Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, в том числе относятся произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы. Согласно ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ , также личные неимущественные права и иные права (право следования и другие). В ст. 1229 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности.

Понятие коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами

Коллективное управление правами – специально предусмотренный Законом вид деятельности, который должны осуществлять специализированные организации по коллективному управлению, иногда называемые также авторскими обществами. Регламентации их работы посвящен разд. IV Закона (ст. 44–47).

В соответствии с Законом такие организации должны выступать в качестве посредников между правообладателями и лицами, которые используют произведения и объекты смежных прав (пользователями).


Система коллективного управления правами может, согласно Закону, применяться во всех случаях, когда реализация авторских или смежных прав в индивидуальном порядке оказывается затруднительной.

Простейший пример: при вещании радиостанции в музыкальном формате в час может использоваться 20 песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее 40 договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам и иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая юридическая нагрузка окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации.


Вознаграждение для правообладателей собирают с российских пользователей, а также получают из-за рубежа от аналогичных зарубежных организаций по коллективному управлению на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и взаимном представлении репертуаров друг друга. В свою очередь за рубеж перечисляют вознаграждение, собранное для иностранных правообладателей.

Осуществляемая организациями по коллективному управлению правами деятельность по сбору вознаграждения для правообладателей разделяется на два вида.



Сводня. Рисунок Жоржа Лаллемана. 1623

Особенности реализации прав при коллективном управлении ими

Существует два основных подхода к организации работы по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами.


В Законе в качестве базовой модели коллективного управления в Российской Федерации в настоящее время предусмотрена система расширенной лицензии, т. е. действия от имени и в интересах всех (в том числе так называемых неизвестных) авторов и иных правообладателей. Необходимость подобного подхода обусловлена тем, что с принятием нового российского законодательства об авторском праве были исключены ранее предусмотренные обширные сферы свободного использования произведений, появилось множество новых прав. В то же время не существовало агентств или иных посреднических организаций, которые могли бы представлять значительное число авторов и иных правообладателей, управляя какими-либо обширными репертуарами на основании заключенных непосредственно с правообладателями договоров.

К сожалению, за прошедшее время ситуация изменилась не столь уж сильно. Поиск большинства правообладателей в России представляет непростую задачу. Отказ от системы расширенных лицензий привел бы к тому, что сбор вознаграждения для подавляющего большинства из них просто не осуществлялся бы, а законное массовое использование их произведений (в том числе на радио, при осуществлении концертной деятельности и т. д.) в большинстве случаев оказалось бы невозможным. Кроме того, во многих случаях осуществления сборов (в том числе в большинстве случаев реализации прав на дополнительное вознаграждение) деятельность не от имени всех правообладателей вообще оказалась бы невозможной, что объясняется структурой применяемых ставок. Так, например, телерадиовещательные компании платят организациям по коллективному управлению правами определенный процент от своих доходов.


Сладко спящая на розах невинность.

Рисунок Даниэля Ходовецкого. 1790

В настоящее время не существует общепризнанного списка областей, в которых должно применяться коллективное управление агентского типа или расширенное коллективное управление.




Разумеется, существуют такие области, в которых коллективное управление не применяется ни в какой форме, например книгоиздание, создание аудиовизуальных произведений и их распространение на материальных носителях разных видов и т. д.

Определение областей, в которых коллективное управление осуществляется в той или иной форме или в которых его осуществление не допускается, основано во многом на таких субъективных факторах, как долговременная привычка к тому или иному способу реализации прав, наличие или отсутствие успешно действующей в данной области организации по коллективному управлению и т. д.


2. КОПИРУС – осуществляет коллективное управление при репрографическом, а также при любом ином воспроизведении произведений с использованием средств современной копировально-множительной техники (принтеров, ксероксов и т. д.). Является членом Международной федерации авторских обществ по правам на воспроизведение произведений (IFRRO), объединяющей аналогичные авторские общества, созданные во всех развитых странах мира.

3. РОМС – осуществляет коллективное управление при сообщении произведений и объектов смежных прав в цифровых сетях, в том числе Интернете, системах мобильной связи и т. д.

Полное название: Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС)

4. РОАП – создано в 2003 г. для осуществления коллективного управления преимущественно в сфере эфирного и кабельного вещания.

5. РОПАС – Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере. В настоящее время активной деятельности не осуществляет.

Несмотря на позиционирование в качестве организации по коллективному управлению, на практике действует только в интересах ограниченного круга лиц.

7. РОУПИ – Российское общество по управлению правами исполнителей. Создано в 1994 г., в настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

8. РОИ – организация по коллективному управлению правами исполнителей. Создана в 2004 г.

9. РФА – Российская фонографическая ассоциация. Создана в первой половине 1990-х гг. Преобразована из ассоциации в автономную некоммерческую организацию. В настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

10. ФОСП – Федерация обладателей смежных прав. Организация по коллективному управлению правами на фонограммы. Создана в 2004 г.

Контроль за деятельностью организаций по коллективному управлению правами

К сожалению, в настоящее время Закон не предусматривает полноценных механизмов контроля за созданием и деятельностью организаций по коллективному управлению. В результате российские организации по коллективному управлению, стремящиеся выступать от имени всех правообладателей, нередко пересекаются друг с другом по сферам деятельности, что приводит к острым конфликтам между ними.

По-видимому, Закон исходил из предположения, что система коллективного управления будет складываться на основе принципов саморегулирования и сами правообладатели смогут контролировать деятельность организаций по коллективному управлению. К сожалению, на практике этого не произошло, отдельные правообладатели не в силах контролировать правильность работы даже тех организаций, членами которых они являются.

Следует ожидать, что необходимый государственный контроль в данной сфере рано или поздно будет установлен.

Особым субъектом авторского права являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Первая организация подобного типа была создана в России в 1870 г., когда по инициативе А.Н. Островского было создано Собрание русских драматических писателей. В Советском Союзе указанные функции осуществлялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), которое, формально являясь общественной организацией, по существу было государственным органом по управлению авторскими правами.

Основной организацией, осуществляющей коллективное управление имущественными правами, в настоящее время является Российское авторское общество (РАО), правопреемник Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). В РАО есть специальные подразделения, которые разрабатывают отчеты пользователей произведений, охраняемых авторским правом, и распределяют авторское вознаграждение за их использование.

По отношению к ним не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав на основании членства и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами (п.2 ст.1242 ГК). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Следует отметить, что в настоящее время существуют и другие организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, однако деятельность таких организаций либо незначительна по объему, либо используется для прикрытия противоправной деятельности отдельных пользователей произведений.

Необходимость существования подобных организаций обусловлена тем, что в большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. Речь, в частности, идет об использовании произведения на радио, телевидении, в публичном исполнении и т.д., когда одновременно используется большое количество произведений и объектов смежных прав, принадлежащих разным субъектам права. Кроме того, закон допускает случаи, когда произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. Так, в п.1 ст.1244 ГК указаны следующие случаи:

осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);

управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);

осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326) Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2010.С. 109. .

Во всех таких случаях возникает необходимость в создании специальной организации, которая может реально проконтролировать, кто, когда и сколько раз использовал то или иное произведение. В связи с этим допускается создание специальных посредников - организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Так, согласно п.1 ст.1242 ГК авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Такие организации являются некоммерческими и, следовательно, по общему правилу, не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Регулироваться их деятельность должна Законом о некоммерческих организациях, а также другими правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций. Однако в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве и смежных правах, содержавшего прямой запрет на занятие коммерческой деятельностью (абз.1 п.1 ст.45) для подобных организаций, в ч.4 ГК такого запрета нет. Следовательно, можно предположить, что указанные организации имеют право заниматься коммерческой деятельностью в случаях, предусмотренных учредительными документами.

Согласно п.2 ст.1242 ГК организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. После того, как выбрана определенная специализация и это зафиксировано в учредительных документах, организация по управлению правами на коллективной основе не может отказаться принимать на себя управление правами в рамках такой специализации Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004.С. 90. .

Согласно п.3 ст.1242 ГК основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, когда она вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Другими словами, в последнем случае узаконено представительство без полномочия, и, для того чтобы отказаться от управления своими правами (полностью или частично) в таких случаях, правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. Наличие подобной практики обусловлено тем, что в условиях массового использования произведений (в основном речь идет о музыкальных произведениях) обращение за индивидуальными полномочиями могло бы затруднить работу организаций-пользователей. Такую деятельность можно рассматривать как действия в чужом интересе без поручения. В случае несогласия авторов с тем, чтобы их интересы представляли подобным образом, у них есть возможность обжаловать сложившуюся практику в суде.

Таким образом, можно говорить о компромиссе между исключительными правами авторов и правами пользователей на осуществление деятельности по использованию произведений на радио, телевидении, в публичном исполнении и т.д.

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ

Результаты интеллектуальной деятельности, имея свою определенную специфику,подлежат контролю и охране со стороны государства. Гражданское законодательство признает создание организаций по управлению правами на коллективной основе. Важно определить основания представительства организации, содержание прав данных организаций, куда входят полномочия, которые они получают от правообладателей, соответствующие обязанности, и соответственно виды деятельности на которые организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию.

  • Гарантии предоставляемые трудовым кодексом, при заключении трудового договора
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Ввиду немаловажной значимости результатов интеллектуальной деятельности для развития общества государство принимает активное участие в их правовой охране. Деятельность государства в указанной сфере осуществляется по нескольким направлениям. В частности, одним из таких направлений является государственный контроль, за деятельностью организаций по управлению правами на коллективной основе. Так, согласно ст. 1242 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), для осуществления коллективного управления авторскими и смежными правами авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Правовое положение таких организаций определяется вышеупомянутым ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», а также учредительными документами данных организаций (уставами).

ГК РФ устанавливает два требования в отношении данных организаций:

  • некоммерческий характер организации;
  • отношения членства.

Основания полномочий организации по управлению такими правами на коллективной основе претерпели некоторые изменения, и в сегодняшнем законодательстве предусмотрено разграничение представительства в силу договора и в силу закона (в случае, если данные организации прошли государственную аккредитацию). В частности, в п. 1 ст. 1244 ГК РФ указан перечень видов деятельности, на осуществление которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию. При этом, согласно п. 6 ст. 1244 ГК РФ, данные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства культуры РФ). В частности, организация обязана ежегодно представлять отчет о своей деятельности и публиковать его в средствах массовой информации. Однако на сегодняшний день форма отчета не утверждена, что следует отметить как недостаток действующего законодательства.

В предмет договора с правообладателями по управлению правами на коллективной основе входит оказание правообладателям услуг по управлению исключительными правами, в том числе заключение лицензионных договоров и договоров о выплате вознаграждения, а также сбор, распределение и выплата вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.

Сведения о деятельности любой организации по управлению правами на коллективной основе должны быть доступны для правообладателей, пользователей и общественности в целом. Одной из обязанностей рассматриваемых организаций, согласно п. 5 ст. 1243 ГК РФ, является информирование общественности о тех правах, которыми они управляют. Для этого организации формируют реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Наряду с ведением реестров организация должна размещать в общедоступной информационной системе информацию о переданных ей в управление правах, включая наименование объекта авторских прав, а также имя автора или иного правообладателя. В настоящее время такая информация размещается этими организациями на их сайтах в Интернете (например: http://rao.ru/; http://www.rosvois.ru/; http://www.rp-union.ru/).

Также необходимо отметить, что в силу п. 5 ст. 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Предусмотренные ГК РФ способы защиты интеллектуальных прав могут применяться не только правообладателями и организацией по управлению правами, но и другими лицами, предусмотренными законодательством. При этом указанная организация, независимо от того, от чьего имени она выступает в суде, действует в защиту прав лиц, передавших ей в силу п. 1 ст. 1242 ГК РФ право на управление соответствующими правами на коллективной основе. Организация по управлению правами на коллективной основе пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ, ч. 4 ст. 53 АПК РФ).

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015)//СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях»/
  3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015)//СПС «Консультант Плюс».
  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016)//СПС «Консультант Плюс».

Защищать интеллектуальные права достаточно трудно, особенно если брать во внимание уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель физически неспособен уследить за всеми нарушениями. Именно поэтому был создан институт коллективного управления авторскими и смежными правами.

Понятие и юридическая характеристика

Коллективное управление интеллектуальными правами – это деятельность специальных организаций, направленная на защиту интересов правообладателей. В п. 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что данный правовой механизм необходим в тех случаях, когда управление авторскими и смежными правами в индивидуальном порядке затруднено. Разберем, как это выглядит на практике.

Автор написал гениальную песню, которая приносит ему коммерческий успех: песня продается широким тиражом, за ротацию на радио автор получает дивиденды и т.д. Однако недобросовестные граждане выкладывают песню в Интернет, тем самым нарушив исключительное право автора. Он пытается бороться с пиратами, но это очень трудно, поскольку, даже если ему удастся устранить одно нарушение, взамен ему появятся еще десять. Именно здесь и целесообразен механизм коллективного управления.

С реализацией данного механизма у автора уже не «болит голова» за борьбу с пиратами. Представим, что он передает набор прав на музыкальное произведение соответствующей организации. В частности, наделает ее правами заключать от его имени лицензионные договоры, если кто-то захочет использовать его песню; также он, что наиболее важно, управомачивает организацию представлять его интересы в суде. Таким образом, организация по коллективному управлению становится неким посредником между правообладателем и пользователями. Теперь организация может вести переговоры по поводу использования песни, и, если будет достигнут консенсус, она вправе заключить лицензионный договор. И конечно, теперь именно на организацию будет возложена обязанность по предъявлению исков на нарушителей и пресечению нарушений авторских прав.

Правовое основание в данном случае – договор о передаче полномочий на соответствующий объект авторских (смежных) прав. Форма – письменная, существенные условия – предмет (необходимо конкретно охарактеризовать объект интеллектуальной собственности, указав его индивидуализирующие признаки); пределы полномочий, которые передаются правообладателем организации: по закону можно указать любые юридические действия, которые могут помочь правообладателю для защиты его интересов.

Следовательно, правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени).

Правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление интеллектуальными правам

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять такой вид деятельности. Фактическим монополистом в данной сфере является Российское авторское общество (РАО), о нем см. отдельную статью. Другие организации: УПРАВИС, Российский союз правообладателей (РСП).

Эти организации не могут сами использовать объекты интеллектуальной собственности, их функции по сути сводятся к посредничеству.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры. То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение., чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО.
И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

Распределение денежных сумм

Кратко коснемся финансовой стороны вопроса. Представим, что организация по управлению выявила возможность незаконного использования произведения, и договорилась с потенциальным нарушителем, что он может использовать песню, однако только на возмездных условиях (то есть за плату). Гражданин уплачивает деньги в эту организацию, и организация затем уже перечисляет эти денежные средства правообладателю.

Однако вместе с тем закон устанавливает, что фирмы, управляющие интеллектуальными правами, удерживают из этой суммы расходы на сбор, распределение и выплату этих сумм. Каких-либо конкретных цифр, пределов этих расходов на сегодняшний день не установлено: следовательно, конкретная сумма устанавливается самой организацией без опоры на какие-либо нормативно-правовые акты.

Итоги

Таким образом, данный правовой механизм очень целесообразен, учитывая особую уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Однако подходить к его применению надо осторожно, поскольку, как мы выяснили, в ряде случаев со стороны организаций имеется благоприятная почва для злоупотребления правом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ