Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю:
Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Так например:

  • если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;
  • если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.
Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

  • нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
  • предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответственно федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные законодательством случаи.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:
  • федеральными энергетическими системами,
  • объектами использования атомной энергии,
  • федеральным транспортом, путями сообщения,
  • объектами федеральной информатики и связи,
  • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
  • объектами обороны и безопасности,
  • объектами оборонного производства,
  • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
  • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:
  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
  • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).
В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу, что порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Юридические последствия имеют особое значение в системе регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, Земельный кодекс РФ определяет, что каждое публичное образование управляет и распоряжается только теми наделами, которые ему принадлежат по закону. Это прописано в ст. 29, ст. 11, п. 2, ст. 10, п. 2, ст. 9, п. 2. Кроме того, государственная собственность на землю подразумевает возможность публичного образования определять величину арендной платы, правила, сроки и условия ее внесения. Это также относится только к тем наделам, принадлежность которых имеет юридическое обоснование. Документы Государственная форма собственности на землю, как, впрочем, и частная, должна быть зарегистрирована. Это должны подтверждать соответствующие документы. Их приблизительный список определен в ст. 17 ФЗ, регламентирующем госрегистрацию права на недвижимость и сделок с ней.

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Конституции РФ, являются федеральной собственностью.Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:

  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
  • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).

В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно.

Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

РФ.В-третьих, прямо предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и органов исполнительной власти субъекта РФ, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог.Ключевой в данном случае является цель предоставления земельных участков — размещение автомобильных дорог и классификация дороги, в зависимости от которой соответствующие полномочия возникают у федерального органа государственной власти либо органа субъекта РФ.Наличие подобной нормы призвано ускорить процесс оформления земельных правоотношений для строительства дорог, что должно положительно сказаться на развитии улично-дорожной сети.Вместе с тем аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.

Hеразграниченная собственность на землю

В частности, к ним относят:

  • Нахождение на данных наделах недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации.
  • Присутствие приватизированной недвижимости, которая до этого была в собственности государства.

Как гласит ст. 103 ЗК, к территориям запаса относят наделы, которые принадлежат Российской Федерации и не предоставлены организациям и гражданам для пользования. Исключение составляют территории фонда перераспределения. Он формируется согласно ст. 80 Земельного кодекса. Суть статьи 4 Она устанавливает основания для включения наделов в перечни категорий, которые переходят во владение Российской Федерации после того, как было проведено разграничение государственной собственности на землю.


В данной статье, в отличие от абз. 2 ст. 3, предусматривается три подкатегории и категории территорий.

Разграничение государственной собственности на землю

Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации. Классификация В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:

  • Лесной фонд.
  • Земли безопасности и обороны.
  • Особо охраняемые природные территории.
  • Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.

В ст.
3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий.

Статья 3.3

Федерального закона;органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.Утративший силу п. 10 ст. 3 Вводного закона устанавливал, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, при этом указанной нормой предусматривались определенные исключения для данного правила применительно к поселениям, являющимся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации.Одновременно необходимо отметить, что предусмотренные ранее п. 10 ст.

Важно

На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов.

Не разграниченные земли гос. собственности

N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», решения о целесообразности осуществления полномочий по распоряжению таким земельным участком в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом.Основная цель данной нормы заключается в оказании муниципальным образованиям помощи, так как доходы от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в конечном счете в соответствии с бюджетным законодательством РФ поступают в местные бюджеты.В-пятых, от права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, производно право на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.Так, согласно п. 4 ст.

Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

Внимание

Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов. От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции.


Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти.

Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф

Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:

  • федеральными энергетическими системами,
  • объектами использования атомной энергии,
  • федеральным транспортом, путями сообщения,
  • объектами федеральной информатики и связи,
  • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
  • объектами обороны и безопасности,
  • объектами оборонного производства,
  • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
  • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст.

Сергей, добрый вечер.

Если участок находится на территории неразграниченной собственности, это не значит, что администрация этого района не может ей распоряжаться. А вот узнать. разграничена она или нет, можно из градостроительного плана или ПЗЗ.

Федеральный
закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.09.2016)

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1
настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной
регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным
законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие
государственной регистрации права собственности на земельные участки,
государственная собственность на которые не разграничена, не является
препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

Органом
местного самоуправления городского округа в отношении земельных
участков, расположенных на территории городского округа, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

Органом
местного самоуправления поселения в отношении земельных участков,
расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил
землепользования и застройки поселения, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим пунктом;

Органом
местного самоуправления муниципального района в отношении земельных
участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав
этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил
землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных
участков, расположенных на межселенных территориях муниципального
района;

Органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении
земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если
законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия
осуществляются органами местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

Федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для
размещения автомобильных дорог федерального значения;

Федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению
федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

Органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае
предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог
регионального или межмуниципального значения.

3.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного
самоуправления муниципального района и возникают у органа местного
самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и
застройки поселения.

В
случае, если решение о предварительном согласовании места размещения
объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного
участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом
Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки,
предоставление земельного участка на основании этого решения в
собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование,
безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления
муниципального района, который принял это решение.
4.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков,
государственная собственность на которые не разграничена, также являются
органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных
участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения
о перераспределении земель и земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, на принятие решений о
перераспределении земель и земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на
использование земель и земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

вам нужно подготовить схему расположения земельного участка, на который вы претендуете и отдать на согласование в администрацию, если на этот участок претендентов нет, то схему согласуют и должны подготовить документы для формирования участка.

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

[Земельный кодекс РФ][Глава I.1][Статья 11.10]

1. Схема расположения земельного участка или земельных
участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения
земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого
земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом
плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается
площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если
предусматривается образование двух и более земельных участков,
указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с
учетом утвержденных документов территориального планирования, правил
землепользования и застройки, проекта планировки территории,
землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной
территории, наличия зон с особыми условиями использования территории,
земельных участков общего пользования, территорий общего пользования,
красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения
зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено
государственными программами Российской Федерации, государственными
программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными
программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается
исполнительным органом государственной власти или органом местного
самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если
иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его
образования для предоставления без проведения торгов может быть
обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Мария, я писал об этом в вопросе, как я сделаю выписку ЕГРП, если участка еще нет!?

получен
гонорар 50%

Юрист, г. Москва

Общаться в чате


Сергей

Здравствуйте Сергей. Принцип определения в принципе прост, но идти в администрацию Вам все равно придется.

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
Статья 3.1
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
собственности Российской Федерации;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ)

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Т.е. общий принцип, если участка нет, границы не установлены, на учет не поставлены, объектов недвижимости нет, то собственность не разграничена.

У нас есть масса земель, границы которых не определены, но при этом они являются государственной собственностью или муниципальной. Это например земли лесного фонда или земли с водными объектами.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 7

1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Но так или иначе встречи с местной администрацией Вам скорее всего не миновать, вне зависимости от того разграничена собственность или нет, если иное не установлено законом субъекта РФ.

С 1 ЯНВАРЯ 2017 Г. ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Недвижимость и строительство)
Информационное письмо N 581

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 октября 2016 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).
Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.
В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.
Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ).

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

  • Общаться в чате

    Не совсем соглашусь с коллегами. В целом по процедуре постановки написано много и повторяться не буду. А вот как определить есть ли поставленные на кадастр участки или земля не разграничена - расскажу поподробнее.

    Проблема в том, что публичная кадастровая карта не дает всей полноты представления о том, какие участки реально стоят на кадастре, а какие нет.

    Самый лучший вариант для Вас - это сначала определиться по публичной кадастровой карте, какой именно «клочок» земли вы себе хотите взять и определяетесь, в каком кадастровом квартале находится этот «клочок».

    После этого заказываете через портал росреестра Кадастровый план территории - он придет в формате xml. Его нужно будет конвертировать в dxf для возможности чтения через графические приложения.

    И уже на этом КПТ вы можете точно узнать какие участки находятся в районе того «клочка», который Вас интересует и есть ли такие вообще. Если нет - значит земля не разграничена. А дальше уже вступает в силу его величество Земельный кодекс.

    Плюс заказа КПТ для Вас - посмотреть, нет ли случайно в районе «лакомого кусочка» каких-либо специальных зон и ограничений - например охранных зон подземных газопроводов и прочего.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, вы наверно говорите про выписку из ГКН, в xml ее заказывают просто для работы в программе, а сам план он дублирует информацию публичной кадастровой карты. я так думаю, или это не так?

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Калининград

    Общаться в чате

    КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ??? КРОМЕ КАК СПРОСИТЬ В АДМИНИСТРАЦИИ.

    Здравствуйте, Сергей!

    1. В некоторых случаях принадлежность земельных участков можно определить по принадлежности зданий, сооружений и предприятий, которые находятся на земельных участках (см п.3.1 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании)

    »Статья 3.1
    1.В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
    собственности Российской Федерации;
    земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
    иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
    2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
    собственности субъектов Российской Федерации;
    земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным
    предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами
    государственной власти субъектов Российской Федерации;
    иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
    3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
    собственности соответствующих муниципальных образований;
    земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
    иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
    законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные
    федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов
    Российской Федерации земли.
    4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
    5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности
    соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
    муниципальных образований на такие земельные участки.".

    2. Муниципальные образования ведут реестры муниципального имущества, в которых должны находится и муниципальные земельные участки.

    Попробуйте найти на сайте МО информацию о реестре муниципального имущества. Если не найдете, делайте в запрос МО, как вам советует коллега Проворова Анна

    3. На сайте Росреестра есть информация о сервесе через который можно получать информацию о земельных участках по адресу земельного участка

    Новости Росреестра
    Предоставление сведений о недвижимости в электронном виде через сайт Росреестра www.rosreestr.ru
    27.10.2016
    Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются по запросам любых лиц.
    На портале Росреестра www.rosreestr.ru доступен сервис
    «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», который
    позволяет получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах на него и наличии
    обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта. Они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру,
    условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Джафаров Зафар, Адвокат, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,7 рейтинг

    Здравствуйте

    мне удалось его сформировать и зарегистрировать - это уже означает что земля является не разграниченной собственностью???
    Сергей

    Если Вы, будете зарегистровать право на земельный участок в соответствии Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то ДА, так как

    ст.25 зк

    1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.
    1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

    Но Вы это сделать можете по определенному порядку предоставления земельного участка в соответствии с Земельным Кодексом как коллега Проворова АННА в первом ответе отметила

    Если взять земельный участок в аренду под ИЖС, после строительства дома я могу его выкупить в собственность.
    Сергей

    Можете.

    2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

    6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
    1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане , юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    ЗК РФ, Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

    2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:


    15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствиисо статьей 39.18 настоящего Кодекса;

    19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

    То есть чтобы заключили с Вами договор аренды надо соблюдать правила согласно ст.39.18 ЗК

    1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
    1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“;
    2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
    2. В извещении указываются:
    1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
    2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
    3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
    4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
    5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
    6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
    7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
    8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, на котором размещен утвержденный проект;
    9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
    3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“.
    4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
    5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
    1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

    2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом „О государственном кадастре недвижимости“, и направляет указанное решение заявителю.
    6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
    7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
    1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
    2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    С Уважением

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, то есть, если я составлю и согласую схему, зарегистрирую участок в росреестре, заключу договор аренды для ИЖС по статье 39.18 ЗК РФ - значит ли это что этот участок не является муниципальной собственностью, а является неразграниченной???

    Общаться в чате

    Сергей, добрый день. Нет, я говорю именно о КПТ - кадастровом плане территории. Объясню. Например есть земельный участок 52:10:060307:152. Что все эти цифры значат? 52 - регион, например брянск; 10 - это район, например Ивнаовский; 060307 - это как раз кадастровый квартал, на территории которого могут быть 1 или 1000 разных земельных участков; и 152- номер конкретного земельного участка. Когда вы закажете кадастровый план территории, то по сути увидите карту всех земельных участков и различных зон, которые находятся вблизи того «клочка», который Вас интересует. Увы, просто в письме это объяснить довольно сложно.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, росреестр называет это выпиской из ГКН на кадастровый квартал, она у меня есть, она дублирует кадастровую карту, просто в формате xml для работы с земельными участками и поворотными точками. КПТ нет, специально искал на сайте росреестра находит ГКН.

    Общаться в чате

    Сергей, зарегистрировать права можно только на СФОРМИРОВАННЫЙ земельный участок. То есть его нужно поставить на кадастровый учет, и у Вас на руках должен быть кадастровый паспорт. А чтобы поставить на кадастровый учет - его нужно СФОРМИРОВАТЬ, то есть сделать схему расположения земельного участка, в которой отобразить контуры образуемого земельного участка и поворотные точки этого контура. И как только пройдет постановка на кадастровый учет участок перестает быть просто не разграниченной поверхностью земли, а приобретает статус земельного участка - у него появляется номер, разрешенное использование, адресный ориентир, площадь и иные реквизиты.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, это понятно возьму участок в аренду границы появятся, но кто его собственник государство или муниципалитет??? Как мне это узнать до того как я возьму участок?

    От того кто собственник зависит сколько я заплачу потом при его выкупе! У нас в городе есть два района, возьму я участок в аренду под ИЖС, потом, в одном районе я заплачу при выкупе 3 % кадастровой стоимости, в другом районе 100% кадастровой стоимости, разница колоссальная.

  • Правовое регулирование управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: актуальные проблемы теории и практики (Умеренко Ю.А.)

    Дата размещения статьи: 21.07.2014

    Часть 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
    Одновременно в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
    Объектами земельных отношений согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года (далее - ЗК РФ) являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
    Земельные ресурсы характеризуются тремя фундаментальными свойствами, определяющими их ценность: они являются фактором жизнеобеспечения (часть природной среды, экологической системы), фактором производства (сельское хозяйство, строительство и т.д.), объектом гражданского оборота (земельно-имущественные отношения) .
    В этой связи можно утверждать, что вышеуказанные нормы Конституции РФ носят фундаментальный характер, так как оказывают непосредственное влияние на всю систему и структуру земельного законодательства и содержание земельных правоотношений.
    И.А. Иконицкая выделяет пять основных целей, преследуемых государством при регулировании отношений земельной собственности: 1) предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица, особенно в сфере сельскохозяйственного производства; 2) соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице; 3) обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы; 4) обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых, в свою очередь, принадлежностью земельного участка к той или иной категории; 5) регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий .
    Реализация такой важной цели государственно-правового регулирования отношений земельной собственности, как предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица, проявляется в провозглашении презумпции государственной собственности на землю, при этом иные ограничения применительно к концентрации земельных ресурсов в руках одного лица в законодательстве Российской Федерации в настоящий момент отсутствуют.
    Реализация данной цели государственно-правового регулирования отношений земельной собственности не должна рассматриваться в качестве пассивного подхода к управлению и распоряжению земельными участками, означающего сохранение всех земельных ресурсов исключительно в государственной собственности.
    Презумпция государственной собственности на землю закреплена в п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее - ГК РФ), в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
    Кроме того, в п. 1 ст. 16 ЗК РФ отражено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
    Данные нормы по своему правовому содержанию являются идентичными, однако наличие подобной нормы в ЗК РФ подтверждает приверженность законодателя ранее установленной презумпции государственной собственности на землю.
    Необходимо учитывать: понятие "государственная собственность на землю" в вышеуказанном контексте является абстрактным и собирательным, это обусловлено тем фактом, что согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
    Следовательно, государственная собственность по своей структуре является двухуровневой и в равной степени включает в себя федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, в связи с чем объективно появляется необходимость в разграничении государственной собственности на землю.
    Кроме того, согласно подп. 9 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
    Однако по своему юридическому содержанию данная норма скорее провозглашает самостоятельное направление правового регулирования, чем является принципом земельного законодательства Российской Федерации .
    В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
    В данной норме можно увидеть некую неточность, так как разграничение государственной собственности на землю осуществляется на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, что само по себе противоречит юридическому содержанию понятия "государственная собственность".
    Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
    Однако наделение муниципальных образований собственностью на землю является объективной необходимостью, позволяющей обеспечивать их имущественную самостоятельность и пополнение местных бюджетов.
    Таким образом, представляется, что п. 2 ст. 16 ЗК РФ следовало бы изложить в более корректной редакции с точки зрения существующего юридического понятийно-категориального аппарата, исключив слово "государственной". Внесение подобных изменений обеспечит соответствие данной нормы фактическому положению дел.
    Процесс разграничения государственной собственности в Российской Федерации начался с момента перехода Российской Федерации к рыночной экономике , однако он до настоящего момента не завершен в силу множества причин.
    Первоначально предусмотренные механизмы разграничения государственной собственности на землю показали свою неэффективность, в связи с чем они были коренным образом пересмотрены, что нашло свое отражение в Федеральном законе от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" .
    Однако внесенные изменения, направленные на совершенствование правовых механизмов разграничения государственной собственности на землю, невзирая на то, что они являются прогрессивными, не позволяют обеспечить окончательное разграничение государственной собственности на землю в Российской Федерации, в связи с чем до настоящего момента значительная часть всего земельного фонда Российской Федерации относится к неразграниченной собственности.
    Отсутствие правовых механизмов, позволяющих обеспечить полное и окончательное разграничение государственной собственности на землю, неминуемо приводит к необходимости поиска механизмов, обеспечивающих управление и распоряжение такими земельными участками, в связи с чем в современных условиях вопрос управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приобретает особую значимость и актуальность и нуждается в самостоятельном рассмотрении, учитывающем в равной степени как теоретические, так и практические аспекты.
    В юридической литературе справедливо отмечается, что законодатель отказался от идеи всеобъемлющего разграничения государственной собственности на землю и закрепил дуализм публичной земельной собственности, при котором одна часть земель будет иметь конкретного собственника - Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть будет находиться в неразграниченной бессубъектной государственной собственности .
    В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ "Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью)".
    В пункте 2 ст. 10 ЗК РФ указано: "Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации".
    Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ "органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности".
    В этой связи существуют три уровня, на которых осуществляется управление и распоряжение земельными участками: федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации и муниципальный уровень.
    Особенностью правовой конструкции применительно к публично-правовым образованиям является сочетание административного правомочия управления и вещного правомочия распоряжения, что обусловлено особым правовым статусом рассматриваемых субъектов в силу специфики и важности реализуемых ими функций.
    Однако вышеуказанные статьи ЗК РФ не содержат каких-либо указаний на органы, уполномоченные осуществлять управление и распоряжение земельными участками (землями), государственная собственность на которые не разграничена.
    Кроме того, ст. 8 ЗК РФ, регулирующая отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, также не содержит прямого указания на уполномоченный орган по переводу из одной категории в другую земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
    Следовательно, правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю выводится за пределы правового регулирования ЗК РФ, что представляется неправильным, так как разграничение государственной собственности на землю является непосредственной реализацией регулятивной функции земельного права, в связи с чем данный вопрос следовало бы урегулировать "на высшем уровне", т.е. непосредственно в самом ЗК РФ.
    В пользу правомерности данной позиции свидетельствует и анализ ст. 17, 18 и 19 ЗК РФ, согласно которым право собственности на землю соответствующего публично-правового образования возникает при разграничении государственной собственности на землю, следовательно, правовое регулирование данного вопроса имеет базовое значение.
    Основания и критерии разграничения государственной собственности на землю отражены в ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), а также в иных федеральных законах, в связи с чем можно констатировать факт отсутствия единого нормативного правового акта, регулирующего вопрос разграничения государственной собственности на землю, что, вне всякого сомнения, является существенным недостатком земельного законодательства Российской Федерации.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
    Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
    Одновременно в п. 2 ст. 24 Закона N 257-ФЗ закреплено, что предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    Статья 3.1 Закона 137-ФЗ в полной мере регулирует и создает правовые рамки для регулирования управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными нормативными правовыми актами.
    Однако вышеуказанная норма говорит только о распоряжении земельными участками, при этом присущее публично-правовым образованиям административное правомочие "управления" не упоминается в вышеуказанной норме, что является ее недостатком технико-юридического характера и свидетельствует о несистемности изменений, вносимых в земельное законодательство Российской Федерации.
    Из совокупного анализа вышеуказанных норм можно сделать вывод, что органами, уполномоченными на управление и распоряжение земельными участками, являются:
    - органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (общее правило);
    - для размещения автомобильных дорог федерального значения - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
    - для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
    - в административных центрах субъектов Российской Федерации - органы местного самоуправления указанных поселений, если законами субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
    - в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия принадлежат органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
    Таким образом, по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления, за исключением вышеуказанных случаев.
    При этом законодатель заложил противоположные принципы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в зависимости от статуса субъекта Российской Федерации: распоряжение такими участками в административных центрах субъектов Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления, если иное не установлено законами субъектов, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге наоборот - органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации осуществляют распоряжение земельными участками, если их законами не установлено иное.
    Данная особенность обусловлена особым правовым статусом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, ограниченным земельным фондом в данных городах, а также рядом иных особенностей .
    Вместе с тем и в первом, и во втором случае существуют общие изъятия применительно к распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотренные законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, т.е. в основу управления и распоряжения такими земельными участками положены два принципа: целей предоставления земельных участков для определенного вида деятельности и правового статуса соответствующего субъекта земельных отношений.
    Однако земельное законодательство Российской Федерации предусматривает и иные принципы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В данном случае речь идет о переводе земельных участков из одной категории в другую.
    Рассмотрение перевода земельных участков из одной категории в другую в качестве распоряжения земельным участком может вызвать ряд возражений либо сомнений, так как в данном случае не осуществляется непосредственное определение юридической судьбы земельного участка, однако изменение категории земельного участка влечет за собой изменение целевого назначения земельного участка и связанное с этим ограничение применительно к изменению и установлению видов разрешенного использования, не соответствующих категории земельного участка.
    Перевод земельного участка осуществляется по основаниям, установленным законом, для последующего предоставления земельных участков для использования в определенных целях. Иными словами, изменение категории земельного участка предшествует совершению распорядительных действий в отношении его, в связи с чем данные действия в широком смысле следует рассматривать в качестве управления и распоряжения земельными участками.
    В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе:
    - земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;
    - земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
    В части 2 ст. 15 Закона N 172-ФЗ указано: "В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ".
    Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 172-ФЗ "до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов без согласования с правообладателями земельных участков".
    При этом в ч. 4 ст. 15 Закона N 172-ФЗ установлено, что "в иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления".
    В этой связи можно констатировать наличие еще одного критерия при определении полномочий органов государственной власти по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, - федеральные нужды, т.е. публично-правовой интерес. Данный критерий хотя и является близким к целевому критерию, но все же отличается от него.
    В остальных случаях перевод земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, т.е. перевод осуществляется по остаточному принципу с учетом правового статуса территории, на которой расположен соответствующий земельный участок.
    Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель предусмотрел различные критерии при определении полномочий органов власти по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при этом данные критерии по своей правовой природе являются различными, в связи с чем можно говорить об отсутствии единых критериев и принципов, положенных в основу механизма правового регулирования в рассматриваемой сфере.
    ЗК РФ также предоставляет и иную возможность для субъектов Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так, в соответствии с п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ "органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах".
    При этом согласно п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ "органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах".
    Однако из смысла ЗК РФ и всего земельного законодательства Российской Федерации вытекает общее правило, что предоставление земельных участков осуществляется посредством проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, предварительное согласование места размещения объекта, предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству и т.д.), в связи с чем создается ситуация, когда субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления на практике фактически лишаются возможности устанавливать случаи, когда земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются на торгах в силу того, что данные вопросы урегулированы федеральным законодательством, которому должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, процедуры предоставления земельных участков четко регламентированы ЗК РФ и носят императивный характер, при этом самостоятельность органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными участками вытекает из содержания ст. 34 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
    В этой связи представляется спорной необходимость существования в ЗК РФ вышеуказанных норм в ст. 30 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
    В процессе правоприменения имеет место распространенная правоприменительная ошибка, которая вызвана либо добросовестным заблуждением, либо сознательным злоупотреблением со стороны органов, уполномоченных управлять и распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
    Суть данной ошибки сводится к тому, что уполномоченные органы неправомерно относят необходимые для использования в соответствующих целях земельные участки к неразграниченной собственности на землю и осуществляют неправомерное управление и распоряжение такими земельными участками.
    Подобное положение дел обусловлено целым рядом причин, в числе которых можно отметить следующие.
    Во-первых, до настоящего момента многие юридические и физические лица, которым ранее были предоставлены земельные участки и которые имеют правоустанавливающие документы на земельные участки, не осуществили их постановку на государственный кадастровый учет, что не позволяет сделать однозначный вывод относительно наличия либо отсутствия правообладателя земельного участка либо основания для его отнесения к собственности соответствующих публично-правовых образований.
    Так, в соответствии с п. 9 ст. 3 Закона N 137-ФЗ "государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
    Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
    В таких условиях при управлении и распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, существует значительный правовой риск - наличие правообладателя земельного участка, не осуществившего постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности.
    Существенность такого правового риска заключается в том, что если будет установлен факт наличия правообладателя земельного участка, то управление и распоряжение уполномоченными органами таким земельным участком будет являться незаконным, в связи с чем все принятые распорядительные акты и возникшие на их основании вещные и обязательственные правоотношения также будут незаконными.
    Во-вторых, границы многих земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, до настоящего момента не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. В качестве примера можно привести земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда либо ранее учтенные земельные участки , так как ранее действовавшее законодательство Российской Федерации допускало постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельные участки, границы которых не определены.
    При управлении и распоряжении земельными участками в подобных случаях нередко происходит наложение границ вновь поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков на границы земельных участков, сведения о которых уже содержатся в государственном кадастре недвижимости, что в конечном счете вынуждает правообладателей земельных участков, границы которых не были своевременно определены, в установленном порядке обращаться за защитой своих субъективных прав и законных интересов в суд. При этом споры в подобных случаях, как правило, разрешаются по результатам проводимых судебных экспертиз.
    В-третьих, до настоящего момента не налажено четкое межведомственное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, позволяющее получать сведения о правообладателях земельных участков, которые не поставлены на государственный кадастровый учет, но которые имеют правоустанавливающие документы на земельные участки. Также отсутствуют централизованные архивы, позволяющие получать сведения о ранее выданных правоустанавливающих документах и соответствующих правообладателях.
    Наличие подобного механизма взаимодействия позволило бы значительно минимизировать возможность неправомерного отнесения земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым снизить вероятность нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц.
    Последствия необоснованного отнесения земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и последующего распоряжения ими весьма существенные: прекращение обязательственных и вещных правоотношений с соответствующими субъектами земельных отношений и утрата ими статуса таковых.
    Заложниками подобных ситуаций становятся лица, которым земельные участки необходимы для каких-либо определенных целей: строительства, сельскохозяйственного производства и т.д. Экономический риск потери инвестированных денежных средств в подобных ситуациях очень высок, в связи с чем при оформлении земельных правоотношений в современных условиях необходимо учитывать данный риск.
    Ответственность органов, неправомерно распорядившихся земельными участками, как правило, сводится к выплате неосновательного обогащения, что приводит к сознательным злоупотреблениям со стороны соответствующих органов.
    Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что существующее правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю не позволяет обеспечить в полной мере окончательное разграничение государственной собственности на землю, что обусловливает необходимость внедрения эффективных правовых механизмов управления и распоряжения землями (земельными участками), государственная собственность на которые не разграничена.
    Вместе с тем существующие правовые механизмы управления и распоряжения землями (земельными участками), государственная собственность на которые не разграничена, имеют ряд существенных проблем и недостатков, что обусловлено несистемностью вносимых в земельное законодательство Российской Федерации изменений, множеством нормативных правовых актов, регулирующих вопросы разграничения государственной собственности на землю, отсутствием эффективной юридической ответственности за неправомерное управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, но которые необоснованно относятся к неразграниченной собственности на землю, а также отсутствием четкого межведомственного взаимодействия между органами государственной власти и рядом иных причин.
    Одновременно необходимо отметить: отраженные в настоящей статье проблемы правового регулирования управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не являются исчерпывающими, а являются наиболее значимыми с точки зрения правоприменительной практики и обеспечения прав и законных интересов субъектов земельных отношений, в связи с чем в современных условиях теоретическая и практическая разработка проблем разграничения собственности на землю и проблем совершенствования правовых механизмов управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которую не разграничена, приобретает особую значимость и актуальность.

    Список литературы

    1. Волков Г.А. Принципы земельного права // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей. Вып. 1 / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М.: Статут, 2006.
    2. Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке: Учеб. пособие. М.: Федеральный кадастровый центр "Земля", 2000.
    3. Попов М. Публичная земельная собственность: что нового с 1 июля 2006 года // Хозяйство и право. 2006. N 7.
    4. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
    5. Право собственности на землю в России и ЕС: правовые проблемы: Сб. ст. / Отв. ред. И.А. Иконицкая. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 20.
    6. Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
    7. Собрание законодательства Российской Федерации. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.
    8. Собрание законодательства Российской Федерации. 29.10.2001. N 44. Ст. 4148.
    9. Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276.
    10. Собрание законодательства Российской Федерации. 24.04.2006. N 17 (часть 1). Ст. 1782.
    11. Собрание законодательства Российской Федерации. 12.11.2007. N 46. Ст. 5553.
    12. Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (документ утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
    13. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
    14. Умеренко Ю.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. 2012. N 4.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ