Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Особенности современной рыночной экономики предполагают неизбежное вступление всех сторон рыночных взаимоотношений в условия кредитования или приобретения кредита. Этот вариант, когда одна из сторон дает определенную сумму денежных средств на пользование другой стороне, делает возможным нормальное функционирование той или иной организации, которой необходим постоянный оборот средств. В свою очередь кредиторы тоже получают определенное вознаграждение в виде процентных отчислений от суммы займа. Но не всегда у должника получается вовремя и в строго отведенные сроки выполнить взятые на себя обязательства. В таком случае ему грозит судебное разбирательство с привлечением к административной ответственности, для чего кредитор обязан подать в суд исковое заявление. Однако иногда бывает мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который является одним из традиционных средств их несостоятельности. Цель данного официального документа состоит в сбережении имущественных активов должников.

Что такое мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

Смысл моратория состоит в приостановлении выполнений должниками имеющихся у них обязательств в денежной форме. То же самое касается и обязательств по уплате обязательных платежей, в частности, налогов. Наряду с этими действиями, мораторий помогает в прекращении тех мер, которые направлены на обеспечение требований кредитора. Должник не имеет права самостоятельным образом выполнять взятые ранее на себя денежные обязательства.

Процедура введения моратория приводит к определенному ограничению гражданских прав кредиторов, которые главным образом касается денежных обязательств.

Законодательно принята процедура регулирования моратория как официального процесса, соответствующего ограничению гражданских прав в допускаемой Федеральным Законом № 40 «О несостоятельности кредитных организаций» степени. Эта мера напрямую призвана способствовать восстановлению способности должника заплатить по своим долгам. Более того, данные меры направлены на защиту частных и публичных интересов, которые тем или иным образом вовлечены в . Запрещенное самостоятельное погашение должником неисполненных обязательств в денежной форме не позволяет кредитору в судебном порядке потребовать взыскания задолженности в принудительном порядке.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона, расчеты с кредиторами производятся по определенному плану управляющим санацией и осуществляются без каких бы то ни было ограничений. Если же до утверждения плана санации управляющий проведет расчеты с кредиторами, это будет считаться нарушением моратория.

В момент действия моратория неустойка в виде штрафов, пеней и других финансовых санкций начисляться не имеет права, вплоть до того момента, когда, по необходимости, будет возбуждено дело о банкротстве. А неустойка, начисленная еще до введения моратория, не будет являться объектом правового регулирования отношений, касающихся несостоятельности должника, и предъявлена может быть только после того, как дело о банкротстве будет закрыто. Но несмотря на этот факт, Закон не исключает возможности списания неустойки, равно как и всей задолженности или же рассрочки платежа, посредством заключения мирового соглашения. Оно представляет собой обоюдные уступки со стороны и кредитора, и должника, направленные на урегулирование возникшей спорной ситуации мирным путем. С момента полной ликвидации должника, согласно статье 51, определяющей , и статье 52 о , неустойка по невыплаченным долгам включается в список объектов правового регулирования отношений несостоятельности. Для ее оплаты предусмотрена шестая очередь.

Процедура банкротства и ее влияние на мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Мораторий отличается некоторыми особенности в зависимости от настоящей процедуры банкротства. Если дело касается процедуры распоряжения имуществом в период до официальной публикации информации о возбуждении дела по случаю банкротства, то мораторий распространится только на те денежные обязательства, сроки исполнения которых наступили до момента возбуждения дела. Публикации в газете или в каком-то другом средстве массовой информации подталкивает к необходимости обратиться в течение месяца в хозяйственный суд, имеющий отношение к этому делу кредиторов. Причем абсолютно всех, независимо от наступления срока исполнения обязательств.

Требования кредиторов, обратившихся в суд, в официальном порядке включают в реестр всех требований. И уже с данного момента может быть осуществлен только в порядке, установленном Законодательством, а не в указанные ранее сроки исполнения обязательств по долгу. Действия моратория согласно такому порядку будут распространяться исключительно на внесенные в реестр требования. И в случае несвоевременного обращения кредитора в суд, другими словами, когда он опаздывает со своим исковым заявлением, он потеряет законное право получения своего долга по предусмотренной процедуре банкротства. И оставшиеся у должника перед данным кредитором денежные обязательства будут считаться недействительными, то есть не требующими исполнения.

После того как должник будет признан банкротом, абсолютно все требования по имеющейся на данный период задолженности должны предъявляться только в пределах процедуры по ликвидации. Данные требования тоже включаются в реестр и должны быть оплачены вместе с остальными кредиторами. В то же время статья 31 не имеет никаких ссылок на выполнение тех требований кредиторов, которые не были предъявлены в хозяйственный суд и, соответственно, не были включены в реестр. Со вступлением моратория в силу на текущую задолженность перестают начисляться всевозможные штрафы, пени и другие экономические санкции по неустойке. Проценты по ставке на задолженности банкам или другим организациям, имеющиеся до возбуждения дела и в момент его ведения, тоже прекращают начисляться.

Случаи, которых мораторий на удовлетворение требований кредиторов не касается

Если дело касается , то мораторий по нему не вводится. Потому что суд сразу же после того, как принимает заявление о возбуждении дела, касающегося банкротства, выносит постановление, по которому должник признается банкротом. И, согласно статьям 51 и 52, открывается ликвидационная процедура.

Отличают несколько видов требований кредиторов, на которые не распространяется действие моратория. К таким пунктам относятся.

  • заработная плата;
  • авторское вознаграждение;
  • алименты;
  • возмещение причиненного здоровью или жизни граждан вреда;
  • требование, касающееся текущей задолженности.

Мораторий приостанавливает исполнение того объема денежных обязательств, срок исполнения которых имел место еще до возбуждения дела о банкротстве должника. Когда же дело касается текущих кредиторов, то в этом случае денежные обязательства появляются уже после того, как в суде было возбуждено дело о банкротстве. Это подтверждает то, что требования кредиторов остаются свободными.

Если суд вводит мораторий, то он сразу же приостанавливает исполнение имеющихся у должника денежных обязательств как мирными средствами, так и в принудительном порядке. Факт введения моратория указывается в определении суда. И главной целью, к которой государство идет, вводя в силу мораторий, является необходимость сохранить ликвидную массу должника.

В большом количестве случаев должник старается погасить имеющиеся долги перед кредитором до того момента, как факт несостоятельности будет опубликован в официальном печатном издании. Если же должник не делает это, то в последующем он не имеет возможности быстро закончить дело о своем банкротстве, ведь сразу же после публикации появляются остальные кредиторы, требующие в судебном порядке разрешить сложившуюся проблемную экономическую ситуацию. Но суд слепо не доверяет данным кредиторов. Проводя подготовительное заседание, им окончательно выясняется степень обоснованности и подтверждения бесспорных денежных требований кредитора на данный конкретный момент.

Мораторий и его зависимость от того, кто инициировал банкротство

Ценность моратория относится к должникам, так как они имеют возможность в период действия моратория накопить денежные средства. Согласно этому, некоторые юристы предлагают дифференцировать момент введения моратория, который ставится в зависимость от субъектов, инициировавших процедуру банкротства.

Если дело о банкротстве организации, имеющей долг, инициировано самим должником, то считается правильным вводить мораторий в момент возбуждения данного дела. В том случае когда дело о банкротстве возбуждается по инициативе кредитора, мораторий предлагают вводиться в момент публичного объявления о данном факте в любом официальном издании средств массовой информации.

Мировое соглашение на данном этапе процедуры распоряжения имеющимися средствами заключать нельзя, так как оно само по себе является тем глобальным официальным документом, который охватывает всех кредиторов компании-должника, которые являются миру, то есть суду, только после того, как факт банкротства опубликуют в газете. Только после этого действия (публикации) возможно приступить к оформлению мирового соглашения. В этой связи порядок процедуры отзыва заявления кредитора будет напрямую связан с введением моратория. Поэтому должник не должен иметь никаких ограничений в погашении своего долга, как со стороны распорядителя имуществом, так и со стороны кредитора. Сделать это нужно до появления новости в прессе.

Мораторий – это необычный процесс, который вводится не только в разных компаниях, но и даже в банках. Каждый человек, у которого имеется вклад в банке, должен знать о том, когда он сможет получить страховку.

Это возможно сделать не только тогда, когда организация объявляется банкротом, но и при введении моратория.

В этом случае максимальная страховая сумма, которая выплачивается вкладчикам, равна 1,4 млн. руб.

Важно! Мораторий представлен специальным процессом, при котором предоставляется право банку на получение отсрочки по обязательствам, причем максимальный период времени, на который вводится данная процедура, представлен тремя месяцами.

В России к такой процедуре прибегает Банк России достаточно редко, так как обычно альтернативой выступает отзыв лицензии.

Также нередко используется процедура банкротства, если организация не может далее справляться со своими обязательствами.

При введении моратория выполняются стандартные действия:

Все эти действия приводят к тому, что прекращается основная работа банка.

Приостановка удовлетворения требований

После введения моратория назначается для банка временная администрация.

Вся процедура предполагает, что банк на некоторое время не исполняет свои обязательства, поэтому вкладчики не обладают возможностью забрать свой вклад.

Дополнительно не проводятся разные платежи кроме текущих.

Назначенная администрация оценивает имеющиеся активы, после чего принимается решение о том, какие действия будут предприниматься в отношении банка, так как может проводиться процедура санации или может отзываться лицензия.

Важно! Даже в случае заморозки вкладов все равно происходит далее начисление процентов, но для этого используется 2/3 ставки рефинансирования.

Каждый вкладчик в случае применения моратория к банку может обратиться в АСВ для получения страхового возмещения.

Что такое система страхования вкладов? Смотрите по .

Выполнять этот процесс надо через две недели после начала процедуры. Помимо самого вклада выплачиваются и начисленные проценты.

Вкладчики могут и не обращаться за своими , так как могут подождать окончания срока моратория.

Как вводится мораторий в банке на примере банка Югра? Смотрите видео:

Нередко применяется к банку процедура санации, поэтому далее будут обслуживаться клиенты в прежнем режиме.

Законодательное регулирование

Все действия, осуществляемые при введении моратория, регулируются ФЗ №177, а именно ст. 95 данного закона.

В нем говорится о том, что мораторий представлен процедурой, позволяющей банку взять отсрочку платежа по всем имеющимся долгам.

В ФЗ №127 указывается на то, что Банк России обладает возможностью применять мораторий, срок которого не может превышать трех месяцев.

В этот промежуток времени банк обладает правом не удовлетворять требования кредиторов, поэтому не выплачиваются средства по вкладам и не перечисляются проценты.

Дополнительно в этом законе прописывается, что вводится для такого банка временная администрация, а это требуется, если не исполняются организацией обязательства перед кредитором в течение 7 дней.

Во время действия моратория выполняются действия:

  • не начисляются неустойки, которые могут оговариваться в договоре или назначаться по закону, а также не применяются иные санкции к банку;
  • не взыскиваются какие-либо долги;
  • приостанавливаются исполнительные производства, открытые в отношении банка;
  • запрещается удовлетворять организацией требования учредителей или кредиторов.

Не распространяется мораторий на:

  • удовлетворение требований людей, перед которыми банк несет ответственность за то, что им по его вине был нанесен вред;
  • на требования людей по получению ими зарплаты или разных пособий;
  • на требования по оплате разных организационных или хозяйственных затрат, которые требуются для работы банка.

Таким образом, после официального введения моратория банки перестают отвечать по обязательствам, поэтому кроме текущих платежей не исполняются какие-либо иные платежи или обязательства.

Важно! Назначенная временная администрация производит оценку активов, чтобы определить, достаточно ли их, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов.

Как вводится мораторий

Вводится данная процедура исключительно Банком России.

Также может кредитор подать иск в суд, после чего выносится соответствующее решение, на основании которого выбранный банк получает запрет на исполнение обязательств.

Какие депозиты для юрлиц предлагают банки? Смотрите .

Во время принятия решения суд ориентируется на целесообразность применения моратория, так как от него должен производиться положительный эффект.

Это обусловлено тем, что на это время полностью сохраняется ликвидная масса активов банка, поэтому назначенная временная комиссия сможет рационально определить его стоимость.

Решение ЦБ на объявление маратория в банке.

После вынесения решения суда, замораживаются все выплаты по обязательствам банка, причем если отказывается организации выполнять это добровольно, то к ней могут применяться принудительные меры.

Как долго действует мораторий

Применяется данный процесс в отношении банков, которые перестают справляться со своими обязательствами, причем срок его действия зависит от мнения управляющего.

Важно! Максимальный срок длительности моратория равен 9 месяцев, но управляющий может подать специальное ходатайство, на основании которого будет осуществляться пролонгация периода заморозки, если в назначенный срок не получилось выполнить все необходимые действия и оценить полностью финансовое состояние банка.

В это время могут выявляться какие-либо сомнительные сделки или контракты, которые при этом станут основанием для улучшения платежеспособности банка или могут стать причиной значительных убытков.

Особенности трехмесячного моратория

В законе отсутствуют сведения о том, каков минимальный период моратория, но максимально он равен 3 месяца.

Не разрешается накладывать заморозку на слишком долгий срок, поэтому допускается пролонгация исключительно на срок до 18 месяцев, если это нужно, чтобы выполнить все текущие задачи назначенной комиссией.

После окончания данного срока выбирается один из вариантов:

  • выявляется, что у банка имеется достаточно много активов, чтобы справиться с требованиями кредиторов, поэтому требуется проведение процедуры санации, а все вкладчики, которые не потребовали свои средства по страховому возмещению, далее могут рассчитывать на начисление процентов по вкладам;
  • определяется, что активов банка недостаточно, чтобы справиться с имеющейся нагрузкой и количеством требований, поэтому начинается процедура банкротства.

Если вбирается второй вариант, то начинается процесс конкурсного производства.

Конкурсное производство: особенности

Он заключается в том, что все имущество, принадлежащее банку, продается на специальных торгах, что дает возможность сформировать конкурсную денежную массу.

Полученные от этих действий деньги полностью направляются на погашение долгов организации. В конце данного процесса производится ликвидация банка, после чего с него снимается ответственность по оставшимся задолженностям.

Важно! Процедура санации выбирается достаточно редко, причем обычно в отношении банков, которые являются крупными и системообразующими, поэтому если у них будет , то это может негативно сказаться на всей банковской системе.

На что распространяется мораторий

При использовании данной процедуры приостанавливается удовлетворение требований кредиторов в отношении платежей:

  • по исполнительным производствам;
  • по взысканиям, которые являются имущественными, причем сюда же относится разное залоговое имущество;
  • по решениям, на основании которых требуется банку возместить моральный вред клиенту;
  • по другим документам, по которым с банка принудительно взыскиваются средства;
  • по решениям, на основании которых взыскиваются долги по зарплате или авторским контрактам;
  • по требованию имущества, которое должно забираться из чужого владения.

Период, когда введен для банка мораторий, обладает многими нюансами.

Как получить деньги, когда в банке введен мораторий? Советы вкладчика банка Югра в этом видео:

К ним относится:

  • на долги не начисляются штрафы, пени или иные виды санкций;
  • не используется инфляционный индекс;
  • все начисляются исключительно по ключевой ставке независимо от ставки, которая прописывается в договоре, составленным с вкладчиком;
  • управляющий может договариваться с кредиторами в отношении снижения ставки, по которой начисляются проценты;
  • во время моратория даже приостанавливается срок исковой давности.

За счет всех этих особенностей банк может оперативно концентрироваться на улучшении своего финансового состояние.

На что не распространяется мораторий

Важно! Мораторий допускается вводить при банкротстве, которое осуществляется с использованием упрощенной схемы, поэтому отсутствует возможность для санации или внешнего управления, так как требуется сразу начинать процедуру ликвидации организации.

Не допускается заморозка на:

  • выплату зарплаты;
  • перечисление алиментов работников банка;
  • гонорары по авторским контрактам;
  • возмещение вреда, нанесенному жизни или здоровью людей со стороны банка;
  • требования, имеющие отношения к текущим платежам.

Если долги возникают после начала внешнего управления, то они должны выплачиваться.

Могут ли вкладчики обратиться за страховкой

Важно! Мораторий является основанием для вкладчиков воспользоваться своим правом обратиться за страховым возмещением.

В этом случае надо обращаться в АСВ, в результате чего будет возвращена вся вложенная сумма с процентами. Максимально она равна 1,4 млн. руб.

Если была вложена на счет банка большая сумма денег, то некоторая часть суммы пропадет.

Поэтому если у вкладчика вложено больше денег, то для него более целесообразным считается подождать решения комиссии, так как если банк является крупной организацией, то велика вероятность, что будет применена процедура санации, поэтому можно будет полностью вернуть все вложенные деньги.

Как начисляются мораторные проценты по вкладам.

Понятие и правила получения мораторных процентов

В период действия моратория продолжают начисляться проценты по вкладам, хотя для их расчета используется ставка рефинансирования, а не та ставка, которая указывается в договоре, составленным между банком и вкладчиком.

Такие проценты называются мораторными.

Если после моратория начинается ликвидация компании, то мораторные проценты выплачиваются только после того, как будут удовлетворены требования всех кредиторов.

Если же на эти цели не хватит имущества банка, то проценты не будут выплачиваться.

Если в результате моратория назначается процедура санации банка, то мораторные проценты будут начислены вкладчикам в полном размере.

Заключение

Таким образом, мораторий считается специфической процедурой, во время которой прекращается удовлетворение требований кредиторов.

Этот процесс обладает строго определенной длительностью и предназначен для оценки активов банка.

Во время процедуры вкладчики могут получить страховое возмещение.

Результатом моратория может стать банкротство банка или его санация.

Е.В. Бурмак,

советник налоговой службы I ранга

Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" с момента перехода кредитной организации под управление Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство) до окончания срока осуществления плана ее реструктуризации вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам кредитной организации в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до момента принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под его управление.

Обязательства кредитной организации, возникшие после ее перехода под управление Агентства, подлежат исполнению в полном объеме.

При этом указанный Федеральный закон не уполномачивает какой-либо орган своим решением вводить мораторий, и он начинает применяться в силу свершившегося юридического факта перехода кредитной организации под управление Агентства.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов действует до 12 месяцев и может быть продлен Агентством, но не более чем на 6 месяцев, или отменен Агентством до истечения срока его действия.

Решение об отмене или продлении моратория принимается правлением Агентства как органом управления Агентства, который в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" принимает решение о формах и об условиях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства.

При этом согласно разъяснениям Банка России от 26.07.2000 N 1-ОР "Об отдельных вопросах, связанных с применением Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”", с учетом положений п. 2 ст. 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; эти требования подлежат удовлетворению кредитной организацией при реструктуризации обязательств кредитных организаций до момента заключения мирового соглашения. Основанием для такого заключения является то, что с момента перехода кредитной организации под управление Агентства вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, действие которого в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не распространяется "на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам".

Несмотря на достаточно четкую формулировку указанных положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", их реализация на практике выявила ряд проблем.

Так, налоговыми органами было установлено, что отдельные реструктурируемые банки, несмотря на введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, продолжали принимать к исполнению платежные поручения клиентов на перечисление налоговых платежей в бюджет за счет остатков денежных средств на счетах, образовавшихся до введения моратория.

При такой ситуации суммы денежных средств по поручению списывались с расчетного счета клиента и помещались в картотеку банка без оплаты с его корреспондентского счета.

Подобные действия реструктурируемых банков приводят к нарушению положений ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", в соответствии с которыми действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до момента принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства.

Кроме того, это приводит к постоянно увеличивающемуся объему картотеки, а следовательно, к изменению размера требований, предъявляемых кредиторами к банку, что нарушает положения ст. 23, 24, 26 и 27 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", определяющих порядок реструктуризации обязательств кредитной организации.

Позиция же Банка России по данному вопросу такова, что кредитная организация не вправе по причине моратория на удовлетворение требований кредиторов отказать клиенту в принятии платежного поручения.

Однако, разъясняя отдельные вопросы банковского санирования (например письмо Банка России от 13.09.1999 N 275-Т), Банк России отмечает, что при решении вопроса о введении моратория учитывается необходимость обеспечения сохранности имущества кредитной организации, недопущение случаев удовлетворения требований отдельных кредиторов кредитной организации в ущерб другим кредиторам, а также возможность осуществления кредитной организацией мер по предупреждению банкротства.

Принципиально важно также отметить, что Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" не содержит ограничительных норм по взысканию образовывающейся текущей задолженности у кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Применение же установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) мер воздействия, то есть предъявление ко взысканию имеющейся у банков задолженности по налоговым платежам, может привести к срыву исполнения мировых соглашений, утвержденных арбитражными судами, и банкротству банков.

Вместе с тем вопрос о невозможности проведения банком, находящимся под управлением Агентства, обычного банковского обслуживания законодательно не урегулирован, что создает предпосылки для легализации уклонения от фактической уплаты налоговых платежей.

Как следует из положений совместного заявления Правительства РФ и Банка России об экономической политике в 1999 году, а также позиции Минфина России, изложенной в письме от 05.01.2000 N 01-02-01/22-22, в период реструктуризации производятся операции с активами и пассивами кредитной организации. При этом реструктурируемый банк не проводит обычного банковского обслуживания и, таким образом, не конкурирует с нормально работающими кредитными организациями.

После завершения процесса реструктуризации кредитная организация осуществляет банковские операции на общих основаниях, в связи с чем не нарушается принцип свободной конкуренции и не существует угрозы стабильности банковской системы.

Следующая проблема связана с тем, что ряд банков, а именно: ОАО ПК "АвтоВАЗбанк", АБ "Инвестбанк", ОАО МБ "Петр Первый", АКБ "Кузбассугольбанк", АБ "Евразия" и АКБ "Вятка-банк" - относятся к числу банков, перешедших под управление Агент-ства до вступления в силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций".

В разъяснениях Банка России от 24.09.1999 N 281-Т "По вопросам применения Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”" указывалось, что к кредитным организациям, находящимся под управлением Агентства, но не отвечающим его требованиям, а именно к таковым и относятся вышеуказанные банки, Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" применяется со дня приобретения Агентством прав на акции (доли в уставном капитале), за исключением положений подпункта 3 п. 2 и п. 5 ст. 13, ст. 16, п. 4 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона.

Таким образом, положение о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не применялось к названным выше банкам, что и было подтверждено соответствующими телеграммами Банка России от 11.02.2000 N 40-Т и от 18.04.2000 N 86-Т.

Однако это разъяснение Банка России было признано Верховным Судом Российской Федерации недействующим с момента его издания (решение от 03.03.2000 N ГКПИ 99-1176).

Основанием к вынесению такого решения Верховным Судом Российской Федерации стало обращение граждан-вкладчиков о противоречии указанного разъяснения федеральному законодательству и нарушении их прав как вкладчиков банка, который подвергается реструктуризации, поскольку указанным разъяснением предусматривается возможность заключения мирового соглашения до удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.

Вместе с тем исходя из положений ст. 13 вышеуказанного Федерального закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится с момента перехода кредитной организации под управление Агентства, и его введение не связано с какими-либо ограничениями и условиями.

Указанные обстоятельства могут стать причиной оспаривания действий налоговых органов по периоду начисления пеней на сумму имеющейся у банков задолженности по налоговым платежам, а также по ее взысканию.

Это может также негативно повлиять на отражение процесса реструктуризации задолженности кредитных организаций перед Российской Федерацией в соответствующей отчетности (прежде всего в лицевых счетах налогоплательщиков).

В такой ситуации МНС России посчитало необходимым уточнить вопрос о порядке введения моратория на удовлетворение требований кредиторов по кредитным организациям, перешедшим под управление Агентства.

С этой целью, а также основываясь на положениях п. 3 ст. 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", наделяющих Банк России исключительным правом давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Закона, в Банк России были направлены письма от 09.01.2001 N 05-1-13/25 и от 13.06.2001 N 05-1-13/367 о необходимости официальных разъяснений по вопросу введения моратория на удовлетворение требований кредиторов.

В свою очередь, Банк России, рассмотрев обращения МНС России, ответил письмом от 10.07.2001 N 09-33-1/2525. Далее приводим текст письма за подписью Заместителя Председателя Банка России О.В. Можайскова:

"Банк России рассмотрел Ваше обращение от 13.06.2001 N 05-1-13/367-Р004 с просьбой ускорить решение вопроса о разработке официальных разъяснений Банка России по вопросу введения моратория на удовлетворение требований кредиторов по кредитным организациям, перешедшим под управление Государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций“ (далее - Агентство) до вступления в силу Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, и сообщает следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации 3 июля 2001 года постановил признать “не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1, 2 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), положения 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и находящиеся в системной связи с ними положения пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в той мере, в какой ими не предусматриваются субъект, управомоченный на введение моратория на удовлетворение требований граждан к кредитной организации, находящейся в процессе реструктуризации, основания продления такого моратория, а также чрезмерно ограничиваются права граждан вкладчиков и ущемляется право на судебную защиту”.

В связи с этим подготовка каких-либо официальных разъяснений Банка России до истолкования Конституционным Судом Российской Федерации своего решения в части распространения его на возникшие до его принятия юридические факты представляется юридически некорректной".

Поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации стали жалобы граждан, являющихся вкладчиками АКБ "СбС-АГРО" и ОАО "Банк Российский кредит".

Основанием к рассмотрению дела явилось неисполнение указанными банками судебных решений по искам вкладчиков, удовлетворенных судами общей юрисдикции, о взыскании сумм вкладов и процентов по ним по договорам банковского вклада, обязательства по которым не были выполнены банками в связи с введением моратория на удовлетворение требований кредиторов при переходе данных банков под управление Агентства.

В связи с наличием определенных трудностей правового решения этого сложного вопроса представляет интерес непосредственно логика рассуждения и выводов Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Реализуя предоставленные Конституцией Российской Федерации возможности в этой сфере, гражданин посредством, в частности, договора банковского вклада осуществляет иную не запрещенную законом экономическую деятельность, которая находится под защитой Конституции Российской Федерации.

При этом конституционная свобода договора, провозглашаемая и в числе основных начал гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ), и лежащее в ее основе юридическое равенство сторон не исключают предоставление определенных гарантий экономически слабой стороне, каковой в договоре банковского вклада обычно является гражданин-вкладчик, с тем чтобы реально обеспечивалось соблюдение принципа равенства сторон в договоре в соответствии со ст. 19 и 34 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, содержащееся в п. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и в подпункте 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" положение о введении моратория на удовлетворение требований граждан-вкладчиков по обязательствам банков, находящихся в процессе реструктуризации, затрагивает их конституционные права, закрепленные ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Мораторий, то есть приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей [ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"], ограниченное по действию во времени определенным сроком и направленное на восстановление платежеспособности банка, служит одним из способов обеспечения экономических и юридических интересов его кредиторов, включая граждан-вкладчиков, защита прав и законных интересов которых в сфере кредитных отношений требует дополнительных гарантий.

В этой части закрепление в подпункте 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и находящейся в системной связи с ним ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" такой меры, как мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Напомним еще раз, что в соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" мораторий на удовлетворение требований ее кредиторов вводится с момента перехода кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций по обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

При этом предельный срок действия моратория 12 месяцев, но может быть продлен Агентством не более чем на 6 месяцев или отменен Агентством до истечения срока его действия.

Уместно заметить, что Агентством было принято решение о продлении моратория на удовлетворение требований кредиторов практически по всем кредитным организациям, находящимся под управлением Агентства, и по которым был введен мораторий на предельный срок, то есть на 6 месяцев.

Приведем следующие данные:

Наименование кредитной организации

Дата введения моратория

Дата продления моратория

ОАО «Банк Российский кредит»

19.10.1999 (телеграмма Банка России от 21.10.1999 № 299-Т)

19.10.2000 продлен на 6 месяцев (телеграмма Банка России от 20.10.2000 № 152-Т)

ОАО «СбС-АГРО»

16.11.1999 (телеграмма Банка России от 18.11.1999 № 316-Т)

17.11.2000 продлен на 6 месяцев (телеграмма Банка России от 04.11.2000 № 169-Т)

ОАО «Дальрыббанк»

21.12.1999 (телеграмма Банка России от 11.02.2000 № 41-Т)

21.12.2000 продлен на 6 месяцев (телеграмма Банка России от 14.12.2000 № 188-Т)

ОАО КБ «Воронеж»

28.01.2000 (телеграмма Банка России от 24.02.2000 № 51-Т)

27.01.2000 продлен на 6 месяцев (телеграмма Банка России от 02.02.2001 № 17-Т)

ОАО КБ «Кузбасспромбанк»

01.02.2000 (телеграмма Банка России от 04.2000 № 80-Т)

Отозвана лицензия (приказ Банка России от 18.10.2000 № ОД-423)

ЗАО «Амурпромстройбанк»

30.03.2000 (телеграмма Банка России от 25.04.2000 № 92-Т)

30.03.2001 продлен на 6 месяцев (телеграмма Банка России от 26.04.2001 № 59-Т)

Башпромбанк

24.07.2000 (телеграмма Банка России от 24.07.2000 № 165-Т)

не продлевался

Продление срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по приведенным кредитным организациям было связано со сроками рассмотрения и утверждения в арбитражных судах мировых соглашений, заключенных между банками и их кредиторами.

Исходя из правовой основы порядка введения моратория в рамках реализации положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" можно сделать вывод, что надлежащий субъект, наделенный правом принимать решение о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов, в том числе и требования граждан-вкладчиков, равно как и конкретный срок его действия в зависимости от финансового состояния конкретного банка, законодателем не установлен, как не установлен и круг оснований, необходимых для принятия решения о продлении моратория.

Основываясь на данных фактах, Конституционный Суд Российской Федерации делает обоснованный вывод, что данные обстоятельства ведут к неопределенности правового положения участников соответствующих правоотношений, чем в конечном счете ограничиваются права граждан-вкладчиков, закрепленные ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов только на основании предписаний закона, без указания управомоченного субъекта, решение которого о введении (продлении) и сроках действия моратория могло бы быть обжаловано в судебном порядке, лишает граждан возможности обратиться в суд за защитой своих прав. В результате конституционное право на судебную защиту оказывается ущемленным, и при таких обстоятельствах его использование не может считаться эффективным средством правовой защиты.

Законодатель, установив исчерпывающий перечень требований, на которые действие моратория не распространяется, не учел должным образом баланс интересов граждан-вкладчиков и банков, не предусмотрел надлежащий механизм компенсации ущерба, причиненного гражданам-вкладчикам, чем - вопреки предписаниям ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - чрезмерно ограничил их права, закрепленные ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Поскольку мораторий означает публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения, правовое регулирование отношений, затрагиваемых введением моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитных организаций, должно основываться на общеправовом принципе соразмерности и пропорциональности вводимых ограничений, с тем чтобы исключалось произвольное ухудшение условий для гражданина-вкладчика, являющегося, как правило, экономически слабой стороной в договоре банковского вклада. В связи с этим действующее законодательство в части механизма компенсации ущерба, причиняемого кредиторам введением моратория на удовлетворение их требований, нуждается в совершенствовании.

Основываясь на данных выводах, Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 35 (части 1, 2 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), положения подпункта 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и находящиеся в системной связи с ними положения п. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в той мере, в какой им не предусматриваются субъект, управомоченный на введение моратория на удовлетворение требований граждан-вкладчиков к кредитной организации, находящейся в процессе реструктуризации, основания продления такого моратория, а также чрезмерно ограничиваются права граждан-вкладчиков и ущемляется право на судебную защиту.

Признан также не соответствующим ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации подпункт 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в части, предоставляющей Агентству по реструктуризации кредитных организаций право продления моратория на удовлетворение требований граждан-вкладчиков по обязательствам банка, возникшим до момента его перехода под управление Агентства, на срок до 6 месяцев.

На этом основании и в соответствии с частью 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Принимая во внимание указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации, нельзя не сделать вывод о том, что количество так называемых "белых пятен" в порядке введения моратория не уменьшилось.

В заключение, хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, отраженную в рассматриваемом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации и активно обсуждаемую в обществе, а именно: проблему гарантирования вкладов населения в кредитных организациях.

Из Конституции Российской Федерации, гарантирующей охрану прав граждан, закрепленных в том числе ее ст. 35 (часть 1), вытекает обязанность государства обеспечить охрану прав конкретного собственника, каковым является гражданин-вкладчик, который, размещая принадлежащие ему денежные средства во вкладах, несет определенный риск.

Как указывается в рассматриваемом постановлении Конституционного суда Российской Федерации, этим целям призвано служить создание системы гарантирования вкладов физических лиц, которое в своей основе направлено на формирование механизмов их защиты при размещении собственных сбережений в кредитных организациях и отвечает потребностям самой банковской системы, так как приведет к восстановлению доверия к банковской системе и привлечению дополнительных вкладов населения, что должно обеспечиваться посредством специального правового регулирования.

Действительно, в настоящее время решение проблемы гарантирования вкладов населения в кредитных организациях является одной из наиболее важных задач, стоящих сегодня перед органами государственной власти и управления Российской Федерации.

Однако ее полное решение может быть достигнуто только за счет осуществления комплексных мер по реформированию и реструктуризации финансово-кредитной системы.

Следует заметить, что на протяжении ряда лет рассматриваются различные подходы и, как следствие, законопроекты, направленные на создание определенных предпосылок для восстановления доверия к банкам со стороны частных вкладчиков и кредиторов, а также нормального функционирования системы банковских институтов.

В настоящее время законодателем выработаны определенные направления в решении этой проблемы.

Как следует из положений ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам должен быть создан Федеральный фонд обязательного страхования вкладов.

При этом определяется, что участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие граждан. Порядок создания, формирования и использования средств названного фонда определяется федеральным законом.

Минэкономразвития России разработало Концепцию гарантирования вкладов физических лиц в кредитных организациях, построенную на следующих основных принципах: обязательность участия в системе гарантирования вкладов для кредитных организаций, привлекающих вклады населения; накопительный характер формирования резерва системы гарантирования вкладов, его создание за счет регулярных взносов банков, привлекающих вклады населения; дифференцированность взносов банков в систему гарантирования вкладов; приоритетная защита интересов мелких вкладчиков и установление "потолка" гарантированных выплат для крупных вкладов, прозрачность и открытость деятельности для общества.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, проблема создания эффективной системы защиты вкладов населения еще ждет своего решения.

В процессе банкротства компании участвуют все займодатели. Они официально предъявляют свои финансовые претензии к организации-банкроту, включаются в реестр требований и ожидают погашения задолженности в порядке очерёдности. Однако в определённых обстоятельствах может быть введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов. На какие статьи распространяется его действие, и когда он заканчивается? Поговорим об этом ниже.

Что такое мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов — документ, который призван защищать имущество должников банка. При невыплате займа в срок финансовое учреждение может потребовать выполнения обязательств в судебном порядке. Мораторий является подтверждением несамостоятельности должника. Это гарант приостановления имеющихся денежных обязательств. Документ ограничивает права банка касательно возвращения ему долга.

Простым языком, данная процедура являет собой право на отсрочку платежей по обязательствам. Она относиться к разряду страховых случаев. С момента её введения организация приостанавливает все платежи и операции кроме текущих. Во время действия закона внешний управляющий оценивает активы компании или банка, возможности выплаты по всем требуемым статьям.

Мораторий является подтверждением несамостоятельности должника.

Введение

Введение меры обусловлено необходимостью восстановления способности лица оплатить имеющиеся долги. В этом случае, кредитор не имеет права подать в суд с целью возврата средств. С того момента, как вводится эта мера, и вплоть до её прекращения:

Статьи, на которые распространяется и не распространяется мораторий

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на:

  • Обязательства и платежи, вводимые до наступления арбитражного управления.
  • Требования банка о покрытии убытков, возникших из-за отказа АУ от выполнения условий договора.

Внешнее управление – это процесс банкротства, вводимый для восстановления платёжеспособности организации. Максимальный срок введения внешнего управления – 18 месяцев. По необходимости, он может быть продлён максимум на полгода.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на:

  • обязательства, появившиеся после признания банкротства;
  • долги, время исполнения которых произошло после введения внешнего управления;
  • требования об изъятии долгов по зарплате, авторские отчисления, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда;
  • алименты;
  • обязательства по текущим задолженностям. Подразумевается, что мораторий вводится только касательно обязательств, появившихся до инициирования дела о банкротстве. Долги, возникшие во время ведения дела, придется выплачивать.

При упрощённой процедуре банкротства введение моратория не производится. Начинается ликвидационный процесс. При введении моратория исполнение денежных обязательств останавливается мирно или принудительно. Требуется всё это для обеспечения ликвидной массы должника.

Зависимость моратория от лица, инициирующего банкротство

Действие моратория направлено, в первую очередь, на защиту должника. По этой причине его введение может зависеть от того, кто инициировал банкротство. Если это была организация, имеющая долги, то закон обычно начинает действовать с момента возбуждения дела. Если дело заведено по инициативе банка, то закон начинает действовать с момента объявления банкротства в СМИ.

Кредиторам, ожидающим выплат, предоставляется определённая компенсация. В частности, это «мораторный» процент по ставке рефинансирования ЦБ. Нельзя сказать, что подобные начисления выгодны кредиторам, так как ставка уже длительное время составляет менее 15% годовых.

Если было принято решение о переносе сроков оплаты налогов, на объём имеющихся долгов начисляется процент.

При упрощённой процедуре банкротства введение моратория не производится.

Пени и штрафы

Штрафы за неисполнение обязательств могут начисляться только по текущим долгам и тем платежам, которые появились после прохождения процедуры банкротства. Проценты перестают начисляться в следующих случаях:

  1. Арбитражным судом было приято решение о начале выплат кредиторам;
  2. Имеющиеся задолженности оплачены в ходе арбитражного управления;
  3. Была пройдена процедура банкротства и открыто производство в рамках конкурса.

Действие и момент окончания моратория

Пока действует мораторий, арбитражный управляющий имеет возможность в спокойной обстановке просчитать дальнейший план действий. В это время требования кредиторов, которые пошли в суд, включаются в реестр требований. Как попасть в реестр кредиторов . Погашение задолженностей производится в соответствии с , а не по срокам, установленным кредиторами.

После окончания действия закона кредиторами могут быть выдвинуты требования об оплате всех задолженностей в объёмах, установленных до даты введения моратория. Мораторий действует только касательно требований, которые были внесены в реестр.

После признания банкротства все требования по имеющимся задолженностям предъявляются в рамках закона о ликвидации.

В том случае, если кредитор обращается в суд несвоевременно, его требования не могут быть удовлетворены согласно закону о банкротстве. Соответственно, все имеющиеся перед ним долги признаются недействительными.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов имеет следующие цели:

  • стабилизация денежного состояния;
  • предоставление возможности оплаты счётов в дальнейшем;
  • предоставление времени на то, чтобы арбитражный управляющий смог разобраться с кризисной ситуацией и сформировал план по возобновлению платёжеспособности.

Такое право предоставляется на срок до трёх месяцев. За это время, в ходе внешнего управления, должна разрешиться ситуация с кризисным состоянием. После снятия моратория организация обязана выплатить имеющуюся задолженность в соответствующем объёме. Для получения средств кредитору нужно внести свои требования в реестр.

Обновлено 11.07.2017.

Сейчас трудно найти человека, который не слышал о системе страхования вкладов. Уже даже не знают, что, спустя 14 дней после отзыва у банка лицензии, АСВ через банки-агенты начинает выплаты страховки по вкладам в размере, не превышающем 1,4 млн рублей.

Однако отзыв лицензии у банка – это не единственный вариант наступления страхового случая. Оказывается, в законе о страховании вкладов прописано, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов также позволяет вкладчикам надеяться на страховку.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что значит само слово мораторий, в каких случаях объявляют мораторий на требования кредиторов, и почему мораторий на удовлетворение требований кредиторов является страховым случаем. А также остановимся на конкретных событиях, которые произошли с «Нота-банком», пока единственной кредитной организацией, в отношении которой было объявлено как о введении моратория, так и о его прекращении. Т.е. мы сможем на примере «Нота-банка» посмотреть, что ждёт других вкладчиков, в отношении банков которых будет объявлен мораторий.

Сейчас мораторий на удовлетворение требований кредиторов объявлен всего второй раз за всю новейшую историю, в отношении ООО «Внешпромбанк» 22 декабря 2015.

Законодательная база

Мораторий (лат. moratorium) - право на отсрочку платежа по долговому обязательству. О том, что введение моратория является страховым случаем, написано в Федеральном законе от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ст. 8:

2 Через 14 дней после введения и до окончания моратория Вы можете обратиться в банк-агент АСВ за страховым возмещением в сумме до 1,4 млн рублей (а на сумму сверх 1,4 млн можете заполнить требование кредитора, как в случае с отзывом лицензии, см. статью ). Причём, за дни, прошедшие после введения моратория, Вам положен процент, который Вы получите после завершения моратория в сумме, рассчитанной в пункте 1.

3 Возможность обратиться за страховым возмещением при введении моратория является правом, а не обязанностью:

Мораторий не может продолжаться вечно (максимальный срок 3 месяца).
В любом случае в отношении банка, в котором введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов, обязательно должен произойти либо отзыв лицензии, либо восстановление деятельности кредитной организации. Собственно, как в случае с «Нота-банком»: сразу после объявления моратория зампред ЦБ РФ Михаил Сухов не исключал ни отзыв лицензии, ни санацию:

Возможные сценарии событий:

После прекращения моратория объявляется о санации банка. В этом случае клиенты, не обратившиеся за страховым возмещением, продолжат обслуживаться на прежних условиях.

Т.е. если вы имеете высокую процентную ставку по рублевому депозиту или не хотите получать свой валютный вклад в рублях по курсу ЦБ РФ на дату введения моратория, то можно и не торопиться с получением страхового возмещения, а подождать, чем дело кончится.

В случае сохранения лицензии у кредитной организации, физические и юридические лица не потеряют свои средства.
Таких прецедентов в новейшей истории РФ ещё не было.

После прекращения моратория у банка отзывается лицензия, тогда по сути наступает второй страховой случай и через 14 дней Вы сможете получить страховку уже из-за отзыва лицензии.

Стоит отметить, что валютные вклады должны в этом случае пересчитываться по курсу ЦБ РФ в рубли именно на дату отзыва лицензии, а не введения моратория. Ведь основанием получения страховки в этом случае является отзыв лицензии, и право требования начинается с даты наступления страхового случая (статья 9 пункт 1 ФЗ о страховании вкладов):

Дата введения моратория роли не играет, т.к. вкладчик может обратиться за возмещением по этому страховому случаю лишь во время действия моратория, т.е. в нашем случае это основание не может рассматриваться для получения страховки, т.к. период уже истёк. Об этом мы можем узнать из статьи 10 ФЗ о страховании вкладов:

Вся последовательность действий в случае отзыва лицензии у банка описана в статье .

У банка после моратория отзывают лицензию, а вкладчиков «спасают», т.е. передают на обслуживание в другой банк.

Именно так произошло с «Нота-банком», вкладчиков которого (физических лиц) передали на обслуживание в другой банк «Российский капитал». Т.е. физические лица ничего не потеряли, независимо от величины их депозитов. А те вкладчики, которые уже успели получить страховое возмещение и чьи депозиты были больше 1,4 млн рублей, остаток средств также могли получить в «Российском капитале»:

4 Если вы имеете несколько вкладов в банке, в отношении которого введен мораторий на требование кредиторов, то обратиться за возмещением только по некоторым из них нельзя. В статье 11 ФЗ «О страховании вкладов» чётко прописано, что размер возмещения составляет 100% от суммы вкладов в банке при наступлении страхового случая, но не превышает 1,4 млн рублей:

Так что либо Вы получаете страховое возмещение во время действия моратория по всем вкладам, либо ждёте завершения моратория в надежде, что банк продолжит работу или ваши вклады передадут на обслуживание в другой банк.

5 При наступлении второго страхового случая по одному банку (отзыв лицензии после введения моратория), естественно, 2 раза получить страховку Вы не сможете:)

Однозначного ответа на вопрос, что лучше сделать в случае введения в банке моратория на удовлетворение требований кредиторов, нет. Можно только гадать, что получится в итоге выгоднее: сразу идти за страховым возмещением или подождать завершения моратория.

Как получилось в Нота-банке

Вкладчики, которые не стали обращаться за страховым возмещением, продолжили обслуживаться в «Российском капитале» с сохранением всех условий ранее заключенных договоров с «Нота-банком». Т.е. и валюта осталась цела, и высокие ставки сохранились. Единственное, за время действия моратория начислялся пониженный процент.

Стоит отметить, что страховка вкладчикам «Нота-банка» в первые дни выплачивалась без причитающихся процентов по вкладам. Правда, реестр потом был уточнен, и неначисленные проценты также попали в сумму страхового возмещения:

Юридическим лицам никаких преимуществ введение моратория в «Нота-банке» не дало. Они так же, как и в случае с обычным отзывом лицензии у банка, попали в третью очередь кредиторов.

Какая ситуация с Внешпромбанком

Получилась довольно любопытная ситуация с валютными вкладчиками банка. Валютные вкладчики «Внешпромбанка» могут получить возмещение по курсу ЦБ РФ на состояние 22.12.2015 (введение моратория) 71,2553 рублей за 1 доллар в любой период действия моратория.

Т.е. если рубль продолжит сильно дешеветь, то обращаться за страховым возмещением неразумно (т.к. курс 71,2553 зафиксирован) и лучше дождаться отзыва лицензии (когда курс будет выгоднее) и спокойно получить страховку по страховому случаю «отзыв лицензии» по курсу на дату именно отзыва лицензии. В случае, если вклады передадут в другой банк или «Внешпромбанк» сам возобновит работу, то валюта останется при Вас, да ещё и на вкладе с выгодной процентной ставкой.

А вот если рубль резко начнёт дорожать, то валютные вкладчики смогут обратиться за страховым возмещением по страховому случаю «мораторий» (пока мораторий ещё будет действовать) и получить страховку в рублях по зафиксированному высокому курсу на дату введения моратория.

В общем, ситуация очень любопытная. Будем следить за развитием событий.

UPD 21.01.2016
21.01.2016 ЦБ отозвал лицензию у ООО «Внешпромбанк».

Также 21.01.2016 было объявлено о прекращении действия моратория:

ЦБ указывает, что суммы выплат страхового возмещения по вкладам в валюте будут рассчитываться по курсу на 22.12.2015. Внимание, выплата происходит на основании пункта 2 части 1 статьи 8 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» - введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Но мораторий прекратил действие, и получить страховку по этому страховому случаю невозможно согласно ст. 10 ФЗ о страховании вкладов.

ЦБ не может своими решениями менять ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН о страховании вкладов.

Боремся за свои права

UPD 22.01.2016
Для привлечения внимания к проблеме можно подать жалобу в ЦБ РФ и АСВ .

Вариант текста жалобы, составленный пользователем Akela 63 на портале banki.ru:
«21.01.2016 г. Банк России на своем официальном сайте (cbr.ru) разместил информацию о том, что выплата страхового возмещения по вкладам вкладчикам ООО «Внешпромбанк» осуществляется ГК «АСВ» по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст.8 Закона № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (далее — Закон №177-ФЗ) - введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Вместе с тем, такое событие, как страховой случай по вышеуказанному основанию, возникло 22.12.2015 на основании приказа Банка России от 21.12.2015 № ОД-3683 «О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации Внешнеэкономический промышленный банк (Общество с ограниченной ответственностью) ООО „Внешпромбанк“ (г. Москва)», и срок реализации права вкладчика на обращение в ГК «АСВ» за выплатой страхового возмещения по данному страховому случаю был определен с 22.12.2015 г. до дня окончания действия моратория в соответствии с требованиями ч.1 ст.10 Закона №177-ФЗ. Обращаю Ваше внимание, что данное требование является императивной правовой нормой и не предполагает права Банка России и/или ГК «АСВ» на продление данного срока по данному основанию и событию (страховому случаю) за пределами срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов ООО «Внешпромбанк».

Вместе с тем, приказом от 21.01.2016 № ОД-143 Банк России прекратил действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации ООО «Внешпромбанк» в связи с чем по вышеуказанным обстоятельствам прекратилось также действие и срока реализации вкладчиками их права на получение страхового возмещения по ранее наступившему страховому случаю, основанному на введении моратория. При этом приказом Банка России от 21.01.2016 № ОД-141 у ООО «Внешпромбанк» с 21.01.2016 г. была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, что согласно Закону №177-ФЗ, а также размещенной на сайте Банка России информации является новым страховым случаем, имеющим самостоятельное основание (отзыв лицензии на основании отдельного приказа Банка России), дату своего наступления – 21.01.2016 и обусловленный этим событием самостоятельный срок реализации вкладчиками своего права на получения страхового возмещения – с даты отзыва лицензии (21.01.2016) по дату завершения конкурсного производства.

В соответствии с ч.6 ст.11 Закона №177-ФЗ в случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Следует отметить, что данная норма закона также является императивной и не предполагает права Банка России и/или ГК «АСВ» на установление иной даты для определения курса иностранной валюты для расчеты суммы страхового возмещения кроме даты наступления непосредственно того страхового случая, после наступления которого которого вкладчик обратился в ГК «АСВ» за получением страхового возмещения.

С учетом изложенного, при моем обращении как вкладчика ООО «Внешпромбанк» за выплатой страхового возмещения, начиная с 22.01.2016 г.:
— я не могу получить страховое возмещение по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.8 Закона №177-ФЗ - введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, - поскольку срок действия данного моратория прекратился с 21.01.2016
— выплата страхового возмещения по моим валютным вкладам должна быть произведена мне по основанию, предусмотренному п.1 ч.1. ст.8 Закона № 177-ФЗ – отзыв лицензии на осуществление банковских операций – с расчетом суммы страхового возмещения по курсам иностранных валют (в которых были номинированы мои вклады) на дату отзыва лицензии, т.е. на 21.01.2016.

На основании вышесказанного считаю позицию Банка России и действия ГК «АСВ», согласно которой для расчета сумм страхового возмещения подлежат использованию курсы иностранных валют на дату введения моратория (22.12.2015), срок действия которого уже закончен в связи с отзывом у банка лицензии, незаконными. Требую восстановить мои нарушенные права и определить сумму страхового возмещения по валютным вкладам в точном соответствии с требованиями Закона №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При отказе от удовлетворения данного требования мною будет подана жалоба в Генеральную прокуратуру РФ на незаконные действия уполномоченных лиц Банка России и ГК «АСВ», в том числе содержащие признаки состава преступления по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Наряду с этим мной будут заявлены требования в суд о пересчете подлежащей мне выплате суммы страхового возмещения по валютным вкладам по курсу, установленному Банком России на дату отзыва у ООО «Внешпромбанк» лицензии на осуществление банковских операций (21.01.2016).»

UPD 22.01.2016
Представитель АСВ на портале banki.ru Василий Кудяков заявляет, что в одном банке согласно Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ предполагается наступление только одного страхового случая, который для «Внешпромбанка» наступил в день введения в нем моратория.

Только вот ЦБ РФ считает отзыв лицензии у «Внешпромбанка» также страховым случаем согласно тому же закону «О страховании вкладов»:

UPD 22.01.2016
Активные вкладчики «Внешпромбанка» создали группу в vk.com для оперативного обмена информацией и совместной борьбы за свои права: Обманутые вкладчики Внешпромбанка .

UPD 23.01.2016
На сайте «Внешпромбанка» есть объявление временной администрации, что, согласно статье 20 закона «О банках и банковской деятельности» (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015) ), при отзыве лицензии срок исполнения всех обязательств банка считается наступившим. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

Правда, в самом законе «О банках и банковской деятельности» есть оговорка, что курс расчёта может быть не только на дату отзыва лицензии, но и на день, определенный федеральным законом.

Тут возникает вопрос, если курс валюты зафиксирован на 22.12.2015, то как быть с «мораторными процентами на валютные вклады», которые должны начисляться исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора (пункт 3 ст.189.38 закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Т.е. проценты должны были начисляться именно в валюте.

Следуя логике ЦБ РФ, получается, что проценты во время действия моратория начислялись на рублевую сумму (курс ведь зафиксирован), но по низким валютным ставкам (а не как в случае с просто рублевыми вкладами по ставке 2/3 от ставки рефинансирования).

UPD 28.01.2016
По мнению Максима Осадчего (начальника аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования), валютных вкладчиков «обули» на 10% из-за пересчёта вкладов по курсу на день введения моратория, вместо даты отзыва лицензии.

UPD 14.02.2016
В декабре представитель АСВ Василий Кудяков совсем не исключал возможность второго страхового случая:

UPD 01.04.2016
В итоге, на данный момент мы имеем следующую ситуацию: выплаты страхового возмещения валютным вкладчикам (до 1,4 млн рублей) произведены по курсу на 22.12.2015 (дата введения моратория), а превышение для включения в реестр требований кредиторов рассчитывается исходя из курса на 21.01.2016 (дата отзыва лицензии):

Ситуация с мораторными процентами:
Мораторные проценты по версии АСВ не отражаются в реестре кредиторов и будут выплачиваться только после удовлетворения требований кредиторов первой очереди (т.е. никогда, учитывая размер дыры во «Внешпромбанке»):

О порядке выплаты мораторных процентов кредиторы будут оповещены в особом порядке:

В общем, как видите, ситуация с «Внешпромбанком» довольно запутанная и неоднозначная. Будем ждать ответов на жалобы в соответствующие инстанции и решений суда.

Остаётся, как минимум, один вопрос: почему никто ни из ЦБ РФ, ни из АСВ не разъяснил всю ситуацию с мораторием заранее, несмотря на многочисленные вопросы вкладчиков во время действия этого самого моратория?

1 апреля 2016 года в третий раз в новейшей истории России введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Третьим «счастливчиком» оказался ООО «ПЧРБ Банк» (бывший ООО «Первый чешско-российский банк»).

UPD: 27.04.2016
Банк России с 27 апреля ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка «БФГ-Кредит»:здесь .

Правда, непонятно, на каком основании АСВ имеет право толковать и дописывать действующие законы по своему усмотрению.

В этом документе говорится, что последовательное наступление двух страховых случаев по разным основаниям не наступает. Отзыв лицензии у банка, в отношении которого ранее введен мораторий, страховым случаем не является:

31 марта 2016 года появилось уточнение, что за выплатами по мораторию можно обратиться не только до даты завершения моратория. Появилось такая строчка: «…за исключением случаев прекращения моратория с одновременным отзывом лицензии…». Что, опять же, является дописыванием № 177-ФЗ о Страховании вкладов» со стороны АСВ. Очевидно, что вносить изменения в федеральный закон АСВ не вправе:

Про мораторные проценты АСВ предлагает просто забыть: «Предусмотренные пунктом 3 статьи 189.38 Федерального закона
№ 127-ФЗ проценты при исчислении размера возмещения в расчет не принимаются…»:

UPD: 25.10.2016
С 21 октября 2016 в банк «Пересвет» назначена временная администрация и введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов:

UPD: 17.12.2016
С 15.12.2016 в «Татфондбанке» введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

UPD: 25.12.2016
23.12.2016 в «Интехбанке» введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

UPD: 16.04.2017
05.04.2017 ЦБ РФ ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов «Темпбанка».

UPD: 11.07.2017.
03.03.2017 лицензии у «Интехбанка» и «Татфондбанка» были отозваны.

28.04.2017 был введен мораторий в «Спурт Банке».

Мораторий в Пересвете

23.01.2017 ЦБ РФ после окончания срока первого моратория (3 мес.) ввёл мораторий в банке «Пересвет» ещё один раз, ссылаясь на статью 189.38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве). В которой, к слову сказать, про такую возможность не было написано (там было только указано, что мораторий может вводиться на срок не более 3-х месяцев). Этот второй мораторий, по версии Банка России, страховым случаем не являлся:

Многие аналитики и юристы, я в том числе, считают, что юридических оснований вводить второй мораторий у ЦБ РФ не было:

Несмотря на дыру в балансе в размере 103,6 млрд. рублей, банк «Пересвет» отправили на санацию, санатором был выбран подконтрольный «Роснефти» «Всероссийский Банк Развития Регионов» («ВБРР»). Санация «Пересвета» будет применяться с применением , 70 кредиторов банка (юридические лица) согласились конвертировать свои требования в 15-летние субординированные облигации на сумму в 69,7 млрд. рублей. АСВ выделит на санацию 66,7 млрд. руб.:

Для физических лиц ситуация с «Пересветом» окончилась очень хорошо. В результате санации банка депозиты физических лиц, которые не обратились за страховым возмещением по страховому случаю «мораторий», продолжат обслуживаться согласно старым договорам. Превышенцы спасены:)

За время действия моратория клиентам «Пересвета» были начислены мораторные проценты, которые должны быть выплачены банком, причём валютным вкладчикам особенно повезло, за это время на из валюту начислялось около 9% годовых:

Не совсем понятен механизм возврата денег превышенцам, которые обратились за страховым возмещением в размере 1,4 млн руб. по страховому случаю «мораторий», а на превышение подали заявление на включение требований в реестр кредиторов. Однако в любом случае, свои деньги они должны получить обратно.

Мораторий в Темпбанке

Пьеса под названием «Мораторий» дописывается на ходу, и случай с «Темпбанком» хороший тому пример. 5 июля 2017 ЦБ РФ продлил мораторий в «Темпбанке» ещё на три месяца. Обратите внимание, что Банк России не ввел ещё один мораторий, как в случае с «Пересветом», а именно продлил первый:

. Подписаться в Телеграм Подписаться в ТамТам

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех изменений:)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ