Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Представители некоторых профессий в России полагают, что их труд несправедливо низко ценится. По этой причине они иммигрируют в Европу, где работа врача, педагога, дальнобойщика, и многие другие профессии, ценится значительно выше.

Однако у процедуры трудовой миграции в Европу имеется ряд особенностей, с которыми необходимо предварительно ознакомиться потенциальному мигранту.

Что такое трудовая миграция?

Само понятие трудовой миграции означает смену места проживания граждан, с целью более выгодного трудоустройства, как в плане внутренних показателей (размер заработной платы, условия труда, коллектив и т.д.), так и касательно внешних факторов (климатические условия, удаленность от места проживания и т.д.).

Различают два основных вида трудовой миграции:

  • Внутренняя — в пределах одной страны;
  • Внешняя (международная) — с переездом в другую страну.

В случае трудовой эмиграции из России в Европу речь идет о внешнем (международном) типе.

Также, каждый из перечисленных видов подразделяется на следующие категории, зависящие от длительности трудовой миграции:

  • Постоянная. Подразумевает трудоустройство в другой стране на постоянной основе. Разницы нет, планируют ли трудовые мигранты оформлять гражданство и получать паспорт государства переезда, или ограничатся ВНЖ или ПМЖ с разрешением на осуществление трудовой деятельности;
  • Временно-постоянная. Если срок переезда с целью работы ограничен периодом от одного до шести лет, то он попадает под эту категорию. Такой вид трудовой миграции в Европу из России чаще всего и называют «временными заработками»;
  • Сезонная. Наиболее распространенная категория трудовой миграции, когда граждане переезжают с целью участия в сезонных работах, среди которых - следующие:
    • Сельское хозяйство;
    • Рыбная ловля;
    • Строительство;
    • Сфера услуг;
  • Приграничная. В определенных случаях, гражданам России приходится регулярно пересекать границу государства, для осуществления трудовой деятельности. Поэтому были разработаны законы, упрощающие данную процедуру;
  • “Утечка мозгов”. Миграция, в ходе которой за границу переезжают специалисты, занимающиеся интеллектуальным трудом: ученые, педагоги, IT специалисты.

Участники процесса трудовой миграции в Европу из России - это мигранты различных типов. Среди них:

  • Переселенцы . Люди, которые намерены переехать в другое государство с целью получения ПМЖ или гражданства, за счет трудоустройства. Иногда они переезжают с семьями, иногда сами;
  • Работники по контракту (как правило, с низким или средним уровнем квалификации). Обычно такие рабочие отправляются с целью участия в сезонных работах, не требующих специальных навыков и знаний;
  • Специалисты высокого класса . Представители интеллектуальных профессий часто мигрируют, что приводит к процессу “утечки мозгов”;
  • Нелегалы . От этой проблемы страдает практически вся международная трудовая миграция. Лица, пересекающие границу или устраивающиеся на работу нелегально, часто лишают таким образом законных граждан рабочих мест;
  • Беженцы . Граждане, ищущие политического убежища или бежавшие от войн, бегут за границу в поисках нового места проживания и работы. В некоторых случаях такие мигранты пересекают границу нелегально и, в порядке трудовой миграции, устраиваются на специальности, не требующие особенных навыков и знаний.

Люди каких профессий в первую очередь могут эмигрировать из России?

Если россиянин собирается переехать в Европу в порядке трудовой иммиграции, ему необходимо знать, какие профессии там востребованы.

Список наиболее перспективных вариантов для трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Специалист сферы IT . В России программисты и системные администраторы тоже ценятся, однако за границей их заработная плата, как правило, выше, и составляет от 50 тысяч долларов в год;
  • Инженер . Специалисты, связанные с аэрокосмической сферой, автомобилестроением и нефтедобычей в Европе ценятся высоко, и могут рассчитывать на оклад около 40-45 тысяч долларов в год;
  • Врач . Одна из наиболее незаслуженно обделенных стран на территории России. В Европе ситуация совершенно иная, и там представители некоторых врачебных специальностей могут зарабатывать от 40-50 тысяч долларов в год;
  • Медсестра . Хотя по всему миру люди пренебрежительно относятся к этой профессии, работодатели ценят квалифицированных медсестер не меньше врачей, что выражается в зарплатах от 44 тысяч долларов в год;
  • Учитель . К педагогам в России отношение в последние годы значительно ухудшилось, что привело и к снижению заработных плат. В Европе квалифицированный педагог может рассчитывать на оклад около 12-15 тысяч евро в год;
  • Аниматор . Одна из немногих “профессий”, для которой не нужно образование, кроме свободного владения языком страны переезда. Правда, зарплата у этих рабочих сравнительно небольшая, но стабильная. и составляет от 8 до 20 тысяч евро в год. Россияне без высшего образования или востребованной специальности часто выбирают такой вариант трудовой миграции в Европу из России;
  • Дальнобойщик . Водитель с правами на категорию “Е”, свободным знанием английского языка и прошедший 2 месяца стажировки в порядке трудовой миграции может получить право на трудоустройство в Европе и на среднюю заработную плату от 12 до 24 тысяч долларов в год;
  • Юрист . Специалистов в этой области в России довольно много. Из этого вытекает высокая конкуренция и низкая заработная плата юристов. За рубежом ситуация отличается, особенно в отношении Италии, где представитель этой профессии может зарабатывать от 90 тысяч евро в год.

Разумеется, в разных странах ситуация может различаться, поэтому рекомендуется провести “разведку”, посредством туристической поездки перед полноценной трудовой миграцией в Европу из России.

Требования и нюансы переезда

При трудовой эмиграции из России в Европу ко всем мигрантам предъявляются определенные требования. В первую очередь это включает знание языка страны переезда, подготовка и подача всех необходимых документов и оплата всех полагающихся сборов. Кроме того, иммигрант должен доказать отсутствие судимостей, налоговых и кредитных задолженностей на родине.

Наконец, трудовая миграция в Европу из России подразумевает поиск россиянином работы за границей. Следовательно, он должен обладать определенными знаниями и навыками, соответствующими выбранной специальности. Хотя, если цель трудовой миграции - исключительно заработки, можно пойти разнорабочим и за год-два заработать вполне приличную сумму, по российским меркам.

Необходимые документы

Вся процедура трудовой миграции требует от россиянина подготовки и предоставления целого ряда документов, в том числе и для оформления трудовой визы.

Перечень документов для шенгенской визы при трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Заполненную ;
  • Оригинал загранпаспорта;
  • Ксерокопию определенных страниц загранпаспорта, где имеются:
  • фотография заявителя;
  • персональные данные;
  • другие Шенгены;
  • Фотографию заявителя, соответствующую следующим требованиям:
    • цветное, чистое и контрастное изображение;
    • ширина — 3,5 см, высота — 4,5 см;
    • фон изображения — светлый, нейтрального тона, не дающий бликов;
    • заявитель на снимке должен быть изображен без головного убора или очков, если те не нужны в соответствии с религиозными/медицинскими требованиями (в любом случае, лицо они не должны закрывать);
    • выражение лица на снимке — нейтральное, глаза открыты, рот закрыт;
  • Медицинскую страховку. Сумма покрытия должна составлять минимум 30000 евро, а действовать полис россиянина должен на всей территории Евросоюза, охватывая весь период поездки;
  • Подтверждение финансовой состоятельности заявителя, в роли которого может выступать:
    • выписка с банковского счета;
    • пенсионное удостоверение;
    • стипендия;
    • справка с места работы, где указывается месячная заработная плата заявителя;
    • справка о доходах, для частных предпринимателей;
    • спонсорское письмо, если поездку финансирует третья сторона, с подтверждением платежеспособности спонсора;
  • В случае, если заявителем на получение шенгенской визы для трудовой миграции в Европу из России является ребенок (в возрасте от 16 лет, для участия в сезонных работах), который выезжает в сопровождении только одного из родителей или доверенного лица, к вышеприведенному списку документов добавляются следующие документы:
    • оформленное в письменном виде и нотариально заверенное разрешение на выезд за границу;
    • если ребенок едет без родителей — доверенность на сопровождающего, за подписью родителей.
  • Квитанция об оплате консульского и сервисного сборов.

После того, как россиянин получил долгосрочную визу (краткосрочная не подходит для эмиграции), он через определенное время, может претендовать на получение ВНЖ. Тут список документов слишком изменчив, все зависит от ситуации. Главное, что должен доказать заявитель — право на получение вида на жительство. Какие справки и удостоверения нужны для этого — ему скажут в соответствующем миграционном органе страны переезда.

В случае с ПМЖ (третий этап трудовой миграции в Европу из России) ситуация почти такая же. За исключением того, что россиянин обязан доказать свободное владение государственным языком и предоставить документы, подтверждающие его продолжительное пребывание в стране без долговременных выездов (более 90 календарных дней).

Наконец, чтобы оформить гражданство страны, куда россиянин переехал из России в порядке трудовой миграции в Европу, он должен подать соответствующее заявление, доказать отсутствие судимостей и кредитных долгов, а также еще раз подтвердить уровень владения государственным языком. В среднем, на получение гражданства посредством трудовой миграции, можно рассчитывать через 10 лет пребывания на территории выбранного государства.

Стоимость

Основная часть расходов при трудовой миграции приходится на начало процедуры — оформление долгосрочной шенгенской визы.

Суммы выплат составляют при трудовой миграции в Европу из России:

Затем, на этапах оформления ВНЖ и ПМЖ может потребоваться изготовление копий определенных документов, или запрос на получение справок из России (например, для подтверждения гражданского статуса россиянина). Но здесь суммы слишком сильно различаются и указать точный размер расходов почти невозможно.

Так или иначе, но вся процедура трудовой миграции в Европу из России, от оформления шенгенской визы до получения гражданства страны переезда может занять от 7 до 12 лет. Не все готовы ждать так долго.

Другой способ переезда в Европу

К счастью, для россиян есть и альтернативный вариант, как стать гражданами ЕС в порядке трудовой миграции — оформить гражданство Румынии. Миграционное законодательство этой страны значительно менее строго к заявителям, чем большинство других членов Евросоюза, и получить ее паспорт сравнительно просто. В частности — свободное владение языком — хоть и полезно, но не обязательно. Даже для гражданства хватит и поверхностных знаний.

В среднем, стоимость оформления румынского паспорта для граждан РФ составляет от 1000 до 1800 евро, если они лично подавали все документы и были в Румынии минимум 3 раза. Цена возрастает примерно до 2200 евро, если документы для трудовой миграции подавались через почту, и заявитель посещал страну 2 раза.

В любом случае, на процедуру оформления румынского гражданства уходит не более 1,5 лет. Чтобы начать оформление документов прямо сейчас, заполните заявку.

Многочисленные мигранты в Европе давно стали предметом обсуждения как учёных - социологов, экономистов, - так и обыкновенных людей. Почему в последние пять-шесть лет количество приезжих возросло в разы? Какие меры принимают власти государств, где пытаются разместиться беженцы и трудовые мигранты? Насколько актуальна проблема переселения народов для граждан РФ, и ищут ли сами россияне счастья за рубежом? Давайте ознакомимся с фактами и мнениями экспертов и попробуем представить, что будет происходить в мире в ближайшие годы, и почему люди так ищут куда проще мигрировать и где легче получить гражданство.

Причины массовых миграций в страны Европы

Во все времена причины миграции одни и те же. Во-первых, люди уезжают из отсталых государств в более развитые, стремясь получить доходное рабочее место, приобрести недвижимость, получить качественное образование и дать его своим детям.

Во-вторых, целые семьи ищут за рубежом политического убежища, эвакуируются из зон военных действий. Чтобы достоверно установить, помыслы какого рода в большей степени движут «путешественниками» на сегодняшний день, стоит сначала узнать, из каких стран уезжают десятки тысяч человек.

По свидетельству социологов и демографов, а также сотрудников правоохранительных органов, мигранты ЕС это чаще всего бывшие граждане:

  • Сомали;
  • Албании;
  • Нигерии;
  • Гамбии;
  • Ирана;
  • Пакистана;
  • Косово;
  • Мали;
  • Афганистана;
  • Эритреи;
  • Сирии;
  • многочисленных государств Чёрной Африки (более 30 стран, расположенных южнее пустыни Сахара).

Итак, кризис мигрантов в Европе возник потому, что на всех вышеперечисленных территориях сложились тяжёлые условия. Некоторые страны, такие, как Афганистан и Нигерия, во всех смыслах удалены друг от друга, поэтому люди уезжают оттуда по разным причинам. А вот Иран и Пакистан, например, замешаны в одном военном конфликте. Рассмотрим наиболее яркие примеры «неблагополучных» государств, откуда люди уезжают по разным причинам, даже в поисках

В этой стране начиная с 1988 года, не прекращаясь, идёт гражданская война. К тому же здесь орудуют печально известные группировки сомалийских пиратов - подобным промыслом у берегов занимается более 1 000 человек. Эти и некоторые другие факторы делают Сомали одним из самых опасных мест в мире.

Косово

В далёком 1999 году территория Косово подверглась бомбардировкам со стороны НАТО, и с тех пор порядок в стране так и не установили. Согласно данным фонда помощи «Мать Тереза», 46% взрослых граждан живёт в нищете, не имея возможности тратить более 1–1,4 € в сутки. В итоге из Косово стало ежемесячно выезжать порядка 30 000 человек.

Афганистан

Гамбия

Президент принимает всё более и более жёсткие законы, и обстановка накаляется - в 2015 году в стране произошла попытка государственного переворота. Население же работает в основном в аграрной сфере, не имея возможности получать образование. Как результат - высокий уровень преступности и массовые переезды.

Сколько мигрантов ищут новый дом в ЕС?

Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2016 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах на законных правах. Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.

И несмотря на то, что в 2015 году на границах государств вынужденно появились дополнительные заграждения, в том числе стены и заборы с колючей проволокой, самые хитроумные и находчивые из беженцев находят новые маршруты обхода. На данный момент выделяют восемь основных путей.

Маршрут Количество беженцев (на начало 2016 года)
Западно-Средиземноморский: из Северной Африки на Пиренейский полуостров 7164
Центрально-Средиземноморский: из Ливии к берегам Мальты 153946
Маршрут из Египта, Турции, Греции, Италии через Алупию и Калабрию Точных сведений нет
Албанско-греческий 8932
Западно-Балканский: из восточных стран (Пакистана, Алжира) к границам Турции с Болгарией и Грецией 764038
Восточно-Средиземноморский: из сирийских и афганских территорий и из Сомали к греческой, болгарской, турецкой границам 885386
Маршрут из бывших республик СССР к восточным границам Евросоюза 1920
Арктический: по северу России к Норвегии и Финляндии 6000

Вышеперечисленные данные описывают основные направления миграции из восточных и африканских стран, однако тысячи людей уезжают и из Российской Федерации. Согласно данным аналитической компании Stratfor, в 2015 г. были зафиксированы рекордные показатели: в поисках лучшей жизни страну покинуло порядка 350 000 человек. Для сравнения: с 1997 по 2013 г. за год из государства не уезжало более 250 000 россиян.

Вероятные сценарии развития событий

Даже не будучи экспертом, можно легко понять, что число мигрантов в Евросоюзе в ближайшем будущем не уменьшится. Поэтому вполне возможно, что в развитых странах наступит демографический кризис. Сейчас в Европе на одну семью приходится в среднем 1,7 ребёнка, зато эти дети в большинстве случаев хорошо обеспечены, получают отличное образование и готовы только на квалифицированный труд.

Мигранты же согласны взять на себя «грязную» работу, и, при условии, что этот труд будет хорошо оплачиваться, в Европе к 2020 году может разместиться до 40 миллионов иностранцев. Засилье беженцев приведёт к конфликтам на национальной почве, накалу обстановки и ещё большему снижению рождаемости среди коренного населения.

Недооценивать демографические проблемы нельзя, однако насколько успешно они решены, можно будет в полной мере судить только к 2040-м и даже 2050-м. А вот повышение уровня преступности - это актуальная проблема миграции в Европе в 2016 году.

По данным немецких СМИ, количество правонарушений, совершённых иностранными гражданами, выросло на 40% по сравнению с предыдущим полугодием (нынешними зимой и весной).

Вышеперечисленные факторы, естественно, вызывают недовольство граждан Евросоюза - и оно изливается на правительство. Так, большинство немцев уже высказалось против излишне либеральной политики Ангелы Меркель. Выходит, что беженцы - косвенная причина политических изменений и рокировок в развитых государствах.

Финансовая угроза: насколько всё серьёзно

Ещё одна проблема, связанная с кочевьем населения, - подрыв экономики. С одной стороны, мигранты согласны работать на низкооплачиваемых должностях, с другой - требуют уважительного отношения к своему труду. Так, в Германии приезжие, узнав, что коренному населению ежедневно выплачивают 360 € в качестве пособия по безработице, требуют социальной помощи и для своих семей.

И всё же, какими бы серьёзными ни были заявления экспертов, появление на континенте сотен тысяч беженцев вряд ли приведёт к масштабному дефолту. Некоторые политологи утверждают, что наплыв приезжих может даже поспособствовать развалу ЕС. Но тем, кто опасается за устойчивость Еврозоны, следует вспомнить о печальном опыте Греции.

Начавшись в 2010 году, долговой кризис государства затянулся до сего дня. Впрочем, эта масштабная «неисправность» хотя и подкосила экономику Евросоюза, но не привела ни к понижению уровня жизни в развитых странах, ни даже к выходу Греции из ЕС. Засилье мигрантов тем более не представляет такой серьёзной экономической и социальной угрозы, как банкротство развитого государства.

Кале – история крупнейшего лагеря нелегальных мигрантов в Европе: Видео

Полковник А. Маринин

Всего лишь десятилетие назад "безопасность" была синонимом обороны и измерялась в основном военной мощью и способностью вооруженных сил отстоять суверенитет и территориальную целостность страны. В настоящее время для большинства европейских государств угрозы безопасности приобрели иной характер. Среди таковых: некомпетентное управление, коррупция, организованная преступность, контрабанда (оружия, наркотиков, людей), этнические и религиозные конфликты, распространение оружия массового поражения, дефицит природных ресурсов, терроризм и, наконец, масштабная миграция в Европу с Ближнего Востока и из Африки, вызванная действиями США и Евросоюза по разжиганию конфликтов в этих регионах.

Таким образом, Запад создал условия для возникновения угроз собственной безопасности после уничтожения авторитарных, но стабильных режимов в Ираке и Ливии, ослабления режимов в Тунисе и Египте, развязывания гражданской войны в Сирии и появления экстремистского "Исламского государства" (ИГ).

В результате, согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов. А по утверждению высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, миграционный кризис охватывает в целом около 12 млн человек. По оценкам экспертов ООН, общая численность беженцев в странах ЕС в 2015-2016 годах превысит 1,2 млн человек. В свою очередь, согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, в текущем году страны ЕС могут получить более 1 млн обращений от иностранных граждан о предоставлении убежища.

Необходимо также отметить, что массовая миграция сопровождается гибелью беженцев. По информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море с начала нынешнего года при попытке добраться до Европы достигло по состоянию на 21 сентября 2 870 человек.

Обеспокоенность высокими темпами миграционных процессов выразил председатель комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси, который заявил, что неспособность Европы решить эту проблему будет порождать противоречия между Брюсселем и национальными правительствами, что "может повлиять на стабильность и мир на континенте". Кроме того, по прогнозам западных специалистов в области межнациональных и религиозных отношений, сделанным еще до массового наплыва беженцев, к середине столетия минимум до 40 % населения крупнейших европейских городов, таких как Париж, Лондон, Брюссель и других, будет мусульманским. При этом если контролируемая властями трудовая миграция способствует экономическому росту стран ЕС, то нелегальные массовые потоки беженцев, напротив, создают угрозу европейской безопасности в политической, экономической, социальной и демографической областях.

К основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести.

1. Угроза территориальной целостности государств. Механизм экспансии через изменение этнического состава населения является необратимой тенденцией глобализации мировой экономики. При этом смена этнического состава населения за сравнительно короткий период обычно приводит к росту межэтнических проблем и сепаратизму. Примерами могут служить отторжение Косово у Сербии, македоно-албанские межэтнические противоречия с требованиями албанцев, проживающих в Македонии, превратить западную часть страны в самостоятельную территорию.

2. Угроза распространения терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков "живого товара", наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана Ильяса Бу Сааба, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки "Исламское государство". Не исключено, что несколько тысяч боевиков этой организации целенаправленно едут в Европу для создания сети нелегальных резидентур и подготовки масштабных терактов на континенте. В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений.

По информации руководителя Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ (контрразведка) Ханса-Георга Маасена, исламистские экстремисты активно вербуют в свои ряды беженцев, уже прибывших в Германию из стран Ближнего Востока. По его словам, многие приезжие беженцы являются суннитами и местные салафиты (сторонники крайне консервативного толкования ислама) рассматривают этот факт в качестве благоприятной почвы для реализации своих замыслов.

3. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе. В условиях массовой миграции ряд стран -участниц ЕС вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии предпринимают шаги по недопущению беженцев на собственную территорию. Так, и Словакия ввели в сентябре погранконтроль на своих границах с Венгрией, что нарушает один из базовых принципов Шенгенской системы - открытость и прозрачность внутренних границ. Польша заявила, что она не готова принять беженцев с Ближнего Востока в рамках установленных квот, так как ожидает беженцев из Украины.

В Венгрии 4 сентября вступил в силу пакет поправок, принятых парламентом страны, которые предусматривают ужесточение законодательства о миграции, участие вооруженных сил в блокировании границы с Сербией, уголовное преследование тех, кто нелегально пересекает ее, и ускоренную процедуру рассмотрения запросов о предоставлении убежища. По словам представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в этой стране Магдалены Майковски-Томкиной, новое законодательство противоречит международной конвенции ООН о статусе беженцев и законодательству ЕС в этой области.

Использовать вооруженные силы для сдерживания потоков беженцев готовы также Хорватия, Болгария (на границе с Турцией), Чехия, и Финляндия.

Таким образом, под угрозой оказалось само существование Евросоюза. Как заметил федеральный канцлер Вернер Файманн, "необходимы активные и скоординированные усилия для борьбы с проблемой беженцев, бездействие же грозит не только европейской идее, но и всему проекту под названием Европейский союз".

4. Политическая нестабильность. Неконтролируемая миграция оказывает влияние на политическую стабильность европейских стран, так как общественная и политическая активность мигрантов и этнический сепаратизм существенным образом ограничивают функциональность социальных, правовых и политических институтов. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований - предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т. д.

Основные направления политической активности мигрантов в странах ЕС: организация протестных акций (митинги, пикеты, демонстрации), политическая деятельность мигрантских общин на муниципальном уровне, этнический лоббизм на высшем политическом уровне (транснациональная политика мигрантских общин), использование парламентских методов политической борьбы. Представители мусульманских ассоциаций лоббируют также интересы своих соотечественников в правительствах таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и ряда других.

Результатами такой деятельности являются: облегчение процесса натурализации во многих европейских странах; предоставление права голоса на местных выборах; формирование совещательных органов, призванных оказывать поддержку мигрантам, в том числе и политическую; рост числа религиозных учреждений с перспективой исламизации континента.

Все большую актуальность приобретает проблема взаимоотношения европейских государств с мигрантами-мусульманами, которые являются самой многочисленной и наиболее активной частью населения мигрантов. При этом обращает внимание их религиозный фанатизм, применение насильственных методов утверждения своего религиозного мировоззрения и связь мигрантов-мусульман с террористическими организациями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, что представляет прямую угрозу национальной безопасности стран Евросоюза. Например, сейчас в Великобритании открыто действуют семь радикальных исламистских организаций, насчитывающих, по разным оценкам, от 130 до 180 тыс. человек. По утверждению зарубежных специалистов, примерно 2/3 исламистских сайтов, содержащих призывы к религиозной нетерпимости, поддерживаются именно Соединенным Королевством.

Примером такого рода деятельности является Радикальная Европейская арабская лига (ЕАЛ), которая открыто выступает с требованием официального прекращения политики интеграции иммигрантов-мусульман в общество принимающей страны, настаивает на превращении арабов в "равноценный этнос", придании арабскому языку статуса государственного, а исламу - роли официальной религии, введении квот для мусульман в учебных заведениях и государственных учреждениях. Активисты ЕАЛ наравне с полицией патрулируют улицы населенных мусульманами кварталов г. Антверпен, наблюдая за "правильностью" действий местной полиции. По некоторым данным, по своей направленности лига близка к организации "Хезболлах" и ее целью является создание в Европе исламского государства.

В настоящее время в странах Западной Европы официально проживает более 16 млн мусульман. Лидером является Франция, где ислам исповедует 5,5 млн человек (около 7 % населения), второе место занимает Германия (4,3 млн, или около 5 %), третье - Великобритания (2,8 млн, или 4,5 %), четвертое - Италия (1,5 млн, или 2,5 %) и пятое - Испания (1 млн, или 2,2 % населения).

Население указанных стран пытается противостоять происходящим процессам. А там, где это возможно, выражает свое мнение посредством референдумов. Так, в Швейцарии на референдуме в феврале 2014 года большинство жителей страны высказались за ограничение иммиграции из ЕС и введение на нее соответствующих квот. О настроениях населения свидетельствуют также результаты социологических опросов. Например, согласно исследованиям центра "Мильворд Браун" (Millward Brown), 56 % жителей Польши выступают против размещения в республике беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Противоположной позиции придерживаются 38 % респондентов. Даже в наиболее лояльной к беженцам Германии 56 % населения полагает, что их массовый приток может существенно изменить политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.

Рост миграции, формирование мигрантских общин и обособленное развитие этнических меньшинств приводят к росту ксенофобии и национализма среди коренного населения европейских государств, усилению активности ультраправых партий и организаций, призывающих к защите национальной идентичности, что, в свою очередь, порождает новые угрозы и вызовы национальной безопасности.

Все более популярными в странах-участницах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в , Ж.-М. Ле Пен во Франции, П. Кьярсгаард в Дании, Ф. Девинтер в Бельгии), в программах которых в обязательном порядке присутствует положение о запрете миграции и высылке иммигрантов. По мнению лидера французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, массовый приток мигрантов, с которым столкнулся сейчас Евросоюз, сопоставим с нашествием на Западную Европу варваров в IV веке и "если французский народ не предпримет никаких действий, миграционное вторжение, которое мы переживаем, будет ничуть не лучше чем то, что было в IV веке. И, вероятно, будет иметь такие же последствия".

Обращают на себя внимание и слова, произнесенные в свое время лидером Ливии М. Каддафи: "Мы видим признаки того, что Аллах дарует победу исламу в Европе без оружия и завоеваний. Нам не нужны террористы, нам не нужны смертники. Более чем 50-миллионная мусульманская община Европы сделает ее мусульманским континентом за считанные десятилетия".

Таким образом, политизация миграционных процессов в современной Европе несет в себе значительный конфликтный потенциал и угрожает европейской идентичности и стабильности на континенте.

5. Рост экономической и социальной напряженности. Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан в благополучные европейские государства зачастую ухудшает там социальную обстановку, способствует развитию "теневой" экономики, создает неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов. Так, в связи с намерением Германии разместить у себя до 800 тыс. беженцев министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле планирует уже в этом году представить пакет мер экономии в связи с увеличением расходов на беженцев. Речь идет об экономии всеми федеральными министерствами в 2015 году около 500 млн евро. Кроме того, правительство этой страны намерено оказать в 2016 году единовременную помощь федеральным землям ФРГ в размере 4,1 млрд евро, которая пойдет на нужды, связанные с приемом и обустройством беженцев.

По утверждению премьер-министра Чешской Республики Богуслава Соболей, в настоящее время континент неспособен принять постоянно усиливающийся поток беженцев, в связи с чем если в ближайшие месяцы наплыв мигрантов не спадет, то почти все европейские государства могут пережить крах социальной системы.

6. Деформация этнодемографической структуры населения. В условиях интенсивной миграции кардинально меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - Соединенные Штаты. Сегодня каждый четвертый американец - небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 году около 18 % населения страны не разговаривало дома на английском языке, а 4 % - просто не знают его или владеют им очень слабо. В 60 % случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.

Аналогичные процессы происходят и в Европе. Официально сейчас в странах ЕС проживают 18,4 млн иммигрантов, или всего около 5 % населения. Однако с учетом нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев их, по оценкам западных специалистов, намного больше - от 25 до 29 млн человек. В Лондоне доля белого населения к середине столетия сократится (в %) с 72 до 45, африканцев - с 11 до 9, а доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10 до 26, китайцев - с 3 до 6, метисов - с 4 до 14. Получение же статуса беженца дает возможность на соединение членов семьи, что приводит к дальнейшему росту мигрантов в европейских странах.

Таким образом, изменение этнического состава населения крупных городов и стран - необратимая тенденция глобализации мировой экономики. Этот процесс приводит к росту межэтнических проблем. Так, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами.

В целом национально-этнические конфликты, агрессивный национализм, принимающий вооруженные формы сепаратизм являются разрушительной силой для гражданского общества европейских стран.

7. Угроза распространения эпидемий и заболеваний. Население континента опасается эпидемий холеры и других заболеваний, которые беженцы могут принести с собой. Даже Международный Красный Крест не в состоянии сейчас определить, сколько среди них больных и каков полный список возможных заболеваний, переносимых мигрантами. Ведь плотный поток нелегалов не позволяет регистрировать больных, тщательно проводить их медосмотр, так как медики не успевают делать анализы. В больницы попадают лишь люди с явными признаками заболевания.

Проблема осложняется еще и тем, что с наступлением осени на Ближнем Востоке и, особенно, в Африке возникают эпидемии. Так, в сентябре в Ираке отмечена вспышка холеры, в связи с чем группа депутатов иракского парламента потребовала от правительства ввести в стране режим чрезвычайного положения. В Сирии из-за разрушенной системы водоснабжения ситуация также угрожающая. В Афганистане в августе началась эпидемия холеры - на северо-востоке страны уже заразились 1,5 тыс. ^человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Йемене в медицинской помощи нуждается множество людей, более 300 тыс. из которых стали беженцами. Там же, согласно заявлению представителя ВОЗ К. Линдмайера, "число заразившихся лихорадкой Денге за последнее время увеличилось более чем в 3 раза. Остается риск других инфекционных заболеваний, таких как холера". Смертность от лихорадки Денге достигает 50 % Инкубационный период этой болезни составляет до двух недель, причем человек выглядит здоровым и может беспрепятственно добраться до Европы. Там об этой болезни не слышали с 30-х годов прошлого века. Теперь же ее вспышки зафиксированы во Франции и Хорватии.

По-прежнему не устранена угроза эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. По данным ВОЗ, число ее жертв с февраля 2014-го по март текущего года превысило 10 тыс. человек.

Таким образом, в условиях геоэкономического кризиса фактор неконтролируемой нелегальной миграция остается серьезным вызовом европейской и международной безопасности. Он оказывает негативное влияние на экономическое и социальное благополучие стран Евросоюза, способствует росту контрабанды оружия, боеприпасов и ВВ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, росту преступности, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, деформации этнодемографической структуры обществ, оживлению сепаратистских настроений и нарастанию внутриполитической нестабильности.

Следует отметить, что конфликты на Ближнем Востоке должны быть делом прежде всего богатых арабских стран, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации Исламского Сотрудничества. По словам официального представителя иракского МИД А. Джамаля, "арабские страны в настоящее время находятся в удручающем положении с гуманитарной точки зрения и свидетельством этого становятся сотни тысяч арабских беженцев из государств региона. Очень жаль, что ни одна из структур ЛАГ, в отличие, например, от Евросоюза, так и не разработала чрезвычайного плана, направленного на срочное решение проблемы беженцев". По мнению дипломата, такая бездеятельность говорит о "неуклонном снижении уровня межарабского сотрудничества и двойных стандартах в деятельности самой межарабской организации". В то же время, по утверждению представителей Саудовской Аравии, в королевстве уже находятся около 2,5 млн сирийцев, покинувших свою страну с 2011 года, когда начался конфликт между Дамаском и вооруженной оппозицией.

На этом фоне европейские политики предлагают различные способы решения неконтролируемой массовой миграции, в том числе проведение в Евросоюзе законодательных реформ, которые поставили бы заслон нелегальным мигрантам. Среди других путей премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предлагает оказание помощи странам, из которых прибывают иммигранты, ограничение потока экономических иммигрантов при действительной поддержке беженцев, спасающихся от войны. Кроме того, королевство готово направить в международные воды между Северной Африкой и побережьем Италии военный корабль для борьбы с перевозчиками, незаконно осуществляющими переправку экономических мигрантов и беженцев в страны ЕС.

Аналогичной позиции придерживается Германия, правительство которой приняло в сентябре решение о расширении участия бундесвера в операции Евросоюза "Евронавфор - Средиземноморье" по борьбе с нелегальными перевозчиками беженцев в Средиземном море. В будущем в них планируется задействовать до 950 военнослужащих бундесвера, которые получат право останавливать и уничтожать суда нелегальных перевозчиков (до сих пор операции ЕС в Средиземном море ограничивались сбором информации и спасением беженцев с кораблей, потерпевших крушение).

Кроме того, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер призвал правительство ФРГ в свете миграционного кризиса созвать международную конференцию по Ближнему Востоку с участием России и Ирана с целью создания платформы для выстраивания новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.
Сам президент США Б. Обама в ходе встречи в сентябре с испанским королем Филипе VI заявил, что Европа, Соединенные Штаты и весь остальной мир должны сотрудничать в решении проблемы миграционного кризиса. Он заявил даже о готовности Вашингтона в течение двух лет принять 15 тыс. сирийских беженцев - "весомый" американский вклад в решение проблемы, если учесть, что Сирию начиная с 2011 года покинули около 4 млн человек, то есть пятая часть населения страны.

Ряд других политиков усматривают причины крупнейшего после Второй мировой войны мигрантского кризиса в провокационных действиях США и ЕС на Ближнем Востоке, способствующих разжиганию региональных майданов, вооруженных конфликтов и созданию экстремистских террористических организаций. С учетом этого приходит понимание необходимости проведения политики, направленной на мирное урегулирование конфликтов и создание в странах региона приемлемых для населения социально-экономических условий, что исключило бы масштабные миграционные потоки беженцев. В противном случае велика вероятность превращения Европы в Еврабию, источник нестабильности и даже вооруженных конфликтов.

Первые шаги в этом направлении были предприняты на экстренном саммите ЕС 23 сентября, на котором главы государств и правительств утвердили основные предложения Еврокомиссии (ЕК) по урегулированию миграционного кризиса. На его преодоление Евросоюз готов израсходовать в ближайшие два года 9,2 млрд евро, из которых 1 млрд будет направлен Турции, 700 млн - Македонии, 100 млн экстренной помощи - странам Евросоюза, 200 млн Всемирной продовольственной программе, 300 млн - на оказание прямой гуманитарной помощи беженцам и 600 млн европейским агентствам "Фронтекс" и Европол в 2016 году. Странам Евросоюза придется также выделить из национальных бюджетов средства для финансирования решения проблемы беженцев.

Принято решение об открытии до конца ноября с. г. центров по приему и регистрации беженцев на внешних границах ЕС и об их усилении за счет значительного расширения ресурсов, имеющихся в распоряжении европейского агентства по контролю границ "Фронтекс", а также агентства по координации действий полицейских структур - Европола. В центрах по предоставлению убежища, так называемых "горячих точках", которые планируется создать в Греции и Италии, сотрудники и эксперты агентства "Фронтекс", Европейского офиса по вопросам убежища и Европола будут помогать идентифицировать, регистрировать и снимать отпечатки пальцев мигрантов при их въезде в ЕС. Эти меры должны быть подкреплены созданием действенной системы возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища. К концу года Еврокомиссия должна также представить проект создания эффективной системы охраны границ ЕС.

Кроме этого, участники саммита пришли к пониманию необходимости урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Так, в итоговом заявлении отмечается, что требуется "предпринять новые международные усилия" для стабилизации ситуации в Сирии, которая является одной из основных стран-источников миграции, и Ливии, превратившейся в ключевой транзитный пункт для беженцев из Северной и Экваториальной Африки, направляющихся в ЕС. При этом президент Франции Ф. Олланд и канцлер Германии А. Меркель подчеркнули, что Евросоюз должен сотрудничать с Россией, Ираном и странами Персидского залива для проведения новой мирной конференции в женевском формате для прекращения войны в регионе.

К обсуждению согласованных министрами внутренних дел стран ЕС квот на прием 120 тыс. мигрантов в дополнение к 40 тыс. беженцев, прием которых был согласован в июле, саммит не возвращался. Накануне министры внутренних дел 28 стран Евросоюза путем голосования одобрили на экстренном заседании в Брюсселе предложение Еврокомиссии о распределении между европейскими странами дополнительных 120 тыс. мигрантов из числа прибывших в Грецию, Италию. Против такой системы квот выступили Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния, а Финляндия воздержалась. Однако такое решение по квотам, согласно европейским юридическим нормам, является обязательным и эти страны обязаны его выполнить. При этом Великобритания, Ирландия и Дания не обязаны участвовать в этой схеме и берут на себя добровольные обязательства по приему беженцев (эти государства при вступлении в Евросоюз поставили условием не участвовать в общей миграционной политике).

В то же время, как отметил председатель Европейского совета Д. Туск, принятые квоты о распределении 120 тыс. беженцев не разрешат миграционный кризис. Более того, в экстренных ситуациях страна ЕС может приостановить прием беженцев и уведомить Еврокомиссию о том, что она не в состоянии принимать участие в их приеме. Окончательную систему квот Еврокомиссия и Европарламент на законодательном уровне внесут на рассмотрение Евросоюза только в 2016 году. Кроме того, Еврокомиссия должна сформулировать в ближайшей перспективе предложения по долгосрочному выходу из миграционного кризиса.

Несмотря на видимое единство, в ЕС сохраняются противоречия между членами этой организации. Так, по утверждению премьер-министра Словакии Р. Фицо, его страна никогда не согласится с предложенным Брюсселем механизмом распределения беженцев, так как вовсе не Братислава бросала бомбы на ливийцев. Словакия будет действовать по двум направлениям: во-первых, подаст иск по этому поводу в суд ЕС в Люксембурге; во-вторых, не станет выполнять решение о квотах на беженцев, принятое министрами внутренних дел на экстренном Совете ЕС 22 сентября. В свою очередь, Франция заявила, что намерена разместить на своей территории не более 30 тыс. беженцев, а Венгрия планирует построить заграждение на границе с Хорватией. Становится очевидным, что Евросоюз не в состоянии принять всех беженцев из конфликтных регионов.

Таким образом, принятые на саммите Евросоюза решения способны только на время частично смягчить проблему неконтролируемых потоков беженцев и показывают неспособность этой организации самостоятельно решать ее в дальнейшем. Актуальным становится вопрос о совместных усилиях ЕС, России, стран Ближнего Востока и других заинтересованных государств в урегулировании ситуации в регионе и создании там нормальных социально-экономических условий, что позволит существенно уменьшить угрозу массовой миграции в Европу и стабилизировать ситуацию на континенте.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Основные причины, заставляющие людей отправляться в опасное путешествие - вооруженные конфликты и экономические неурядицы

Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

1. Откуда прибывают мигранты?

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

2. Куда едут мигранты?

Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году - более 476 000.

Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

3. Как мигранты попадают в Европу?

Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

4. Насколько опасно такое путешествие?

Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

Большинство из них погибло в летние месяцы.

Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания - 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

6. Как Европа собирается ответить?

Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы - это Греция, Италия и Венгрия.

Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

7. Сколько прошений было одобрено?

Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные ;
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.
  • Численность и динамика роста миграционного потока

    По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

    Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

    Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

    С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек. Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно .

    Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств. О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей .

    В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

    Правовые факторы миграционного кризиса

    Правовым подспорьем кризиса, возникшего в Европе в 2015 году, можно считать два международных соглашения, подписанных большинством европейских государств. Первым из них является , упрощающее (в реальности практически ликвидирующее) паспортно-визовый контроль между границами стран-подписантов указанного соглашения. В их число вошли 26 стран Европы, 22 из которых представляют Европейский союз. Пограничный контроль устанавливался лишь на границах сформированной зоны, за который должны отвечать пограничные страны. Такой режим устанавливался не только для жителей стран, подписавших соглашение, но и для всех, кто находится на их территории, в том числе и для беженцев из Африки и Ближнего Востока.

    Второй документ – это Дублинский регламент (Регламент Дублин III № 604/2013), утвержденный в 2013 году и устанавливающий ответственность стран-подписантов за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища для беженцев. Данный документ нацелен на быстрое определение страны, которая должна рассматривать такое заявление и непосредственно принимать мигранта.

    По установленному общему правилу, ответственным государством признается первая страна – член ЕС, которую посетил беженец – именно там он должен подать прошение об убежище и сдать отпечатки пальцев. Если он покидает указанную страну, другие члены ЕС могут – в первую страну, которую он посетил.

    Такие условия Дублинского регламента вызвали волну критики, особенно со стороны стран ЕС, которые являлись пограничными для шенгенской зоны. Они считают, что правила регламента возлагают на них слишком большой груз ответственности за лиц, стремящихся попасть в Евросоюз по статусу беженца.

    Например, по данным ОЭСР, доля Венгрии в общем объеме посетивших ЕС беженцев с 1% в 2014 году выросла до 13% в первом полугодии 2015 года. Куда правильнее было бы разработать справедливую систему распределения, тем более что основная масса эмигрантов стремится попасть в центр ЕС, а не в приграничные и менее благополучные страны.

    Отдельные европейские политики утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса являются не сами мигранты, а отсутствие солидарности в вопросах их распределения между странами Евросоюза. Мол, некоторые государства берут на себя незаслуженно больше ответственности, что в итоге становится угрозой для Шенгенского соглашения и раскалывает Евросоюз изнутри.

    В это же время многие страны, в том числе вся Вишеградская группа (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) радикально настроены против приема на своей территории беженцев и бойкотируют требования руководства ЕС по расселению.

    Перспективы

    Очевидно, что миграционный кризис создает огромный дискомфорт для граждан стран Евросоюза, оказывая негативное влияние на общественную, политическую и социальную сферы жизни. Руководство ЕС находится в поисках наиболее гуманных путей разрешения возникшего кризиса, и некоторые меры уже предпринимаются, как в рамках отдельных стран, так и в рамках всей Европы.

    В частности, проблема миграции в Европе в 2019 году может быть решена за счет:

    • Возведения лагерей для эмигрантов за пределами Евросоюза. Подобный опыт уже есть, в частности, лагеря в Ливане и Турции. В 2015 году Турция в обмен на 3 млрд евро приняла на себя обязанность обустроить депортированных из Греции беженцев. Похожие проекты европейцы планируют реализовать и в африканских странах, однако единого мнения и позиции в части решения миграционного кризиса пока нет.
    • Введения пограничного контроля внутри Шенгенской зоны. Правила Шенгена позволяют временно восстанавливать внутренний пограничный контроль, что и сделали 8 стран ЕС. Испания и Венгрия, чтобы сдержать нелегалов, занялись построением заборов на своих границах. Болгарские добровольцы оказывают самостоятельное, «народное» противодействие эмигрантам. Мигрантов также относят к числу главных причин, по которым произошел Brexit.
    • Военное вмешательство. Армия НАТО в коалиции с Россией успешно оказывает военную помощь во многих странах, на территории которых происходят конфликты, в частности, с ИГИЛ. Наиболее ярким примером является Сирия, военная операция в которой на ноябрь 2017 года близка к завершению. Это позволит переселенцам возвращаться на родину.
    • Заключение

      Миграционный кризис, длящийся на протяжении последних трех лет, оказывает существенное негативное влияние на политическую и экономическую ситуацию в Европе. Отсутствие солидарности в вопросах распределения мигрантов лишь усугубляет проблему и раскалывает ЕС. В такой ситуации страны-члены обязаны выработать единую стратегию преодоления кризиса – в противном случае его усугубление будет угрожать уже существованию Евросоюза.

      Бунтующая миграция в Европе: Видео



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ