Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Первый постсоветский закон об авторском праве в Российской Федерации вступил в силу 3 августа 1993 года . Он полностью заменил советские законы в сфере авторского права, чего не было до этого. Новый Закон об авторском праве от 1993 года был основан на модели ВОИС и следовал континентальной европейской традиции: он чётко разделил экономические и моральные права, включая детальные положения о смежных правах .

Закон об авторском праве в 1993 года установил общую длительность авторского права - 50 лет после смерти автора, или 50 лет с момента публикации анонимной работы. После вступления закона в силу, были восстановлены авторские права и смежные права на произведения, созданные советскими авторами, в том числе на те, срок на которые истёк или они вообще не охранялись.

Незадолго до распада, Верховный совет СССР становится инициатором пересмотра IV раздела с целью адаптации его к рыночной экономике . Новый закон об авторских правах был принят в главе IV «Основы гражданского законодательства» 31 марта 1991 года и планировалось, что он вступит в силу 1 января 1992 года. Главным изменением в новых «Основах» стало то, что срок защиты авторского права был увеличен с 25 лет после смерти автора до 50 лет для всех видов работ. Но СССР перестал существовать как государственное образование, прежде чем новый Закон 1991 года смог вступить в силу .

Закон об авторском праве 1993 года

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1 был вдохновлён моделью ВКАП, а в некоторых положениях в значительной степени опирался на формулировки Бернской и Римской конвенций. В новом законе гораздо большее внимание было уделено подробным положениям о смежных правах , адаптация закона к новым технологиям, расширение договорной свободы и положениями коллективном управлении .

Объекты авторского права

Согласно закону 1993 года, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Не имеет значения обнародовано произведение или нет, необходимо, чтобы работа существовала в какой-либо объективной форме. Термин «объективная форма» означает любую форму выражения, которую способны воспринимать другие люди . Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Ни значение, ни цель работы не является критерием, необходимым для охраны авторским правом .

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Одинаково защищены обнародованные и необнародованные произведения . Термин «обнародование» был введён в новый закон, чтобы положить конец двусмысленности, окружающей термин «публикация» в старой советской законодательной базе. В Советском Союзе, где в законодательстве главенствовал термин «публикация», работы советских авторов были менее защищены, чем работы иностранных авторов (по причине существующего в ВКАП более широкого определения «выход в свет») . Новый закон попытался решить эту путаницу, используя слово «обнародование», которое несёт более широкий смысл (опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир или иной способ выражения), а также отдельно термин «опубликование», но в значении «выход в свет» .

Закон содержит не исчерпывающий список объективных форм представления произведений, включающий и устные выступления . Выступления и джазовые импровизации принято считать объектом авторского права , как и интервью . Производные работы, коллекции или составные произведения также могут быть защищены авторским правом, независимо от того, защищено оригинальное произведение или нет. Среди примеров производных работ в законе перечислены переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства, а также энциклопедии, антологии и базы данных. Оригинальность в выборе и презентации собранных работ в коллекциях означает охрану авторским правом последних. Коллекции, также как энциклопедии или базы данных представляют собой особый случай составных произведений .

Объектами авторского права не являются официальные документы, такие как законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Не охраняются авторским правом государственные символы и знаки , а также произведения народного творчества. Наконец, не подлежат защите сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, в соответствии со статьёй 2 (8) Бернской конвенции. Если освещение события выходит за рамки фактического характера и включает в себя какие-либо комментарии, анализ, прогноз или другое толкование, то это, наоборот, будет являться объектом авторского права .

Субъекты авторского права

Исходный владелец авторских прав на произведение - всегда физическое лицо, создавшее это произведение. Юридические лица не может быть исходными правообладателем . Для анонимно опубликованных работ, издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора .

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Закон предусматривает, однако, автоматическую передачу имущественных прав работодателю, если не доказано обратное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем . Если созданная работа не связана с обязанностями работника, она не подпадает под это специальное правило, даже если создавалась в рабочее время .

Авторское произведение созданное соавторами принадлежит им совместно вне зависимости от того, образует произведение одно целое или разделено на самостоятельные части. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними .

Закон об авторском праве устанавливает требования к защите аудиовизуальных произведений. В законе это понятие расшифровывается как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров». Авторами аудиовизуального произведения являются режиссёр-постановщик , автор сценария , автор музыкального произведения (если есть), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Закон предусматривает передачу имущественных прав, связанных с публикацией фильма (в том числе прав на субтитрирование и дублирование) производителя, если договором не предусмотрено иного. Авторы работ, ставших составной частью аудиовизуального произведения, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на своё произведение . Они могут использовать свои произведения независимо от фильма: сценарист может разрешить использование своего сценария для театральной постановки , и композитор сохраняет своё право на вознаграждение, если в ней будет использована его музыка. Если авторы нанимаются работодателем, то исключительные права на использование произведения принадлежат лицу, с которым авторы состоят в трудовых отношениях .

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать своё наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом .

Степень авторских прав

Законом об авторском праве 1993 года признаются и личные неимущественные права и имущественные права . Личными неимущественными правами автора являются:

Имущественные права включают в себя:

Смежные права

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Их исключительные права охватывают воспроизведение фонограммы, возможность переделывать и видоизменять фонограмму, право на распространение фонограммы путём продажи или сдачи в прокат, а также право на импорт экземпляров фонограммы в целях распространения .

Автор и производитель фонограмм имеют право на вознаграждение за вторичное использование записанных произведений, созданных для коммерческих целей. Однако практическое осуществление контроля в индивидуальном порядке затруднительно, в таком случае могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе .

Срок действия авторского права

Закон он авторском праве 1993 года установил срок охраны авторского права в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, в случае, если автор известен . Для анонимных произведений и работ под псевдонимами срок охраны составлял 50 лет с момента обнародования произведения . Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов . Для авторов, которые работали или воевали во время Великой Отечественной войны , продолжительность авторских была продлена на 4 года . Для посмертно опубликованных работ, авторские права начинали действовать в течение 50 лет с момента публикации , а для посмертно реабилитированных автор, срок защиты авторского права начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации . Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока . Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно .

Относительно смежных прав, срок охраны был таким же - 50 лет после оригинального исполнения или трансляции. Для фонограмм, 50 лет после первой публикации, или 50 лет с момента записи фонограммы, если она не была опубликована в течение этого времени . Подобные правила для смежных прав касаются посмертно опубликованных работ или авторов, живших во время Великой Отечественной войны, или которые были посмертно реабилитированы .

В 2004 году 50-летний срок был продлён до 70 лет для всех работ, защищенных авторским правом на тот момент.

Авторский договор

В Законе об авторском праве и смежных правах 1993 года также содержатся, как и в других европейских законах об авторском праве, условия договора, регулирующие передачу авторских прав . Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. Имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, их передача может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав . Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными . Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения, срок и территорию, на которые передаётся право, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Если же в авторском договоре не указана территория, на которую распространяется право, действие передаваемого по договору права по умолчанию ограничивается территорией Российской Федерации. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде зафиксированной в договоре суммы. Минимальные ставки вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации , они индексируются одновременно к индексацией минимальной заработной платы . Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем . Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором .

Поправки в закон 1993 года

Принятый Государственной Думой 16 июня 1995 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, кодекс РСФСР об административных правонарушениях и закон Российской Федерации „Об авторском праве и смежных правах“» изменил закон об авторском праве, усилением мер по защите авторских прав от нарушений .

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 года № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» были установлены минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г. Постановление установило, что авторы незащищённые до этого имеют право на вознаграждение за использование их произведений (трансляции, показ по кабельному телевидению или радио, распространение (в том числе сдача в прокат), и показ публике) .

Срок авторского права установлен в п. 6 ст. 7 Бернской конвенции и составляет 50 лет, однако Конвенция позволяет странам-участницам увеличивать этот срок, что и сделали многие цивилизованные государства (США , страны ЕС , Япония). Российская Федерация тоже пошла на такой шаг и Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ срок защиты авторского права был увеличен до 70 лет. Но это коснулось только тех работ, которые были защищены на тот момент времени, срок защиты не увеличивался для произведений, с момента смерти автора которых прошло более 50 лет . Также изменилось положение авторского права для иностранных работ . В статью 5 (пункт 4) Закона было добавлено, что иностранные произведения не перешедшие в общественное достояние в стране происхождения охраняются в соответствие с международными договорами. При этом срок действия авторского права на территории РФ не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения . Ранее иностранные произведения, опубликованные до 27 мая 1973 года, когда СССР присоединился к ВКАП , не были защищены вовсе ни на территории Советского Союза, ни в России , даже после того, как Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в 1995 году. При подписании РФ Бернской конвенции, была сделал оговорка в отношении статьи 18 Бернской конвенции, гласившая, что она не будет затрагивать произведения, которые на дату вступления в силу указанной Конвенции в отношении Российской Федерации, уже находились в общественном достоянии в этой стране . Иностранные работы, созданные до 1973 года остаются неохраняемыми авторским правом в России, хотя они должны были стать предметом авторского права в соответствии со статьёй 18 (2) Бернской конвенции .

Российская Федерация столкнулась с серьёзной критикой за это, особенно со стороны западных стран . Поправка в статье 5 (пункт 4) закона должна была разрешить эту ситуацию путём восстановления авторские прав на такие иностранные произведения и принятия в России, наконец, закона об авторском праве в полной мере совместимого с Бернской Конвенцией . Тем не менее, в этом плане ничего не изменилось, иностранные произведения, обнародованные до 1973 года, по-прежнему принято считать незащищёнными авторским правом в России .

Другие положения закона 72-ФЗ внесли поправки в закон 1993 года в ряде других областей, особенно в отношении смежных прав, чтобы статьи закона были совместимы с Договором ВОИС по авторскому праву и Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам .

Часть четвёртая Гражданского кодекса

С момента основания Российской Федерации как независимого государства и правопреемницы бывшего Советского Союза, в России были заняты большим законодательным проектом - разработкой нового Гражданского кодекса . Часть первая нового Гражданского кодекса была принята Государственной думой 21 октября 1994 года, подписана президентом РФ Борисом Ельциным и вступила в силу 1 января 1995 года . Изначально отношения авторского и смежного права планировалось включить в часть третью этого нового Гражданского кодекса . Было подготовлено несколько проектов для новой главы, но процедура оказалась настолько трудной, что выход третьей части Гражданского кодекса откладывался несколько раз. Наконец, часть третья была принята 1 ноября 2001 года, но без главы об интеллектуальной собственности, которая впоследствии будет включена в часть четвёртую .

Потребовалось ещё почти 5 лет, чтобы разработать часть четвёртую ГК РФ, представленную в Госдуме в июле 2006 года . Проект нового законодательства об интеллектуальной собственности был раскритикован за излишнюю неясность формулировок и конфликты с международными обязательствами Российской Федерации, а также за введение некоторых непроверенных нововведений . В последующие месяцы около 500 изменений были внесены в законопроект , прежде чем он прошёл окончательное чтение в Думе 24 ноября 2006 года . После законопроект также прошел через Совет Федерации как часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая статьи с 1225 по 1551, далее был подписан в качестве Федерального закона N 230-ФЗ от 18.12.2006 президентом Владимиром Путиным 18 декабря 2006 года . В этот же день был подписан федеральный закон N 231-ФЗ "О введение в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации . Часть четвёртая Гражданского кодекса вступила в силу с 1 января 2008 года, вместе с этим утратили силу Закон 1993 года и сопутствующие законы об интеллектуальной собственности .

Часть четвёртая Гражданского кодекса стала всеобъемлющим законодательным документом по интеллектуальной собственности. Она содержит закон об авторском праве в главах 70 (авторское право) и 71 (права, смежные с авторскими), глава 69 содержится общие положения, применимые также и к авторским правам. Другие главы рассматривают патентное право (глава 72), право на селекционное достижение (глава 73), право на топологии интегральных микросхем (глава 74), право на секрет производства (ноу-хау) (глава 75), права на средства индивидуализации юридических лиц (глава 76) . Глава 77 описывает подробно описывает право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии .

Несмотря на то, что новое законодательство в отношении интеллектуальной собственности было полностью переписано с нуля и было построено совершенно иначе, чем в Закона об авторском праве 1993 года, на самом деле произошли незначительные изменения в тексте, касающиеся авторских прав. Большинство изменений были разъяснениями упущений или спорных пунктов в законе 1993 года. Среди нововведений в области авторского права стало право публикатора на произведение науки, литературы или искусства и определены два вида договоров: один для передачи авторских прав и второй - лицензия на предоставление права использования произведений . Изменения коснулись расчёта срока авторского права на работы опубликованные посмертно. Например, если умерший автор был реабилитирован, то срок авторского права рассчитывается как 70 лет с года смерти автора, даже если работа опубликована некоторое время спустя.

В.И. Еременко, начальник отдела права Евразийского патентного ведомства, доктор юридических наук.

В июле 2004 г. принят Федеральный закон N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Федеральный закон) <*>.

Принятие Федерального закона обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствие с Конституцией РФ, другими законодательными актами РФ, с прогрессивными положениями международных договоров, в которых Россия участвует или предполагает участвовать (например, Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - Соглашение ТРИПС).

Следует признать, что принятие Федерального закона было связано со значительными трудностями. Его прохождение в коридорах власти было не из легких.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу 27 декабря 2001 г. и принят в первом чтении 16 октября 2002 г. Только 14 мая 2004 г. проект принимается в третьем чтении, однако 26 мая 2004 г. он не находит одобрения в Совете Федерации, что приводит к созданию согласительной комиссии.

Компромиссный вариант Федерального закона принят Государственной Думой 25 июня 2004 г., одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 г. и подписан Президентом РФ 21 июля 2004 г.

Но если первоначальный законопроект затрагивал почти все статьи Закона об авторском праве и смежных правах, то Федеральный закон внес изменения в 12 статей и дополнил указанный Закон тремя статьями.

В связи с вышеизложенным нельзя согласиться с утверждением о реформировании правового регулирования авторских и смежных прав. Вряд ли эти изменения можно назвать даже значительными.

Однако пора переходить к анализу нововведений в Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон).

Существенные изменения внесены в ст. 2 Закона, которая в настоящее время выглядит следующим образом: "Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", федеральных законов".

Новая редакция ст. 2 Закона приведена в соответствие со ст. 3 Гражданского кодекса РФ, которая ограничивает понятие "гражданское законодательство" нормативными актами уровня не ниже федерального закона.

Важно также то, что из ст. 2 Закона исключены слова "а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации", чем снято ранее существовавшее противоречие со ст. 71 "о" Конституции РФ, согласно которой правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Следует признать, что упомянутое выше изменение назрело уже давно, с конца 1993 г., и могло и должно было войти в число изменений Закона, принятых в 1995 г.

В ст. 2 Закона включена странная запись о том, что законодательство РФ об авторском праве и смежных правах "состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации". Вполне очевидно, что законодательство РФ об авторском праве и смежных правах не может состоять из всего Гражданского кодекса РФ. Именно такой вывод вытекает из буквального толкования вышеупомянутой записи. Вполне приемлемой была запись из прежней редакции этой статьи, согласно которой законодательство РФ об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства РФ. Такая запись подтверждала теоретический вывод о том, что законодательство об авторском праве и смежных правах - это подотрасль гражданского законодательства, а авторское право - институт гражданского права.

Исключено также из ст. 2 положение о "лидирующей" роли Закона в законодательстве РФ об авторском праве и смежных правах. В ныне действующей редакции этой статьи имеется указание на то, что законодательство РФ об авторском праве и смежных правах состоит из федеральных законов. Это означает, что могут приниматься федеральные законы, которые детализируют отдельные положения Закона или вносят в него изменения или дополнения, либо федеральные законы, в которых содержатся отдельные положения в сфере авторского права и смежных прав.

Вместе с тем в тексте ст. 2 Закона сохранилось указание на Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", хотя в первоначальном законопроекте это указание было изъято. Следовательно, в России сохранился дуализм правовой охраны программ для электронных вычислительных машин и баз данных (на основе общего закона и специального закона) и связанные с этим дуализмом проблемы нестыковок и противоречий между общим и специальным законами.

Принимая общий Закон 1993 г., законодатель должен был избежать отмеченных выше противоречий со специальным Законом 1992 г., однако этого не было сделано. К сожалению, не удалось устранить отмеченные противоречия между двумя законами, что, несомненно, негативно скажется на правоприменительной практике.

Изменения коснулись ст. 5 Закона, посвященной сфере действия авторского права.

Во все три подпункта п. 1 этой статьи внесены поправки, имеющие редакционный характер и направленные на улучшение понимания смысла этого пункта.

В п. 2 этой статьи внесено уточнение - слово "впервые" после слова "считается". Теперь произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами России оно было опубликовано на территории нашей страны. Указанное изменение связано с приведением российского авторского права в соответствие с положениями ст. 3 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. с последующими изменениями (далее - Бернская конвенция).

Важное дополнение этой статьи заключается в новом п. 4, с которым разработчики законопроекта связывают далеко идущие правовые последствия для нашей страны. Этот пункт выглядит следующим образом: "Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения".

Для нашего анализа важен абзац первый п. 4 ст. 5 Закона. Включая указанный абзац в ст. 5 Закона, разработчики законопроекта полагали, что они вводят в российское авторское право принцип "обратной силы" действия Бернской конвенции.

В Бернской конвенции указанным вопросам посвящена ст. 18. Согласно п. 1 этой статьи настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. В этом и заключается принцип "охраняемости" произведений. Он же - принцип "обратной силы". В п. 2 ст. 18 Бернской конвенции указано, что если вследствие истечения ранее представленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется. В этом пункте закреплен принцип "неохраняемости" произведений. В силу п. 3 ст. 18 Бернской конвенции применение указанного принципа (речь идет как о принципе "обратной силы", так и о принципе "неохраняемости" произведений) определяется положениями специальных конвенций, которые заключены или будут заключены с этой целью между странами Союза <*>. При отсутствии таких положений соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения данного принципа.

Как следует из вышеизложенного, принцип "обратной силы" применяется либо в соответствии с положениями специальных конвенций, либо согласно условиям, разработанным страной самостоятельно.

Каковы же условия действия упомянутого выше принципа в Российской Федерации? Данный щекотливый вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм" <*>.

<*> СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

В п. 2 указанного Постановления предписывается поручить Министерству иностранных дел РФ оформить присоединение Российской Федерации к Конвенциям и Протоколам, указанным в п. 1 настоящего Постановления, уведомив при этом, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

Следует особо подчеркнуть, что в упомянутом выше Постановлении речь идет об уведомлении, направленном Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а не об оговорке к Бернской конвенции, что не мешает ряду авторов упрямо повторять, что Россия присоединилась к Бернской конвенции с оговоркой. В целом по вопросу о применении принципа "обратной силы" по Бернской конвенции написаны десятки работ. Однако представляется целесообразным обратиться к мнению автора, являющегося инициатором принятия упомянутого выше Постановления Правительства РФ N 1224. Так, говоря о толковании Россией п. 2 ст. 18 Бернской конвенции, Э.П. Гаврилов дает ему исчерпывающее и юридически выверенное объяснение: "Когда иностранный автор создает свое произведение, то вначале это произведение существует в неопубликованном виде. Неопубликованные произведения иностранного автора в России всегда пользуются авторско-правовой охраной. Если произведению предоставляется правовая охрана, то это значит, что течет (исчисляется) срок его охраны. Если такое неопубликованное иностранное произведение будет затем опубликовано в России или в стране, связанной с Россией международным договором по авторскому праву, то охрана этого произведения продолжается. Если же такое произведение будет опубликовано в стране, которая не связана с Россией международным договором по авторскому праву, то охрана этого произведения прекратится до того, как истек полный срок охраны. А это значит, что Россия не обязана охранять те иностранные произведения, которые на дату вступления России в Бернскую конвенцию (13 марта 1995 г.) были опубликованы и не охранялись в России" <*>. Примечательно, что на решение России по этому вопросу повлияла позиция США, которые, присоединившись к Бернской конвенции с 1 марта 1989 г., не применили к произведениям иностранных граждан принцип "обратной силы".

<*> Гаврилов Э. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. 2001. N 11.

А как же обстоят дела с применением принципа "обратной силы" по Бернской конвенции в настоящее время, после вступления в силу новой редакции Закона? Толкование принципа "обратной силы" остается прежним, несмотря на включение нового п. 4 в ст. 5 Закона. Дело в том, что никто не отменял п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224. Разработчики законопроекта не удосужились включить соответствующее положение в Федеральный закон, который отменил бы п. 2 упомянутого выше Постановления Правительства РФ. В отношении некоторых норм это было сделано. Так, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона п. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" относительно 50-летнего срока действия авторского права юридических лиц признан утратившим силу.

Следовательно, законодатель с подачи разработчиков законопроекта осознанно не счел нужным отменять действующее и в настоящее время толкование принципа "обратной силы" по Бернской конвенции. Не спасает положение адептов введения в России принципа "обратной силы" и то обстоятельство, что из п. 1 ст. 28 Закона исключен абзац второй, согласно которому произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. Ведь общепринятое толкование принципа "обратной силы" в России не отменено.

Чтобы завершить тему толкования принципа "обратной силы" по Бернской конвенции, необходимо рассмотреть новый п. 4 ст. 35 Закона ("Сфера действия смежных прав"). Этот пункт почти дословно повторяет абзац первый п. 4 ст. 5 Закона, кроме, естественно, указания на объекты смежных прав - исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю. Здесь принцип "обратной силы" и вовсе неприменим к России, поскольку он не закреплен в международных договорах Российской Федерации. Так, в п. 2 ст. 20 Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция) <*> указано, что ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения настоящей Конвенции к имевшим место исполнениям или передачам в эфир, к фонограммам, первая запись которых была осуществлена до даты вступления настоящей Конвенции в силу для такого государства.

Согласно п. 3 ст. 7 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., вступившей в силу для России с 13 марта 1995 г., ни одно государство-участник не обязано выполнять положения настоящей Конвенции в отношении фонограмм, записанных до вступления в силу настоящей Конвенции на территории данного государства.

В связи с бурным развитием Интернета у авторов появился новый вид исключительных прав - право на доведение до всеобщего сведения. В литературе он получил название интернет-права или интернет-правомочия. Появление нового вида исключительных прав обусловлено расширительным толкованием судами отдельных положений Закона, в основном ст. 4 "Основные понятия", ст. 16 "Имущественные права". Как правило, интернет-право связывалось либо с правом на воспроизведение, либо с правом на публичный показ, либо с правом на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

В новой редакции Закона интернет-право получило законодательное закрепление. Так, п. 2 ст. 16 Закона дополнен новым абзацем следующего содержания: "сообщить произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)". Иными словами, автор имеет право сам осуществлять или разрешать другим лицам (например, лицензиату по договору) размещение своего произведения в Интернете. Следует отметить, что новое интернет-правомочие не определено (в отличие от сообщения для всеобщего сведения по кабелю) в ст. 4 Закона, посвященной основным понятиям.

Следует особо отметить, что новое интернет-право по сути дублирует, и это подтверждает судебная практика, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Несомненно, что доведение до всеобщего сведения является одним из способов сообщения произведения. Указанный вывод подтверждает также международное договорное право. Например , согласно ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору. В последнем случае речь идет, конечно, о сообщении произведений для всеобщего сведения с использованием Интернета.

Сходные по содержанию нормы включены в п. 2 ст. 37 "Права исполнителя" и п. 2 ст. 38 "Права производителя фонограммы" Закона. Вполне естественно, что они относятся соответственно к сообщению записи исполнения или постановки для всеобщего сведения и сообщению фонограммы для всеобщего сведения.

Общим для всех упомянутых выше изменений Закона, относящихся к интернет-праву, является то обстоятельство, что они вступают в силу с 1 сентября 2006 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона).

Как ни печально, но в связи с появлением в нашей жизни новой реальности - Интернета возникли проблемы, связанные с коллизией законодательства о свободном получении информации гражданами и законодательством в области авторского права и смежных прав. Сказанное в полной мере относится к новой редакции ст. 19 Закона, дополненной новым п. 2, в то время как прежний текст стал п. 1 этой статьи.

Первое предложение п. 2 ст. 19 не вносит ничего нового в право граждан на безвозмездное получение информации в библиотеках: допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляра произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. Изъятие из упомянутого выше права, которое в принципе исключает пользователей от получения информации в цифровой среде, содержится во втором предложении п. 2 ст. 19 Закона. Согласно этому предложению экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Что означает исключение возможности создать копии произведений в цифровой форме? При буквальном толковании этой нормы в случае записи произведения на диске его воспроизведение на экране компьютера означает создание его копии в оперативной памяти, видеопамяти, а также, как правило, на жестком диске. А это уже нарушение чужого авторского права. В целом комментируемое нововведение существенно затрудняет пользователям получение информации в электронной форме и изменяет баланс интересов между пользователями и авторами в пользу последних.

Сроки, указанные в п. 1, 3, 4 и 5 этой статьи, увеличены соответственно с 50 до 70 лет. Увеличение срока действия авторского права в России до 70 лет является оптимальным, поскольку соответствует ее международно-правовым обязательствам. Как известно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами - с другой, подписанное 24 июня 1994 г., содержит приложение 10, согласно которому Россия обязуется продолжить обеспечение уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав. Директива Совета ЕС 93/98 от 29 октября 1993 г. "Гармонизация срока охраны авторских и смежных прав" предусматривает увеличение этого срока до 70 лет после смерти автора.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в обновленной редакции ст. 27 Закона отсутствует норма, содержавшаяся в тексте первоначального законопроекта, согласно которой сроки, предусмотренные настоящей статьей, применяются во всех случаях, когда юридический факт, указанный в настоящей статье в качестве основания для начала течения срока, имел место не ранее чем за 70 лет до вступления в силу Закона.

Указанное обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что новая редакция Закона не предусматривает принцип "обратной силы" вышеуказанным положением о сроках действия авторского права. Вместе с тем следует указать, что Федеральный закон (п. 3 ст. 2) содержит двусмысленное положение, в соответствии с которым сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются во всех случаях, если 50-летний срок действия авторского права не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Именно эти внутренние противоречия в Федеральном законе лишний раз свидетельствуют о том, что разработчикам законопроекта не удалось внедрить в российское авторское законодательство принцип "обратной силы" по Бернской конвенции.

В ст. 39 Закона урегулированы вопросы использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия ее производителя и исполнителя. В п. 1 этой статьи указано, что в изъятие из положений ст. 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения: публичное исполнение фонограммы; передача фонограммы в эфир; сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. Вместе с тем бросается в глаза противоречие между положениями п. 1 ст. 39 и положениями ст. 37 и 38 Закона: право на публичное исполнение того исполнения, которое записано на коммерческую фонограмму, а также записи самой коммерческой фонограммы и право на передачу в эфир или по кабелю исполнения и записи коммерческой фонограммы не выводятся ни из одного из правомочий, принадлежащих исполнителю (ст. 37), а также ни из одного из правомочий, принадлежащих производителю фонограммы.

Однако разработчики законопроекта не сочли нужным устранить отмеченное явное противоречие. Статья 39 Закона лишь дополнена новым п. 1.1 следующего содержания: "Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы". Иными словами, усилены позиции исполнителей и производителей фонограмм, которые размещены в сети Интернет, поскольку не предусмотрены изъятия из исключительного права правообладателей в форме доведения до всеобщего сведения.

Наибольшее количество изменений и дополнений внесено в раздел V Закона "Защита авторских и смежных прав".

Изменения коснулись ст. 48 и 49 Закона; кроме того, раздел V Закона дополнен новыми ст. 48.1, 48.2 и 49.1. Принята новая редакция п. 1 ст. 48 Закона, в котором предусмотрены виды ответственности (в настоящее время за "незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав"). Как и прежде, это гражданско-правовая (ранее была указана "гражданская"), административная и уголовная ответственность. По сути эти изменения носят косметический характер.

К важным нововведениям можно отнести положения новой ст. 48.1 Закона, предусматривающей технические средства защиты авторского права и смежных прав. Указанное дополнение отвечает передовым тенденциям в развитии международного права в сфере авторского права, в частности ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой говорится о соответствующей правовой охране и эффективных средствах правовой защиты существенных технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав.

Здесь также чувствуется воздействие Директивы ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. "О гармонизации определенных аспектов авторских и смежных прав в информационном сообществе".

Под техническими средствами защиты авторского права и смежных прав согласно п. 1 ст. 48.1 Закона понимаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

В п. 2 ст. 48.1 Закона сформулирован запрет на обход технических средств защиты авторских и смежных прав. Так, не допускаются в отношении произведений или объектов смежных прав:

  • осуществление без разрешения правообладателей действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав;
  • изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг, в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Однако анализ упомянутых выше положений, в целом эффективных для защиты интересов правообладателей, приводит к неутешительному выводу о том, что они пока представляют собой холостой выстрел в направлении потенциальных правонарушителей.

Во-вторых, такие санкции, равно как и составы правонарушения, согласно особенностям, российского права должны быть сосредоточены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ).

В первоначальном законопроекте (ст. 48.1) была закреплена норма, согласно которой за совершение действий, направленных на обход технических средств защиты авторских и смежных прав, наступает такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Упомянутая выше норма, естественно, вызвала возражения при ее обсуждении и была исключена из законопроекта, поскольку в КоАП РФ (ст. 7.12) и УК РФ (ст. 146) закреплены иные составы правонарушения. Кроме того, разработчики законопроекта упустили возможность представить проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.

В окончательный вариант Федерального закона не попали нормы ст. 7 первоначального законопроекта о приведении в соответствие с Федеральным законом нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и о принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.

Круг замкнулся. Нужные для общества нормы о запрете обхода технических средств защиты авторского права и смежных прав из-за нерадивости разработчиков законопроекта повисли в воздухе, так как не могут применяться на практике.

Сказанное выше в полной мере относится и к ст. 48.2 Закона "Информация об авторском праве и смежных правах".

В п. 1 этой статьи дается понятие "информация об авторском праве и смежных правах": это любая информация, которая идентифицирует произведение (объект смежных прав), автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения (объекта смежных прав), которая содержится на экземпляре произведения (объекта смежных прав), приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведений (объекта смежных прав), а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

В соответствии с п. 2 этой статьи в отношении произведений (объектов смежных прав) не допускаются:

  • удаление или изменение без разрешения правообладателей информации об авторском праве и о смежных правах;
  • воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений (объектов смежных прав), в отношении которых без разрешения правообладателей была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

Упомянутые выше нормы в принципе корреспондируют нормам ст. 12 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой речь идет об обязательствах в отношении информации об управлении правами. Приходится с сожалением констатировать, что и в этом случае разработчики законопроекта вышли за рамки предмета регулирования Закона.

Существенной переработке подверглась ст. 49 Закона, в которой установлены гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав.

В п. 2 ст. 49 Закона определены дополнительные способы защиты авторских и смежных прав. Так, обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

При этом обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений (объектов смежных прав) либо за допущенные правонарушения в целом.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о серьезном усилении положения авторов и иных правообладателей, что в целом можно приветствовать, несмотря на определенное нарушение гражданско-правового принципа соразмерности возмещения убытков причиненному вреду и на штрафной характер компенсации.

Несколько расширен по сравнению с ранее действующим законодательством перечень органов, в которые правообладатели вправе обратиться за защитой своих исключительных прав: суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия (п. 4 ст. 49 Закона).

В п. 5 ст. 49 Закона закреплено правомочие организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией, в порядке, установленном законом.

Вполне очевидно, что эту норму следует толковать расширительно в том смысле, что коллективное управление имущественными правами осуществляется не одной, а несколькими организациями, о чем непосредственно указано в разделе IV Закона.

В новую редакцию ст. 49 Закона не вошла норма п. 2 ст. 49 в ранее действовавшей редакции, согласно которой помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд (арбитражный суд) за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца, который направляется в соответствующие бюджеты, что представляется вполне оправданным, поскольку публично-правовые санкции за нарушение частных интересов неуместны.

Положения о конфискации, которые ранее составляли содержание п. 4 ст. 49 Закона, выделены в отдельную ст. 49.1 Закона "Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм".

Если ранее контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежали обязательной конфискации по решению суда (судьи единолично), а также по решению арбитражного суда, то в настоящее время предусмотрена отсылка к законодательству РФ. Так, согласно п. 1 ст. 49.1 контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято (конфисковано) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения, в том числе в административном порядке.

В КоАП РФ имеются общее положение о конфискации (ст. 3.7), а также порядок исполнения постановления о конфискации (ст. 32.4). В ст. 7.12 КоАП РФ за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, в случаях если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, предусмотрена, в частности, конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Общие нормы УК РФ о конфискации имущества (ст. 52) утратили силу. Поскольку конфискация имущества устанавливалась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав (ст. 146 УК РФ) не наказывалось конфискацией имущества и, естественно, не наказывается в настоящее время.

В заключение представляется целесообразным осветить некоторые так называемые переходные положения, которые не рассматривались ранее.

Положения Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования (т.е. с 28 июля 2004 г.), кроме тех указанных ранее положений, которые вступят в силу с 1 сентября 2006 г. и применяются к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления его в силу.

При этом по отношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона, последний применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения.

Защита авторских прав с развитием новых технологий все более актуальна не только в нашей стране, но и в мире. Существует ли закон о защите авторских прав , какие плоды творчества призвано защищать законодательство об интеллектуальной собственности, какие есть варианты защиты авторского права ? На эти и некоторые другие вопросы найдете ответы в предлагаемом материале.

Какой закон об авторском праве действует в России в 2015-2016 году

До 01.01.2008 в России работал отдельный закон «Об авторском праве и смежных правах». 31.12.2007 решением законодателей этот закон утратил силу и отношения, связанные с использованием, фиксированием и защитой интеллектуальных, в том числе авторских и смежных, прав стали регулироваться положениями части 4 Гражданского кодекса РФ.

Часть 4 ГК РФ получила название «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Кроме прав авторов к достижениям интеллектуального труда были отнесены:

  • смежные с авторскими права;
  • право на патенты;
  • право на селекционные продукты;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секреты производства;
  • право на средства индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг и организаций;
  • право использования итогов интеллектуальной работы в составе единой технологии.

По сравнению с ранее действовавшим законом, во вновь принятой части ГК законодательный опыт по регулированию отношений по защите авторских прав , связанных с продуктом творческой, научной, изобретательской, авторской деятельности, более систематизирован, упорядочен и расписан глубже.

Объекты авторского права и смежных прав

Объект авторского права - это сам продукт, творческий результат, в отношении которого и определяется автор, а также проводится защита авторских прав. Ст. 1259 ГК РФ к охраняемым предметам авторских прав относит такие достижения творческой деятельности, как:

  • литературные произведения (романы, повести, стихи и т. п.);
  • пьесы, сценарии и иные сценарно-драматические и музыкально-драматические работы;
  • сочинения хореографии и мимодрамы;
  • мелодичные сочинения со словами и без слов;
  • фильмы и иные продукты аудиовизуального ряда;
  • плоды художественного искусства (картины, скульптуры, графика, комиксы и т. д.);
  • декоративно-прикладные творения, а также сценографические труды;
  • архитектурные, градостроительные и садово-парковые творческие работы, в том числе в виде графиков, чертежей и иных эскизов как на бумаге, так и в миниатюре;
  • фотографии;
  • карты, планы, наброски, относящиеся к географическим и топографическим изысканиям;
  • компьютерные программы, которые приравнены к произведениям литературы;
  • результат творческого труда по переработке иного произведения;
  • творческие продукты, составленные из нескольких произведений.

Права автора не охватывают идеи, концепции, методы, системы, процессы, решения организационных или технических задач, языки программирования, открытия, факты. Не относятся к объектам защиты авторского права:

  • народное творчество (фольклор);
  • госзнаки и символы, такие как герб, флаг, деньги, награды и т. д.;
  • официальные документы, результаты законотворчества, судебные и административные акты, официальные переводы;
  • информационные сообщения.

Определение авторства на примере авторских прав на фотографии в сети интернет

В соответствии с положениями 4 части ГК РФ автор определяется как человек, творческими способностями и усилиями которого создано произведение. Авторские права подразделяются на личные неимущественные и имущественные права. При этом неимущественные права автора неотделимы от его личности, тогда как имущественные права могут быть передоверены создателем произведения другому лицу.

Не знаете свои права?

Авторские права охватывают как получившие огласку, опубликованные работы, так и необнародованные плоды творчества. Главное, чтобы произведение было облечено в какой-либо объективный вид: написано, продекламировано, нарисовано и прочее. Для образования, совершения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения или иная фиксация авторства. Поэтому очень важно автору максимально обезопасить себя и облегчить процесс возможного спорного установления авторства.

Во-первых, существование у человека первоисточника произведения. То есть в отношении фото - это негативы, цифровые необработанные фото, фотоаппарат с кадром. Но поскольку с развитием цифровой фотографии отследить первоисточник не так-то просто, можно рекомендовать прием, используемый ранее писателями для доказательства своего авторства и обеспечения последующей защиты авторских прав . Оригинальный экземпляр произведения (в отношении фото это, видимо, цифровой носитель) отправить ценным заказным отправлением на собственный адрес автора. Полученную корреспонденцию не вскрывать. В случае необходимости защиты авторских прав , невскрытые письма или бандероли со спорным произведением будут хорошим доказательством, так как на отправлении присутствует дата, проставленная почтой, кроме того, в отправление можно вложить собственную опись с датой и данными на плод творчества.

Во-вторых, первое публичное появление произведения должно быть связано с именем автора. Что касается фотографий, то при публикации их в интернете желательно проставлять свое имя, знак охраны авторских прав (буква «с» в кружке) и дату первого опубликования. Это будет являться своеобразной гарантией защиты авторских прав на произведение.

В течение какого времени действует авторское право в России

Срок действия авторских прав - это срок действия исключительного права на достижения творческой деятельности. То есть законное основание применять произведение по своему усмотрению, давать разрешение на использование результата творческого труда каким-либо способом или отказывать в использовании, получать доход от использования произведения, прибегать к защите авторского права . Другие же люди не вправе без согласия владельца прав на произведение каким-либо способом творческую работу использовать.

  1. Обобщенный срок действия равен продолжительности жизни создателя произведения и 70 годам после его смерти. 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом смерти автора.
  2. Если творческий труд стал результатом деятельности нескольких создателей, то необходимые 70 лет отсчитывают от года смерти последнего из соавторов.
  3. Если произведение было выпущено в свет без указания автора или под вымышленным именем, то период в 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом официального обнародования творческого достижения. Если за это время автор рассекретит свою личность, то время действия авторского права будет определяться на общих основаниях.
  4. Если творческий труд будет вынесен на суд граждан после смерти творца, но в рамках 70 лет с даты его смерти, то период действия авторского права составит 70 лет с года издания произведения.
  5. В случае реабилитации посмертно автора, подвергшегося репрессиям, 70 лет следует отсчитывать от года, идущего за годом реабилитации творца.
  6. Если создатель произведения творил во время Великой Отечественной войны или принимал участие в ней, срок функционирования авторского права продлевается на 4 года.

После смерти создателя произведения права на него переносятся на наследников. По истечении срока действия авторского права произведение как опубликованное, так и не увидевшее свет, становится достоянием общественности и на него не распространяются положения законодательства о защите авторского права . То есть может без ограничений использоваться любым человеком без получения согласия на это и без уплаты авторских. При этом остаются неизменны и охраняемы авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Способы защиты авторского права

Авторское право в России и любой другой стране мира в первую очередь стоит на страже интересов создателя произведения. Защита авторских и смежных прав предполагает первым делом прекращение правонарушения и восстановление соответствующего закону состояния. Защищаются права авторов в суде.

  • признание права;
  • прекращение правонарушающих действий;
  • возврат к состоянию, существовавшему до нарушения права;
  • компенсация морального и материального вреда;
  • обнародование результата суда с указанием на существовавшее нарушение и действительного владельца прав.

Авторам нужно помнить, что значительно облегчит задачу по защите авторского права предусмотрительное аккуратное отношение к результату своего творческого действа. Сохраненные исходники, максимальная привязка первого обнародования к имени автора, фиксация произведения в Российском авторском обществе способны если не пресечь любые посягательства на авторские права, то в большой степени упростить доказывание своей позиции в суде.

Технические средства защиты авторских прав

К техническим средствам защиты авторских прав относится программное обеспечение, с помощью которого блокируется возможность копирования, просмотра, модификации и совершения иных действий с объектами авторских прав. Кроме этого, вышеуказанные программы могут отслеживать подобные действия.

ГК РФ в статье 1299 определил, что в отношении произведения не разрешаются следующие действия:

  • устранение ограничений в пользовании произведением, которые были введены техническими средствами;
  • сдача технических средств защиты в аренду или безвозмездное пользование третьим лицам, если впоследствии с помощью данных средств защита прав автора будет невозможна.

В противном случае автор/правообладатель может потребовать выплаты компенсации или возмещения убытков в порядке, установленном гражданским законодательством. Исключение составляют случаи, когда разрешается использовать произведение без согласия автора/правообладателя.

После смерти создателя произведения права на него переносятся на наследников. По истечении срока действия авторского права произведение как опубликованное, так и не увидевшее свет, становится достоянием общественности. То есть может без ограничений использоваться любым человеком без получения согласия на это и без уплаты авторских. При этом остаются неизменны и охраняемы авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Федеральный закон под номером 5351-1 от 9 июля 1993 регулировал отношения, касающиеся авторского права. К таковому относится создание и использование предметов и достижений науки, литературы и иных видов искусства. Документ утратил силу и с 18 декабря 2006 года его положения регламентируются главой 70 Гражданского кодекса РФ . В статье будут рассмотрены основные аспекты обоих актов, а также их правопреемственность.

  • общие положения, включавшие в себя основные понятия документа, принципы законодательства РФ и международных договоров;
  • статьи об авторском праве подразумевали сферу действия, объекты, подпадающие под действие закона, регулирование соавторства, сроки действия авторства, а также порядок его использования иными лицами;
  • смежные права регламентировались законом в аналогичном порядке;
  • отдельно обозначалось коллективное управление имуществом, подпадающим под действия закона;
  • защита авторских прав регулировалась положениями о нарушениях и способах гражданско-правовой защиты, а также иными действиями, направленными на обеспечение предписанных гарантий.

Что вы знаете о законе о защите информации, ведь он так же часто фигурирует в судебных разбирательствах, касающихся вопроса авторских прав. Изучить ФЗ 149 можно

Глава 70 ГК РФ , действующая в данной сфере законодательства, предписывает схожие аспекты:

  • определения основных понятий и принципов;
  • право авторства, неприкосновенность произведения и их охрана после смерти автора;
  • распространение и использование произведений;
  • срок действия исключительного авторства, его передача по наследству и порядок перехода произведения в общественное достояние;
  • лицензионный договор на использование авторского произведения;
  • отдельные особенности правового регулирования авторства;
  • размещение информации об авторстве;
  • ответственность за нарушение авторской принадлежности.

Анализ обоих документов показывает, что имеется прямая правопреемственность между утратившим силу законом 5351-1 и главой 70 ГК РФ. Необходимость упразднения первого акта и перевод его положений в Гражданский кодекс обусловлена оптимизацией законодательства. Правовая защита авторства была переведена в гражданскую область права в соответствии со своей сферой деятельности.

Изменения в главу 70 ГК РФ последний раз вносились в 2016. В том же году было принято Постановление Конституционного Суда РФ о признании подпункта 1 статьи 1301 не соответствующей положениям основного закона страны. До внесения соответствующих поправок указанный подпункт недействителен и в решении его вопросов следует руководствоваться предписаниями Конституционного Суда.

Недовольства, связанные с нарушением данного закона, могут быть оформлены согласно .

Возникновение авторского права по ФЗ

По Федеральному закону 5351-1 возникновение авторского права регулировалось статьей 9 . Она предписывает следующие варианты возникновения авторского произведения:

  • авторство в науке, литературе и искусстве появляется по факту создания произведения, дополнительной регистрации оно не требует;
  • если нет опровергающих доказательств, автором произведения считается указанное в оригинале лицо;
  • при использовании псевдонима правозащитником авторства становится издатель.

Схожие формулировки имеются и в статье 1257 ГК РФ . Она указывает, что автором считается тот гражданин, который его создает. При отсутствии иных доказательств им становится тот, чье имя указано на оригинальном экземпляре.

Скачать

Скачать Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» можно . Документ представлен в той редакции, которая действовала на момент упразднения закона. Текст может быть актуален для правозащитников в изучении правопреемственности, а также тех граждан, авторство которых регулировалось до 2006 года.

Можно скачать главу 70 ГК РФ . Она регулирует все аспекты, связанные с авторскими произведениями на актуальный момент. Документ представлен в последней редакции и будет востребован для всех граждан, сталкивающихся с вопросами правового обеспечения авторских произведений.

Изменения в Законе об авторском праве

Последние изменения в главу 70 ГК РФ вносились 3 июля 2016 года . По ним был скорректирован пункт 1 статьи 1294. Внесенные поправки в формулировках первого и второго абзаца добавили слова «, если договором не предусмотрено иное ».

Немногочисленность изменений указывает на правопреемственность положений и проработанность нового документа на основании первого акта. При этом часть статей главы 70 ГК РФ в отдельном порядке регулирует отношения, касающиеся авторских произведений в сфере программ и ЭВМ. Необходимость отдельного регулирования данных вопросов стала еще одной причиной переоформления закона об авторстве.

Наказание за нарушение авторских прав

Нарушения и защита авторских и смежных прав регулировались статьей 48 закона 5351-1. Документ выделяет принципы незаконного использования соответствующих произведений и объектов, а также изготовление контрафактной продукции на их основе. Наказание за данные правонарушения подразумевают гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательными нормами РФ.

Ответственность за нарушение авторских прав по ГК РФ регулируется статьей 1301 . Она определяет двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров . Допускается изъятие двукратного размера цены авторства , которая определяется согласно установленному порядку.

Подпункт 1 ст 1301 Постановлением Конституционного Суда РФ признан не действующим – он устанавливал штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей . В данное положение ожидается внесение поправок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ