Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Сравнительные особенности закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ Возможности и проблемы

Особенности связаны с тем, каким образом правила устанавливаются вышестоящими органами. Также важно рассмотреть вопрос закупок у единственного поставщика, которые определены Положением о закупках. Практика по единственному поставщику разносторонняя. Кто-то считает такие закупки ограничением конкуренции.

Эти два закона регулируют деятельность по закупкам. И бюджетное учреждение выбирает, по какому закону нужно работать. Если сравнивать плюсы и минусы закупок по этим законам, то можно увидеть следующее:

223-ФЗ

  • План закупок в соответствии с 223-ФЗ и ПП №932 от 17.09.12.
    Сейчас последний год, когда планирование схоже по двум законам. Более удобное правило по сравнению с 44-ФЗ.
  • Не требуется обоснование закупки. Учредитель может требовать обоснования, но такого требования нет.
    Способы выбора поставщика регламентирует заказчик. Можно использовать любые процедуры в настоящее время. Но скоро будет как в 44-ФЗ. Здесь хватает запроса котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика.
  • Нет ограничений в описании объекта закупки. Техническое задание — сложность в любой закупки. По 223-ФЗ есть большая гибкость, но есть узость во взглядах контролирующих органов, так как применяются нормы из 44-ФЗ.
    Возможно изменение условий договора. По 44-ФЗ нельзя менять никакие условия, хотя эти требования были смягчены. Но все изменения нужно отражать в ЕИС.
  • Сведения о НМЦД. В отличие от 44-ФЗ нет обязанности проводить расчет специальным методом. Заказчик сам определяет цену, но часто не может определить точный объем закупок.
    Нет ограничений в части условий договора и штрафных санкций. Это очень мощный инструмент. Что касается исполнения договора, то высокие санкции отрезвляют участников. По 44-ФЗ есть порядок расчета штрафов и пеней.

44-ФЗ

  • План-график (2014 и 2015) по 94-ФЗ и Приказом МЭР и ФК от 20.09.13 № 544/18н
  • Требуется обоснование закупки
  • Способы выбора поставщика регламентированы
  • Ограничения в описании объекта закупки (без указания ТЗ, и др.)
  • Ограниченные возможности изменения условий контракта
  • Обоснование и определение НМЦК
  • Обязательные условия контракта, ограничения штрафных санкций

Более удобен для заказчика 223-ФЗ, но есть ремарка, касающаяся объемов закупок. Если говорить о бюджетном учреждении, то по 223-ФЗ закупаться может только то, что получено от приносящей доход деятельности, полученной в виде грантов и так далее. Если бюджет не сопоставим, то зачем работать по двум законам?

Ежегодно бюджетное учреждение должно подтверждать свой выбор по приказу руководителя. Если кто-то сомневается, то можно переутвердить Положение о закупке, но такого требования в законах нет.

Есть еще одна проблема у бюджетного учреждения: когда в рамках одного договора тратятся деньги из двух источников финансирования. Существуют несколько вариантов ее решения:

  1. Раздельное заключение договора по 223-ФЗ и контракта по 44-ФЗ. Но это не всегда возможно и не всегда на это идет поставщик/подрядчик. Ситуация не очень определена законом, но практика показывает, что это наиболее оптимальное решение. Это позиции придерживается регулятор:
    Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2887 «при проведении закупки за счет бюджетных средств и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ».
    Этого недостаточно. Необходимо прописать это в Положении о закупке. Без внесения ясности можно ожидать проблем в будущем.
  2. Бюджетные средства, которые получают другие категории заказчиков (автономные учреждения, унитарные предприятия). Это не 223-ФЗ. Это определено ст. 15 44-ФЗ. А в ней сказано, что средства, выделенные на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной и государственной собственности расходуются именно по 44-ФЗ. Все остальные закупки проводятся по 223-ФЗ.
    Есть определенная неясность, что представляет собой капитальное вложение. Из-за неясности есть разночтения. Теоретически можно называть капитальным вложением все средства, полученные из бюджета и тратить их нужно только по 44-ФЗ. Есть жизненная ситуация, когда автономному учреждению предписывают работать только по 44-ФЗ. Автономное учреждение явно прописано как заказчик, который работает по 223-ФЗ. Его явно нет в числе тех, на кого распространяется норма 44-ФЗ. Первая юридическая проблема с исполнением данной директивы возникает.

Вторая проблема. Если закупки по 223-ФЗ уже есть в практике автономного учреждения, то возникает вопрос о том, как уйти от этого закона? Но необходимо разместить Положение о закупке либо перейти на 44-ФЗ. Механизма снятия с закона нет. Но удалять информацию из ЕИС можно только по решению суда или предписанию ФАС. Заказчик не может выполнить такую директиву. Можно обратиться в орган, давший указание, и сообщить о невозможности его исполнения, а также о том, что оно нарушает требования законодательства.

Существует еще одна проблема у заказчиков с малым объемом закупок. Если он всегда работает с договорами до 100 000 рублей, то что он может размещать в ЕИС? В законе нет исключения: нужно размещать нулевые отчеты и планы. Формально есть штрафные санкции за неразмещение информации. Даже если закупки небольшие, все отчеты размещать необходимо.

Что заказчик должен размещать в соответствии с 223-ФЗ?

  • Положение о закупке и изменения в него
  • План закупки товаров, работ, услуг (1 год +)
  • План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (5-7 лет)
  • При каждой закупке:
  1. извещение о закупке,
  2. документация о закупке,
  3. проект договора,
  4. изменения, разъяснения,
  5. протоколы,
  6. сведения в реестр договоров.
  • Изменения договора
  • Ежемесячно — отчеты о закупках. 4 отчетные позиции.
  • Годовой отчет о закупке у СМП и ССП
  • Перечень ТРУ закупаемых у СМПС
  • Перечень ТРУ удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (2016)
  • Если произошел сбой в ЕИС, то информация должна размещаться на сайте заказчика. Также положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.

    Возникает вопрос? Указывать ли закупки до 100 000 рублей? Когда размещается ежемесячная отчетность, приходится суммировать договоры.

    Что касается изменения условий договора, то ограничений здесь нет. Можно менять все, кроме предмета договора. 223-ФЗ говорит о том, что меняется объем, цена и сроки, по сравнению с теми, что указанны в протоколе, необходимо раскрыть эти изменения в ЕИС в течение 10 дней.

    Еще одна актуальная тема — закупки по счетам. Без заключения договора. Легитимно ли это? Здесь можно опереться на Гражданский кодекс РФ.

    1. Если счет соответствует ст. 435 ГК РФ и содержит все существенные условия договора, его следует рассматривать как предложение заключить договор (оферту).
    2. Оплата - акцептом оферты, т.е. договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете.
    3. Соответственно, письменная форма договора в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ соблюдается, а договор - заключен.
    4. Для такой сделки действуют все правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (ПП от 31.10.2014 № 1132), до 100 тыс. - сведения не вносятся и в реестр договоров.

    Здесь необходимо соблюдать требования относительно включения информации в реестр.

    Работа с единственным поставщиком

    У школ и детских садов закупки у единственного поставщика обосновываются как работа квалификационной подготовки, госохрана и так далее. Это взято из типового положения о закупке. И эти основания не используются. Есть моменты, когда допускается включение в закупки у единственного поставщика вполне конкурентной продукции.

    К примеру, чтобы сократить риски по качеству питания, было принято решение включить данный вид закупки в число закупок у единственного поставщика. Это было оспорено на основании ограничения конкуренции.

    Основные проблемы закупочной деятельности на примерах из арбитражной и административной практики

    Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014 констатирует некоторые вещи, исходя из которых многие Положения о закупке должны быть скорректированы.

    • Устанавливая в положении о закупке возможность заключать договор до окончания срока подачи жалобы в антимонопольный орган, заказчик нарушает права участников.
    • При сокращении срока обжалования снижается эффективность защиты гражданских прав.

    В Положении о закупке заказчик не может предусмотреть оперативного заключения договора, то есть указать срок меньший, чем отводится на обжалование. Тем самым он мешает праву участника закупки на обжалование, заключая договор слишком рано. Исходя из этого, Суд считает, что срока заключение договора должен быть не менее, чем 10 дней.

    Также встречается еще одна ошибка. Она может быть проиллюстрирована решением Московского УФАС России от 16.04.2015 № 1-00-457/77-15. То есть, указывая требование, заказчик должен указать, как именно подтверждается это требование. Оно не должно быть абстрактным.

    При установлении требований к поставщику и его продукции:

    • требование должно быть установлено в закупочной документации;
    • должен быть установлен порядок подтверждения соответствия данному требованию.

    Нарушение - ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП (предъявление требований к закупаемой продукции по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке). Это может послужить поводом для наложения штрафов.

    Своевременность обжалования

    • Жалоба на действия заказчика подана после окончания срока подачи котировочных заявок у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для проведенной внеплановой проверки.
    • Подача жалобы по истечении срока, установленного в части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов, согласно пункту 3 части 1 статьи 59 указанного закона является основанием для возвращения жалобы УРЗ. Тем более что жалоба подана после того, как запрос котировок был признан несостоявшимся.
    • Таким образом, антимонопольный орган не имел правовых оснований для проведения внеплановой проверки и, следовательно, для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов.
    • Такая позиция соответствует практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.09.2011 ВАС N 3913/11 по делу N А51-7722/2010.

    В данном примере речь идет о том, что жалоба была подана с опозданием. Если жалоба подана с нарушением срока, то контролирующий орган не должен ее рассматривать. Но здесь жалобу рассмотрели и заказчик обжаловал ее рассмотрение. Суд встал на сторону заказчика и такая позиция - не исключение.

    Работа без заключения договора. Такая практика встречается очень часто. И даже на многомиллионные контракты. То есть работы выполняются «сейчас», а оформление происходит «потом».

    Требования к участнику по 223-ФЗ сильно отличаются от тех, которые есть по 44-ФЗ. Здесь говорится о том, какие именно требования предъявляются к участнику и насколько дискриминационными они могут быть. К примеру, было такое требование:

    Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем, за один год до даты размещения извещения о закупке.

    Может быть, какая-то логика в этом есть, но суд волновало то, как это может повлиять на возможность поставщика исполнить условия договора. Перегибать палку здесь опасно. Суд решил: исключаются вновь созданные предприятия, способные выполнить поставку (требования не измеряемые).

    Был пример из практики госзакупок. Образовательное учреждение провело запрос котировок на ремонт крыши, был выбран подрядчик. Но подрядчик не вышел на связь. По закону путь понятный: штрафные санкции, расторжение договора в одностороннем порядке - в общем, долгий процесс. Штрафы и пени вопрос с текущей крышей не решат. Заказчик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон и быстро найти нового подрядчика для проведения работ. Ответ подрядчика был такой: 30 000 платите и он согласен. Безусловно, требования по квалификации смысл выдвигать есть, но должны быть разумные пределы.

    Какие есть рамки в данном случае? Например, договор с начальной (максимальной) ценой в 500 000 рублей. Сколько требуется опыта у участника? Здесь требуется разумность. Для решения данной ситуации можно воспользоваться эмпирическим подходом. Существует универсальное правило Парето: 30% на 70% (или 20% на 80%). Таким образом, 1 к 3 - разумное требование. При этом установление требования о наличии опыта работ по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее 20% установленной начальной максимальной цены, не является нарушением норм законодательства, а является способом реализации права заказчика на установление квалификационных требований, связанных с предметом аукциона.

    Установление не обязательных по законодательству требований. Довод заявителя относительно правомерности установления в документации о закупке требования о предоставлении участником в составе заявки действующего полиса страхования профессиональной ответственности (с приложениями) со страховой суммой не менее 1 миллиона рублей со страховыми рисками: вред жизни и здоровью третьих лиц, вред имуществу третьих лиц, суд считает неправомерным, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности охранных организаций, вследствие чего отсутствие у участника закупки вышеуказанного полиса не может являться основанием для принятия заказчиком решения об отказе лицу в допуске к участию в закупке.

    Заказчик вправе закупать продукцию по товарному знаку

    Но своим правом надо пользоваться разумно. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.07.2014 по делу № А40-77378/2013

    • ФАС: указание товарного знака ограничивает конкуренцию.
    • Суд: Нормы 223-ФЗ не содержат запрета на возможность указывать в документации на товарные знаки.
    • Положение о закупке прямо предусматривает такую возможность.
    • При отсутствии прямого законодательного запрета антимонопольный орган не в праве делать выводы о потребностях хозяйствующего субъекта». Это действительно так. Такое решение прозвучало. Но если есть желание избежать проблем, то можно более серьезно подойти к вопросу использования товарного знака:

    В данном примере заказчик серьезно подошел к обоснованию. Он изучил рынок продукции и указал в своем обосновании, что на рынке представлен ряд производителей. Они изучили образцы продукции и сделали вывод, что именно и для каких целей подходит лучше всего. На этом основании указывается: так как задача у заказчика определенная, он выбирает продукцию данного производителя. Если ситуация не ангажированная и нет принципиальных моментов, то это очень хороший способ обоснования закупок для ФАС.

    Возможность оспаривания закупки у единственного поставщика

    • Признаки нарушения ч. 1 ст. 17 135-ФЗ - при проведении закупок товаров, работ, услуг, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
    • Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге.
    • При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
    • Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089). Доказательств обратного учреждением не представлено.

    Заказчик включил в свое Положение как закупку у единственного поставщика. Возможность закупки по организации питания общеобразовательного учреждения. Все эти опции прописаны. Это не могло пройти мимо конкурентов данного поставщика и было инициировано обращение в суд с указанием на то, что является ограничением конкуренции и не допускается при конкурентных закупках. Но Постановление Правительства говорит о том, что в данном случае закупка у единственного поставщика может быть необоснованной. Исходя из этого, заказчик не мог обосновать свой выбор, решение суда было не в его пользу.

    Возмещение убытков при уклонении победителя от заключения контракта

    Этот пример требует серьезной работы юристов. Повторить это непросто. Результат конкурентной процедуры: выбран победитель. Но он уклонился от заключения договора. Меры, которые применяются к поставщику довольно прозрачны и понятны: если предусматривается обеспечение заявки, то поставщик теряет его. Также грозит включение в Реестр недобросовестных поставщиков. Но заказчик пошел дальше: он заявил, что по вине первого поставщика он был вынужден заключить договор со вторым победителем. Но с разницей в цене: 1 млн. рублей предлагал первый поставщик, 1,2 млн. рублей - второй. Таким образом, заказчик понес убытки.

    Решение АС Томской области от 07.09.2015 по делу N А67-1211/2015 было таким: пусть поставщик возместит эту разницу.

    Заказчик: Победитель уклонился от заключения контракта, нарушив срок предоставления обеспечения его исполнения. Требование взыскать причиненные этим убытки.

    Суд: размер убытков - разница между суммой, указанной победителем в предложении о цене контракта, и ценой контракта, заключенного со следующим участником, за вычетом суммы обеспечения заявки.

    Этот подход является нестандартным, так как вместе с классическим включением в Реестр недобросовестных поставщиков и удержанием суммы обеспечения заявки поставщик возместил ущерб в размере 200 000 рублей.

    Общие формулировки

    Часто не хватает специалистов, которые могут грамотно составить техническое задание, прописать необходимые формулировки в документы, а также огласить список необходимых документов для поставщика.

    Но общие формулировки не являются решением. Важно знать, что если участник закупки не может понять, какие именно документы он должен предоставить, то это является нарушением со стороны заказчика. Откуда брать информацию? Ответ простой и неоднозначный: у поставщика. Общение с поставщиком чаще всего расценивается как сговор. Но только поставщик может корректно помочь заказчику с составлением технического задания, так как он в курсе всех нюансов своей работы и продукции.

    • Требование к участникам закупки, установленное в документации, должно сопровождаться указанием конкретного документа (документов), который должен быть включен участником в состав подаваемой заявки (п. 9 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ).
    • не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, какие документы подлежат обязательному включению в состав заявки на участие в закупке;
    • действия заказчика, не установившего перечень требуемых документов, нарушают положения п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

    ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ Несоблюдение предусмотренных законодательством … требований к содержанию извещений о закупке ТРУ и (или) документации о закупке ТРУ - штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Постановление ФАС от 10.07.2015 по делу № 223ФЗ-08/15/АК-378/15

    Общие актуальные проблемы и блок их решений

    Закупка у единственного поставщика осуществляется только в если применение конкурентных способов невозможно или экономически нецелесообразно.

    • Выбор поставщика без конкурентных процедур приводит к ограничению доступа лиц, претендующих на заключение договора, к участию в закупке
    • Признаки нарушения требований ч. 1 ст. 1 223-ФЗ, не соответствие принципам ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
    • Практика:

    • Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 № 15АП-19385/2014 по делу № А32-25338/2014;
    • Постановление АС Уральского округа от 14.08.2015 № Ф09-5430/15 по делу № А60-47219/2014).

    Изменения в 223-ФЗ: новеллы 2016 года и планируемые к принятию поправки в законодательство

    Закон простой, но поправили его много раз. Если говорить о последних изменениях, то ФАС разработала стандарт закупок по 223-ФЗ. Этот стандарт является рекомендацией и многие положение сходны с 44-ФЗ.

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 249-ФЗ

    Иногда заказчики не могут планировать точно, но реверанс в сторону закона делать необходимо.

    Также в ПП РФ от 21 июня 2012 г. N 616 «Об утверждении перечня ТРУ закупка которых осуществляется в электронной форме» были внесены изменения по ОКПД 2 и расширению перечня того, что заказчик должен закупать в электронной форме.

    Помимо 44-ФЗ, 223-ФЗ и Гражданского кодекса необходимо руководствоваться Арбитражно-процессуальным кодексом. К нему можно обращаться, если договор ушел в конфликтную плоскость. В него внесены изменения, которые касаются каждого заказчика (как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ).

    Закупка в электронной форме... только с использованием функционала электронной торговой площадки.

    • Правительство РФ наделяется правом устанавливать объемы закупок, которые заказчики должны проводить в электронной форме,
    • В состав ежемесячной отчетности добавляются сведения о закупках в электронной форме.

    Подобные новости ждут коллег, которые работают по 44-ФЗ. Это будет с начала 2017 года.

    Вопросы участников

    Закон допускает не проводить в электронной форме закупки у единственного поставщика. Как быть с позицией УФАС, которая предписывает проводить закупки в электронной форме, если сумма договора превышает 100 000 рублей?

    Скорее, речь идет о Постановлении Правительства, где указан перечень продукции. Эту продукцию необходимо закупать в электронной форме. Это первая мысль. Вторая мысль: существует ряд исключений, которые заказчик может не закупать в электронной форме. Также есть Положение о закупке, где может стоять допустимый порог закупок у единственного поставщика или иная особенность. Формально по 223-ФЗ заказчик вправе провести такую закупку в неэлектронной форме. Форма закупки сама по себе не влияет на конкуренцию. Электронная форма вовсе не означает закупку на электронной торговой площадке. Электронная форма - это электронный документооборот.

    Насколько правомерна заметка в договоре о распространении действия договора на отношения сторон, которые возникают в ходе его заключения?

    Существует статья 425 Гражданского кодекса РФ. Она допускает то, что стороны могут условия заключенного договора распространить на их отношения, которые возникли ранее. Такая ситуация часто возникает в начале года. Практика такая есть. Суды четко разделяют 2 ситуации: если договор заключен после конкурентной процедуры: конкурс, аукцион, запрос котировок. Здесь ответ суда: нет, так как это противоречит правовой природе торгов. А если речь идет о неконкурентной закупке, то да, можно использовать эту норму Гражданского кодекса. Вполне нормально, если счет закрывается по итогам исполнения договора.

    Должны ли быть приняты в учреждении кроме Положения о закупке дополнительные локальные акты (регламент закупки у единственного поставщика, положение о размещение отчетности и так далее)?

    Трудно сказать, не видя деталей. Допустим, существует закупочная комиссия из 5 человек, один из которых отсутствует и заседание проходит в составе 4 человек. Комиссия рассматривает заявку на предмет допуска или отклонения. Голоса разделяются: 50% на 50%. Но решение должно быть принято на каком-либо основании. И это должно быть прописано в Положении, либо в другом документе. Если весь регламент прописан в Положении, то смысла делать дополнительные документы нет. Положение должно быть доступно всем. Но если есть какие-то технические правки, то лучше унести их во внутренний документ во избежание многочисленных правок в Положении. И зачем показывать сторонним лицам, как принимаются закупочные решения? Есть смысл вынести это также во внутренний документ. А также важно иметь типовой документ по каждому виду закупок.

    Рамочный договор. В этом году заключили договор с монополистами. Сумма более 100 000 рублей к концу года. Будет ли это нарушением? Ведь сумму в начале года просчитать сложно.

    Во-первых, это по ГК РФ? В нем изменилось понятие «рамочный договор». По сути дела это набор условий, которые стороны зафиксировали для своих будущих отношений. А что касается того, если непонятна стоимость, то здесь сложнее. Как правило, цену просчитать можно. Если первый случай, то можно его расторгнуть по соглашению сторон. Также можно заключить новый договор. По 44-ФЗ можно менять условия договора.

    Бюджетное учреждение, работа по 223-ФЗ. Нужно ли Положение и кто его утверждает?

    Одна из школ не выставила План закупок на 2016. План по ним уже осуществляется. Есть ошибки, нужно их исправлять?

    Закупки без плана нельзя проводить. Ошибки лучше исправить и разместить обновление. Если ситуация подсветится, то контролер будет решать, что делать. Но не факт, что эта недоработка попадет в фокус внимания.

    Где указано, что ежегодно нужно подтверждать работу по 223-ФЗ?

    Это касается только бюджетных учреждений. Данное правило изложено в статье 15 44-ФЗ, которое изначально дает право работать по 223-ФЗ.

    В нашем Положении о закупках прописано, что закупки продукции свыше 100 000 рублей в квартал должны проводиться путем запроса котировок. Раньше было легко определить одноименность (ОКПД 2). Как быть сейчас?

    Если в Положении о закупке заказчик сам не определил понятие одноименности, то он не поставил рамки. К примеру, эквивлентность. Запрос котировок на предоставление автомобиля с водителем. Audi A6 или эквивалент. Было предложено в 2 заявках Hundai Sonata и Audi A6. Hundai как не эквивалент был отклонен. В результате каждый член комиссии получил штраф за необоснованное отклонение заявки, а заказчику предписали заново рассмотреть отклоненную заявку. Так как не было определено, что есть эквивалент, то любой автомобиль является эквивалентом. Именно поэтому необходимо четко сделать отсылку в Положении. Можно взять формулировку из 44-ФЗ.

    Принято типовое Положение о закупке. Есть пункт о закупках услуг образовательной муниципальной организации у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 000 рублей. При этом годовой объем закупок заказчика не должен превышать 50% годового объема закупок. Правильно ли это?

    Теоретически заказчик может все закупить у единственного поставщика. Был пример заказчика, который весь бюджет уводит на единственного поставщика. Но идет тенденция на сокращение доли закупок у ЕП. Можно все прописать в Положении. Нарушения 223-ФЗ не будет, но это бросается в глаза контролирующих органов.

    Можно ли применять антидемпинговые меры в закупке, если об этом ничего не сказано в Положении?

    Есть общее правило: в документации не должно быть того, чего нет в Положении. Можно идти по пути 44-ФЗ в плане освещения таких мер, а также можно установить требования обоснования цены, если участник предлагает демпинг.

    В Положении о закупке есть пункт: закупка у единственного поставщика, если закупка проводится за счет спонсорских средств, благотворительности, грантов, инвестиций и иных средств. Можно ли проводить закупку у ЕП?

    Если дана полная формулировка, то это сделать можно. Но если товар конкурентный, то здесь может быть обвинение в ограничении конкуренции.

    Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

    Заказчики по 223-ФЗ:

    Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

    Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

    Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

    Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

    Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

    На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

    Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

    Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

    Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

    Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

    Положение о закупках по 223-ФЗ

    Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

    Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

    Действия заказчика:

    Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

    Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

    Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

    В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

    Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

    Заявка участника

    Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

    Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

    Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

    Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

    223-ФЗ: электронная подпись

    Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

    Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

    Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

    Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

    Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

    1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
    2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
    3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
    4. Бюджетные учреждения:
      • за счет грантов, субсидий;
      • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
      • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
    • Положение о закупках.
    • План закупок.
    • Извещение о закупке.
    • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
    1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
    2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
    3. новую редакцию положения о закупке;
    4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
    • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
    • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
    • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
    • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

    75 772 просмотра

    Проведение совместных закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ, где таким закупкам посвящена отдельная статья (в части проведения совместных конкурсов и аукционов) 1 , никак не регулируется. Но и не содержит ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по 223-ФЗ есть возможность такие закупки проводить, хотя распространенной такую практику не назовешь. Их общая суть заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных товарах, работах или услугах (далее - ТРУ), осуществляет закупку общего объема этих ТРУ, в который входит не только потребность именно этого заказчика, но и потребность в данных ТРУ других заказчиков. По результатам осуществления закупки, данный «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свою потребность в ТРУ, а другие заказчики также заключают договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свои потребности. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно.

    Необходимость совместных закупок может возникать, например, если у нескольких подведомственных автономных или бюджетных учреждений 2 (например, региональных образовательных учреждений) имеется потребность в ГСМ для своего автотранспорта, или потребность в какой-то продукции (например, трубах для трубопроводов) имеется у нескольких дочерних предприятий какой-то коммерческой организации (в том числе, возможно, и у этой самой головной организации). Отметим, что инициатором проведения совместной закупки, как правило, является как раз некий «вышестоящий» орган - например, это может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств своих подведомственных учреждений, или головная коммерческая компания, заинтересованная в повышении экономичности закупок своих «дочек», а в каких-то случаях и в повышении экономичности и своих собственных закупок при наличии общих потребностей с этими «дочками». Хотя не исключается вариант, при котором заказчики по 223-ФЗ могут объединять свои закупки в целях оптимизации расходов и без какого-то сигнала сверху. Также для совместных закупок характерна ситуация, при которой среди заказчиков присутствует некий «заказчик-паровоз» с самой большой потребностью в ТРУ, который и обеспечивает «крупнооптовость» закупки, а остальные заказчики присоединяются к проводимой им закупочной процедуре со своими относительно небольшими потребностями. Хотя бывает и так, что потребности всех заказчиков в ТРУ примерно могут быть примерно одинаковы, а крупный опт как раз получается от сложения всех этих потребностей.

    Приведем для наглядности несколько примеров из практики.

    Пример 1.

    В декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение «Брянская станция по борьбе с болезнями животных» провела электронный аукцион для закупки различных видов вакцин с начальной (минимальной) ценой договора 88 086 руб. 3 Данная закупка проводилась для нужд 3 заказчиков - Брянской станции по борьбе с болезнями животных, которая одновременно выступила и в качестве организатора торгов, а также еще двух областных бюджетных учреждений: Центр ветеринарии «Пригородный» и Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных. В техническом задании по каждому заказчику была указана номенклатура необходимых ему вакцин и их количество. Начальная (минимальная) цена договора также была определена как сумма таких цен в разрезе каждого заказчика, при этом доля цены организатора торгов - заказчика составила 74 %. И в документации о закупке обоснование начальной (минимальной) цены договора было тоже приведено в разрезе каждого из 3 заказчиков.

    В аукционе, состоявшемся 19.12.2016, приняло участие 3 поставщика, победителем было признано ООО «Брянскзооветснаб», предложившее цену договора в размере 75 313,88 руб. По результатам аукциона каждый заказчик, в том числе и организатор торгов, должен будет заключить договор с данным поставщиком на поставку своей части вакцин.

    Пример 2.

    В ноябре - декабре 2015 г. ПАО «Ленэнерго» провело открытый конкурс в электронной форме для закупки услуг корпоративной сотовой связи в 2016-2018 гг. для нужд 4 заказчиков - самого ПАО «Ленэнерго», ОАО «Энергосервисная компания Ленэнерго», ЗАО «Царскосельская энергетическая компания», ЗАО «Курортэнерго» с начальной (минимальной) ценой договора в размере 47 169 тыс. руб. 4 Обратим внимание, что последние три заказчика являются дочерними компаниями ПАО «Ленэнерго», а само ПАО «Ленэнерго» в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Россети».

    В документацию о закупке были включены 4 отдельных технических задания в отношении каждого заказчика, утвержденные руководителями или уполномоченными должностными лицами заказчиков. Отметим для сведения, что технические задания состояли из сведений о количестве необходимых прямых и федеральных телефонных номеров, описания технических требований к услуге, плановому ежемесячному объему потребления услуг, перечня населенных пунктов Ленинградской области, где должна предоставляться услуга. Так же, как и в предыдущем примере, в закупочной документации были приведены начальные (минимальные) цены договоров в разрезе каждого заказчика, причем доля организатора торгов - заказчика опять же была львиной - 43 563 тыс. руб. Кроме этого, в документации о закупке были указаны единые для всех заказчиков максимальные тарифы по направлениям вызовов за минуту (вызовы на мобильные номера оператора в рамках корпоративного договора, исходящие вызовы в роуминге по России и т.д.). А вот обоснование начальной (минимальной) цены договора ни в целом, ни в разрезе отдельных заказчиков здесь в отличие от предыдущего примера в документацию не включалось - этого не требовалось положениями о закупке данных заказчиков.

    В конкурсе приняли участие 3 сотовых оператора - МТС, Мегафон и Билайн (Вымпелком). Согласно протоколам закупки, в конкурсную комиссию входили только сотрудники одного из заказчиков (организатора торгов) - ПАО «Ленэнерго». Все участники конкурса подали заявки, содержавшие одинаковое предложение по цене договора, равное начальной (минимальной) цене договора. По результатам рассмотрения поданных заявок заявки компаний МТС и Билайн были отклонены в связи с их несоответствием техническим заданиям. В связи с этим конкурс был признан несостоявшимся, и заказчики заключили договоры с компанией Мегафон как с единственным исполнителем.

    Пример 3.

    В мае 2015 г. муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 181» (г. Оренбург) провело запрос котировок для закупки хлеба для собственных нужд, а также нужд еще 6 таких же муниципальных учреждений дошкольного образования 5 . Общая начальная (минимальная) цена договора здесь не определялась, а в закупочной документации были определены 7 лотов (по числу заказчиков), каждый из которых имел свою начальную (минимальную) цену договора (от 23 540 до 66 750 руб.), спецификация же (техническое задание) в свою очередь содержала 7 разделов по каждому лоту, в которых были приведены конкретные потребности каждого заказчика в хлебе. Отметим, что в отличие от предыдущих примеров в этой закупке какого-то одного «заказчика-паровоза» не было.

    Также в отличие от предыдущих примеров данная закупка закончилась неудачей - на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки. Возможно, причиной этой неудачи было как раз то, что закупка была разделена по лотам, а закупочная документация (в частности, форма заявки) позволяла участвовать в закупке только в отношении одного или нескольких лотов (то есть не всех). Это могло не создать у потенциальных участников закупки представление о том, что речь идет о единой закупке большого размера у одного поставщика.

    В ЕИС также можно встретить совместные закупки, которые проводили и проводят заказчики по 223-ФЗ для приобретения топлива, новогодних подарков детям сотрудников, путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников, лакокрасочных материалов, технического обслуживания газового оборудования, страховых услуг, клининговых услуг, строительно-ремонтных материалов (песка, щебня), программного обеспечения, расходных материалов для оргтехники и компьютеров, электрооборудования, медицинских услуг и т.д.

    Условия и порядок проведения совместных закупок по 223-ФЗ, как и многие другие правила осуществления закупок, не регламентированные самим законом и его подзаконными нормативными правовыми актами, определяются в положениях о закупке конкретных заказчиков. И как это имеет место в отношении разных правил закупки, здесь тоже наблюдается заметное разнообразие. Вот как, например, осуществление таких закупок регулируется в положении о закупке упоминавшегося выше ПАО «Ленэнерго» - данный заказчик, являясь «дочкой» ПАО «Росссети», принял решение руководствоваться Единым стандартом закупочной деятельности ПАО «Россети» (положением о закупке) 6 .

    Данный документ содержит отдельный раздел «Управление совместными закупками» , перечислим его основные нормы .

    1. ПАО «Россети» и его дочерние компании могут заключать с другими заказчиками, в том числе осуществляющими закупочную деятельность не по стандарту ПАО «Россети, соглашение о совместных закупках продукции, однако, такое соглашение может быть подписано только при внесении в него условия, что правила проведения совместной закупки не могут нарушать нормы стандарта ПАО «Россети».
    2. В соответствии с соглашением совместные закупки могут проводиться с соблюдением следующих условий:
    3. Соглашение должно устанавливать права и обязанности заказчиков в рамках закупки, в том числе порядок согласования и утверждения извещения и документации о закупке, изменений и разъяснений документации о закупке, порядок формирования закупочной комиссии и порядок ее работы, порядок проведения заседаний закупочной комиссии и оформления ее решений.
    4. В соглашении должны определяться заказчик, выступающий организатором закупки, его права и обязанности.
    5. При планировании каждый заказчик включает совместную закупку в своей части в свой собственный план закупок. Обратим внимание на этот важный момент - такой подход является единственно правильным при любой совместной закупке по 223-ФЗ, так как в соответствии с нормативно-правовой базой в план закупки конкретного заказчика должны включаться сведения о закупке ТРУ, необходимых для удовлетворения потребностей данного заказчика 7 . Вместе с тем, отметим, что форма такого плана не предусматривает какого-либо указания на то, является ли та или иная закупка совместной 8 .
    6. По результатам совместной закупки может быть заключен либо многосторонний договор между всеми заказчиками совместной закупки и ее победителем, либо несколько отдельных договоров между каждым из заказчиков и победителем.

    А вот какие правила касательно совместных закупок мы видим в соответствующем разделе относительно мелкого заказчика по 223-ФЗ - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 323» (г. Уфа) 6 - см. ниже.

    1. При наличии у двух и более заказчиков нужд в одних и тех же ТРУ такие заказчики вправе проводить совместные закупки на основании соглашения, в котором определяются права, обязанности и ответственность заказчиков.
    2. При проведении совместных закупок могут применяться следующие способы, в том числе в электронной форме: открытый аукцион; открытый конкурс; запрос котировок цен. Отметим, что в данном случае в отличие от вышеприведенного примера имеет место ограничение способов закупки для осуществления совместных закупок - в положении о закупке данного заказчика также предусматривается применение такого конкурентного способа закупки как запрос предложений, но в перечень для совместных закупок он включен не был.
    3. Договор с победителем совместных закупок или с участником, с которым заключается договор, заключается каждым заказчиком. Отметим, что в отличие от предыдущего примера возможность заключения многостороннего договора здесь не предусматривается.
    4. Организатором совместных закупок выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких закупок.
    5. Соглашение должно содержать:
    • информацию о сторонах соглашения;
    • информацию о предполагаемых закупках, в отношении которых проводятся совместные закупки;
    • права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
    • информацию об организаторе совместных закупок, в том числе перечень полномочий, передаваемых указанному организатору сторонами соглашения;
    • порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
    • порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
    • примерные сроки проведения совместных закупок;
    • порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных закупок.

    Таким образом, в любом случае важной регулирующей составляющей осуществления совместных закупок является соглашение о проведении таких закупок, которое заключают между собой разные заказчики. Если какие-то процедурные моменты не упомянуты в положении о закупке, то они могут устанавливаться в этом соглашении. В качестве примера рассмотрим содержание соответствующего соглашения, которое было заключено между уже знакомым нам уфимским детским садом № 323 и другим таким же городским автономным учреждением «Детский сад № 28» 9 .

    Предметом данного соглашения является осуществление совместных закупок продуктов питания. Организатором закупок определен один из заказчиков - детский сад № 28. В его обязанности были включены:

    1. формирование комиссии по проведению совместных закупок;
    2. установление формы заявки на осуществление закупок, которую должен подавать другой заказчик организатору торгов;
    3. подготовка документации о закупке и ее утверждение, в том числе проекта договора;
    4. организация и проведение процедур закупок, в том числе размещение в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке (в том числе проекта договора), разъяснений по документации о закупке, протоколов, а также изменений, внесенных в соответствующие документы; прием и регистрация заявок от участников закупки;
    5. организация работы комиссии по проведению совместных закупок, составление протоколов и предоставление их другому заказчику;
    6. хранение всех документов, связанных с закупкой, в течение 1 года с даты размещения в ЕИС извещения о закупке.

    В свою очередь к обязанностям заказчика, не являющемуся организатором торгов , были относены:

    1. представление организатору торгов кандидатур своего представителя для участия в работе комиссии по проведению совместных закупок, обеспечение их участия в этой работе;
    2. предоставление организатору торгов заявок на осуществление закупок по установленной им форме в следующие сроки: конкурс или аукцион - ежеквартально, не позднее 60 дней до наступления квартала, в течение которого должны осуществляться закупки; запрос котировок цен - по мере необходимости, но не позднее 30 дней (закупка свыше 500 тыс. руб.) или 20 дней (закупка до 500 тыс. руб.) до начала исполнения договора;
    3. участие в определении организатором торгов требований к условиям поставки и начальной (минимальной) цены договора с целью установления единых требований и цены, применяющихся при осуществлении закупки;
    4. рассмотрение документации о закупке, составленной организатором торгов, ее утверждение в течение 3 рабочих дней с даты получения;
    5. в случае принятия решения об отказе от проведения закупки или внесения изменений в документацию о закупке - своевременное уведомление организатора торгов для проведения им необходимых процедур.

    Особым условием соглашения является то, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки с тем или иным заказчиком, срыва поставки продуктов данное обстоятельство служит основанием для повторного осуществления закупки организатором торгов без оформления новой заявки со стороны заказчика. В случае нарушения заказчиком, не являющимся организатором торгов, установленных сроков выполнения своих обязанностей, а также в случае ненадлежащего оформления заявки организатор торгов имеет право исключить данного заказчика из числа заказчиков, для нужд которых должна осуществляться закупка.

    В заключение следует сказать, что при проведении совместных закупок ключевое значение имеет стыковка правил осуществления закупок, установленных в положениях о закупке разных заказчиков. Именно поэтому, в числе прочего, совместные закупки практикуют, как правило, те заказчики, которые имеют, так сказать, «родственные» положения о закупках. Здесь может идти речь о коммерческих заказчиках, осуществляющих закупки на основании положения о закупке компании, которая является их учредителем, или чьи положения о закупке хоть и являются формально разными нормативными документами, но «списаны» с одного источника - с того же самого положения о закупке головной компании. Также таким случаем может быть ситуация, когда разные заказчики пользуются положениями о закупке, составленными на основе типового положения о закупке, утвержденного их общим учредителем. Например, в г. Новосибирске городская мэрия утвердила такое типовое положение и предложила своим муниципальным унитарным предприятиям, своим муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия г. Новосибирска в совокупности превышает 50 %, использовать его в качестве основы для формирования положений о закупке 10 . Хотя отметим, что в этом типовом положении проведение совместных закупок как раз не предусматривается. А вот, напротив, в типовом положении о закупке, утвержденном в Калининградской области в отношении областных государственных медицинских учреждений проведение совместных закупок предусмотрено 11 .

    1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

    2 Бюджетные учреждение вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ за счет части своих средств, в том числе за счет средств, полученных от оказания платных услуг и платных работ - в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    3 www.zakupki.gov.ru - закупка № 31604366856.

    4 www.zakupki.gov.ru - закупка № 31502923654.

    5 www.zakupki.gov.ru - закупка № 31502342451.

    6 www.zakupki.gov.ru.

    7 П. 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

    8 Форма плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

    9 http://detsad323.ru (раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Документы»).

    10 Постановление мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 № 11420 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ