В Центре научной политической мысли и идеологии разработан проект новой Конституции России. Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство. В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».
Ценности, которые приводятся в статье 6 проекта Конституции России, исторически свойственны нашему народу. Вряд ли кто-то будет готов поспорить с любой из них. Абсолютной высшей ценностью является существование самой страны - России. Среди высших ценностей названы такие, как единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; всеобщее благо; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотизм и любовь к Родине; любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений.
Действующая российская Конституция содержит противоречивый ценностный концепт. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако в части 3 статьи 55 Конституции РФ выясняется, что права и свободы человека и гражданина (то есть высшая ценность) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Получается, что именно здесь названы настоящие высшие ценности Российской Федерации: основы конституционного строя, нравственность, здоровье граждан, обеспечение обороны и безопасности государства. И эти ценности по сути не вступают в противоречие с тем, что предлагается в проекте Конституции России. Действующая Конституция РС имеет свой охранный механизм, в том числе в части охраны и защиты ее ценностей, и значительную роль в нем играет Конституционный Суд РФ.
В , предлагается дополнительный механизм, защищающий высшие ценности страны – Палата высших ценностей. Палата высших ценностей - новый особый общественно-государственный орган, появление которого связано с построением нравственного государства на ценностных основаниях.
Что такое «общественно-государственный» орган? Является ли Палата государственным органом, потому что контролирует соблюдение высших ценностей другими государственными органами? Обратимся к части 4 статьи 130 проекта Конституции России, в которой сказано, что «контрольно-надзорная власть в России осуществляется прокуратурой России, Счетной палатой России и контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных образований». В этом перечне отсутствует Палата высших ценностей, то есть она не входит в систему контрольно-надзорных органов власти.
Издает ли Палата обязательные предписания, как это делают государственные органы? В части 7 статьи 46 проекта Конституции сказано, что «государственные органы и их должностные лица руководствуются в своей деятельности заключениями Палаты». Однако статьи 179 и 183 проекта Конституции России не называют заключения Палаты в составе системы правовых актов, в том числе подзаконных.
Палата высших ценностей не принимает правовых актов, подкрепленных принудительной силой государства. Палата не входит в систему государственных органов - ни в одну из четырех ветвей власти, определенных проектом Конституции России. Общественная компонента этого органа обусловлена порядком ее формирования – из лучших представителей общества.
Согласно части 1 статьи 46 проекта Конституции это особый орган, общественно-государственный не только по своей природе, но и по функциям. Функция Палаты также особая: оценка соответствия федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.
Здесь надо обратить внимание на ряд особенностей. Во-первых , Палата высших ценностей может осуществлять проверки по собственной инициативе, это отличает ее от Конституционного Суда России. Во-вторых , в отличие от действующего Конституционного Суда Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России обыкновения правоприменительной практики (по проекту Конституции Конституционный Суд также имеет такое право – часть 6 статьи 198). В-третьих , Палата дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России. В-четвертых , Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов по жалобам граждан, тогда как Конституционный Суд осуществляет конкретный конституционный контроль по жалобам на нарушение прав и свобод граждан.
Действительно, функция Палаты по проверке законов на соответствие высшим ценностям схожа с функциями Конституционного Суда России. Согласно части 9 статьи 198 проекта Конституции Суд, проверяя конституционность нормативного акта, оценивает его соответствие высшим ценностям России, иным положениям Конституции России, буквальный его смысл, а также смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, и сложившейся практикой его применения.
Поскольку высшие ценности России перечислены и конкретизированы в Конституции, то проверка закона на конституционность, осуществляемая Конституционным Судом, неизбежно должна включать в себя проверку на соответствие высшим ценностям. При этом Конституционный Суд, в отличие от Палаты высших ценностей, по результатам проверки принимает решение, которое наделено общеобязательной силой и занимает высокое место в иерархии правовых актов. Нужно обратить внимание на то, что дублирование полномочий Палаты и Суда здесь исключено: проект Конституции России называет ряд нюансов в полномочиях каждого органа.
Исключение дублирования обусловлено также принципиальными различиями в статусе органов. Положения проекта Конституции о Палате высших ценностей, конечно, потребуют уточнения и развития в соответствующем специальном законе. Можно было бы сравнить статус Палаты высших ценностей с действующей Общественной палатой Российской Федерации. В Федеральном законе от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» не стали указывать статус этого неконституционного органа.
Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти, в Законе о ней нигде не сказано, что это государственный орган или, например, орган общественной самодеятельности (общественная организация). По формальным признакам общественной организацией Общественная палата РФ также не является. В первой статье Закона Общественная палата РФ определяется через ее функции обеспечения взаимодействия гражданского общества и государства.
Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер. Получается, что этот орган также формируется из представителей общественности с участием органов государственной власти и не принимает общеобязательных решений. В функции Общественной палаты РФ входит общественный контроль за деятельностью органов государственной власти. Не очень ясно, на предмет чего проводится общественная экспертиза законопроектов: положения Закона, касающиеся экспертизы, прямо не говорят об этом.
Представляется, что по большей части ориентиром для Общественной палаты могут выступать права и свободы человека и гражданина. Принципиальным различием между Общественной палатой РФ и Палатой высших ценностей является то, что Палата высших ценностей - специфический институт нравственного государства, основанного на ценностях. В действующей государственной модели нет адекватного ценностного ориентира. Именно этого ориентира не хватает стране, чтобы достойно жить и развиваться .
Экзамен. Россия. ВСИЭП. 2013 г. 253 Вопроса, расположены в алфавитном порядке.
Агитация по вопросам Референдума может проводиться: Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только. В РФ активное избирательное право предоставляется: В РФ признается?
В систему комиссий Референдума входят: В соответствии с Конституцией РФ: В состав РФ на 2009 год входят?
Верховенство в РФ имеют: Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными в случае, если? В ведении РФ находятся.
Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство.
В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».
А в этом случае предполагается крах вовсе не отдельных классических и возможно даже консервативных подходов к личности, обществу и государству.
— Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?
— Кто, согласно Конституции РФ, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?
— Сколько существует наименований субъектов как административно-территориальных делений, согласно Конституции РФ?
(имеются в виду названия область, край, республика и т.д.)
«Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию РФ», - заявил председатель КС Валерий Зорькин. Напомню историю взаимоотношений России и ЕСПЧ.
2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий — человек, личность, гражданин.
Оперируя ими, необходимо помнить о том, что для каждого из них характерно свое содержание. Понятие человек носит природно-общественный характер.
Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организма, сознание, язык, труд.
Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.
Основные характеристики данного принципа:
1) права и свободы человека - высшая ценность , исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;
2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина , отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует , соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;
4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;
5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Смотрите также:
1. Суверенитет субъектов государства;
2. Территориальная целостность государства;
3. Разделение властей;
4. Суверенитет государства;
5. Человек, его права и свободы.
8. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия – это:
1. Демократическая федеративная президентская республика;
2. Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
3. Демократическое правовое государство с парламентской формой правления;
4. Единое и неделимое государство, включающее в свой состав суверенные республики;
5. Конфедеративное государство – союз независимых государств.
9. Структура Конституции РФ содержит:
1. преамбулу, 2 раздела, 136 статей;
2. преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 135 статей;
3. 2 раздела, 9 глав, 137 статей;
4. преамбулу, 2 раздела, 9 глав; 137 статей;
5. преамбулу, 9 глав, 137 статей.
1. Федеральными конституционными законами;
2. Федеральными законами;
3. Законами субъектов федерации;
4. Разделами Конституции;
5. Постановлениями Правительства.
11. Гражданская оборона – это:
1. функциональная подсистема РСЧС, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
2. система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4. специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил РФ;
5. совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.
12. группировка сил рсчс, предназначенная для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ – это:
1. первый эшелон;
2. второй эшелон;
3. третий эшелон;
4. резерв;
5. все ответы неверны.
13. основные положения, касающиеся совета безопасности прописаны в следующем законадательном акте:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный конституционный закон «О военном положении»;
3. Федеральный закон «Об обороне»;
4. Федеральный закон «О гражданской обороне»;
5. Федеральный закон «О безопасности».
14. Кто утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации:
1. Совет Федерации;
3. Президент Российской Федерации;
5. Правительство Российской Федерации.
15. Задача по организации и проведении мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства возложена на:
1. федеральную медицинскую службу гражданской обороны;
2. федеральную противопожарную службу гражданской обороны;
3. федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка;
4. федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений;
5. федеральную службу гражданской обороны защиты культурных ценностей.
16. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор – это:
1. Техносфера;
2. Биосфера;
3. Гомосфера;
4. Ноксосфера;
5. Антропосфера.
17. Гомосфера – это:
1. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор;
2. пространство, в котором находится человек, осуществляя свою деятельность;
3. территория, на которой произошла ЧС;
4. среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью соответствия среды потребностям людей;
5. совокупность природной и техногенной сред.
18. нормализация ноксосферы путем исключения опасности являет суть:
1. А-метода;
2. Б-метода;
3. В-метода;
4. Г-метода;
5. все ответы неверны.
19. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности – это:
1. Принцип обеспечения безопасности;
2. Метод обеспечения безопасности;
3. Средства обеспечения безопасности;
4. Способы обеспечения безопасности;
5. Мероприятия по обеспечению безопасности.
20. использование роботов в технологическом процессе реализует:
1. А-метод;
2. Б-метод;
3. В-метод;
4. Г-метод;
5. все ответы неверны.
21. Регенеративный патрон в изолирующем противогазе предназначен для:
1. получения кислорода;
2. поглощения углекислоты;
3. поглощения воды;
4. верно все вышеперечисленное;
5. все ответы неверны;
22. средства защиты кожи, изготавленные из специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани – это:
1. изолирующие СИЗК;
2. фильтрующие СИЗК;
3. простейшие СИЗК;
4. радиозащитные СИЗК;
5. противопылевые СИЗК.
23. респираторы, защищающие от паров вредных веществ, пыли и аэрозолей называются:
1. противопылевые;
2. противогазовые;
3. радиозащитные;
4. газопылезащитные;
5. изолирующие.
24. Гопкалитовый патрон предназначен для:
1. защиты от аммиака и диметиламина;
2. защиты от окиси углерода;
3. защиты детей в возрасте до 1,5 года от ОВ, РВ и БС;
4. защиты от аэрозолей различных видов;
5. поглощения углекислого газа и влаги из выдыхаемого воздуха.
25. Защитные сооружения, строящиеся при непосредственной угрозе и обеспечивающие защиту от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны – это:
1. убежища;
2. противорадиационные укрытия;
3. противохимические укрытия;
4. простейшие укрытия;
5. все ответы неверны.
26. для частичной специальной обработки применяется:
5. все ответы неверны;
27. универсальным антидотом при отравлениях является:
3. унитиол;
4. амизил;
5. все ответы неверны.
28. круглый пенал голубого цвета из аи-2 содержит:
1. Противоболевое средство;
2. Средство при отравлении АОХВ;
3. Радиозащитное средство;
4. Противобактериальное средство;
5. Противорвотное средство.
29. для профилактики развития травматического шока применяется следующий препарат из аи-2:
1. промедол;
3. калия йодид;
4. хлортетрациклин;
5. цистамин.
30. какую цветовую маркировку содержат противобактериальные средства из аи-2:
1. красную;
3. бесцветную;
5. все ответы неверны.
31. каким целям служит ручной насос в составе впхр:
1. для взятия проб воздуха на микробную обсемененность;
2. для прокачивания зараженного воздуха через индикаторную трубку;
3. для удаления радиоактивной пыли с исследуемого объекта;
4. все перечисленное верно;
5. все ответы неверны.
32. в рамках бактериологического контроля в отношении хирургического инструментария проводят:
1. посев на грам-положительную флору;
2. посев на грам-отрицательную флору;
3. посев на анаэробную флору;
4. посев на аэробную флору;
5. посев на стерильность.
33. как определяют дозу радиации с помощью дозиметра ид-1:
1. По звуковому сигналу;
2. По изменению окраски индикатора;
3. Путем наблюдения за отклонением стрелки на измерительном пульте;
4. Путем наблюдения в окуляр на свет по положению нити на шкале;
5. Путем изменения рН индикаторной среды.
34. для измерения поглощённой дозы используется:
35. Медицинская полевая химическая лаборатория предназначена для:
1. качественного и количественного определения ОВ в пробах воды, продовольствия, фуража, медикаментов, на перевязочном материале и поверхности различных объектов;
2. качественного обнаружения ОВ в воде и продовольствии;
3. оценки степени зараженности ОВ воздуха, воды, продовольствия;
4. для непрерывного контроля воздуха с целью определения в нем наличия паров фосфорорганических ОВ;
5. все ответы неверны.
36. Полная специальная обработка включает в себя:
1. проведение в полном объеме дегазации, дезактивации или дезинфекции техники;
2. полная санитарная обработка личного состава;
3. дегазации, дезактивации или дезинфекции одежды;
4. верно 2 и 3.
5. все перечисленное верно;
37. в качестве химического компонента физико-химического способа дезактивации используют:
1. поверхностно-активные моющие и комплексообразующие средства;
2. вещества окислительно-хлорирующего действия;
3. едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли и др.;
4. различные органические жидкости (дихлорэтан, бензин и др.);
5. все вышеперечисленное.
38. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной:
1. дезактивации;
2. дегазации и дезинфекции;
3. дезинфекции;
4. санитарной обработки и дегазации;
5. дезактивации и дезинфекции.
39. уничтожение грызунов, переносчиков инфекционных заболеваний – это:
1. дезинфекция;
2. дегазация;
3. дератизация;
4. дезинсекция;
5. дезактивация.
40. Средством (способом) обеззараживания воды в очагах чрезвычайной ситуации является:
1. фильтрация;
2. гиперхлорирование с последующим дехлорированием;
3. отстаивание;
4. применение пергидроля;
5. используются все перечисленные способы.
41. За разглашение врачебной тайны трудовым законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде:
1. замечания;
2. выговора;
3. увольнения;
4. все перечисленное верно;
5. дисциплинарная ответственность не предусмотрена.
42. разглашение медработником врачебной тайны может повлечь за собой следующий вид юридической ответственности:
1. дисциплинарную;
2. административную;
3. уголовную;
4. гражданско-правовую;
5. все вышеперечисленные.
43. Правовые основы охраны жизни и здоровья пациентов наиболее полно отражены в:
1. Клятве врача РФ;
2. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
3. Конституции РФ;
4. ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
5. Стандарте медицинской помощи.
44. инфекционные заболевания, которые возникают у пациентов после проведения инвазивных манипуляций нестерильным инструментарием, называются:
1. внутрибольничные;
2. госпитальные;
3. нозокомиальные;
4. оппортунистические;
5. ятрогенные.
45. противопоказаниями для проведения частичной санитарной обработки являются:
1. тяжелое состояние пациента, вызванное травмой или заболеванием;
2. кровотечение любого происхождения;
3. высокая лихорадка;
4. все вышеперечисленное
5. противопоказаний нет.
46. Что запрещено делать при повреждении кожных покровов во время манипуляций с больным ВИЧ-инфекцией:
1. выдавливать кровь из раны;
2. мыть руки с мылом;
3. растирать повреждённую область;
4. накладывать бактерицидный пластырь на место травмы;
47. Наиболее распространённые профессиональные заболевания среди медицинских работников это:
1. интоксикации;
2. инфекционные заболевания;
3. аллергические заболевания;
4. заболевания опорно-двигательного аппарата;
5. травмы.
48. Сенсибилизирующие факторы производственной среды приводят к:
1. поражению всех систем органов;
2. появлению злокачественных опухолей;
3. развитию аллергических заболеваний;
4. нарушению генетического кода;
5. повышенной чувствительности органов чувств.
49. В каких случаях допускается работа в экстремальных условиях в здравоохранении:
1. никогда не допускается;
2. допускается при ликвидации аварий, проведении экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций;
3. допускается на предприятиях атомной промышленности;
4. допускается в условиях карантина;
5. допускается при наличии соответствующей подготовки.
50. 1 класс условий труда по степени вредности и опасности это:
1. допустимые условия труда;
2. вредные условия труда;
3. опасные условия труда;
4. оптимальные условия труда;
5. ничего из вышеперечисленного.
ТЕСТЫ 2 УРОВНЯ (НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ)
1. выделяют следующие группы факторов среды обитания:
1. биологические;
2. социальные;
3. физические;
4. химические;
В главе 1 Конституции РФ установлены основы конституционного строя.
Основы конституционного строя
В ст. 1 Конституции РФ указано:
«1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
В ст. 3 Конституции РФ определено»
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации(ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).
В ст. 5 Конституции РФ определено:
«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
В силу ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
На основании ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
В ст. 9 Конституции РФ указано:
«1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В ст. 11 Конституции РФ установлено:
«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В ст. 13 Конституции РФ определено:
«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
В силу ч. 1 ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).
В ст. 15 Конституции РФ указано:
«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».