Ни для кого не секрет, что для торговли алкогольными напитками нужна лицензия. И многие в первую очередь задаются вопросом, а сколько же она стоит? Ведь продажа алкогольсодержащих товаров привлекательное дело для того, кто хочет получать больше прибыли. Но давайте разбираться по порядку. Потому что недостаточно просто приобрести разрешение. Нужно ещё хотя бы понимать, для чего оно нужно, какие виды бывают, а также – какая ответственность накладывается на тех, кто собирается заняться этим бизнесом.
Регулировкой производства и реализации алкоголя существует ФЗ-171 . Он был принят ещё в 1995 году и с тех пор постоянно дополняется.
Основная задача этого закона, и федеральной службы, которая это контролирует – предотвращение распространения на рынках некачественного алкоголя. Ведь сам по себе он опасен для здоровья, а если его делают где-нибудь в подвале, на розлив, с использованием этилового спирта, то яд становится ещё опаснее.
Лицензирование распространяется только на продукт, в котором содержание спирта превышает отметку 15 процентов. Если товар имеет показатели ниже этого лимита, лицензия вам не потребуется.
А вот для торговли остальным алкоголем понадобится, помимо собственно лицензии, соответствие ещё нескольким факторам. Это:
Только после того, как ваша фирма будет отвечать обозначенным требованием, вы сможете покупать лицензию.
Нужно понимать, что продукт содержащий спирт более чем на 15% может быть пищевой и непищевой. Ко второму относятся парфюмерия, а также лаки и краски.
Значит, помимо того, что лицензия не требуется для продукта с меньшим содержанием спирта, она также не потребуется и для:
Основных типов два:
Оптовая
Розничная
Лицензия на оптовую деятельность связанную с алкоголем подразумевает и дополнительные требования к фирме, которая её приобретает. Нужно будет предоставить доказательства соответствия складов и их площади, а также соответствия технических характеристик компании.
Розничная лицензия продаётся фирмам, которые намерены торговать продукцией в розницу – кафе, круглосуточные бары, продуктовые магазины, рестораны и забегаловки ниши общепита.
Первым делом нужно сообщить, что любая лицензия покупается сроком на один год, независимо от её вида. (есть вариант – на пять лет, но тогда придётся платить сверху ещё и госпошлину). Данные по ценам актуальны на момент 2017 года. В дальнейшем они могут меняться.
Возникает закономерный вопрос, почему стоимость лицензии такая высокая? Ведь для малого бизнеса, каждый год отдавать дополнительно отдавать такие суммы (например за опт) нереально.
Официальный ответ прост – государство таким образом регулирует рынок, стремясь давать разрешения только ответственным поставщикам, которые могут обеспечить прилавки качественным продуктом.
К тому же, можно начинать развивать дело и с розничной торговли, там цена не так сильно кусается.
Нельзя реализовывать алкоголь :
В первую очередь, нужно знать, что с 2017 года выдачу лицензии тем, кто планирует заниматься коммерцией в нише спиртных напитков, выдаёт ведомство Росалкогольрегулирования.
Кроме того, права на содействие в получении лицензий удостоились и фирмы посредники. Это негосударственные организации, занимающиеся контролем и консультацией этой ниши бизнеса.
Но получить документ можно только в обозначенном выше департаменте. А вот подать заявку можно в департаменте развития предпринимательства и торговли, там, где зарегистрирована фирма. Минимальный срок выдачи разрешения после подачи документов – тридцать календарных дней.
Обидно получить отказ, после того как проделана большая работа, ведь собрать нужный пакет документации, получить акты от надзоров и при необходимости отдать деньги и за нотариуса – многого стоит. Но случаи нередки. Основных и распространённых причин несколько:
Что же делать, когда вам пришёл отказ по одной из причин? Подавать заново? Да, никто не запрещает это сделать. Однако всегда помните, что вам снова придётся платить госпошлину, а документы, поданные на рассмотрение не возвращаются и их приходится собирать заново. Это займёт ещё больше времени.
Это основные причины, по которым нужно будет заниматься переоформлением ранее выданного разрешение от Росалкоголя. Чтобы запустить процесс, вам потребуется составить в письменной форме заявление, а также приложить документы, подтверждающие одну из причин, по которой вы решили переоформить лицензию.
Возможен вариант, когда кроме заявления и документации, вам придётся прилагать пояснительную записку с описанием произошедшего (в том случае, когда лицензия, например, утеряна).
Если у вас будут на тот момент долги перед налоговой, или документы будут не пригодными (неполными, поддельными, недействительными, просроченными), вам могут отказать в переоформлении.
Если компания меняет название
Когда меняется место нахождения
Если нужно внести ваше дополнительное подразделение в лицензию
После подробного разбора того, что необходимо сделать, собрать и предоставить в надлежащую инстанцию, возникает закономерный вопрос – а настолько ли это выгодно, чтобы так стараться?
Как показывает практика – да. По статистике, реализация спиртного – одна из самых прибыльных ниш бизнеса. Но, чтобы коммерческая деятельность действительно приносила хороший доход, недостаточно просто купить лицензию и торговать спиртным. Следует оптимизировать все возможности.
Ведение бизнеса в этой сфере по сути не отличается от остальных, там также действуют правила спроса и предложения, сезонности и трендов. Поэтому для полноценной реализации проекта нельзя полагаться только лишь на вожделенную лицензию.
Регулировкой штрафных санкций в сфере алкогольной торговли занимается 356 Федеральный закон. И рассчитывать на щадящий режим не стоит. Тем предпринимателем, кто будет нарушать в этой нише правила и торговать без лицензии, грозят большие штрафы. 15 тысяч – для ИП, до 300 тысяч – для юрлица.
Однако не только это страшно. Согласно закону, после нарушения, у вас могут изъять всю алкогольную продукцию. Более того, если вы торгуете без лицензии, а доход ваш превышает отметку в полтора миллиона рублей, вам будет грозить не просто штраф, а уголовная ответственность.
Если лицензия есть, но используется она с нарушениями, ждите заморозки деятельности фирмы сроком до трёх месяцев.
Подделка акцизных марок также карается. 300 тысяч и изъятие продукта. И даже, если вы ни сном ни духом не знали, что торгуете «неправильным» алкоголем, избежать наказания не удастся.
Единая государственная автоматизированная информационная система. Это нововведение прибыло к нам в 2017 году специально для тех, кто занят розничной торговлей алкоголем.
По сути, это инструмент тотального контроля за продажами спиртного. Подключиться к системе обязан каждый занятый в этой нише. Данные о продажах конкретной бутылки алкоголя, вместе с данными о его крепости, акцизе, производителе и сбытчике будут сразу направляться в Росалкогольрегулирование.
И, естественно, за неподчинение этому правилу, грозит штраф. До 15 000 рублей на физлицо, и до 200 тысяч рублей – на юрлицо.
Электронные услуги
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции
Юридические лица
Государственная пошлина - 65000.0 руб.
Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.
Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)
Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.
Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)
Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)
Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)
Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)
Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)
Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)
Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)
30 календарных дней
Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.
Выдается:
Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.
В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.
Происходит:
Через законного представителя
На WEB сайте
Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Порядок обжалования
Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.
5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Почтовым отправлением.
5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4. Наличия:
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1. Выявление в представленных заявителем запросе и документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:
1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
1.2. Представленные документы утратили силу.
1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.
Для реализации алкогольных напитков предприниматель должен получить лицензию. Поскольку процесс оформления разрешительного документа занимает довольно много времени, начинать оформление лицензии нужно задолго до открытия магазина или заведения общественного питания, иначе продажа алкоголя в них будет считаться незаконной.
Из нашей статьи вы узнаете, как происходит процедура оформления лицензии в 2019 году, а также какие документы необходимы для получения разрешения на продажу алкоголя.
Алкогольная лицензия регулируется двумя нормативными документами – федеральным законом №171 от 22.11.1995 г. и соответствующими нормами местного законодательства. Это значит, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять требования и перечень документов, необходимых для осуществления розничной торговли алкоголем.
Законодательство разделяет розничную торговлю алкоголем на несколько видов деятельности, включая торговлю слабым алкоголем или алкоголем крепостью выше 15%, продажа на вынос или для употребления на месте. Каждый из перечисленных видов деятельности требует оформление отдельных лицензий. Например, если магазин продает как крепкие, так и слабоалкогольные напитки, его владельцам потребуется лицензия на реализацию алкоголя для употребления вне торгового помещения.
Розничная лицензия оформляется только юридическим лицам. Максимальный срок ее действия составляет 5 лет. Однако документ может быть продлен при условии ежегодной оплаты госпошлины в размере 40 000 рублей.
Лицензия на алкоголь может быть выдана организации, которая соответствует следующим условиям:
Однако требования, касающиеся удаленности магазина или заведения общепита, торгующего алкоголем, необходимо уточнять по месту нахождения вашего предприятия, т.к. муниципальные образования самостоятельно определяют эти нормы.
В первую очередь заявителю на алкогольную лицензию необходимо подготовить комплект документов, утвержденный органами местного самоуправления. Примерный список документов выглядит следующим образом:
Раньше для получения лицензии на реализацию алкоголя заявитель должен был предоставить такие документы как разрешение санитарных органов и Госпожнадзора, а также справку об отсутствии налоговой задолженности. Сейчас эти документы не являются обязательными, т.к. проверка на соответствие всем техническим требованиям осуществляется во время выездного осмотра. Однако сотрудники лицензирующего органа имеют право требовать у заявителя дополнительные сведения, поэтому если есть возможность, вышеназванные документы следует подготовить заранее. Особенно это относится к справке об отсутствии налоговой задолженности, т.к. если лицензирующий орган выявит факт задолженности перед бюджетом, в выдаче лицензии будет отказано, а сумма, уплаченная за пошлину, возврату не подлежит.
Проверка поданных документов и выездной осмотр помещения производятся в течение 30-ти дней с момента подачи заявления. До визита сотрудников лицензирующего органа организация должна подготовить копии сертификатов на алкоголь, а также уголок потребителя, оформив его книгой жалоб и предложений, законом о защите прав потребителя и выдержками из актов, регулирующих оборот спиртосодержащих напитков.
Если во время проведения экспертизы будут выявлены какие-либо нарушения, срок рассмотрения документов продлевается до устранения недочетов. Однако продление срока возможно не более чем на 1 месяц. Если организация не сможет вовремя исправить недочеты, лицензирующий орган имеет право отказать в выдаче лицензии. При этом заявитель будет оповещен об оформлении или отказе в оформлении лицензии за три дня до момента выдачи документов.
Обратите внимание, что заявление на продление действующей лицензии можно подавать за 90 дней до ее окончания. Если же предприятие пропустит срок действия лицензии, реализация алкоголя будет считаться незаконной, что повлечет за собой ответственность по гражданскому, уголовному и административному законодательству.
Еще в 1995 году Федеральным законом N 171-ФЗ были заложены основы условий и требований к деятельности, связанной непосредственно с алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также их оборотом. В последующих годах данный закон неоднократно подвергался изменениям, которые, в основном, ужесточали требования к производителям, а также распространителям указанной продукции, что было вызвано острой необходимостью защиты граждан от подделок и попыткой предотвратить иные нарушения со стороны недобросовестных предпринимателей, работающих в данной сфере.
Еще с 2006 года действует норма, согласно которой только организации, имеющие лицензию, могут осуществлять поставки и реализацию алкогольной продукции. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) установлен запрет на данную деятельность, который не касается следующих видов деятельности, которые, кстати, не подлежат лицензированию:
В 2015 году полностью легально, по лицензии, в качестве ИП бизнесмен сможет заняться исключительно производством и продажей продукции винодельни, но лишь при условии, что он в установленном порядке признается сельскохозяйственным производителем. Для лицензирования такой деятельности нужно кропотливо собрать определенный пакет документов, который, после оплаты государственной пошлины подается на рассмотрение органу исполнительной власти субъекта РФ (например, в г.Москва - Департаменту торговли и услуг). В указанный пакет входят:
Следует заметить, что региональные власти вправе включить в этот список дополнительные требования, поэтому, при необходимости уточнить, как получить лицензию на алкоголь для ИП в конкретном регионе, следует изучить местные законы, которые также могут устанавливать дополнительные (региональные) нормы в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицензия может быть выдана на период от одного до пяти лет, причем, чаще всего, срок ей действия зависит от полноты и качества соответствия представленных заявителем документов и сведений в них требованиям, изложенным в законе.
При принятии решения учитываются все факторы, вытекающие из имеющихся в поданном пакете документов сведений - от площади помещений, срока их аренды до соблюдения ограничений касаемо расстояния от «сухих зон», т.е. различных общественных учреждений. При необходимости может даже проводиться экспертиза, которая сыграет ключевую роль при принятии решения, которое, кстати, принимается в срок до календарных 30 дней (в некоторых муниципальных образованиях - до 23 дней).
Государственная пошлина за выдачу лицензии на алкоголь в 2014 году составляла 40 000 рублей, но уже с января 2015 года была повышена до 65 000 рублей. Стоимость перерегистрации лицензии - 3500 рублей.
Многие ИП считают, что нормы, установившие запрет, ограничивают свободу деятельности, предусмотренную Конституцией, а также нарушают равенство предпринимательской деятельности. Тем не менее, только законодатель имеет право определять порядок и условия предпринимательской деятельности, а также устанавливать правила её осуществления. В связи с этим, представители малого бизнеса делают свой выбор между переводом своей деятельности в иное русло и продолжением работы в знакомой им сфере оборота алкоголя через различные условно легальные схемы.
Некоторые предприниматели, не смирившись с установленным порядком вещей, совершали попытки оспорить вышеупомянутые запрещающие розничную продажу алкоголя ИП нормы, путем обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ). К сожалению, вынесенные КС РФ решения (например, Определение от 04.10.2066 года N 456-О или Постановление от 12.11.2003 года N 17-П) четко определили, что суд наивысшей инстанции не обнаруживает никаких нарушений конституционных прав и считает, что запрет ИП на розничную продажу алкогольной продукции не мешает им создать организацию в любой организационно-правовой форме, с тем, чтобы в новом качестве осуществлять данный вид деятельности на равных с другими ООО, ЗАО и т.д.
С оглядкой на это, сопоставляя плюсы и минусы создания юридической организации, её устава, капитала и главное, неминуемого последующего получения лицензии, некоторые ИП вынужденно прибегают к использованию условно легальных (попросту говоря, полулегальных) схем, которые позволяют им продолжать осуществлять торговлю алкоголем или, по крайней мере, не иметь слишком большого ущерба от запрета на неё.
Самым простым из существующих сегодня способов не нарушать закон, не теряя при этом посетителей, потребляющих алкогольные напитки, является разрешение приносить в заведение алкоголь с собой. Предполагается, что посетитель приобретет алкоголь в магазине, имеющем лицензию, а в заведении ИП он, после предоставления чека, сможет её выпить. Чек в данной ситуации нужен непосредственно ИП, для того, чтобы в случае внеплановой проверки контролирующими органами избежать обвинений в торговле алкоголем без лицензии. Такая схема не влечет абсолютно никаких нарушений для ИП, при этом, может повлечь нарушения для посетителя, который, употребляя алкоголь в заведении, которое не имеет лицензию на деятельность в сфере оборота, приравнивается к общепиту, то есть заведению общественного питания. Таким образом, посетителя могут даже привлечь к административной ответственности.
Существует также способ осуществления завуалированных розничных поставок алкоголя для интернет-магазинов ИП, не имеющих лицензии. Действующие Правила продажи товаров дистанционным способом (утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.09.2077 года N 61) устанавливают запрет на торговлю алкоголем путем продаж через интернет, а отсутствие лицензии лишает права на такую торговлю в принципе. Тем не менее, бутылка с алкогольным напитком поставляется не как отдельный товар, а как бонус к товару другого рода, причем цена бутылки, само собой, учитывается в его стоимости.
Самой распространенной из полулегальных схем торговли ИП алкоголем без лицензии является сдача помещения или его части в аренду лицу, имеющему соответствующую лицензию. Пользуясь его лицензией, ИП осуществляет торговлю алкоголем под видом, например, нанятого работника или же под условия договора о сотрудничестве, в конце месяца проводя инвентаризацию и получая плату за аренду своего помещения в виде % от проданного.
Тема лицензирования деятельности в 2019 году, связанной с алкогольной продукцией, до сих пор остается открытой и бурно обсуждаемой. Связано это с нововведениями в сферу, а так же некими сложностями. В этой статье мы решили разобрать вопрос о получении лицензии на алкоголь при условии, что организационно-правовая форма вашего предприятия – ИП.
Самое важное!
Дело в том, что «алкогольная лицензия» для ИП не выдается вообще. Причина проста: по законодательству РФ реализацией, производством и перевозками алкогольной продукции (содержание этилового спирта – более 6%) могут заниматься только юридические лица, к коим ИП не причислено.
Все же, если индивидуальный предприниматель решает заняться алкогольной продукцией - выход есть. И даже не один.
Вариант №1
Самый простой способ – это реализовывать алкоголь с содержанием спирта менее 6%. В 2018 году лицензия на алкоголь с таким составом, как и в прошлых годах, не понадобится. Но в этом случае планируемый ассортимент заметно оскудеет: можно будет реализовывать только пивные и винные напитки. Если этот вариант не подходит – предлагаем ознакомиться со вторым.
Вариант №2
Если все же вам необходимо получить возможность работать со всей алкогольной продукцией, тогда первым шагом будет перевод предприятия в любую другую организационно-правовую форму, являющуюся юридическим лицом. В их числе ООО и акционерные общества.
Сколько стоит лицензия на алкоголь?
Вы можете оформить официальный документ сроком на 1 год и продлевать его ежегодно. Для этого понадобится заплатить госпошлину размером 65 000 рублей. Возможно получение разрешения и на 5 лет сразу. Тогда к оплате придется приготовить 325 000 рублей.
Следующим этапом станет подготовка самого предприятия согласно условиям лицензирования. Например, от размера уставного капитала зависит, какой алкоголь вы сможете продавать. Самый низкий порог – 10 тысяч рублей – допустим при реализации продукции с содержанием алкоголя ниже 15%, выше 15% - 300 тысяч рублей. Но и это еще не все. Если вы планируете продавать алкоголь в розницу, не занесенный в реестр (выше 15% этилового спирта), тогда планка уставного капитала должна быть выше – от 1 млн рублей. А для оптовиков и того выше – 10 млн рублей.Возможно, придется сменить адрес: лицензия на алкоголь выдается только тем юридическим лицам, которые функционируют вдали от детских учреждений. Предъявляются требования к размерам самого помещения. Поработать понадобится и внутри – помещение должно быть оборудовано согласно букве закона.
В этой сфере имеются тысячи других тонкостей, каждый раз пополняемых все новыми и новыми изменениями. Для того чтобы получить лицензию на алкоголь максимально быстро и без необходимости изучать законы – достаточно просто обратиться к нам. Мы знаем о законе все!