Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Раньше была одна форма собственности - государственная, и один субъект права собственности на землю - государство.

Земля была национализирована и обращена в собственность государства.

Все сделки с землёй запрещались. С 90-х гг. XX в. начались дискуссии о частной собственности на землю (в законе «О земельной реформе», на съездах народных депутатов). Пошёл процесс формирования и развития форм собственности (в том числе и на землю).

Ст.ЗЗК РСФСР 1991 г. закрепляла определённые формы собственности на землю:

1) государственная

2) частная

3) колхозно-кооперативная

4) коллективно-долевая

Коллективно-долевая форма собственности По сути она относится к частной форме собственности.

Колхозно-кооперативная форма собственности на землю

Советскому законодательству была известна колхозно-кооперативная форма собственности, но не на землю, а на имущество и другие средства производства, принадлежащие артелям, колхозам и т.д.

Почему закреплена эта форма собственности? ЗК РСФСР был принят в 1991 года, а указ Президента РФ, по которому предписано начать процесс реорганизации колхозов и совхозов, датируется 27 декабря 1991 г.

Закрепляя формы собственности, законодатель принял компромиссный вариант.

Ст.9 Конституции РФ закрепляет несколько форм собственности:

1) государственная собственность

2) частная

3) муниципальная

Этот перечень открытый. Говорится о возможности появления новых форм собственности (в том числе и на землю).

Частная форма собственности на землю

Высказывались предположения о том, что введения этой формы позволит заполнить рынок.

Для действования определённых форм хозяйствования на земле должны быть соответствующие хозяйственно-экономические условия.

При введении НЭПа крестьянам была дана некоторая экономическая, хозяйственная свобода, «отдушина». Благодаря этому рынок был заполнен недорогой продукцией в кратчайшие сроки. Земля уже была в государственной собственности. Потом началась коллективизация: крестьян в массовом порядке отправили в с/х артели. Проблемы:

1) все предписания артелям направлялись сверху (часто, людьми, не имеющими специальных знаний в этой области)

2) доходы распределялись между работниками по трудодням, а не по результату.

Проведение сплошной коллективизации привело к противоположному от ожидаемого результату.

Форма собственности - государственная.

Сочетание государственной и частной форм собственности должно было дать положительный результат.

Частная форма собственности на землю закреплена:

· в ЗК РФ (гл. III «Собственность на землю». Ст. 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц»)


· в ст.36 Конституции РФ закреплено основное право граждан на получение в частную собственность земельных участков.

· в ст. 17 закона Свердловской области от 29.12.95 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".

Не передаются в частную форму собственности:

· земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;

· земельные участки, занятые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами и другими особо охраняемыми природными территориями;

· земельные участки, находящиеся в границах курортов, санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений;

· земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории).

С долевой формой собственности связывается определение доли каждого участника. Доли будут равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением между всеми участниками долевой собственности. С долевой формой собственности связывается также и право преимущественной покупки - оно принадлежит участникам соглашения. Распоряжение земельным участком, находящимся в частной собственности, осуществляется по соглашению участников либо по решению суда. Выводы:

1) с учётом исторических традиций в России фактически была ограничена частная собственность на землю

2) купля-продажа земельных ресурсов в целом может быть оценена как положительное явление. Однако нужно создать надлежащие экономические условия разумного хозяйствования на земле. В настоящее время 4 млн. гектаров плодородных земель не обрабатываются должным образом.

3) при частной форме собственности на землю собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются землёй. Однако свобода предполагает строгое соблюдение целевого назначения земель в рамках законодательства.

Государственная форма собственности на землю

Государственная форма собственности на землю предусмотрена:

· в ст.16, 17 3К РФ

· в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17.07.01 г. № 101-ФЗ) на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан и их объединений, юридических лиц либо в муниципальной собственности.

Федеральные земли определяются в процессе их разграничения с иными (т.е. находящимися в иной форме собственности) земельными участками. При этом обязательно учитывается общегосударственный интерес.

К федеральным землям относятся земельные участки:

Необходимые для нужд обороны

Занятые космическими системами

Занятые объектами ядерной энергетики

Занятые федеральным железнодорожным транспортом

На которых расположены курортные зоны

На которых расположены заповедники.

Порядок отнесения земель к федеральным, их разграничения с землями субъектов федерации определяется ФЗ «О разграничении...»

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в муниципальную собственность, а также гражданам и юридическим лицам (для строительства, занятия с/х производством и иных целей).

Муниципальная форма собственности на землю

Согласно ст.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.09.95 г. № 154-ФЗ: муниципальная собственность - это собственность муниципального образования.

Муниципальная собственность - это земли, находящиеся в ведении муниципальных образований. По общему правилу: земли, находящиеся в пределах черты муниципального образования (не все), могут составить муниципальную форму собственности. На территории муниципального образования могут находиться земли федерального значения, земельные участки граждан и юридических лиц.

В муниципальную собственность могут быть приобретены земли с аукциона, а также возможна передача земельных участков для развития МО (даже если эти земли не входят в черту МО - в этом случае граница как бы «отодвинется»).

На землях, относящихся к муниципальной собственности, находятся:объекты муниципального значения (школы, больницы, детские дошкольные учреждения, муниципальное жильё и т.п.) дороги, подъезды, площади (т.е. земли общего пользования).

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду или на других основаниях.

Все вопросы, связанные с муниципальной формой собственности, решают органы местного самоуправления.

Право собственности на землю в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

Право собственности на землю в юридическом смысле:

Объективный смысл – совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты в природо-ресурсовых отраслях права. Субъективный смысл – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй.

Формы частной собственности на землю. ст. 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная форма собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам:

1. Индивидуальная частная собственность граждан а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая частная собственность а) долевая б) совместная: без определения земельной доли

Государственная форма собственности 1. Федеральная – собственность РФ 2. Собственность субъектов РФ.

Муниципальная форма собственности принадлежит административно-территориальным районам, городам, сельским поселениям.Эта форма собственности законодательством чётко не урегулирована.

Виды :

1. Собственность 2. Постоянное (бессрочное) пользование 3. Пожизненное наследуемое владение 4. Безвозмездное срочное пользование 5. Аренда зем. участков, 6. ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

2-е, 3-е, 5-е - земельные участки находятся в чьей-либо собственности - гос-го или МО, юр. или физ. лица.

Только обладание зем. участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения зем. участком.

7. Гос.Собственность на землю

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .

Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам , связанным с разграничением гос. собственности на землю.

Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности , - включение их в состав:

    земель лесного фонда , особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;

    земель с/х назначения , населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

    земель запаса , если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке :

    специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;

    подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;

    сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. Это указано в Конституции Российской Федерации. А именно ст.9 указывает на то, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

1)государственная;

2)муниципальная;

3)частная.

Рассмотрим эти 3 формы подробнее.

Право государственной собственности на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение. Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой "общей" (не разграниченной физически) государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

В 71 ст. Конституции предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Право муниципальной собственности на землю - это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ находится множество муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления. В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. также прилегающие земли. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

Право частной собственности на землю. Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

право частной собственности физических;

право частной собственности юридических лиц.

Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц - субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в населенных пунктах и некоторые другие.

В частной собственности в настоящее время находится незначительная площадь всех земель. При этом на долю граждан приходится около большинство этих площадей. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут использоваться только для установленных целей, указание на которые содержится в право устанавливающих документах - свидетельствах о регистрации права частной собственности. Они могут включать использование земель для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности. Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством, как уже было сказано в пункте первом данной работы. Так же отметим, что земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для государственных, общественных или муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определенных случаях правонарушений в качестве меры наказания собственник может быть лишен права собственности в соответствии с судебным решением без компенсации.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Следует отметить, что существует так же и право общей собственности. Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками. Общая собственность существует в виде долевой (определяется и фиксируется доля каждого собственника) или совместной (доля каждого не определена). Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее. Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой. К примеру, при выделении земельного участка садоводческим или огородническим объединениям граждан или кондоминиумам часть общей площади земель, которая предназначена для размещения объектов общей инфраструктуры, дорог и других объектов общего пользования, закрепляется за членами садоводческого или огороднического товарищества или кондоминиума только на праве общей совместной собственности.

Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно. Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земли, находящиеся в общей долевой и совместной собственности, используются для различных целей: ведение сельского хозяйства, предпринимательская деятельность, использование земель для размещения объектов жилой и нежилой постройки. Владение и пользование земельным участком, находящимся в общей собственности граждан, осуществляется сообща.

Содержание правомочия распоряжения различно для общей совместной и долевой собственности. При долевой собственности собственник обладает независимым правом распоряжения своей долей. Он может передавать свою долю в пользование другим пользователям, продать, заложить, передать ее по наследству и совершать другие сделки, связанные с отчуждением земель с учетом установленных законодательством ограничений. Во многих случаях ограничением правомочия распоряжения является требование о выделении земельной доли в натуре при совершении определенных действий по распоряжению земельным участком. Так, в аренду может быть передана лишь физически обособленная часть общей земельной собственности. При невозможности выделения земельной доли в натуре собственник не может заложить ее, передать в аренду, а имеет право только на компенсацию. Имеются и другие ограничения. При продаже земельной доли в общей долевой собственности преимущественное право на ее приобретение имеют другие участники общей собственности.

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им.

При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения в форме договора или иной форме для совершения распорядительных действий не требуется.

Основным законом Российской Федерации закреплены права и свободы граждан. К главным и неотъемлемым правам гражданина РФ относится неприкосновенность частной собственности .

Этапы развития земельных отношений

Переход от первобытно общинного строя к рабовладельческому сопровождался началом . В древнем Египте виды права на имущество были ограничены и распределялись по рангам чиновников . Чем знатнее был вельможа, тем больше его надел. Наследовались наделы из поколения в поколение, так как должности в Египте тоже передавались по наследству.

Межевание в древнем Риме впервые стало государственной нормой и регулировалось сенатом. Имена владельцев участков записывалось на табличках, вносилось в реестры и хранились в архивах.

Во Франции средних веков наделение землей было исключительной прерогативой господина . Наличие поместий ставило в прямую зависимость от господина тех, кто был этим поместьем пожалован. Заключенные вассальные договоры наделяли сюзерена как правами, так и обязательствами перед господином. Если договор нарушался, вассал нарушал свои обещания или предавал, то он терял надел. Поместье изымалось и передавалось другому слуге господина.

В древнеславянских государствах формы владения землей были схожи со средневековой Европой.

Иная форма хозяйствования и землевладения внедряется после начала царствования Романовых. Окончательно формируется феодальный облик России и утверждается крепостное право. Петром Первым Романовым вносятся европейские нормы в законодательство, но земельное право остается практически неизменным до 1917 года .

Период СССР кратко характеризуется полным отсутствием частной собственности на землю . Вся территория СССР принадлежала государству, и только оно ею распоряжалось.

После распада СССР в РФ начинается формирование нового правового поля с принятием Конституции, закрепляющей неприкосновенность частного имущества, в том числе и земли.

Разделение форм собственности на землю

Понятие собственность подразумевает возможность осуществлять все имущественные права, то есть права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ). Частной собственностью на землю называется право использовать ее по назначению на свое усмотрение, доверять ее в пользование, передавать во владение, .

Формы частной собственности на землю:

  1. Индивидуальная собственность.
  2. Коллективная собственность.

Государственная земля не может быть в коллективном владении, и все имущественные права на нее принадлежат только ему. По статье 17 ЗК РФ органом, распоряжающимся государственным земельным имуществом до его разграничения является Министерство имущественных отношений . Когда определена территориальная принадлежность участка, он передается в частное, муниципальное или федеральное ведение.

При индивидуальной форме владения всем участком, плодородным слоем и всем, что находится под ним, распоряжается единственный собственник. Коллективное владение подразумевает долевое пользование участком на основе коллективного договора .

Примером может служить крестьянское хозяйство с участием большого количества дольщиков. На основании статьи 257 ЗК в коллективном договоре оговаривается размер участия, распределение обязанностей и иные правила пользования землей. Если же величина доли не оговаривается, то вся земля находится в коллективном пользовании. Пример такой формы хозяйствования — садоводческое товарищество .

Распределение земель по формам собственности:

  1. Государственная собственность.
  2. Муниципальная собственность.
  3. Частная собственность.

Виды государственной собственности

Земля, находящаяся в государственной собственности, делится на Федеральную и Муниципальную . Принадлежность земли определяется законом о разграничении прав собственности между субъектами Российской Федерации и Федеральным Правительством .

Федеральной считается земля, права на которую не зафиксированы ни субъектами Российской Федерации, ни муниципалитетами на частными лицами.

Федеральная собственность находится в ведении федерального правительства . Ее оборот и использование регулируется на основании федерального законодательства.

На основании статьи 18 ЗК РФ к землям субъектов федерации относятся те территории, которые закреплены на основании конституции Российской Федерации и перешли к этому субъекту на основании договора о разграничении территории.

Муниципалитеты – это объекты права, которые являются государственными образованиями четвертого уровня после федеральных территориальных органов . Их целью является самоуправление государственной территорией и находящимся на ней населением, удовлетворение потребностей граждан на этой территории в социальной инфраструктуре и реализации их конституционных прав.

К муниципальным относятся все городские, поселковые и другие земли населенных пунктов . При необходимости земля муниципалитетов может передаваться в ведение федерального центра и наоборот, передаваться под строительство жилых площадей и объектов инфраструктуры.

Участок, находящийся во владении государства может быть отдан для безвозмездного пожизненного пользования гражданину, чтобы он мог осуществлять на нем свою деятельность. Такой участок можно приобрести в частное владение или передать в качестве наследства.

Выделение таких участков может быть программой по социальной поддержке населения или целевой программой субъектов федерации. Примером может служить программа по выделению земли в Дальневосточном федеральном округе или выделение земли многодетным семьям в Краснодарском крае.

В пользование общественным организациям или культовым сооружениям также могут передаваться земельные участки, если это не противоречит ЗК РФ и не нарушает правил землепользования.

Виды частной собственности

В конституции РФ закреплено право граждан и их объединений владеть и распоряжаться ими по своему усмотрение в рамках российского законодательства. Владельцы вправе осуществлять на своем участке любую деятельность, если она не вредит окружающей среде, не нарушает и не противоречит законодательству Российской Федерации. Физические и юридические лица также могут владеть земельными участками и осуществлять на них свою деятельность.

В частную собственность может быть передан любой участок, если он не изъят из оборота, не находится на территории заповедника, приграничной или особо охраняемой зоны.

Частная собственность на землю может быть коллективной и индивидуальной. В качестве коллективной формы владения чаще всего выступают сельскохозяйственные и садоводческие общества.

Физические лица, в отличие от юридических, могут передавать имущественные права на земельные участки по и в .

Иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, иностранные юридические организации, а также иностранные государственные организации тоже могут приобретать землю в РФ. Но они не могут приобрести участки в приграничных областях и в тех регионах, список которых утвержден указами президента РФ и законах о государственной границе.

Из государственной в частную и наоборот

Вопрос перераспределения земельных богатств между государством и населением — это всегда в какой-то степени вопрос «дележа». На видео ниже рассматриваются весьма спорные законопроекты, согласно которым многие текущие собственники земельных участков могут перестать ими быть. Новые законы комментирует Людмила Фадеева, председатель Профсоюза садоводов России.

Собственность с точки зрения права и экономики представляет собой особую форму взаимодействия между людьми и имеющимися у них вещами, которая позволяет им получать какую-либо выгоду. Это же можно сказать и для земельных участков.

Для одного и того же участка в России может быть использованы разные вид и форма собственности. Как различить, какой именно вид и какая форма должны быть установлены для того или иного участка? Какими нормативными актами регулируется?

Экономические виды

С экономической точки зрения в России на сегодняшний день выделяются три вида собственности:

  • Общественная;
  • Коллективная;
  • Частная.

Такое разделение происходит в зависимости от того, сколько юридических или может осуществлять эксплуатацию того или иного участка.

Общественная

Объектом общественной собственности принято считать такие земельные участки, эксплуатировать которые может любой желающий независимо от того, имеет ли он на этот участок какое-то право или нет. Как правило, широкое распространение общественная собственность получила в различных и образованиях в виде мест общественного пользования.

Части таких земельных участков могут быть сданы в аренду или переданы в постоянное бессрочное пользование в зависимости от целей использования таких земель. Если же передача в пользование другим лицам общественной собственности не предусмотрено, ее эксплуатация не предусматривает получение от пользователей каких-либо денежных средств (если иное не зафиксировано в каких-то нормативных документах о пользовании конкретным земельным участком).

Коллективная

Коллективную собственность достаточно часто путают с общественной, так как такой вид предусматривает также возможность использовать конкретное недвижимое имущество, например, земельные участки, большим количеством пользователей.

Однако, ее главное отличие от общественного вида заключается в том, что перечень лиц, имеющих доступ к эксплуатации конкретного ресурса и, соответственно, получению прибыли, будет ограничен определенным списком юридических и физических лиц, которые вложили в приобретение этого ресурса свои деньги или силы (например, при организации крестьянского или хозяйства или при создании коллективного предприятия, вклад в основные ресурсы которого делался всеми теми лицами, которые стояли у истоков создания такого предприятия).

Наиболее ярким примером коллективной собственности следует считать предприятие, созданное по принципу акционерного.

Частная

С экономической точки зрения существует еще один вид собственности – частная. Эта собственность означает нахождение того или иного имущества во владении узкого круга лиц, ограниченного лишь теми, кто приобрел эту собственность и, в отличие от коллективной, который не будет расширен в дальнейшем.

Частная собственность может принадлежать как физическим лицам, так и юридическим. В этом заключается еще одно отличие частной собственности от общественной или коллективной, которая характерна только для юридических лиц или государственной власти в лице самого государства или его представительных органов. Особенностью частной собственности является возможность ее использования в качестве капитала путем сдачи в аренду, найм или использования в качестве инструмента для производства чего-либо и получения прибыли.

Юридические виды

С юридической точки зрения право собственности регулируется гражданским законодательством. Именно оно выделяет такие виды собственности как:

  • Общую (долевую и совместную);
  • Собственность, определяемую по одному субъекту (делится на государственную, муниципальную и частную).

Долевая и совместная

Общая собственность с юридической точки зрения представляет собой такую форму владения и распоряжения тем или иным видом имущества, в том числе, и земельными участками, которая была приобретена совместно несколькими физическими или юридическими лицами. Если сравнивать этот вид собственности с экономическим делением, то он схож с коллективной собственностью по праву ее приобретения.

Однако, если говорить о существующих в рамках этого вида формах управления имуществом, следует отметить, что долевая и совместная формы управляются по-разному.

Совместная собственность предполагает, что все принимаемые решения относительно оборота имеющегося имущества должны приниматься совместно всеми собственниками, так как разделения на отдельные доли в этом случае не предусмотрено.

Например, при заключении договора купли-продажи определенного участка земли было сформулировано правило только совместного использования конкретного участка без выделения самостоятельных долей (наиболее ярким примером станет приобретение земли несколькими семьями для организации крестьянского или фермерского хозяйства).

Долевая собственность подразумевает выделение в едином объекте недвижимости долей для управления и эксплуатации участка. При этом, в отношении такого объекта могут быть установлены разные режимы эксплуатации (с выделением в натуральный вид обозначенных долей или без такового, но с получением пропроционально существующим долям результатов эксплуатации). Например, в случае передачи по наследству того или иного земельного участка нескольким наследникам на участок может быть оформлена долевая собственность. Заключаемое соглашение о режиме использования участка будет обозначать тот вид долевой собственности, который установлен в отношении конкретного участка.

Собственность одного субъекта

Еще одно деление собственности с юридической точки зрения подразумевает выделение трех видов, определенных государством – государственной, муниципальной и частной.

Государственная

Под государственной собственностью принято рассматривать то имущество, которое находится в распоряжении и управлении государством, а также на его балансе. Управление таким имуществом осуществляется либо непосредственно самим государством в лице его уполномоченных на то органов (комитетов по распоряжению и управлению государственным имуществом), либо через представительные органы государства, установленные на федеральном и региональном уровнях.

Муниципальная

Муниципальная собственность по общему правилу, действующему на территории РФ, представляет собой одну из разновидностей государственной, однако переданной путем разграничения госсобственности в ведение муниципалитетов. Такая форма собственности представляет собой относительно небольшой процент по сравнению с объемами государственной и частной. Управление ею осуществляется на уровне органов исполнительной власти, сформированных муниципалитетами.

Частная

Частная собственность в настоящее время занимает все больший объем за счет постоянно реализуемой политики приобретения имущества, принадлежащего ранее государству, в собственные владения физическими и юридическими лицами, а также за счет образования новых объектов собственности, на которые распространяется правило статьи 219 Гражданского Кодекса РФ.

Любой объект недвижимости, относимый к частной собственности, может находиться во владении и распоряжении как физических, так и юридических лиц. Однако действующее законодательство делает ограничения на возможности владения некоторыми объектами недвижимости для определенных категорий потенциальных собственников.

Так, например, не могут стать собственниками земель, расположенных в приграничных территориях и иных режимных зонах.

Законодательное регулирование

Конституция РФ

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ говорит о том, что земля в России может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. То есть данный пункт нормативного акта говорит о возможности установления относительно земли как определяющего ресурса одной из возможных форм собственности.

Определяющей в соответствии с положениями статьей 35 и 36 Конституции РФ является частная собственность, в том числе и на земельные участки. На основании этого положения идет речь и об установлении именно такой формы собственности как определяющей в остальных нормативных актах.

В России существует два основных вида собственности на землю – частная и государственная. Имущество государства находится в руках одного из субъектов страны. В этот список входят особо важные объекты, выполняющие особые функции

Право физических и юридических лиц иметь частную собственность закреплено Конституцией РФ. Но приобрести ее в собственность можно только на законных основаниях

Три основных права существует у собственника земельного участка – владеть, пользоваться и распоряжаться. Что имеется в виду под этими понятиями и какие из них вытекают обязанности – в этой статье

Частная собственность на землю открывает полный спектр прав на участок, однако те, кто пользуется публичными участками имеют ряд преимуществ

Разбираемся в видах собственности на землю. Муниципальное и государственное владение землёй - в чём разница

Участками, находящиеся в собственности муниципалитета, может распоряжаться местная администрация. Физлицо или юрлицо могут получить такую землю во владении

Собственность в государстве делится на федеральную, региональную и муниципальную. Каким образом происходит такое разграничение? Какими нормативными актами регулируется? Как подтверждается итог

Неразграниченные земли составляют большинство всех земель в стране. Законодательством предусмотрена возможность специальных государственных органов на распоряжение такой землей, на отчуждение, в том числе и частную собственность

Земельный кодекс

Однако Земельный Кодекс (ЗК РФ) в Главе 3 все определенные в Конституции формы собственности ставит в равные условия как возможно существующие формы для земли как основного ресурса на территории РФ.

Права частных лиц

Частной собственностью ЗК РФ считает собственность граждан и юридических лиц на существующие земельные наделы, если такие наделы были приобретены с использованием возможностей, перечисленных в действующем законодательстве. При этом, законодатель определил равные возможности приобретения земельных наделов как для физических, так и для юридических лиц.

Кроме того, и иностранные граждане, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ имеют право на приобретение земли в частную собственность, кроме специально определенных особых форм.

Что касается иностранных компаний или организаций, у которых часть уставного капитала принадлежит иностранным государствам, то они право собственности на земельные участки не могут оформить в силу наложенных законом ограничений.

Государственная и федеральная

Государственная собственность (в соответствии со статьей 16 ЗК РФ) определяется как собственность на земли, которые не находятся в муниципальном или частном владении. Эта собственность определена в качестве возможной для использования подавляющего количества земель и Конституцией РФ. Государственная собственность может быть разграниченного и неразграниченного видов. В зависимости от этого выделяется общегосударственная собственность на земли и собственность федерального уровня (статья 17 ЗК РФ).

Однако, по положениям Земельного Кодекса, федеральная собственность на землю относится к иным, не перечисленным в Конституции формам собственности на земельные территории, однако управление таким имуществом осуществляют органы исполнительной власти, функционирующие на уровне субъектов Российской Федерации.

Муниципальные участки

Муниципальная собственность также имеет распространение на земельные участки (статья 18 ЗК РФ). В ведение муниципалитетов и приравненных к ним административных образований передаются те земельные участки, эксплуатация которых отвечает целям развития тех территорий, которые включены в эти участки. Возникнуть такая собственность может как путем разграничения существующей госсобственности, так и иными путями, предусмотренными действующим законодательством (например, в случае отказа действующего собственника от своих прав на участок, полученный по наследству).

Чем быстрее будет выписан умерший из квартиры, тем быстрее права на эту недвижимость перейдут к родственникам. Что нужно делать в этом случае, читайте в .

Вывод

В современном российском законодательстве определены как экономические, так и юридические формы собственности, распространяемые на земельные участки. Так, выделяются с экономической точки зрения общественная, коллективная и частная собственность.

С юридических позиций существуют два вида собственности, определяемой по наличию субъекта права (государственная, муниципальная и частная), а также разделение общих видов собственности на общую совместную и общую долевую. Каждый из этих видов собственности применим и к земельным участкам. А разделение с юридических позиций на государственную, муниципальную и частную заложено и в Конституции РФ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ