Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В глубокой древности, согласно Текстам пирамид, главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала, или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему, «в более ранний период Анубис был единственным судьей умерших". Он отождествлялся с богом-волком Упуатом, его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а за Анубисом закрепляются функции хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки - руки [бога] Атума, твое чрево - чрево Атума, твоя спина - спина Атума… но голова твоя - голова Анубиса".

Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании и составлении его мумии с целью предохранения от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса, он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок. Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса - священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

По мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога. «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису». При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса. Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма.

Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

Анубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала». «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

Ряд фактов позволяет предположить, что древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных - kbhw . Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола - kbh - "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты - Вепуат...».

Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство. В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.

Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве. В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.

Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения. Как бог царства мертвых в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату - бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса, где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше - перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.

Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будушего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалося, что Anubis превращает с помощью магии покойного в АХ. Анубис устонавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп.

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли Открывающим пути, его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.

Древнеегипетский бог Анубис

Анубис -бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома - городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистически х представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису . Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу . Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису. Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата, сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую - перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии. начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.

Бронза, период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета. Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.

Обряд Анубиса. Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись из гробницы Сеннеджема, XIII век до нашей эры

Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах.

Анубис - покровитель мертвых, в египетской мифологии сын бога Осириса и Нефтиды. При рождении Нефтида спрятала от своего супруга Сета Анубиса в болотах дельты Нила. Исида нашла юного бога и воспитали его как своего собственного. Позже когда Сет убил бога Осириса, его сын Анубис провел погребения умершего бога. Он завернул его тело в ткани, которые были пропитаны особым составом, так и появилась первая мумия. Именно поэтому бога Анубиса стали считать создателем погребальных обрядов и стали называть его богом бальзамирования. Еще Анубис помогал судить умерших, а праведных сопровождал к трону Осириса. Изображали Анубису в виде дикой собаки или шакала черного цвета.

Внебрачный сын Осириса и бог бальзамирования

Согласно мифам Древнего Египта. записанным Плутархом, Анубис родился от связи богини Нефтиды с богом Осирисом. Нефтида прятала новорожденного Анубиса от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Ее сестра, богиня Исида. нашла юного бога и воспитала его.

Анубис помогал Исиде собирать части тела Осириса - ее супруга, после того, как коварный Сет убил Осириса и разбросал его тело по всему Египту. Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав, таким образом, первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Ему принадлежала функция подготовки тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.

Также благодаря магическим действиям Анубиса, умерший превращался в ах, оживающего для дальнейшей жизни в загробном мире. Анубис является проводником души умершего в царстве мертвых, вводит ее в зал двух истин, где происходит суд над ней, и как «Хранитель божественной справедливости» взвешивает сердце умершего на Весах истины.

Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Амсета. Хапи, Кебексенуфа и Дуамутефа и давал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны.

Источники: www.anubis-sub.ru, mithology.ru, godsbay.ru, vsemifu.com, piramidavorever.ru

Болит животик у малыша - что делать

Всем родителям, будь-то совсем молодая мама или мама взрастившая трех детишек, известен ужас и кошмар кишечных...

Тайна Ватикана - возникновение славян

Не секрет, что Ватикан хранит множество тайн.Одним из самых мрачных его периодовстали крестовые походы. Отрадно, что в настоящее...

Бог Анубис, в оригинале – Инпу, был первоначально богом загробного мира.

После того, как тамошним правителем стал Осирис, Анубис остался проводником душ умерших. В Египте он покровительствовал кладбищам и некрополям, считался хранителем ядов и лекарств.

Центром его культа был город, по-гречески именуемый Кинополь – то есть «город собак». Такое название было связано с внешностью Анубиса, который изображался с головой собаки или шакала, а иногда и просто в облике этих животных.

В ранний период, до появления культа Осириса, Анубис был одним из верховных божеств Египта. Он носил титул «Хентиаменти», что означало «владыка Запада», под «западом» в то время понимали загробный мир.

В более поздний период Анубиса объявили сыном Осириса, поэтому он не противится, когда любимый отец воцаряется в царстве мёртвых вместо него. Ведь Анубис собственноручно собрал тело Осириса, разрубленное Сетом на мелкие части.

Анубис на суде Осириса

Когда Осирис становится правителем загробного мира, Анубис сопровождает души мёртвых по Аменти – своеобразному преддверию этого мира, из которого они попадают прямо на суд Осириса. Анубис становится возле весов и взвешивает сердца кандидатов.

При этом критерии суда выглядели своеобразно: на одной чаше весов находилось сердце, обозначающее у египтян душу и любовь, а на другой чаше – перо богини Маат, символизировавшее разум, то есть расчёт. Если перевешивало сердце, душа направлялась в рай, а если разум – в ад.

Очевидно, такое понимание возникло в эпоху Среднего царства, когда культ Осириса и Анубиса распространился среди небогатых и малообразованных людей: образованность и разумный расчёт, свойственные господствующему классу, казались им бездуховностью.

Как родился Анубис

По мифологическому сказанию, в Осириса влюбилась Нефтида – жена Сета. Она явилась к нему в облике Исиды и совокупилась с ним. В результате родился Анубис, которого Нефтида поспешила спрятать в зарослях тростника, опасаясь гнева мужа. Там Анубиса нашла Исида, которая вскормила его и сделала своим сыном.

Анубис у греков и римлян

Анубис был одним из египетских богов, особенно популярных в античности. Об этом сохранилось достаточное количество сведений:

  • Вергилий описывал, что этот бог был изображён на щите Энея – героя Троянской войны и одного из основателей Рима (либо предка его основателей);
  • Ювенал упоминал, что культ Анубиса был распространён в Риме;
  • В Греции Анубис отождествлялся с Гермесом, который также имел функцию проводника душ умерших, позже оба божества слились у греков в одно – Германубис.

Изобретатель бальзамирования

По мифологическому рассказу, Анубис был послан богом Ра, чтобы собрать части тела убитого Сетом Осириса. Вновь сложенное тело он забальзамировал, собственно, Анубис считается изобретателем этого способа хоронить умерших. Поэтому жрец, осуществлявший мумифицирование, надевал маску бога-шакала.


В храмах Анубиса были специальные помещения, где содержались собаки и шакалы – священные животные, после их смерти их тоже мумифицировали и хоронили в саркофагах. В священных текстах Анубис называет себя «владыкой покоев очищения», то есть помещений для бальзамирования.

Инпут

У Анубиса была и женская ипостась – богиня Инпут. Она также изображалась с собачьей головой. Иногда Инпут представлялась как самостоятельная богиня – жена Анубиса.

Отождествления

В Древнем Египте, население которого больше других интересовался загробной жизнью, царству мёртвых посвящались самые разные боги. Впоследствии некоторые из них были отождествлены с Анубисом:

  • Упуаут – бог войны, который первоначально выполнял обязанности проводника душ (чем позже занялся Анубис). Изображался в виде волка или человека с волчьей головой.
  • Исдес – покровитель «запада», то есть загробного мира. Имел облик большого чёрного пса.
  • Дуамутеф – сын Гора, защищавший прах умерших. Также изображался в виде собаки. В его облике изготавливали канопы – специальные кувшины, в которых ссыпали внутренности умершего. Каноп ставился рядом с саркофагом, где находилась собственно мумия.

Истоки почитания Анубиса и других «собачьих» богов

В глубокой древности египтяне стали замечать, что собаки и шакалы собираются на кладбищах и роются возле могил. Они решили, что эти животные как-то связаны со смертью. Пока представления о загробном мире не были развиты, смерть представлялась им мрачной стихией. Чтобы попытаться прогнать шакалов или избежать их вредного влияния, они решили их обожествить.

Владыка Асьюта Асьют был столицей 17-го нома (провинции) Древнего Египта, носившего имя Анубиса. В своих речах Анубис представляется в том числе владыкой этого города. Позже греки назвали его Кинополем, то есть «городом собаки». Археологи обнаружили в Асьюте следы самого древнего почитания Анубиса.

Один из самых таинственных древнеегипетских богов - это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черного шакала, что пожирает мертвых и охраняет вход в их царство.

Внешний вид

Немного позднее от первоначального образа осталось не так уж и много. Анубис - это бог царства мертвых в древнем городе Сиуте, выше него в религии египтян стоит лишь бог в обличье волка по имени Упуату, которому и подчиняется божество из царства мертвых. Считалось, что именно Анубис переводит души умерших между мирами.

А вот куда попадет усопший, решал Осирис. В его палате собирались 42 бога-судьи. Именно от их решения зависело, попадет душа на Поля Иалу или будет предана духовной смерти навсегда.

Весы Анубиса

Упоминание этого бога отражено в Книге мертвых, составленной для пятой и шестой династии фараонов. Один из жрецов описал собственное пребывание совместно с женой у Анубиса. В книге сказано, что он с супругой склонил колени перед божественными судьями. В палате, где решается судьба души, установлены специальные весы, за которыми стоит бог смерти Анубис. Он кладет на левую чашу сердце жреца, а на правую - перо Маат - символ истины, отражающий праведность и непогрешимость человеческих деяний.

Анубис-Саб - еще одно египетское имя этого бога. Оно означает "божественный судья". В летописях есть информация о том, что у него были магические способности - он мог видеть будущее. Именно Анубис отвечал за подготовку усопшего к смерти. В его обязанности входило бальзамирование и мумификация тела. После чего вокруг тела он выставлял детей, у каждого из них в руках были сосуды с органами покойника. Этот ритуал проводился для охраны души. Поклоняясь Анубису, во время подготовки тела жрецы надевали маску с ликом шакала. Правильное проведение всех обрядов давало гарантию, что ночью мистическое божество защитит тело усопшего от влияния злых духов.

Греко-римская вера

Когда в Римской империи началось активное развитие культов Исиды и Сераписа, восприятие божества Древнего Египта с головой шакала немного изменилось. Греки и римляне начали считать его слугой верховных богов, сравнивая бога мертвых с Гермесом. В те времена считалось, что он покровительствует анестезиологам, психологам и психиатрам. Такое мнение появилось после приписывания Анубису дополнительных качеств. Также считалось, что он способен указать верный путь заблудшему, вывести его из лабиринта.

Древнеегипетский бог смерти

В основном изображали Анубиса с телом человека и головой шакала. Его главная миссия заключалась в переправлении души в загробный мир. Есть записи, что он являлся людям в период Старого царства, принимая образ Дуата. По легендам, его матерью была а супругой стала богиня Инут.

Больше всего Анубису поклонялись в Кинополе - столице семнадцатого египетского нома. В одном из циклов описаний богов покровитель мертвых помогал Изиде в поисках частей Осириса. А вот во времена анимистических представлений представал перед жителями Анубис в образе собаки черного цвета.

Со временем египетская религия развивалась, и Анубис изменил свой образ. Теперь его изображали как человека с головой собаки. Кинополь стал центром смерти. По мнению египтологов, распространение культа было чрезвычайно быстрым по тем временам. По мнению жителей Древнего царства, это божество являлось хозяином загробного мира, и звали его Хентиаментиу. До появления Осириса он был главным на всем Западе. В других источниках указано, что это не его имя, а название места, где расположен храм поклонения Анубису. Дословный перевод этого слова звучит как "самый первый житель запада". Но после того, как египтяне начали поклоняться Осирису, многие функции Дуата перешли новому верховному богу.

Период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

В египетской мифологии Анубис - это бог мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного бога мать прятала от Сета, своего законного супруга, в болотах Нила. Впоследствии его нашла Исида, богиня-мать, которая и воспитала Анубиса. Спустя какое-то время Сет, превратившись в леопарда, убил Осириса, разорвав его тело на кусочки и разбросав по всему миру.

Помогал Исиде собрать останки Осириса Анубис. Он завернул тело своего отца в специальную ткань, и, по легенде, именно так возникла первая мумия. Именно благодаря этому мифу Анубис стал покровителем некрополей и богом бальзамирования. Таким образом сын хотел сохранить тело отца. По приданию, у Анубиса была дочь Кебхут, которая совершала возлияния в честь умерших.

Имя

В период Древнего царства с 2686 до 2181 годы до нашей эры имя Анубис записывалось в виде двух иероглифов, дословный перевод которых звучит как "шакал" и "мир ему". После этого имя бога начали записывать как "шакал на высокой подставке". Это обозначение используется до сих пор.

История культа

В период с 3100 до 2686 годы до нашей эры представляли Анубиса в виде шакала. Его изображения есть и на камне времен эпохи правления первой династии фараонов. Раньше людей хоронили в неглубокие ямы, которые часто разрывали шакалы, возможно, именно поэтому египтяне ассоциировали бога смерти с этим животным.

Самыми древними упоминаниями этого бога считаются указания в текстах пирамид, где Анубис встречается в разъяснениях правил погребения фараонов. На то время этот бог считался самым значимым в царстве мертвых. Со временем его влияние ослабело, а уже во времена римской эпохи изображали древнего бога Анубиса совместно с мертвыми, которых он вел за руку.

Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра. Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис - это сын с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.

Когда же на престол взошли греки, египетский Анубис был скрещен с Гермесом и превратился в единого бога мертвых Германубиса из-за схожести их миссий. В Риме этому богу поклонялись до второго века нашей эры. Потом же упоминания о нем можно было встретить в алхимической и мистической литературах Средних веков и даже эпохи Возрождения. Несмотря на мнение римлян и греков, что египетские боги слишком примитивны, а их образы непривычны, именно Анубис стал частью их религии. Они сравнивали его с Сириусом и почитали как цербера, живущего в царстве Аида.

Религиозные функции

Главной функцией одного из Анубиса была охрана могил. Считалось, что он охраняет пустынные некрополи на западных берегах Нила. Об этом свидетельствуют тексты, высеченные на могилах. Также он занимался бальзамированием и мумифицированием трупов. В погребальных камерах фараонов проводились обряды, где жрецы, надевая маску шакала, выполняли все необходимые процедуры, чтобы ночью бог защитил тело от злых сил. По легендам, Анубис спасал тела умерших от разъяренных сил, используя для этого раскаленный железный прут.

Сет в образе леопарда пытался разорвать тело Осириса, а Анубис спас его, заклеймив мужа своей биологической матери. С тех пор считается, что так у леопарда появились пятна, а жрецы, посещая покойников, надевали их шкуры, чтобы отпугнуть нечисть. Бог Египта Анубис также отводил души умерших на суд Осириса, как и греческий Гермес, приводил покойников к Аиду. Именно он решал, чья душа на весах тяжелее. И от того, как он взвесит душу усопшего, зависело, попадет она на небеса или отправится в пасть страшному чудовищу Амат, представлявшего собой гиппопотама со львиными лапами и пастью крокодила.

Образ в искусстве

Именно Анубиса чаще всего изображали в искусстве Древнего Египта. В самом начале его представляли черным псом. Стоит отметить, что оттенок был чисто символическим, он отражал цвет трупа после натирания его содой и смолой для дальнейшей мумификации. Кроме того, черный отражал цвет ила в реке и ассоциировался с плодородием, предвещал возрождение в мире мертвых. Позже изображения изменились, представлять бога смерти Анубиса стали в форме человека с головой шакала.

Вокруг его тела проходила лента, а в руках он держал цепь. Что касается погребального искусства, то изображался он как участник мумификации либо же сидящим на могиле и охраняющим ее. Самым уникальным и необычным изображением Анубиса стала находка в гробнице Рамсеса второго в городе Абидос, где лик бога был полностью человеческий.



Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве.

В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.


Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения (тело человека, голова шакала). Как бог царства мертвых (или некрополя) в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату (в переводе с египетского - открыватель пути) – бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса (душа умершего в тот период фараона), где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу (другими словами, Поля Тростника – место в загробном мире, где души обретают блаженство. Нечто наподобие рая в християнской религии) или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых (в ней описываются религиозные верования египтян и их представления о загробном мире) видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше – перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.


Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будушего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалося, что Anubis превращает с помощью магии покойного в "АХ" (блаженное воплощение души человека в загробном мире). Анубис устонавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп ("проводник душ в царство мертвых").

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли "Открывающим пути", его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ