Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Детство - особое социальное явление, требующее научного осмысления - системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.

Понятие «детство» и связанный с ним производный понятийный ряд используются на бытовом уровне. Теоретическое исследование понятия показывает, что его бытовая трактовка недостаточна для анализа макросоциальных процессов, поскольку входит в контекст социальных реальностей главным образом на макросоциальном уровне .

Есть сложности и при использовании понятия детства в трактовке, сложившейся в психолого-педагогическом цикле наук. В данном случае детство понимается как социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе: состояние и уровень отношения государства, общества, взрослых к детям; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для зашиты прав каждого ребенка, и прежде всего посредством принятия специальных законов или формирования и реализации адекватной политики государства. Когда мы говорим о социальном феномене детства, имеем в виду среднестатистическое понятие без учета национальной специфики, пола и возраста ребенка, места его проживания и материального обеспечения.

В современной науке нет единого мнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапа и его временные границы. Некоторые физиологи и психологи, биологи и демографы считают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Психологи определяют возрастные границы детства, обычно разделяя его на периоды: «младенчество» (от рождения до I года), «раннее детство» (от 1 года до 3 лет), «дошкольный возраст» (от 3 до 6-7 лет), «младший школьный возраст». С точки зрения отечественной демографии дети представляют совокупность населения, не достигшего зрелого возраста, где верхней границей детства считается 15-16 лет. В социологии хотя и нет строгих границ, но все зависит от конкретных целей исследования, иногда к категории «молодежь» относят уже тех, кому исполнилось 14. До последнего времени медицинская статистика учитывала состояние здоровья ребенка лишь до 14 лет, общая статистика -- детей грудного, ясельного, дошкольного, школьного возраста, а также возраст завершения образования.

Еще больший разброс в определении возрастных границ в правоведении, что связано с необходимостью наделить каждого несовершеннолетнего правом на защиту в определенном возрасте, учитывая его тесную связь в первые годы жизни ребенка с охраной материнства. В то же время правоспособность определена для человека с рождения, а дееспособность -- с 18 лет.

Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степень благополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благ и услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с его уровнем жизни.

Поводом для социальной работы, как указывает П.Д. Павленок , служит социальное неблагополучие отдельных людей или групп, поэтому ее цель состоит в том, чтобы способствовать повышению качества жизни людей, большей социальной справедливости в распределении социальных благ, реализации прав человека, а «средствами этой деятельности являются разнообразные виды помощи, поддержки, защиты интересов и потребностей людей в необходимых условиях жизни, выражающихся в определенном уровне благосостояния, образования и культуры.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности :

Объектами социальной защиты являются дети -- лица, не достигшие 18 лет. К объектам социальной защиты детства следует относить, прежде всего тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, т.е. тех, кто остался без попечения родителей, безнадзорных и бездомных детей; детей-инвалидов, детей с особыми нуждами (имеющих недостатки в психическом и физическом развитии); детей -- жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе вынужденных переселенцев и беженцев); детей -- жертв насилия; детей, отбывающих уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также находящихся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением; детей, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Дети, положение которых характеризуется как социально неблагополучное, тоже являются объектом социальной защиты детства. В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социальной защиты детства: дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска.

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») -- это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.

Традиционно большое внимание всегда уделяется такой категории, как дети-сироты. В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, в результате чего последние тоже оказывались в этой категории.

Одним из основных прав ребенка, закрепленных ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, является право знать своих родителей и право на их заботу. Если же ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, то, согласно ст. 20, он имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством .

В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы -- органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.

К категории детей-правонарушителей относятся дети, т. е. лица до достижения 18-летнего возраста, совершившие уголовно наказуемые деяния. Однако к уголовной ответственности в судебном порядке привлекаются только те несовершеннолетние, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет. Если же ребенок, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, его судьбу решает комиссия по делам несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 40 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Однако практика работы специальных учреждений для детей-правонарушителей показывает, что применявшиеся в них традиционно методы наказания и перевоспитания в большинстве случаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации и реинтеграции этих детей в общество.

Таким образом, эти три категории детей характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальные учреждения для таких детей.

К категории «дети группы риска» относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д., то эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Под понятием «дети группы риска» подразумеваются следующие категории детей :

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, -- право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Оказание такого рода помощи -- очень сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытывал недостаток любви и заботы со стороны родителей, имеет последствия разного вида деприваций, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства, -- чрезвычайно трудно. Это требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, требует особой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.

Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид деятельности, направленной на оказание такого рода детям, называется социально-педагогической поддержкой детства.

Необходимо отметить, что права детей, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, могут нарушаться и в специальных учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки интернатных учреждений выявляются, например, такие факты нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты: частичное финансирование таких учреждений приводит к тому, что дети в них оказываются лишены самого необходимого; выявляются случаи жестокого обращения и эксплуатации детей и т.д. В таких случаях дети также нуждаются в социально-педагогической помощи, направленной на защиту их прав, т.е. в социально-педагогической поддержке.

Безнадзорные дети -- дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети -- это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением .

Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:

  • - кризисными явлениями в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях);
  • - распространением жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях, снижением ответственности за их судьбу;
  • - нарастанием психоэмоциональных перегрузок у взрослых, непосредственно отражающихся на детях;
  • - свертыванием инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность пол влиянием рыночной экономики и к связи с оскудением государственного бюджета;
  • - коммерциализацией сферы образования и культуры. Социально-педагогическую работу с данной категорией детей можно разделить на два самостоятельных блока; профилактический и коррекционно-реабилитационный.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки -- детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная . Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -- установленные государством меры социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на защиту их прав и законных интересов и служащие обеспечению условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Таким образом, социальная защита детства -- система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы:

  • Ш в профессиональной деятельности социального педагога выделяют функции: аналитико-диагностическую; прогностическую; организационно-коммуникативную, социально-педагогической поддержки и помощи, коррекционную; координационно-организаторскую, охранно-защитную; психотерапевтическую, реабилитационную, социально-профилактическую.
  • Ш социальная защита детей представляет собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
  • Ш социальная защита детства -- система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.

Традиционным для нашей культуры является нравственное, гуманное, милосердное и толерантное отношение к детям и молодежи, которые требуют особого внимания вследствие инвалидности или отклонений в физическом или умственном развитии. К сожалению, исторически сложилась ситуация, при которой эта категория детей и молодежи в течение длительного времени оставалась социально незащищенной, и даже в определенной степени изолированной от социума, а открытое обсуждение проблем по инвалидности было непопулярным в обществе. Находясь в условиях интернатного учреждения или на воспитании в семье, дети-инвалиды и их семьи лишены возможности вести полноценный образ жизни. Часто эти дети оказываются неподготовленными к жизни в открытой среде, которая не соответствует их особым потребностям, в частности, в создании безбарьерной инфраструктуры, обеспечении беспрепятственного доступа к информации и коммуникации.

Родиться, или стать «не таким, как надо» - всегда большое несчастье для ребенка. О людях с ограниченными возможностями часто говорят не как о равноправных членах общества, а как о балласте или грузе. Собственно говоря, даже само слово «инвалид», которое обычно используют в этой социальной группе, имеет оскорбительное значение. Именно поэтому рекомендуется использовать термин «ребенок с ограниченными возможностями», как это делается во всем цивилизованном мире. Подписав Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка, государства-участники берут на себя обязательства проявлять особую заботу о детях с ограниченными возможностями и обеспечивать им человеческие условия, при которых дети будут расти с чувством собственного достоинства, уверенности в себе и возможностью участвовать в жизни общества.

Современная социальная защита инвалидов со стороны государства заключается в:

  • предоставлении денежной помощи, средств передвижения;
  • протезировании;
  • организации и принятии информации;
  • приспособлении жилья;
  • установлении опеки или постороннего ухода;
  • приспособлении застройки населенных пунктов, общественного транспорта, средств коммуникации и связи.

К сожалению, сегодня в обществе фактически практикуется сегрегация в отношении инвалидов, а ее следствием является нетолерантное отношение большинства граждан к ним. В контексте этого возникает необходимость не только адаптировать ребенка-инвалида к социуму, но и изменить отношение людей к нему. Ведь на сегодняшний день насчитывается огромное количество детей с различными видами физических и психических ограничений. И общество, которое претендует на высокий уровень гуманности и цивилизованности, не должно отвлечься от своих детей. Посредником в этом длинном и нелегком процессе естественно должен стать социальный работник. Это полностью соответствует его профессиональному направлению. Закон «Об охране детства» определяет такую категорию детей, как: «Ребенок-инвалид - ребенок со стойким расстройством функций организма, вызванным заболеванием, травмой или врожденными пороками умственного или физического развития, обусловливающие ограничения его нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты».

Инвалидность у детей резко ограничивает возможность включения ребенка в адекватные для его возраста воспитательные и педагогические процессы. Это значительное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, поэтому ребенок-инвалид имеет особые потребности в развитии психофизических возможностей, доступе к объектам социального окружения и средствам коммуникации, социализации и самореализации. Жизнь ребенка-инвалида проходит в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок, независимо от наличия у него ограничений, которые свидетельствуют об инвалидности, должен быть включен в сферу коммуникации, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация несогласованности объективной необходимости осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка с невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в интернатных заведениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется только между такими же детьми-инвалидами. При таких обстоятельствах у них задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. Исходя из этого, очевидна необходимость интеграции людей с ограниченными возможностями в общество через создание им условий для максимальной самореализации.

Социальные работники и социальные педагоги могут и должны помогать детям с ограниченными возможностями стать равноправными людьми, преодолевая неосведомленность общества относительно детей-инвалидов, которая приводит к дискриминации остальных.

На сегодняшний день есть острая необходимость изучения социального и юридического статуса детей с ограниченными возможностями, в частности: причины, которые мешают их равноправию с другими детьми:

  • отсутствие соответствующих законов или предвзятость населения;
  • влияние степени инвалидности на отношение к ним общества, а, следовательно, возможность адаптации к социальной среде;
  • приспособленность социальной среды (зданий, транспорта, дорог и других общественных мест) для пользования такими детьми.

Деятельность государства относительно инвалида должна проявляться в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения их потребностей в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной трудовой и общественной деятельности.

Новейшие концепции воспитания ценностных ориентаций у студенческой молодежи в учреждениях образования инклюзивной ориентации

В процессе изучения проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в учебных заведениях инклюзивной ориентации особого внимания требует раскрытие причин и условий, при которых ценности становятся полноценными жизненными ориентирами, субъектными приоритетами.

Современная молодежь демонстрирует активное участие в общественной жизни, не имея собственных взглядов на проблему ценностей. Общественные перемены разжигают противоречия по изменению сегодняшних, прошлых и будущих приоритетов. Данные противоречия могут быть разрешены путем ориентации личности молодого человека на общественно важные и значимые ценности.

Процесс формирования ценностных ориентаций является неоднозначным и проблемным. Формирование ценностных ориентаций характеризуется многообразием целей, результатов. Обусловлено это широким проявлением человеческой природы и личностными проявлениями.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что усиление кризиса социального и финансового сектора, развитие жестких рыночных отношений на фоне демократизации общества значительно уменьшает доверие к власти. Происходит разделение общества, члены которого исповедуют синтез ценностных ориентаций, присущих различным течениям и социальным группам.

Суть ценностных ориентаций заключается в ситуативной оценке и выборе определенных шаблонов, характеризующих оценку и отбор модели поведения. Процесс формирования ценностных ориентаций развивает способность оценивать факты реальности и выбирать их, а также стиль поведения в согласовании с принципом «добро-зло».

В условиях стремительного развития цивилизации ценности страны, расы, класса претерпевают трансформации, при этом возникают противоречия между жизнью людей и результатами ее жизнедеятельности. Решение данного противоречия зависит от формирования нового мировосприятия (духовности), основа которого содержит ценностные приоритеты человеческой личности, нового образа жизни.

Система ценностных ориентаций является индивидуальной для каждой отдельной личности, к тому же она тесно связана с мотивами и потребностями, целями и установками, а также с интересами личности. Если принимать во внимание, что интересы являются неустойчивыми и постоянно изменяются в течение развития личности, тогда ценностные установки и ориентации постоянно отрабатываются, совершенствуются.

Взаимодействие ценностных ориентаций в индивидуальной ценностной иерархии определяет типы жизненных позиций и стратегий личности, а также природу их согласованности с нормами и правилами, личностными сущностями и требованиями. Одни и те же ценности могу применяться людьми в совершенно разных целях, поэтому переоценка ценностной категории способна вызвать разрушение ценности, обязательно отразится и на разрушении системы ценностей общества и как следствие произойдет дезорганизация общественного сознания.

Таким образом, сформированные ценностные ориентации выполняют приоритетную роль в мотивации поведения студенческой молодежи. С помощью существующей системы ценностных ориентаций они воспринимают конкретную действительность. Система ценностных ориентаций сочетается с личностной позицией студента и с индивидуальным видением реальных ситуаций. Ценностные ориентации определяют природу обоснования личностных жизненных планов, действий и поступков.

В Конвенции о правах ребенка отмечается, что "ребенком является любое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, в отношении данного ребенка он не достигает совершеннолетия ранее". (1.С). Можно сказать, что дети - это особенно социально-демографическая группа населения, которая, имея возрастные границы от рождения до 18 лет. Свои специфические потребности, интересы и права, но не обладает достаточной способностью отстаивать и защищать их перед обществом.

Детство-стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма. Развитие его наиболее важных функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида, которая включает усвоение определенной системы знаний. Норм и ценностей, овладение социальной ролью, что позволяет ребенку формироваться и функционировать как полноценный член общества, личность.

Изучение детства в разных обществах сегодня многоаспектным и междисциплинарным явлением. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о положении детей. Под этим понятием мы понимаем совокупность условий, которые сложились в обществе для выживания и развития детей. К этим условиям можно отнести: степень материального обеспечения жизни детей состояние охраны здоровья детей, развитие сети оздоровительных учреждений, систему общественного образования и воспитания, воспитательные возможности семьи, развитость государственной заботы о детях и нормы отстаивающих жизненно важные права и интересы детей.

Специфика и основное направление социальной политики в области детства в современных условиях - устранение негативных последствий процессов, которые происходят в обществе, и создание условий для переориентации действующих и появления новых социальных институтов, которые должны удовлетворять потребности, реализовать интересы ребенка.

первая - создание социальных, экономических и правовых условий для удовлетворения наиболее важных потребностей и интересов в конкретной ситуации. Имеется в виду преодоление сдерживающих факторов по организации детского питания, системы образования и здравоохранения, а также - институтов и учреждений, которые обеспечивают физическое, духовное и культурное развитие детей;

вторая - компенсация обособленности некоторой категории детей, гарантия их выживания.

В сложных условиях развития России важно не только своевременно констатировать или предусмотреть возможные негативные последствия для детей в результате различных социальных изменений, но и противостоять этим последствиям через систему социальной защиты.

Социальная защита следует понимать как систему мер, направленных на восстановление внешних социально-экономических, политических, медико-экологических, правовых, психолого-педагогических условий, обеспечивающих на современном уровне выживание и развитие детей, на преодоление ситуации, когда действия отдельных лиц или институтов наносят непосредственный вред здоровью, психическому, моральному, интеллектуальному развитию ребенка.

Согласно отечественной практикой интересы детей как особой социально-демографической группы к этому времени учитываются в основном только в рамках государственной семейной политики. А в этом случае, как известно, не все запросы и интересы ребенка могут быть удовлетворены через семью. Потребность в общении, получении новой информации, активной, творческой, продуктивной деятельности, совершенствовании своих способностей, умений и т.д. - все это может реализоваться благодаря включению ребенка в широкие общественные структуры, школу, сферу окружающей среды и искусства, культуры, молодежной субкультуры. Ведь социальная политика в области детства должна охватывать все сферы жизнедеятельности ребенка.

Основными задачами социальной политики (в различных условиях) могут быть:

Контроль над работой детских учреждений различного типа;

Социально-медицинская помощь детям;

Информационно-правовая помощь несовершеннолетним по вопросам образования, приобретения профессии, трудоустройства, реализации культурных и досуговых потребностей и другие.

Конечно, положительных результатов можно достичь не просто проявляющую заботу о конкретном ребенке (хотя и это необходимо), а учитывая кардинальные решения, которые влияют на целое поколение, возрастные или социальные группы. Такими возможностями, в первую очередь, безусловно, обладает школа .

В последние годы усиливается интерес к вопросу защиты детей, и направлен он не на абстрактную защиту прав детей, а на такую ​​защиту, который бы отвечал основным принципам и нормам международного права, при этом особое внимание обращается на ответственность родителей и педагогов за судьбу ребенка. Поэтому школа должна осуществлять пропаганду и разъяснение материалов Конвенции посредством определенных структур просветительского плана, введения мини курсу "Права ребенка" с учетом особенностей возрастных групп и принципа доступности.

Определенным ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на детей в процессе реализации норм Конвенции есть желание развивать и укреплять в них чувство чести, собственного достоинства, без которых даже достаточно прочные знания положений Конвенции не обеспечат защищенности личности, ее свободной самореализации. Гуманизация процесса социально-педагогического воздействия на детей разного возраста предусматривает, прежде всего, субъективное развитие и саморазвитие личности. Формирование внутренней установки на самообразование и самовоспитание, имеет развивающий характер. В процессе деятельности детей следует ориентироваться на положение о том, что любая деятельность, будучи система – образующей, должна быть коллективной, творческой, личностно значимой.

С этой целью социальный работник или педагог должен разработать механизм интеграции позитивных по своему содержанию фронтальных, основательных и индивидуальных действий, которые воспринимает каждый ребенок. Кроме того если педагогически целесообразной организацией среды школы как внутреннего (предметно-эстетического, пространственного, духовного) так и связи с внешним (социальным, естественным и влияние на него). Ведь для специалиста должно быть важным не только то, что и как делает ребенок, подросток, но и в каких условиях разворачивается его деятельность. Это позволяет превратить школу в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.

Анализируя опыт отечественной социально-педагогической работы, можно отметить такие ценностные личностные установки, которыми пользоваться специалист социально-педагогической сферы. Опираясь на основные положения Конвенции, с целью реализации принципа гуманизации социализирующую процесса; педагогический гуманизм, который проявляется в уважении личности ребенка, его достоинства, восприятии ее запросов, интересов уверенности в собственных силах, эмпатическое понимание детей и подростков, сотрудничества; диалогизм; личностная позиция социального работника или педагога, его способность к творческому самовыражению, глубокое знание основных законов, постановлений и нормативных документов, касающихся проблем детей разных категорий .

Раньше люди понятия не имели о правах детей. Ребенка рассматривали как второстепенный материал, из которого должен образоваться полноценный человек. К мыслям ребенка не прислушались, потому что считали их зрелыми, но не рациональными. Взрослые должны полную власть над детьми, а детям ничего не оставалось, как воспринимать все это как должное, потому что неграмотность населения о правах и обязанностях детей, неосведомленность самих детей всегда оставалась и остается актуальной проблемой общества.

С течением времени ситуация постепенно менялась. В начале века права ребенка рассматривались, в основном, как меры по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, полной власти родителей, экономической эксплуатации.

Первые попытки создания пакета норм, которые регламентировали международную защиту детей, сделаны Лигой наций сразу после окончания Первой Мировой войны. При этом в самом Уставе Лиги наций не было позиций, которые непосредственно касались защиты детей. Однако в пределах правовой - творческой деятельности этой международной организации были подписаны соглашения о прекращении торговли женщинами и детьми. Наиболее существенным актом по защите детей, принятым Лиги наций, стала Женевская декларация 1924 года.

После Второй Мировой войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. .

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и соблюдать их. Это были 10 социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику, дела правительства и людей во всем мире.

Однако декларация (лат.Dekclaratia - провозглашения) - не обязывает, не имеет определенной обязательной силы, это лишь рекомендация. . Новые времена, ухудшение положения детей, нуждались в более конкретных законов и мер, международных договоров по защите и обеспечению прав ребенка.

Не менее важными в плане защиты прав детей является создание международных организаций: Детский фонд ООН (1946г.), ЮНИСЕФ -международная межправительственная организация, основной функцией которой стало предоставление материальной помощи в работе с детьми в разных странах и поддержка мероприятий по воспитанию детей; Межамериканский Институт ребенка в США (1919г.); Всемирный совет по вопросам одаренных и талантливых детей в Англии (1975); Международная федерация детской содружества в Норвегии (1948г.), Международный комитет детей и юношей в Женеве (1957) Европейское Бюро по вопросам детей и молодежи (1949г.) и другие.

Функционирование и деятельность международных неправительственных организаций способствуют развитию институционального сотрудничества по защите детей. Хотя только ЮНИСЕФ является единственной международной организацией универсального типа, которая решает проблемы защиты прав ребенка .

Основным правовым принципом защиты детей является равенство прав всех детей. В ст.1 Декларации прав ребенка 1959 ООН провозгласила, что перечисленные Декларации прав должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и ограничений.

Особенностью прав ребенка является необходимость специальной защиты этих прав, которые были обеспечены возможности и благоприятные условия для свободного и полноценного развития детей. Наилучшее обеспечение интересов и потребностей ребенка - вот главный приоритет в защите прав ребенка.

Введение………………………………………………………3

Критический анализ литературы……………………………4

Конвенция ООН о правах ребенка………………………….7

Особый правовой статус несовершеннолетних

и задачи по защите прав детей………………………..…….9

Социальная защита школьников и дошкольников……….13

Особенности социальной защиты воспитанников

детских домов………………………………………………15

Социальная защита детей инвалидов……………………...17

Какие проблемы мы видим на уровне законодателей?......19

Статистические исследования……………………………..22

Заключение……………………………………………….…23

Вывод………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………….25

Список используемой литературы………………………….26

Введение.

Актуальность.

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод. Этот документ называется Конвенцией о правах ребенка, и он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны. В послании Президента России Медведева мы услышали, что от решения проблем семьи и детства зависят само существование и будущее процветание России как государства; без инвестиций в образование и социальное развитие подрастающих поколений Россия превратится в государство с отсталой сырьевой экономикой без социальной и интеллектуальной перспективы;

Вопрос в том, как этого добиться, какие законодательные, социальные, экономические, культурные механизмы необходимо задействовать, чтобы заявленные цели были достигнуты.

Дети – особая социальная демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они – тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, экологические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.

ВЫВОД

Новые нормативно-правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

После принятия Конституции РФ в 1993 году спор о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. Сегодня на конституционном уровне закрепились приоритеты международных норм над внутригосударственными Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

В подтверждение моей гипотезы следует отметить, что действительно, при установлении прав человека на международном и федеральных уровнях, устанавливаются и права ребенка. Следовательно развитие этих прав влияет на общее положение детей. Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актов, как на российском, так и на международном уровнях.

Таким образом, следует отметить что, социальные права детей в России находятся на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также развивается система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а так же формы помощи матерям и беременным женщинам.Однако из-за финансовых трудностей социальные права детей не могут быть реализованы в полном объеме.

Приложение

ВОЗРАСТ

ПРАВА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННОМУ ВОЗРАСТУ

С момента

рождения

Способность иметь гражданские права и обязанности – гражданская правоспособность – гражданство

Имя, отчество, фамилия (с момента регистрации)

Пособие по случаю рождения, по многодетности и мало обеспеченности

Прием в дом ребенка. Прием в ясли

До 1,5 лет

Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком

До 3-х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания

Право матери находиться с ребенком в больнице. Прием в детский сад

6-7 лет

Поступление в школу

10лет

Усыновление только с согласия ребенка

Штраф за бесплатный проезд на транспорте

11лет

Разрешается определение в спец школу, в воспитательное учреждение

14лет

Изменение гражданства только с согласия ребенка

Определение в спец ПТУ

Наступает уголовная ответственность за убийства и другие тяжкие преступления

Ответственность (имущественная) за причиненный вред

До 15 лет

Установление опеки над ребенком

15 лет

Распоряжение собственным заработком

Совершение сделок с согласия родителей

Мелкие бытовые сделки (самостоятельно)

В исключительных случаях согласия профсоюза поступление на работу

Право вносить вклады в сбербанк

Установление попечительства

Получение паспорта

16 лет

Поступление на работу с определенными льготами.

Наступление уголовной ответственности

Возможность вступления в брак по разрешению родителей

Право на посещение зрелищных мероприятий без ограничений

Право на приобретение табачных изделий

18 лет

Совершеннолетие, полная дееспособность

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НФВ СПТ, 1995. – 544с.

    Газета Русский Инвалид. М. Июль 2003 №7(133).

    Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М.: Дом. 1994. – 120с.

    Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272с.

    Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения / Сост. Галыгина Ю. Р. М. 1994.

    Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48с.

    Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М «Былина», 2000. – 696с.

    Международные акты о правах человека. Сборник документов – М.: Издательская группа НОМА-ИНФРА-М, 1998 –784с.

    Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 288с.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. – 750с.

    Основы социальной работы: учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 395с.

    Права, оплаченные страданием: Справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ними / Ред.-сост. А. Г. Зебзеева. – Пермь: Здравствуй, 2001. – 320с.

    Право социального обеспечения. Учебник / Под. ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – 328с.

    Положение детей в СССР, 1990г.: Состояние, проблемы, перспектива.

    Пчелинцева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, - 696с.

    Технология социальной работы.: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

    www. seprava. ru

    www. un.org

Кагарманова Александра Александровна,воспитатель, ГБУ Республиканский центр социальной помощи семье и детям, г.Уфа[email protected]

Анализ подходовк проблеме социальной защиты семьи и детства

Аннотация. Встатье рассматривается вопрос защиты семьи и детства. Анализируются основные подходы к проблемесоциальной защиты семьи и детства с позиции исследователей в области социальной педагогики.Ключевые слова: социальная защита семьи и детства, социальнопедагогический подход, личностнодеятельностный подход, региональный подход.

В наши дни проблема социальной защиты семьи и детства приобрела особую актуальность. Детство рассматривается как результат социогенеза взаимоотношений детей и взрослых. Поэтому, если общество дорожит детьми как своим наиболее ценным достоянием, то оно обеспечивает заботу о детстве.

Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса гражданина и в таком качестве закреплено в международноправовых документах большинства стран.

В преамбуле «Декларации прав ребенка», принятой и провозглашённой Генеральной ассамблеей ООН в 1959 г., ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый» и таким образом, ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне.

В Конвенции ООН о правах ребенка, принятойв 1989 г. и ратифицированнойРоссией в 1990 г, подчеркивается, что дети имеют право на жизнь, здоровое развитие, защиту.

В Семейном кодексе РФ в главах «Права несовершеннолетних детей и «Права обязанности родителей» раскрыты некоторые права детей по тем или иным позициям. В статье 57 говорится, что ребенок в возрасте с 10 лет имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы .

В современной педагогической литературе имеются различные точки зрения по определению понятия «социальная защита семьи и детства».

И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга определяют понятие «социальная защита семьи и детства» как, помощь, оказываемая профессионально подготовленными людьми детям и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, в выявлении, определении и разрешении проблем, возникающих при нарушении их базовых прав.

По мнению Т.Н. Поддубной и А.О. Поддубного, социальная защита семьи и детства это организационные, правовые, финансовоэкономические, медицинские, социальнопсихологопедагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспеченияи гармоничного развития ребенка в семье, осуществляемые обществом и его официальными структурами.

В исследованиях Т.А. Бойцова, Н.Ю. Конасова, В.С. Кошкиной социальная защита семьи и детства трактуется как, система деятельности, организованная на основе межведомственного взаимодействия и направленная на создание условий реализации прав особых категории детей (оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с проблемами социального взаимодействия, здоровья, одаренных детей). Авторы считают, что социальная защита решает задачи реализации прав ребенка на полноценное развитие, образование, досуг, охрану здоровья, участие в культурной и творческой жизни, на поддержку и помощь взрослого.

Следовательно, социальнаязащита семьи и детства –это система, опирающаяся на сформированную нормативноправовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей и лицами, взаимодействующими с детьми.

В настоящее время существует несколько основных подходов к исследованию вопроса социальной защиты семьи и детства. Рассмотрим, чем характеризуется каждый подход относительно данной проблемы.

Социальнопедагогический подход раскрывается в работах В.Г. Бочаровой,Г.А. Ворониной, О.С. Газмана, Р.А. Литвак, Т.В. Лодкиной, И.В. Матвиенко, Л.Я Олиференко.

Впервые проблема защиты детства была озвучена в работах О.С. Газмана. Авторвыделил основные принципы обеспечения социальнопедагогической поддержки семьи:

Согласие ребенка на помощь и поддержку;

Опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

Совместимость, сотрудничество, содействие;

Конфиденциальность (анонимность);

Доброжелательность;

Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

Реализация принципа «Не навреди».

В исследованиях Т.В. Лодкиной выделяются следующие направления социальнопедагогической защиты семьи:

Система воспитательной работы с привлечением семьи и семейного социального педагога;

Социальнопедагогическая служба.

Так же автор утверждает, что основными составляющими процесса социальнопедагогической защиты семьи являются –диагностикаи коррекция педагогической запущенности детей, изучение семейного уклада и психологопедагогическая культура родителей, дифференцированный подход, консультирование .

Таким образом, с точки зрения социальнопедагогического подхода социальная защита семьи и детства представляет собой процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Личностнодеятельностный подходв системе социальной защиты семьи и детства нашел отражение в работах А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревской, О.В. Гукаленко,Н.Н. Михайловой,П.П. Пивненко, С.И. Юсфин, И.С. Якиманской.

Видный отечественный педагог Е.В. Бондаревская определила следующие ведущие положения концепции детства:

Новый образ ребенка основан на понимании его как субъекта развития и признания за ним права на свободное саморазвитие;

Признание самоценности детства;

Признание первостепенного значения его для общего развития ребенка;

Утверждение качественного своеобразия периода детства;

Выявления способностей и интересов личности в раннем возрасте;

Бережноохранительное отношение к душевной жизни ребенка и поддержка его детской индивидуальности;

Целостность жизнедеятельности личности в детстве и наполненность его культурными смыслами.

По мнению Е.В. Бондаревской, достижению целей социальной защиты семьи и детства будет способствовать работа, направленная на овладение педагогами технологиями ненасильственного воспитания, пропаганду этих идей среди родителей и населения региона, создание служб социальной помощи, разработка и осуществление городских и школьных программ «Здоровьедетей», «Одаренные дети», «Семья и семейное воспитание», развитие деятельности социальных работников и социальных педагогов .

С.И. Юсфин считает, что социальная поддержка детства –это процесс совместного с ребенком определения его интересов и путей, преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности .

Н.Н. Михайлова утверждает, что социальная поддержка представляет собой механизм автономизации личности, состоящий в присвоении ребенком права на уникальность, выстраивание собственной жизненной траектории; сопровождение ребенка педагогом в процессе жизнедеятельности.

Исходя изданных определений авторов, с позиции социальной защиты детства социальная поддержка –это совокупность различных форм социальнопедагогической деятельности, направленных на активизацию жизненных сил человека в тот или иной период его жизни, удовлетворение потребностей человека в социальной помощи, моральной поддержке, воспитании и образовании.

Итак, личностнодеятельностный подходпозволяет рассмотреть социальную защиту, как деятельность педагога по созданию необходимых условий (социальных, психологических, педагогических) для саморазвития и адаптации ребенка в образовательном пространстве.

Возможности реабилитационного подходав социальной защите детства рассматривали Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Перегожин, Р.В. Овчарова, А.А. Романов, М.Г. Хоменко, Л.М. Шипицына.

Данные исследователи выделяют три направления в реабилитации, проводимой с детьми и их родителями по определенной системе:

Диагностическая работа;

Организация реабилитационных мероприятий;

Постреабилитационная защита ребенка.

Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Перегожинсчитают, что эффективность реабилитационной работы во многом достигается за счет использования основополагающих принципов, которые должны обязательно учитываться в процессе социальной защиты семьи и детства. Рассмотрим данные принципы:

Принцип гуманизма –подчеркивает ценность ребенка как личности и направлен на поиск положительного в нем, актуализацию потенциальных возможностей ребенка;

Принцип единства диагностики и реабилитации заключается в том, что задачи реабилитационной работы могут быть сформулированы только на основе результатов диагностического изучения;

Принцип комплексности предполагает единый комплекс медикопсихологопедагогических воздействий при реабилитации;

Принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных и личностных особенностей в процессе реабилитации;

Принцип поэтапности в проведении реабилитационных мероприятий;

Принцип реалистичности –ориентирует на постановку реально достижимых целей реабилитации, исходя из реабилитационного потенциала ребенка.

Из вышесказанного следует, что относительно данного подхода социальная защита семьи и детства представляет собой систему мер комплексной реабилитации, направленную на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Таким образом, вышеперечисленные подходы к проблеме социальной защиты семьи и детства направлены на благополучие мира детства, предоставление каждому ребенку защищенного пространства как в учреждениях социальнопедагогической направленности, так и в семье.

Социальная защита семьи и детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансовоэкономических, социальнопсихологопедагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

В настоящее время социальная защита семьи и детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений, в сфере образования, в среде обитания ребенка. Вопервых, должен быть защищен определенный уровень жизни (основные потребности, физическое и психическое здоровье), вовторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая и социальная), втретьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Ссылкинаисточники1.Декларация прав ребенка–URL: http://www.school444.ru/images/declaration.doc.2.Конвенция о правах ребенка. –М.: РИОР, 2009. –24с.3. Семейный кодекс РФ –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982.4. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска. –3у изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. –256 с.5. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. –Ростов н/Д: Феникс, 2015. –510 с. 6. Конасова Н.Ю., Бойцова А.Т., Кошкина В.С. Права детей на дополнительное образование и социальнопедагогическую поддержку// Под ред. О.Е. Лебедева. –Спб: Издво КАРО. 2005г. –221 с.7. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. –58 с.8. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. –4е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. –208 с.9. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. –Ростов н/Д: Учитель, 1999. –560 с.10. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебнометодическое пособие. –М.: МИРОС, 2001. –208 с.11. Там же.12. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Перегожин Л.О. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. –Москва, 2005. –256 с.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ