Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № . Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае - затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, - затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

Не знаете свои права?

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности, предусмотренные Законом о контрактной системе. Учитывая, что развитие сферы закупок прошло путь от регулирования одной процедуры до сложного, многокомплексного института общественных отношений, неудивительно, что на определенном этапе этого развития необходимым элементом данной системы явился контроль за происходящими процессами. При этом контроль закупок, наравне с аудитом и мониторингом осуществляется на каждом этапе закупок.

1. Контроль закупок

Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю. Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности - заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

2. Ведомственный контроль в сфере закупок

Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок - Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315. Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

3. Общественный контроль в сфере закупок

Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Это право корреспондирует к обязанности государственных органов и муниципалитетов способствовать им в осуществлении такого контроля. Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы. В случае такого запроса, заказчики с ними работают в общем порядке, как с обращениями граждан. При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

4. Внутренний контроль в сфере закупок

Помимо всего выше обозначенного, непосредственный контроль закупок должен осуществлять и тот, кто осуществляет данные закупки. В соответствии со статьей 101 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта . Помимо этого, заказчик обязан контролировать привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства. Формы такого контроля законодательно не определены, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить формы и методы такого контроля.

1. На каких этапах закупок участие бухгалтерии обязательно, а на каких - рекомендовано?
2. Как при составлении документов по закупкам учесть требования бухгалтерского учета и отчетности?
3. Как организовать контроль закупок со стороны бухгалтерии?

Ответ

Специальных разъяснений по данным вопросам законодательство не содержит. Поэтому при организации внутреннего финансового контроля в сфере закупочной деятельности учреждения рекомендуем воспользоваться разъяснениями, приведенными ниже.

Как проводится контроль в сфере закупок

В сфере закупок предусмотрено четыре основных вида контроля:

2) Казначейство России, региональные и муниципальные финансовые органы, которые выполняют функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, а также органы управления государственными внебюджетными фондами.

Такой казначейский контроль начнет функционировать с 1 января 2017 года (ч. 5 ст. 99 , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Проводить его будут по правилам , утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367 ;

3) органы финансового контроля - Казначейство России, органы исполнительной власти субъектов РФ, местные администрации, региональные и муниципальные финорганы, которые контролируют финансово-бюджетную сферу (п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ , ч. 8 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ , Правила , утвержденные ).

Данный перечень контролирующих органов приведен в части 1 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Субъекты государственного контроля

Проверки ФАС России и аналогичных региональных и муниципальных ведомств

Для контроля в сфере закупок ФАС России и аналогичные контролирующие региональные и муниципальные ведомства проводят:

Функции контрольных органов, которые будут проводить проверки, и их иерархия определены Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ . Кроме того, порядок координации действий центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов приведен в приказе ФАС России от 13 октября 2015 г. № 955/15 .

Так, ФАС России включает в план проверок только закупки для федеральных нужд. А вот внеплановые проверки может проводить в отношении всех закупок. В частности, центральный аппарат ФАС России рассматривает жалобы и проводит внеплановые проверки по закупкам на сумму от 1 млрд руб., а по гособоронзаказу - от 25 млн руб. Также ФАС России согласовывает контракты с единственным поставщиком:

Следовательно, если такая информация (жалобы) поступит в территориальные органы ФАС России, они передадут ее в центральный аппарат.

Контрольные органы субъектов РФ проводят внеплановые проверки закупок для нужд субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, а по плану проверяют только закупки для нужд субъекта РФ.

Контрольные органы местного самоуправления проводят плановые и внеплановые проверки закупок только для нужд соответствующего муниципального образования.

Процедуры электронных аукционов контролирует только ФАС России.

Однако если органы контроля в отношении одной и той же закупки примут противоречивые решения, то применяют решение органа более высокого уровня.

Указанный порядок следует из частей и , 17-20 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и приказа ФАС России от 13 октября 2015 г. № 955/15 .

Предмет проверки

Во время проверок ФАС России, в частности, устанавливает:

  • правильность принятого решения о способе закупки;
  • соблюдение процедур закупок, в том числе Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085);
  • соблюдение сроков заключения контрактов;
  • другие вопросы, которые касаются обеспечения конкуренции в рамках закупок.

Не проверяют результаты оценки заявок по следующим критериям:

одной и той же постоянно действующей комиссии по закупкам и ее членов;

Другая периодичность плановых проверок установлена в отношении каждой специализированной организации и комиссии по закупкам, которая действует не на постоянной основе. То есть такие комиссии создают, а специализированные организации привлекают только для одной конкретной закупки. Их могут проверить не более одного раза за период каждой закупки.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводят:

  • на основании жалобы участника закупки либо общественного объединения ;
  • на основании любой поступившей в контрольный орган информации о нарушении законодательства о закупках (включая публикации в СМИ и т. п.);
  • в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний.

Это исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки. А значит, проверять заказчика по другим основаниям нельзя. Так, органы контроля не вправе провести проверку контрактной службы, управляющего, комиссии по закупкам при согласовании контракта с единственным поставщиком, когда открытый конкурс признан несостоявшимся .

Если внеплановую проверку проводят на основании жалобы участника по ее результатам и рассмотрения жалобы, принимают единое решение. То есть контролирующий орган не может вынести два различных решения. Например, признать действия заказчика, которые обжалует участник, правомерными и принять решение о выдаче предписания.

Порядок казначейского контроля утвержден приказом Минфина России от 4 июля 2016 г. № 104н . В его рамках будут проводить сквозную проверку в единой информационной системе (ЕИС) сведений о каждой закупке (начиная с планирования и до включения в реестр контрактов данных о соответствующем контракте).

Данный вид контроля вступает в действие с 1 января 2017 года. Об этом сказано в части 5 статьи 99, статьи 114 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Финансовый контроль

Казначейство России и аналогичные региональные и местные органы проверяют заказчиков и других субъектов контроля в отношении:

  • правил нормирования закупок, а также их обоснованности;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • применения заказчиком мер ответственности по факту нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара (работы, услуги) условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги);
  • соответствия поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) целям закупки.

Кроме того, Казначейство России проверяет деятельность региональных и муниципальных органов финансового контроля в части соблюдения ими Закона о контрактной системе .

Полный перечень вопросов финансового контроля приведен в части 8 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 .

Порядок финансового контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация (ч. 11 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, на федеральном уровне Правила контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 .

Доступ проверяющих к документам

При плановых и внеплановых проверках контрольный орган в сфере закупок вправе на основании письменного запроса получать документы и информацию, необходимые для проведения проверки. Кроме того, проверяющие при предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) о проведении проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля .

По правонарушениям, которые совершены до 1 января 2014 года, действует особый порядок. По общему правилу нарушителя привлекут к ответственности по нормам закона, который действовал в то время (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ). Но есть особенности.

Такие разъяснения приведены в письме ФАС России от 21 января 2014 г. № ИА/2111/14 .

Если органы контроля обнаружат признаки уголовного преступления, в течение двух рабочих дней они уведомят об этом правоохранительные органы (ч. 29 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Ведомственный контроль

Контроль заказчиком

Заказчик также должен контролировать то, как поставщик (подрядчик, исполнитель):

  • исполняет условия контракта;
  • привлекает субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций .

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного - это разные вопросы. Однако, как правило, органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому учреждение при самостоятельной проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов .

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по бюджетной классификации, а именно по и .

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований:
- к государственным (муниципальным) программам;
- к направлениям деятельности органов власти и наиболее значимых учреждений, которые не включены в программы;
- к расходным обязательствам, которые должны быть исполнены за счет средств соответствующего бюджета.

Коды видов расходов (КВР) в свою очередь детализируют целевые статьи. Перечень и правила применения КВР приведены в подпункте 5.2 раздела III и приложении 3 указаний, утвержденных .

В учреждениях нецелевое использование бюджетных средств проверяют в том числе по КВР. К примеру, учреждению выделили средства на капремонт здания по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Но ремонт не провели, зато купили служебный автомобиль. Такая трата и есть нецелевка.

Чаще всего разъяснения выпускает Минфин России в своих письмах. Причем можно обратиться в министерство с запросом или воспользоваться более ранними разъяснениями.

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств еще в таких случаях:

  • бюджетные средства, выделенные на текущий финансовый год, израсходованы в счет предстоящих платежей следующего финансового года (например, перечисление налогов авансом в декабре);
  • оплачены дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях (например, отдельные виды командировочных расходов);
  • перечислен аванс по контракту сверх предела, установленного для авансовых платежей ;
  • бюджетные средства израсходованы без оправдательных (первичных) документов;
  • выплачены надбавки или доплаты к зарплате сверх нормативов, использованных при расчете и утверждении сметы ;
  • оплачены иные расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств (не согласованы с учредителем);
  • оборудование, приобретенное за счет средств бюджета для конкретных целей, используется по другому назначению, например, для ведения коммерческой деятельности .

Предварительный контроль

Пример предварительного контроля

В декабре 2015 года экономист казенного учреждения «Альфа» А.С. Кондратьев составил проект сметы на 2016 год и расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

В расчете плановых сметных показателей экономист отнес расходы на приобретение командированными сотрудниками проездных билетов на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Однако на основании указаний , утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н , выдача денег сотрудникам на билеты отражается по КВР 112 «Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

На стадии оплаты обязательств важно организовать правильное взаимодействие с органами Казначейства России, которые при санкционировании кассовых заявок проверяют правильность применения КВР и остатки ЛБО по ним (п. 10 Порядка , утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н). Когда Казначейство России не принимает заявку, не старайтесь «пропихнуть» платеж по любому коду вида расходов.

Если код был неверно определен при утверждении сметы, то предварительно обратитесь к ГРБС с просьбой внести изменения в смету . Если ошиблись органы казначейства, то обязательно направьте им письмо с обоснованием своей позиции. Без документального подтверждения при проверках контролеры могут «не поверить», что на неправильном КВР настаивало Казначейство России, и тогда предъявят обвинения в нецелевом использовании.

Нарушение целевого использования можно выявить не только по КВР, но и с помощью сопоставления других аналитических признаков.

Последующий контроль

Проверять целевое использование средств в прошедших периодах можно:

При этом контрольные мероприятия можно проводить как в отношении отдельных вопросов (например, правильности отражения контрактов по кодам видов расходов), так и отдельных участков учета (нецелевое использование материальных запасов).

Конкретный тип контрольного мероприятия, порядок и сроки его проведения, а также перечень изучаемых вопросов учреждение определяет самостоятельно исходя из требований собственных регламентов или соображений целесообразности.

Анализ отклонений между начисленными и исполненными расходами с одной стороны и утвержденной сметой учреждения с другой - это один из основных способов, который применяют ревизоры финорганов, чтобы выявить нецелевку.

В общем случае методы государственного финансового контроля основываются на сопоставлении однородных данных, которые содержатся в различных документах, таких как:

Внутренним ревизорам учреждения при проведении собственных мероприятий последующего контроля целесообразно использовать аналогичные методы. При этом для сокращения трудозатрат придерживайтесь логической последовательности в изучении и систематизации данных. Так, в ходе комплексной проверки целевого использования средств за прошедший год сверяйте по порядку друг за другом:

  • расчеты обоснования к проекту сметы с утвержденной сметой;
  • утвержденную и исполненную смету с бюджетной отчетностью за год;
  • отчетность и смету с данными учета о начисленных расходах;
  • начисленные расходы с кассовым расходом (исполненными расходами).

Для удобства сведите результаты сверки по всем двадцатизначным кодам классификации расходов бюджетов в табличную форму. В идеале при сопоставлении все позиции должны быть равны. То есть расходы должны быть начислены в отчетном году в объеме ЛБО (ассигнований) и в этой же сумме должны быть оплачены.

Чтобы проверить результат исполнения сметы, служба внутреннего контроля должна формировать такую таблицу по данным бухучета в целом за год. В том случае, если бухгалтерия учреждения будет использовать данный метод сопоставления на этапе текущего контроля ежеквартально (или ежемесячно), нужно учитывать, что смета еще не исполнена. В конце квартала причиной отклонений может быть обычная разница между датой оплаты и датой оприходования.

Выявленные отклонения - это сигнал для дальнейшего анализа. Чтобы установить причину расхождений, изучите все операции, которые в сумме дают неверное значение по коду расхода бюджета. В случае необходимости проверьте первичные документы по «подозрительным» бухгалтерским проводкам. Причиной несовпадения данных может оказаться обычная бухгалтерская ошибка.

Если у учреждения есть сомнения в правильности или достоверности каких-либо данных, то сверку проводите только после анализа и выявления нарушений. В этом случае можно будет избежать сопоставлений с ошибочными данными и сосредоточиться на анализе только тех позиций, в которых выявлены отклонения.

То есть перед сопоставлением данных об исполнении сметы убедитесь в правильности:

  • применения нормативов при разработке проекта сметы. Проверьте соответствие расчетов утвержденным показателям сметы;
  • формирования итоговых данных бюджетной отчетности. Установите их соответствие данным учета;
  • отнесения начисленных расходов на коды бюджетной классификации. Проанализируйте расходы на наличие иных нарушений, выявите факты завышения норм и т. п.;
  • перечисления оплаты. Определите законность различных выплат и наличие подтверждающих первичных документов.

Ответственность

Предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств - очень важная задача внутреннего финансового контроля учреждения.

За нарушение принципа целевого использования бюджетных средств учреждение, его руководителя или других ответственных сотрудников могут привлечь к административной, бюджетной или уголовной ответственности. Это произойдет, если проверяющие со стороны обнаружат ошибку. Причем ответственности не избежать, даже если вы исправите обнаруженное нарушение в ходе проверки. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например,

Статья 99. Контроль в сфере закупок

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

А) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

Б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

6. Порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной в части 5 настоящей статьи информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.

7. На основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями полномочия соответственно органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований на осуществление предусмотренного частью 5 настоящей статьи контроля могут быть переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

9. Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 настоящей статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и осуществляет в установленной сфере контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок;

2) порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;

3) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

4) порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

5) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

11.1. Порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), устанавливается в соответствии с общими требованиями , утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

11.2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением настоящего Федерального закона.

12. При проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

13. В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в части 13 настоящей статьи комиссии, контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

15. Контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. Обращение с жалобой на действия (бездействие) лиц, указанных в пункте 1 части 15 настоящей статьи, и информация о нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок положениями документации о закупке, извещения о запросе котировок, поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

16. Внеплановая проверка по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 15 настоящей статьи, проводится контрольным органом в сфере закупок, выдавшим предписание в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, исполнение которого контролируется.

17. Решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

18. Решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

19. При принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

20. При принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

21. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ