Одним и главных условий построения демократического и социально ориентированного российского государства является его открытость для мира. Граждане других стран, находясь в России, должны обладать полноценным «пакетом» прав, и закрепленный в законодательстве административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ подтверждает их наличие. Иностранцы и апатриды, как и сами россияне, равны перед российским законом, а при получении официального статуса могут пользоваться большинством социальных благ. Рассмотрим все по порядку.
Согласно все той же ст. 3 Закона «О гражданстве РФ», иностранцем считается тот, кто не является россиянином и при этом имеет гражданскую принадлежность к другому государству. Правовое положение иностранного гражданина в РФ определяется одноименным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого для приобретения статуса иностранца мало просто не иметь российского паспорта – нужно также иметь доказательства наличия иного гражданства, например, паспорт другой страны.
Конституция РФ, в частности ст. 62, декларирует равенство иностранных и российских граждан, наделяя владельцев обоих статусов равными правами и обязанностями на территории страны. Тем не менее, права иностранцев в ряде случаев носят ограниченный характер: в или участии в избирательном процессе, не исключена также и так далее.
При этом важно понимать, что понятие «иностранец» объединяет в себе множество категорий физических лиц: , временно пребывающие и постоянно проживающие иностранцы, сотрудники дипломатических ведомств и др.
Апатриды, или лица без гражданства, согласно ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года, представляют собой группу лиц, не являющихся россиянами и не имеющих паспорта и гражданства какой-либо другой страны. Несмотря на такое принципиальное отличие от иностранных граждан, в своем правовом положении апатриды приравнены к иностранцам. Никто не может сказать наверняка, какое количество людей без гражданства проживает в мире. По данным ООН, это около 12 млн человек. По официальным данным российских миграционных органов, апатридов около 14 тыс. человек, хотя неофициальные источники оценивают безгражданство в России десятикратно больше.
Существует несколько основных причин безгражданства: рождение от родителей апатридов при условии, что законодательство страны их пребывания это предусматривает; , если он возможен; распад страны и так далее.
Например, самую массовую группу апатридов в стране составляют граждане бывшего СССР, которые после распада Союза не приняли гражданство России по своим личным убеждениям.
Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.
Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов . Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.
Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).
Как уже было сказано, основы правового положения иностранных граждан и апатридов в России в первую очередь заложены в Конституции (п. 3 ст. 62) и ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которым иностранцы и лица без гражданства обладают таким же объемом прав и обязанностей, что и граждане РФ, за исключением тех изъятий, которые предусмотрены для них законодательством. Следует подчеркнуть, что в основу правового статуса как иностранцев и апатридов, так граждан РФ заложены одни и те же .
Так, административный статус таких лиц по законодательству исключает дискриминацию по отношению к ним, а также включает основные нормы, заложенные международно-правовыми актами. По российскому законодательству, иностранцы равны перед законом независимо от их происхождения, финансового положения, отнесения к той или иной национальности или расе, пола, языка, занятости, религиозных взглядов и прочих субъективных обстоятельств.
Конституционно-правовой статус бипатридов и апатридов и, конечно же, иностранцев предполагает для них ряд изъятий, среди которых:
Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим , а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.
Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:
Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.
При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять .
Ознакомьтесь более детально с информацией о .
По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.
Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:
Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в .
Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:
Как уже было сказано, статус иностранца и апатрида во многом приравнен к статусу гражданина на территории РФ.
На практике это выражается в том, что иностранец или лицо без гражданства имеет право:
Иностранцы и апатриды пользуются в России правами и несут обязанности по налогам и иным обязательствам, возложенным на граждан РФ, лишь за некоторыми исключениями.
В число основных обязанностей иностранцев входит:
Совокупность всех указанных прав и обязанностей, а также особенности конституционного регулирования положения иностранцев и апатридов вместе составляют правовой режим, который характеризует правовой статус лица в стране в целом. Именно от установленного в стране правового режима зависит объем правомочий, предоставляемых негражданам. Правовой режим обычно определяется национальным законодательством и международными договорами.
Доктринально различают:
Учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, можно смело говорить, что в России для иностранцев действует национальный режим, который, впрочем, и предусматривает некоторые ограничения.
Отдельно стоит разобраться, какой правовой режим распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства в области наследования.
Так, согласно ст. 2 ГК, Гражданский кодекс применяется и к отношениям, в которых участвуют иностранцы и апатриды, это значит, что указанные лица могут наравне с россиянами оставлять наследство, завещать его, а также наследовать имущество.
Принцип равенства отражен и в ряде международных договоров РФ, включая Минскую конвенцию 1993 года. Таким образом, в области наследования для неграждан действует также национальный правовой режим.
Далее попробуем выяснить, может ли апатрид быть участником гражданских правоотношений. Таким правоотношением являются любые отношения между субъектами гражданского права, если они регулируются Гражданским кодексом. Как правило, они касаются имущества и нематериальных благ, а также возникновения по отношению к ним прав и обязанностей у субъектов. Чтобы было понятнее: гражданские правоотношения – это отношения, касающиеся приобретения и прекращения прав на вещи и объекты интеллектуальной собственности, исполнения определенных видов услуг и т.д.
Так, все та же ст. 2 (абз. 4 п. 1) ГК позволяет применять к отношениям, возникающим с иностранцами или апатридами, гражданское законодательство. А это значит, что указанным лицам разрешено участвовать в гражданских правоотношениях.
Правосубъектность иностранцев и апатридов представляет собой общую категорию, сочетающую в себе их дееспособность и правоспособность. Правоспособностью, согласно ст. 17 ГК, является способность лица автоматически приобретать права и обязанности, а дееспособностью, согласно ст. 21 ГК, является способность приобретать права и обязанности посредством своих действий. С учетом этого объем правосубъектности неграждан определяется правовым режимом, а так как в РФ действует национальный режим, иностранцы обладают такой же правосубъектностью, что и граждане РФ, за некоторыми изъятиями.
Эти изъятия, в частности, могут касаться гражданской правосубъектности. Например, запрет на владение отдельными видами имущества, в частности, земельными участками в приграничных территориях, долями в стратегически важных предприятиях и др. Обратим внимание, что гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по праву страны их гражданской принадлежности и , но если негражданин постоянно проживает в России, то его дееспособность определяется ГК РФ.
Ограничения предусмотрены и для трудовой правосубъектности. Так, иностранцы не могут быть капитанами, старшими помощниками и старшими механиками российских морских судов, не могут работать на предприятиях, связанных с обороноспособностью страны, не могут быть судьями, выступать учредителями российских СМИ.
Касается это и административной правосубъектности. Так, после прибытия в Россию у неграждан возникает полная административная правоспособность, но при этом их дееспособность несколько уже, чем у граждан. Касается это занятия административных должностей в органах власти, осуществления деятельности, связанной с принадлежностью к гражданству, доступу к гостайне и т.д.
Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что деятельность, поведение, а следовательно, и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ контролируется на тех же основаниях, что и деятельность российских граждан. При совершении уголовного или административного проступка они привлекаются к ответственности на общих основаниях и по одним нормативным актам.
Вместе с этим для отдельных категорий неграждан на время их пребывания в России могут быть предусмотрены некоторые особенности правового статуса. Например, для сотрудников дипломатических ведомств и членов их семей предусмотрен иммунитет – юрисдикция РФ на них не распространяется. Кроме дипломатов, при исполнении служебных обязанностей не подчиняются российской юрисдикции капитаны самолетов и кораблей, а также военнослужащие других стран.
Помимо вышеуказанных исключений, иностранцы, совершившие правонарушение в РФ, могут понести специальную форму ответственности, например, административное выдворение, которое может быть применено, например, за и только в отношении неграждан. Еще одна специальная форма – депортация, которая применяется при нарушении режима пребывания, осуществлении противоправной деятельности, принятии решения о нежелательности пребывания гражданина и т.д.
В зависимости от статуса и сроков нахождения в РФ, законодательство различает следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:
Каждая из них имеет свои особенности правового статуса, поэтому их целесообразно рассмотреть подробнее.
В общих случаях максимальный срок временного пребывания, согласно ст. 5 ФЗ № 115, определяется сроком действия визы. Если негражданин прибыл в РФ по безвизовой схеме, то срок его пребывания составляет не более 90 дней в течение полугода, за некоторыми исключениями. Например, если он осуществляет трудовую деятельность, срок его временного пребывания будет равен сроку действия разрешения на работу. По окончании срока действия визы, или разрешенного безвизового пребывания негражданин обязан либо выехать из России, либо продлить срок своего временного пребывания, либо .
Таковыми, согласно ст. 6 закона, считаются все, кто смог оформить разрешение на временное проживание. Данное свидетельство позволяет всем его иностранным владельцам проживать в РФ на протяжении трехлетнего срока и оформить вид на жительство.
Разрешение на временное проживание выдается иностранцам в пределах установленной Правительством РФ квоты: на 2019 год она составляет чуть более 90 тыс. разрешений. Законом также установлены категории лиц, которые могут претендовать на РВП вне , в том числе нетрудоспособные родители совершеннолетних россиян, инвесторы, супруги россиян и проч. РВП оформляется миграционными органами по месту проживания заявителя по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 789.
Те, кто оформил РВП, ежегодно обязаны уведомлять миграционные органы о своем проживании в РФ. При наличии РВП они могут свободно выезжать за пределы РФ, трудоустраиваться без разрешения (в пределах региона проживания) и пользоваться основным набором социальных благ.
Право неграждан постоянно проживать в стране удостоверяется видом на жительство. Обладатели ВНЖ свободно могут въезжать и выезжать из России. Согласно ст. 8 ФЗ № 115, документ выдается иностранцам, которые прожили в РФ на протяжении минимум одного года с РВП или в льготном порядке (например, для переселяющихся соотечественников). ВНЖ выдается сроком на 5 лет с неограниченное количество раз.
Как и при наличии РВП, владелец ВНЖ обязан ежегодно подтверждать свое проживание в России, но вместе с этим он волен самостоятельно менять место своего проживания, участвовать в муниципальных и региональных выборах, без территориальных ограничений устраиваться на работу, оформлять приглашения для приезда родственников и друзей, пользоваться всеми социальными гарантиями, что и граждане. Кроме того, вид на жительство позволяет по прошествии 5 лет претендовать на оформление гражданства РФ.
Ознакомьтесь более детально с тем, что собой представляет .
Иностранные граждане, находящиеся на территории России на законных основаниях и имеющие соответствующие документы, в личных или деловых целях наделены, согласно ст. 11 ФЗ № 115, свободой передвижения. То есть они вольны передвигаться по территории России всеми доступными видами транспорта в любое необходимое им место. Следует понимать, что к личным целям относится туристическая поездка, путешествие по России или поездка к родственникам/знакомым. К деловым, в свою очередь, стоит относить передвижения, связанные с профессиональной или хозяйственной деятельностью, посещение конференций и семинаров.
Но есть и исключения. Так, иностранцы и лица без гражданства на территории РФ не обладают возможностью посещать ряд режимных объектов и территорий без специального разрешения. Постановлением Правительства от 11 октября 2002 года № 754 определен перечень таких территорий, в него входят военные городки, пограничная зона, зоны экологического бедствия, объекты Вооруженных сил и т.д.
Кроме того, отдельный акцент законодатель сделал на запрет на смену места жительства для обладателей РВП. Так, они не могут без разрешения менять свое место жительства даже в пределах региона проживания. Запрет, однако, на передвижения не распространяется.
Еще одной категорией неграждан являются беженцы. Данный гуманитарный статус предоставляется им в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» , согласно которому претендовать на этот статус могут иностранцы и апатриды, если есть обоснованные опасения полагать, что на территории страны их гражданской принадлежности или проживания они могут стать жертвой преследований по расовым, этническим, религиозным, национальным, социальным и иным мотивам.
Оформив данный статус в России и получив соответствующее , его обладатель имеет право:
Данный гуманитарный статус следует отличать от статуса вынужденного переселенца. Так, последние, в отличие от беженцев, как правило, граждане РФ, переселяющиеся внутри страны или приехавшие в Россию из-за преследований за рубежом.
В отличие от статуса беженца, политическое убежище предоставляется исключительно президентом и лишь в случае преследования за политические убеждения и общественную деятельность, если таковое направлено непосредственно против просителя убежища. Порядок предоставления политического убежища предусмотрен Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746, согласно которому, если такой проситель преследуется в своей стране за действия, признаваемые Россией как преступление (также имеются иные основания для отказа), политическое убежище ему не предоставляется.
В связи с этим вопрос убежища тесно связан с вопросом экстрадиции – выдачи преступника государству, которым он преследуется за уголовные преступления. Конституция запрещает выдавать лиц, преследуемых по этническим, политическим и иным подобным мотивам. Совершенно другое дело – обвинение в преступлении. Россия ведет активное международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, без проблем выдавая преступников союзным странам, даже если те попросили политического убежища.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в России действует национальный режим национального пребывания иностранцев и апатридов. Это значит, что неграждане пользуются всеми теми же правами и обязанностями, за некоторыми исключениями. Так, иностранцы в полной мере могут претендовать на медицинскую и социальную помощь, судебную защиту, осуществление трудовой и хозяйственной деятельности, свободу передвижения и выезда за пределы РФ и иные гарантированные Конституцией РФ права. Однако в зависимости от категории, к которой они относятся, для них могут быть предусмотрены некоторые ограничения.
Данная информация может представлять интерес для граждан, имеющих гражданство России и в том числе и гражданство Греции, или других стран или ВНЖ в Греции. Подробное толкование статьи о регистрации вашего другого гражданства в федеральной миграционной службе - что, кому, и как.
Российских граждан, имеющих двойное гражданство или ВНЖ другой страны, обязали сообщать о нем в Федеральную миграционную службу. 4 августа закон вступил в силу, а с 17 августа начинается отсчет 60-дней, срока, в который необходимо подать уведомление.
В законе также указывается, что неисполнение "обязанности гражданина уведомить ФМС России о наличии имеющегося иного гражданства (или ВНЖ)" карается высокими штрафами, впоть до уголовной ответственности.
Сообщить о втором гражданстве можно как лично, придя в отделение миграционной службы, так и по почте. Процедуру уведомления в ближайшее время разработает ФМС.
Кроме того, необходимо уведомлять ФМС о наличии второго гражданства и у детей. Данные в ФМС в этих случаях необходимо будет передавать "законным представителям гражданина РФ, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением также категории постоянно живущих за границей".
Напоминаем еще раз, что новый закон (Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ) вступил в силу 4 августа. С этого момента у всех россиян, имеющих второе гражданство, есть два месяца, чтобы уведомить о нем миграционную службу. Для жителей Крыма нововведение начнет действовать с 2016 года.
Тех, кто нарушит процедуру уведомления, накажут административным штрафом – от 500 до одной тысячи рублей. А вот россиянам, которые умолчат о своем втором гражданстве, грозит уголовная ответственность. Это штрафы до 200 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 16 суток.
Между тем, в законе предусмотрены исключения. Они касаются, например, тех, кто имеет российское гражданство, но постоянно проживает на территории другой страны.
Как сообщили в ФМС России (см. видео №3. Пресс конференция ФМС), посольства и консульские отделы РФ за рубежом НЕ имеют полномочий принимать документы (уведомления) от граждан.
Однако, наверное только там можно получить подробные ответы на интересующие вас вопросы, причем в каждом конкретном случае. В том числе, получить ответ на вопрос, нужно ли именно Вам уведомлять ФМС России о наличии второго паспорта, так как есть один нюанс - в законе.
ИСКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАНО ДЛЯ "ГРАЖДАН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, ИМЕЮЩИХ ТАКЖЕ ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ИЛИ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ ИНОЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ".
Попадаете ли вы под эту формулировку или нет, и как понять насколько постоянно вы проживаете за рубежом, чтобы попасть под имеющуюся категорию граждан - можно, скорее всего, уточнить лишь в консульстве или непосредственно в ФМС России (которые, кстати, сами не дают точной формулировки данному понятию).
Юристы указывают на то, что закон «сырой» и в нем недостаточно четко изложены механизмы его исполнения. Например, в российском законодательстве отсутствует четкое определение, КТО ЯВЛЯЕТСЯ «ГРАЖДАНИНОМ РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ». В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ читаем: Статья 20. Место жительства гражданина 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. «Преимущественно» – не расшифровывается. Для сравнения, в Гражданском Кодексе Украины ПМЖ прописано чётко – это место, где человек проживает более половины календарного года. «По умолчанию» такая же норма действует и в России, но далеко не во всех случаях. Мы сталкиваемся с тем, что различные юридические ситуации влекут за собой и различное толкование понятия ПМЖ.
Приведём примеры. В российском законодательстве по вопросам усыновления граждане, находящиеся на ПМЖ за пределами РФ приравниваются к иностранным гражданам и для них действуют иные законодательные нормы, нежели для граждан РФ. В этом случае юристы определяют ПМЖ следующим образом. Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.
КРИТЕРИЕМ ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве. ЕСЛИ У КАНДИДАТА СОХРАНИЛИСЬ ГРАЖДАНСТВО РФ И ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ТО ФОРМАЛЬНО ОН НЕ ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЛИБО ГРАЖДАН РФ, "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ" ЗА РУБЕЖОМ.
То есть, если у вас есть паспорт гражданина РФ и прописка (регистрация) на территории РФ, то никого не интересует как долго и где вы проживаете: ФОРМАЛЬНО вы относитесь к категории граждан РФ "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ", даже при наличии второго (двойного) гражданства (см. видео №2 О втором - двойном гражданстве и их отличиях одного от другого).
В вопросах, касающихся налогообложения граждан, действуют другие нормы. В Законе о валютном регулировании и валютном контроле используется термин резидент – применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях. Ст.1, п.6 даёт определение резидента: это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИМЕЮЩИХ ВЫДАННЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Итак, для сферы налогообложения ГРАЖДАНИН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (а значит неризедент) – это любой гражданин, находяшийся за пределами РФ БОЛЕЕ ГОДА.
Однако, в Конвенции между Россией и Грецией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал мы опять встречаем более расплывчатое определение: Если в соответствии с положениями физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом: a) оно считается резидентом только того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов); b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом только того Государства, ГДЕ ОНО ОБЫЧНО ПРОЖИВАЕТ. «Обычно проживает» опять-таки трактуется юристами как – более 180 календарных дней в году.
А что говорится по этому поводу в подзаконных актах, касающихся консульского учёта? Приказом Министерства иностранных дел РФ в 2011 г. были введены Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации. В них читаем, что «Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности...» Кто такие «временно находящихся или постоянно проживающие» и чем между собой отличаются – в документе не прописано. В Консульстве РФ регистрируют ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ зарегистрироваться (но не обязывают делать это). Хотя для получения загранпаспорта в Консульстве РФ и оформления некоторых документов регистрация является обязательной .
Есть еще один момент, на который указазывают юристы. Дело в том, что при пересечении границы Российской Федерации на паспортном контроле пересекающих границу граждан не регистрируют. То есть Федеральная пограничная служба не ведет учёт въезжающих и выезжающих граждан и единственным доказательством сроков вашего проживания за пределами РФ является ваш загранпаспорт со штампами Паспортного контроля. Поэтому, на всякий случай, сохраняйте старые загранпаспорта (как совет, данный одним юристом).
Россия всегда была страной, которая притягивала большое количество переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Это происходило по многим причинам – из-за войн и катаклизмом, естественного движения народов, обмена научным потенциалом и др.
При этом всегда возникал вопрос: какой правовой статус имеют иностранцы на территории РФ, какие имеют ? Чем регламентируются права иностранных граждан?
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:
Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:
Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»
Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Федеральной миграционной службе, диппредставительствах или консульствах.
Кто такие граждане, лица без гражданства и иностранцы
При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.
В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.
Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед миграционной службой. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.
Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:
В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:
Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.
Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»
Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:
Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания
Требования для трудоустройства иностранцев:
При выдаче квоты на работу учитываются:
Регион | Кол-во по годам | ||
2017 | 2019 | 2019 | |
Центральный | 38 500 | 26 682 | 21 753 |
Северо-Запад | 10 020 | 13 406 | 6 975 |
Южный Федеральный | 10 450 | 4 496 | 1 393 |
Северный Кавказ | 7 250 | 2 363 | 2 180 |
Приволжский | 19 500 | 10 548 | 5 186 |
Уральский федеральный | 8 350 | 21 772 | 19 718 |
Сибирский федеральный | 21 050 | 20 740 | 14 681 |
Дальневосточный | 8 880 | 38 180 | 36 132 |
Многие россияне мечтают иммигрировать в развитые страны и впоследствии стать их подданными. Однако не все из них готовы отказываться от гражданства РФ. Наличие подданства нескольких государство удобно для бизнесменов, инвесторов и лиц, семьи которых живут за границей. Разрешено ли в России двойное гражданство? Каким правовым статусом обладают бипатриды?
Двойным гражданством принято считать наличие у одного лица гражданства двух и более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. Таким образом, он выполняет обязанности гражданина той страны, где проживает в текущий момент.
Конституция РФ гласит о том, что второе гражданство подразумевает наличие у россиянина подданства другого государства при условии отсутствия между их властями международных соглашений. Сколько гражданств можно иметь помимо российского? Сколько угодно, но нужно помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.
Термин «двойное гражданство» относится к случаям, когда власти двух государств заключили договор о решении споров, связанных со статусом лиц с двойным гражданством (ФЗ №62).
На практике встречается только два случая, когда двойное гражданство возможно.
В первом случае речь идёт о соглашении РФ с Таджикистаном, которое было заключено 7.09.1995 и существует на сегодняшний день. Оно гласит о том, что гражданин Таджикистана при получении российского паспорта сохраняет прежнее гражданство.
Второй случай касается соглашения РФ с Туркменистаном, заключённого 23.12.1993. Оно прекратило действовать 18.05.2015. Граждане Туркмении, получившие российские паспорта в течение периода действия этого договора, могут не отказываться от туркменского гражданства.
Вышеописанные случаи касаются и россиян с гражданством Таджикистана и Туркменистана. При этом они не теряют статуса граждан РФ. Подобные случаи встречаются на практике крайне редко. Но это не значит, что россиянам запрещается быть обладателями паспортов других стран.
Строго запрещено иметь второе гражданство:
Помимо этого, Государственной думой рассматривается законопроект о запрете наличия разрешения на проживание или прочего аналогичного документа у граждан РФ, занимающих посты государственной службы, и их детей и супругов.
На основании Конституции РФ россиянам не запрещается получать статус гражданина в других государствах.
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, статья 62
http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf
Как уже отмечено выше, договорённость в вопросах двойного гражданства у РФ имеется только с Таджикистаном и Туркменистаном. Помимо этого, россияне могут получать паспорта следующих государств, не отказываясь от своего гражданства:
Нельзя получить второе гражданство в следующих странах:
При оформлении украинского гражданства россиянину необходимо предварительно подать прошение об отказе от подданства РФ. При этом украинский паспорт выдаётся сразу после отправления запроса о выходе из гражданства на адрес российского посольства. Но это не всегда сопровождается утратой гражданства, поскольку заявление не всегда одобряется в посольстве. Поэтому на практике нередко бывает, что гражданин Украины является одновременно и гражданином РФ.
Власти Республики Беларусь не выдают «вторые» паспорта. Исключений для граждан России не предусмотрено.
Власти Германии наложили строгий запрет на наличие второго гражданства у своих граждан. Получить статус подданного этой страны разрешат лишь при отказе от прежнего подданства. Однако получить второй паспорт все же можно. Таким правом обладают дети, рождённые в браках граждан Германии с иностранцами, младше 21 года. По достижении этого возраста они вправе выбрать гражданство. Помимо этого, исключительными обстоятельствами, при которых допускается наличие паспорта другой страны, являются преклонный возраст, наличие серьёзных заболеваний, бедственное материальное положение (предполагается, что иностранец не может оплатить пошлину за отказ от гражданства).
Россияне могут получить паспорт США при условии, что они родились на территории этой страны, являются детьми американцев либо прожили здесь более 5 лет и имеют действующий ВНЖ. После оформления гражданства необходимо принести Клятву на верность США, а молодые люди 18–27 лет должны встать на воинский учёт. Однако если гражданин Соединённых Штатов не проживает постоянно на территории страны, он может лишиться гражданства.
О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.
Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.
Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке .
В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:
Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.
Невыполнение требования грозит уголовной ответственностью (УК РФ, ст.330.2), а именно штрафом, максимальный размер которого может составлять до 200 тысяч рублей либо эквивалент размера зарплаты или дохода за 12 месяцев. Также нарушители могут быть направлены на выполнение общественных работ до 400 часов. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождены лица с гражданством Туркменистана, Таджикистана и россияне, которые постоянно проживают за границей.
Бипатрид - это лицо, которое одновременно является гражданином двух государств. Также это понятие касается лиц с двумя и более гражданствами.
Правовой статус лиц с множественным гражданством был определён Гаагской конвенцией 1930 года. Во вступительной части Конвенции указано, что важно пресекать все ситуации, влекущие за собой получение двойного гражданства.
В документе говорится и о том, что ни одна страна не вправе производить дипломатическую защиту бипатридов против государств, гражданами которых они также являются. Если бипатрид находится на территории третьих стран, то он рассматривается как гражданин того государства, где он проживает, имеет более тесные связи, либо получает постоянный доход. В некоторых ситуациях применяют принцип «эффективного гражданства»: бипатрида считают подданным той страны, где он обычно использует свои права и свободы.
Однако ст. 62 Конституции РФ допускает наличие подданства других стран у своих граждан. В 6 ст. ФЗ №62 указано, что россияне, имеющие паспорта иных государств, рассматриваются только как граждане РФ. При этом приобретение статуса гражданина иностранного государства не является причиной для утраты гражданства РФ и не отменяет права и свободы, предусмотренные российским законодательством.
Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. К примеру, живущие постоянно за границей граждане РФ освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. А также проблемы возникают у бипатридов с гражданствами и РФ и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признаёт многоженство, в связи с этим возникают проблемы со статусом жён, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.
Россиянам не запрещается иметь двойное гражданство. О факте получения паспорта иностранных государств граждане РФ должны сообщать в ГУ МВД в 60-дневный период. При сокрытии факта получения подданства другой страны предусматривается уголовная ответственность.