Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Процесс перехода к устойчивому развитию является глобальным, и отдельно взятая страна не может перейти на этот путь, пока другие страны будут оставаться в рамках старой модели развития. Вот почему важно использовать стихийно начавшийся процесс глобализации и направить прежде всего его экономическую, экологическую и социальную составляющие на реализацию целей устойчивого развития. Тем самым процесс глобализации, развертывающийся по инициативе постиндустриальных государств, транснациональных корпораций и всемирных организаций стал бы способствовать переходу мирового сообщества не к постиндустриальному, а к устойчивому будущему всей цивилизации.

В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Как уже отмечалось, глубинная суть устойчивого развития заключается в сохранении и цивилизации, и биосферы. Представляется целесообразным особое внимание обратить на связь идей устойчивого развития и становления ноосферы. Ноосферная ориентация устойчивого развития выдвигает на первое место интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу для выживания и непрерывно долгого развития цивилизации. Именно поэтому в заключительной части Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию речь идет о ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, таком этапе развития цивилизации, когда критерием индивидуального и национального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Недавно об этом напомнил Президент РФ В.В.Путин на состоявшемся 15 ноября 2000 г. деловом саммите стран АТЭС “Бизнес и глобализация”, отметив, что на фундаменте учения о ноосфере фактически строится сегодня концепция устойчивого развития. Сделать такое напоминание уместно и здесь - чтобы подчеркнуть, что идея устойчивого развития, довольно часто выдаваемая за сугубо западную, имеет российские корни, и обратить внимание на уже выявленную специфику перехода России к устойчивому развитию.

Это важно и потому, что государственная стратегия должна содержать не только общие рекомендации относительно последующего развертывания хозяйственной, организационно-управленческой и иной практической деятельности, - она должна также стать мировоззренческим ориентиром для всего XXI в. и даже для всего III тысячелетия. Именно в этом веке и тысячелетии должно разрешиться противоречие между старой моделью цивилизационного развития (т.е. неустойчивого развития) и пока только теоретически декларируемой моделью устойчивого развития, которой, на наш взгляд, надо придать ноосферную ориентацию. В зависимости от этого XXI в. станет либо веком глобальной антропоэкологической катастрофы, либо веком выживания и устойчивого развития цивилизации.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны, а не на модернизационные рецепты сторонников движения по модели неустойчивого развития. Если стратегия устойчивого развития окажется в фокусе формируемой сейчас национальной идеи, Россия обретает шанс уйти от модернизационно-догоняющих преобразований, уводящих на периферию мирового развития, мы сможем перейти к опережающим и сбалансированным действиям путем принятия комплексных решений в духе новой цивилизационной парадигмы.

Еще одна важная концептуальная идея связана с актуальной необходимостью сопряжения концепции перехода к устойчивому развитию с концепцией национальной безопасности. Налицо противоречие между уже разработанными концепциями безопасности (в том числе и в новых редакциях) и Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию. Это обусловлено в основном тем, что обеспечение безопасности до их пор мыслилось в рамках старой модели, т.е. модели неустойчивого развития. В соответствии с таким мировоззренческим принципом принятие государственных решений носит несистемный, в основном ведомственный характер. В существующей практике принятия государственных решений имеется противоречие, которое необходимо разрешить, с тем чтобы существенно повысить их эффективность. Это противоречие заключается в том, что государственные решения принимаются, как правило, без учета обеспечения безопасности их реализации, а уже потом принимаются решения Советом безопасности в его области компетенции.

Приведем характерный пример подобной процедуры принятия решений. Правительство РФ обсуждает и принимает Государственную стратегию социально-экономического развития страны до 2010 г., и только спустя почти год начинается разработка новой редакции Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, которая должна быть завершена к середине 2002 г. (и рассчитана на те же сроки).

Как правило, важные государственные решения, принимаются без учета обеспечения безопасности и в других сферах, и это обусловлено прежде всего неадекватным представлением о роли и месте безопасности в процессах развития. Чаще всего безопасность понимается как особая область деятельности, которая как бы дополняет основной вид деятельности, защищает его от внешних либо внутренних угроз и опасностей. В определенной степени подобное понимание безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (объекта безопасности) от внутренних и внешних угроз правомерно и даже отражено в федеральном законе “О безопасности” (1992 г.). Вместе с тем если обеспечение безопасности мыслить как защиту основной деятельности, то происходит раздвоение деятельности на созидательную и дополнительную, связанную с обеспечением безопасности. К тому же в рамках модели неустойчивого развития безопасность можно обеспечить лишь временно и на самом минимальном уровне.

Вот почему идея реализовать обеспечение безопасности через развитие оказывается наиболее плодотворной для решения проблемы безопасности. В этом случае раздвоение деятельности исчезает, основная созидательная деятельность и обеспечение безопасности совпадают, поскольку модель устойчивого развития оказывается одновременно и моделью безопасного развития. Если мы принимаем принцип обеспечения безопасности через развитие, то это однозначно приводит к обеспечению безопасности именно через устойчивое развитие, и иной модели развития, где могла бы быть гарантирована безопасность, причем на длительное время, просто не существует.

ЮНСЕД связала развитие с охраной окружающей среды, а мы сейчас должны выйти на более широкую концепцию, связав развитие с безопасностью во всех сферах. Это означает, что сказанное выше относится не только к проблеме экологической безопасности, которой в обсуждаемом проекте стратегии отведено основное место, но и ко всем видам социально- экономической и иной деятельности, особенно если принимаются решения на государственном уровне (ведь государство как раз и является основным субъектом обеспечения безопасности личности, общества и самого государства). Таким образом, речь идет об одновременном обеспечении экономической эффективности и экономической безопасности, социальной справедливости и социальной безопасности, экологической безопасности и коэволюционного развития.

Ведь особенностью перехода каждого суверенного государства является реализация им своих национальных интересов (в том числе в плане обеспечения безопасности), а теперь также - одновременная по историческим масштабам ориентация на переход к устойчивому развитию. Совершенно очевидно, что разрешение этого противоречия связано с тем, что обеспечение безопасности должно все в большей степени осуществляться через развитие и все в меньшей - через защиту, что вынуждает найти консенсус между новым мировоззрением, соответствующим идее устойчивого развития, и мировоззрением, на котором до сих пор основывалось обеспечение безопасности любого государства через защиту.

Именно поэтому реальный переход к устойчивому развитию начнется только тогда, когда на уровне государственного управления решения по обеспечению безопасности станут приниматься одновременно с решениями по основным видам деятельности. Устойчивое развитие - это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов и аспектов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через развитие и развитие через обеспечение безопасности.

В свете сказанного важно во всех разделах проекта обсуждаемой стратегии связать переход к устойчивому развитию с обеспечением национальной и других видов безопасности (как это сделано в отношении экологии и процесса экологизации). Это важно прежде всего для того, чтобы не поступили “как всегда” и, приняв стратегию, через некоторое время не стали разрабатывать стратегию ее защиты, т.е. ее безопасной реализации.

В настоящее время во всех странах мира, и в том числе, как уже отмечалось, в России, обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в области безопасности сталкивается со все большими трудностями и в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие финансовые и административно-организационные ресурсы, вкладываемые в это направление человеческой деятельности. Важно концептуально-мировоззренчески осознать неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для всех объектов (для человечества, биосферы, государства, личности и социума) и разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой жизненно важной проблемы.

Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

Безопасность - это некоторый инвариант существования и развития, который характерен для любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого развития необходимо добиться определенного уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого развития. В годовом докладе о работе ООН за 1999 г. “Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов” Генеральный секретарь ООН отметил, что “справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла” .

Вот почему существуют принципы обеспечения безопасности, которые специфичны для модели неустойчивого развития и для модели устойчивого развития. Существуют также принципы, общие для обоих моделей. Так, например, основные принципы обеспечения безопасности, упомянутые в федеральном законе “О безопасности”, характерны как для традиционно понимаемой модели развития, так и для модели устойчивого развития. Среди них - законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в отношении обеспечения безопасности, интеграция с международными системами безопасности.

Выделение этих принципов диктовалось переходом от прежнего, советского, типа общества и государства к демократическому и правовому. Теперь же в свете концепции обеспечения безопасности через устойчивое развитие требуется выделение новых основных принципов.

В рамках новой стратегии безопасность и развитие (саморазвитие) оказались настолько взаимосвязанными, что обеспечение безопасности цивилизации в принципе невозможно без перехода на путь устойчивого развития. И наоборот, устойчивое развитие, т.е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Рассмотрим далее ряд принципов обеспечения безопасности через устойчивое развитие, на которых мы подробно останавливались в другой работе .

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

ВВЕДЕНИЕ 3

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9
3.БЕЗОПАСНОСТЬ «ЧЕРЕЗ» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Кафедра инженерной экологии

По дисциплине Безопасность Жизнедеятельности

На тему: «Безопасность и устойчивое развитие».

Вариант 2

Выполнил: Студент 1 курса,

группа № БТ 12-01

Баранов Владимир Александрович

зачетная книжка № 12200129

Проверил: Преподаватель

Юрковец Николай Владимирович

Оценка:_________________

Дата: "____" 2013 г.

Подпись__________

Красноярск 2013

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9

3.БЕЗОПАСНОСТЬ «ЧЕРЕЗ» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.Эти угрозы могут быть обусловлены самыми разными причинами, прежде всего экономического, социально-экономического, техногенного и другого характера.

В своей работе я хочу полно и наиболее ёмко раскрыть понятие безопасности и привести в качестве примера концепцию устойчивого развития как залог безопасности.

1.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЛЬНОСТИ

Понятие безопасности жизнедеятельности

Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Однако, научно-техническая революция выделилась появлением особых, глобальных опасностей от жизнедеятельности человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Стало необходимым к базовым понятиям теории безопасности прибавить понятия жизнедеятельность и безопасность жизнедеятельности.

Жизнедеятельность свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Тогда определения формулируются так:

Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.

Безопасность жизнедеятельности –такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый ущерб жизни и здоровью человека.

Безопасность общества и духовное здоровье

В ходе долгого исторического развития человечества оказалось, что образование социальных связей повышает безопасность каждого человека, входящего в общество. В результате возникает взаимный интерес участников в безопасности образованного общества.

Задача одновременного обеспечения безопасности и общества и каждого его участника не может быть полностью реализована, но может быть максимально минимизирована. В ряде критических случаев обеспечить безопасность индивида (небольшой группы, размер которой пренебрежимо мал в соотношении со всем обществом в целом) и общества невозможно. В такой ситуации обычно возникает вопрос о пожертвовании этой пренебрежимо малой группой лиц во благо всего общества. Однако,стоит отметить, что её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.

Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность общества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в личные интересы каждого человека. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и – немаловажно – их потомкам.

В противном случае, когда общество не имеет (или лишается) господства морали и правовых норм (обычаев), когда личная безопасность для участников общества становится всегда важнее безопасности общества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Такое общество нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство составляющих его людей, которых покорит другое, более сплочённое общество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые общества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Проблема безопасности жизнедеятельности

Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.

Опасности возникают во всех сферах человеческой жизни: дома (бытовая сфера), на улице, на работе (производственная), да в любом другом месте где человек находится в данный момент. Мы не защищены на все сто процентов от различного вида природных стихийных бедствий, разного рода пагубных природных факторов, действующих на наш организм (излучения, волны различного происхождения), а также от собственных, зачастую необдуманных, действий (халатность, невнимательность). К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.

Однако преобразование человеком окружающей среды ведётся всё ускоряющимися темпами. Преобразования становятся всё масштабнее, а времени на испытания преобразований остаётся всё меньше. Бывает так, что само испытание создаёт трудно оцениваемую опасность – вспомним первый подрыв атомной бомбы. В результате, опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными.

Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменило постановку проблем безопасности.

До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Средний уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества (олицетворяемого государством; сегодня эту безопасность называют национальной) становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.

В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.

Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.

Такой же постоянно действующей – вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Ведь, если вслед за Вернадским считать, что человечество, взятое в целом, изыщет способы преодолеть современный кризис, то очевидно, что неизбежные ограничения на масштабы и формы жизнедеятельности, на ресурсы и условия существования распределятся неравномерно не только между отдельными людьми, но и между народами. Кроме проблем глобальной безопасности перед каждым народом и его государством встают свои проблемы - как выжить, как обеспечить себе в новой эпохе достойное место в мире?

Проблемы безопасности общества – и национальные и глобальные - касаются каждого человека.

Ещё в 1980г. советскими учёными было установлено, что если существовавшие тогда тенденции использования углеводородов (нефти, природного газа и т.п.) сохранятся, то в 2030-2040гг. Концентрация в атмосфере удвоится, океан и биосфера не будут в состоянии компенсировать этот выброс. Также к основным причинам сложившейся критической ситуации относится и рост численности населения Земли (в 1995г. – 5,5 млрд., к 2025г. ожидается 7 млрд. чел.).

Благодаря учёным и специалистам проблема выживаемости получила международный резонанс и межправительственный уровень обсуждения и решения. В 1992г. в Рио-де-Жанейро был проведён Всемирный форум, который принял Декларацию по окружающей среде и устойчивому развитию, которая, как в своё время Декларация прав человека, представляет рекомендации, которым должны следовать правительства, страны и народы.

2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Под устойчивым (самоподдерживающим) развитием понимается создание условий, обеспечивающих потребность живущего поколения, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем, т.е. не ставя под угрозу возможность будущих поколений в удовлетворении своих потребностей. Понятие устойчивого развития относят к социоэкономической системе (СЭС), под которой может пониматься отдельный регион, государство или мир в целом.

Высокая значимость строительства в обеспечении устойчивого развития нашла своё отражение в Концепции устойчивого строительства (термин “устойчивый” следует заменить “sustainable development” – как “самоподдерживающее развитие”), принятой на международной конференции в г. Тампа, (США) в 1994г. Под устойчивым строительством понимается создание и успешное поддержание здоровой искусственной среды обитания, основанной на эффективном использовании природных ресурсов и экологических принципах. Очевидно, что поставленные задачи – комплексные и включают в себя инженерный, экологический, экономический и социальный компоненты.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития – антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае – экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой” . Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, – одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

Большой долг строителей перед окружающей средой и резко ухудшившееся состояние природной среды обитания заставляет их акцентировать внимание на экологических проблемах, средоточением которых являются крупные города. Как следствие, запланирован и выполняется ряд крупных международных программ, призванных выработать основные критерии экологической безопасности (границы неустойчивого состояния) и меры по обеспечению экологической устойчивости строительными методами. Эти программы включают несколько уровней: региональный, национальный с выходом на международные стандарты. Например, международный проект “Зелёное здание”. Под “Зелёным зданием” понимается сооружение, в котором используется:

Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография.

Прежде всего каждому виду живых существ

Природа даровала стремление защищаться,

защищать свою жизнь.

Цицерон

Таблица 1.6.1. Развитие мира опасностей

Период эволюционного развития (годы) Численность населения, млн человек Виды опасностей и их уровень
Собирательство, охота (700 000…12 000 лет до н.э.) < 10 Естественные – обычный уровень
Сельское хозяйство и аграрная цивилизация (12 000 лет до н.э. – середина XIX в.) 10…1000 Естественные – обычный уровень. Антропогенные – низкий уровень. Техногенные – следы
Переходный (середина XIX в. – 1930 гг.) 1000…2000 Естественные – обычный уровень. Антропогенные – низкий уровень. Техногенные – низкий уровень
Научно-техническая революция (1930 – 2000) 2000…6000 Естественные – обычный уровень с некоторым ростом. Антропогенные – высокий уровень Техногенные – высокий уровень

Рис.1.6.1 . Периоды деятельности и
рост численности населения Земли в историческом развитии

Рис.1.6.2. Рост численности населения Земли

I вариант – неустойчивое развитие (к концу ХХI в. возможен рост численности до 28…30 млрд чел). В этих условиях Земля уже не сможет (при современном состоянии технологий) обеспечить население достаточным питанием и предметами первой необходимости.

II вариант – устойчивое развитие (численность населения необходимо стабилизировать на уровне 10 млрд чел).

Таблица 1.6.2. Динамика численности населения мира

32. Таблица 1.6.3. Этапы и показатели развития техносферы в ХХ в.

Таблица 1.6.4. Уровень урбанизации мира

Таблица 1.6.5. Население крупнейших городов мира, 2000 г.

Примечание к табл.1.6.5 . *Данные 1994 г.

Рис.1.6.3. Уровни энергии, которыми владеет человек

34. В 1983 году из-за растущей озабоченности «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития» ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED). В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Комиссия уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития », при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» . Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

35. Основные пути достижения устойчивого развития :

¨ стабилизация численности населения на Земле, отдельных его регионов;

¨ формирование у человека нового подхода к взаимодействию с природой – рационального природопользования (рационально обоснованного использования природных ресурсов, их паспортизации, введения платы за ресурсы; утилизация отходов);

¨ всемерное сдерживание развития техносферы – совокупности средств, способных быть источниками возникновения потенциальных опасностей для человека и природы;

¨ создание информосферы, способной рационально управлять потоками веществ и энергии в пространстве и во времени.

1.7. Основные принципы

Принцип антропоцентризма, принцип существования внешних воздействий на человека, принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания, принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания, принцип отрицания абсолютной безопасности, принцип науки о БЖД.

37. – самостоятельное изучение

Принцип антропоцентризма : «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

Принцип существования внешних воздействий на человека : «Человеческий организм всегда может подвергаться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора».

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания : «Создание комфортной и безопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека».

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания : «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер».

Принцип отрицания абсолютной безопасности : «Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима».

Принцип роста защищённости жизни человека будущего (принцип науки о БЖД) : «Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищённости человека от опасностей».

1.8. Аксиомы безопасности жизнедеятельности

Аксиома о воздействии среды обитания на человека, аксиома об одновременном воздействии опасностей, аксиома о совокупном воздействии опасностей.

Аксиома о воздействии среды обитания на любое живое тело : «Воздействие среды обитания на любое живое тело может быть позитивным или негативным, характер воздействия определяют параметры потоков и способность живого тела воспринимать этот поток».

Аксиома об одновременном воздействии: «Потоки вещества, энергии, информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния».

В ответ на глобальные угрозы человечеству, которые ведут к гибели человеческой цивилизации, ООН была принята Концепция устойчивого развития человеческого общества. Устойчивым является развитие , которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы.

В 1987 г. ООН пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов. Поэтому усилия по формированию устойчивого образа жизни предполагают комплексный подход к деятельности в трех ключевых областях:

1. Экономический рост и справедливость – применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста.

2. Сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды – поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания.

3.Социальное развитие – удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.

Концепция содержит три блока: качество жизни, безопасность, устойчивость существования.

Блок качества жизни включает: доход на душу населения, доступность жилья, доступность образования, приемлемая продолжительность жизни.

Блок безопасности включает : соблюдение прав человека и минимизация социальных, техногенных и природных рисков.

Блок «устойчивость существования» включает: качество природной среды, экономное использование невосполнимых ресурсов, ограничение материальных потребностей в интересах будущих поколений.

Безопасность человека является базовой составляющей «устойчивогочеловеческого развития», которая используется ООН как основная характеристика развития общества.

Устойчивое развитие человечества должно вести не только к экономическому, но и к социальному и духовному росту. Поэтому устойчивое развитие – это развитие для людей и природы, для роста благосостояния человека. Но устойчивое развитие возможно только в условиях безопасности жизнедеятельности. Рассмотрим ряд постулатов, которые связывают понятия «безопасность» и «устойчивое человеческое развитие».

Экономическое и социальное развитие общества будет устойчивым, если:

· большинство людей ощущает безопасность в повседневной жизни, в экономической, общественной и политической жизни общества;

· для большинства людей нет угрозы голода, болезней, репрессий, нищеты;

· люди имеют свободу творчества;

· большинство людей способны психологически и физически к самозащите, защите окружающей среды и материальных ценностей;

· большинство людей чувствует моральные обязательства перед семьей, трудовым коллективом и приходящими поколениями.

· люди овладели системой наук и умеют применить полученные знания на практике в интересах сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивости экономического развития;

· в обществе приняты меры контроля качества продуктов, товаров, услуг.

Итак, устойчивое развитие общества невозможно, если не соблюдается безопасность каждого человека в различных областях его деятельности.

Основные понятия теории безопасности

Опасность – это вероятность тех или иных процессов, явлений, техногенных происшествий, которые могут явиться причиной чрезвычайных событий.

Классификация опасностей производится по следующим признакам (рисунок 1.3):

Рисунок 1.3. Классификация опасностей


Номенклатура опасностей – перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку, например, в алфавитном порядке.

Идентификация опасностей – процесс установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик опасностей, необходимых для разработки мероприятий по обеспечению жизнедеятельности.

Взаимосвязь опасностей, причин и последствий. Любая опасность может реализоваться в нежелательные последствия через разные причины. Например: электроток (опасность) – короткое замыкание (причина) – пожар (последствие). Практически любая деятельность потенциально опасна.

Основным результатом распознавания и выявления опасности является количественная характеристика опасности – величина риска.

Риск – комплексное понятие, характеризующее возможные потери в ЧС, в том числе включающие погибших и раненых, ущерб собственности и инфраструктурам, гибель сельскохозяйственных животных и растений.

Степень риска определяется вероятностью ЧС. Она может быть значительно уменьшена или исключена мерами со стороны органов управления и населения. Риск можно представить: Риск = Опасность х Уязвимость.

Из этого выражения следует, что риск может быть снижен не только путем уменьшения опасности, но и сокращением уязвимости.

Уязвимость – степень потерь (людских и материальных), определяемая типом и масштабом ЧС и готовностью ей противостоять. Уязвимость людей связана с их неспособностью прогнозировать ЧС и выживать в них. Различают экономическую, социальную, организационную и физическую уязвимость. Уязвимость экономики, прежде всего, связана с физической устойчивостью хозяйственных объектов, устойчивостью функционирования в условиях рыночной конкуренции.

Для определения риска используются следующие методы :

1) инженерный – опирается на расчет, статистику.

2) модельный – основывается на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека.

3) экспертный – вероятность различных событий определятся на основании опроса опытных специалистов.

4) социологический – основывается на опросе населения.

Управления рисками – это процесс принятия решений на основе выбора методик оценки рисков, определения источников данных для идентификации рисков, определение интервала времени для анализа ситуации. Важнейшей задачей является обеспечение приемлемых уровней риска.Приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Планирование реагирования на риски – это разработка методов и технологий снижения негативных последствий рисков. При этом планируются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации риска, т.е. при превращении риска в чрезвычайное событие.

Чрезвычайное (экстремальное) событие – это событие природного или антропогенного (в результате деятельности человека) происхождения, заключающееся в отклонении от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающее (могущее оказать) отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Различают следующие основные виды чрезвычайных (экстремальных) событий:

Авария . Это экстремальное событие техногенного происхождения, приведшее к повреждению или разрушению технических устройств, нанесению ущерба здоровью людей и окружающей природной среде. Например, автомобильная авария с повреждением транспортных средств и травмированием людей.

Катастрофа . Это крупная авария с человеческими жертвами и значительным материальным и экологическим ущербом. Например, разбился самолет, столкнулись поезда.

Стихийное бедствие. Это опасное явление природного (геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного) происхождения с разрушением или уничтожением материальных ценностей, гибелью людей, нарушением жизнедеятельности населения. Например, землетрясения, наводнения, ураганы.

Экологическая катастрофа. Это стихийное бедствие или техногенная авария (катастрофа), которая приводит к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, к массовой гибели флоры и фауны (растений и живых организмов) и наносит значительный экономический ущерб.

Различают следующие уровни безопасности : личная, общественная, государственная, национальная.

Обеспечение каждым человеком своей личной безопасности достигается системой выживания, основу которой составляют действия самих граждан, помощь членов семьи, близких, трудового коллектива, общественных организаций и государственных структур. Для этого в Республике Беларусь создана Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В общей системе угроз безопасности в настоящее время превалируют угрозы невоенного характера. Вместе с тем в основу Концепции национальной безопасности положены и мероприятия гражданской обороны в случае вооруженной агрессии.

Безопасность и устойчивое развитие - новые парадигмы сохранения цивилизации

Безопасность человека и общества - какое место она занимает в жизнеорганизации мира, есть ли абсолютная ʼʼзаданность судьбыʼʼ или можно управлять безопасностью человека и общества понижая или повышая риски катастроф? Как можно структурировать существующие и вновь возникающие угрозы, почему человек и общество вплоть до XXI века от Рождества Христова не сконцентрировали свою энергию на безопасности как таковой?

Человек и общество постоянно, в контексте всœех жизненных процессов, так или иначе управляет собственной безопасностью, совершая или не совершая те или иные поступки. Можно ли что-либо изменить в поведении людей с помощью этих новых знаний, полученных с опорой на создаваемую теорию безопасности? Мы считаем, да. Логика запуска механизма человеческой деятельности должна быть такой: мотивация - формирование решений - действия; для государства: программа - закон - технология; для общества: явления -культура (мировоззрение) - практика жизни (рис. 5).

В случае если опираться на существующую практику жизни, то мы видим неудовлетворенность и разочарование большинства людей результатами своей жизни в современном российском обществе и государстве. Основными факторами их раздражения являются ʼʼуязвимость, отсутствие безопасностиʼʼ, невозможность удовлетворить необходимые материальные и культурные потребности и отсутствие условий для самореализации. Люди, естественно, с надеждой смотрят в сторону государства, требуя изменить положения дел.

А что же мы понимаем под безопасностью? Какие опасности нам угрожают? Угрожают каждому человеку в отдельности, группе (части общества), проживающей на определœенной географической территории, государству, обществу, человечеству? Знаем ли мы угрожающие нам опасности или нет? Какими из них можно пренебречь, от каких защититься и как, какие угрожают человеку конкретному, какие группе, какие государству, обществу, человечеству. Оказывается, мы не знаем их. А как же тогда обеспечить приемлемую безопасность?

Теория безопасности может дать ключ к решению задачи управления кризисами в обществе, так как здесь мы имеем дело с взаимодействием сложных систем. Практика организации защиты населœения от катастроф говорит нам, что мы имеем дело с несколькими сложными системами: природной (окружающая среда), технической (техносферой) и социальной (общество) (рис. 6 ). Только соприкасаясь с социальной системой, природные и технические системы приводят к стихийным бедствиям и катастрофам.

Остановимся на некоторых аспектах проблемы безопасности и роли по­литики безопасности в формировании стратегии устойчивого развития государ­ства.

Безопасность с момента зарождения человечества является важнейшей потребностью человека. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. При этом столь упрощенное, чисто лингвистическое толкование данного понятия как отсутствие опасности или как ʼʼотсутствие угроз приобретенным ценностямʼʼ, или как" условие жизнедеятельности личности, общества и государства представляется неправомерным, поскольку при этом как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всœегда существуют опасности самого различного характера. По этой причине категория ʼʼбезопасностьʼʼ - не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

По этой причине применительно к практическим потребностям под ʼʼбезопасностью жизнедеятельностиʼʼ принято понимать состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Как следует из этого определœения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа и общество.

В основу всякой классификации должны быть положены какие-то наиболее существенные признаки. Среди них прежде всœего следует выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности. Учитывая зависимость отобъекта͵ жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются, к примеру, такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, русскоязычного населœения, государственныхслужащих и т.д.

При этом под безопасностью того или иного объекта имеется в виду за­щищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз. Учитывая зависимость отхарактера угроз, их источника, специфики можно выделить виды безопасности (рис. 7 ), которые в свою очередь делятся на частные виды безопасности от конкретных угроз.

В реальной жизни человеческого общества жизненно важные интересы всœех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных видов угроз, в связи с этим особую практическую значимость имеет выделœение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. Именно по этому принципу классифицированы жизненно важные интересы, угрозы и направления обеспечения безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее обобщенно подобную классификацию можно ограничить выделœением пяти видов безопасности (рис. 8 ).

В этом случае под тем или иным видом безопасности принято понимать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Подобный подход позволяет рассматривать национальную безопасность как единую систему видов безопасности, каждый из которых является самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями. Практика свидетельствует, что всœе эти подсистемы тесно связаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом. Безусловно, на каждом этапе исторического развития приоритеты тех или иных видов безопасности объективно меняются и потому важнейшей задачей обеспечения безопасности является достижение в каждый временной период определœенного рационального соотношения между различными видами безопасности.

В случае если мы всœерьез хотим следовать идее устойчивого развития и сделать наш мир максимально безопасным, наше сознание должно быть в корне изменено (рис. 9 ). Анализ многих аварий и катастроф, включая крупнейшие, показывает, что зачастую их источником, ʼʼслабым звеномʼʼ является не только стихия или техника, а человек. Значительная часть опасностей и рисков находятся внутри нас. В изменении отношения людей к себе и друг к другу - огромный ресурс и для решения глобальных проблем, и для повышения устойчивости нашего развития. Здесь огромное поле исследований для психологов, социологов, системных аналитиков.

Сегодня любой человек испытывает двойственное ощущение реальности (рис. 10 ). Он в изобилии получает контрастные картины, с одной стороны, великолепных технических и организационных достижений, неизбежности и прогрессивности повсюду происходящих перемен, а с другой стороны - совершенно неприемлемых, противоречащих здравому смыслу хозяйственных или организационных деяний, огромного разрыва между тем, как нужно действовать и как человек действует в окружающем его непосредственном мире.

Масштабность проблем и безотлагательность их решений требуют также вести речь об изменении научной картины мира. Менталитет человека, живущего в прочном, стабильном из века в век мире, и человека, берущего на себя ответственность за решение глобальных проблем строительства стратегии будущего, существенно отличаются.

В семидесятые годы прошлого века был достигнут существенный прогресс в термодинамике, который привел к появлению новой науки - синœергетики . Синœергетика объяснила возможность падения энтропии, ᴛ.ᴇ. самоорганизации хаоса; произошла интеграция далеких друг от друга областей знания, в частности, объединœение физики с биологией. Синœергетика создает новый образ жизни. Она основана на идеях системности и целостности мира, на общих законах развития всœех уровней, материальности и духовности, на взаимосвязях хаоса и порядка. Синœергетика исследует открытые термодинамические системы вдали от равновесного состояния. Такие системы математически описываются нелинœейными уравнениями, имеющими множество решений. Им соответствуют столько же путей эволюции, отсюда их многовариантность и альтернативность Выбор пути приводит к необратимости эволюции.

На рис. 11 представлена модель процессов самоорганизации в обществе и природе. Современное естествознание показало, что мир нелинœеен. На рис. 12 раскрывается диалектика скачков, их закономерная изменчивость по мере и вследствие накопления информации. Огибающая такой спирали отражает макродинамикупроцессов, как наиболее общую тенденцию, стремление развивающихся систем как можно дальше отдалиться от состояния энтропии, хаоса, направляясь в область устойчивого развития. Сходимость систем к самосовершенствованию, к оптимизации параметров, к гармонии функционирования и эволюционного развития достигается за счёт эффективного управления с обратными связями (рис. 12 ).

А какова роль государства в переходе на новую цивилизованную парадигму развития? Тем более, что государственность до сих пор развивалась стихийно. До сих пор юридическая наука, да и другие дисциплины, изучающие государство (философия, социология, политология и др.), исходили из того, ʼʼчто развитие общества и всœех его институтов, включая государство и право, - это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Целœенаправленное формирование государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопичноʼʼ.

При этом переход к устойчивому развитию всœей цивилизации - это не только движение мирового сообщества к заранее поставленным ориентирам, но II планомерное эволюционное изменение государственно-правового процесса . Именно государству предстоит целœенаправленно и планомерно изменять свои функции,приближаясь к образу ʼʼустойчивого будущегоʼʼ. Юридические и иные науки о государстве, приняв иной принцип исследовательской и практической детальности,должны будут создать совершенно новый образ государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, на наш взгляд, окажется главным ʼʼдействующим лицомʼʼ в переходе мимо сообщества к устойчивому (управляемому) развитию. Вот почему новая парадигмапотребует не только усиления роли государства при переходе к устойчивому развитию, но и целœенаправленного реформирования государственности по заранее разработанному наукой плану.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач перехода к устойчивому развитию,важная роль отводится государству. Прежде всœего, речь идет о гарантии безопасности в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах.

Подлинно стабильное государство может существовать лишь в модели цивилизации с устойчивым развитием. Это не означает, что современные государства не должны стремиться к стабильности и безопасности, поскольку модель устойчивого развития пока не реализована в глобальном масштабе. Движение любого государства к стабильности и безопасности - это естественный процесс, но другое дело, что долгое время эта стабильность не должна быть обеспеченадаже для самых благополучных государств планеты. В случае если же государстваи общества избрали путь устойчивого развития в рамках глобальной мидели, то их стабильность и безопасность ʼʼгарантированыʼʼ самой этой моделью(рис. 13).

При этом переход к устойчивому развитию наиболее эффективен для стабильныхгосударств. По этой причине стабильность должна достигаться через создание государственно-правовой базы для реализации политики перехода какой-либо страны к устойчивому развитию. Только обеспечив свою стабильность и безопасность,государство может начать принимать адекватные меры по переходу нановую цивилизованную модель.

Разумеется, подчеркивая усиление роли государства, вовсœе не считается, что всœе время перехода к устойчивому развитию должно пасть именно на него. Без взаимодействия правового государства с открытым гражданским демократическим обществом вряд ли произойдет эффективный переход к устойчивому развитию. В связи с этим бывший председатель Всемирного совета предпринимателœей по устойчивому развитию С. Шмидхейни отмечает: ʼʼОдними правительственными решениями невозможно реализовать концепцию устойчивого развития, так как в производстве и потреблении участвуют миллиарды людей. Правительства должны создать предпосылки и условия, в которых она будет развиватьсяʼʼ.

Согласно официальным документам государственное управление предполагает для перехода к устойчивому развитию разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составной компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.

Вместе с тем выработка этих документов требует дополнительных теоретических исследований. Имеющиеся на сегодня наработки в области государственного строительства пока не могут стать базой для государственного управления переходом к устойчивому развитию. Вот почему крайне важно поднимать вопросы, связанные не просто с очередными перестройками в системе государственной службы, а с пониманием природы государства в экологическом ракурсе, перспективами эволюции российской государственно сти под влиянием перехода к устойчивому развитию, а также с трансформациями феномена государственностив глобальном плане.

Переход к устойчивому развитию в глобальном масштабе, вероятно, будет происходить при участиивсœех государств планеты. Именно государства окажутся наиболее стабильными центрами управления, через которые и будет проходить главная магистраль движения мирового сообщества к устойчивому развитию. Ведь сильное правовое государство обладает главными рычагами управления, которые необходимы для конструирования того будущего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ связывается с устойчивым развитием. С учетом этого можно утверждать, что роль государстваи государственных механизмов управления (регулирования) в условиях формирования открытого гражданского общества будет возрастать в ходе реализации новой цивилизованной модели.

Не только в России, но и в мире в целом предполагается формирование новой модели государства , уже не просто правового и социального, но и ʼʼсо-цио-природногоʼʼ, и ʼʼэкологическогоʼʼ, иʼʼустойчивогоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само подвергнется изменениям под влиянием перехода на путь устойчивого развития.Такое государство обязано не только эффективно организовывать жизнь людей, удовлетворять их разумные жизненные потребности, гарантировать права и свободы каждого человека, но и заботиться об обеспечении таких же возможностей для всœех последующих поколений в данном государстве. Приоритетными в деятельности государства должны стать вопросы безопасности, сохранения природной среды, устойчивого освоения природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто выполнить, ибо государства всœех предыдущих моделœей в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих законах, но никогда не реализовывали их, либо считали, что они не требуют соответствующего законодательного оформления и их выполнение как бы само собой разумеется.

Отметим также, что у государства уже появляются новые функции, которые, по существу, еще не стали предметом исследования в теории государства. К их числу относятся информационная, конверсионная, космическая и ряд других. Именно эти функции, появившиеся в последние десятилетия, оказывают наибольшее влияние на новый образ государства. Постоянно возрастающая роль новых функций обуславливает постепенную эволюцию государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœе в большей мере воспринимает ноосферные цели и ценности и превращается в государство устойчивого развития (ʼʼноосферное государство ʼʼ). Модель такого государства еще предстоит разработать.

Здесь нужно будет учесть и те усиливающиеся тенденции вразвитии государств мира, которые могут способствовать как их переходу на путь устойчивости, так и формированию новой модели государства, адекватного ноосферной цивилизованной парадигме.

Формирование новой модели государства, которую уместно назвать ноо-сферной моделью, должно происходить в результате уже идущих процессов, способствующих переходу к устойчивому развитию, а также возможных вбудущем преобразований, которые соответствуют новой модели ʼʼустойчивогоʼʼ государства. Новая модель государства, приемлемая для целœей устойчивого развития, может сформироваться лишь в том случае, в случае если всœе страны мира договорятся об обеспечении всœеобщей безопасности, ибо без этого глобальный переход к устойчивому развитию невозможен. Пока же, строя отношения друг с другом, государства руководствуются прежде всœего интересами собственной безопасности.

Обеспечение безопасности человечества и человека достигается на базе трех базовых концепций: устойчивого развития, приемлемого риска и оправданного риска (рис. 14 ). Область применения концепций и степень их общности различаются. Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:

концепция устойчивого развития - формулирует мировое сообщество, реализуют отдельные государства;

концепция приемлемого риска - государство и государственные органы;

концепция оправданного риска - отдельный человек в отношении добровольного риска и государственные органы в части социально-экономических компенсаций за вынужденный риск.

Переход России в своей политике обеспечения безопасности к политике "приемлемого" риска потребовал коренного изменения всœей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью: концепция "реагировать и выправлять" нежелательные изменения в окружающей человека среде, на которой построена система управления безопасностью в политике "абсолютной" безопасности, заменяется в политике "приемлемого" риска на концепцию "предвидеть и предупреждать" такие изменения в окружающей среде. Он потребовал проведения широкомасштабных теоретических и экспериментальных научных исследований в этой области, разработки на этой базе законодательной базы и создания соответствующей структуры исполнительной власти.

Переход в политике обеспечения безопасности от принципа "абсолютной" безопасности или "нулевого" риска, к принципу "приемлемого" риска - это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всœей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населœения и качество окружающей среды отводится роль "индикатора" устойчивого развития нашей страны, а процессу обеспечения безопасности - роль механизма управления: удовлетворение материальных и духовных потребностей населœения (качества жизни) при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды. Именно так рассматривается проблема управления процессом перехода России к устойчивому развитию в важнейшем государственном документе "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

Принятие стратегии перехода России к устойчивому развитию представляется событием огромного исторического значения для нашей страны. Можно ожидать, что идеи устойчивого развития будут служить основой становления ноосферной духовности и созидательной социальной стратегии россиян, базой гражданского, национального и политического согласия в обществе, формирования новой модели российской государственности. Россия, не обремененная чрезмерным грузом негуманных потребностей, может опередить многие индустриально развитые страны, раньше других встав на путь устойчивого развития. Вряд ли страны""золотого миллиарда" сумеют быстро отказаться от своих неоправданных потребностей и стандартов жизни. Весь мир и Россия находятся на пороге новой эры, знаменующей кардинальный поворот в человеческой истории.

В условиях возможных чрезвычайных ситуаций приоритетными в деятельности государства должны быть вопросы природной и техногенной безопасности. Для практической реализации политики безопасности разработана концепция, основанная на постулате: цель высшего уровня государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС - обеспечение устойчивого развития страны в условиях возможных ЧС.

Государственную политику по предупреждению и ликвидации ЧС детализируют на два направления (рис. 15):

Снижение риска от ЧС;

Смягчение последствий ЧС.

При подготовке концепции принималась во внимание методология безопасности, которая детализирует концепцию безопасности личности, общества и государства, сформулированную в законе РФ "О безопасности", и которая направлена на создание условий перехода России к устойчивому развитию.

Сегодня в нашем министерстве разрабатывается ʼʼГосударственная стратегия снижения риска и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерацииʼʼ, где региональные аспекты стратегии рассматриваются с позиций безопасности и устойчивого развития (рис. 16).

Безопасность и устойчивое развитие - новые парадигмы сохранения цивилизации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Безопасность и устойчивое развитие - новые парадигмы сохранения цивилизации" 2017, 2018.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ