Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Реестр недобросовестных поставщиков — это список контрагентов, нарушивших положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок.

В Российской Федерации существуют правовые нормы, которые регулируют ответственность исполнителей, признанных победителями по результатам закупки. В случае их уклонения от исполнения контракта, они попадают в особый список, который называется Реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой наложение определенных санкций на таких контрагентов.

22 ноября 2012 г. Правительством РФ было принято постановление, описывающее алгоритм действий — “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц””.

ФАС реестр недобросовестных поставщиков

Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.

Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:

    отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;

    обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;

    отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.

Реестр недобросовестных поставщиков — официальный сайт

Информация о компаниях, занесенных в данную базу, согласно ст. 104 44-ФЗ должна размещаться на едином информационном портале и быть доступна всем желающим на бесплатной основе.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков в ЕИС — http://zakupki.gov.ru

Многие заказчики ставят обязательным условием участия в торгах — отсутствие подрядчика в реестре.

Видео: как избежать внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:

  1. Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
  5. Данные о контракте:
    — дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует);
    —наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт;
    —код ОКВЭД товара (работ или услуг);
    —цена и валюта договора;
    —срок, в который должен быть исполнен контракт.
  6. Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
  7. Дата прекращения действия договора.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, так же есть коммерческие тендеры.

Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.

Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.

Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).

Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.

Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но практически повсеместно у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.

Алгоритм внесения подрядчика в РНП

В зависимости от ситуации, действия заказчика немного отличаются. Рассмотрим подробно каждую из ситуаций:

  1. Отмена (расторжение) контракта через суд или отказ от исполнения контракта заказчиком. Заказчик в течении 3-х дней, с момента расторжения контракта, должен направить в ФАС данные, соответствующие ч.3 ст. 104 ФЗ-44, а так же решение суда (его копию) или письмо с обоснованием причин отказа заказчика сотрудничать с данным поставщиком.
  2. Если планируется заключение договора с участником закупки, следующим по списку после отказавшегося победителя, то заказчик должен направить в ФАС информацию (п.1-3 ч. 3 ст. 104) не позже трех рабочих дней с момента заключения договора с участником под номером 2. Также необходимо приложить выписку из протокола рассмотрения заявок, протокола о проведении аукциона или какие-либо другие документы, которые свидетельствуют об отказе победителя от подписания контракта.
  3. Третий случай предусматривает уклонение от подписания договора единственным участником закупки. В данной ситуации заказчик в течение 5-ти рабочих дней после истечения срока подписания договора направляет информацию в ФАС (п.1-3 ч. 3 ст. 104) и прикладывает выписку из протокола рассмотрения заявки, протокола проведения тендера и иных документов, которые могут подтвердить, что единственный подрядчик отказался от заключения договора.

После того, как документы поступают в ФАС, сотрудники данного учреждения в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть факты, предоставленные в документации и вынести решение.

Если информации будет недостаточно для вынесения решения, то заказчику в течение 3-х рабочих дней, с момента получения данных ФАС, отправляется об этом уведомление. И еще 3 дня дается заказчику на обратную связь со службой для предоставления недостающей информации. Если информация о недобросовестности подрядчика подтверждается, то в течение трех дней ФАС включает в реестр недобросовестных поставщиков данного исполнителя.

Санкции за предоставление ложной информации

В случае, когда предоставление информации о недобросовестном поставщике является необходимым правовым действием, в рамках заключаемого контракта, то забывать и игнорировать это действие не стоит. Т.к. непредставление указанной информации влечет штрафные санкции (в соответствии с КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: для должностных лиц 15 000 руб; для юр. лиц — 100 000 руб.

Данные в статье актуальны на момент ее написания, для более полной и актуальной информации следите за правовыми нормами РФ.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Впервые такой механизм защиты интересов заказчиков как Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) был введен ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и довольно быстро доказал свою эффективность. Действенность такого способа защиты обусловлена тем, что РНП фактически на 2 года лишает предпринимателя доступа к государственным и муниципальным заказам. Для лиц, чей рынок сбыта охватывается бюджетной сферой (медицинское оборудование, лекарственные препараты, строительство автомобильных дорог и т.п.) такой запрет приравнен к «выкидыванию» с рынка.

При принятии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-ФЗ) был учтен имеющийся опыт ведения РНП и в Закон 223-ФЗ были включены соответствующие положения.

Как и РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) ведение РНП в сфере действия Закона 223-ФЗ осуществляется органами Федеральной антимонопольной службы (пп. 5.3.4. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Общий срок нахождения сведений в РНП по Закону 223-ФЗ составляет 2 года, по истечении которых информация из него исключается.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Особенностью ведения РНП согласно Закону 223-ФЗ является то, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, включаются в РНП только в том случае, если заключение договора по итогам закупки являлось обязательным. Поэтому при решении вопроса о возможности включения лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

При включении в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты судом в связи с существенным нарушением необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ;

2) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в том числе, в порядке ст. 310 ГК РФ сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в РНП не включаются;

3) действующим законодательством не предусмотрено обязательное вступление в силу соответствующего судебного решения. Поэтому, с формальной точки зрения для включения в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) достаточно решения суда первой инстанции, однако, на практике органы ФАС не осуществляют включение сведений в РНП до момента вступления решения суда в силу.

Перечень сведений, включаемых в РНП, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС РФ, порядок ведения РНП, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Необходимо отметить, что вопреки расхожему мнению направление информации о недобросовестных участниках закупки в ФАС является обязанностью Заказчика, а не его правом. Указанный вывод следует из п.п. 2, 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211. За ненаправление такой информации предусмотрена административная ответственность в размере от 10 000 до 15 000 рублей (для должностных лиц) или от 30 000 до 50 000 рублей (для юридических лиц) согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

Для отказа в допуске участнику закупки, сведения о котором включены в РНП, заказчику необходимо обязательно устанавливать соответствующее требование в закупочной документации, при этом заказчик вправе также включить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП, ведение которого осуществлялось в порядке, действовавшем до 01.01.2014 г. (по Закону 94-ФЗ).

Для получения более подробной консультации рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел. 8-912-351-26-42.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Полномочия по проверке сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), предоставляемых в ФАС России, возложены на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Установлен порядок осуществления таких полномочий.

В частности, комиссия проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления http://base.garant.ru/70269170/ . По ее результатам дает заключение, которое не позднее 2 рабочих дней представляется руководителю ФАС России для принятия решения о включении или об отсутствии оснований для включения сведений в Реестр.

Подтвержденные сведения включаются в Реестр не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС России.

С Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2013 г. N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Можно ознакомиться .

Если участник закупки уклонился от заключения договора в срок, предусмотренный в документации о закупке, либо договор расторгнут по решению суда, то Заказчик обязан направить сведения о таком уклонившемся участнике в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС), для решения вопроса о включении этого участника в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).

Направление таких сведений регламентировано Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В данном Постановлении Правительства РФ утверждены:

  • Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» можно .

Если Заказчик не направил сведения, либо нарушил срок направления, либо предоставил заведомо недостоверные сведения об участнике в контролирующий орган, для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, за это предусмотрена административная ответственность.

У Заказчиков есть такая обязанность направлять информацию в ФАС об уклонившихся от заключения договора участниках, и о тех участниках, с которыми договоры расторгнуты по решению суда, в связи с неисполнением условий договора. На самом деле установлены вполне реальные сроки для направления не очень большого количества информации. Уклонился участник закупки от заключения договора. Наступил последний день подписания договора, если договор не подписан, у Заказчика есть 30 календарных дней чтобы подготовить следующие документы: ИНН участника закупки, юридический адрес, итоговый протокол, может быть в процессе закупочной процедуры велась какая-то переписка, и направить все эти документы в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС).

Если закупочной процедурой предусмотрено заключение договора со вторым участником. Отчет 30 календарных дней пойдет от той даты, когда был заключен договор со вторым участником.

ВАЖНО!!! Соблюдение порядка заключения договора, установленного в документации о закупке.

Если ситуация сложилась немного по-другому, участник закупки не уклонился от заключения договора, договор был заключен, так как положено, не нарушив сроки, прописанные Заказчиком в документации, но не смог выполнить надлежащим образом условия договора, будет немного сложнее.

п. 3 ст. 450 ГК говорит, что односторонний отказ от исполнения договора влечет его расторжение. Одностороннее расторжение договора возможно только по решению суда. Заказчик направляет сведения в РНП о таком участнике, в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение суда первой инстанции вступает в силу, с момента истечения срока его обжалования в апелляционной инстанции. Если после получения решения суда первой инстанции, вторая сторона не стала обжаловать в апелляционной инстанции это решение суда, срок обжалования истек, решение суда вступило в законную силу, и с этого момента пошел отчет 10 рабочих дней для направлений сведений в РНП.

Если вторая сторона обжалует в апелляционной инстанции это решение суда, и судом будет принято исковое заявление, то Заказчику нужно дождаться решения апелляционной инстанции. В данной ситуации нужно учесть один момент, что решение апелляционной инстанции сразу вступает в законную силу, несмотря на то, что вторая сторона ещё может обжаловать действия Заказчика в вышестоящую инстанцию. Как только решение апелляционной инстанции вступило в законную силу, в течение 10 рабочих дней, Заказчику необходимо направить сведения в РНП. Кроме таких документов как ИНН участника закупки, юридический адрес, итоговый протокол, переписка с участником, ещё необходимо направить в ФАС копию решения суда. Если такое решение суда не изготовлено в полном объеме, нужно отправить в ФАС номер этого дела, которое рассматривалось в суде, и сообщить о том, что копия решения суда будет направлена сразу, как только данный документ появится у Заказчика. Так Заказчик обезопасит себя от привлечения к Административной ответственности за нарушение сроков, и покажет, что он законопослушный, добросовестный Заказчик, который знает все требования законодательства.

Заказчику очень важно обращать особое внимание на порядок заключения договора установленный в документации, для того чтобы включить в реестр недобросовестных поставщиков тех участников, которые уклонились от заключения договора.

В Федеральный Антимонопольный орган приглашаются представитель Заказчика и представитель участника, который уклонился, с целью подтверждения факта уклонения участника от заключения договора.

При нарушении порядка заключения договора установленного в документации Заказчиком, даже при наличии письменного отказа Победителя от заключения договора. Такой Победитель не попадёт в РНП. Такие решения обжаловались Заказчика в суде, суд в таких ситуациях поддерживает позицию ФАС.

Моменты, на которые нужно обратить внимание при составлении документации о закупке, связанные с порядком заключения договора.

Если в документации написано, что Заказчик передаёт проект договора, составленный на основании Протокола о результатах закупки Победителю, не позднее 5 рабочих дней с момента подписания Протокола, то необходимо выполнить это условие документации. В таком случае у Заказчика на руках должен быть документ с подписью и датой (не позднее 5 рабочих дней с момента подписания Протокола) от Победителя подтверждающий факт передачи Заказчиком и получения Победителем проекта договора. Если Заказчик не сможет подтвердить факт передачи проекта договора Победителю (направление проекта договора по электронной почте, не является подтверждением), то такой Победитель не будет включен в РНП, так как нельзя требовать исполнения обязанностей со стороны Победителя представить подписанный со своей стороны проект договора, который он не получал. Поэтому нужно очень внимательно следить за тем, как написано в документации. Многие участники знают о таком моменте, прекрасно понимают, что в РНП они не попадут, и могут этим злоупотреблять.

Следующий момент, который необходимо учесть при подаче сведений в ФАС, для включения в РНП недобросовестного участника, это если в документации о закупке написано, то Победитель направляет Заказчику подписанный со своей стороны проект договора не позднее 10 дней с момента подписания Итогового протокола. Это означает, что штампик почтового отправления со стороны Победителя должен стоять не позднее 10 дней с момента подписания Итогового протокола. А если Победитель отправил в адрес Заказчика проект договора обычной почтой России, то необходимо ждать, возможно, и месяц, и больше. Если по истечении указанного срока, у Заказчика нет проекта договора от Победителя, то нужно узнать какой способ направления выбрал Победитель, прежде чем направлять сведения о таком Победителе в РНП. Если у Заказчика нет столько времени ждать, и ему нужно получить договор не позднее 10 дней, то соответственно в документации о закупке нужно прописать, что Победитель должен представить подписанный со своей стороны договор, и не забыть взять с него расписку о получении второго экземпляра.

В Законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, мало что, урегулировано, он рамочный, и предлагает Заказчику свободу выбора работы на свое усмотрение. Заказчику необходимо лишь продумать и написать порядок работы в своем Положение о закупке. Это Положение о закупке и будет основным документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, в том числе и порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Чтобы не попадать в неловкие ситуации и не тратить зря время, Заказчику нужно подумать, как будет лучше именно для него построить закупочную деятельность, в том числе и порядок заключения договора, а не работать по шаблону придуманного кем-то Положения о закупке.

Можно написать, что Победитель включает в проект договора, который содержится в документации о закупке все свои условия и передает Заказчику, в срок не позднее, например, 5 рабочих дней с момента подписания Протокола о результатах закупки, то есть первое действие по передаче договора со стороны Победителя.

Или, например, Заказчик направляет на адрес электронной почты указанный в заявке Победителя, с адреса электронной почты указанного в документации Заказчика, проект договора, составленный путем включения условий предложенных Победителем Закупки, не позднее, например 7 рабочих дней.

Можно работать и по электронной почте, но при этом должны быть строго зафиксированы адреса и сроки в документации о закупке, для успешного доказательства в контролирующем органе своих действий по включению в РНП недобросовестных участников закупки. В противном случае никаких последствий для Поставщика не будет, он уклонится от заключения договора, сорвет закупку и при этом не понесет никаких последствий.

Если договор расторгается по обоюдному соглашению, либо в суде подписывается мировое соглашение, в этих случаях участники не попадают в РНП, обязательно должно быть решение суда, в котором сказано, что договор расторгается в связи с невыполнением условий.

1. Для того, чтобы проверить внесен ли недобросовестный Участник в РНП, о котором Заказчик направлял сведения в ФАС, нужно зайти на официальный сайт www.zakupki.gov.ru в личный кабинет, и нажать вкладку слева внизу Реестр недобросовестных поставщиков, Также в этом разделе, Заказчик может проверить всех участников, которые подали заявки на участие в той или иной закупочной процедуре на наличии их в РНП. Обязательным требованием Заказчика является отсутствие Участника закупки в РНП, и участники, как правило, представляют такой документ с подписью и печатью, но как говорится, доверяй, но проверяй, тем более это не занимает много времени.

2. Откроется реестр недобросовестных поставщиков, где предлагаются параметры поиска по наименованию / ФИО недобросовестного поставщика и по ИНН, также можно указать дату включения в реестр.

3. Вводим номер ИНН, либо ФИО недобросовестного поставщика, можно и то, и другое, в соответствующие строки, и нажимаем кнопку найти. Проще всего и правильнее искать по ИНН, так как названия могут быть и одинаковые, а индивидуальный номер налогоплательщика ни с чем не перепутать.

ВИД НАРУШЕНИЯ

КЕМ НАРУШЕНО

СУММА ШТРАФА

Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

(Статья 19.7.2-1

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере:

От 5000 - 10000 рублей;

На юридических лиц:

От 10000-30000 рублей.

4. Результат поиска показывает, что состоит такой поставщик в РНП, также представлена информация о том, какой орган включил данные сведения в реестр, номер записи и дата включения, наименование поставщика, ИНН и его почтовый адрес. Данные сведения можно распечатать, нажав на кнопку печать.



Заказчик обязан направить сведения в реестр недобросовестных поставщиков в 2-х случаях:

1. Победитель отказался от заключения договора.

2. Договор расторгнут по решению суда.

Информация о недобросовестном поставщике, подрядчике и исполнителе исключается из реестра по истечении 2 лет с даты его включения в реестр. В особых случаях, предусмотренных законодательством РФ, такая информация исключается из РНП до истечения указанного срока на основании решения суда.

Поставщикам необходимо соблюдать правила торгов и условия договора, и тщательно готовить необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка вы уже слышали о реестре недобросовестных поставщиков или же встречали такую аббревиатуру, как РНП. В настоящей статье я подробно расскажу вам о том, что собой представляет данный реестр, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть. Информации будет много, поэтому на изучение статьи вам потребуется минут 10 свободного времени. И так, давайте начнем…

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый черный список поставщиков.

Согласно части 8 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе (ЕИС) и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

До 01.01.2014 года данный реестр располагался по адресу — //rnp.fas.gov.ru/ .

В настоящее время и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы РНП по 44-ФЗ располагается на официальном сайте по адресу — //zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Вы можете перейти по указанной выше ссылке и сразу попасть в данный реестр, либо зайти на главную страницу сайта — www.zakupki.gov.ru .

Затем в данном разделе нажать по пункту “Реестр недобросовестных поставщиков”. После чего перед вами откроется сам реестр с находящейся в нем информацией о недобросовестных поставщиках.

Кто занимается ведением РНП?

Согласно части 1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службой (в соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»). Сайт ФАС — //www.fas.gov.ru/ .

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе — пункт 24.

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из . Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей ; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей .

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Ведение РНП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регламентируется статьей 5 настоящего закона.

РНП по 223-ФЗ также располагается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по следующему адресу — //zakupki.gov.ru/223/dishonest/public/supplier-search.html .

Ведением реестра также занимается Федеральная антимонопольная служба. Срок включения информации об участнике (поставщике) в реестр по 223-ФЗ составляет — 2 года. Основания для включения информации в данный реестр аналогичны основаниям по 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены:

  • перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Вот мы с вами и рассмотрели основные вопросы, касающиеся реестра недобросовестных поставщиков, если у вас возникли вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад ответить. Желаю вам удачи и чтобы сведения о вас или о вашей организации никогда не попали в РНП!


Реестр недобросовестных поставщиков

Создание специальной базы данных, включающей сведения о неблагонадежных участниках госзакупок, было предусмотрено для обеспечения обязательств поставщика в рамках процедуры размещения заказов по законам «О контрактной системе...» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), «О закупках товаров...» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) и для защиты добросовестной конкуренции, предупреждения злоупотреблений (определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426).

Основаниями для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выступают (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонение участника закупок от выполнения контракта;
  • расторжение контракта по судебному предписанию;
  • отказ заказчика в одностороннем порядке от контракта по причине существенного нарушения положений такого контракта со стороны поставщика (законом № 223-ФЗ не предусмотрено).

Рекомендуем. Если госзаказчик предлагает контракт, не соответствующий конкурсной документации, избежать отказа от контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, можно путем подачи протокола разногласий .

Нет императивной нормы, запрещающей субъекту, включенному в реестр недобросовестных поставщиков, участвовать в закупках. Тем не менее законы 223-ФЗ и 44-ФЗ позволяют заказчику по собственному усмотрению включить в закупочную документацию условие об отсутствии субъекта в таком реестре (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

В связи с этим заказчики зачастую просят потенциальных поставщиков представить в комплекте закупочной документации также справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. О том, где можно получить такую справку и какие сведения в ней должны быть отражены, мы расскажем далее.

Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Законодательством в сфере закупок порядок оформления и выдачи такой справки не регламентирован.

Кроме того, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС в сфере закупок) любой пользователь может бесплатно ознакомиться с содержанием реестра неблагонадежных участников закупочной деятельности, найдя интересующие сведения по данной ссылке (п. 3 Правил ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, п. 6 Правил ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

Таким образом, любой заказчик может без получения справки от потенциальных поставщиков самостоятельно проверить их на предмет соответствия данному требованию.

Далее мы рассмотрим, каким образом можно составить данную справку, если заказчик все же запросит ее в комплекте документации, поскольку уполномоченный на ведение реестра госорган — Федеральная антимонопольная служба — таких справок не выдает.

Справка (декларация) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец

Унифицированной формы справки/декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не утверждено, поэтому каждая организация или индивидуальный предприниматель, желающие участвовать в закупках, могут составить ее в свободной форме с указанием всех необходимых данных.

Структура документа может быть следующей:

  • Сведения об адресате: наименование и адрес заказчика.
  • Сведения о потенциальном поставщике: наименование и адрес.
  • Название документа: справка/декларация об отсутствии сведений об организации/ИП в реестре неблагонадежных участников закупочной деятельности.
  • Основной текст справки.

Поскольку четких требований к форме справки для подтверждения данных об отсутствии поставщика в таком реестре нет, на практике такие сведения представляются различными способами. Например, может быть письменно изложено, что субъект не внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Другой вариант — распечатка с официального сайта ЕИС в сфере закупок по ссылке данных поиска.

Еще один способ — указание потенциальным поставщиком на соответствие организации требованиям заказчика (например, когда заказчик установил в закупочной документации соответствующие требования об отсутствии данных о поставщике в таком реестре).

  • Подпись руководителя организации.
  • Дата составления справки.
  • Приложения (например, скриншот страницы поиска ЕИС в сфере закупок с результатами поиска).

Шаблон, на основе которого может быть составлена такая справка, можно скачать по ссылке ниже: Выписка из реестра недобросовестных поставщиков - образец .

Итак, справка/декларация/выписка из реестра недобросовестных поставщиков составляется в свободной форме самим потенциальным поставщиком и представляется в общем комплекте документации за подписью руководителя организации-поставщика.

Заказчик также может собственными силами проверить любого потенциального поставщика с помощью официального сайта ЕИС в сфере закупок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ