Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Чем философия отличается от мифа, религии, науки?

Согласно общепринятому, формальному определению задачи философии, философия, в отличие от частных наук, есть учение о всеединстве, о бытие как целом. Но история философской мысли учит, что всякая попытка найти единство и цельность бытия, или – что, то же – построить систему бытия, не выходя за пределы совокупности единичных, чувственно – данных вещей, создать систему бытия как систему природы, обречена на неизбежную неудачу.

Появившись, как и искусство, из мифологии, философской «ребенок мысли ясной», накапливая знания и совершенствующий логический аппарат, вырос в науку о наиболее общих закономерностях бытия, то есть природы, общества и духовного мира человека. Со временем от философии отпочковались различные области знания, превратившись в самостоятельные науки – физику, химию, географию, биологию, историю, политэкономию и др. так философия стала матерью всех наук. Внимательно следя за своими детьми и опекая их, она в тоже время не растворилась в своих детях, четко заняв свое место в духовной деятельности человечества. Если естественные науки направлены на изучение мира вокруг человека и человека как части этого мира (биологического существа), если искусство – это, прежде всего мир самого человека, то философия – постижение человека в мире и мира в человеке.

Философия как форма культуры отличается от науки:

    Отдельные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения. Законодательству. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению Универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос «что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

    Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующем объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Философия же вся пронизана личностным началом. Философ, прежде всего, должен определиться в своем отношении к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

    Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла ее дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же, в первую очередь стремится вместить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального. Излюбленная тема философских размышлений – предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается.

    Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. В философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата.

    В науке принято кумулятивное движение в перед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии , метод оборачивания мысли на самого себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

    Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных (умопостигаемых) сущностей, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы, что есть красота, истина, добро, справедливость, гармония не сводится к эмпирическим обобщениям.

    Язык философии существенно отличается как от языка науки от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственных язык – язык катег7орий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

    Конкретно- научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм культуры. Физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства или религии, а биология – иначе. И хоть философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме культуры, в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм культуры: науки, искусства, религии, технологии и пр.

Вопрос между философией и религией о неизбежности их расхождения и взаимной борьбы, принадлежа к числу типически «вечных вопросов» человеческого духа, с особенной остротой предстоит сознанию в эпохи коренных переломов миросозерцания, в эпохи духовной растерянности и исканий утраченной цельности духовной жизни. Господствующие, наиболее распространенные в широких кругах идеи о философии и религии, идущие от эпохи Просвещения, а отчасти от еще более давнего направления – от рационализма XVIIвека, представляют дело так, что между философией и религией не только возможно, но неизбежно коренное расхождение. А именно религия мыслится здесь как некая слепая вера, как чужое мнение, именно мнение церковного авторитета, принимаемое на веру без всякой проверки, без самостоятельного суждения личного сознания, лишь на основании детской доверчивости и покорности мысли; и при этом содержание этой веры либо – в лучшем случае – таково, что подлинное знание о нем невозможно, либо даже таково, что прямо противоречит выводам знания. Философия, напротив, есть свободное, чуждое всяких эмоциональных тенденций, строгое знание, основанное на доказательствах, на логических расхождениях. Между той и другой неизбежна роковая пропасть, ничем не заполнимая. В самом деле, для философского оправдания веры, для совпадения философии и религии требовалось бы, чтобы совершенно иррациональное, по существу ничем не мотивированное – ибо по традиции воспринятое – содержание религиозной веры было вместе с тем логически доказано, как бы математически выведено отвлеченной мыслью. Всякая добросовестная попытка в этом направлении сразу же приводит к отрицательным результатам. Честный, подлинный философ есть неизбежно если и не убежденный атеист, то, во всяком случае, «свободомыслящий», «скептик». И искусственными, вымученными, внутренне бесплодными представляются с этой точки зрения попытки примирить и согласовать результаты столь разнородных духовных направленностей и устремлений. Только если философ трусливо отрекается от свободы и предвзятости мысли и насильственно подгоняет аргументацию к оправданию заранее, на веру принятых тезисов, может получиться иллюзорная видимость согласия между философией и религией.

Итак, сейчас разберем, чем все-таки философия отличается от мифа. Миф объясняется в субъект - объектной структуре, причем так, будто она принадлежит внешней действительности, а миф ее не видит ("отождествляет"), а потому все подряд олицетворяет. Речь идет об олицетворении явлений природы, как будто последние есть непосредственно, естественным образом в самой реальности (в то время как они есть только совокупность конструктов новоевропейского научного ума), но только увидены первобытным человеком неадекватно, сквозь пелену иллюзий.

Здесь мы имеем дело с натурализмом, позволившим философии у Кессиди необыкновенно быстро найти свой предмет и таким образом возникнуть (менталистская фигура). Нужно только перестать олицетворять, и увидишь сразу "явления природы", "природу в целом". "Милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и тем самым совершают переход от образного (религиозно-мифологического) представления к отвлеченному понятию, точнее, к теоретическому мышлению, если иметь в виду античное понимание теории (мысленное созерцание живой картины действительности, образа космоса). Этот переход от образного представления к теоретическому мышлению означал открытие новой картины мира, в которой явления объясняются их естественной обусловленностью". Таким образом, мы видим, что специфика сознания определяется Кессиди в менталистском ключе - через содержание. Миф - это о богах, то есть о том, чего на самом деле (объективно) нет, философия - это об объективной действительности. Поэтому и получается, что философия всегда занята лишь тем, что создает "картину мира", отличающуюся от мифологической своей теоретичностью, логической расчетливостью на субъект объект - в этом и состоит "новизна". Собственно, благодаря логичности эта новая картина становится "адекватной" самой действительности - явлениям природы, сущность которых она и вычленяет. С точки зрения Кессиди, милетцы были философами в той мере, в какой искали сущность явлений природы - речь идет об их "первоначалах", полученных путем абстрагирования от наблюдаемых космических явлений. Итак, философия здесь - такое мировоззрение, в каком дается теоретически оформленная, понятийно-абстрактная и потому адекватная (объективная) картина мира. Объект для философствования дает сама наличная действительность, но он превращается в предмет мышления в результате абстрагирования от его образной данности. Вот так и возникает, с точки зрения Кессиди, философская мысль. Остается объяснить только одно - формирование навыка абстракции, понятийного мышления. Это и объясняет переход "от мифа к логосу" как переход одного уровня мировоззрения к другому (вспомним Чанышева). Этот переход мыслится авторами исторически, а история - по-марксистски - законосообразная необходимая и поступательная смена стадий, в которой социальные явления зависят от способов производства. Таким образом, методологически этот ход выглядит так - смена формаций обуславливает смену уровней мировоззрения. В итоге получаем, что греки стали философами потому, что стали рабовладельцами. В связи с появлением трудовой деятельности, у человека "стихийно складывается" мировоззренческая потребность, а вот то, как она реализуется, целиком и полностью зависит от социального субстрата, то есть от типа производственных отношений - от формации. "Первоосновой всех форм общественного сознания, философии, в том числе, является общественно-историческая практика людей, предполагающая активное и заинтересованное отношение к явлениям внешнего мира, к мировому строю вещей, к социальному порядку" и т. п. Натуральный первобытный способ производства влечет за собой "нерасчлененность первобытного коллектива, которому соответствует полная расплывчатость мифа как общественного сознания (где все во всем)". Но постепенно "общественное бытие" начинает меняться. Изменению способа производства, спровоцировавшего изменение мифологической картины мира в теоретическую, огромное внимание уделяет Чанышев. "Скачок в производительных силах в связи с переходом от бронзы к железу увеличил возможности людей и их овладение миром, что стимулировало мышление и давало новые, объективные знания о действительности (речь идет о пранауке)... Товар и деньги как чувственно-сверхчувственная вещь, появившись, привел к абстракции общественного бытия и общественного сознания... Классовая борьба подорвала традиции... Произошла десакрализация жреческих знаний в связи с демократизмом и падением иерархии. Новым классам нужно было новое мировоззрение. Подъем на второй уровень для мировоззрения стал возможен благодаря росту наук, что стимулировало зарождение высшей части идеологической надстройки. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира и новым знанием, как распространение мышления на все мировоззрение из узко-специфической (производственной) сферы... Так и складывается философия как системно-рационализированное мировоззрение". Данный пассаж вскрывает многие недоразумения. Во-первых, "Предфилософия (миф как мировоззрение) везде одинакова". Но из-за того, что на Востоке рабство было неправильным, то есть патриархальным, " философия Китая, Индии, Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Израиля, Египта не получила классических форм, как в Элладе" - сам список настолько одиозен, что его нет возможности комментировать. Народам Востока не хватало абстрактного мышления, - но отчего же? - разве они не умели, к примеру, считать? Кессиди, сверх того, обделяет их еще и логикой, усиленно доказывая, что миф нелогичен вовсе. Подобные крайности не случайны - иначе просто нет никаких причин отличать восточную мифологию от философии. И даже если связывать появление философии с формированием десакрализованного социального пространства, возникает новая неувязка - мы получаем не античную философию, а философию в античности, то есть любой народ, имеющий навык разделенного труда и перешедший на стадию классового общества (к примеру, классического рабства), непременно обзаведется философией. Таким образом, для философии должно быть существенно не то, что она возникает как "эллинская", а то, что она возникает в качестве "рабовладельческой". Иными словами, она - всегда классовая. В итоге Чанышев и Кессиди получают идеологию, причем не всякую, а теоретически оформленную, научно-познавательную (и в этом смысле прогрессивную, общественно-полезную) и осознающую себя таковой. Это - обратная сторона уже упоминавшихся терминов - "мировоззрение", "картина мира". И это, конечно, объясняет интуитивно-прозрачное знание о том, что нечто, происхождение чего описывают Чанышев и Кессиди, может быть чем угодно, но только Философия как событие мысли так возникать не может. Но авторы и не искали события, они искали формирование предмета. И то, что они получили, вполне понятно, если их основания - классический тип рациональности марксистского образца, где классичность влечет за собой ментализм - когда за предметом мышления, формируемым исторически, не видится событие мысли, а марксизм добавляет натуралистичности (субъект-объектная структура и явления природы представляются естественно данными как элементы самой действительности).

Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумуля-тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный пере-ход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) инсти-туционное оформление в XVΙΙ веке .

Каковы отличия философии и науки?

1. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву : наука предоставляет методы, передает резуль-таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль-таты познания.

2. По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой :

1. Картина мира. Главный вопрос . В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю-чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

2. Функции и задачи . Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило-софа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получе-ния точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

3. Цель . Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

5. Предмет исследования . Философия предполагает свободный выбор предмета исследо-вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире .

3. По А.С. Кармину : 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - ка-ким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяс-нять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опроверг-нуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, счита-ется в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли .

4. По мнению П.В. Алексеева , философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры (Социальная философия, 2003.).

Каково соотношение между философией и наукой?

Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области зна-ния; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся об-ласти знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь прояв-ляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философ-ские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно свя-зана философия с социальными и гуманитарными науками .

Отношение науки к философии : а) естественные науки ближе к онтологии; б) гумани-тарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке : а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) пре-увеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм) .

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать по-иск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Маннсчитает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт.Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное ми-ропонимание.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

2. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

3. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос-сии, 2003. - 352 с.

Вот уже несколько столетий ведётся спор о том, что же такое философия и чем она отличается от науки. Кто-то данные понятия отождествляет, кто-то – противопоставляет, а кто-то выделяет общие и частные черты. Едва ли ответить на такой фундаментальный вопрос можно в одной статье, однако дать общее представление о проблеме – вполне.
Философия – это мировоззрение, научная дисциплина, а также способ познания окружающей реальности. Деятельность направлена на изучение происхождения человека, мира и универсума, соотношение человеческого и божественного. Философия представлена сотнями школ, которые по-разному отвечают на извечные вопросы. Ключевые проблемы этой дисциплины едва ли могут быть разрешены однозначно: что есть бог, что такое истина, что есть смерть.
Наука – это область деятельности человека, которая ставит главной своей задачей выработку новых знаний, их практическое применение, систематизацию, развитие. Как правило, такая работа направлена на решение прикладных вопросов. Появившись в глубокой древности, наука выработала собственные методы изучения реальности. Современная наука – это слаженный механизм, который не только работает для повышения качества человеческой жизни, сохранения природы, но и успешно вклинивается в рыночные отношения.
Как наука, так и философия выражают знания в теоретической форме, абстрагируясь от частностей. Они направлены на поиск ответов, однако вопросы всегда разные. Науку интересует то, что лежит на поверхности: как победить рак, как увеличить мощность двигателя, как повысить урожайность. Философия занимается вопросами, ответить на которые однозначно невозможно: что первично – бог или человек, в чем смысл жизни, как стоит относиться к смерти.
Наука даёт конкретный результат, в отсутствие которого в её целесообразности можно усомниться. Единственное, что может дать философия – это пища для ума, размышления, теоретические построения, проверить которые на практике невозможно. Так, в своё время наука изобрела паровой двигатель, а через относительно непродолжительное время – атомный реактор. Философия стояла у истоков современной государственности (идеальное государство Платона), а сегодня активно продвигает идеи космополитизма (мир без границ и стран).
Главная цель науки заключается в том, чтобы познать окружающий мир, войти с ним во взаимодействие. Философия, напротив, позволяет найти место человека в этой реальности. Отдельные школы вычленяют человека из вселенной, другие – рассматривают его как неотъемлемую часть происходящего. Считается, что философия и наука зародились одновременно. Но более глубокий анализ демонстрирует, что наука несколько старше, пока не доказано обратное.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от науки заключается в следующем:

Возраст. Древнейшие науки (астрономия, арифметика) появились в первых государствах (Египет, Междуречье), в то время как философия – в Древней Греции, значительно позже.
Мировоззрение. Философская картина мира центральное место отдаёт человеку или богу, в то время как научная – объективной реальности.
Цели. Философия занимается самопознанием, в то время как наука – поиск точных знаний, картины окружающего мира.
Проверка истинности. Выкладки философии можно доказать только теоретическим путем, в то время как научные теории – ещё и эмпирическим.
Результат. Благодаря научным достижениям мы имеем физический результат – новые машины, медицинские препараты, краски, стройматериалы. Благодаря философии вырабатываются новые социальные системы, политические идеологии.

Философия есть особая, самостоятельная область научного знания.

Она отличается от частных наук особыми: а) предметом и б) методами исследования действительности, главное особенность которых – предельная всеобщность и универсальность .

Частные (т.н. конкретные) науки изучают отдельные сферы действительности и соответствующие им частные законы, используя соответствующие частные методы исследования (например, эксперимент).

Например :

Механика – механические (причины столкновение тел и их последствия)

Экономика – например, проблемы инфляции (причины появления инфляции, т.е. обесценивания денег из-за излишней денежной массы в обращении). Инфляция в астрономии (небесных тел)?

- физика – физические законы

- астрономия – законы вращения небесных тел в звездных системах.

Философия, в отличие от частных наук, исследует мир в его совокупности (целостности и взаимосвязи) и открывает (формулирует) всеобщие (универсальные) законы, категории, методы познания, действие которых проявляется во всех или в большинстве сфер действительности:

Например:

1. Философские законы: закон «перехода количественных изменений в качественные» (сформулирован Гегелем). Он гласит о том, что переход какого-либо явления из старого качества в новое качество осуществляется непременно путем определенных количественных изменений.

Например: 1. Вода переходит в пар при увеличении температуры до 100 градусов. 2. Стать специалистом можно лишь тогда, когда постигнешь определенное количество материала. И т.п.

2. Философские категории (главные понятия наук) : качество, количество, причина, следствие и др. также используются в любых науках (в отличие от категорий частных наук: товар, деньги, энергия и др.).

3. Философские методы познания : диалектика, индукция, дедукция и др. также универсальны.

А) Предметы частных наук - отдельные стороны действительности, предмет философии - всеобщее : мир и человек в их единстве.

Б) Не используя эмпирические методы познания частных наук, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, открывает всеобщие закономерности, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук (например, причина и следствие, общее и единичное, необходимость и случайность и т.д.)

2. Взаимовлияние философии и частных наук

А. Философия дает частным наукам:

Универсальную картину мира в его совокупности;

Универсальные законы, категории, методы исследования действительности;

Ценностные ориентации поведения человека (н-р, понимание единства природы и человека, понимания природы как партнера, а не просто как средства для обогащения).

Б. Частные науки дают философии:

конкретные научные данные (факты), частные законы разных сфер действительности. На их основе философия делает обобщения , формулирует общенаучные законы, категории, методы познания.

На основе интеграции этих знаний, философия строит универсальную картину мира . Частнонаучные знания связывают философию с конкретной действительностью.

Сходства и различия этих двух дисциплин продолжают обсуждаться учеными и исследователями. По большей части они заключаются в отношении к знаниям ученых и мыслителей.

Происхождение

Известно, что еще до нашей эры в античной Греции появились философия и наука. Сходства и различия следует искать именно в той давней эпохе. Первоначально философия возникла как универсальная наука, которая изучала все сущее. В процветающих полисах начали появляться академии. Они становились площадкой для обсуждения самых разных суждений учеными людьми. Их звали философами - в переводе с греческого языка «любителями мудрости».

Со временем количество знаний увеличивалось. Постепенно от философии откололись первые самостоятельные науки, например, физика. Ученые, которые углублялись в свой любимый предмет, создавали специальные школы. Наука возникла в тот момент, когда философы пришли к выводу, что настоящее знание - это знание о чем-то устойчивом и неизменном. Ему противопоставлялись частные мнения - наблюдения и случайные рассуждения людей, которые не могли быть доказаны.

Взаимосвязь

Конкретные науки изучают отдельные аспекты бытия. Философия же объединяет всех, и поэтому она важнее разрозненных дисциплин. Так рассуждали древние греки. Например, так ораторы того времени сравнивали физику и философию: первая изучает природу и ее законы, философия же охватывает не только природу, но и человека. Она выходит за пределы узкого познания.

Споры о том, каковы сходства философии и науки, продолжались на протяжении многих столетий. Возникшая относительно недавно школа позитивизма и марксистское учение также пытались ответить на этот вопрос. Сторонники этих теорий считают, что право на существование имеет только та философия, которая основана на научных достижениях. Может ли быть такое на практике?

Универсальный метод, который бы определял сходства философии и науки, так и не был сформулирован. Множество исследований на эту тему проводил Гуссерль. Он стал автором теории «философии в качестве строгой науки». Но ни он сам, ни его сторонники так и не смогли достичь удовлетворительных результатов в этом направлении. Философия и наука, сходства и различия которых особенно пристально изучались в XX веке, породили экзистенциалистское учение. Его постулаты прямо подчеркивают, что эти две дисциплины мало связаны друг с другом.

Границы познания

Что общего между философией и наукой? Определенно, они являются способами познания сущего. Однако их методы и цели заметно различаются. Наука ограничена, она изучает только те вещи, которые находятся в пределах ее узкого предмета. У философии же нет границ, она охватывает все сущее вокруг. Такое познание расплывчато, оно не основано на четких фактах.

Сходства и различия между философией и наукой также можно проследить на отношении к эмпирике. Например, для физики и биологии усвоенный опыт и эксперименты крайне важны, так как без них нельзя доказать ни одной теории. В философии к этим вещам относятся более легкомысленно.

Дифференциация

Научные дисциплины сильно отличаются друг друга. Это объясняется тем, что мир очень сложен - в нем много срезов. Для каждого из них появляется своя наука. Например, физика и математика тесно связаны, но в то же время они имеют мало общего с гуманитарными предметами. Философия и наука, сходства и различия которых можно наглядно изучить на примере дифференциации, не похожи тем, что первая монументальна, а вторая разнообразна и раздроблена.

Ученые, как правило, заняты своей узкой сферой. Они мало интересуются тем, как их работа отразится на всеобщем научном знании. Философы же всегда старались в своих теориях охватить весь мир со всеми его законами и противоречиями. Такими были: Аристотель, Гегель, Кант и многие другие знаменитые мыслители человечества.

Отношение к небытию

Важные различия философии и науки заключаются в их отношению к предмету изучения. Мыслители пытаются объяснить не только настоящий мир, но и условное «ничто» - нечто, что находится за пределами человеческого сознания. Наука же изучает только то, что действительно существует.

Небытие является важной сферой для всех философских школ, начиная с античного мира. В Китае и Индии (одних из самых древних цивилизаций мира) «ничто» было фундаментальной основой любого учения. Схожее отношение существовало и в западноевропейской философии. Для мыслителей «ничто» так важно, потому что это одна из материй, с помощью которой можно найти основание всего существующего. Философы на протяжении веков разными способами пытались найти некий абсолют - всеобъемлющее знание. Ученые не занимаются подобными проектами. Они исследуют конкретные факты и материи. Интересно, что сходство и различие философии, науки и религии также можно провести по отношению к абсолюту.

Объективизм и субъективизм

Что еще имеют схожего философия и наука? Общее в них то, что обе они представляют собой интеллектуальную мыслительную деятельность. Их результат выражается в определенных системах. Итог такой деятельности всегда различен. Наука стремится быть объективной. Она опирается только на сухие факты. Результаты долгих исследований и экспериментов ложатся в основу Их главное достоинство в том, что они состоят только из безличного знания.

Философия тоже пытается быть объективной, но так как в центре ее изучения всегда стоит человек, философы не могут исключить из результатов своей работы мнение и отношение человека к изучаемому предмету. Мировоззренческая позиция любого мыслителя опирается на доводы, которые сильно отличаются от научных. Поэтому любая философия априори субъективна. С этим связано и то, что внутри нее возникает множество разных школ и учений, часто противоречащих друг другу. В науке такого не может быть. Если ученый с помощью фактов доказал некую теорию, то его преемникам придется считаться с ней в своих работах. Философы же могут отвергать и опровергать друг друга. Например, некоторые течения XX века отрицали опыт европейских школ XIX столетия и т. д.

Роль философии в науке

Философия и наука не просто имеют сходства и различия. Они являются составной частью друг друга. Первые научные теории были построены на философских принципах. Даже современные ученые пользуются теми которые были впервые опробованы еще мудрецами античной Греции. И в этом нет никакого противоречия.

Философия - это методика познания, логика, мировоззренческие схемы. Все это лежит в основе глобального и всеобщего Ни один ученый не может без перечисленных выше приемов понять и осознать процессы окружающего мира. Таким образом, некоторые философские приемы являются верными инструментами любого научного исследователя. Способность мыслить теоретически, складывать отдельные элементы систем в одну картинку - все это важные для ученых вещи.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ