Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

САДКО

Садко богатый гость - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два. По наиболее полному варианту (Сорокина), С. был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрой приобрел расположение царя Водяного, который научил С. побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба "золотые перья"; при помощи царя Водяного С. выиграл заклад, стал торговать и разбогател. Однажды С. на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня С. скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, С. сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого С. нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; С., догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на С., который, захватив с собой гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. С. очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры С. царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола-угодник, под видом старца седого, явился к С. и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы С. женился на морской девице по своему выбору. По совету Миколы С. выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира С. засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение С. соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах С. разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже - золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица. В одной былине о С., в сборнике Кирши Данилова, С. является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть, в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: выловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. С. сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, С. является представителем новгородской торговли, купцом-богатырем. Древнейшей основой былины о С. была, вероятно, песня об историческом лице Садко Сытинець (или Сотко Сытиничь), упоминаемом в летописи под 1167 годом, в качестве строителя церкви св. Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывет скорым помощником на водах и даже называется "морским" и "мокрым". Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в свое царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в наших сказках, и в сказках других народов. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом, с помощью волшебной зеленой палки, вернулся на землю и разбогател. Ближайшие источники былины о С. не выяснены. Академик А.Н. Веселовский указывает на сходство былины о С. с эпизодом старофранцузского романа о "Tristan le Leonois": герой его, который носит имя Садок, убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с ней бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию, виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает. Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен С. и Садок, дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику-повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя С., Садок - еврейского происхождения (евр. Цадок-справедливый), что указывает на вероятное влияние еврейской народной литературы. Вс. Миллер находит объяснение типов С.-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип С.-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене. Ср. Вс. Миллер "Очерки русской народной словесности" (Москва, 1897); А. Веселовский "Былина о С." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, ¦ 12); ст. И. Мандельштама (ib., 1898, ¦ 2; опровергая теорию Вс. Миллера, автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Вс. Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и С. с Вейнемейненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Леннрота).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САДКО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САДКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-15 Time: 07:00:19 Садко-купец — персонаж русской былины «Садко»- * — Ай же вы, купцы новогородские! Как знаю чудо-чудное …
  • САДКО в Большом энциклопедическом словаре:
  • САДКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    советский ледокольный пароход. Построен в 1912 в Ньюкасле (Великобритания). Длина 78 м, ширина 11,4 м. Водоизмещение 3800 т. На "С." …
  • САДКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатый гость — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
  • САДКО
    "САДЌО", ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещ. 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по иссл. глубоковод. р-нов …
  • САДКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САДЌО, гусляр и певец, герой одноим. новгородской былины, сюжет к-рой получил разработку в рус. иск-ве 19 в. (одноим. поэма А.К. …
  • САДКО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    богатый гость? герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
  • САДКО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Новгородский …
  • САДКО в словаре Синонимов русского языка:
    гусляр, …
  • САДКО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
  • САДКО
    гусляр и певец, герой одноименной новгородской былины, сюжет которой получил разработку в русском искусстве 19 в. (одноименная поэма А. К. …
  • «САДКО» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    советский ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещение 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по исследованию глубоководных районов …
  • САДКО в Толковом словаре Ефремовой:
    садко нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
  • САДКО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    предик. разг. О саднящей …
  • САДКО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    предик. разг. О саднящей …
  • САДКО (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-25 Time: 11:27:44 * Обманул старик. Нет за морями счастья! *— Где Садко? — Нет Садка... * Горе тем, …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
    Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
  • РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди …
  • МАЛЮТИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Малютин, Сергей Васильевич - живописец. Родился в 1859 г.; учился в Московском училище живописи. В 80-х годах начал выставлять пейзажи, …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …

Имя: Садко (Sadko)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: гусляр, купец

Садко: история персонажа

Современные фольклористы насчитали десятки упоминаний о сказании, посвященном смелому гусляру. Анализ сохранившихся текстов подтверждает – былина о Садко относится к древнейшим эпосам. Произведение причисляется к отдельному виду легенд под названием «Новгородские былины» и повествует о смелости и предприимчивости городского музыканта.

История создания

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имя ученых неизвестно).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, - сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.


Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и нередко путешествовал по морю.


Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) - не уникален, о чем свидетельствуют схожие сказание других народов мира. У немцев это Зигфрид, у финнов - Вяйнемейнен, у французов – упомянутый ранее Садок и другие.

Биография

Садко вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам – «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.


Единственное, что приносит юноше деньги, – игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.

Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.


После третьего концерта из воды выходит морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:

«Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины – золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»

Все случилось, как и обещал царь. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Нижнем Новгороде.

Тут сказка об удачливом гусляре раздваивается. В оригинальной версии Садко проигрывает в споре. Как бы ни старался купец, с наступление утра Великий Новгород вновь полон товаров, привезенных с разных сторон света.


Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире:

«Не я, видно, купец богат новогородский – побогаче меня славный Новгород».

Существует альтернативный конец эпоса. В нем купец Садко выигрывает спор и скупает все товары Новгорода, в том числе и осколки битой посуды. Время не стоит на месте, дело Садко процветает. Молодой купец закупает корабли и поставляет товар в Золотую Орду. В очередном путешествии на корабли надвигается буря. Знающие моряки утверждают, что необходимо заплатить дань морскому царю, иначе торговый флот потонет.

Садко жертвует собой, чтобы спасти груз и работников. Мужчина попадает в морское царство. Старый знакомый купца рад новой встрече. Царь подводного мира просит героя сыграть на гуслях. За подобными развлечениями проходит время. Понимая, что стал заложником, Садко обращается с молитвой к .


Покровитель путешественников нашептывает герою, как выйти невредимым из сложившейся ситуации. Все сбывается в точности, как предрекал православный святой. Садко притворяется, что сломал гусли. В награду за прекрасную игру морской царь предлагает купцу жениться на одной из трехсот дочерей. Мужчина выбирает в жены младшую - Чернавушку.

На следующее утро Садко просыпается в родном Новгороде. Корабли с товаром дошли до родины без помех. В благодарность за помощь Садко с женой выстраивают церковь Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу).

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил . История создания произведения достаточно долгая. Опера выросла из симфонической поэмы, которую композитор написал еще в 1867 году.

В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.


В 1952 году состоялась первая и на данный момент единственная экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, - и - отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка - простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.


В 2018 году выходит новый анимационный фильм от студии «Мельница». В этой комедии режиссера Виталия Мухамедзянова Садко вновь предстоит совершить морское путешествие.

  • Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени - царский друг или богатый гость.
  • В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
  • Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.

Цитаты

«Не волен я в сердце своем. Земной я. Ты уж прости меня, грешного. Что поделаешь - не судьба нам».
«Людей хотим посмотреть, себя показать, торговать с вами хотим».
«У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты».

"Садко". Илья Репин, 1872 год. Картина была написана мастером в Париже по заказу Великого князя Александра - будущего императора Александра III

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко. До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите доказательства того, что это не новгородская былина, написанная не в 10 веке. Вы узнаете, какие древние, архаичные времена древнего северного края подарили нам эти истории о странном человеке, путешествующим между мирами.


«Это один из перлов народной поэзии», - так отозвался о былине В.Г.Белинский, русский писатель 19 века. Любители классической оперы хорошо знают эту былину по опере Римского-Корсакова, который прекрасно понял и почувствовал сказочную красоту этой великолепной сказки, творчески преобразив ее.

Апофеоз новгородской былины – совсем не в Новгороде!

Былина о Садко слагается из трех частей.
Первая - Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали звать для игры на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру подслушивает водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку, выигрывает заклад - лавки с товарами - и становится богатым купцом.
Вторая – разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у него оказывается огромное количество товаров.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.

Это очень старая история…и не совсем новгородская

Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.

Вспомним историю
Древнейший период русской истории у нас принято называть киевским периодом. Не следует, однако, забывать, что, как говорит академик Греков, «Киевское государство, или держава Рюриковичей, образовалось из слияния двух восточно - славянских государств - собственно Киевского и Новгородского». Из них новгородское должно быть признано более древним. Таким образом, признание именно новгородской былины одной из древнейших в русском эпосе само по себе не противоречит историческим данным.

Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты.
Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.

Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.

И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди! Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».

Где на самом деле записана эта былина?

По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение.

Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это - замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.

В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах


Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает -единственный случай во всем русском эпосе - хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно - черта весьма архаическая.

Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие - это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие - это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.

На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.

Это - чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани. Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря - старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина - поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.

Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко - единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно - в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.

Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя - могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя - особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.

Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.

Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент - один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок. Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка.
Былина о Садко - одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.

Что же получается?
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.

Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.

Вы знаете, что в северной мифологии эту историю рассказывают по – разному, но узнаваемо? У древних германцев это - Зигфрид, вылавливающий в виде золотой рыбки клад Нибелунгов (Буслаев); у скандинавов – это мифический певец и заклинатель Вейнемейнен, играющий и поющий морскому богу (Миллер).

Хотите узнать, что до сих пор рассказывают о Садко в других северных сказках?

Северная сказка «О приключениях старшего сына Вана и Мери» начинается так:
- У Вана и Мери, дочери богатыря Святогора (сына Рода) и Пленки (дочери Солнца - Ра), было много детей, сыновей и дочерей, от которых пошли потом разные народы.
Но выделялся из всех старший сын. Ростом он пошел в деда Святогора, а умом, не иначе, как в отца. Но озорник и заводила в играх и забавах, уж точно в родню по матери. Родня-то эта была особенная: что ни дядька, то бог, а что ни тетка, то богиня.

Долгими зимними вечерами, когда дома оставалась только мать с детьми, а отец, как обычно, со своей командой в море на промысел тюленей да моржей уходил, дети собирались в кружок вокруг матери, да поближе к печке, и начинались материнские рассказы о том, как жила она в небесном тереме у отца, который своими плечами подпирал свод небесный, как гостила с сестрами у Даждьбога, да как приглядели они друг друга с Ваном, да как Ван посватался к ней и выиграл состязание, которое было назначено.

Эта история рассказывалась матерью много раз, но дети снова и снова требовали повторения и новых подробностей. Старшему же больше нравились истории про дядьку Велеса, про его путешествия, про его победы, где Велес побеждал не только силой, но и умом.
–Я буду как дядя Велес, - заявлял он матери, на что мать, обнимая своего первенца, шептала:
- Конечно, будешь, расти только!
– А я и так расту! – отвечал он, - и не обманывал.
К 7 годам грамоту знал, даже до Звездной книги Коляды, что у матери хранилась, добрался, да мать запретила до поры до времени, пока окончательно в ум не войдет, ее читать.

Это и есть сказка про старшего сына Вана, первого человека, который женился на дочери Бога, которого назвали - Садко. Это и есть начало истории, которая случилась давным - давно, когда Человечные Боги и Благородные Люди жили рука об руку.

Что было потом…..а также другие северные сказки Вы можете узнать в книге «Боги и люди»

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла.

Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что "утешен" игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде - "худые и добрые"; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров "со всего света белого":

Не я, видно, купец богат новгородский -

Побогаче меня славный Новгород!

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский, заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю - "девицу Чернавушку". После свадебного пира Садко "не творил блуда" с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле - на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а "на сине море" никогда уже более не ездил.

В варианте из сборнике Кирши Данилова (предполагаемый составитель первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов) Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцем. Садко передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги, и в благодарность Ильмень помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в золотые и серебряные деньги.

Изучая былины, мы знакомимся с героями киевского и новгородского цикла.

Если говорить о самых известных богатырях, то многие сразу назовут батюшку Илью Муромца, главного среди своих сотоварищей Добрыни и Алёши.

А вот о Садко трудно сказать, что он богатырь. Музыкант-гусляр, ставший купцом, и всё этим сказано! Сказано, да не всё...

Писатель Александр Торопцев, размышляя о загадках Садко, приходит к выводу, что такой человек жил в X веке в Новогороде и построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей...

А. Торопцев

Загадки Садко

Жил Садко в славном городе Новгороде, что построили люди на берегу реки Волхов, вытекающей из могучего Ильмень-озера. Уже в IX-X веках город был велик и богат. Разный люд обитал здесь: мастера на все руки и купцы, рыболовы и охотники, дружинники и князья. Садко, хоть и бедный был, да известный всему городу, потому что играл он «в гуселки яровчаты», и любили его за это, звали то в один, то в другой дом «на почестен пир».

Да вдруг один раз его не пригласили «на почестен пир», другой раз, третий. Загрустил гусляр, отправился к Ильмень-озеру, сел на «бел-горюч камень», тронул весёлые струны гуселок, и легче стало на душе.

Не зовёте меня, вам же и хуже, а я здесь веселиться буду и радоваться!

Хорошо играл Садко «в гуселки яровчаты»! Сам повеселел, мир вокруг развеселил. Ветерок побежал по волнам прибрежной густой травы, «в озере вода заколыбалася», и оттуда, из-под воды, сам царь морской голову косматую высунул. Страшен на вид был повелитель подводного царства. Вышел на берег, приплясывая под музыку, и сказал булькающим говорком:

Повеселил ты меня, старика! И быть тебе за это богатым!

Садко и рад бы разбогатеть, да как это сделать, если даже на «почестей пир» его не пригласили в который уж раз! Царь морской, однако, слов на воду не бросал.

Ступай,- сказал он,- в Новгород и сделай всё, как я тебе говорю.

Выслушал гусляр подводного лохмача-повелителя и пошёл домой: невесёлый-негрустный. В Новгороде разбогатеть мечтали все, но вдруг обманул его морской царь?! Страшно Садко. Не хочется свою головушку закладывать, но и отступать он не привык.

На следующий день позвали Садко на пир. Веселил он купцов на славу, а под вечер сказал им громко, что есть в Ильмень-озере рыба с золотыми перьями.

Не бывает таких рыб! - закричали захмелевшие купцы.

Сам видел! - не сдавался Садко.- И место могу показать, где их поймать можно.

Не бывает! Не бывает! - галдели купцы.

Бьёмся об заклад великий! - предложил тогда гусляр.- Я заложу буйну голову свою, а вы - товара красного за каждую рыбку по лавке.

Ударили спорщики по рукам, пошли рыбку с золотыми перьями ловить. Закинули они шёлковый невод в Ильмень-озеро, вытащили тоньку на берег, глянь, а там рыбка бьётся - золотые перья! Обрадовался Садко: не обманул его морской царь лохматый. А купцы ещё два раза невод закидывали в Ильмень-озеро, и ещё две рыбки чудесные поймали они. Пришлось им три лавки товара красного отдать Садко.

Разбогател он, знатным купцом стал, и, как часто бывает в подобных случаях с быстро разбогатевшими по чьей-то доброй воле людьми, забыл гусляр про своего благодетеля, морского царя. А тот, хоть и волшебный был царь, но очень обидчивый. Подкараулил он однажды Садко с богатым караваном кораблей в синем море, расшевелил волны тяжёлые и стал топить корабли с товаром.

Решил Садко задобрить его, кинул в море бочку с серебром. Но ещё сильнее ветер завыл, волны грозные «всколыбались». Пришлось бочку с золотом кинуть морскому царю. Только и этого оказалось мало - ещё пуще волны разбушевались. Понял Садко, что обидчивый царь морской требует человеческой жертвы, бросил по обычаю тех времён жребий - пал жребий на самого Садко. Что оставалось делать? Написал Садко завещание, взял в руки гуселки свои яровчаты, лёг на дубовую доску. Быстро уплыли вперёд корабли, купец, качаясь на крутых волнах, почему-то заснул и очутился на самом дне в палатах белокаменных царя морского обидчивого.

Но... Где же загадки, тайны? Про то, как Садко из подводного плена вырвался, можно и в «Новгородских былинах» прочитать. И то верно. Пора переходить к тайнам.

Вот первая из них.

Жил ли был на самом деле в Новгороде купец Садко или это всё выдумка, сказка?

В Новгородской летописи говорится о том, что в 1167 году «заложил Садко Сытиниц церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславовици...» Уж не былинный ли то был купец? Но ведь в былине говорится, что Садко «состроил церкву соборную Миколы Можайскому», который помог ему вырваться из пучины морской, а не святым Борису и Глебу, и что церковь-то построена была деревянная, обыкновенная. Значит, это не тот Садко? Может быть, и не тот.

Не так давно учёные провели в окрестностях Новгорода раскопки на месте бывшего святилища Перуна, языческого божества. Здесь были обнаружены остатки деревянного здания, построенного сразу после того, как в Новгороде дружина князя Владимира Святославовича низвергла языческого Перуна. Значит, какой-то Садко мог жить ещё и в X веке!

Да не жил он нигде и никогда - это же сказка, а в сказках всё выдумано, - может возразить любитель волшебных сказок, но мы его, в свою очередь, тоже можем спросить: «А кем выдумано?» - и перейдём к следующей загадке былины о Садко.

Разве мы знаем наверняка, кто впервые на земном шаре придумал сюжет о человеке, очутившемся в подводном царстве? Подобные сюжеты есть и в индийской поэме «Гариванса», и во фракийских мифах об Орфее. Но если это так, то не индийский ли сюжет (а ему от роду около 5 тысяч лет!) взяли за образец мифотворцы Фракии, а затем и сказители былин Новгорода?

А зачем это нужно знать? - опять может спросить читатель-сказочник. Разве сказки, былины, легенды не прекрасны сами по себе? Да, прекрасны! И можно читать их и радоваться. Но можно ещё и подумать. Разгадав, например, только эти две загадки Садко, человек узнает не только о том, как жили люди в славном городе Новгороде тысячу лет назад и раньше, но и многое другое из жизни всей планеты, потому что ни одно государство, ни один город, ни одно поселение не существовали сами по себе.

Многое забывалось людьми по самым разным причинам. Бывшие друзья становились врагами, вспоминать о них не хотелось, из памяти ускользало действительно очень многое, но доброе всё-таки оставалось! А самое доброе в любом народе - это сказка, былина, легенда. Вспомним, например, самую что ни на есть русскую сказку «Царевна-лягушка». Точно такой сюжет есть в индийской книге «Великая Махабхарата», которую стали записывать индусы в начале I тысячелетия до нашей эры - до этого они передавали её из уст в уста долгие века. Но каким образом два великих народа могли сочинить одну и ту же сказку? А может быть, её сочинили люди, более древние, чем индусы и русские? Да, много загадок в любой народной сказке...

Та же былина о Садко может поведать (если разгадать все её тайны) о человеке, который построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей. А судьба строителя этого храма может подсказать решение другой трудной «русской задачи»: почему вчера ещё яростные язычники, русские люди, сначала приняли культ Перуна под давлением князя Владимира, а затем с плачем и воем расстались с ним, приняли - вместе с тем же князем Владимиром - православную веру?..

Литература

Сайт писателя Александра Торопцева http://аторопцев.рф/



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ