Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Приказ Минприроды РФ от 12.11.2010 N 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов»

УСТАНОВЛЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ ГРАНИЦ ЗОН ОХРАНЫ

ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793) (далее — Федеральный закон «Об охоте») и определяет процедуру обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов.

2. В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается <*>.

———————————

<*> Часть 1 статьи 51 Федерального закона «Об охоте».

3. Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.

4. На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов.

5. Сведения, предусмотренные настоящего Порядка, наносятся на специальный информационный знак печатными буквами черного цвета размером по высоте не менее 70 мм.

6. Специальный информационный знак имеет прямоугольную форму размером не менее 40 x 60 см, изготавливается из листового металла (например, оцинкованной жести) и крепится к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см от поверхности земли.

7. Специальный информационный знак покрывается специальной краской по металлу белого цвета, а основание (столб) окрашивается краской контрастных цветов в виде горизонтальных полос. Нижняя часть основания заглубляется в грунт (не менее 40 см).

8. Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов.

9. На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте».

10. На территории общедоступных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Современный разгул охотничьего браконьерства вызван несколькими причинами. Главная из них - общая экономическая депрессия в стране, которая проявляется в разных направлениях.

Обнищание, голодание, озлобленность большей части населения вынуждает идти на бесплатное использование природных пищевых ресурсов. На незаконную добычу, прежде всего копытных животных выходит все мужское население целых деревень с оружием и решимостью перестрелять любую инспекцию. Работники госохотнадзора и егерских служб охотпользователей законодательно не защищены, они не имеют адекватных прав защиты закона и своей жизни. Слабое природоохранное законодательство способствует развитию браконьерства и среди обеспеченных слоев населения. Вооружившись современными скоростными вездеходными транспортными средствами, дальнобойным оружием, такие браконьеры чувствуют себя в угодьях безнаказанными, а работники охраны не могут ни догнать, ни наказать их, стрелять на поражение они не имеют права.

В результате массового браконьерства в угодьях густонаселенных регионов образуется настоящая пустыня, где выбиваются не только копытные животные, но и все что бегает и летает.

Экономический кризис коснулся и работников охотничьего надзора. Мизерные зарплаты толкают их на получение взяток от уличенных браконьеров.

Общая экономическая ситуация сказалась и на взаимодействии и взаимоотношениях охотничьих органов регионального и федерального уровня. Вместо того чтобы объединять усилия в борьбе против браконьерства, за сохранение ресурсов и их разнообразие, восстановление нарушенных экосистем, охотничьи ведомства сосредоточили свое внимание на борьбе за распределение общенародного достояния: за территорию охотничьих угодий, предоставление прав охоты, распределение лицензий, получение максимума различных платежей с охотников и охотпользователей. Это тоже следствие несовершенства законодательства.

Охотничьи ресурсы - это общенародное, общенациональное достояние. Из этого как бы само собой вытекает, что ресурсы - государственная собственность, т. е. распоряжаться общенародным достоянием поручается соответствующим государственным органам управления. Получив такое право, государственные служащие считают необходимым использовать это право во благо ведомства или личных интересов, но не во благо общества, не для целей сохранения биоразнообразия, повышения продуктивности экосистем и т. д. Это общероссийская национальная беда - российский менталитет государственного чиновника. Бороться с этим можно только законодательно.

Компания по изъятию охотничьих угодий у обществ усугубляет тенденцию распада обществ.

Вместе с тем, единственная сила в современном российском охотничьем хозяйстве, способная что-то сделать в направлении продуктивности охотничьих угодий, сохранения ресурсов, восстановления их видового состава и нарушенных экосистем - это сами охотники. Единоличные, разрозненные охотники тоже ничего не смогут сделать; необходима организационная система, роль которой выполняют общества охотников. Государственные органы не могут заменить весь спектр организационно-массовой, воспитательной, пропагандистской работы обществ; они не могут справиться со своими прямыми обязанностями - искоренением браконьерства.

Более того, они способствуют развитию браконьерства, законодательно усложняя практическую процедуру получения охотником права на охоту, вводя, в частности, поштучные лицензии на добываемые виды мелкой дичи, которые в сущности своей должны считаться социальным ресурсом, за право добычи, которой охотник уже многократно заплатил: госпошлину, вступительный взнос, ежегодный взнос, медицинскую справку, лицензию на приобретение и использование оружия и т.д.

Не отстают от государственных органов и общества охотников, которые ради своего выживания постоянно увеличивают членские, вступительные взносы, вводят незаконную денежную компенсацию трудоучастия в охотничьих хозяйствах и т.п.

Все это отторгает охотников от легальной, законной охоты и превращает большую часть законопослушных граждан в браконьеров. О каком сохранении биоразнообразия может идти речь при изложенном положении дел в сфере охраны охотничьих ресурсов?

Если следовать принципам социальной справедливости, общества должны заслужить желание охотника быть членом общества, поднять экологическое мировоззрение охотника до такого уровня, когда он добровольно и безвозмездно будет участвовать в обогащении природных ресурсов, но не чиновников обществ.

Что касается простоты смены охотничьих билетов, то проблема решается очень просто: необходим общероссийский государственный банк данных на всех охотников с регулярным внесением данных о персональных проступках, наказаниях, исключениях и т.п., чтобы охотник знал, что он не получит нигде права на охоту, если утратил за проступок любой охотничий билет. Необходима разработка значительно более строгого законодательства и осуждения браконьеров, вплоть до приравнивания незаконной добычи копытного животного к убийству человека, как это практикуется в ряде стран. Необходима правовая защита работников охотнадзора как государственного, так и общественного сектора.

Пора прекратить межведомственные войны за собственное выживание в ущерб общему делу сохранения, приумножения и рационального использования охотничьих ресурсов. Ведомственная политика ведет только к самоизоляции от охотничьей общественности, науки, практики сохранения и восстановления природных ресурсов и может привести только к социальному взрыву.

Статья 40. Государственный охотничий контроль и надзор

  • 1. Целью государственного охотничьего контроля и надзора является обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  • 2. Государственный охотничий контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, с Федеральным законом «О животном мире» и другими федеральными законами.
  • 3. Должностные лица, осуществляющие государственный охотничий контроль и надзор (далее - государственные охотничьи инспектора), имеют право:
  • 1) проверять соблюдение правил охоты, лимита добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания;
  • 2) посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры, проводить в охотничьих угодьях и на указанных объектах необходимые проверки;
  • 3) предъявлять виновным лицам требования и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • 4)предотвращать и пресекать преступления, административные правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
  • 5) предъявлять в пределах их компетенции иски в суд, арбитражный суд;
  • 6) привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
  • 7) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
  • 4. Государственным охотничьим инспекторам выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
  • 5. Государственные охотничьи инспектора имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
  • 6. Государственные органы, осуществляющие государственный охотничий контроль и надзор, приобретают специальные средства, служебное, охотничье и гражданское оружие, ведут их учет, хранят их и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом «Об оружии».
  • 7. Правила ношения, хранения и применения специальных средств государственными охотничьими инспекторами определяются Правительством Российской Федерации.
  • 8. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
  • 9. Порядок осуществления государственного охотничьего контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 41. Производственный охотничий контроль

Производственный охотничий контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

охота животное охрана

АННОТАЦИЯ

В целях сохранения охотничьих ресурсов создаются зоны охраны охотничьих ресурсов. Законодатель не объясняет, что подразумевается под зонами охраны охотничьих ресурсов, а значит не представляется возможным единообразие понимания данного термина охотполь­зователем, органом исполнительной власти (далее – ОИВ) и природо­охранной прокуратурой, а в дальнейшем и судебными органами. Несмотря на это, уже сложилась определенная практика применения норм, связанных с зонами охраны. Охотпользователей привлекают к административной ответственности по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ за то, что аншлаги, расположенные на въездах в охотугодья не соответствуют требованиям об обозначении на местности зон охраны охотничьих ресурсов. Это является одним из оснований для обращения уполномо­ченного ОИВ в суд с заявлением о расторжении охотхозяйственного соглашения (далее – ОХС).

Ключевые слова: зоны охраны охотничьих ресурсов; воспроиз­водственный участок; аншлаг; специальный информационный знак; охотпользователи.

Большинству охотпользователей знакома ситуация привлечения к административной ответственности за то, что аншлаги, располо­женные на въездах в угодья (специальные информационные знаки) не соответствуют требованиям Приказа Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов» (далее – Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503) . Проанализируем причину происходящего.

Статья 51 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об охоте» от 24.07.2009 №209-ФЗ) закрепляет создание особо защитных участков лесов и других зон охраны охотничьих ресурсов, в которых ограничивается их использование . Такие участки должны быть обозначены на местности в соответствии с требованиями Приказа МПР от 12.11.2010 № 503 . Законодатель не объясняет, что подразу­мевается под зонами охраны охотничьих ресурсов, а значит не пред­ставляется возможным единообразие понимания данного термина охот­пользователем, ОИВ и природоохранной прокуратурой, а в дальнейшем и судебными органами. Это означает, что нормы, обозначенные в статье 51 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте», не могут применяться, т. к. противоречат принципу правовой определен­ности и требуют официального толкования, право на которое есть лишь у органа, издавшего их.

До принятия Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте» (начало действия с 01.04.2010 года), отношения в сфере охотничьего хозяйства регулировались Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире») . Основанием для использования закрепленных угодий являлась долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира и договор на предоставление территорий и акваторий для пользования объектами животного мира, относящихся к объектам охоты. В таких договорах зачастую прописы­валась обязанность охотпользователя остолбить границы охотничьего хозяйства специальными знаками (аншлагами), а также создать в границах хозяйства не менее одного воспроизводственного участка (зоны покоя), которая должна была составлять не менее 10% от общей территории угодья. В п.4 Положения о воспроизводственном участке в охотничье-рыболовных хозяйствах Росохотрыболовсоюза, утвержденном по согласованию с Главохотой РСФСР Постановлением Центрального совета Росохотрыболовсоюза от 15 апреля 1980 г. № 26 устанавливалось, что границы воспроизводственного участка должны быть обозначены на местности специальными вывесками (аншлагами) в течение шести месяцев со дня его образования . Несмотря на это, требований к таким аншлагам обозначенный документ не содержит. Исходя из указанного, можно выделить 2 вида аншлагов:

  • устанавливающий на местности границы охотхозяйства;
  • устанавливающий на местности границы воспроизводственного участка.

На территории воспроизводственного участка охота не велась, т. к. целью его создания было создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства дичи. В настоящее время Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте» не предусматривает создания воспроизводственных участков, но норма статьи 51 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ содержит указание, что в целях сохранения охотничьих ресурсов создаются зоны охраны охотничьих ресурсов. Исходя из посыла, что в такой зоне ограниченна деятельность по добыванию охотресурса, можно предположить, что современный закон установил в понятии «зоны охраны охотничьих ресурсов» аналог воспроизводственных участков. Вероятно, что к зонам охраны охотничьих ресурсов можно отнести в частности особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ). Чтобы территории присвоили такой статус, необходимо проведение определенной процедуры.

Такая трактовка закона дает основание полагать, что применение требований Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503 к аншлагам, устанав­ливающим на местности границы всей территории охотхозяйства, незаконно и может быть расценена, как обозначение на местности территории, которая на самом деле не является территорией охраны (что-то по типу использования специальной формы или окраски спецтранспорта). Тем не менее, изучая судебную практику, одним из оснований для обращения уполномоченного ОИВ в суд с заявлением о расторжении ОХС является несоответствие аншлагов, обозначающих на местности границы угодий, Приказу МПР РФ от 12.11.2010 № 503 (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 г. №2 0АП-2879/13 по делу № А68-7274/2012 ; особый интерес представляет Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2015 года № 18АП-4455/15 по делу № А76-22341/2014 ). К сожалению, ни в одном судебном акте нет анализа необходимости такого соответствия. В основном оценивается является ли нарушение существенным или нет. Это связано с тем, что ответчики (охотпользователи) ни разу не обращали внимание суда на неравнозначность понятий «охотничьи угодья» и «зона охраны охотничьих ресурсов».

О неравнозначности также свидетельствует посыл, что к зонам охраны охотничьих животных относятся особо защитные участки леса («особо защитные участки лесов и другие зоны охраны»). В п. 23 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 №122 «Об утверждении Лесоустрои­тельной инструкции» (далее – Приказ МПР от 29.03.2018 № 122) указываются определенные признаки особо защитных участков лесов. В частности, к ним относят:

  • участки лесов, являющиеся местами обитания редких и нахо­дящихся под угрозой исчезновения диких животных, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации (пп. 15 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • участки лесов в границах государственных природных заказ­ников, площадь которых определяется при их образовании, в случае, когда на отдельных лесных участках государственных природных заказников устанавливается режим пользования более строгий, чем на остальной территории (пп.20 п.23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • участки лесов в границах охранных зон государственных при­родных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников, а также территориях, зарезервированных для создания ООПТ федерального значения, площадь которых определяется при их образовании, но не менее полосы шириной 1000 м вдоль их границ (пп. 21 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • участки лесов в радиусе 300 метров вокруг глухариных токов из расчета не более 3 таких участков лесов на 10 тысяч гектаров лесов (пп. 23 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • полосы лесов по каждому берегу реки или иных водных объектов, заселенных бобрами, с шириной, равной ширине водоохранной зоны (пп. 25 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );

В соответствии с п. 27 Лесоустроительной инструкции, для отграни­чения в натуре границ особо защитных участков лесов допускается установление аншлагов, информационных щитов, столбов. На нижней щеке, обращенной по перпендикуляру в сторону той или иной категории лесов делается надпись: "ОЗУ" (особо защитный участок лесов) .

Примечательно, что и в действующей до 03.05.2018 года Лесо­устроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 содержались аналогичные признаки особо защитных участков лесов . Придя к выводу, что Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503 не может применяться в отношении всего охотхозяйства, автор решил понять существует ли документ, устанавливающий стандарт для такого рода аншлагов. В рекомендациях по организации и ведению охотничьего хозяйства на территории охотничье-производственных участков Главохоты РСФСР, утвержденных Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 29 апреля 1984 года, содержатся требования к размещению и рекомендации к текстовке аншлагов и их внешнему виду:

«Аншлаги устанавливаются на столбах не ниже 2,5 - 3 м от земли в основных местах подхода и подъезда охотников: у железнодорожных станций, пристаней, остановок автобусов, на дорогах, ведущих в охотничьи угодья. Столбы рекомендуется окрашивать масляной краской полосами в три цвета – белый, красный и черный. Вывеска устанавли­вается таким образом, чтобы ее тыльная часть была обращена внутрь участка. (далее рекомендуется текст). Внутри территории охотничье-производственного участка аншлаги устанавливаются в крупных населенных пунктах и на дорогах с оживленным движением одна против другой. Остолбление границ участка должно быть произведено за два года с момента его организации» .

В настоящий момент нет документа, отменяющего действие данного нормативного акта, т. е. он действует субсидиарно в той части, в которой не противоречит современному законодательству. Для того, чтоб понять насколько он применим к рассматриваемой ситуации, необходимо разобраться как соотносится понятие «производственный участок» с видами угодий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте».

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте» выделяет следующие виды охотничьих угодий:

  • закрепленные (которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте»;
  • общедоступные (в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты .

Заповедники, заказники, зеленые зоны не выделяются в отдельный вид, т. к. законодателем включается в понятие «охотничьи угодья» только земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Известно, что охотничье-производственные участки организовы­вались на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий, в целях улучшения охраны и рационального использования государственного охотничьего фонда, проведения мероприятий, обеспе­чивающих увеличение запасов охотничьих животных и выход продукции охотничьего хозяйства с единицы площади охотничьих угодий, организации добычи промысловой пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства и сдачи этой продукции заготовительным и другим организациям (п. 1 и п. 2. Положения об охотничье-производственном участке Управления охотничье-промысло­вого хозяйства и государственной охотничьей инспекции при областном (краевом) исполкоме, Совете Министров АССР, утвержденном Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 14.08.1980 г ).

В соответствии с п.4 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 . выделялось 3 вида угодий:

  • закрепленные (за государственными, кооперативными и общественными организациями);
  • общего пользования (далее – УОП);
  • закрытые для охоты (заповедники, заказники).

С 1975 года УОП были переведены в резервный фонд Главохоты РСФСР. Об этом свидетельствует п. 2 Инструкции о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР, утвержденных Приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18 июля 1975 г. № 305 . В соответствии с Инструкцией о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий, охотничьи угодья стали подразделяться:

  • закрепленные (за государственными, кооперативными и общест­венными организациями);
  • не закрепленные за организациями, составляющие государствен­ный резервный фонд охотничьих угодий;
  • закрытые для охоты.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время охотничье-производственные участки не существуют, а значит рекомендации по их обустройству, не могут применяться.

Необходимо отметить Приказ МПР России от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государ­ственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» (далее – Приказ МПР от 22.04.2003 № 342) в абз. 3 п. 6 раздела 9 содержится указание на необходимость выработки рекомендаций по единым федеральным стандартам оформления аншлагов . Отметим, что Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503 вышел в 2010 году, но в его преамбуле нет указания на то, что его целью является реализация Приказа МПР от 22.04.2003 № 342.

Исходя из указанного, следует вывод, что до момента официаль­ных разъяснений, право на которое имеется лишь у органа, издавшего нормативно-правовой акт, вопрос что понимать под термином «зоны охраны охотничьих ресурсов» остается открытым.

По мнению автора, определение и утверждение видов специальных знаков (аншлагов) для охотничьего хозяйства, а также установление ГОСТ для них необходимо. Унификация специальных знаков позволяет быстрее их замечать на местности и заранее понимать их содержание. Например, различимы и распознаваемы, как таковые, таблички обозна­чения газопроводов – ГОСТ Р 55472-2013 ; нефтепроводов – РД 153-39.4-056-00 , лесные квартальные столбы (натурные лесоустроительные и лесохозяйственные знаки) – ОСТ 56-44-80 . В настоящее время аншлаги и схему границ можно обнаружить в самых неожиданных местах. Например, в кустах под мостом. Подойти к нему не представляется возможным, а разглядеть информацию разве только в бинокль. Согласно п. 12.4 Правил дорожного движения, утвер­жденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения» , остановка в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транс­портным средством менее 3 метров, запрещена. Часто встречаются аншлаги, стоящие просто в поле. При этом в 100 метрах может проходить дорога, где расположить этот аншлаг было бы логичнее. Щит с инфор­мацией крепят к деревьям, бревнам, используют любую цветовую гамму. На некоторых указывают, что охота ведется по лицензиям, хотя уже давно вместо лицензии используют разрешение на добычу охотничьего ресурса. Распространено указание «охота на копытных по лицензии», – словно на добычу утки или зайца разрешения не требуется. Достаточно часто на знаках отсутствует номер телефона хозяйства или указание, где можно приобрести путевку на охоту.

На основании изложенного, можно сделать следующий вывод: выяснить, что конкретный информационный знак действительно несет значимую информацию для охотника можно только подходя (при возможности) к каждому предположительно «охотничьему» щиту.

Список литературы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации» (ред от 29.07.2017, с изм. от 30.03.2018 // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  4. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 03.07.2016) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  5. Приказ Минприроды России от 29.03.2018 №122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2018.
  6. Приказ Минприроды РФ от 12.11.2010 №503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов» // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 3, 17.01.2011.
  7. Приказ МПР России от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  8. Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Прави­тельства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения» // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  9. Рекомендации по организации и ведению охотничьего хозяйства на территории охотничье-производственных участков Главохоты РСФСР, утвержденных Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 29 апреля 1984 года // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  10. Положение об охотничье-производственном участке Управления охотничье-промыслового хозяйства и государственной охотничьей инспекции при областном (краевом) исполкоме, Совете Министров АССР, утвержденном Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 14.08.1980г// СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  11. Положение о воспроизводственном участке в охотничье-рыболовных хозяйствах Росохотрыболовсоюза, утвержденном по согласованию с Главохотой РСФСР Постановлением Центрального совета Росохот­рыболовсоюза от 15 апреля 1980 г. №26// СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  12. Инструкции о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР, утвержденных Приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18 июля 1975 г. № 305//СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  13. ГОСТ Р 55472-2013 Национальный стандарт РФ. Системы газораспредели­тельные. Требования к сетям газораспределения. Часть 0. Общие положения», утв. Приказом Росстандарта от 05.07.2013 № 289-ст // М.: Стандартинформ, 2014. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  14. ОСТ 56-44-80 Отраслевой стандарт. Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования", введен Приказом (Распоряжением) Гослесхоза СССР от 19.08.1980 № 142 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  15. РД 153-39.4-056-00 Руководящий документ. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов (утратил силу) // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  16. Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 23, 04.06.2012.
  17. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  18. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 г. №20АП-2879/13 по делу №А68-7274/2012//СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  19. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2015 года № 18АП-4455/15 по делу № А76-22341/2014 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
Главная > Документ

Глава 4. Информация о выделении планируемых зон

охраны охотничьих ресурсов

173. В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается. Для реализации мероприятий разработан приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 503 «Об утверждении порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов». 174. Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, которые содержат сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов. 175. На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения. 176. На территории общедоступных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению территории специальными информационными знаками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. 177. При осуществлении градостроительной деятельности (территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства) должны применяться меры по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания. 178. Данные меры применяются в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей, предотвращения гибели животных при проведении сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ на территориях, где животные находят укрытие. 179. В рамках данного проекта предлагается считать зонами охраны охотничьих ресурсов существующие и планируемые особо охраняемые природные территории, лесопарковые и зеленые зоны леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов в лесном фонде Калининградской области. 180. Во время проведения внутрихозяйственного охотустройства в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 559 «Об утверждении порядка организации внутрихозяйственного охотустройства»: 1) разрабатываются: - картографический материал, содержащий графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов; - проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород; - проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства); 2) определяются: - перечень видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории охотничьего угодья, в отношении которых планируется осуществлять бонитировку; - максимальная и минимальная численности основных видов охотничьих ресурсов на территории охотничьего угодья; - расчет пропускной способности охотничьего угодья; - биотехнические мероприятия; - объемы допустимой добычи охотничьих ресурсов; - ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней; - мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры. 181. Мероприятия по охране животных должны включать предложения по организации и совершенствованию охраны фауны, борьбе с браконьерством, выделению заповедных зон и участков фаунистического покоя, предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ. Специально выделяются места обитания редких и исчезающих видов эндемиков, места повышенной плотности и сезонной концентрации животных. В этих местах планируются мероприятия по сохранению животных. 182. Создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов относится к биотехническим мероприятиям, проводимым в целях предотвращения гибели охотничьих ресурсов. 183. В зонах охраны возможно проведение научно-исследовательской деятельности. 184. Особо охраняемые природные территории также являются зонами охраны охотничьих ресурсов, так как они создавались как охотничьи резерваты. Создание таких объектов планируется на территории Калининградской области. 185. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Перечень зон охраны охотничьих ресурсов в границах планируемых особо охраняемых природных территорий Калининградской области

Таблица 23

Государствен-ный заказник «Балтийская коса»

Балтийский муниципа-льный район

- северная от побережья Гданьского залива по границе жилых зданий поселка Рыбачьего до побережья Калининградского залива; - юго-восточная: вдоль побережья Калининградского залива до линии Государственной границы Российской Федерации с Республикой Польша; - южная: по линии Государственной границы Российской Федерации с Республикой Польша от побережья Калининградского залива до побережья Гданьского залива; - северо-западная: вдоль побережья Гданьского залива от Государственной границы Российской Федерации с Республикой Польша до поселка Рыбачьего

Государствен-ный заказник «Дюнный»

Славский муниципа-льный район

- северная: от места впадения реки Северной в Куршский залив по линии Государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой (проходящей по среднему течению реки Немана) до пересечения с рекой Неманом; - восточная: от пересечения реки Северной с рекой Неманом далее по линии Государственной границы Российской Федерации (проходящей в среднем течении реки Немана) с Литовской Республикой до пересечения с автодорогой на населенный пункт Яснополянка; - южная: по автодороге на населенный пункт Яснополянка через населенные пункты Левобережное, Московское, Яснополянка, Разлив, Прохладное, Хрустальное, Причалы до впадения реки Промысловой в Куршский залив; - западная: от места впадения реки Промысловой в Куршский залив, далее вдоль побережья Куршского залива, включая километровую зону залива, до линии Государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой (проходящей по реке Северной)

Государствен-ный заказник «Громовский»

Славский муниципа-льный район

- северная: от места впадения Головкинского канала и реки Ржевки в реку Немонин, далее по правому берегу реки Ржевки до места впадения реки Луговой в реку Ржевку; - восточная: от места впадения реки Луговой в реку Ржевку, далее по правому берегу реки Луговой до южной границы квартала № 190 Государственного лесного фонда; - южная: от южной границы квартала № 190 Государственного лесного фонда далее по южной границе кварталов № 189, 188, 182, 173, 156-151; - западная: от южной границы квартала № 151 Государственного лесного фонда по западной границе кварталов № 129, 106, 83 до пересечения с Головкинским каналом, далее по левому берегу Головкинского канала до места впадения Головкинского канала и реки Ржевки в реку Немонин

Природный парк «Виштынецкий»

Нестеров-ский район

Северная: от населенного пункта Токаревка по автодороге до населенного пункта Дмитриевка и далее по лесной дороге через населенные пункты Пугачево, Лесистое до населенного пункта Калинино, и далее по реке Писсе до линии Государственной границы с Литовской Респуьликой;

Восточная: от устья реки Писсы по линии Государственной границы с Литовской Республикой до Государственной границы Российской Федерации с Республикой Польша;

На юг: по линии государственной границы Российской Федерации с Республикой Польша до ее пересечения с автодорогой Гусев-Голдап;

Западная: от линии Государственной границы Российской Федерации с Республикой Польша по автодороге Гусев-Голдап, далее по автодороге через населенный пункт Краснолесье до населенного пункта Токаревка

Раздел VII. Мероприятия по организации рационального

использования охотничьих ресурсов

Глава 1. Планируемые к проведению биотехнические мероприятия

186. Важнейшими в комплексе работ всех охотничьих хозяйств являются биотехнические мероприятия. Они проводятся для увеличения численности диких зверей и птиц как объектов охоты. Эта задача решается путем улучшения кормовых, гнездопригодных и защитных свойств угодий, подкормки животных в «тяжелые» периоды года, снижения числа хищников и конкурирующих видов, ликвидации или ослабления вредного воздействия человека, а также выпуска в угодья зверей и птиц в целях их акклиматизации и реакклиматизации. 187. Биотехнические мероприятия проектируются на основе бонитировки угодий хозяйства и анализа охотхозяйственной деятельности. Эти материалы позволяют определить, какие виды зверей и птиц перспективны на устраиваемой территории и какие факторы сдерживают рост их поголовья. То есть становится возможным обоснованно проектировать перечень и объем биотехнических мероприятий не только для всей исследуемой территории, но и для отдельных ее частей. 188. В большинстве случаев охотничьи хозяйства существуют на основании охотхозяйственных соглашений и являются вторичными пользователями угодий. Это обстоятельство заставляет согласовывать с основными землепользователями некоторые проектируемые мероприятия или брать в аренду необходимые земельные участки. 189. В результате повидовой бонитировки угодий хозяйства устанавливают: 1) виды охотничьих ресурсов, на которые целесообразно ориентировать ведение хозяйства; 2) факторы, которые в конкретных условиях снижают бонитет, тормозят рост численности животных. 190. Перечень и масштабы проектируемых биохимических мероприятий зависят от видового направления, материальных возможностей и уровня интенсификации хозяйства. Лишь в высокоорганизованных охотничьих хозяйствах, которые являются основными пользователями ресурсов, возможно проектирование коренных изменений состава и качества угодий: направленных рубок, культивирования на значительных площадях ценных в охотхозяйственном отношении пород деревьев и кустарников, осушения или обводнения территории и т.д. 191. В охотничьих хозяйствах, существующих на основании охотхозяйственных соглашений, необходимо учитывать возможные коренные изменения угодий в течение ревизионного периода под влиянием деятельности основных пользователей. Необходимо совместно с основными пользователями угодий обеспечивать ведение хозяйственной деятельности, направленной на реализацию полезных для охотничьих угодий мероприятий, вред от которых минимален: 1) выделение особо защитных участков леса по берегам рек, заселенных бобрами; 2) запрет применения собак при выпасе скота; 3) разрешение сенокошения в лесу не ранее 15 июля; 4) строгое соблюдение установленных норм и правил использования ядохимикатов и минеральных удобрений; 5) запрет палов по прошлогодним некосям и по стерне; 6) тщательная заделка протравленных семян; 7) проведение уборки урожая сельхозкультур от центра поля к краям (всвал); 8) оборудование уборочной техники отпугивающими средствами (механическими, световыми и др.). 192. Нормативы выделения особо защитных участков леса: полоса леса шириной 200 метров по берегам рек, заселенных бобрами (выделяют независимо от установки по берегам рек запретных лесных полос). 193. В хозяйствах численность лося, оленя и косули должна быть приведена в соответствие с имеющейся кормовой базой, а плотность заселения этими животными угодий соответствовать их бонитету. 194. Ведение хозяйства на лося вызывает необходимость практически повсеместно осуществлять определенный комплекс биотехнических мероприятий, направленных как на увеличение кормовой емкости угодий, так и на непосредственную подкормку животных. 195. Повышение кормовой емкости угодий достигается за счет: оставления вырубок и гарей под естественное возобновление кормовых лесообрастающих пород (сосны, осины, ивы, ясеня); омолаживания старых и затравленных ивняков; создания специальных кормовых лесонасаждений. Эти мероприятия проектируются в первую очередь в лесных угодьях. 196. В охотничьих хозяйствах, существующих на основании охотхозяйственных соглашений, данные мероприятия могут проектироваться по согласованию с арендаторами лесных земель и специально уполномоченным государственными органом (Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области). 197. Большими запасами высокопитательных кормов обладают порубочные остатки при заготовке леса (вершины и сучья осины, дуба, сосны, ивы и даже березы). При рубке насаждений с примесью не менее 30 % осины и других кормовых пород на 1 га сплошной лесосеки образуется до 3 тонн доступных животным кормов. Для обеспечения 25 % суточной потребности в корме 5 голов за зимний сезон достаточно оставление порубочных остатков на 1,5-2,0 га сплошных и на 4-6 га выборочных рубок из расчета на 1000 га лесных угодий. 198. Это мероприятие проводится по договорам охотпользователя с лесничеством и арендатором лесного участка (если такой имеется). В договорах оговариваются следующие вопросы: 1) сроки проведения рубки; 2) порядок сохранения порубочных остатков; 3) сроки и порядок последующей очистки лесосек. 199. Во всех угодьях проектируется устройство солонцов из расчета 1 солонец на 1000 га. Расход соли на солонец составляет 30 кг в год. Старые солонцы ежегодно подновляются. 200. При дефиците водопоев целесообразно проектировать устройство их на болотах из расчета один водопой на 1000 га угодий. 201. Содержание оленей и косуль требует значительных затрат. При этом проводится комплекс следующих мероприятий: 1) закладка кормовых полей для летне-осенней подкормки, и полях высевают топинамбур, вику или горох с овсом, рожь, клевер, люцерну, сладкий люпин, размеры отдельных полей и общая их площадь зависит от численности животных; 2) зимняя подкормка из расчета 2-3 кг сена на голову в день в течение 3-5 месяцев в году, используется сено (обязательно высокого качества), веники веточные, крапивные и из топинамбура, один солонец закладывается на 1000 га пригодных угодий. 202. Все биотехнические мероприятия для оленя и косули проектируются в угодьях, наиболее посещаемых этими видами. Места для кормушек и солонцов выбираются с таким расчетом, чтобы животные при подходе к ним и во время кормежки могли иметь широкий (не менее 100 м) обзор. Для этого непригодны угодья с густым подростом и подлеском, зарослями высоких травянистых растений, а также молодняки с высокой сомкнутостью полога. На подкормочных площадках применяют кормушки типа «шестигранник» или «ясли», солонцы - типа «корыто», «столбик» или «пень». 203. Ведения хозяйства на кабана рекомендуется лишь для хозяйств, имеющих необходимые материальные условия и угодья не ниже III класса бонитета. При этих условиях необходимо осуществление следующих мероприятий: 1) закладка кормовых полей, количество и площадь которых зависит от численности и распределения животных, рекомендуемые для возделывания культуры: топинамбур, картофель, зерновые; 2) зимняя подкормка из расчета 1-2 кг кормов на голову в день (картофель - 2 кг, концентрированные корма - 1 кг); в качестве концентратов используются желуди, овес, комбикорм, мясные и рыбные отходы; хорошо поедаются также крапивные веники. 204. Подкормку либо высыпают на землю, либо дают в деревянных корытах. Кормовые поля и подкормочные площадки для кабана закладывают на полянах и в угодьях, где постоянно обитает этот зверь. Они закладываются в непосредственной близости от участков, обладающих высокими защитными свойствами (насаждений с густым подлеском и подростом, высокосомкнутых хвойных молодняков, тростниковых зарослей и др.). В засушливые годы рекомендуется создавать водопои и «купалки», желательно поблизости от мест подкормки. 205. Для зайца-русака и серой куропатки необходим один и тот же комплекс биотехнических мероприятий. К основным факторам, лимитирующим численность зайцев-русаков и куропаток, относятся глубина снегового покрова и наличие зимних кормов. Однако степень действия этих факторов зависит, в первую очередь, от системы ведения сельского хозяйства. При низко организованном сельском хозяйстве эти виды животных могут существовать, находя себе корм и укрытие. При интенсивном же сельском хозяйстве и при глубоком снеговом покрове лишь забота человека может повысить численность куропатки и зайца-русака. В связи с этим ведение хозяйства на эти виды в угодьях II и III бонитета требует значительных затрат и рекомендуется только для высокоорганизованных охотхозяйств. 206. В угодьях I и II бонитета и в остальных хозяйствах применяется следующий комплекс мероприятий: 1) создание кормовых и ремизных посадок на не удобных для ведения сельского хозяйства землях; 2) зимняя подкормка русака клеверным сеном, овсом, зерновыми отходами в ящиках или под навесом, площадки закладываются по окраинам полей, в оврагах, перелесках или на неперепаханных полях из-под подсолнечника, кукурузы, капусты, при средней плотности зайца-русака делают одну площадку на 1-2 км опушечной линии; 3) зимняя подкормка куропаток зернофуражом, зерноотходами, отходами сена с семенами сорняков, мякиной, крапивными вениками на вешалах в кормушках различных типов. 207. Расход концентрированных кормов в день составляет 50-80 г на голову. Зимнюю подкормку выкладывают там, где поблизости находятся искусственные или естественные укрытия для птиц от непогоды и хищников (кроме леса, заросли кустарников, бурьянов). Подкормочные точки устраивают в начале зимы не реже чем через каждый километр опушечной линии. После того как птицы найдут подкормку и начнут регулярно посещать ее, подновляют только посещаемые площадки. После снегопадов и метелей необходима расчистка подкормочных площадок, расчистка снега на полях, засеянных озимыми бульдозером или снежным плугом. 208. Многообразие мест обитания водоплавающих птиц – различных типов водноболотных угодий, характеризующихся своеобразием структуры и режима, - определяет неоднородность условий обитания этой группы охотничьих животных, а, следовательно, и разнообразие факторов, которые могут оказывать отрицательное влияние на условия их существования. Выявление этих факторов и разработка мер, способствующих устранению или смягчению их неблагоприятного воздействия на дичь в конкретных условиях устраиваемого объекта, является важнейшей задачей проектно-изыскательских работ. 209. Производительность водно-болотных угодий как мест обитания водоплавающей дичи может быть повышена путем внедрения биотехнических мероприятий, примерный перечень которых приводится ниже: 1) мероприятия, направленные на улучшение среды обитания водоплавающей дичи: - устройство небольших искусственных водоемов (прудов, запруд); - устройство линейных прокосов и площадных выкосов в сплошных тростниковых зарослях; - прорезка каналов в сплавинах; - устройство сплавинных островков на чистых плесах; 2) мероприятия, направленные на улучшение условий существования водоплавающих: - устройство искусственных гнездовий или оснований для гнезд; - посадка кормовых растений; - устройство на берегах водоемов кормовых полей; - подкормка зимующих птиц; - предотвращение гибели гнезд уток (сохранение вдоль берегов водоемов участков некоси в виде полос 10-50-метровой ширины, запрещение выпаса скота и отдыха людей в местах массового гнездования). 210. Видовой состав врагов охотничьих животных, их численность, степень их вредного воздействия выявляются в процессе проведения изысканий. На основании полученных сведений c учетом опыта по регулированию численности отдельных видов, накопленного охотничьими хозяйствами и заповедниками, разрабатываются конкретные рекомендации. 211. Плотность на уровне, не превышающем 1 особи на 1000 га угодий, может быть принята в качестве поддержки допустимой плотности лисицы и енотовидной собаки в охотничьих хозяйствах, ориентирующихся на разведение боровой и водоплавающей дичи, серой куропатки, зайца, косули. 212. При ведении охотничьего хозяйства на водоплавающую дичь плотность болотного луня не должна превышать 1 пары на 1000 га водных угодий. 213. Бродячие собаки и кошки недопустимы в охотничьих угодьях и подлежат круглогодичному отстрелу. 214. При всем своем многообразии биотехнические мероприятия подразделяются на две основные группы: 1) улучшающие защитные, гнездовые и кормовые условия, к ним можно отнести посадку защитно-кормовых древесных, кустарниковых, полукустарниковых и других растений, омолаживание старых и затравленных ивняков, оставление гарей, вырубок под естественное лесозаращивание, это многолетние биотехнические мероприятия, эффект от которых достигается по истечении трех и более лет, то есть их потенциальная ценность повышается; 2) биотехнические мероприятия, направленные на поддержание жизнедеятельности животных в трудные периоды года, их воздействие ограничивается одним сезоном. 215. Данные мероприятия проводятся при недостатке или при недоступности естественных кормов, а также для привлечения животных на определенные участки охотничьих угодий.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ