательством. Например, в состав уставного суда Санкт-Петербурга входит 7 судей.

    Судьи Конституционных (уставных) судов назначаются законодательным (представительным) органом власти субъектов Федерации и обладают единым для всех судей РФ статусом.

    Порядок распределения дел в суде, правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства, требования, предъявляемые к работникам аппарата суда, конституционный (уставной) суд разрабатывает и принимает в виде регламента.

    В среднем в год конституционные (уставные) суды в субъектах РФ рассматривают не более 20 дел. 1 Имеются сводные статистические данные, подтверждающие что Конституционные (уставные) суды субъектов РФ за 1995-2000 гг. вынесли более 250 решений. В 2001 году в эти суды поступило более 450 обращений о проверке конституционности или соответствии уставу законов и иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Рассмотрено более 100 дел, по которым вынесено 40 постановлений и 73 определения. Признаны несоответствующими конституции (уставу) 27 законов или иных нормативных актов. 1

    Конституционные (уставные) суды развивались по законам, принятым «до 12 декабря 1993г.», и принятым «после 12 декабря 1993г.», которые отличались различными методиками закрепления поводов (обращений) в Конституционные (уставные) суды субъекта РФ, особенностями предмета регулирования поводов (обращений) и ряд других. В настоящее время определились три вида обращений в конституционные (уставные) суды: запрос, жалоба, ходатайство.

    Конституционные (уставные) суды выносят следующие виды решений:

    1) Постановления конституционного (уставного) суда – это наиболее распространённая форма решений судов. Так они называются в качестве основной формы актов органов конституционного (уставного) контроля во всех анализируемых законах о конституционных (уставных) судах Субъектов РФ.

    2) Заключения конституционных (уставных) судов – указывается как возможная форма решения.

    3) Определения конституционного (уставного) суда – упоминается в качестве разновидностей актов этого суда в Адыгеи (1996), Башкортостана (1997), Курганской области (2000).

    4) Требования – в отличие от определения квалифицируются в качестве разновидности форм решений конституционных судов, и в основном принимались до 12 декабря 1993г. 2

    Рассмотрение дел и принятие решений конституционными (уставными) судами осуществляется на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности, непосредственности, непрерывности судебного разбирательства в условиях состязания и равноправия сторон. 3 Решения, как правило, принимаются открытым голосованием путём поимённого опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в заседании суда. Для принятия некоторых видов решений может требоваться квалифицированное большинство. Решение Конституционного (уставного) суда излагается в виде отдельного документа, которое полностью провозглашается в открытом заседании суда. Постановления, определения, заявления Конституционного (уставного) суда публикуются в официальных изданиях органов государственной власти субъекта РФ.

    Вступившие в законную силу решение Конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом. Решения принимаются большинством голосов. Председательствующий обычно голосует последним.

    Конституционный (уставной) суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении уставного судопроизводства во всех случаях воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти.

    Участниками процесса в конституционном (уставном) суде признаются стороны, а также их представители (в том числе адвокаты), свидетели, эксперты, перевозчики и другие приглашённые судом представители органов государственной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры. Стороны обладают равными процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства и отводы судьям.

    После исследования всех вопросов дела конституционный (уставной) суд выносит решение.

    Имеются факты, когда конституционные (уставные) суды своими запросами переносят разрешение вопросов и споров в Конституционный Суд РФ ввиду очевидного несоответствия положений регионального законодательства Конституции РФ, что освещено в материалах Всероссийского совещания по проблемам исполнения решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов. 1

    Это высший судебный орган защиты конституционного строя субъекта РФ. Он подобен Конституционному Суду Российской Федерации, но функционирует только в региональном масштабе и предназначен для обеспечения внутрисистемных связей законодательства соответствующего субъекта РФ. Безусловно, конституционные (уставные) суды укрепляют российскую государственность, служат ее хранителем и защитником. Также они являются непременным и стержневым механизмом правового государства, которым, согласно ст. 1 Конституции РФ, является Российская Федерация.

    Осуществление в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) правосудия создаёт дополнительный уровень защиты основных прав и свобод человека и гражданина, реализует механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, способствует предотвращению конфликтов между разными ветвями власти.

    Целесообразно будет указать, что конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации занимает особое место в судебной системе. Такое положение связано с кругом вопросов, которыми занимается данный судебный орган и его статусом в системе судов. Конституционные (уставные) суды, занимая уникальное место в судебной системе РФ, ограничивают деятельность других государственных органов власти субъекта РФ рамками его конституции (устава).

    При этом особо должно быть отмечено, что Конституционный Суд РФ , который в соответствии со ст.18 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, «является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства», не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые в свою очередь учитывают правовые позиции КС РФ. Именно единство системы органов судебного конституционного контроля субъектов Федерации строится на принципах разделения компетенции Конституционного Суда РФ и компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Так, КС РФ не вправе вмешиваться в компетенцию региональных конституционных (уставных) судов, а последние не имеют право рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции КС РФ.

    Профессор М.А. Митюков пишет, что “У Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации различны масштабы (критерии), используемые при проверке конституционности нормативных актов. Если российский Конституционный Суд проверяет их на соответствие Конституции РФ, то региональный конституционный (уставный) суд – на соответствие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. И решение последнего объективно попадает в сферу внимания федерального Конституционного Суда, когда по воле заявителя “сменяется” масштаб проверки. А это возможно, если он обращается в названный суд с просьбой проверить региональный закон на соответствие Конституции РФ. В этом случае Конституционный Суд РФ в принципе опосредованно может “нуллифицировать” решение субъектного конституционного (уставного) суда”. Также он обращает внимание на то, что “в рамках своей компетенции конституционные (уставные) суды становятся дополнительным (к функциям Федерального Конституционного Суда) инструментом в защите прав и свобод человека и гражданина”, а “предполагаемое участие этих судов в процедуре отрешения глав субъектов Федерации является серьезным превентивным средством от возможных нарушений конституций и уставов”7.

    Эксперты справедливо отмечают, что между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов можно обнаружить «скрытую инстанционность», базирующуюся на отношениях косвенного соподчинения. Так, Конституционный Суд РФ может осуществлять проверки конституций (уставов) субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и отменять их в случае противоречия Конституции РФ, тем самым, прекращая юридическое действие постановления конституционного (уставного) суда субъекта РФ. А сам конституционный (уставный) суд субъекта РФ обязан обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по поводу проверки закона, «примененного или подлежащего применению в конкретном деле в порядке, установленным федеральным законом».

    Важно сказать, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ составляют с федеральным Конституционным Судом РФ не иерархическую систему, а систему институтов, которые консолидированы общим конституционным пространством и едиными конституционными ценностями.

    Можно заметить, что Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” является объединяющим началом для правовых норм законов субъектов РФ о конституционных (уставных) судах. Региональные законы содержат общие нормы, исходящие от Федерального конституционного закона, а также особенные, которые характерны для определенного вида субъектов, и отдельные нормы, присущие только одному региону, учитывающие специфику этого субъекта, культурные особенности, правовой менталитет его населения.

    В Российской Федерации нет специального Федерального закона о конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Тем не менее, к важнейшему нормативно-правовому акту на федеральном уровне, связанному с данным видов судов, следует отнести ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, который стал первым федеральным нормативным актом, где была осуществлена легитимация данного института.

    Впервые ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" (31 декабря 1996 г.) определил место конституционных (уставных) судов в судебной системе РФ и их главное значение. В статье 4 установлено, что они относятся к судам субъектов Российской Федерации, являются неотъемлемой частью судебной системы РФ. Статья 27 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” целиком посвящена данному виду судов. Согласно ФЗ, “Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации”. Как видно из статьи, норма носит не императивный, а диспозитивный характер, позволяющая создавать данный вид органов субъектами РФ, но не обязывающая их это делать. При этом, согласно ФЗ, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а решение данного суда, которое было принято в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

    Хотелось бы подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ в Определении от 6 марта 2003 года № 103-О заключил, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации.

    Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации имеют двойственную природу: во-первых, они являются судами субъекта Федерации в единой судебной системе РФ, элементы которой устанавливаются Федеральным Конституционным Законом; во-вторых, входят в систему органов государственной власти субъекта РФ, которая устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом.

    7 См.: Митюков М.А. «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации».


    Взаимоотношения конституционных (уставных) судов друг с другом основываются на принципах федерализма и носят децентрализованный характер. Осуществляя деятельность автономно друг от друга, не будучи связанными процессуальными взаимоотношениями, эти органы руководствуются принципом единства осуществления судебной власти. В основе их единства лежит однородная правовая природа, связанность общим конституционным пространством, едиными конституционными ценностями.

    Думаю, что пункт 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» должен быть превращен из диспозитивной нормы в императивную. Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации не может создаваться, а создается субъектом Российской Федерации для реализации своих полномочий. Из-за диспозитивной формулировки создание конституционного (уставного) суда может откладываться на неопределенное время.

    Образование в субъектах Российской Федерации конституционных (уставных) судов очень важно в связи с развитием гражданского общества, укреплением российского федерализма, совершенствованием демократических правовых институтов. К тому же, конституционные (уставные) суды выступают своего рода гарантом Конституции РФ на территории каждого из субъектов Федерации и хранителями общефедеральных конституционных норм и ценностей.

    Профессор Ж.И. Овсепян говорит, что “Учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах РФ актуально, поскольку они предназначены:

    Стимулировать законотворчество субъектов РФ (прежде всего – регионов);

    Обеспечить надлежащий, с точки зрения юридической техники, уровень законодательной деятельности субъектов РФ (путем корректуры законодательства конституционными (уставными) судами);

    Предупреждать “накопление” внутренних противоречий в системе законодательства субъектов РФ;

    Не допускать “разрыв” между законодательством РФ и субъектов РФ, “снимать” противоречия между действующим на территории субъекта РФ законодательством и Конституцией РФ;

    - “делать” процессы правотворчества в субъектах РФ “максимально прозрачными”.8

    Представляется возможным сказать, что конституционные (уставные) суды – это центральные участники практической реализации региональных Конституций (Уставов). В правореализационном отношении образование данного вида органов выполняет двуединую задачу. Во-первых, реализуются конкретные нормы Конституций (Уставов), которые провозглашают создание конституционных (уставных) судов субъектов. Во-вторых, претворяется в жизнь ряд фундаментальных положений основного закона субъекта, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, правовой охраной Конституции (Устава), обеспечением баланса в системе разделения властей. При отсутствии же конституционных (уставных) судов многие положения региональных конституций (уставов), затрагивающие сферу конституционного (уставного) контроля, защиты прав и свобод человека и гражданина, толкования Основных законов субъектов, разрешения споров о компетенции органов власти, привлечения к конституционной ответственности органов государственной власти и должностных лиц, не могут быть эффективно реализованы.

    Конституционный (уставный) суд олицетворяет собой завершенность формирования системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Он выполняет функцию арбитрирования во взаимоотношениях различных уровней публичной власти, между гражданами, общественными организациями и государством.

    Профессор А.М. Цалиев считает, что «Отсутствие в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации конституционных (уставных) судов свидетельствует не только о нарушении принципа организации государственной власти, но и ведет к нарушению важнейшего конституционного принципа – равенства граждан перед законом и судом независимо от места проживания (ст. 19 Конституции РФ). В тех субъектах Российской Федерации, где образованы и действуют эти суды, граждане получают двойной уровень судебной защиты».9

    Хотелось бы отметить, что к настоящему времени конституционные и уставные суды действуют лишь в 16 субъектах (в тринадцати республиках, двух областях и одном городе федерального значения).

    8 См: Овсепян Ж.И. «Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). Москва, 2001 год, стр. 52.

    9 См.: Цалиев А.М. «Законодательное и организационно- практическое обеспечение создания и развития конституционных (уставных) судов в субъектах РФ” // Юридическая наука. - Рязань, 2013, № 3.

    Список литературы

    1. Митюков М.А. «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации».

    2. Овсепян Ж.И. «Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). Москва, 2001 год

    3. Цалиев А.М. «Законодательное и организационно- практическое обеспечение создания и развития конституционных (уставных) судов в субъектах РФ” // Юридическая наука. - Рязань, 2013, № 3.

    Организация деятельности конституционных (устав­ных) судов субъектов РФ регулируется Законом о судеб­ной системе, в соответствии с которым конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой часть единой судебной системы РФ и относятся к судам субъек­тов РФ.

    Они создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Финансирование конституционных (уставных) судов осу­ществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

    Конституционные (уставные) суды субъектов определя­ют соответствие законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, орга­нов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта. Данные суды рассматрива­ют вопросы, отнесенные к их компетенции в порядке, уста­новленном законом субъекта РФ.

    Конституционные (уставные) суды не связаны с Кон­ституционным Судом РФ организационными и функци­ональными связями, т.е. не являются непосредственно нижестоящими по отношению к Конституционному Суду РФ. Решения, выносимые конституционными (уставны­ми) судами, не могут быть пересмотрены иным судом. Они окончательны и вступают в законную силу с момента про­возглашения.

    Особенностью правового статуса судей конституцион­ных (уставных) судов субъектов является то, что порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей устанавливается Законом о статусе судей и законами субъектов РФ.

    Вопрос об организации или упразднении конституци­онного (уставного) суда является правом каждого субъек­та РФ.

    Рассмотрим организацию и деятельность конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ на примере Уставного Суда Свердловской области.

    Уставный Суд Свердловской области является органом государственной судебной власти Свердловской области как субъекта РФ и входит в единую судебную систему Рос­сийской Федерации.

    Организация и деятельность Уставного Суда Свердлов­ской области регулируется Законом о судебной системе, Уставом Свердловской области и Законом Свердловской области «Об Уставном Суде Свердловской области».



    Уставный Суд Свердловской области рассматривает во­просы соответствия областных законов, нормативных пра­вовых актов органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципаль­ных образований, расположенных на территории Свердлов­ской области, Уставу Свердловской области, а также осу­ществляет толкование Устава Свердловской области.

    Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в реше­ние политических вопросов.

    Уставный Суд Свердловской области состоит из пяти судей, избираемых Областной Думой по представлению Губернатора Свердловской области. Уставный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей.

    Отбор кандидатов на должность судьи Уставного Суда Свердловской области осуществляется на конкурсной ос­нове. Областная Дума рассматривает вопрос об избрании на должность судьи Уставного Суда в срок не позднее 30 дней со дня внесения представления губернатора Свердлов­ской области. Судьи Уставного Суда избираются на долж­ность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи считается лицо, получив­шее при голосовании большинство от установленного чис­ленного состава депутатов Областной Думы. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов мо­жет представляться для избрания не более двух раз подряд.

    В случае выбытия судьи из состава Уставного Суда представление об избрании другого лица на вакантное ме­сто судьи вносится губернатором Свердловской области в областную Думу не позднее месяца со дня открытия ва­кансии.

    Судья Уставного Суда избирается на должность сроком на шесть лет. Предельный возраст для пребывания в долж­ности судьи Уставного Суда Свердловской области со­ставляет 65 лет. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекра­щаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 65 лет.

    Полномочия судей Уставного Суда приостанавливаются и прекращаются по общим основаниям, предусмотренным Законом о статусе судей.

    Председатель и заместители Председателя Уставного Суда Свердловской области назначаются сроком на три го­да. Решение о назначении принимается Уставным Судом на заседании тайным голосованием большинством от уста­новленного числа судей Уставного Суда Свердловской об­ласти.

    Председатель Уставного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Уставного Суда осуществляет следу­ющие функции:

    1) организует работу Уставного Суда;

    2) устанавливает правила внутреннего распорядка Уставного Суда и контролирует их выполнение;

    3) распределяет обязанности между заместителями Председателя Уставного Суда, а также в порядке, установ­ленном федеральным законом, - между судьями;

    4) организует работу по повышению квалификации су­дей Уставного Суда;

    5) осуществляет общее руководство деятельностью ап­парата Уставного Суда;

    6) регулярно информирует судей о своей деятельности и о деятельности Уставного Суда;

    7) осуществляет иные полномочия по организации ра­боты Уставного Суда.

    Деятельность Уставного Суда обеспечивает аппарат, со­стоящий из секретариата Уставного Суда и иных подраз­делений.

    Поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде явля­ется обращение в форме запроса, отвечающее требованиям Закона «Об Уставном Суде Свердловской области» и опре­деленное Уставным Судом в качестве подведомственного.

    Участниками процесса в Уставном Суде Свердловской области считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами являются: заявители - органы или лица, направившие в Уставный Суд обращение; органы или должностные лица, принявшие издавшие или подписавшие нормативный акт, легитимность которого оспаривается.

    Решение Уставного Суда подлежит исполнению немед­ленно после опубликования либо вручения его официаль­ного текста, если иные сроки специально в нем не огово­рены.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Определите цели, задачи и предназначение Конституцион­ного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    2. Назовите принципы организации и деятельности Конститу­ционного Суда РФ.

    3. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.

    4. Каков порядок наделения полномочиями судей Конститу­ционного Суда РФ?

    5. Каковы особенности правового статуса судей Конституци­онного Суда РФ?

    6. Назовите виды судебных актов Конституционного Суда РФ.

    7. Определите правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    8. Назовите правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    1. Витрук, Н. В. Конституционное право и конституционное правосудие. - М., 2010.

    2. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебное кон­ституционное право и процесс. - М., 1998.

    3. Гаджиев, Г. А. Цели, задачи и предназначение Конституци­онного суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 1,2.

    4. Гаджиев, Г. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации // Государство и право. - 1999. - № 7.

    5. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности кон­ституционного регулирования, судебного строительства и судеб­ной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. - М., 2007.

    6. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. До­кументы: в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. - Т. 6. - М., 2003.

    7. Малюшин, А. А. Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве. - М., 2006.

    8. Несмеянова, С. Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации. - Екатеринбург, 2004.

    9. Петров, А. А. Судебная власть субъектов Российской Фе­дерации: концепция и модель законодательного регулирования. - Иркутск, 2007.

    10. Романовский, Г. Б. Правоохранительные органы: учеб. посо­бие / Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. - М.: РИОР, 2009.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ