Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Важность. Важно потому что необычно. Помогает понять степень адаптации человека к чуждым ему средам и поставить вопрос этнических меньшинств.

Когда? Формирование происходило в эпоху капитализма => феноменально быстро (200-300 лет).

3 основные группы:

1. переселенцы из Европы

2. фрагменты африканских племен и народностей

3. недобитые индейцы. Отсюда – этнорасовая пестрота американской нации.

Этническая история. Формирование собственно наций началось с завоевания и колонизации. 1492 год – высадка на Гаити. Конкиста испанцев. Потом Куба – плацдарм для экспедиций в Мексику и Флориду. Жили там инки и ацтеки. В 1500 Васка да Гама открыл Бразилию. Уже в 1521 пал Теночтитлан. Начали испанцы и португальцы, потом подключились французы, англичане и голландцы. Официальная цель – распространение католицизма. Папа Александр даровал Испании право на владение и миссионерство в открытых землях. XVIII век – англичане. Земледельческие колонии в Виргинии. Колонисты принесли с собой новые болезни, пьянство etc. Местные группы втянуты в непрерывные походы европейцев. На протяжении первого столетия колонизации погибло 95% коренного населения (при их общей численности ок. 100 млн. чел.). Ацтеки: «Дайте нам умереть, ибо наши боги уже умерли…», известный эдикт папы «о признании индейцев людьми» etc. Не эффективен труд аборигенов, поэтому ввозят негров. Нац. состав колоний – лоскутное одеяло. То, что мы сейчас называем американской нацией – народы Сев. Америки.

По переписи 1790 г. 80% жителей Америки было выходцами из UK. Остальные – GER, FR, HOL. Постепенно складывается понятие «американец», а потом и его типовой образ: янки – житель штата Коннектикут.

В 1900 г. в США было всего 200 тыс. индейцев, сейчас – 1, 5 млн. Но это метисы; в свое время была мода на приписывание себя к индейцам (ради позитивной дискриминации).

Всего в Америке около 40 млн. чел. (из 750 млн.) говорят на индейских языках, из них 10 млн. – проживают в MEX. В Парагвае язык гуарани – язык бытового общения, SP – язык официального общения. Билингвизм – типичное американское явление наравне с двойственным этническим и этнорасовым самосознанием.

Афроамериканцы. Прибыли в 1619 с голландцами. Причём не рабы – кабальные слуги. Классическое рабство – уже XVIII век, Виржиния. Рабство было и патриархальное, часто фермерство (надо самому работать). Босалии – негры, родившиеся в AFR, креолы – уроженцы уже Америки. (А в XIX в. креолами называли белых потомков SP и FR, в отличие от англоговорящих американцев). Всего было ввезено 10-15 млн. африканцев. Легитимировала всё протестантская этика (Вебер). Их судьба предопределена, пусть и пашут. Негры бежали, образовывая целые лагеря и даже области беглецов.

К концу XVIII, однако, кризис идеологии, появился аболиционизм – движение за отмену рабства. 1805 г. – победа негров Гаити, которые по новой конституции обрели свободу. 1838 г. – рабство отменено в колониях UK, в

Африканцы, утратили ли свою культуру? Херсковиц утверждал, что нет (она осталась в традициях афроамериканской церкви, песнопения etc.), Парк, что «да», идея культурного шока и потери корней. В рабстве (даже плантационном) были плюсы: крепкая семья, уверенность в будущем. Поэтому Гражданская война (1861-1865) всё порушила. Неясно, что дальше. Всё по накатанной: лишение их прав голосовать, раздельные школы, они собираются вместе, «чёрные гетто», противостояние Ку-клукс-клану. Отказались от ассимиляции. Преодолевали национальную неполноценность. 1896 год, Уильям Кроуди «чёрные евреи». Но особенно в 70ые годы XX-го века, «чёрные мусульмане», Нация Ислама. Элайджа Мухаммад, Малькольм Икс, Мохаммед Али. Боевая организация, политические борцы. Тут и групповая экономика, и тренировка девушек-убийц. Отдельно – массовые лидеры (Мартин Лютер Кинг). 1865 г. – XIII поправка в конституцию США – признание равноправия негров.

Латинская Америка. Главная черта – метисация. Полное отсутствие расовых предрассудков. Были удачные колонизаторские проекты (Парагвайское государство иезуитов среди индейцев гуарани). Тут и протестанты, и католики. Но если католики стремятся навязать свою веру аборигенам и даже неграм, то протестанты – нет. 1810-1826 – «Indepencia» – освободительная война в SP колониях. Аргентинский президент Сарбиенте написал книжку «Факундо», где сказал: США – civ, мы – варвары. Расовая терпимость, даже ввозимые негры принимались. Если от смешанных браков рождался мулат, его забирал белый отец. Если совсем чёрный – то оставляли матери, но давали всяческие льготы.

Белые. Предприимчивые люди, маргиналы, плыли за богатством и новой жизнью. Жили отдельными колониями по странам, но есть противопоставление: мы – они. Боролись между собой за влияние. Однако, смешанное население, довольно быстро «американизировалось». С точки зрения хозяйства принесли кучу плодов: картофель, томаты, какао, стручковый перец.

Около сер. XVIII в. противопоставление колоний и метрополий стало носить континентальный характер, появилось самоназвание «американцы».

С приобретением независимости американскими государствами аборигенные народы стали еще больше страдать. Их загоняют в резервации, истребляют. Границы государств были проведены без учета расселения аборигенных этносов. Осталось и плантационное землевладение – ввозят иммигрантов из CHI, IND, Индонезии. Протестантизм распространяется на юг, среди негров и аборигенного населения получают распространение различные синкретические культы.

Соединенные Штаты создавались на основе английских колоний. Первоначальным ядром американской нации были англичане и выходцы из Ирландии и Шотландии. Но вместе с тем большую роль в этом процессе сыграли выходцы из других стран «западной Европы, а с конца XIX в.- и из Восточной Европы и отчасти Азии. В колониальный период шло слияние населявших английские колонии иноязычных элементов - шведав, немцев, голландцев и многих других с английскими поселенцами. Часть этого населения составили жители недолговечных, впоследствии захваченных Англией колоний ряда европейских государств; частично это были иммигранты, прибывшие из стран Европы непосредственно в английские североамериканские колонии. Ни голландцы, ни шведы, ни другие колонисты не создали здесь сколько-нибудь крупных этнических образований и в основном влились в американскую нацию.

Те группы населения, которые до сих пор сохраняются в составе американской нации в отдельных районах с преобладанием той или иной языковой группы (поселения норвежцев, голландцев, французов, швейцарцев и др.), свидетельствуют о том, что американская нация - еще молодая нация, в которой новые поступления иммигрантов перевариваются далеко не сразу. В течение ряда поколений они сохраняют некоторые особенности быта и культуры своих предков.

Целый ряд обстоятельств способствовал сохранению этих особенностей у одних групп и более быстрому стиранию национальных особенностей - у других. Одним из наиболее показательных признаков является сохранение в быту родного языка. Те иммигранты, которые не сталкивались и США с дискриминацией или страдали от нее меньше других, быстрее смешивались с общей массой американцев, вступали в браки с американцами, постепенно утрачивали свой язык, переходя на английскую речь, забывали свои обычаи. Это относится прежде всего к выходцам из Западной Европы- к датчанам, шведам, финнам, норвежцам, немцам. Вместе с тем оказывается, что есть группы, которые ассимилируются не менее быстро: греки, армяне, румыны, украинцы. Это и понятно: их в США мало (например 274 тыс. греков по сравнению с 4950 тыс. немцев) и они довольно легко растворяются в общей массе англоязычного населения. Большое значение имеет также и расселение тех или иных групп. Жители сельских мест, живущие компактно, сохраняют обычаи и родной язык дольше (среди жителей США, говорящих по-норвежски, население сельских мест составляет несколько более одной трети, а у армян горожане составляют подавляющее большинство).

В связи с теми препятствиями, которые встречала эмиграция из стран Азии, включение уроженцев Азии в американскую нацию было затруднено. Значительные группы иммигрантов из стран Азии и др. живут в США в условиях изоляции от остального населения, и ассимиляция в таких группах протекает медленно. Это относится к японцам, китайцам, пуэрториканцам. Однако, если они не живут совместно в значительном числе, а вкраплены среди американцев, то и переход их к английскому языку происходит скорее, и смешанные браки - явление довольно обычное.

Но и для иммигрантов из европейских стран процесс ассимиляции также сопровождается определенными трудностями. То обстоятельство, что в английские колонии, а позже в Соединенные Штаты прибывали, люди из стран, где уже образовались нации, и приносили с собой свои традиции, свою культуру, свой язык, создавало своеобразие национального развития американцев. Долгое время, а для некоторых этнических групп и по сей день, этнические особенности отдельных национальностей сохраняются. Это относится к тем районам, где издавна живут сравнительно большими массивами выходцы из различных стран. ВыхоДцы из Швейцарии и Норвегии в Висконсине, потомки французских колонистов в Луизиане,- все они, будучи американцами, вместе с тем хранят многие национальные традиции своих предков.

Чем больше развивался капитализм в Америке, тем скорее стирались этнические различия. Смешанные браки, переселения в глубь страны, во время которых жители разных колоний, поселяясь с людьми другой национальности, иной религии, теряли свою обособленность, - помогали стирать эти особенности. Этническая пестрота американцев послужила поводом для всякого рода расистских предрассудков, насаждая и развивая которые американская буржуазия в свою очередь тормозит ассимиляцию многих этнических групп. Отсюда особые национальные кварталы в американских городах, двуязычие и другие явления, свидетельствующие о том, что процесс включения целого ряда этнических групп в американскую нацию проходит мучительно медленно. Вместе с тем часть американской буржуазии, ссылаясь на происхождение своих предков из какой- либо европейской страны, завязывает с этими странаминеофициальные связи, привлекая оттуда иммигрантов в своих корыстных целях. Многонациональная буржуазия США наживается за счет своих соотечественников, вновь прибывших в США и не знакомых с обычаями страны и ее языком. «Итальянские», «ирландские», «шведские» и прочие боссы, пользуясь своими ирландскими или шведскими именами, пытаясь затормозить рост классового сознания, завлекают в свои сети неопытных людей под предлогом помощи соотечественникам. Они всячески поддерживают в них сознание национальной обособленности. В качестве примера можно привести шведов г. Чикаго и близлежащих к нему городов и сельской местности. Политические боссы шведского происхождения держат в руках голоса избирателей этой части США, где живет много выходцев из Швеции. В городе множество магазинов, гостиниц, ресторанов, всякого рода обслуживающих учреждений, где иммигранта из Швеции обслуживают на шведском: языке: ему укажут, где найти квартиру, в какую церковь пойти, в какую школу устроить детей, помогут найти работу.

Буржуазные историки иногда утверждают, будто американская нация сложилась в период от конца войны за независимость до 20-х годов XIX в.; отсюда выводится утверждение, что в состав американской нации вошли в основном англосаксонские народы. Позднейшая же иммиграция, принесшая в страну «нежелательные», в расистском понимании, элементы (славян, евреев, итальянцев и др.), никакого отношения к развитию американской нации якобы не имела.Согласно этой теории, после войны за независимость, в то время когда в Европе происходили такие события, как французская революция и наполеоновские войны, приток переселенцев из Западной Европы в Америку временно почти прекратился (примерно по 1820 г.) и за эти годы в бывших английских колониях успел сложиться «американский» тип, поколение так называемых «старых американцев» (old americans); иммигранты же, которые прибывали позже, в особенности иммигранты из стран Восточной и Южной Европы и из Азии, приток которых падает на конец XIX - начало XX в., принадлежат якобы к «неассимилирующимся», остающимся чужеродным по отношению ко всему американскому элементом. Чтобы доказать, будто ядро американской нации составили исключительно англичане, долго замалчивалась ранняя ирландская эмиграция. На самом же деле уже в колониальный период (1607-1776) население Северной Америки, пополнявшееся постоянно за счет иммиграции, было весьма неоднородно. Англичане, ирландцы, голландцы, немцы, французы, шведы, евреи населяли большие города, поселки, городки, деревни. Для сельских мест долгое время были характерны замкнутость и сохранение этнических особенностей Старого Света, пережитки которых сохраняются даже сейчас. Но в городской жизни, особенно в больших городах, где население живет смешанно, эти черты обособленности выражены гораздо слабее. В течение 400 лет на материк беспрерывно прибывали все новые волны переселенцев, оседая частично в промышленных городах восточных областей, уходя на свободные землп, на лесоразработки, золотые прииски Запада, нефтяные промыслы Оклахомы, на поля Дакоты. Люди эти работали и жили бок о бок, вступали между собой в браки, забывая обычаи и язык своей родины. В 1790 г. американцы английского происхождения составляли примерно 77% всего населения, а в 1921 г. - лишь 41 %. С 1820 по 1933 г. в США зарегистрировано до 38 млн. иммигрантов, причем большая часть их прибыла не из Англии.

В 1850 г. в штате Нью-Йорк ирландские иммигранты составляли 52,4% всего иммигрантского населения штата, немцы 18,1% и только 17,5% - английские иммигранты; австрийцы, венгры, поляки - менее 10%, итальянцы и русские - еще меньше, скандинавы - 0,2%. В 30-х годах XX в. ирландские иммигранты составили 9,2%, немцы -" 10,9%, англичане - 6,9%, итальянцы - 19,7% 1 . Все эти этнические группы, несмотря на дискриминацию иммигрантов, смешивались с коренными американцами, вливаясь в американскую нацию.

Сейчас едва ли можно сказать, что существуют «чистые» потомки первых английских колонистов. Включение в американскую нацию эмигрантов из Центральной и Восточной Европы привело к еще большему изменению состава американцев. И такие изменения в этническом составе означали дальнейшее развитие американской нации. Но и это обстоятельство тоже используется, особенно за последнее время, реакционной пропагандой, в связи с обширными экспансионистскими планами американских империалистов для развития космополитических теорий, вроде теории так называемого «американского тигля». Согласно ей, Америка представляется своего рода котлом, в котором ассимилируются, «переплавляются» все национальности в единую американскую нацию. Факт, что американская нация сложилась из самых различных этнических элементов, толкуется в том смысле, что это само собой означает якобы единство идеологическое и социальное. Соединенные Штаты представляются страной, где якобы царят расовый и классовый мир. Идея космополитизма занимает не последнее место в борьбе американских монополий за мировое господство. Под флагом космополитизма широко пропагандируется приобщение к «американскому образу жизни» суверенных народов, осуществляется экономическое и политическое закабаление различных стран.

Недавно как раз читал статью, посвященную этому вопросу, очень интересную, однако на пересказ уйдет слишком много времени. Поэтому постараюсь кратко описать процесс формирования нации как таковой, общество колоний и ту роль, что сыграла иммиграция.

Формирование американской нации

Возникновение США стало возможным на основе колоний Англии , где основную массу составляли ирландцы, англичане и шотландцы. Однако немалую роль в этом процессе сыграли и другие выходцы из Европы , а в конце XIX века уже выходцы из Китая. В то время, когда первые колонисты лишь приступали к освоению земель, коренное население континента было представлено сотнями племен - потомками древних людей пришедших из Азии. Племена, как правило, обитали на самых плодородных землях , и именно туда устремились колонизаторы.


Первым этапом формирования нации можно считать тот момент, когда английский язык стал единым для большинства колонистов. К тому времени были налажены экономические связи, как между колониями, так и со Старым Светом. Постепенно шло увеличение территорий за счет освоения и захвата земель индейцев.

Структура общества

Структура прослоек общества колоний выглядела следующим образом:

  • высшая - администрация и губернатор;
  • средняя - «фримены» - свободные люди среднего достатка;
  • низшая - самая многочисленная прослойка бедных людей.

Прослойка бедняков была достаточно разношерстной. Здесь были авантюристы, искатели лучшей жизни, преступники и заключенные, сосланные на каторгу. Все это огромное скопище людей именовалось сервентами. Что касается «фрименов», стоит отметить тот факт, что земли, принадлежавшие королю номинально, передавались им навечно с правом наследования . Следующим этапом стало развитие пуританства в самой Англии, а уже оттуда идеи проникли в колонии. Таким образом, постепенно начали формироваться основные черты американского общества : расчет на собственные силы, индивидуализм и предпринимательство.


Музей иммиграции

Он открыт в здании, где в свое время проходила процедура регистрации поселенцев . Это место выбрано неслучайно - 45% предков нынешнего населения страны прибыли в Новый Свет именно через это место - остров Эллис в Нью-Йорке . Только в период с 1890 по 1950 здесь было зарегистрировано 13 миллионов человек. За все времена на Североамериканский континент ступило больше мигрантов , чем в какой-нибудь иной стране мира. Роль иммиграции прослеживается абсолютно во всем, и недаром бытует утверждение, что Америка - котел наций .

США относятся к региону стран Северной Америки, куда входит еще и Канада. К этому материку относится и остров Гренландия, который является частью территории европейского государства Дания, но обладает внутренней автономией.

  • Вспомните историю открытия Америки.
  • Назовите площадь США (9,37 млн. кв. км).
    Это государство занимает 4 место в мире по площади. Ребята сами могут назвать страны, которые имеют большую, чем США, территорию.

В состав США входят 50 штатов и один федеральный округ Колумбия. Для более углубленного изучения США необходимо знать все штаты и их расположение на карте страны. США – федеративная республика. Столица – г. Вашингтон.

  • Вспомните, чем отличаются федеративные страны от унитарных.
  • Всю территорию страны можно разделить на три части:
    – основная территория, расположенная на материке;
    – Аляска (присоединилась к США в 1869 г.);
    – Гавайские острова.

По мере накопления знаний и умений учащихся, изучать крупные экономические районы удобно, используя “формулу” (рис.1). Это поможет систематизировать полученную информацию и позволит учащимся самостоятельно, последовательно сделать вывод о хозяйстве изучаемого региона.

Самостоятельно изучая материал, учащиеся могут выделить положительные стороны ЭГП страны. Итог работы может быть оформлен в виде схемы в тетради (рис. 2).

По ходу урока, для закрепления материала, учащиеся работают с контурными картами, обозначая на них границы страны, пограничные государства, столицу, омывающие США моря.

Так же, как и по площади, по численности населения США занимают 4 место в мире (263,6 млн. человек). Попросите школьников назвать три страны, имеющие численность населения больше, чем США (На третьем месте будет не страна, а конфедерация – СНГ). Важно отметить, что, как и во многих развитых странах, естественный прирост населения США за последние годы снизился. Следовательно, трудовые ресурсы страны могут пополняться за счет внешней иммиграции.

  • Какие страны поставляют в США иммигрантов?

Невозможно сказать точно, сколько европейцев переселилось в земли, составляющие теперь США, и в еще меньшей мере, – сколько прибыло из Африки, можно лишь предположить, что их было около 60 миллионов. Большинство первых иммигрантов приехало из северо-западной Европы. Это великобританцы, немцы и голландцы.

Население в стране размещается крайне неравномерно. Зная все причины неравномерного проживания населения, учащиеся могут сами назвать их для США (рельеф и климат) (рис. 3).

Средняя плотность населения страны – 27 чел./км 2 . На карте плотности населения ребята могут найти район с максимальной плотностью населения (Северо-восточные штаты).

  • Дайте объяснение большой плотности населения в северо-восточной части США. Это, прежде всего, благоприятный климат, равнинный рельеф, заселение территории страны начиналось с этих территорий, а в настоящее время – развитая экономика Северо-восточных штатов.

Интересен тот факт, что еще в 1961 г. один французский географ опубликовал монументальный труд, посвященный высоко урбанизированному региону, расположенному на северо-востоке США. Профессор Жан Готтман двадцать лет исследовал этот регион и настаивал на том, что это крайне “специфический район”, и назвал его Мегалополисом. В этом регионе проживает 17% населения свей страны. При этом площадь его составляет всего 1,5% территории страны. Конечно, главной чертой Мегалополиса является “урбанизированность”. На всем протяжении региона (а его длина 800 км) живут люди в разной степени городского типа занятости. Однако Мегалополис включает в себя множество зеленых островков – это парки и другие места для отдыха. Кроме того, свыше 3 млн. гектаров земли отведено под сельскохозяйственные угодья. Для процветания этого региона большую роль сыграли наличие хороших гаваней, построенных в эстуариях. Эти порты были традиционными стоянками океанских судов и внесли большую лепту в торговлю между Старым и Новым светом в XVIII и XIX веках.

  • Вместе с ребятами исследуйте географию внутренних миграций.
  • Каковы причины миграции? (Безработица: в результате истощения месторождений или ухудшения условий добычи). Установите, что больше всего переезжают из северо-восточных штатов, в которых давно освоены месторождения, в южные штаты.

Степень урбанизации в США очень высока – 76%. Причем, более 40% американцев проживают в городах с населением более 1 млн. человек и выше. Население страны размещается, в основном, вокруг городов. В США активно развивается процесс субурбанизации.

  • Определите разницу между урбанизацией и субурбанизацией.

Сейчас США – это страна агломераций (их более трехсот). Городов-миллионеров девять. В настоящее время центры городов разрастаются до такой степени, что крупные населенные пункты смыкаются. Ярким примером является ряд мегалополисов. Один из них уже знаком ребятам. Это Босваш, простирающийся от Бостона (Массачусетс) до Вашингтона (округ Колумбия). Второй, менее крупный по размерам, – Приозерный, ядром которого на западе являются Милуоки (Висконсин) и Чикаго (Иллинойс), а на востоке – Буффало (Нью-Йорк) и Питтсбург (Пенсильвания). Третий – Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего). Работая с картами атласа, школьники выполняют задание:

  • С точки зрения географа, объясните, какие факторы послужили предпосылками образования мегалополиса Босваш?
    (Побережье, на котором расположен мегалополис, глубоко вогнуто. Полуострова выдаются далеко в Атлантический океан. Острова рассеяны вдоль побережья. Заливы и устья рек врезаются в сушу. Такая береговая линия увеличивает площадь соприкосновения земли с океаном, что, в свою очередь, повышает возможности морских перевозок. Здесь хорошие гавани. Климат не особенно мягкий, хотя лето достаточно продолжительное и влажное, чтобы обеспечить успешное земледелие. Эта область Северной Америки оказалась на пути следования морских торговых судов между Европой и колониальными плантациями в Карибском бассейне и Южной Америке. Все эти факторы способствовали росту четырех крупных городов: Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона и Вашингтона).

Миллионы американцев, многие из которых живут в городах, предпочитают считать свою страну в основном сельскохозяйственной, что придает их стране национальный колорит. Однако сегодня едва ли можно найти оправдание такой точке зрения, так как сельское население проживает на фермах, где условия приближены к городским. Сельское население страны составляет примерно 5 млн. человек (2%). Его численность продолжает неуклонно сокращаться с 1790г., когда была проведена первая перепись населения и когда 90% всех американцев были фермерами.

Говоря о национальном составе, обратите внимание школьников на тот факт, что современная американская нация – это результат смешения переселенцев из разных частей света (в основном, из Европы и Азии, а в последнее время – из Мексики). В стране также проживают негры, индейцы, эскимосы, гавайцы.

Дайте задание учащимся самостоятельно исследовать особенности рельефа. Школьники должны сделать вывод, что запад страны – высочайшие горы Кордильеры, а восток – равнины и древние горы Аппалачи, уже разрушающиеся под воздействием внешних факторов.

  • Исследуйте с ребятами особенности климата США.
  • Какие климатические пояса проходят по территории страны?

Климат в США разнообразный, следовательно, здесь можно выращивать почти все растения умеренного, субтропического и тропического климата. Необходимо вспомнить, что основным климатообразующим фактором является географическая широта. Значит, северные широты США получают меньше тепла, чем южные. Но, учитывая другой климатообразующий фактор, – взаимодействие суши и океана, - более мягкий климат будет у побережья океанов. Например, амплитуда колебания температур в течение года в некоторых районах Великих равнин составляет примерно 65 о С, а некоторых местах достигает до 100 о С. Противоположный эффект в приморских местностях, особенно расположенных на западных побережьях материка в средних географических широтах. Там существуют меньшие колебания сезонных температур. Прибрежные районы материка получают большее количество осадков. Однако, из этого правила есть исключения. Например, Калифорния и арктическое побережье Аляски.

Обратите внимание учащихся на топографию местности. Известно, чем больше высота над уровнем моря, тем ниже температура воздуха и больше осадков. Но, если главная горная цепь лежит поперек преимущественного направления западных ветров в данной местности, то основное количество осадков выпадает на наветренном склоне гор.

Очень богатые природные ресурсы США являются предпосылкой развитой экономики этой страны. Чтобы учащимся было легче усвоить расположение огромного числа месторождений минеральных ресурсов, напомните им, каким формам рельефа соответствуют рудные полезные ископаемые, а каким – полезные ископаемые осадочного происхождения. Исследуя карту атласа, ребята выявляют, что в горных районах на западе и востоке страны залегают рудные полезные ископаемые: железная руда, медь, свинец, цинк, кобальт, золото, серебро (1 место в мире). Первое место США занимают и по добыче фосфоритов. На равнинной части востока страны добывают нефть, газ и уголь (2 место в мире).

  • Дайте задание перечислить, а затем нанести на контурную карту основные месторождения нефти и газа, угля и железной руды.
  • Почему, имея такое богатство полезных ископаемых, США испытывают проблемы с ресурсообеспеченностью? (Хорошо развита промышленность, а свои месторождения истощились или условия добычи ухудшились; кроме того, экономическая политика США такова, что некоторые месторождения вообще законсервированы, чтобы у следующих поколений американцев были запасы природных ресурсов).
  • Назовите районы добычи нефти.
  • Из каких стран осуществляется импорт нефти в США?

Вместе со школьниками исследуйте тематические карты водных и земельных ресурсов. Учащиеся должны сделать вывод, что водные и земельные ресурсы США велики. Около 25% земельного фонда страны используется для выращивания сельскохозяйственной продукции, которая идет на экспорт. Больше всего водных ресурсов сконцентрировано на востоке США. Обратите внимание школьников на каскадные реки страны: Колумбия, Колорадо, Теннеси (приток Миссисипи). По ходу урока ребята могут нанести на контурные карты Великие Американские озера, основные речные системы.

Земельные ресурсы следует разделить на пастбища, которые расположены в западной части, и пашни – в восточной части.

  • Почему земельные ресурсы США имеют такую структуру?

Лесные ресурсы истощены: леса сильно вырублены, деревья погибают от болезней. Лесом занята часть страны, в основном, – Кордильеры и Аляска.

После общего обзора можно перейти к изучению отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Рассмотрите факторы размещения отраслей черной металлургии (Топливно-ресурсная база страны). На карте атласа школьники должны найти основные районы размещения отраслей черной металлургии. Обратите внимание учащихся на Трентон, который ориентируется на импортное сырье. В последние годы объем выплавки стали резко снизился, так как США производят только высококачественную сталь, а черновой металл ввозят из развивающихся стран.

Основной центр машиностроения – Детройт. В США наукоемкое машиностроение, обслуживающее электронные и авиакосмические отрасли.

Очень хорошо развит топливно-энергетический комплекс. В результате того, что в стране много топливного сырья, большая часть электроэнергии производится на ТЭС (60%).

Так как в стране существует хорошо развитая черная и цветная металлургия, а добыча нефти и газа ведется в больших масштабах, то практически повсеместно в США имеются предприятия химической промышленности, отрасли которой также высокоразвиты.

Зная, какими агроклиматическими ресурсами обладает страна, можно предположить, что по размерам сельскохозяйственной продукции США превосходят все страны мира. Основа американского сельского хозяйства – ферма. Сельское хозяйство в США высокоинтенсивное, многоотраслевое, товарное, позволяющее не только обеспечивать продукцией свою страну, но и значительную часть ее экспортировать.

Попросите школьников сравнить, какая часть населения занята в сельском хозяйстве США, Казахстана и России.

  • Какой путь ведения хозяйства используется в США? (Интенсивный).
  • Полностью ли обеспечивает сельское хозяйство Казахстана (России) потребности своей страны?

США лидируют в мире по сбору зерна (площади под посевами зерновых культур – пшеницы, кукурузы, сорго – занимают в стране 2/3 территории), производству мяса, птицы. Обратите внимание школьников, что развитые страны специализируются, в основном, на производстве животноводческой продукции. США – не исключение, и здесь имеются такие отрасли, как свиноводство и птицеводство.

Хорошо развитая инфраструктура США – важный элемент интенсивного экономического взаимодействия. Расскажите о транспорте США, отличительными чертами которого являются высокое развитие всех его видов; большая дальность перевозок, небольшая густота дорог. Для внутренних перевозок используется, в основном, автомобильный транспорт, для внешних – морской. Школьники наносят на контурные карты крупные порты.

  • Трубопроводный транспорт США занимает 1 место в мире по протяженности. Какие объекты он соединяет?
  • Каков уровень развития авиационного транспорта? Назовите крупные аэропорты, нанесите их на контурную карту США.

Подводя итоги изучения страны, рассмотрите макрорегионы США.

Для географов регионы являются прекрасной системой для упорядочения огромного объема информации о внутренних различиях районов страны. В США четыре крупных региона:

Северо-Восток. Из четырех регионов – самый маленький по площади. Здесь расположены: экономическая столица – город Нью-Йорк, который дает 1/10 часть ВВП страны; политическая столица – город Вашингтон, который является финансовым, культурным и научным центром страны; самая главная угольно-металлургическая база страны – г. Питтсбург. Здесь выплавляется большая часть стали, производится значительная часть автомобилей и их комплектующих. Наиболее крупные порты, основные узлы связи и финансовые центры находятся внутри или вблизи этого региона. Регион включает в себя две крупнейшие группы городов: Мегалополис и крупнейшие городские районы, расположенные между Милуоки и Чикаго на западе и Кливлендом и Питтсбургом на востоке. Регион относится к категории депрессивных. Попросите школьников объяснить, почему?

Средний Запад. Крупный промышленный и сельскохозяйственный район, главный город – Чикаго. Город приобрел столь большое значение, что в течение многих лет его называли “вторым городом”. Чикаго по численности населения уступает только Нью-Йорку и Лос-Анджелесу. Раскинувшийся вдоль юго-западного берега озера Мичиган, Чикаго занимает оптимальное положение для перемещения людей и грузов между озерными транспортными путями и богатым сельскохозяйственным регионом, лежащим на западе и юго-западе. Здесь хорошо развита сталеплавильная индустрия, а из сельскохозяйственных отраслей – животноводство.

Юг. Бывший рабовладельческий район, поэтому, по сравнению с другими регионами США, это слаборазвитый регион. Сейчас здесь добывают нефть, газ, уголь, фосфориты, что является предпосылкой для размещения в этом регионе мощных ТЭС. С 1800 года медленно, но успешно развивалась форма плантационного хозяйства. На плантациях выращивается хлопок. Отрасль достигла своего расцвета в первой половине ХIХ в. С 1880 г. получило развитие хлопкопрядильное производство, а позже – текстильная промышленность. Начиная с 1695 г. в этом регионе возделывают табак, и эта культура не утратила своей важной роли в хозяйстве и в наши дни.

Запад. Самый молодой, динамичный и наиболее контрастный регион США. Главный город – Лос-Анджелес. В этом городе общий объем розничной торговли в денежном выражении и суммарная стоимость производимой здесь продукции превышает аналогичные показатели Нью-Йорка. “Сдвоенный” порт, образуемый Лос-Анджелесом и Лонг-Бич, является самым динамично развивающимся центром грузоперевозок в мире. Западный регион - это край пастбищ, район добычи медных, молибденовых и урановых руд, золота. Здесь много красивых национальных парков. В состав региона входит Аляска (добыча нефти, лесозаготовка и рыболовство) и Гавайские острова (выращивание сахарного тростника, ананасов, туризм).

Обратите внимание учащихся на различия в климатических условиях этого экономического региона.

Сведения о регионах в тетради можно оформить в виде схемы (рис.4):

Под названием каждого региона учащиеся указывают специализацию.

По окончанию работы определите причины деления страны на экономические регионы.

Контроль знаний и умений

  • Охарактеризуйте особенности ЭГП США, его влияние на хозяйственное развитие страны.
  • Объясните неравномерное размещение население на территории США.
  • Какова роль иммиграции в формировании американской нации?
  • Почему в стране наблюдаются внутренние миграции?
  • Назовите крупные формы рельефа, имеющиеся на территории страны.
  • С помощью карт полезных ископаемых выясните их состав и особенности размещения. Сравните западную и восточную части США.
  • Какими природными ресурсами богата страна?
  • Дайте краткую характеристику:
    а) отраслям промышленности;
    б) отраслям сельского хозяйства.
  • Какой район США, специализацию которого определяли экологические вредные отрасли тяжелой промышленности (черная металлургия), американцы назвали “ржавым поясом”:
    а) Горный Запад;
    б) Индустриальное Приозерье;
    в) Новая Англия;
    г) Северо-Запад?
    (Индустриальное Приозерье: Чикаго, Милуоки, Детройт, Кливленд, Питтсбург, Буффало. Поставки металла и продукции машиностроения в штаты Северо-Востока; завоз минерального сырья (Горный Запад) и сельскохозяйственной продукции (Средний Запад).

На территории США выделяют несколько поясов, отличающихся по сельскохозяйственной специализации:
а) кукурузной;
б) молочной;
в) пшеничной;
г) хлопковой.
Расположите эти пояса с севера на юг; укажите преобладающие на их территории природные комплексы и примерное время, когда оформилась специализация каждого из поясов. (Ответ: б, в, а - появились в конце XIX – начале ХХ вв.; г – в XVIII в).

  • Назовите макрорегионы США, сравните два из них (по выбору).

Литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Экономическая и социальная география мира, 1999, М.: Просвещение, 1997.
  2. Казановская Т. Л. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие для учителей. Достижение молодых. Алматы. 2003.
  3. Наумова А.С., Задачи по географии, Москва, 1993.
  4. Наумова А.С. и др., География: от урока к экзамену. М., 1999.
  5. Пивоваров Ю.Л., Урбанистический ковер земли, 1998.
  6. Родионова И.А., Политическая карта мира. М., 2000.
  7. С. Бердсолл, Дж.Флорин, Ландшафты отдельных регионов США и Канады, 1992.

Вопрос об иммиграции в США представляет собою значительную часть вопроса о формировании американской нации. Население свое, за исключением коренных жителей, индейцев, страна еще с колониального периода черпала в Европе, среди эмигрантов разных национальностей. Американская нация возникла в конце XVIII в., в период революционной войны за независимость, ню в этническом отношении тогда образовалось только ее ядро. Язык юной нации был английским, культура, обычаи, право являлись в основном продолжением английских, однако в людском составе нации английский элемент был только главным, но отнюдь не единственным. Американская нация продолжала развиваться и в этническом отношении складываться на протяжении последующих исторических периодов, пополняясь новыми разнородными элементами, которые перемешивались между собою.

Образование американской нации

Все нации слагались в свое время из более или менее разнообразных этнических элементов, но у наций и народов американского материка этот процесс происходил в течение последних 4-5 веков и не закончился еще и поныне. Для этого периода, особенно для двух последних столетий, в изобилии имеются письменные и иные источники, современная стадия процессов может изучаться посредством наблюдения. Все это значительно облегчает исследование, так что американский материк можно считать более или менее современной лабораторией этногенеза. Нация США отличается в этом отношении особым разнообразием вошедших в нее элементов.

Период гражданской войны и ее кануна можно считать решающим для этнического складывания американской нации. Иммиграция, струя которой после окончания наполеоновских войн все усиливалась, к середине века превратилась в бурный поток. За десятилетие, предшествовавшее гражданской войне, она выросла почти вдвое. Накануне войны иммигранты первого поколения составляли 13-14% населения. На этом уровне и держалась доля иммигрантского населения США шесть десятилетий - до практического запрещения иммиграции законом. По количеству вновь прибывших иммиграция последующих лет превышала иммиграцию кануна гражданской войны, но никогда она не была столь значительной по отношению к наличному населению. Ни раньше, ни позже население США не обновлялось в такой степени и за столь короткий срок благодаря притоку иммигрантов.

Если рассматривать это движение как эмиграцию из Европы, то окажется, что оно, как уже говорилось выше, порождено эпохой европейских революций 1848-1849 гг. Таким образом важнейший период иммиграции в США лежит между периодом революций 1848-1849 гг. в Европе и второй американской революцией. В этот период происходило быстрое развитие капитализма в США, завершался промышленный переворот. В крупнейших городах страны иммигранты составляли больший процент населения, чем когда-либо после. Накануне буржуазно-демократической революции иммигранты являлись важнейшим формообразующим в социальном отношении элементом американской нации. Быстрота же развития капитализма ускорила, по ленинскому выражению, «перемалывание национальных различий» в стране.

Ассимиляция иммигрантов в американскую нацию

Главными этническими элементами иммиграции 50 - 60-х годов являлись ирландцы и немцы. Остальные национальные группы были значительно меньше. Ассимиляция всех этих групп означала и их влияние на окружающее население, но преобладающим оказывалось влияние уже сформировавшейся американской нации на новые этнические элементы, почему, быть может, термин «ассимиляция» в этом случае точнее термина «интеграция».

Ассимиляция облегчалась тем, что ни одна этническая группа не составляла большинства в определенном районе. Это ускоряло и физическое смешение и взаимодействие культур. В американской культуре, как и в американской нации, переплетались различные этнические элементы и традиции. В 50-е годы прошлого века «Нью-Йорк дейли трибюн» уже могла писать об «этом огромном сплаве, называемом американским народом». И в тот же период противник «незнаек» язвительно замечал: «Я думаю, что и католики и «иностранцы» вошли как существенные элементы в наш американизм».

Социальная и культурная ассимиляция следующих после гражданской войны поколений иммигрантов происходила уже несколько иначе, потому что ее определяли другие условия, иная стадия общественного развития. Такого действия на развитие американской нации, как иммиграция переломного периода второй революции, она оказать не могла. Но общие закономерности остались, и одна из них - утрата иммигрантами национальных особенностей, начиная с языка и кончая народными преданиями. Современный исследователь фольклора, например, приходит к выводу, что «фольклор иммигрантских групп в американской жизни быстро исчезает».

Ассимиляция зависит от взаимодействия данной народности с окружающим ее населением, от условий, которые эта народность встречает в стране иммиграции, от той исторической обстановки, которую она в этой стране застает, от взаимного влияния исторически сложившихся у данной народности черт и этой обстановки.

Быть может, разницей в уровне социально-экономического развития страны эмиграции и страны иммиграции можно объяснить единственное существенное различие между иммиграцией «старой» и «новой». Иммигранты конца XIX и начала XX в. выталкивались из Европы теми же, примерно, процессами, что и переселенцы рассматриваемого в настоящей работе периода. Но они уезжали из отсталых по тому времени стран, а США после гражданской войны быстро двинулись вперед в капиталистическом развитии и вступили в период империализма. Разница и соответственно перестройка оказались гораздо более значительными, и в этом, а не в расовых и этнических особенностях (столько обыгрывавшихся буржуазно-националистической пропагандой), заключается принципиальное отличие между иммиграцией рубежа XX в. и иммиграцией середины XIX в.

17-й съезд компартии США определил американскую нацию как «исторически возникшее национальное образование, сплав (amalgam) более или менее различных национальностей». Сплав этот и до наших дней не затвердел. С точки зрения этногенеза американская нация сравнительно молода, и еще можно, как при геологическом исследовании, проследить образующие ее «пласты». Хотя массовой иммиграции в США уже 30 лет не происходит, ассимиляция прежних поколений иммигрантов и слияние всех этнических элементов далеко не завершены. При всей противоречивости этого процесса, при мучительности его для участников, при национальной дискриминации, которая сопровождает все антагонистические общественные формации, он исторически прогрессивен. Ленин писал об ассимиляции в США: «Штат Нью-Йорк походит на мельницу, перемалывающую национальные различия. И то, что в крупных интернациональных размерах происходит в Нью-Йорке, происходит также в каждом большом городе и фабричном поселке.

Кто не погряз в националистических предрассудках, тот не может не видеть в этом процессе ассимиляции наций капитализмом величайшего исторического прогресса.

Далее Ленин указывал: «Остается та всемирно-историческая тенденция капитализма к ломке национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ