Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Наличие земельного участка – это мечта любого гражданина, желающего обзавестись собственным уголком.

Ну, а если для этого не нужно копить, а можно просто обратиться к государству за положенной по закону территорией, то это еще лучше. Ведь в условиях современного состояния экономики и рынка недвижимости, приобретение собственной квартиры или загородного дома для многих является недостижимым желанием.

Отдельным жителям России положено выделение земельного участка в той области, в которой они проживают. Как же этого достичь?

Законодательный аспект

Как гласит ч. 4 ст. 3 ФЗ № 137, вступившего в силу в 2001 г., право на получение земельного участка в собственность есть у каждого гражданина РФ, который фактически использует данную землю.

Главным условием является наличие на указанной территории собственного дома. Кстати, недвижимость в виде построенного жилого помещения, должна находиться в собственности:

  • до вступления в силу настоящего земельного кодекса;
  • после него, но только в том случае, если имеет место быть процедура вступления в наследство. То есть наследодатель должен был владеть недвижимостью до вступления в силу действующего ЗК РФ.

Категории граждан

Российское законодательство предусмотрело 2 случая, когда у гражданина появляется возможность получить государственную помощь в виде бесплатного земельного надела.

Во-первых, можно оформить ранее используемую землю.

Во-вторых, есть определенный перечень категорий граждан , которым положено выделение участков.

В 1-ю группу входят:

  1. Граждане, фактически эксплуатирующие землю на бессрочных основаниях или в соответствии со вступлением в наследство. Данная ситуация предусматривает однократное получение участка во владение без внесения какой-либо платы. Взимание сборов при оформлении также не предусмотрено.
  2. Получение используемого участка должно было случиться до того, как вступил в силу закон «О собственности в СССР». Кроме того обязательным условием является наличие жилого дома. В этом случае можно просто оформить землю в собственность.

Каждый из вышеописанных случаев предусматривает подачу заявки в орган государственной власти или местного самоуправления с четко изложенной просьбой о приобретении в собственность земельного участка, ранее используемого заявителем.

Обязательным дополнением заявки является документ, свидетельствующий о наличии у гражданина права бессрочного эксплуатирования или пожизненного владения в соответствии с наследством в отношении жилого дома или другого строения.

В состав второй группы на получение бесплатного земельного участка входят следующее категории граждан:

  1. Ветераны ВОВ и члены их семьи, лишившиеся трудоспособности.
  2. Военные, посвятившие службе по контракту от 10 до 15 лет (индивидуальное рассмотрение случаев). Участки могут выделяться под строительство собственного дома или в целях организации фермерского хозяйства.
  3. Лица, находившиеся на службе в ОВД более 15 лет. Этой категории положена земля только под индивидуальное строительство.
  4. и дети, оставшиеся без попечительства родителей.

Пошаговая процедура оформления

Процедура получения бесплатного земельного участка предполагает последовательное выполнение следующих шагов :

Условия выделения государственной поддержки в виде бесплатных земель могут варьироваться в зависимости от статуса обратившегося.

Категория граждан Условия предоставления
Молодая семья
  1. Наличие документа, подтверждающего официальную регистрацию брака.

  2. Каждому из пары должно быть не более 35 лет (некоторые регионы ограничиваются 30 годами).

  3. Дети не являются обязательным условием, но их наличие обычно играет положительную роль в вопросе выделения участка.

  4. Российское гражданство.

  5. Отсутствие собственного жилья или документ о том, что оно не соответствует нормативам.
Ветераны
  1. Ожидание очереди.

  2. Обращение в администрацию со следующим пакетом документов:

    • справка, гласящая о статусе ветерана;

    • заявление;

    • план земельного участка;

    • бумага-основание на использование земли.
Многодетная семья
  1. Заявление с просьбой поставить в очередь.

  2. Документы о том, какая есть собственность во владении.

  3. Бумаги о заключении брака, разводе и о рождении каждого из детей.

  4. Справка о доходе каждого члена семьи.

  5. План межевания и кадастровый паспорт.

  6. Документы, свидетельствующие о праве на используемую землю (арендный договор и т.д.).

  7. Документ, удостоверяющий личность.
Нуждающиеся
  1. Паспорт или иной документ, подтверждающий личные данные.

  2. Заявление установленного образца.

  3. Информация о собственности (преимущественным является отсутствие жилья).

  4. Выписка из домовой книги.

  5. Справка о численном составе семьи.

  6. Документы о заключении брака, разводе и рождении детей.

Перечень прав у новых владельцев

Права на выделенный государством бесплатный участок земли зависят от того, каким статусом располагает обратившийся.

В соответствии с ФЗ № 5 от 09.01.1997 г. Герои Труда РФ, а также полные кавалеры ордена Трудовой Славы , могут получить земельную зону от государства на безвозмездной основе.

Выделенную землю данная категория граждан может использовать для:

  • реализации дачного строительства;
  • осуществления индивидуального жилищного строительства;
  • разведение личного подсобного хозяйства;
  • осуществление садоводческих или огороднических работ.

Значение минимального размера земли в городской местности составляет 0,08 га, а в сельской – 0,25 га.

Лицо, признанное , а также полный кавалер ордена Славы также может получить бесплатный земельный участок для осуществления вышеописанных целей.

Размер участка равен 0,20 га, если речь идет о городе, и 0,40 га, если о поселковой территории.

Региональные особенности

Ленинградская область

Здесь выделяются бесплатные земельные участки:

  • – поочередно, нуждающимся в жилье – во внеочередном порядке;
  • гражданам, вставшим на официальный учет в связи с острой необходимостью в жилом помещении;
  • молодым специалистам, в отношении которых выполнены следующие условия: подтвержденная нуждаемость, наличие трудоустройства в области и трудовой договор, заключенный на срок не менее 5 лет.

Для того чтобы реализовать свои права на выделяемую государством землю необходимо прожить в данном регионе 5 и более лет. Требование не действует только на молодых специалистов.

Крымский полуостров

Выделение бесплатных земельных участков не территории полуострова Крым началось с 2015 года в соответствии с законом № 66-3РК/2015.

Документ охватил следующие категории граждан :

  • ветеранов и инвалидов, причиной ограниченности которых является ВОВ;
  • ветеранов и инвалидов, являющихся участниками какого-либо боевого действия;
  • граждан, лишившихся трудоспособности полностью или частично ввиду аварии на Чернобыльской АЭС;
  • граждан, отнесенных к жертвам политической репрессии и реабилитированных в дальнейшем;
  • лиц, на воспитании которых находится 3 и более несовершеннолетних ребенка;
  • граждан, место проживания которых признано аварийным и непригодным;
  • семей, в которых каждому человеку положено менее 10 кв. м. жилого пространства.

Реализация права получения бесплатного участка предполагает отсутствие в собственности каких-либо жилых сооружений и/или земли, подходящей для индивидуального строительства.

Московская область

Московская область очень редко балует своих жителей бесплатными земельными владениями. Но, исключения тоже есть (как и в любых правилах), например, отдельные молодые семьи получали собственную территорию для строительства, правда не в Москве, а в близлежащих районах – около 70 км от столицы.

Дальний Восток

А вот получение земельного надела в районе , вполне осуществимое желание. Для этого просто нужно быть гражданином РФ. Требования никак не связаны ни с местом официального трудоустройства, ни с наличием социального статуса. Заявитель даже не обязан переезжать в неосвоенный край.

Подобная неограниченность была встречена населением положительно – в настоящее время примерно каждый 5-й гражданин подал заявку на вступление в программу. Статистические исследования свидетельствуют о том, что большинство претендующих нашлось среди молодых людей, возраст которых колеблется от 18 до 25 лет.

При этом многие граждане задались вопросом – бесплатного земельного пространства хватит для удовлетворения желания всех претендующих?

Независимые эксперты произвели оценку угодий и пришли к выводу о том, что хозяйственная деятельность может вестись на 147 миллионах га.

Право бесплатного пользования землей на Дальнем Востоке появляется в соответствии со следующими условиями :

  • у новоявленного владельца есть в распоряжении 5 лет, после чего проводится официальная регистрация освоенных га;
  • желательным (но, необязательным!) является переезд на данную территорию;
  • осуществлять в отношении выделенного государством участка земли такие сделки, как купля-продажа, дарение или сдача в аренду запрещается не менее 5 лет;
  • если по истечении 5 лет у физического лица не возникло желания сделать надел своей собственностью, то государство может изъять его с целью дальнейшей передачи следующему участнику программы.

Остальные области РФ в настоящее время могут обеспечить бесплатным земельным участком только многодетную семью или специалиста, входящего в состав определенной категории.

О безвозмездном выделении земельных участков смотрите в следующем видеосюжете:

Каждый человек имеет определенное общественное положение (статус). При этом все граждане России обладают равным правовым положением - их административно-правовой статус одинаков. Это старт-ап для дальнейшего продвижения. Какие права и обязанности включает административно-правовой статус граждан РФ?

Быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности - права и обязанности, определенные и ограниченные правом - по отношению к государству

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.
Всю совокупность субъективных публичных прав условно делят на три категории: 1) права на определенные государственные услуги - притязания; 2) частно-личностные права - право свободы, которым соответствует обязанность невмешательства власти в сферу самоопределения, отведенную индивиду законом, и др.; 3) совокупность политических прав, т.е. прав на участие в государственной власти и др., составляющие привилегию гражданства .

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, следует назвать следующие:

  1. 1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);
  2. 2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);
  3. 3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);
  4. 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);
  5. 5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);
  6. 6. Политические права: право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);
  7. 7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);
  8. 8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);
  9. 9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);
  10. 10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
  11. 11. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству

Политические права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления , во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права.

Согласно Закону 2002 г. (п. 4 ст. 4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности, имеющие существенное значение для организации процесса государственного управления. Закон устанавливает следующие обязанности:

  1. защищать Отечество,
  2. платить законно установленные налоги и сборы,
  3. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Особенность субъективных прав и юридических обязанностей в правоотношении гражданства состоит в том, что они носят весьма общий, универсальный характер. Данные права и обязанности можно рассматривать в качестве юридических фактов, на основе которых возникают менее общие субъективные права и обязанности в составе других правоотношений.


Институт гражданства
основные начала законодательства о гражданстве

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты интересов государства.

Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности "верности" и "подчинения". Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений Н.О. Куплеваский

Признание гражданства является своего рода юридической "инвентаризацией" государством своего населения, разделением его на "своих" и "чужих", которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения ряда других вопросов не только гражданства, но и касающихся суверенитета государства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано его гражданином.

Лица, признаваемые в установленном законом порядке гражданами, состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности, каких не имеют последние.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. 6). С момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации установлено только одно гражданство - гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 71).

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей . Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, а также носит открытый и свободный характер. Это выражается в том, что согласно действующему закону каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу. В Законе о гражданстве 2002 г. устанавливается, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, что закреплено в ст. 27 Конституции РФ.

К числу основных принципов гражданства, закрепленных в российском законодательстве, можно отнести: равенство гражданства;
свободу и добровольность выбора гражданства;
недопустимость лишения гражданства;
недопустимость выдачи гражданина другому государству;
защиту и покровительство государства в отношении своих граждан за границей;
сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами данного государства;
сохранение гражданства при заключении или расторжении брака.

Гражданство - это только формально-предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обстоятельств, заполняется уже конкретным содержанием. Можно лишь отметить, что этот статус действительно является первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он обосновывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны Кишкин С.С.

Наличие гражданства есть фактор юридического равенства всех граждан (по правовому статусу) независимо от территории их проживания в России или за ее пределами. Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защитить их права и охраняемые законом интересы.

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ , виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Распространенной классификацией прав личности является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

1. Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ).

Права на неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ), жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).

Свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

Право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ).

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ)

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ст. 29 Конституции РФ).

Права человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России.

Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ).

Участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ).

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.

30 Конституции РФ).

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).

Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

3. Особую группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Экономические права непосредственно примыкают к гражданским и политическим правам.

Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основолагающие гражданские права.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (статья 36 Конституции РФ).

Социальные права призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно социальные, культурные и экологические права.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ (ст. 37), относятся свобода труда и право на труд в надлежащих условиях.

Право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ).

Право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Охрана семьи (ст. 38 Конституции РФ).

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ).

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законода­тельства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер­жание и направление развития целых отраслей российского законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения). 3.

Требования к претендентам:

  • возраст супругов/гражданина – не более 35 лет;
  • площадь собственного жилья – не более 15 квадратных метров на человека;
  • наличие российского гражданства;
  • документальное подтверждение доходов (для определения платежеспособности).

На основании предоставления и изучения необходимых данных выдается сертификат. Использовать его можно:

  • для частичной оплаты стоимости жилья при оформлении ипотеки;
  • при приобретении жилья на первичном или вторичном рынке;
  • для оплаты по договору подряда при строительстве частного дома;
  • для погашения жилищного займа, полученного до 2011 года.

Важно! Реализовать сертификат разрешено исключительно в регионе оформления субсидии.

Какие выплаты можно получить от государства

При получении материальной помощи от государства необходимо наличие собственных финансов для уплаты всей суммы за жильё, так как установлены средние размеры субсидий от стоимости покупаемого объекта: в пределах города – 40%; жителям сельской местности – 70%. Молодёжная недвижимость Обеспечение граждан государственными субсидиями на покупку недвижимости законодательно определено в ЖК РФ (Жилищном кодексе). В России действует федеральный проект «Доступное жильё – гражданам России».

Получение бесплатной жилплощади рассчитано на россиян 18–30 лет с детьми, в браке или одиноких родителей. Очерёдность на выделение государством денежных средств по программе «Жильё» после 35 лет сохраняется. По этой же программе возможно частичное обеспечение денежными средствами улучшения жилищных условий при помощи субсидий.

Субсидии от государства

Что ещё стоит знать Стоит также отметить, что пресловутые 13%, кровно заработанные, между прочим, можно вернуть в качестве компенсации за платное лечение (дорогостоящую операцию, например) или за учёбу. Естественно, потребуется предоставить массу бумаг, как и в ранее упомянутом случае. Но кроме актов на покупку жилья и всего прочего, нужно будет собрать договор о платном лечении/обучении, лицензию учреждения (клиники или вуза), платёжные квитанции и НДФЛ.

Затем – всё так же. Подача документов в налоговую и долгое ожидание. Если верить отзывам, то заявление могут рассматривать до трёх месяцев. После принятия решения в течение 30 дней человеку на счет придут деньги.


Что ж, как можно видеть, соблазнительные 260 000 рублей просто так никому не дают. Только налогоплательщикам и из их же средств.

Социальные выплаты и пособия

При чем тут материальная помощь государства? При том что её тоже можно пустить на оплату процентов. Прочие документы Многие люди интересуются тем, как получить от государства 260 000 рублей. Советы тех, у кого это уже получилось, нередко могут помочь упростить себе задачу.

Как показывает практика, в налоговую нужно принести как можно больше разнообразных документов. При себе должно быть не только свидетельство о гос. регистрации права собственности на имущество. Ещё важно взять договор о его приобретении. Там должна быть обозначена стоимость жилья.

Если это участок с домом, то цена указываться в отдельности — как за постройку, так и за землю. Ещё обязательно иметь акт о приёме-передаче жилища налогоплательщику. Помимо этого, важно наличие договора участия в долевом строительстве и уступки права требования на квартиру/дом/участок.

Что можно бесплатно получить от государства?

Антон решает купить квартиру за 2 000 000 рублей. И, в соответствии с законом, ему полагается пресловутый 13-процентный вычет – 260 000 р. Если зарплата Антона останется такой же, то в течение трех лет он будет получать вычет в размере 70 200 рублей, и потом ещё один год – 49 400 р. Вот как получить от государства до 260 000 рублей. Простые налоги, которые человек просто легально не платит, работая – вот что подразумевает эта материальная помощь.


А если ещё вспомнить, сколько всяческих бумаг надо предоставить, чтобы получить разрешение от налоговой! В итоге ведь, по сути, человеку выдают заработанные им же деньги. Не удивительно, почему многие сейчас предпочитают работать без трудоустройства – это действительно выгодней.

Льготы для граждан в россии

Деление на категории необходимо для того, чтобы понять, в какой помощи нуждается гражданин и насколько он соответствует требованиям для получения поддержки. К примеру, получение статуса малоимущего лица требует подтверждения дохода ниже прожиточного минимума. Принадлежность к категории инвалидов подтверждают медицинские документы с наличием соответствующей записи о присвоении инвалидности.

Любая государственная программа поддержки устанавливает, какая категория граждан может воспользоваться помощью и что для этого необходимо сделать. Нормативное регулирование Отдельного норматива относительно предоставления социальных льгот и субсидий в российском законодательстве нет. Соответствующие положения регламентируются разными законами.

Аналитик | политика и экономика

Регулярная выплата в среднем равна 779 руб. в месяц на члена семьи, единовременная — 3023 руб. Региональные пособия Региональные пособия (выдаются одиноким матерям, многодетным семьям, детям-инвалидам, семьям, в которых родители являются инвалидами, и т. д. Подробности надо узнавать в региональных отделах соцзащиты) — средний размер пособия одинокой матери — 530 руб.
(от 180 руб. на Алтае до 2141 руб. в Московской обл.). Ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в 17 субъектах и в среднем составляет 555 руб. (в Мордовии — 240 руб., Хабаровском крае — 1123 руб., Красноярском крае — 350 руб.). В Калужской обл. одиноким матерям, имеющим детей до 7 лет, выплачивают 5 тыс. руб., на второго и следующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет — 4 тыс. руб. В Коми размер пособия одиноким матерям зависит от возраста ребёнка и составляет порядка 1170 руб.

Получить от государства безвозмездно на правах гражданина россии

Внимание

Через три месяца в ЦЗН предоставляется документальный отчёт о потраченных средствах. Индивидуальное предпринимательство должно просуществовать не менее одного года без замечаний со стороны проверяющей комиссии. При нарушениях вероятность возврата денег государству возрастает.Заявительная форма нашего государства предполагает юридически подкованных граждан с возможностью ходить по инстанциям с заявлениями или иметь своего адвоката, доверенное лицо.


Тонкости бюрократических норм усложнены региональными и местными законами и положениями. Возможностями пользуются те лица, которые регулярно изучают законодательные нормы, становясь активными гражданами своей страны. P.S.

ЖКХ-помощь Субсидии Если сумма на оплату ЖКУ больше 20-22% от среднедушевого дохода семьи (сложить весь доход и разделить на количество членов семьи), надо обращаться в органы соцзащиты. В соответствии со ст. 159 ЖК РФ вам должны предоставить субсидию на ЖКУ. Она даётся на 6 мес., потом документы надо переоформлять.

Субсидию уже получают 3,55 млн семей. В среднем она равна 1096 руб. в месяц. Льготы Федеральные льготники (Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Соцтруда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, инвалиды войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий, блокадники и др.). Большинство льготников получает компенсацию на оплату ЖКУ не ниже 50%.

Компенсации предоставляются только на одну квартиру. Если у льготника две квартиры и он, например, является инвалидом II группы, получить скидку можно только на одну из двух квартир по выбору.
Человек, купивший жильё в ипотеку, имеет полное право на более «привлекательную» сумму. Но и тут есть своё ограничение. Оно равно не двум, а трём миллионам рублей. Вычет Все документы для возвращения денег, уплаченных по процентам, подаются в налоговую службу.

Туда необходимо отнести несколько бумаг. Потребуются налоговая декларация по НДФЛ за 12 месяцев, справки о доходах с места работы, документы на производственные расходы и подтверждающие право на жилье. Если всё это есть, то человек имеет возможность получить 260 000 рублей от государства. Налоговый вычет будет произведён, только перед всем этим инспекторы должны рассмотреть заявление человека и проверить бумаги.

Потом средства перечисляют по указанным реквизитам. Но нужно понимать, что делается всё далеко не за неделю. Ждать придётся долго.

Какие выплаты от государства положены гражданам россии

Если стаж работы меньше положенного, декретные выплаты рассчитываются на основании МРОТ (9 489 рублей с 1.01.2018). Право на получение такого пособия имеют и женщины, уволенные не более года назад по причине ликвидации организации и своевременно ставшие на учет в Центре труда и занятости. Нетрудоустроенные женщины получить пособие за декретный отпуск не могут.

Выплата предоставляется за счет ФСС и по сути, предоставляет собой компенсацию временной нетрудоспособности. Но каждая женщина, вне зависимости от факта трудоустройства, вправе получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Кроме матери оформить такое пособие может любой близкий родственник, фактически осуществляющий уход (отец, бабушка).

Материнский капитал При появлении в семье второго ребенка (рождении или усыновлении) любая российская семья имеет право на получение безвозмездно семейного капитала.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ